Шахматы для начинающих. обзор программ-тренажеров

Как научить ребёнка играть в шахматы с нуля

Психологи рекомендуют первое знакомство с шахматами начинать в игровой форме, несмотря на то, сколько лет вашему ребёнку. Это может быть сказка, мультик, придуманная вами история, использование предметов, которые будут заменять шахматные фигуры. Главное заинтересовать ребёнка. Кроме того, существуют книги, которые направлены именно на обучение детей, с учётом возрастных особенностей и определённых интеллектуальных навыков ребёнка.
Начните знакомство с шахматами с игрового поля, рассмотрите с малышом, что оно из себя представляет. Если ваш карапуз не обращает внимания на доску, но заинтересовался шахматными фигурами, возможно, ещё рано, учить его играть, но не противьтесь его знакомству с шахматами.
Первыми фигурами, с которыми познакомится малыш, станут пешки, их больше всего и они своим размером отличаются от других шахмат на доске, являются самыми маленькими. Пусть в первых играх участвуют исключительно эти фигуры, остальные будут только путать малыша и усложнять игровой процесс

Помните, процесс обучения должен быть постепенным.
Конечно, на первых играх вы будете поддаваться ребёнку, но не стоит это делать явным образом, важно, чтоб малыш даже не догадывался, что его победа была достигнута нечестным путём. Но не стоит сильно поддаваться и делать это часто

Специалисты советуют использовать такой приём только на первых порах, ведь ребёнок должен научиться играть полноценно.
Когда ребёнок научится играть, используя только пешки, пора познакомится с ладьями. Вводим и их в игровой процесс.
Так постепенно на вашей шахматной доске будут появляться новые фигуры, не забывайте объяснять малышу, как они ходят, и помогайте выучить их название, во время игры регулярно произносите их вслух.
Когда на вашем поле появились короли, а их лучше добавлять последними, можно начать играть полноценно, используя основные правила игры.
Объясните малышу, что король является самой главной фигурой на игровом поле. Важно, чтоб ребёнок понял, что его необходимо охранять с разных сторон, ведь, если его побьют, то наступит конец игры.
Расскажите малышу, что такое шах, покажите это на примере. Объясните, что в такой ситуации короля ещё можно спасти и это только угроза.
Познакомьте ребёнка на наглядном примере с матом, объясните, что это конец игры. Расскажите, что мат происходит только с фигурой короля, когда его некому защитить и нет возможности переместиться на более безопасное место.
Не ленитесь каждый раз, начиная новую игру, повторять, как называются фигуры, расположенные на поле и как они должны ходить. Поначалу ребёнку будет сложно удерживать это всё в своей голове, но со временем он освоится и будет правильно играть. Дальше игровой процесс можно будет усложнять, знакомя ребёнка с особыми комбинациями.
Главное, чтоб человек, который обучает ребёнка, не стремился вырастить из него чемпиона всех поединков, а просто прививал любовь к этой игре.

Как научить ребенка играть в шахматы с нуля в домашних условиях

Чтобы родители смогли донести до ребёнка суть игры, им понадобится и самим освежить знания, заглянув в пособия по обучению шахматам. Объяснять малышу принцип построения ходов нужно простым и понятным языком. Ясно, что не все взрослые рождены педагогами, но в этом случае придётся постараться. Главное, делать всё последовательно и не торопиться.

Занятия должны проводиться в спокойной, дружеской обстановке, без посторонних звуков и отвлекающих действий со стороны других домочадцев. Если игре обучается ребёнок в дошкольном возрасте, время занятий не должно превышать 30 минут. Более длительная учёба может вызвать усталость и даже нежелание продолжать обучение, поэтому необходимо делать небольшие перерывы, во время которых дети могут отвлечься, побегать или сделать лёгкую зарядку.

Как научить ребенка играть в шахматы с нуля в домашних условиях, волнуются многие родители, а главное, с чего надо начинать занятия.

Прежде всего, ребёнку понадобится объяснить, что шахматная доска состоит из светлых и тёмных квадратиков, общим числом 64. Это поле, на котором сражаются белые и чёрные фигуры и во главе этих двух армий стоят белый и чёрный король. Всего у каждого игрока есть 16 фигурок, которые могут съедать своих противников, и тогда те удаляются с доски, в то время как победившие встают на их клетки.

Объяснить малышу назначение разных фигурок можно следующим образом:

Главная фигурка – это король. Несмотря на то, что это центральный персонаж, он может делать ходы только на один шаг и «есть» таким же способом

Малышу важно понять, что если погибает король, игра завершается.
Королева или ферзь – самая сильная фигура, которая может двигаться по прямым линиям и любым диагоналям.
У каждого игрока по две ладьи, которые ходят и «едят» по прямым линиям.
Слонов или офицеров тоже по два на каждого участника поединка. Эти фигурки двигаются только по диагонали

Получается, что у одного это только черные, а у другого только белые квадраты поля.
Два коня могут ходить в виде буквы «Г», благодаря чему они иногда перепрыгивают через другие фигурки.
Пешки – это пехота, в каждом лагере их по 8 штук. Это слабые персонажи игры, которые могут ходить только по прямой и на одно поле, за исключением первоначального хода – в этом случае разрешается продвижение пешки на две клетки.

Далее следует рассказать ребёнку о нестандартных ходах, например о рокировке короля и ладьи, возможной только однократно за партию, и взятии пешки на проходе.

Во время первого урока можно дать возможность ребёнку потренироваться в выставлении фигурок на шахматную доску. Также можно поиграть одними пешками, чтобы малыш понял принцип взятия вражеской фигуры.

Важно понятно донести до ребёнка цели, которые поставлены перед каждым игроком, а также значение шаха и мата, означающих для одной из сторон поражение. Порядок действий во время второго занятия:

Порядок действий во время второго занятия:

  • Ребёнку предстоит самостоятельно расставить все фигуры. Если малыш что-то забыл, можно напомнить ему расстановку, а также указать на место королевы – она всегда ставится на клетку своего цвета.
  • Можно ещё раз повторить основные правила игры и особенности движения шахматных персонажей.
  • Если малыш всё запомнил, следует ему объяснить, что победа не зависит от того, у кого фигурок больше. Один удачный ход может стать выигрышным даже при минимуме фигур.

Во время третьего урока малыш должен сам рассказать обо всём, что знает про шахматы.

Пусть он снова расставит фигурки в боевом порядке, ведь если материал усвоен, можно, наконец, провести и настоящую партию. В ходе игры ребёнку можно помогать, напоминая, как ходят те или иные фигуры, пока он не станет двигать их уверенно.

Не надо поддаваться малышу, но обязательно давайте ему время тщательно обдумывать свои действия. Взрослому понадобится много терпения и дружеского участия, пока кроха учится думать и принимать решения. Не стоит забывать разбирать ошибки, которые стали причиной его поражения. Очень возможно, что он уже не допустит их при следующей игре.

Основные элементы и правила игры

Шахматная доска

Покажите ребенку шахматную доску.

Шахматная доска состоит из 64 темных и светлых квадратов, которые называются полями. Вне зависимости от оттенка полей, светлые называются белыми, а темные – черными. То же самое касается и фигур – светлые называются белыми, темные – черными. Расцветка полей арены сражений чередуется. Доска имеет нумерацию горизонталей цифрами от одного до восьми, а вертикалей – иностранными буквами от a до h.

Шахматные войска

У каждого противника есть армия из 16 фигур. Когда фигура передвигается по доске, это называется ход. Фигуры могут «съедать» врагов, при этом съеденные убираются с клеток, а победившие – ставятся на их места.

Король

Король – центральная фигура в игре, но и очень слабая. Он делает очень скромные ходы – на один шаг (поле) во все стороны, и «ест» таким же образом

Короля очень важно защищать и оберегать, потому что, если король «погибнет» – партия заканчивается

Ферзь

Ферзь – означает военачальник, полководец. Любители ошибочно называют ферзя королевой. Для маленьких детей можно оставить это название – им будет интересней осваивать шахматы.

Ферзь – сильнейшая фигура, он делает ходы по прямым и диагоналям на любое количество полей, съедает фигуры соперников таким же образом.

Ладья

Каждый игрок имеет по две ладьи, они стоят по углам доски. Запомнить ход ладьи малышам поможет такой стишок – «Я характером упряма, потому хожу лишь прямо». Ладья ходит всегда по прямым линиям и «съедает» фигуры так же.

Слон

В игре участвуют 4 слона – по 2 на каждого игрока (некоторые их ошибочно называют офицерами). Они могут ходить только по косым линиям – один царствует на белых диагоналях, другой – на черных.

Конь

Каждая сторона имеет по 2 необычных фигуры – коня. Конь – очень интересная фигура, он единственный в игре может перепрыгивать через любые фигуры. Говорят, что конь передвигается буквой «г» – на одну клетку вбок и две вперед, либо две – вбок и одну вперед.

Пешка

Пешки – самые многочисленные фигуры, у каждого противника их по восемь штук. Пешки в армии – это пехота, слабейшие фигуры. Они могут ходить всего на одно поле по прямой линии и обычно погибают первыми. Первоначальным своим ходом им разрешается пойти как на одно, так и на два поля вперед. Едят чужие фигуры по диагонали.

Малыш на поле боя

Примерный план самых первых занятий с ребенком может выглядеть следующим образом. В зависимости от возраста ученика, подготовки, желания постичь правила игры и ваших возможностей, уроков может оказаться больше или меньше.

Первый урок

Первая встреча с волшебными фигурами должна стать для ребенка настоящим праздником: ведь если вы сразу не заинтересуете чадо, все пропало.

Прежде чем показать детворе шахматную доску, расскажите интересную сказку о шахматах. Можете взять ее из учебников, а можете придумать сами. Главное, чтобы дитя к концу вашего рассказа было заинтриговано. Затем достаньте доску. Поиграйте во время показа интонацией голоса, включите музыку, привлеките куклу. А может доска у вас приедет на любимой деткиной машинке из дальних стран? Главное — сделайте первое впечатление об игре незабываемым!

Показав доску и фигуры, скажите, что это шахматы и совсем маленьким детям (2-3 года) дайте просто «поиграть» с ними

Важно, чтобы крохе было интересно и приятно общаться с шахматами, самому их исследовать и фантазировать

Малышу постарше скажите, что шахматная доска — это поле боя, а фигуры — войска, только игрушечные. Попробуйте сразу научить ребенка расставлять шахматные фигуры на доске. Начните с пешек, немного расскажите о главных персонажах. Пешки — это шахматная пехота, и двигаются они по доске очень медленно. Король — самая главная фигура, а ферзь — самая сильная.

Расставьте вместе с ребенком шахматы и попробуйте сыграть с ним первую в его жизни партию

Да здравствует игра без всяких правил! Важно, чтобы ученик почувствовал интерес к шахматам

Второй урок

Попросите ребенка расставить фигуры, и, если он ошибается, добродушно помогите ему. А теперь переходим к правилам игры. Напомните, что король является самой главной фигурой. Объясните, как он ходит (король ходит и бьет фигуры противника на расстоянии одного поля (одна клетка) в любую сторону). Поставьте рядом с королем какую-нибудь фигуру и покажите ребенку, как король может ее взять (съесть). Поставьте еще несколько — пусть малыш «покушает» королем целый ряд пешек и фигур.

Теперь объясните ребенку, что означает шах. Объявите шах какой-нибудь фигурой (пешкой, например). Расскажите, что «шах» в переводе с персидского — угроза королю и что от шаха необходимо как-то защищаться. Например, съесть нападающую фигуру или попросту уйти.

Расскажите, что слово «мат» в переводе с арабского означает — смерть. Мат — это такое положение, когда король не может защититься от шаха. Объявите простейший мат и покажите это ребенку: «Видишь, королю шах, а защититься нечем».

Объясните, что «ничья» в шахматной игре, это когда никто не может выиграть. Поставьте на доску двух королей. Можно выиграть? Конечно же, нет.

Поясните, как ходят и «едят» пешки (пешка ходит вперед по вертикали, по диагоналям и по горизонталям вбок на одно поле и берет фигуры противника по косой линии (по диагоналям). Ни ходить, ни бить назад пешка не может). Покажите ребенку как пешки, достигшие последней горизонтали, превращаются в различные фигуры. Чудесные превращения, как в сказке! Пусть он попробует это сделать сам.

Третий урок

Повторите коротко все, что вы проходили на предыдущих занятиях. Ничего, что ребенок будет путаться, постепенно он все запомнит.

Объясните, как ходит ладья и как она может брать неприятельские фигуры (ладья ходит и «ест» по горизонтали и по вертикали на любое количество полей). Расскажите, что такое горизонталь и вертикаль. Теперь дайте возможность ребенку объявлять шахи королю. Решайте простейшие задачи. Поставьте позицию, например, где ладьей нужно объявить мат в один ход. Выводите на сцену слона, покажите, как он ходит по диагонали на любое количество полей. (Поставьте на пути слона какие-нибудь фигуры, пусть ваш ребенок «покушает» их.)

Если ребенок усвоит, как ходит ладья и слон, то ему легко будет усвоить, как ходит ферзь (ферзь ходит и бьет фигуры противника на произвольно большое расстояние, ограниченное лишь размерами игровой доски). Расставьте шахматы и попробуйте теперь сыграть настоящую партию.

Не забывайте тактично во время игры напоминать малышу, как правильно ходят фигуры, и ваше терпение будет вознаграждено!

Дебютные принципы

Дебют — это самая первая стадия игры. В него нужно войти хорошо, при этом выполняя основные задачи:

  • грамотно разместить фигуры, чтобы они встали на боевые позиции к середине игры;
  • обеспечить безопасность короля, поскольку он в начале игры довольно уязвим;
  • избегать поспешных ходов ферзём;
  • отдавать приоритет в перемещении коней перед слонами;
  • соединять тяжёлые фигуры;
  • противодействовать планам соперника.

Вторым принципом является развитие фигур, а не солдат. Последние двигаются только для того, чтобы открыть линии. Например, смысл дебюта Е4 лежит в том, чтобы помимо контроля над центром открыть пути для слона и ферзя. Кроме того, типичной ошибкой является перемещение одной и той же фигуры два раза, если на это нет существенной причины. Конечно, всегда есть свои исключения, но основное правило именно такое. Если его проигнорировать, то в дальнейшем для игрока создадутся неприятные угрозы со стороны оппонента.

Как играть в шахматы правильно. Как начинать партию в шахматы

Watch this video on YouTube

Вначале королю необходимо обеспечить должный уровень безопасности. Как правило, это осуществляется с помощью рокировки, поэтому её нужно сделать как можно раньше. Это можно проиллюстрировать на примере дебюта под названием «Итальянская партия». Игрок после трёх ходов должен освободить два поля между королём и ладьёй (F1 и G1). Таким образом, в следующем ходе он может спокойно рокировать. Из-за такого манёвра королю вряд ли создадут угрозу в ближайшее время.

Третьим принципом является слишком ранее включение ферзя и активное его перемещение. Это связано с тем, что противник может воспользоваться таким поведением для развития своих фигур. Даже если создаются комфортные условия для взятия фигур оппонента, в первую очередь необходимо следовать базовым правилам и производить контроль над центром доски.

Стремясь к осуществлению этих принципов, игрок будет встречать сопротивление противника. В то же время необходимо самому наблюдать и предугадывать, какие идеи хочет воплотить соперник, и всячески противодействовать им.

УРОК №1 КАК ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ?

Watch this video on YouTube

Польза шахмат

Существует несколько основных аргументов в пользу освоения шахмат. Игра развивает логику, память, пространственное мышление, волевые черты характера, а также улучшает когнитивные функции человека. Кроме того, она формирует в ребёнке усидчивость. Многие научные исследования подтвердили, что у детей, которые систематически занимаются, повышается общая успеваемость в школе.

Выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже отмечал в своих работах формирование у детей 6—12 лет навыка осуществления действий в уме. Иными словами, они начинают мысленно прокручивать в голове всевозможные ситуации и их исходы

В этом возрасте формируется интеллектуальный потенциал ребёнка, поэтому очень важно не упустить этот момент. Соответственно, следует научить их шахматной игре

Частой ошибкой взрослых при обучении детей является самостоятельная расстановка фигур на доске, где уже со стартовых позиций они начинают объяснять, как ходит слон, ферзь и т. д. Однако правильно будет показывать каждую фигуру по отдельности на пустой доске, чтобы дети лучше усвоили особенности их движения в пространстве и самостоятельно их двигали. Это будет сложно, но позволит им всё запомнить.

Шахматы задействуют оба полушария головного мозга. Во время игры человек зрительно воспринимает доску, вспоминает прошлые ошибки, изученные дебюты и позиции. В это время работает правое полушарие. Когда же просчитывается стратегия, и анализируются ходы, то задействуется левое полушарие. Игра учит человека анализировать, ведь во время неё просчитывается большое количество информации. Сильные шахматисты способны решать сложные задачи. Кроме того, шахматы являются отличной профилактикой болезни Альцгеймера.

Как Играть в Шахматы: Подробное Руководство для Новичков

Watch this video on YouTube

Уроки для начинающих шахматистов

Шахматы – игра очень интересная, но довольно сложная. Она требует внимания, умственных способностей, терпения, рационального мышления и контроля. Если начинать обучение у малышей дошкольного возраста, то стоит понимать, что некоторые понятия для них недоступны, поэтому уровень нужно опустить.

Уроки шахматной игры должны проходить спокойно и с удовольствием для обоих игроков. Ребенок должен получать новую информацию постепенно, небольшими количествами и без каких-либо криков.

Шаг первый:

  • Ознакомить малыша с доской. Можно использовать методы ассоциации, например, она может быть местом сражения, где кубики – это место каждого воина. Необходимо рассказать, как доска должна правильно лежать. Нужно быть готовым к вопросам: почему она двух цветов? Почему на ней столько клеточек? Что за знаки нарисованы по краям?
  • После ознакомления с доской нужно перейти к фигуркам, по методу ассоциации вывести фигурки на место боя в качестве воинов. Стоит объяснить, что два цвета фигур обозначают соперников.
  • Несколько первых упражнений. Для начала выставить все фигуры на доску, расставить их на месте. Объяснить малышу, кто такие пешки и проговорить названия всех фигур. Еще одно упражнение – расставить фигурки от самых младших (пешек) до короля.

Шаг второй:

  • На этом этапе должны изучаться азы шахматной игры. Для начала ребенок должен знать названия всех фигур и правильно их расставлять с помощью взрослого.
  • Затем нужно перейти к правилам игры. Все рассказать детально, но так, чтобы малыш понял. Необходимо начинать с простых фраз и каждый раз проверять доступно ли это ученику или нет. Особенно стоит обратить внимания на понятия «шах» и «мат». В таком случае также можно воспользоваться методом ассоциации и использовать игровые понятия, например, «захват» и «поражение».
  • Все ситуации нужно показывать на примерах с помощью фигур. Но не стоит рассчитывать, что ребенок сразу запомнить все названия и их ходы. Для этого требуется минимум три тренировки.

Заключительный шаг:

Когда ребенок знает все названия и ходы, можно начинать игру сначала. Необходимо, чтобы малыш самостоятельно расставил на доску свои фигуры

Подсказывать нужно только в том случае, когда ребенок просит или ошибается.
Перед игрой ребенок должен проговорить правила
Особенно обратить внимание на ту часть, чего нельзя делать, и что считается неправильным при игре в шахматы.
Очень важно на первых играх поддаваться, дать ребенку выиграть. Лучше, чтобы его ход был первым
Это придаст ему уверенности и заинтересованности

Если же будет постоянное поражение, то он просто разочаруется и бросит играть.
Если же ребенок проиграл, можно договориться за матч реванш или тут же его сыграть. Оба партнеры должны хотеть играть и оставаться довольными при любом раскладе.

Играя с ребенком в шахматы, родители или учителя должны понимать, что главной целью является не воспитание будущего олимпийского чемпиона, а прививание любви к этой игре. Ученику должно быть понятна суть и цель игры

Поэтому максимально нужно обратить внимание на момент заинтересованности. Возможно, ребенок захочет научиться, когда увидит это по телевизору или понаблюдает, как играют взрослые

О насилии в таком случае не может быть и речи. В противном случае можно привить ребенку ненависть к этой игре. А если его заставить, то он может играть, знать все правила и ходы, но никакого результата это точно не принесет. Для учения детей необходимо терпение, самоконтроль и заинтересованность.

В каком режиме лучше заниматься

Если есть желание заниматься шахматами для общего развития – нет определенных амбиций и хочется, чтобы ребенок просто любил эту игру и умел играть, достаточно будет:

  • 1-2 раза в неделю индивидуальных занятий с тренером (можно онлайн, если ребенок уже умеет пользоваться компьютером).
  • Обязательно турниры: мини-турнир (1 раз в месяц) и серьезный турнир (1 раз в 3 месяца). Чтобы ребенок видел, где ему пригодятся полученные навыки и был замотивирован на новые достижения и победы.
  • Так же я бы не отменяла и детскую школу шахмат 1-2 раза в неделю, где ребенок мог бы общаться со сверстниками-шахматистами.

Еще важный нюанс: детские тренеры (работающие в школе или индивидуально), помимо умения мастерски играть в шахматы, званий и титулов, должны иметь психологическое и/или педагогическое образование. По этой причине, квалифицированный тренер по шахматам, который занимается с маленькими детьми берет за свои услуги соразмерно тому, сколько берут те тренеры, которые работают в школах, где готовят шахматистов-спортсменов.

По сути обучение шахматам «для общего развития» проходит по тем же пунктам что и в школах, где готовят более взрослых шахматистов-спортсменов, но с заметным уменьшением времени, так как в силу возраста тренировки по 4 часа будут утомительны. Детям 5 лет я рекомендую заниматься по 30 минут, с постепенным увеличением времени.

Главное – не проявлять насилие и не заставлять ребенка. Шахматы для него должны быть игрой, а не обязанностью. Чтобы достичь в деле успеха – его надо полюбить. Наверно, это и должен делать первый тренер – влюблять в шахматы.

Может ли детский тренер по шахматам как-то подтолкнуть ребенка в профессиональные шахматисты, пойдя на поводу у желания родителей сделать из него чемпиона?

Тут главный вопрос: зачем это делать? Если я вижу ребенка, которого привели к нам заниматься шахматами для общего развития, а ребенок явно талантлив, то я стараюсь сделать всё, чтобы такой талант не пропал. Иногда даже приходится уговаривать родителей, чтобы они больше времени уделяли такому ребенку, хотя бы возили его на турниры, которые проходят в нашем городе, не говоря уже о выездных.

А если у ребенка нет явного потенциала и его самого в это не тянет, то зачем идти в профессиональные шахматы? Без желания ребенка расти – это просто напрасно потраченные деньги (минимум 500 тысяч рублей в год), результаты таких «толчков», я думаю, будут – если долго мучиться.

Но в своей школе я против подобного насилия, мне важно, чтобы дети полюбили шахматы. Если полюбят, то они могут стать чемпионами, мастерами ФИДЕ, гроссмейстерами

Если захотят.

Основы шахматной игры

Дмитрий Соседов начинает обучение с важных элементов игры: координаты на доске и шахматная нотация. Далее упор делается на важных для любого новичка моментах: контроль над доской, защита короля и ферзя, дебютные принципы, стратегия и тактика миттельшпиля, основы эндшпиля. Автор делает обзор стратегических ошибок новичков, доступным языком объясняет основы связок и шахматных окончаний, знакомит учеников с тактиками «отвлечение» и «рентген». Трюки Дмитрия поймёт и сможет применять в игре даже начинающий игрок. Видеокурс обеспечивают зрителю базовый уровень знаний шахматной стратегии.

Как играть в начале партии

После знакомства с базовой стратегией, новичку необходимо изучить тактику отдельных частей партии. Игра начинается с дебюта — важнейшего элемента для побед для новичков. Занятие не содержит сложной терминологии, и начинающему шахматисту будет легко разобраться в теории.
 

Лучшие дебюты

Шахматист Александр Зайцев знакомит зрителей с дебютной теорией и учит правильно выбирать изначальную тактику среди огромного количества вариантов. В видео проводится разбор пяти дебютов, пользующихся наибольшей популярностью как среди гроссмейстеров, так и у шахматистов-любителей. В уроке новичок знакомится с кратким руководством к действию в Испанской, Итальянской, Шотландской и Русской партиях. 

Изучаем ловушки в дебюте

В видео проводится обзор семи шахматных решений, позволяющих победить соперника уже в первые минуты игры. Примеры рассматриваются автором на основе известных дебютов, включая Сицилианскую защиту, Испанскую и Итальянскую партии. В ролике рассмотрены все нюансы использования ловушек при игре за белые и за чёрные фигуры, учат не только применять хитрости против соперников, но и не попадаться в ловушки самому.

Как играть в миттельшпиле

По окончании дебюта начинается более сложная часть игры — миттельшпиль. В середине партии нужно выбрать правильную стратегию, ведь именно здесь зачастую решается кто выиграет. Тренер Максим Бикужин перечисляет четыре основных принципа разыгрывания миттельшпиля. Следование перечисленным правилам позволит новичку избежать ошибок и дойти до заключительной части игры без потерь.

Правила игры в эндшпиле. Советы

Эндшпиль – заключительная часть партии. Он завершается матом или ничьей. В видео предлагаются советы для новичков по плавному переходу в эндшпиль. Когда фигур на доске остаётся мало — стратегия ходов меняется. Автор ролика делится с новичками основными секретами, позволяющими правильно оценить позицию, результативно атаковать фигуры соперника, сохранить собственные фигуры и не попасть в патовую ситуацию

Особое внимание уделено «Правилу квадрата», следуя которому можно быстро просчитать выгоду или опасность следующего хода.

Учимся играть в блиц-шахматы

Лучший способ для новичка закрепить полученные знания – постоянно играть. Легче всего найти себе виртуального соперника. Такую возможность дают шахматные сайты. Среди огромного числа разновидностей онлайн-шахмат самым распространённым является блиц – игра с жёстким контролем времени, где нет возможности для долгих раздумий. Видео основано на советах американского гроссмейстера японского происхождения Хикары Накамуры. Шахматист учит не сдаваться даже в самых тяжёлых ситуациях, не концентрироваться на времени и правильно упрощать позицию при попадании в цейтнот.

Ставим детский и дурацкий маты

 
Автор обучающего ролика преподносит материал доступным языком — легко понять как поставить детский, дурацкий и мат в 3 хода.
 
— Бесплатные приложения для обучения шахматам

— Книги для обучения шахматам, которые помогут научиться качественно играть.

Как играть с ребенком

  • Не стремитесь всегда выиграть малыша – так он может расстроиться и быстро потерять интерес к игре, иногда можно свести партию вничью или даже проиграть.
  • Не проигрывайте часто – ребенок привыкнет постоянно побеждать и будет болезненно относиться к проигрышу. Можно дать небольшую фору – фигуру, чтобы игра была равной.
  • Полезны разборы ошибок после партии – какие ходы малыша хорошие, а какие не очень.
  • Играйте с ребенком как можно чаще, и он станет сильным соперником.
  • Хвалите его даже за маленькие достижения – нашел сильный ход, сумел сделать ничью, решил задачку.

Не требуйте от ребенка сразу стать чемпионом.

Пользу шахмат и влияние на развитие трудно переоценить – они отлично развивают логику и абстрактное мышление, учат усидчивости и настойчивости в достижении целей. Поэтому, даже если ребенок не станет сильным шахматистом, игра непременно поможет ему лучше учиться. Например, многие шахматисты – хорошие математики, ведь алгоритм решения математических и шахматных задачек очень похож.

Знакомство с фигурами

Вопрос к тем, кто умеет играть в шахматы: не путают вас порой разница в названиях некоторых фигур, которые бытуют в народе для начинающих, и которые официально признаны? Я к чему веду? Честно сказать? Сама порой теряюсь, когда слышу: «башня», «тура». Что это? Где они у меня на доске? Мне приходится сосредоточиться, а значит, на мгновение потерять слежение за ходом игры (а это серьезно), чтобы вспомнить, что речь идет о Ладье.

Запомните и пусть это станет правилом! Обучать маленького будущего гроссмейстера нужно так, чтобы не путать и не переобучать! Кроха подрастет, тогда можно внести в его лексикон и «королева» (Ферзь), и «офицер» (Слон) и т.д.

Как быстро помочь карапузу запомнить фигуры? Сделайте их героями истории. Покажите их цели. Например, все они служат в защите одной-единой фигуры: Королю! Или же, действуют в нападении или защите только совместными силами, используя по максимуму возможности друг друга. Они – команда! Поверьте, этот момент особенно понравится карапузу, для которого очень много значат друзья!

Поведайте и об отличиях фигур. Как они ходят. И какова значимость каждой. Знаете, есть даже «стоимость» фигур в пешках

А потому расскажите, как важно беречь всеми и не рисковать. А

если и жертвовать. То только оправдано.

Советы начинающим

Секция шахмат для взрослых и детей дает несколько советов начинающим гроссмейстерам. Следование им обеспечит вам удачную партию и позволит стать настоящим асом в этом виде спорта. Ниже мы приведем основные из них:

  • Обдумывайте каждый ход противника;
  • Разрабатывайте собственный план того, как поставить сопернику шах и мат;
  • Знайте ценность своих фигур.

На некоторые моменты следует обратить особое внимание. Вот они:. Защищайте своего короля

Защищайте своего короля

Даже при правильной расстановке на доске безопасность короля может оказаться под угрозой. Поэтому всегда тщательно продумывайте его защиту, не позволяя сопернику ставить шах и мат. Но в то же время не позволяйте себе спокойно наблюдать за тем, как едят ваши фигуры.

Грамотный гроссмейстер не только держит под защитой своего главнокомандующего, но и разрабатывает удар по противнику.

Контролируйте центр шахматной доски

Держать под контролем нужно, как минимум – 4 центральных клетки. Именно здесь располагаются основные игровые позиции. Фигуры по краям игрового поля меньше вовлечены в игровое сражение и потому они менее поворотливы. Партию невозможно вытянуть одними пешками. Поэтому нужно, не мешкая поочередно вводить в нужные зоны основные силы, которыми вы будете ставить шах и мат партнеру.

Где купить шахматы?

У нас есть подарочные янтарные шахматы, для взрослых, с большими фигурами. Но играть с детьми на такой доске было не очень удобно, посмотрели на цены в детских магазинах, самым доступным оказался вот такой вариант из Спортмастера за 799 рублей (май 2016 года, без скидок, но мы покупали еще в 2015, кажется, дешевле):

Удобный размер, складная доска с замочком, натуральное дерево + комплект шашек. «Четверочку» за качество можно поставить, только внимательно проверяйте комплектность и отсутствие трещин. У некоторых фигурок есть непонятные пропилы (видимо особенности производства), пересмотрели несколько наборов — пропилы есть везде.

Можно поискать на Авито, иногда попадаются классные варианты — играть старинными шахматами даже интереснее! Есть шахматы и на AliExpress, и в Кораблике, и в других детских магазинах вашего города.

P.S. Вопрос для знатоков: а что это за дебют на последней фотографии пытался разыграть папа?

Ход защиты

В игре три площадки: Лес, Плейвиль и Магическое дерево. Две последние локации откроются после прохождения всех этапов Леса. А выигрывать непросто, нужно продумывать каждый шаг, чтобы не дать сопернику выгнать вас с доски. Уже на третьем начальном уровне добавляются новые фигуры, игра становится сложнее и интереснее. Можно отменять ходы, смотреть решение уровня, если вам не удалось его пройти. В настройках – отключить звуки или поменять вид игры. 

Незначительный минус – программа, видимо, неудачно переведена с английского – задачи в обучении написаны с ошибками, но это не сказывается на понимании сути. Приложение с забавными героями-шахматами, приятными фоновыми звуками, не-обычным оформлением – точно понравится детям и взрослым. Оценки пользователей такие: геймплей, графика – 4,5, управление – 4,4. 

Скачать для Android. Скачать для iOS. 
 

Правила хода шахматных фигур. Пешка

Здесь нужно уделить особое внимание, так как ходы фигур – важнейшая стадия в ответе на вопрос, как научить ребёнка играть в шахматы. Многие известные шахматисты до сих пор спорят о том, с какой фигуры нужно начинать обучение: с пешки или короля

На основании практического опыта было выяснено, что с пешки начинать процесс эффективнее.

Ход пешки – один из самых простых, но эта фигура считается одной из самых сложных. Для начала необходимо поставить одну пешку на доску и показать ребёнку, как она может ходить. Нельзя забывать о том, что пешка, кроме хода на одну клетку вперёд, может пройти и две клетки при определённых обстоятельствах (первый ход). Далее нужно рассказать, что пешка может бить только наискосок, а также о волшебном её превращении. Если пешка дойдёт до конца доски, она перевоплотится в любую другую фигуру (кроме короля). Преподаватели по шахматам рекомендуют обучать детей с помощью стишков.

После того как ребёнок начал уверенно играть одной пешкой, потихоньку нужно добавлять две, три и т. д. В итоге получится восемь пешек, а для детей это большая армия, с помощью которой можно захватить вражеское королевство. Нужно научить ребёнка быть внимательнее во время игры и не отвлекаться на сбитые пешки противника. Только после того, как ребёнок научился уверенно играть всеми пешками, можно переходить к другим фигурам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector