Методика развития ребенка: популярные методики, авторы, принцип развития и возраст детей
Содержание:
- Способы и направления развития двухмесячных детей
- Чем заниматься с ребёнком в 2 месяца
- Суть методики Марии Монтессори
- Какие методики существуют?
- Развитие детей по системе Монтессори
- Ускоренное развитие – польза или вред
- Суть раннего развития ребёнка
- А нужно ли выбирать?
- Методика раннего развития Монтессори
- Из чего же выбрать?
- Метод Домана
- Методика раннего развития Глена Домана
- Что такое методика Монтессори?
- Как сделать Монтессори-игрушки своими руками
- Методика развития ребенка через тематические дни и недели
- Методика Сесиль Лупан
- Школы по методике М. Монтессори
- Методика раннего развития Сесиль Лупан
Способы и направления развития двухмесячных детей
Развитие ребенка даже от 2 до 3 месяцев не нужно пускать на самотек. Да, малыш будет взрослеть в своем темпе, но неправильное обращение с грудничком в период самого активного познания нового может замедлить естественные процессы.
Речь идет не об обучении как таковом, от родителей требуется лишь в умеренном темпе помогать развиваться физическим, эмоциональным, психологическим навыкам новорожденного. Есть несколько способов это сделать, но занятия должны быть систематичными, каждый день, не подолгу и примерно в одно и то же время.
Лежание на животике
Это сенсорная деятельность – важнейшая часть повседневной жизни ребенка. Укладывая его на несколько минут на живот, у малыша лучше развивается координация движений, тренируются мышцы шеи, плеч, рук и позвоночника. Одновременно с этим в дальнейшем грудничок учится перекатываться, подтягиваться, ползать и сидеть.
Чтение
Разумеется, читать или даже понимать прочитанное — это не то, что должен уметь человек с развитием 2-х месячного ребенка.
Но читать вслух малышу нужно для того, чтобы он:
- привыкал к голосу родителей;
- слышал правильную речь;
- учился слушать (в такие моменты груднички довольно внимательны);
- получал задатки языкового развития;
- развивал память;
- укреплял связь с мамой и папой.
Не стоит начинать читать при постороннем шуме, так как внимание малыша должно быть сосредоточено на вас. Используйте интонацию, мимику, но не увлекайтесь – груднички быстро утомляются, теряют интерес и начинают капризничать
Достаточно буквально пяти минут.
Прикосновение
Также следует относиться к сенсорной деятельности.
Какими должны быть прикосновения:
- кожа касается кожи – не через одежду;
- медленные покачивания и объятия;
- поглаживания по всему телу, включая руки и ноги;
- массажи (только после консультации со специалистом, неправильные манипуляции могут сильно навредить).
Благодаря этим простым упражнениям налаживается связь ребенок-родитель, укрепляется психологическое и физическое здоровье, улучшается сон, стабилизируется температура и сердечный ритм.
Движения с ребенком
Неотъемлемой частью жизни и развития ребенка в 2 месяца должны быть движения. Они тренируют вестибулярный аппарат. Цель таких упражнений — не заставлять малыша шевелиться, а двигаться вместе с ним, например, танцевать под музыку с ним на руках. Можно просто не торопясь раскачивать грудничка в разные стороны, меняя скорость перемещения в воздухе. Но каждую минуту нужно делать паузу, фиксировать тело и следить за тем, чтобы ребенок не слишком возбудился эмоционально.
Пальчиковые игры
Зрение грудничка в возрасте 8 недель еще недостаточно развито, и видит он не очень хорошо. При этом ему нравится наблюдать за движущимися объектами, в том числе за пальцами. Не обязательно покупать или шить специальные игрушки для игры (хотя это тоже интересный вариант – кукольное представление), можно просто ритмично двигать руками под музыку или ваши истории, опускать пальцы вниз и поднимать вверх, двигать ими со стороны в сторону в разном темпе, имитировать движение «червячка».
Сюда же относятся и упражнения с пальчиками младенца – трогайте их, загибайте (можно читая стишки), давайте трогать вещи с разной поверхностью, например, ткани и вязку.
Наблюдение за объектом
В двухлетнем возрасте младенец видит на расстоянии 45 см от своего лица, умеет удерживать внимание на отдельном объекте и следить за ним непродолжительное время. С помощью игры это умение можно развивать
Выберете предмет или игрушку, которая интересная малышу, и держите ее перед его лицом. Увидев, что грудничок смотрит на нее, начинайте медленно перемещать ее в разных направлениях. Очень хорошо, если игра будет сопровождаться вашими разговорами, звуковыми эффектами или песенкой.
Не забывайте развивать и свой навык наблюдения – если ребенок не проявляет никакого интереса к играм и упражнениям, не принуждайте его. Возможно, он еще к ним не готов и нужно попробовать через неделю-вторую. Все зависит от индивидуальных особенностей роста каждого ребенка.
Чем заниматься с ребёнком в 2 месяца
Игры с малышом 2 месяца назад были бессмысленными, потому как он еще не мог воспринимать мир вокруг себя ни с помощью зрения, ни с помощью слуха. Однако теперь он отлично понимает, откуда исходит звук, и даже поворачивается в сторону источника, это одно из первых важных умений. Вторая его новая способность – распознавание лиц. Поэтому самая простая и полезная игра для 2 месячного ребенка – «ку-ку», когда кто-то из родителей или других известных ребенку лиц прячется за своими ладонями или другой непрозрачной преградой, после чего появляется, сопровождая событие возгласом «ку-ку!».
Игра ку-ку
Ответ на важный вопрос о том, как развивать ребенка в 2 месяца в домашних условиях, очень прост и лаконичен – с ребенком надо общаться
Даже когда дедушка не знает, что говорить или что делать с грудничком, важно давать возможность каждому члену семьи общаться с ребенком, кто как умеет. Мамин голос и тембр малыш уже легко узнает, но в том и заключается развитие, чтобы знакомиться с новыми звуками, с новыми лицами и ощущениями
Второй месяц жизни ребенка знаменит появлением одного из самых приятных для всех членов семьи умений – это улыбка. Теперь, если широко улыбаться малышу, он улыбнется в ответ. Можно корчить гримасы или издавать смешные звуки – все это теперь будет вызывать у младенца улыбку.
Комплекс упражнений для ребёнка до 2 месяцев
Каждое утро ребенка должно начинаться с зарядки. Если он проснулся и требует еды, новорожденного кормят, дают еде усвоиться в течение 40 минут, после чего начинают зарядку. Заключается она в разминании суставов:
- Ребенка кладут на спину, вкладывают в его ладошки по пальцу и, дождавшись хватательного рефлекса, поднимают руки к его голове. Делать такие упражнения от пяти до семи раз.
- Тщательно разминают кисти рук. Для этого нужно каждую кисть по отдельности сгибать то во внутреннюю, то во внешнюю сторону, после чего совершать круговые движения раскрытой кистью или кулачком, не прилагая больших усилий к детскому суставу.
- Разминание коленей проводят до того положения, которое не доставляет ребенку дискомфорт. После обычного сгибания/разгибания сустава ножки поочередно прижимаются к животу в согнутом положении.
- Голеностоп размять аккуратно круговыми движениями, не борясь с сопротивлением ребенка.
- Используя детский крем, помассировать стопы, нащупывая каждый сустав у основания пальцев.
- Обязательно за полчаса до еды массировать живот ребенку строго по часовой стрелке.
- Выкладывание малыша на живот перед приемом пищи поможет выгнать воздух из пищевода, сократив вероятность срыгивания после еды.
Зарядка
Игры для двухмесячного малыша
Игры для грудничка помогут развить тактильные навыки, расширить познание мира и изучить основные цвета. Каждая игра должна приносить ребенку радость. Если в данную минуту малышу не нравится какая-то игра, не стоит настаивать, лучше отложить затею на время. Лучшими инструментами для игры будут шуршащие и звенящие игрушки, но подбирать их нужно хорошего качества, чтобы они не издавали слишком раздражающих звуков и были без острых углов и отверстий для защемления пальчиков.
Важно понимать! Держать крепко даже самую легкую и небольшую погремушку малышу сложно, его координация движений еще несовершенна. Поэтому ребенок часто будет упускать из рук предмет или периодически случайно бить им себя в лицо
В связи с чем погремушки из пластика могут принести физическую боль, выбирать лучше для этого возраста тканные набивные погремушки, которые уберегут кожу от случайных синяков и слез.
Тканевая погремушка
Суть методики Марии Монтессори
Методика Марии Монтессори является одной из ведущих в мире. Эта женщина была врачом, педагогом и ученым, потому созданная ею методика основана не только на научных фактах, но и личном опыте. Монтессори первая женщина-врач, получившая диплом в Италии. Помимо этого, она работала с детьми, у которых диагностировали умственные отклонения.
Программа, которую разработала Мария Монтессори, основывалась на развитии детей и их самовоспитании. Изначально она ее опробовала на пациентах, с которыми работала (напомним, это были умственно отсталые дети), и ребята уже через пару месяцев продемонстрировали результаты, превзошедшие их сверстников с нормальным развитием.
Суть методики в том, что ребенок должен ощущать счастье. Если ему будет интересно занятие, он обязательно продолжит. Именно потому используются развивающие игрушки, которыми малыши с удовольствием играют. А занятия проводятся зонировано. Каждая зона развивает те или другие личностные составляющие.
Принципы системы
Система Марии Монтессори включает двенадцать основных принципов:
- Ребенка учит то, что вокруг него.
- Критика по отношению к малышу учит его осуждению.
- Похвала по отношению к крохе учит его оценивать.
- Враждебность по отношению к ребенку учит его драться.
- Честность по отношению к малышу учит его справедливости.
- Высмеивание учит быть робким.
- Обеспечение безопасности крохи учит его верить (доверять).
- Частые попытки опозорить учат чувству вины.
- Частое одобрение учит хорошо относиться к себе.
- Снисходительность учит быть терпеливее.
- Подбадривание делает более уверенным.
- Жизнь в дружной атмосфере позволяет чувствовать себя нужным и учит находить в мире любовь.
Согласно этой методике дети должны были обучаться с рождения до школы, получая знания на практике.
Составляющие программы
Рассматриваемая методика имеет три составляющие:
- ребенок;
- окружающая среда;
- педагоги.
Рассмотрим каждую составляющую подробнее. Одним из самых важных составляющих программы является ребенок, а точнее то, насколько он восприимчив к обучению.
Каждому возрасту соответствует определенный характер восприимчивости:
- от рождения до 6 лет — речевое развитие;
- от 0 до пяти с половиной лет — сенсорное;
- от 0 до трех лет — этап установления и восприятия порядка;
- от полутора лет до пяти с половиной — развитие мелкой моторики;
- от года до 4 лет — освоение разных действий;
- от двух с половиной лет до шести — социализация.
Что касается окружающей среды, здесь важно, чтобы малыша окружали вещи, которые ему понятны и доступны. Например, ребенок никогда не научится одеваться, когда вся одежда спрятана в шкафу на верхней полке, куда он не сможет достать
А вот если с вечера приготовить одежду и оставить ее на стульчике возле кровати, дети обычно быстро осваивают, как собираться. Конечно, поддержка взрослых им нужна, но не такая капитальная.
Составляющая учителя, пожалуй, самая интересная. Ребенок должен стать учителем сам для себя. Взрослые только наблюдают и объясняют, если в этом возникает необходимость. Родитель или педагог не должен что-то делать вместе с ребенком или за него. Девиз методики: «Помоги мне это сделать самому».
Какие методики существуют?
Некоторые из методик действительно довольно радикальны, но есть и либеральные. Большинство из них направлены на интеллектуальное и физическое развитие, несколько – исключительно на развитие мыслительных способностей. Существуют и такие, которые отвечают за становление творческого потенциала ребенка, его эстетическое развитие, раннее обучение иностранным языкам. Познакомимся с самыми популярными из существующих.
- Методика Г. Домана (целостная система).
- Методика М. Монтессори (целостная система).
- Вальдорфская методика (целостная система).
- Игры В. Воскобовича (развитие интеллекта).
- Метод Зайцева (развитие интеллекта).
- Методика В. Курчевского (эстетическое развитие – рисование).
- Методика С. Сузуки (эстетическое развитие – музыка).
- Методика Китайгородской (иностранные языки).
Методики раннего развития детей довольно разнообразны и по своим задачам, и по содержанию. Также они могут быть нацелены на работу с детками разной возрастной категории. К примеру, образовательная методика «Добрые сказки» популярна среди дошкольников и педагогов начальных классов. А занятиями по методике Макато Шичида можно заниматься с рождения.
Теперь более подробно разберем самые популярные способы раннего развития детей.
Развитие детей по системе Монтессори
Мария Монтессори является доктором медицинских наук из Италии, создавшим уникальную методику обучения не только полностью здоровых, но и для ослабленных детей. Основана данная система на создании для карапуза идеальной атмосферы, в которой он смог бы развиваться и обучаться без помощи опытных психологов. Благодаря такому подходу дети рано приобретают жизненный опыт и формируют моторные и сенсорные навыки характерные для их возрастной категории.
Так как за основу методики взята повышенная возрастная чувствительность и мышление, схема, построенная Марией Монтессори действительно эффективна и позволяет развивать индивидуальность и личностные характеристики карапуза без обращения к специалистам.
К базовым рекомендациям данной методики можно отнести:
- Внедрение игровой практики в обучающий процесс;
- Занятия касающиеся развития письма, сенсорных показателей, чтения, навыков повседневности и правильного построения речи;
- Провокационное подключение мышления малыша, а не использование механического выполнения поставленных задач;
- Использование игрушек с большим количеством мелких деталей, позволяющих развивать у ребенка мелкую моторику.
Система Монтессори выделяет следующие закономерности развития навыков у ребенка:
- До шестилетнего возраста у ребенка развивается сенсорная система;
- До трех лет малыш учится воспринимать порядок;
- С года до четырех лет формируются навыки действия и движения;
- До шести лет формируются речевые основы;
- С двух с половиной лет и до наступления шестилетнего возраста формируются навыки социализации.
Мария Монтессори утверждает, что потерянное время восполнить не получится. Если родители не начнут заниматься с ребенком в соответствующее период, то возможность развить тот или иной навык будет потеряна навсегда.
Ускоренное развитие – польза или вред
Можно спорить о том, полезно развивать детей или это отнимает их детство. Есть педагоги и родители, которые считают, что ребенок научится познавать мир самостоятельно. Безусловно, формирование мозга ребенка, становление речи, мышления, самосознания будет происходить с вашим участием или без.
Если вы смотрите телевизор в присутствии детей, их мозг усваивает данные, поступающие с экрана, а будет ли это «ужастик» или развивающий мультфильм – решать вам.
Практические советы и эффективные методы по развитию детей дошкольного возраста
Современные методы в большинстве своем используют технологии тотального чтения, количественной математики, музыку, как катализатор формирования речи и мышления, и «подстройку» обучающих программ под периоды развития детей.
К сожалению, любой метод предоставляет выбор: или сенсорное развитие в сенситивные периоды («метод Монтессори»), или тренинг логического аппарата («Блоки Дьенеша»), или «грудничковое рисование», направленное на выработку творческого начала или метод доктора Г. Домана – призванный стимулировать накопление энциклопедических знаний ребенком.
Потому выбирая программу раннего обучения, которую детский ум будет осваивать в домашних условиях, придется использовать несколько схем.
Правое полушарие – тренируется методом быстрой смены изображений.
Левое полушарие – совершенствуется методом медленного многократного повторения обучающего материала.
Суть раннего развития ребёнка
Для раннего развития ребенка до 2 лет нужно соблюсти ряд правил, которые бы помогли максимально верно донести до малыша новую информацию.
- Организация интеллектуального пространства. Заполните комнату ребёнка развивающими книжками. Поставьте на полки игрушки, которые способствуют раннему развитию памяти детей.
- Формирование художественного вкуса. Прививайте малышу с раннего детства любовь к чтению, приучайте слушать классическую музыку, ходите месте с ним в музеи и на выставки.
- Усиление коммуникации. Чем больше ребенок будет общаться, тем сильнее разовьется его словесные навыки, увеличится словарный запас, улучшатся отношения между членами семьи. Это способствует раннему развитию речи детей.
- Обучение по специальным методикам, упражнениям, пособиям.
А нужно ли выбирать?
Масару Ибука, автор книги «После 3-х уже поздно», говорил о раннем развитии как о создании среды, в которой ребенок активно познает окружающий мир. По его мнению, цель раннего развития — сделать ребенка счастливым.
Дети обязательно будут расти здоровыми и любознательными, если взрослые покажут им безграничность их возможностей и дадут право выбора заниматься любимым делом.
Именно поэтому многие эксперты самым эффективным способом развития считают объединение лучших методик и лучших методов работы разных авторов.
Задача мамы в этом вопросе — подобрать программы, которые будут учитывать психологические и физиологические особенности ребенка. Это несложно — достаточно учесть возраст малыша, его навыки и желание развивать ту или иную способность, будь то образное мышление, творчество, речь или музыкальный слух.
Методика раннего развития Монтессори
Ранее развитие детей по Монтессори невозможно без предоставления им полной свободы. В основе системы лежит самостоятельное выполнение заданий. Родителям запрещается мешать ребенку делать упражнения. Допустима только незначительная помощь по необходимости. «Помоги мне сделать самому» – главный девиз системы обучения.
Впервые Мария Монтессори применила свой подход в работе с болезненными детьми. На то время она занималась с ними в детском саду с помощью развивающих игрушек, которые делала сама. Они выполняли две функции: веселили детей и вырабатывали моторику и мышление. Достижением Монтессори стало то, что ее подопечные, страдающие умственной отсталостью, научились читать, писать и считать.
Предлагая эту методику ребенку, вам потребуется много разных предметов, которые помогут развить сенсорный опыт малыша. Можно играть в следующие игры:
- Сортировка предметов. Потребуются предметы, которые отличаются формой, цветом и размером. Отличный вариант – игра с пуговицами, но нужно следить, чтобы малыш не проглотил мелкий предмет.
- Башня из кубиков. Элементы игры должны быть разными по размеру. Подойдет готовая башня, купленная в магазине.
- Пирамидка. Задача ребенка заключается в отыскивании одинаковых элементов, например, квадратов, кругов.
- Разноцветные таблички. Основа игры – разноцветные, одинаковые по размеру таблички из дерева, которые отличаются только цветом. Требуется совмещать пары табличек одного цвета. Чем старше ребенок, тем больше цветовых пар потребуется.
- Выработка самостоятельности, внимательности, наблюдательности ребенка.
- Активное развитие левого полушария мозга за счет проработки мелкой моторики.
Начинать развитие по Монтессори можно до года, в 8-10 месяцев. Система не подходит для чрезмерно активных детей.
Из чего же выбрать?
Методик существует много. Приведем примеры самых известных:
Занятия должны проходить интенсивно. Они стимулируют развитие речи и помогают увеличить словарный запас.
Методики Глена Домана в большей степени стимулируют развитие мозга и общей эрудиции. Американский врач-физиотерапевт опирается на хорошую зрительную память у детей от 0 до 3 лет. Он рекомендует показывать малышам карточки не с буквами, а с крупно написанными словами, которые нужно четко произносить. Позже родители показывают картинки и так же четко говорят, что на них изображено. Занятия должны проходить интенсивно. Они стимулируют развитие речи и помогают увеличить словарный запас.
Игры от Сесиль Лупан, автора книги «Поверь в свое дитя», основаны на контакте мамы и ребенка и способствуют интеллектуальному развитию
Сесиль подчеркивает важность живого общения, советует объяснять ему все, что происходит вокруг, не боясь, что ребенок не поймет, вместе петь песенки, больше играть и прекращать любые занятия до первых признаков утомления.
Методика Никитиных учит рассуждать, самостоятельно решать задачи и раскрывает творческий потенциал. Она предполагает совместную игру детей и их родителей. Никитины называют игры «ступеньками творчества», потому что можно совершенствовать правила в зависимости от навыков и добавлять новые задания. Большинство игр больше похожи на головоломки.
Методики Николая Зайцева в игровом формате с самого раннего возраста учат детей читать и писать. И все это с помощью кубиков разного размера и цвета. На их гранях — слоги и звуки. Причем кубики со звонкими звуками наполнены таким же звонким материалом, например, железяками. Гласные — медными деталями, глухие — деревянными. Разный цвет букв помогает ассоциативно усвоить правила фонетики. Такой подход к обучению в свое время предложил еще Лев Толстой.
Вальдорфская система направлена на духовное развитие детей
Их не учат читать, писать и считать до школы, избегают нагрузки на память, зато акцентируют внимание на физическом и творческом развитии. Ключевой фактор — особенная атмосфера: доброжелательность, отсутствие суеты, интерьер с отделкой из натуральных материалов, отказ от гаджетов в пользу самодельных игрушек.
Метод Домана
Система представляет мир в виде карточек, с которыми можно знакомить ребенка, начиная с 1 месяца от роду. На черно-белом рисунке изображены картинки окружающего человека мира: животные, птицы, растения, слова, числа, пейзажи и природные явления. Карточки следует показывать тематическими сериями по 10 секунд каждую, сопровождая изображение словесным названием. Количество картинок, показанных за 1 раз, не рекомендуется больше 10 штук.
Изображение с сайта www.planeta-d.com
Метод развития умственных способностей маленького человека основан на внешнем раздражении головного мозга, способствующему улучшению его работы. На подсознательном уровне младенец, даже возрастом меньше 1 года, запоминает большой объем информации, увеличивающийся с каждым днем.
Недостатком служит полученное теоретическое знание без практического применения. Крошка не получает творческого, эмоционального восприятия окружающего. Большая нагрузка многим деткам не нравится, они отказываются от обучения вообще.
Методика раннего развития Глена Домана
Эта методика развития подходит детям в возрасте от одного месяца. В серию методик входят раннее чтение и обучения математике, а также физические нагрузки. Суть метода Домана заключается в том, что мозг ребенка развивается только тогда, когда работает. Поэтому главная задача родителей — обеспечить нагрузку.
Для начала важно познакомить малыша с окружающим миром: с явлениями, предметами быта. Это, как правило, делают с помощью карточек Домана
Например, на карточке обязательно должно быть изображение фрукта и написано его название. Такая методика развития ребенка дает возможность с раннего детства запоминать образы, их названия, а со временем научиться читать.
Что такое методика Монтессори?
Как уже было сказано, первоначально образовательный метод был опробован на детях с недостаточным интеллектуальным развитием. Создав особую развивающую среду, Монтессори основной своей задачей видела привитие таким ребятишкам навыков самообслуживания и адаптация к обществу.
Невзирая на то, что цели повысить интеллект у педагога не было, результаты обучения оказались неожиданными – за несколько месяцев дети догнали и даже в некоторых ситуациях перегнали своих здоровых сверстников.
После обобщения теоретических наработок других учёных и собственных экспериментов итальянский педагог создала уникальную методику развития детей, которая была названа её именем.
Совсем скоро метод доктора Марии Монтессори был внедрён в образование детей с нормальным уровнем психического развития и также дал впечатляющие результаты.
В чём же особенности системы Монтессори? Главное отличие от остальных развивающих методик было сформулировано ещё автором в начале XX века: ребёнка необходимо направлять к самостоятельности.
Педагоги и родители должны содействовать самостоятельному детскому поведению и помогать лишь в тех случаях, когда ребёнок сам об этом попросит. Кроме того, запрещается заставлять детей выполнять какую-либо деятельность.
Общие гуманистические идеи метода Монтессори таковы:
- ребёнок – уникальная личность с самого рождения;
- у всех детей имеется врождённое стремление к труду и развитию;
- задача взрослых – раскрытие детского потенциала, а не ведение за собой;
- ребёнок познаёт мир самостоятельно, а родители и педагоги лишь подсказывают, дожидаясь инициативы от него самого.
Таким образом, методика Монтессори в определённой степени стала революционной для того времени. С некоторыми изменениями она дошла и до наших дней.
Как сделать Монтессори-игрушки своими руками
Особенность системы Монтессори в том, что по сути никаких специальных игрушек покупать не нужно. Если чего-то нет дома, все можно сделать своими руками или за копейки купить в магазине.
Это займет минимум времени и не потребует особенных навыков со стороны родителей. А в качестве материалов подойдут подручные средства.
Рамки-вкладыши
Подобные игрушки помогут малышам понять, что такое фигуры и какие они есть. А также научиться быстрее различать цвета, осваивать понятия «больше и меньше».
Для изготовления понадобятся:
- коробка (можно взять из под съеденных конфет);
- альбомный лист, но лучше ватман;
- разноцветный картон.
Коробку разрезать на прямоугольнички. Их размер зависит от количества фигурок, что будут помещены в рамку. Для каждого прямоугольника вырезается своя геометрическая фигура из разноцветного картона. Фигуры одного ряда должны быть разноцветными и различаться по размеру. Сначала идет самая большая фигурка, а те, что ниже должны постепенно уменьшатся. Чтобы удерживать фигуры с обратной стороны коробки приклеивается ватман.
Пирамидка
Проще всего такую игрушку пошить, но для того чтобы это сделать родитель должен иметь хотя бы примитивные навыки шитья. Зато пользы от этой игрушки масса. Она научит кроху различать цвета, размеры, тактильные ощущения и не только. А все что нужно сделать — использовать разные ткани и наполнители.
Для работы потребуются:
- ткань разного цвета и, если есть возможность, фактуры;
- лента-липучка;
- материалы для набивки – крупы, поролон, синтепон, камешки, в общем, что угодно.
Ткань нужно разрезать на парные квадраты разного размера – от 5 до 12 см. Берем пару квадратов. На один из лоскутов ткани нашивается липучка, а на второй часть, которая должна прилипнуть. Квадраты между собой сшиваются (с изнаночной стороны). Дальше материал нужно вывернуть и начинить наполнителем. И так повторить, пока все подушечки не будут заполнены.
Цветные ежики
Ежики — одни из самых популярных персонажей детских сказок, потому ребенок с удовольствием будет играть в такой компании.
Чтобы сделать эти игрушки, нам понадобятся:
- листы разноцветного картона;
- разноцветные прищепки.
Из картона нужно вырезать две идентичные фигуры ежика. Проще всего это сделать, если сложить картон в два раза, после чего начать вырезание. Дальше фигурки нужно склеить, нарисовав глазки, ротик, носик. Когда заготовка готова, осталось предложить ребенку дать ежику иголки, прикрепив к нему разноцветные прищепки.
Шнуровки
Игры-шнуровки – лучший способ развить мелкую моторику рук ребенка. Их можно купить в магазине, вот только цена не радует, потому гораздо дешевле смастерить их дома.
Тем более, что материалы, которые для этого понадобятся, наверняка есть дома у каждого:
- деревянная основа, альтернатива которой может быть плотный картон или фанера;
- отверстия можно сделать дыроколом, ножом;
- пуговицы, приклеенные к основанию;
- шнурок.
Набор материалов зависит от того, что есть под рукой. Иногда даже ничего не нужно просверливать, достаточно приклеить к доске пуговицы и показать ребенку, как обматывать вокруг них шнурки. Все зависит от фантазии.
Мягкие шарики
Суть игры в том, что крохе дается четыре меховых шарика, которые по одному нужно протолкнуть сквозь трубку таким образом, чтобы последний вытолкал первый.
Чтобы изготовить подобную игрушку, нам нужно:
- плотный картон;
- втулка (через нее будут проходить шарики);
- бутылка от шампуня (это будет ножка, которая будет держать втулку);
- мотки разноцветной пряжи, выполняющие роль шариков.
Во флаконе от шампуня нужно сделать два разреза, через которые должна будет пройти втулка. Сама втулка должна быть ровно такой длинны, чтобы через нее могли пройти три шарика, сложенные в ряд. Закрепить конструкцию можно скотчем и украсить цветной бумагой.
Методика развития ребенка через тематические дни и недели
Тематические занятия – это, конечно, не методика, а популярная сегодня форма подачи материала, однако, она интересна тем, что позволяет гармонично объединять элементы разных методик.
Выбирается одна тема – геометрические фигуры, домашние животные, овощи и т.п. – и рассматривается методом погружения в течение одного дня или недели. Материал подается и закрепляется с помощью разнообразных инструментов из любой одной или, чаще, нескольких авторских методик развития детей.
Хотя это не новое изобретение: эту форму давно и успешно используют в детских садах и школах, но сегодняшнее новшество заключается в массовом применении этой формы в домашней среде.
На этом методики раннего развития детей не ограничиваются, здесь приведены основные, наиболее известные, однако есть множество других методик: как производные от выше перечисленных, так и независимые авторские программы развития детей дошкольного возраста.
Методика Сесиль Лупан
Она считает, что малыш сначала должен воспринять информацию, а потом уже осознать ее, поэтому со своим чадом нужно разговаривать с первых минут жизни — так, будто он все осознает. Особенности:
- Постепенно непонятный набор звуков начнет обретать конкретный смысл для ребенка. Когда он начнет произносить первые слова, можно начать обучение чтению. Желательно писать на карточках названия простейших предметов, которые окружают кроху (в этом Лупан является последовательницей метода Домана).
- Автор считает, что родительскую опеку следует заменить искренним родительским интересом, который позволит взрослым активно участвовать в развитии малыша.
- Развитие детей дошкольного возраста основано именно на родительском воздействии.
Школы по методике М. Монтессори
Хотя эта система раннего развития и считается одной из самых популярных в мире, особого энтузиазма у мам малышей до 3 лет к этой методике я не наблюдала. В центр, который работал полностью по этой системе, водили в основном деток уже постарше. Оно и понятно, ведь сама методика, в общем-то, и была разработана именно для этого детского возраста. О методе Монтессори сайт «Мама может все» уже писал подробно в статье «Методика Монтессори для детей«, поэтому сильно останавливаться на нем я не стану. Скажу только, что плюсом является большое количество развивающего материала, направленного на развитие:
- речи и мышления;
- сенсорики и логики;
- математических способностей;
- жизненных навыков и навыков самообслуживания;
- самостоятельности в принятии решений;
- психологической совместимости с другими детьми;
- умения работать не только самостоятельно, но и в группе.
Для детей, которые перед школой посещали центры Монтессори, учеба в начальных классах давалась легко. К минусам системы все относят то, что:
- педагоги не вмешиваются в процесс обучения;
- не развиваются творческий потенциал ребенка и эмоции;
- нет акцента на интерес к чтению;
- нет ролевых игр, которые готовят детей к определенным жизненным психологическим ситуациям.
Но, надо сказать, что такой цели у этой методики и нет. Ей важнее подготовить ребенка к школе и к самостоятельности, чем развить в нем какие-то творческие способности. Именно из-за этих минусов многие школы раннего развития не используют Монтессори-систему полностью, а берут из нее только некоторые развивающие материалы.
Методика раннего развития Сесиль Лупан
Эта методика раннего развития детей была создана бельгийкой Сесиль Лупан, мамой трех дочерей. Суть ее, в принципе, мало отличается от методики Домана, на основе которой Лупан и построила свою систему воспитания и обучения. Разница состоит в том, что в данной методике отсутствует четкое расписание занятий, а воздействие направлено на внутренний мир ребенка.
Методика Сесиль Лупан предписывает заниматься с ребенком только тогда, когда он этого хочет. Род занятий также определяется интересом ребенка. Передача знаний, в основном, происходит посредством игры и дополняется шутливыми стишками и песенками.
Основной отличительной чертой методики раннего развития Сесиль Лупан является мнение автора о том, что лучшим учителем для маленького ребенка может стать только его родитель.