Кризисы развития детей дошкольного возраста
Содержание:
- Признаки
- Что такое кризис 1 года?
- Ребенок никуда не отпускает маму – что делать
- Мои рекомендации
- Как проявляется кризис 3 лет?
- Кризисы возраста у человека
- Как проявляются кризисные этапы
- Подростковый кризис
- Кризис новорожденности
- Как вести себя правильно? Советы психолога
- Подростковый кризис 13 лет
- Рекомендации для родителей: как себя вести
- Кризис одного года
- Особенности преодоления
- «Четверть века» и новые вопросы
- Что такое регресс сна
- Дошкольники
- Советы психологов
Признаки
Ребенок все время учится чему-то, новые умения накапливаются и, в сочетании с психологическими изменениями, приводят к скачкам развития. Пик их проявляется в виде возрастных кризисов. О кризисе 1 года говорят следующие особенности поведения:
Повышенная капризность и ранимость
Неосторожное действие или слово способно вызвать плач, крики.
Желание все делать самостоятельно, даже если не получается или страшно. Дети пытаются ходить, есть, даже одеваться без помощи
Впадая в истерику, если не удается или если взрослый пытается помочь.
Перепады настроения. Между слезами и веселым смехом может пройти несколько минут. Ребенок может с трудом адаптироваться к новой обстановке, приходу гостей.
Проверка границ дозволенного. Сын или дочь будто специально совершают запрещенные поступки. Их поведение противоречиво.
Повышенная потребность во внимании, нежелание отпускать маму. Дети начинают проявлять ревность.
Часто в этот период сбивается режим сна и бодрствования. Сын или дочь могут отказываться от дневного сна, позже или раньше просыпаться утром. Часть малышей становится разборчивыми в еде. Могут отказываться от пищи.
Что такое кризис 1 года?
Любой кризис – это переход к чему-то новому, переломный момент в развитии.
Сущность кризиса 1 года заключается в новообразованиях и приобретениях.
Приобретением первого года жизни является ходьба. Эта новая функция в физическом развитии существенно расширяет возможности малыша;
Кстати, вас может интересовать вопрос, почему детка еще не ходит? Читайте статью Ребенок боится ходить самостоятельно>>>.
Еще одним новообразованием в 1 год является появление первых зачатков речи;
Ребенок хочет объясняться словами, но вот понять эти слоги и слова бывает чрезвычайно сложно. Малыш может обижаться в ответ на непонимание взрослых.
Все эти изменения и приводят к кризису года у ребенка.
Но главным является то, что это — важный и правильный этап в развитии малыша.
Он здоров и развивается по всем нормам. Понимание этого должно не огорчать, а, наоборот, вас радовать. Хотя это и непросто выдержать эмоционально.
Чтобы сохранять спокойствие в этот сложный период, смотрите интернет-семинар Мама, не кричи!>>>
Ребенок никуда не отпускает маму – что делать
Многие мамы в кризис 1 года или в кризисы у детей после года сталкиваются с такой проблемой: нет времени делать домашние дела, так как ребенок никуда не пускает, не слезает с рук. Что делать в такой ситуации?
Прежде всего необходимо определить причину, по которой ребенок боится исчезновения мамы из поля зрения. Это могут быть:
Очень прочная психологическая зависимость ребенка от матери. Когда мама рядом, ребенок чувствует себя в безопасности. Если же она уходит, у него появляется беспокойство. Кроме того, дети очень тонко чувствуют эмоциональный настрой матери. Если женщина переживает, волнуется, оставляя малыша, он скопирует ее состояние.
Страх одиночества. Когда мама уходит, ребенок не знает точного времени ее возвращения. Он опасается, что она не вернется. Такое случается, если в качестве основного средства коррекции поведения родители используют угрозы: «Будешь так себя вести, уйду от тебя!» Когда мама уходит по делам, малыш полагает, что наступил тот момент, когда из-за его плохого поведения мама ушла.
Дефицит внимания. Если мама находится рядом с ребенком, но занята своими делами, ему не хватает общения
Видя, что мама куда-то собирается, ребенок расстраивается: он ждал, что мама обратит на него свое внимание, а она уходит.
Научить малыша спокойно воспринимать отсутствие мамы можно, если почаще играть с ним в прятки. Частые визиты близких родственников и друзей семьи способствуют формированию у него спокойного отношения к тому, что не всегда с ним рядом может находиться мама. Ничего страшного в том, что иногда рядом находится другой человек, нет.
Снижению ситуативной тревожности малыша способствует фраза мамы: «Я пойду в магазин, скоро вернусь». Такие фразы формируют доверие ребенка к матери: мама сказала, что скоро вернется, и действительно пришла через несколько минут. Это лучше, чем уйти тайком. Если ребенок был занят игрой, а потом обнаружил, что мама исчезла, он рыдает в голос. Когда мать возвращается, малютка не отходит от нее ни на шаг, опасаясь, что она снова исчезнет.
Мои рекомендации
Новообразования психики на пороге новых этапов онтогенеза сопряжены с кризисами. Это нормально. Родителям нужно запастись терпением: пройдет немного времени, и все наладится.
Не стоит ругать малыша за негативные поведенческие реакции в период кризиса. Психологическая практика показывает, что это неэффективно. Альтернативой этому служит доверительное общение, разъяснение ребенку сути эмоциональных состояний. Малыш успокаивается, когда видит ,что мама понимает его чувства и разделяет их.
Легче преодолевают кризисы те дети, родители которых поощряют их самостоятельность. Начиная с самостоятельности в одевании и умывании, родители постепенно формируют у ребенка уверенность в себе, инициативность и любовь к порядку.
Если взгляды родителей на воспитание совпадают, супруги спокойно относятся к кризису, то его протекание будет безболезненным для семьи.
Как проявляется кризис 3 лет?
- Ребенок стремится к самостоятельности, любая помощь отрицается;
- Проявление негативизма;
Малыш отказывается от собственных желаний, когда они совпадают с родительскими требованиями. Например: он устал, уже надоело играть, но отказывается прекратить игру, потому, что так сказали родители.
- Происходит отдаление от родителей, любое вмешательство встречается агрессией;
- Негативизм чаще проявляется по отношению к родителям, с ровесниками или другими взрослыми ведет себя более или менее ровно;
- Желает чувствовать себя взрослым.
Важно! В период кризиса не потерять авторитетность родительского положения и слова. Часто проявляются требования: «я хочу», «сам»;
Часто проявляются требования: «я хочу», «сам»;
Хорошо, когда малыш сам старается одеваться, шнуровать шнурки. Но, когда он сам хочет идти через дорогу, берет ножницы, чтобы срезать ногти и т.д., это подвергает его опасности.
Читайте актуальную статью Безопасность ребенка на улице>>>.
Упрямство проявляется практически во всех действиях: во время прогулок, процесса одевания, приема пищи или просто игры. Например: не хочет идти кушать, хотя он проголодался;
О том, как накормить строптивого малыша, я рассказываю в курсе Едим с удовольствием>>>.
Вредность – старается все сделать наоборот. Даже, если ему так поступать не хочется;
Такое поведение направлено не на личность (маму или папу), а на уклад жизни, определенные правила: убирать игрушки, мыть руки, говорить «спасибо», просить прощения и т.д. (читайте по теме статью: Как научить ребенка убирать игрушки?>>>)
Чаще проявляются приступы агрессии, капризности, истерик.
Кризисы возраста у человека
Выделяют следующие кризисы в жизни человека по годам:
- Первого года;
- Трех лет;
- 6-7 лет;
- 13-15 лет;
- 18 лет;
- 30 лет;
- 40-45 лет;
- после 55 лет (предпенсионный).
Психолог Л. С. Выготский выделяет следующие этапы течения кризиса:
- 1) Докризисный период.
- 2) Собственно кризис.
- 3) Посткризисный период.
Каждый возрастной кризис детства – это признак психологической зрелости ребенка, его переход на более высокий, качественно новый уровень развития. Временные границы относительно произвольны, но эксперты утверждают, что психика ребенка особенно уязвима в возрасте одного года, трех, шести-семи и одиннадцати лет. Эти периоды можно считать поворотными в развитии. Они могут проявляться в нестабильности психики, непоследовательности. Родители должны понимать, что такое кризис, и вести себя терпеливо по отношению к ребенку.
Последовательность появления:
- Кризис первого года жизни. Главное, чему малыш научился к концу этого периода, – это ходьба. Теперь он воспринимает мир совершенно по-другому и чувствует свои возросшие возможности. Ребенок хочет узнать как можно больше нового, все вызывает у него искренний интерес, поэтому он лезет во все ящики и потайные уголки квартиры. Это стремление к независимости часто проявляется в полном отказе от помощи взрослых.
- Третий год жизни. Этот возраст следует воспринимать как новый поворот в развитии маленькой личности. Как правило, трудности проявляются гораздо ярче, чем кризис в первый год жизни. Ребенок уже имеет базовые навыки и справляется со многими заданиями самостоятельно. Он понимает, что не так сильно зависит от взрослого, поэтому настойчиво отстаивает свои права.
Капризы, истерики ребенка в период возрастного кризиса
- Кризис 6-7 лет. В этом возрасте дошкольники могут полностью игнорировать слова родителей, реагируют только на более жесткие требования. Чтобы установить хорошие отношения, взрослые должны признать: их ребенок уверен, что стал большим. В периодизации психолога Д. Б. Эльконина этот кризис рассматривается как разделение на два периода: дошкольное детство и младший школьный возраст. Л. С. Выготский обнаружил две основные характеристики этого кризиса: гримасничанье и важничанье. По его мнению, потеря детской наивности и непосредственности особенно характерна для детей в возрасте семи лет.
- Далее идет так называемый «предпереходный кризис». Психологи говорят, что в этом возрасте (10-11 лет) могут проявляться первые признаки переходного периода. Подросток меняется не только внутренне, но и внешне, иногда его пугает происходящее. Он начинает думать и чувствовать по-другому.
- Серьезный возрастной кризис – это пубертатный период (13-15 лет). Это связано не только с гормональными изменениями в организме, но и с постоянными попытками найти свое место в обществе. Часто подростки становятся неуправляемыми, у них нервные срывы, именно в этом возрасте может развиться наркотическая или алкогольная зависимость.
Взрослые часто не понимают подростков
- Следующий возрастной кризис приходит на 18-ти летие. В этом возрасте молодые люди уже начинают строить серьезные планы на дальнейшую жизнь. Конечно, в своих мечтах они знамениты, у них есть виллы и дорогие автомобили. Эти мечты часто далеки от серой реальности и повседневной жизни. Некоторые решают перепрыгнуть через несколько уровней и жениться в этом возрасте, чтобы казаться себе и другим более взрослыми, настоящими главами семьи.
- Далее идет так называемый «кризис среднего возраста» (30 лет) – метания и переживания, бессмысленность и однообразие жизни, переломный этап. Проявления разнообразны: депрессия, пьянство, компьютерные игры по ночам, измена, скука, немотивированные конфликты. Кризис среднего возраста чаще встречается у мужчин, женщины только перенимают.
Кризис среднего возраста
- Потом подкрадывается самый затяжной и самый разочаровывающий кризисный этап. Он приходит к 40-45 годам, когда человек начинает не просто понимать, но и физически чувствовать, что он смертен. Появляются морщины, лысины, периодически дает сбои здоровье, деньги больше не приносят прежнего удовлетворения, хочется найти работу для души. Всё это чревато психическими расстройствами. Тут на помощь приходят все те же незаменимые товарищи: пьянство, разврат, измена, волна разводов.
- Предпенсионный кризис. Человек спрашивает себя о своем предназначении, анализирует жизнь, свое значение в ней. Расстроен тем, куда идет общество. Имеет опыт, хочет изменить мир к лучшему. Возникает желание учить других или стать целителем, зацикливаться на новых решениях проблем.
Как проявляются кризисные этапы
Кризисы детского возраста – это одновременно и скачок в физическом и моральном развитии ребенка, и разрушение предыдущего «опыта», всего того, что было сформировано ранее
Поэтому важно помочь ребенку смягчить эти переходы, иначе в дальнейшем он может стать нелюдимым, недоверчивым
Во время кризиса новорожденности, когда малыш вдруг оказывается во «внешнем мире», где все кардинально отличается от того, к чему он успел привыкнуть, ему приходится адаптироваться
Важно быть рядом с ним, откликаться на его зов, создавать ему комфорт и уют. Совсем скоро он оживится и начнет более ярко воспринимать мир, а также родные лица
Кризис первого года жизни нередко сопровождается капризами, поскольку малыш обретает самооценку и прощупывает уровень самоуважения. У него нет нейтральных реакций. Есть четкие: слезы обиды на запрет, радостный смех (причем сквозь те же слезы) в ответ на одобрение.
Кризис трех лет считается сложным не только для ребенка, но и для родителей, поскольку чадо становится невыносимым. Проявляется это в постоянном негативизме, строптивости, а также своеволии. Малыш делает все наоборот, резко реагирует на просьбы старших, он отмахивается от них, когда те пытаются помочь, при этом нередко ведет себя вызывающе. Он считает себя самостоятельным, точнее начинает чувствовать свою значимость. Однако малыш не всегда может справиться со своими эмоциями, поэтому поддержка (а не наставления) близких очень важна в этот период.
Родителям не нужно поддаваться на детские провокации
У детей дошкольного возраста грядет кризис семи лет. Они – еще ребенок, неугомонный и энергичный, однако начинается школа, и все вокруг загоняют маленького человечка в рамки. Ребенок этого периода может отличаться обидчивостью и ранимостью, становится навязчивым, стараясь как бы вернуть то время, когда от него не требовали быть взрослым.
Переходный, подростковый период – время, когда меняются внешность, голос, поведение ребенка. Он либо принимает себя, либо презирает, это во многом зависит от поведения родителей ранее. Стараясь скорее обрести самостоятельность, ребенок может обзавестись новыми привычками, иногда скопированными у других. Так или иначе, к 18 годам он станет полноправной личностью с таким характером, который тренировался в течение предыдущих лет.
Подростковый кризис
Это время, когда самым активным образом ребенок задается вопросами «Кто я?», «Какой я?» и ищет на них ответы, ищет себя. В этом ему помогают подростковые субкультуры. В группе подросток чувствует себя безопаснее, а субкультура позволяет примерить на себя интересы, манеры, внешний вид и прочее: «Мое – не мое», «Подходит – не подходит».
Подросток крушит все границы, чтобы потом построить новые, свои, подходящие ему. Так же, как и в кризисе 3 лет, ребенок отчаянно нуждается в том, чтобы его увидели, заметили его сущность. Чтобы подтвердили: «Да, мы тебя видим, мы понимаем, что ты такой-то и такой-то».
Подростку необходимо получать обратную связь о тех качествах, которые действительно в нем есть. Для родителей в этот период есть опасность «навешать» на него свои проекции, ожидания, разочарования.
Поэтому им нужно хорошо различать, где качества и способности, присущие их ребенку, а где их собственные, возможно, нереализованные, мечты и планы, которые они «транслируют» на ребенка и которые ему не свойственны.
Хочется поддержать родителей в это непростое время, потому что часто им может казаться, что они совсем не нужны своим детям в этот период. Но на самом деле это не так. В это время ребенок хоть и «ежик», но он отчаянно нуждается в тепле, поддержке и принятии со стороны близких.
В процессе взросления ребенка родителям приходится сталкиваться с множеством трудностей, и не всегда понятно, как реагировать, что делать, как самим выстоять и не сорваться на крик, насилие или какую-то другую деструктивную реакцию, когда ребенок «плохо» себя ведет.
Не бойтесь обращаться за помощью к соответствующей литературе по детской психологии, наконец, к хорошему психологу. Вовремя полученная помощь сэкономит ваши силы, укрепит отношения с ребенком, сделав их более доверительными и глубокими, и позволит вашему чаду развиваться гармоничнее, стать в дальнейшем зрелой личностью.
Теперь вы знаете, что делать, когда возникают возрастные кризисы у детей и подростков, как правильно решать психологические конфликты.
Юлия Воробьева, психолог
Кризис новорожденности
При рождении ребенок попадает из среды полностью приспособленной для него в мир, к которому он должен приспосабливаться сам. Это становится большим стрессом для малыша. В это время закладываются его отношение и доверие к внешнему миру. Для успешного прохождения этого критического периода с ребенком должен быть рядом только постоянный человек. Не обязательно здесь должна быть мама, но кто-то один должен быть рядом постоянно. Кормить, купать, переодевать, подходить на плач, брать на руки. Если нет рядом такого взрослого и потребности в контакте и близости с ним не удовлетворены, то это может отразиться в дальнейшем на поведении ребенка, а затем и на взрослом человеке. Так, например, в будущем возможны очень быстрые сенсорная и эмоциональная перегрузка и утомляемость.
В этот период существует так называемый симбиоз, когда мама и ребенок чувствуют и понимают друг друга на глубинных невербальных уровнях. Соответственно любые чувства и эмоции матери проецируются на ребенка. Так, например, если мама спокойна, то и ребенок спокоен, а, если мама переживает и нервничает, то ребенок реагирует на это очень беспокойным поведением. Ребенок в это время очень «удобен» и понятен. Покормили — сыт, укачали — спит. Конечно же мамочки привыкают к тому, что ребенок полностью зависим от нее и по привычке продолжают думать и делать все за ребенка. Но по мере роста и взросления ребенка, такая связь перестает его удовлетворять, и когда, наконец, он научается сидеть, а затем ходить, наступает новый кризис 1 года.
Как вести себя правильно? Советы психолога
Найти подход к ребенку, у которого кризис 1 года, удается далеко не всем родителям. Многие просто начинают строго пресекать неповиновение малыша, часто его ругать и даже наказывать. Это вряд ли принесет пользу. Скорее только навредит неокрепшей психике ребенка. Он не способен сделать причинно-следственные выводы и наказание за что-либо не даст результата. Малыш просто решит, что родители его не любят.
Некоторые взрослые наоборот идут на поводу у капризов ребенка, во всем ему потакают. Такая вседозволенность вредна для формирования личности малыша. Он становится еще более капризным, кризис усугубляется.
Пережить этот трудный период, не впадая в крайности, могут помочь такие рекомендации психологов:
-
- Постарайтесь ограничить количество запретов
Говорите «нельзя» как можно реже, только в тех случаях, когда действия малыша становятся опасны для его жизни. При этом нужно не просто сказать нельзя, а и объяснить почему. Например, нельзя выбегать на проезжую часть дороги, может задавить машина. Не ограничивайте по возможности двигательную деятельность крохи, разрешайте ему ползать, бегать, шуметь. Это просто необходимо малышу. Хочет порисовать не на листе бумаги, а на себе – пусть рисует. Так он познает мир.
-
- Чтобы запретов было меньше, лучше заранее спрятать подальше то, что трогать нельзя
- Если ребенок хочет сделать что-то самостоятельно, предоставьте ему такую возможность
При этом не нужно ему постоянно пытаться помочь или торопить, ведь он пока еще только учится.
-
- Малыш отказывается от еды – не заставляйте его есть
Голодным он точно не останется. Нельзя кормить ребенка насильно. Пусть ест столько, сколько ему нужно. Если кроха не хочет есть какое-то блюдо, оно ему не нравится на вкус, не настаивайте. У всех есть свои предпочтения в еде и малыш так же индивидуален как и все.
-
- Учитесь понимать своего малыша
Он пока не может выразить свои чувства словами, поэтому внимательно относитесь к его позывам.
-
- Старайтесь уделять ребенку больше времени, играть с ним
-
- Вместо того, чтобы запрещать ребенку что-то, постарайтесь переключить его внимания на то, что можно и интересно крохе
Все, что нельзя брать, лучше держать вне зоны видимости малыша.
-
- Если у ребенка истерика и его невозможно успокоить или отвлечь, пусть поплачет какое-то время
Не нужно обращать на него внимание. Он поймет, что истерика не поможет и успокоится
- Малыши любят в возрасте 1 – 1.5 лет подражать взрослым
Пусть помогает вам в домашних делах. Например, мама прибирает и кроха хочет помогать – дайте ему тряпочку, пусть моет с мамой. Обязательно похвалите его и поблагодарите за помощь.
Необходимо соблюдать привычный режим дня, но сделать его более гибким. Например, чтобы малыш проголодался и хорошо кушал, подольше погуляйте, пусть наиграется и набегается, но не давайте ему что-то перекусить. Тогда вернувшись домой, малыш покушает и хорошо поспит днем.
Не забывайте о том, что родители самые главные люди в жизни малыша. Именно у вас он ищет защиты и поддержки
Подростковый кризис 13 лет
Психология подростка в 13 лет очень неустойчива и часто вызывает недоумение. Особенности поведения вызваны изменениями в гормональном фоне. Подросток начинает взрослеть.
Рекомендуется дать свободу действиям своего ребенка, если он хочет что-то изменить в себе, и не пытаться подавить всеми методами его эмоциональные вспышки. Характеристики подросткового кризиса:
- Частые смены настроения, эмоциональная нестабильность из-за гормонов;
- Стремление казаться взрослее, попытка обрести независимость от родителей;
- Бурное реагирование на критику родителей из-за чувства непонятности, скандалы и срывы;
- Проявление интереса к противоположному полу и идеализирование сверстников, ребят постарше;
- Попытки смены имиджа.
Рекомендации для родителей: как себя вести
Существует множество советов родителям, которые помогут сгладить остроту проявлений кризиса и пройти этот нелегкий этап как можно спокойнее. Но если родители ощущают, что они в безвыходной ситуации, не знают, как преодолеть кризис 3 лет самостоятельно, нужно обратиться к опытному детскому психологу.
Общие рекомендации по преодолению кризисного этапа:
Запасайтесь терпением. Ребенку так же нелегко, как и вам. Он не понимает, что с ним происходит и пытается найти реально доступный для него выход. Не кричите, не наказывайте его, такие действия только ухудшат ситуацию.
Пытайтесь договариваться. Родители постепенно понимают, как пережить очередную истерику в магазине или гостях. Можно заранее определить, что вы купите игрушку, но если начнутся капризы, вы немедленно уйдете без покупок
Если ребенок выдержит условия договора, важно похвалить его за примерное поведение.
Установите границы дозволенного. Ребенок четко должен знать, какое поведение допустимо, а какие границы переходить нельзя
Не отменяйте запреты, если начинается плач, будьте последовательны в словах и действиях. После того как ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему вы так поступили.
Используйте слово «нельзя» разумно и рационально. Чем больше у детей запретов, тем сильнее соблазн их нарушить. В период кризиса «нельзя» должно распространяться на то, что нанесет вред здоровью ребенка и окружающих, домашних животных, может испортить чужое имущество.
В остальном дайте малышу определенную самостоятельность.
- Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова. Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.
- Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова. Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.
Кризис одного года
Этот переходный период психологи выявили самым первым, поскольку в это время малыш начинает самостоятельно познавать мир. Он начинает говорить и ходить. Ребенок начинает понимать, что мама, которая находится в центре его мировоззрения, имеет еще и другие интересы, собственную жизнь. Он начинает бояться быть брошенным или потерянным. Именно по этой причини, только научившись немного ходить, малыши ведут себя довольно странно: каждые 5 минут проверяют, где мама, или любыми способами пытаются добиться максимального внимания родителей. В возрасте 12-18 месяцев ребенок пытается сравнивать себя с другими и принимать первые волевые решения. Довольно часто это выливается в настоящие «протесты» против ранее установленных правил
Родителям важно понять, что ребенок уже не беспомощен и ему необходима определенная свобода для развития
Особенности преодоления
Далеко не всегда при возрастном кризисе нужно обращаться к психологу. Можно попробовать помочь себе самостоятельно. Для этого рекомендуется выполнить несколько действий:
- Не пытаться игнорировать ситуацию. Нужно собрать все силы и постараться преодолеть тяжелый момент.
- Больше общаться. Для этого необходимо уделять время друзьям, родственникам, находить новые знакомства. Положительные эмоции помогут быстрее справиться с кризисной ситуацией.
- Выстроить правильный режим дня. Нужно спать не меньше 8 часов в день, остальное время распределить на работу и отдых.
- Нормализовать питание. Есть по 5–6 раз в день небольшими порциями. Употреблять больше овощей, фруктов. Сократить количество употребляемых жиров.
- Отказаться от вредных привычек.
- Заниматься спортом. Утром рекомендуется делать зарядку, вечером выходить на прогулку.
- Уделять больше времени себе. Если есть возможность — попросить выделить отпуск на работе.
- Стараться отложить любые тяжелые дела, моменты принятия серьезных решений до восстановления психологического состояния, стабилизации ситуации.
- Не нужно сравнивать себя с другими людьми. Каждый человек индивидуален. Желательно постараться найти преимущества в себе, думать о них как можно больше.
«Четверть века» и новые вопросы
Следующий возрастной кризис ученые относят к возрастному периоду примерно в 20-25 (по другим классификациям – 30) лет. Уже упомянутый Эрих Эриксон называет его «ранней зрелостью», так как в это время молодые люди уже начинают задумываться о дальнейших судьбоносных решениях в своей жизни – построении карьеры, создании семьи, а также подводят первые итоги.
Главными остаются все те же вопросы самоопределения, самоактуализации, возникает потребность в самоуважении. Известный американский психолог, основатель гуманистической психологии, Абрахам Маслоу, считал движение в сторону самоактуализации залогом психологического здоровья .
В целом он описывал самоактуализацию и как процесс роста и развития личности, и как способ этого роста, и как результат этого роста. Последнее он считал привилегией людей зрелого возраста, но старт самого процесса психолог относил как раз к молодому возрасту.
Кризис 30 лет сегодня «переполз» на более ранний возраст, но нынешнее поколение 30-летних окрестили «поколением Питера Пена» за нежелание вырастать, тогда как 25-летние переживают кризис самоактуализации в полной мере.
Поиски себя в этот период неизбежны без сравнений с другими – будь то окружение человека, либо герои любимых фильмов и сериалов того же возраста. Но тут появляется соблазн – найти модель для подражания, либо же наоборот отрицать все общепринятые нормы. В обоих случаях конструктивного решения быть не может, ведь рано или поздно придется сделать собственный выбор, и чем позже, тем больше вероятность, что кризис затянется.
Четвертьвековая отметка в сегодняшних реалиях сдвинула проблемы бывших 30-летних в свою сторону. Многие жизненные ценности и возможности потерпели существенные изменения за последние 15-20 лет.
До 25 молодые люди успевают поработать на нескольких работах, ведь традиция не менять работодателя десятилетиями замята в прошлом (если не считать, например, японскую модель общества). Но при этом они остаются потерянными – на чем они все-таки хотели бы остановиться? В этом случае может помочь составление списков и расставление приоритетов – в жизни в целом и в отдельных ее сферах. Таким образом будет проще поставить конкретные задачи и определиться с шагами на пути к их воплощению. Это и будет тот самый важный шаг на пути к самоактуализации.
Кроме того, в этот период часто обостряется ощущение одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции, которые связаны с вышеописанными проблемами самоактуализации и самоопределения. Главный совет, который психологи дают 25-летним – не сравнивайте себя с другими.
В этом аспекте придется постичь дзен, так как в эру соцсетей, где все выкладывают только самую лучшую сторону своих жизней, такое умение впору считать суперспособностью. Важнее всего понять и выделить, что нужно и интересно именно вам, а не навязано окружением, друзьями, родными. Это поможет упорядочить мысли и определить дальнейший вектор движения – от пересмотра своих хобби и привычек до покорения карьерной лестницы.
Кризис четверти жизни – это чаще всего переоценка ценностей и подведение первых итогов, которые не приводят к клинической депрессии, а являются площадкой для новых стартов и начинаний.
Что такое регресс сна
Регресс сна — временное внезапное ухудшение сна. Это особый этап в развитии ребёнка, который является результатом происходящих изменений в детском организме.
Нарушение сна происходил в промежутке от трёх до пяти месяцев, может длиться от нескольких дней до нескольких недель. У каждого ребёнка по-разному.
На данном этапе происходит изменение структуры сна, формирование биологических ритмов.
Ребёнок учится спать по-взрослому (формируется медленная фаза сна). Ведь при рождении малыш спал глубоким сном без чередования фаз (сразу погружался в глубокий сон). Между циклами ребёнок начинает просыпаться, а заснуть самостоятельно он не может. Поэтому нужно, чтобы мама была в эти моменты рядом.
В данный период происходят глобальные изменения в детском организме:
Физическое развитие
В этот период происходит освоение новых моторных навыков: у детей развивается координация рук, они учатся захватывать игрушки. Малыши способны переворачиваться со спинки на животик.
Умственное развитие
Малыш может трогать руками себя, брать игрушки, перекладывать в другую руку. Ребёнок умеет поворачивать голову к источнику звука. Узнаёт маму.
Изменение сна
Циклы сна становятся как у взрослых, длительность составляет около 40 минут.
Синтез мелатонина только запускается (вырабатывается собственный мелатонин), поэтому свет может мешать ребёнку спать. В результате чего ночной сон становится беспокойным и прерывистым. Формируются циркадные ритмы (день-ночь). Дневной и ночной сон функционально отличаются друг от друга.
Положительные стороны регресса сна:
- сон ребёнка становится предсказуемым, восстанавливается режим ребёнка, легче становится планировать свои дела;
- ночной сон удлиняется, пробуждений ночью становится меньше;
- считается, что регресс сна свидетельствует о правильном развитии нервной системы;
- после регресса малыш способен научиться засыпать самостоятельно без укладывания.
Дошкольники
Взгляните на календарь – как быстро пролетело время! Вы уже и забыли о тех несерьезных кризисах, которые случались в раннем детстве вашего карапуза. Теперь ему 5, 6 или даже 7 лет. И вы снова понимаете, что наступил очередной переходный возраст, который гораздо серьезнее, чем раньше. Что чувствует дошкольник?
- В нем больше не осталось того невинного, жизнерадостного ребенка. Теперь он воспринимает себя как часть огромного общества, где есть мальчики (или девочки) лучше, красивее, умнее.
- Игра отодвигается на второй план. Впереди учебники, домашние задания, успехи и неудачи. Прощай, воображаемый образ. Здравствуй, суровый мир!
- Карапуз быстро растет и меняется. Смириться с новым ростом, лицом и зубами (которые то выпадают, то растут заново) тоже непросто. Столько всего навалилось! А ведь еще хочется собаку и Нового года, а родители любят младшего братика сильнее…
Вам кажется, что подростковый период у ребенка начался раньше времени. Успокойтесь, все идет так, как должно. Чем вы можете помочь? Уделяйте как можно больше времени и внимания своему развивающемуся малышу.
Вместе готовьтесь к школе, совместными усилиями стремитесь к отличным оценкам и успехам. Поддерживайте своего малютку, демонстрируйте ему любовь и заботу.
Карапуз подрос и теперь сам может подогреть себе обед, завязать шнурки и собрать ранец. Но вы необходимы ему так же, как и раньше. Старайтесь обращать меньше внимания на скачки настроения, излишние эмоции и негативные проявления переходного периода. Помните, возрастной кризис — естественный этап становления и развития ребенка.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Советы психологов
С детьми нужно дружить
Кризисный возраст у детей сопровождается бунтом, капризами, особенно если родители ведут себя нетерпеливо, дергают детей, кричат на них, рукоприкладствуют.
Психологи советуют завести дружбу с ребенком. Воспитывать дитя, объяснять запретные вещи посредством игры. Постараться не обидеть ребенка (фу, плакса), а сделать так, чтобы он посмеялся над собой (смотри, сколько слезок, можно уточек выпускать!). Чтобы малыш не бился в истерике, особенно прилюдно, вовсе не обязательно давать ему все, что он требует. Можно отказать, но занимательной историей про «дяденьку-начальника, который даст маме денежку на игрушки через недельку». Во многих ситуациях можно найти особый подход.
В течение большей части детского возраста малыш переживает кризисы в силу того, что стремительно растет, развивается и осваивает мир. Эти периоды называют кризисами, поскольку дети зачастую бунтуют и капризничают. Если родители сумеют организовать дружелюбную, заботливую атмосферу, то детские кризисы переживаются гораздо спокойнее.