Виды мышления у детей дошкольного возраста

Что это такое и зачем нужно?

Ошибочно полагать, что логическим мышлением обладают только люди старшего возраста. Оно зарождается в человеке и начинает активно развиваться с самых ранних лет жизни, постепенно созревая по мере его взросления.

Определять понятия, сравнивать, обобщать, классифицировать, иметь свое суждение, делать выводы и умозаключения и при этом уметь их доказывать – это те возможности мыслительного и познавательного процесса, которые дает человеку логика.

Каждый родитель мечтает вырастить из своего ребенка умного и успешного человека. А для этого надо научить его правильно мыслить. И цель формирования такой способности становится очень интересной задачей, решив которую мамы и папы дадут возможность своим чадам продуманно и рационально вести себя в обществе, благоразумно выходить из любых ситуаций и трудных положений.

Методы развития

Есть наиболее приемлемые способы, чтобы относительно быстро развить мышление. Рассмотрим их.

Быстрому развитию мышления способствует чтение. Благодаря чтению в нашем мозге происходят анализ и осмысление информации, предлагаемой к рассмотрению

Неважно, какую литературу вы предпочитаете. Главное, чтобы процесс был вам интересен и захватывал вас полностью.

Старайтесь часто менять места своего расположения

Начните ходить на работу разными маршрутами. Причем делайте это осознанно (например, рассматривайте окружающие предметы). По возможности больше путешествуйте. Такой прием наиболее эффективен, так как он потребует от вашего мозга больших усилий. В незнакомом месте вам придется много думать, чтобы воспользоваться наиболее комфортными вариантами проживания. Такие усилия приводят к развитию мозга и, следовательно, к развитию мышления.

Разнообразьте свои привычки. Здесь есть разные способы. Например, заставляйте себя выводить буквы не привычной правой рукой, а левой (и наоборот, если вы левша). По возможности позволяйте себе изменить привычный график жизни. Вместо пассивного отдыха сходите в зоопарк или в кино.

Развивайте свою память. Вслед за улучшением памяти постепенно вы начнете соображать лучше, а это значит, что произойдет быстрое повышение уровня вашего мышления.

В рекомендации по повышению мышления можно смело включить рисование. Такой метод продуктивного повышения интеллекта можно предложить как взрослым, так и детям.

В средства повышения интеллекта входит общение с другими людьми. Благодаря дружеским беседам вы можете узнать очень много интересной и полезной информации.

Игра в шахматы или обучение игре на музыкальных инструментах также помогут решить поставленную задачу.

Чаще выходите из зоны комфорта. Не ищите легких путей, а старайтесь усложнить задачу для того, чтобы получить наибольшую выгоду.

Если вы сами не в силах решить проблему с поднятием уровня мышления, то обратитесь за помощью к специалистам. Посещение различных тренингов облегчит задачу в разы.

Есть и другие методики. Например, система ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Она включает в себя определенные методы, законы и алгоритмы, при помощи которых вы сможете найти довольно нестандартное решение при выходе из возникшей проблемы.

Изобрел такой чудодейственный метод инженер и писатель Генрих Саулович Альтшуллер.

А также после некоторых наблюдений педагоги выяснили, что применение ТРИЗ-педагогики помогает быстро развить детский ум и сделать его гибким. Учащиеся получают мотивацию для освоения новых знаний и умений. Например, «Мозговой штурм», применяемый в ТРИЗ, вырабатывает способность к системно-логическому мышлению.

Использование дошкольниками средств логического мышления

Чтобы речь стала полноценным средством развития логического мышления у детей дошкольного возраста, им необходимо разобраться в том, как слово связано с определенными предметами, явлениями, их признаками и качествами. А для этого нужно освоить формы логического мышления.

Ребенку необходимо понять смысловое содержание слова (что такое картина, двери, растение и т.д.), научиться высказывать свои мысли и делать определенные выводы («Деревья выше других растений», «Чтобы двери открылись, их нужно толкнуть»).

Формы логического мышления

Дети дошкольного возраста используют три основные формы логического мышления:

  • понятие
  • суждение
  • умозаключение

Понятие раскрывает смысловое содержание слова или словосочетания, отражая связи, отношения и существенные признаки предметов и явлений. Усвоив определенное понятие, ребенку не приходится каждый раз задумываться, что же оно означает. Сложность в этом отношении доставляют абстрактные понятия, которые еще не доступны ребенку (народ, сообщество, прогноз и пр.)

Суждение также отражает связи и отношения между объектами, но с выражением субъективного мнения говорящего. По этой причине суждения бывают истинными и ложными.

В тех вопросах, которые дошкольнику близки и понятны, он может рассуждать логически верно. Но большая часть суждений ребенка далека от истины, так как его предположения основываются на недостаточных знаниях и малом опыте.

Умозаключение требует нескольких суждений, на основе которых можно получить вывод. Дошкольники чаще всего выдают умозаключения, отталкиваясь от известных им аналогий, поэтому могут заблуждаться в своих выводах («Курица летает, потому что у нее есть крылья»).

Мыслительные операции

К средствам логического мышления также относятся мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Наглядные логические операции наблюдаются уже в предметной деятельности. Когда малыш выполняет простейшие упражнения на стадии наглядно действенного мышления – собирает пирамидку, складывает детали в коробочку, – ему приходится сравнивать, анализировать, выделять главное и второстепенное.  Действия ребенка приобретают результативность, если он верно выполняет мыслительные операции.

Охарактеризуем кратко, как работают операции логического мышления в дошкольном возрасте.

Анализ – выделение частей целого объекта и мысленное раскладывание на составляющие применяется в любой деятельности. Данная мыслительная функция помогает ознакомиться с предметом; подсказывает, с чего начать рисунок, и что нужно изобразить; смоделировать условия для сюжетной игры и распределить роли.

Синтез – представление целостного объекта на основе отдельных частей. Синтез тесно переплетен с воображением и конструированием. Ребенок представляет образы и фантазирует, собирая детали и отдельные признаки в единое целое.

Обобщение – объединение объектов, основываясь на существенных признаках. Первые обобщения ребенка связаны с орудийными действиями. Выбирая палочку или щепку в качестве ложки, чтобы «покормить» куклу, дошкольник ориентируется на внешний вид ложки, ее размеры и удобство в использовании. Он обобщает признаки и находит предмет-заместитель. Используя подобные заместители в сюжетных играх, дети обязательно их называют, то есть, обозначают понятие, известное всем.

Сравнение – установление, в чем сходны объекты, и чем они различаются. Операции сравнения дошкольник подвергает любую поступающую и новую для него информацию

Ему важно понять, что он уже знает о только что увиденном или услышанном. Там, где ребенок затрудняется выстроить цепочку рассуждений самостоятельно, он задает ряд уточняющих вопросов («Сосна как елка, только с длинными иголками

А ее иголки опадают на зиму, как листочки?»).

Классификация – выделение класса объектов, опираясь на существенные признаки, — наиболее сложная операция для дошкольников, поскольку требует не только выявления характерных признаков, но и абстрагирования от несущественных. Часто ребенок выполняет поисково-исследовательскую мысленную работу, чтобы разделить по группам, классифицировать объекты или информацию.

Каждая из мыслительных операций помогает ребенку развивать логику и постигать закономерности окружающей действительности.

Особенности развития наглядно-действенного мышления у детей-дошкольников

Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит через непосредственное восприятие окружающего мира. Он начинает взаимодействовать с предметами. Среди всех процессов, развивающихся в психике, основополагающая роль отводится именно восприятию. Как сознание ребенка, так и его поведение практически полностью определяются тем, что он воспринимает в настоящий момент. Все его переживания сосредотачиваются на тех предметах и явлениях, которые окружают его.

Мыслительные процессы, представляющие собой внешние ориентировочные действия, являются наглядно-действенными: дети с помощью такой формы открывают для себя многочисленные связи между ними и предметами окружающего мира. Внешние действия представляют собой основу и исходный пункт, который служит отправной точкой для становления всех остальных форм мышления.

Ребенок получает необходимый опыт, когда начинает настойчиво и регулярно воспроизводить одни и те же элементарные действия, по итогам которых он получает ожидаемый результат. В конечном счете, этот опыт ляжет в основу более сложных мыслительных процессов, развивающихся в голове ребенка.

Данный опыт на начальных этапах развития наглядно-действенного мышления у дошкольников является неосознанным и включается в непосредственный процесс совершения действия

Важно отметить, что предметы в этом случае являются не только носителями практических и потребительских функций, но и общих характеристик, зачастую являющихся абстрактными понятиями. Те действия, которые ребенок совершает с предметами, направлены на вычленение их основных признаков

Особенности развития

У дошкольников

У дошколят впереди логики логического мышления – «мышление руками».

  1. Сначала ребенок может понять окончательную цель.
  2. Затем начинает анализировать конкретные условия поставленных задач.
  3. И только потом сопоставляет условия задачи с целью, которую нужно достичь.

Так и выстраивается вся цепочка мелких решений, которые приведут к достижению финальной цели.

В раннем возрасте

Важно. Особенность мышления в четыре-пять лет – это совершенная его нестабильность

Вроде ребенок хочет проанализировать все, что видит вокруг себя, сравнивает предметы друг с другом и уже может сделать вывод о их взаимосвязях. Но его суждения о предметах – просто их перечисление.

Дети младшего возраста зачастую действуют неадекватно и не могут критически относиться к себе и своим действиям. Они понимают только конечную цель (вынуть конфету из высокой вазы, поймать игрушечную рыбку), но они пока не осознают, как решить эти задачи. Как только ребенок заговорит, все изменится.

У школьников младших и средних классов

Этот переходный возраст – из детства в юность – важный и сложный этап в развитии ребенка. Возрастают физические возможности: движения и действия более уверенные и разнообразные. Все больше нужны содержательные контакты с ровесниками. В этом возрасте дети общаются по разным вопросам и круг этих вопросов гораздо шире, чем у малышей.

У подростков

С возрастом накапливается жизненный опыт. Подростки рассуждают и способны делать выводы. Они считают себя взрослым. У ребят появляются собственные решения, не всегда правильные и адекватные

На этом этапе родителям хорошо уделять внимание на развитие мышления, не забывая при этом о психологическом климате

Советы психологов

Родителям, которые ставят перед собой цель помочь своим детям развить логическое мышление, необходимо более подробно изучить различные методики обучения на эту тему. Затем подобрать соответственно возрасту своего ребенка различные упражнения, игры и задачи, которые на ваш взгляд обеспечат комфортный и приятный процесс занятий.

Педагоги и психологи не рекомендуют проводить подобные тренировки разума детей в принудительной и навязчивой форме. Надо плавно и постепенно увлечь ребенка, постараться сделать так, чтобы ему было интересно осваивать предлагаемую информацию.

В заключение хочется добавить, что нет ничего невозможного, все можно развить и натренировать, в том числе и логическое мышление. Главное, чтобы было желание.

Как определить низкий уровень мышления?

Показатели слабого уровня развития мышления выражаются в слабо развитой логике. А также у человека возникают проблемы с выражением своих мыслей как в письменном, так и в устном виде. Обычно такие индивиды тратят большое количество времени, чтобы решить ту или иную задачу.

Когнитивная психология представляет мышление человека в виде определенных направлений, идущих друг за другом. В каждом из них происходят процессы. Направления отличаются друг от друга факторами, связанными с мыслительными процессами и со степенью глубины этих процессов.

Данные направления можно успешно тестировать при помощи специальных методик. Высокий результат после подведения итогов тестирования будет говорить о высоком интеллекте испытуемого. Впрочем, может быть и наоборот: низкий уровень мышления также определяется при помощи тестирования.

Рассмотрим методики, которые помогают определить уровень высокого или низкого мышления:

  • при помощи выявления лишнего звена или компонента;

  • при помощи запоминания;

  • при помощи организации дальнейшего логического построения, заданного ранее;

  • при помощи выявления основы;

  • при помощи решений графических заданий, а также ребусов и монограмм.

Как тренировать логическое мышление у детей

Для тренировки малышей, чтобы развитие логики началось как можно раньше, будут актуальны развивающие игры и упражнения. Они помогут понять причинно-следственные связи, классификацию, обобщение. К ним можно отнести задания о животных и среде их обитания, окружающих предметах и их назначении, группировку предметов, сравнение по элементарным признакам: размеру, цвету, форме.

«Где чья мама?»

Задание по типу лото предполагает подбор карточек с изображением знакомых детям животных и их детенышей. Взрослый предлагает малышу рассмотреть картинки, изображающие курицу, кошку, собаку, корову, лошадь, козу, медведицу. Затем среди других карточек найти те, на которых нарисованы детеныши этих животных, и соединить их вместе. Спросить, как правильно назвать детеныша, если малыш затрудняется, обязательно проговорить все названия. Элементарные суждения у малышей помогут вызвать вопросы о том, кто вырастет из цыпленка, щенка, козленка. Для поддержания интереса к заданию прочитать веселые стишки:

У коровы сын, теленок, Очень вежливый ребенок. Мама учит малыша Кушать травку не спеша.

А цыплята у курушки Все похожи друг на дружку. И девочки, и мальчики, Словно одуванчики.

Глупый маленький козленок! Он бодает всех с пеленок. Что же делать нам, когда Вырастут его рога.

«Кто скажет, кто знает, когда это бывает?»

Игра помогает развивать логику, проследить причинно-следственные связи между объектами природы, обогащает речь рассуждениями. Малышу показывают ряд сюжетных картинок с изображением времен года и предлагают разложить их в соответствии с признаками, например:

  • Сугробы; дети и взрослые одеты тепло; ребята катаются на санках; идет снег.
  • Капель, ручьи; мальчики пускают кораблики; среди снега первые подснежники.
  • Ярко светит солнце; дети купаются в реке; взрослые и малыши играют в мяч.
  • Идет дождь, пасмурное небо; птицы летят караваном; грибники идут с корзинками.

Вместе с ребенком поработав с карточками, взрослый спрашивает, когда бывают эти явления в природе. Учит малыша правильно обобщать ряд , рассуждать о смене времен года. Интересно подкрепить беседу загадками:

Зазвенели ручьи, прилетели грачи. Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Долгожданная пора! Детвора кричит: Ура! Что ж за радость это? Наступило (лето).

Дни стали короче, Длинней стали ночи, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?

Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?

«Логические цепочки»

Подобные задания обычно предлагаются ребятишкам среднего и старшего дошкольного возраста, у которых есть опыт обобщения предметов. Однако, при достаточно простом игровом материале можно начинать обучение логическим операциям (классификации и обобщению) в младшем возрасте. Малыш составляет цепочки из предметов определенной группы, например, цветы, овощи, фрукты. Если ребенок затрудняется, родитель помогает назвать группу предметов обобщающим словом. Задание можно усложнить, если предложить среди группы картинок найти такую, которая дополняет уже построенную цепочку.

«Я начинаю, а ты продолжай…»

Классическая игра, которая предлагается ребятишкам всех возрастов, чтобы развить логику, способность к анализу. В каждой возрастной группе задания будут различаться по сложности. Малышам даются простые и доступные словосочетания. Взрослый начинает фразу, ребенок продолжает:

  • Сахар сладкий, а лимон (кислый).
  • Птица летает, а черепаха (ползает).
  • Слон большой, а зайчик (маленький).
  • Дерево высокое, а кустик (низкий).

Поддержать интерес ребенка к заданию поможет игра с мячом. Взрослый бросает мячик с началом фразы, ребенок возвращает с концовкой. Для старших дошколят подбираются сложные задания, требующие умозаключения:

  • Стол выше стула, значит стул (ниже стола).
  • После ночи наступает утро, значит утро (после ночи).
  • Камень тяжелее бумаги, значит бумага (легче камня).

«Что лишнее?»

Логическое задание, доступное всем деткам, хорошо развивает способность к обобщению, сравнению, классификации. Взрослый предлагает ребенку среди картинок, изображающих предметы определенной группы, найти лишнюю (предмет другой группы). Например, среди овощей — картинка с изображением фрукта, среди предметов мебели – карточка с одеждой.

Как сформировать?

Активное формирование такого мышления начинается с трёхлетнего возраста. Постепенно складываются определённые образы, накапливается информация, полученная в раннем детстве путём ощупывания и осматривания вещей. Затем бурно развивается детское воображение, и малыш способен додумать или представить явление, объект, целостную ситуацию. Нужно научить ребёнка мысленно увидеть предметы в разных пространственных положениях, менять в уме их место расположения.

Для диагностики необходимой степени развитости наглядно-образного мыслительного процесса психологи используют различные методики.

  • Существует способ работы с нелепыми изображениями. Малышу предлагают картинку с персонажем, оказавшимся в непривычной ситуации, когда герою приходится выполнять действие, несвойственное ему. Например, в гнезде вместо птенчика сидит лягушка, а птичка приносит ей косточку для пропитания. Ребёнок объясняет, почему изображение не соответствует реальности. Он должен определить, как бывает в природе и предложить свой вариант развития событий. Если ребёнок отлично справился с 7 из 10 заданий, то его наглядно-образное мышление находится на высоком уровне развития.
  • Метод конструирования предполагает дорисовку изображения. Оцениваются скорость и точность реакции. Малышу дают картинки с нарисованными знакомыми животными, игрушками, геометрическими фигурами. Он должен завершить рисунок за полторы минуты. Важна быстрота выполнения задания.
  • Методика «Собери картинку» подразумевает восстановление целого изображения из знакомых фрагментов. Критерии оценки определяются скоростью исполнения. При хорошем образном мышлении у ребёнка на сборку картинки должно быть затрачено несколько минут. За это время малыш подключает воображение, память и применяет метод исключения.
  • Существует ещё приём, основанный на поиске лишнего изображения. Малышу дают несколько схожих по каким-то группам признаков картинок. Он должен найти принт, не соответствующий основному составу сгруппированных изображений.

Коротко о мышлении

До 83% современных родителей, как показывает практика, уверены, что для развития мышления достаточно специальных игрушек. Если вы тоже находитесь в плену этого убеждения, то поспешим вас расстроить – мышление является сложным познавательным процессом и эффективно развивается только в тесном взаимодействии ребенка и постоянно контактирующих с ним взрослых.

Нельзя забывать и о том, что мыслительная деятельность представляет собой фундамент успешного обучения. Дети, родители которых целенаправленно занимались развитием мышления, при поступлении в школу выделяются на фоне сверстников по целому ряду параметров:

  • на 25% быстрее усваивают информацию;
  • на 45% легче воспринимают новое;
  • на 15% активнее проявляют себя в познавательных процессах.

Детское мышление формируется как сложная многоуровневая система, в которую включены:

  • умственная деятельность;
  • практическая деятельность;
  • операции познавательного и преобразовательного характера.

Годовалый малыш не просто пассивно воспринимает окружающий мир, а стремится понять его. Он соотносит доступное ему восприятие с ощущениями, открывая для себя нечто новое.

В процесс мышления входит совокупность связанных между собой действий:

  • сопоставление;
  • сравнение;
  • выявление различий;
  • определение взаимосвязи;
  • раскрытие отношений и опосредований;
  • отражение свойств.

В соответствии с возрастом ребенка и его индивидуальных особенностей этот перечень варьируется.

Игры и задания

Высшая стадия детского мышления формируется на основе образного восприятия.

Это сложный, длительный процесс, который нельзя пускать на самотек.

Необходимо начать работу над развитием логики уже в раннем детстве.

Для 4-5 лет

В этом возрасте малыш умеет:

  • находить сходство и различия между предметами;
  • конструировать по образцу;
  • соединять разрезанную на части картинку (не более 5 деталей);
  • удерживать учебную задачу на несколько минут;
  • называть группу предметов общим словом;
  • определять пару для предмета;
  • находить ошибки в иллюстрациях, объяснять;
  • подбирать несложные слова — антонимы.

Игры для этого возраста используются следующие:

  1. Дидактические. Сюда относятся все настольные игры на печатной основе с заданиями: найди лишний предмет, назови одним словом, покажи 10 отличий, раскрась только животных и др.
  2. Развивающие. Игры построены по принципу усложнения. Как только малыш справляется с начальным этапом, задания усложняются.
  3. Речевые. Пользуясь фантазией и воображением, ребенок выполняет задания на развитие логики: продолжи рассказ, помоги героям сказки принять правильное решение, начни сказку, чтобы иллюстрация стала продолжением и др.
  4. Графические. Пользуются особым успехом у детей, ребята выступают соавторами заданий: угадай и дорисуй предмет, пройди лабиринт вместе с известным героем, оживи картинку с помощью цветного карандаша и др.

Для 5-7 лет

В этот возрастной период происходит осознание основных свойств особенностей объекта, умение в дальнейшем применять знания на практике.

Познание окружающего мира происходит путем словесных рассказов.

Внешняя активность ребенка все больше заменяется на деятельность внутренних мыслительных операций.

Попробуйте предложить ребенку поиграть в игру, это будет не только увлекательно, но и полезно.

  • Игра «Волшебники». Ребенку предлагают на основе простой фигуры (например, прямоугольник) создать более сложный (дом, аквариум, грузовая машина).
  • Игра «Логические концовки». Дошкольнику предлагается закончить предложения разного содержания. Например, если Маша выше Пети, то… (Петя ниже Маши).
  • Игра «Орнамент». Геометрические фигуры разного цвета и размера собраны в узор. Ребенку необходимо собрать такой же по образцу, придумать свой, пользуясь пространственными понятиями.
  • Игра «Полезно — вредно». В ходе игры рассмотреть знакомые ребенку объекты или явления и дать возможность назвать положительные стороны и отрицательные, основываясь на свой жизненный опыт.
  • Игра «Что я задумала?». Один из играющих загадывает предмет, второй задает вопросы, пытаясь угадать загаданное. На вопросы отвечают односложно: ДА или НЕТ.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector