Как научиться играть в шахматы

Содержание:

Какой учебник выбрать

В настоящее время существует немало учебных пособий? а также онлайн книг по игре в шахматы для детей. Преподавание по ним помогает достичь нужного эффекта. Выберите методику из следующих:

  • Книга «Шахматы для детей», написанная научным сотрудником Института теории образования Игорем Сухиным, — одна из самых эффективных.

    Он известен как автор учебника для малышей от двух лет. В нем есть несложные задания, позволяющие маленьким шахматистам поэтапно знакомиться с игрой с нуля.

  • Книга гроссмейстера Анатолия Карпова для детей — написанный в игровой манере учебник. Каждая картинка в ней – иллюстрация с героями Диснея, ее материал обязательно заинтересует читателя.
  • Книжка Владимира Гришина называется «Шахматная азбука». Написанная еще в советский период, она и ныне не теряет популярности. Полезно будет ознакомиться и родителям: они найдут много нового для себя.
  • Ребенку, умеющему неплохо читать, можно предложить книгу-самоучитель Марии Фоминых. Автор – гроссмейстер, чемпион и организатор шахматных турниров.

Если в детском садике действует кружок, запишите сына или дочь в него. Видеоуроки и мастер-классы из интернета тоже могут быть полезны. Главное, чтобы время, проведенное дошкольником за компьютером, не превышало рекомендованное. Дидактические материалы, книги – все это будет работать, если родители искренне поддерживают желание ребенка обучиться шахматным премудростям.

Юный шахматист, играя даже эпизодически, в дальнейшем легче освоит математику и прочие точные науки. Влияние игры на формирование личности трудно переоценить. Станет кроха гроссмейстером или нет, не угадать, но то, что он вырастет самостоятельным, научится побеждать и проигрывать, анализировать и принимать решение — однозначно.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Правила шахмат

Правила шахмат в том виде, что мы наблюдаем сейчас, сформировались примерно два столетия назад. До этого правила постоянно претерпевали изменений. Более того, они отличались в разных частях света, и можно сказать, что ближневосточные страны играли по своим правилам, а европейские по своим. Но давайте перейдем к самим правилам игры, хотя их смело можно считать негласными.

 Загрузка …

Защита

В первую очередь для начинающих важно думать о защите собственных фигур. Не отдавайте их просто так или при неравноценном обмене: было бы глупо побить пешку конем, которого впоследствии Вы потеряли из-за этого хода

Максимум на что можно пойти, это на равноценный обмен (конь-конь, ладья-ладья, слон-слон, или конь-слон) или обмен с преимуществом – это когда Вы забираете сильную фигуру противника более слабой, которую тоже теряете. Из всего этого вытекает следующее правило.

Во вторую очередь не оставляйте фигуры в одиночке. По крайней мере, ненадолго. Ферзь, к примеру, и сам о себе может позаботиться, но и его легко можно «загнать в угол», окружить и забрать: он не может прыгать через фигуры как конь. Именно поэтому нужно прикрывать свои фигуры другими фигурами, пусть даже пешками.

Если Вашу фигуру заберут при условии, что она прикрыта, Вы сможете минимизировать ущерб, нанесенный Вам, или вообще свести до нуля: прикрывающая фигура побьет противника. Простой пример: сдвоенные пешки, стоящие одна рядом с другой (плечо к плечу). Такой порядок этих фигур говорит о незащищенности обеих. А если Вы поставите их по диагонали друг от друга (например, два белых поля), то передняя пешка будет под защитой задней – уже что-то.

Далее Вы всегда должны думать о том, почему так, а не иначе пошел Ваш противник, и что из этого у него может получиться. Соответственно принимайте контрмеры. Из этого следует, что всегда нужно просчитывать ходы по направлению к Вашему королю. Прикрывайте его, уводите, если нужно. Потеряв одну фигуру, Вы еще сможете продолжить бой и нанести противнику поражение, а вот мат Вашему королю – это Ваш окончательный проигрыш.

Атака

Бездумное нападение чревато потерей фигур. Поэтому создавайте план по постановке мата или ликвидации сильных фигур. Хотя бы какой-то простецкий – это уже план. Играя все больше, Вы научитесь создавать план действий на много ходов вперед.

План очень прост? Тогда стремитесь захватить или контролировать (под прицелом Ваших фигур) центр доски. Это само по себе принесет Вам преимущества, даже если Вы не понимаете их до конца. Дело в том, что спектр ходов любой фигуры (за исключением пешек, которые фигурами, по сути, не являются – их так называют для простоты понимания) возрастает в центре по сравнению с краем доски и тем более углом.

Выводите ладьи (хотя бы одну) в начале партии, пока еще нет четкой угрозы Вашему королю. Ладья – это сильная фигура, которая сможет успешно поддержать атаку или заткнуть бреши в Вашей обороне. Этого у нее не получится, если она будет находиться на своей изначальной позиции. Максимум для чего можно беречь (не выводить) одну ладью, так это для рокировки, которая присутствует в Вашем плане.

Приемы

Как избежать подобного, можно легко найти в Сети – информации полно. Скажу лишь, что достаточно одной пешки, поставленной на пути королевы или слона, и мат в четыре хода провалится.

Особого упоминания заслуживает рокировка и «взятие на проходе».

Секреты игры

Во время наступления игроку нужно вводить новые фигуры в атаку, чтобы «поджимать» короля. В начале лучшими и самыми популярными ходами для белых считаются Е4 и D4. После таких дебютов получаются открытые позиции. Подобное начало игры особенно рекомендуется новичкам, у которых рейтинг меньше 2000. Крепким перворазрядникам и кандидатам в мастера спорта можно стартовать с позиций D4, C4 или конь — F3. Это так называемые закрытые позиции, в которых более сложно играть.

Некоторые правила

При достижении первой противоположной горизонтали пешка способна превратиться в любую фигуру, кроме короля. Граница, находящаяся на четвёртой и пятой горизонтали, называется демаркационной линией, которая разделяет фланги игроков. Соответственно, необходимо всегда помнить о следующем: если фигура поставлена за эту линию, то в любой момент она может оказаться под ударом и подвергнуться атаке противника. При переходе этой границы нужно внимательно смотреть на потенциальные угрозы.

Лучше поздно, чем не научиться. Шахматы

Watch this video on YouTube

Ловушки ферзевого гамбита

Опасность возникает при ходах игроков на D4, D5 и C4. Если первыми ходили белые, то они теряют пешку на С4. Ошибкой многих новичков является игра по флангу. Такие ходы, как пешка на Н4 и ладья на Н3, являются грубым стратегическим промахом, поскольку в начале партии так ходить нет смысла.

Процесс обучения

К обучению лучше подготовить малыша заранее, дать посмотреть мультфильм про шахматы, рассказать их историю. На первых уроках дайте описание действующим фигурам, познакомьте с их возможностями и отличием от других. Каждой лучше посвятить отдельное занятие.

Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Так как нежелательно, чтобы занятия длились больше двадцати минут, на это может уйти целый год.

На этом этапе важно часто играть с ребенком, например в «Угадай фигурку»: малышу с завязанными глазами дают предмет, а он должен угадать названия фигур. Или попросить перечислить все отличия одного персонажа игры от другого

Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске. Как только он запомнит, как действуют основные «герои», где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. На первых порах рекомендуется устраивать сценки с небольшим количеством фигур.

Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы:

  • Всегда обеспечивать прикрытием своего короля.
  • Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода.
  • Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
  • Желательно играть всем шахматным войском. Игрушечная армия сильна полным составом, к тому же у каждой фигуры своя роль, малыш должен это понимать.
  • Ценность фигур – разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен. Желательно первой нейтрализовать шахматную королеву противника.

Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода.

Когда ученик освоит все правила, познакомьте его с основными шахматными понятиями: что такое рокировка, гамбит и как разыгрывать этюды.

В видеоролике ниже опытный детский тренер по шахматам рассказывает с чего начать и на чем сфокусировать ребенка при обучении игре на первых порах.

Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Лучше сохранить интерес к процессу, чем получить быстрые результаты. Обучение под давлением принесет вред вместо пользы и удовольствия.

Как необходимо выполнять фиксацию просрочки времени

В случаях, когда соперниками являются сильные шахматисты, конфликтные ситуации возникают довольно редко. Партии строятся на отличном знании правил и взаимном уважении, поэтому все спорные ситуации решаются тет-а-тет.

Если же в игре возникает просрочка времени, важно правильно зафиксировать ее. В рапиде счет идет на секунды, поэтому неправильные действия могут решить исход партии не в вашу пользу

При фиксации просроченного соперником времени необходимо:

  • Сразу же остановить часы. Это действие нужно выполнить первым, поскольку иначе вы сами можете просрочить время, если соперник уже перевел часы на ваше время.
  • Жестом или словом «время» указать сопернику на просрочку. Обычно такого действия хватает и необходимости обращаться к судье нет.

Какова же цель игры в шахматы?

Любая игра имеет свою миссию. Если игрок поймет несущую концепцию такой интеллектуальной забавы, то это поможет ему не только научиться играть и ходить, но и обеспечит высокие шансы на победу.

В шахматном развлечении каждый игрок пытается захватить короля своего оппонента. Если игроку это удается, то партия заканчивается его победой. В то время как поставить «мат» противнику – это основная цель шахмат, существует и вспомогательная миссия.

Стоит выделить еще, что не зря такую игру называют интеллектуальной аркадой

Ведь очень важно продумывать каждый ход наперед, причем не только своего «войска», но и вражеских фигур.

В этом случае важно терпение. Интерес к шахматам, как и навыки для игры в них, будет расти после каждой сыгранной партии.

Что значат ключевые слова «шаг» и «мат»?

Кстати, это выражение часто используют и в повседневной жизни. Относится оно к поражению в любом аспекте. Но можно еще сказать, что это важнейшая миссия всей игры.

  • Также необходимо помнить, что подразумевают под понятием «шаг». Если королю объявляется «шаг», значит, он подвергается нападению одной из фигур противника. В таком случае, нужно выйти из-под удара. Чтобы сделать это существует 3 способа:
    • подвинуть короля на безопасный квадрат. Безопасный квадрат — это клеточка, где король не будет под ударом;
    • захватить вражескую фигуру, которая угрожает королю;
    • блокировать угрозу при помощи одной из фигур. Но этот способ не сработает против пешек и коней.
  • Если невозможно сохранить короля — это «мат». Партия заканчивается проигрышем игрока.

Как узнать победителя или система подсчета баллов?

Если человек хочет больше узнать об игре в шахматы, нужно ознакомиться с системой баллов. Каждая фигура ценная для игрока, будь то пешка или ферзь.

  • Чем ценнее фигуры, тем больше очков они стоят:
    • пешки эквивалентны 1 баллу;
    • кони же ценятся в 3 очка;
    • слоны стоят также 3 балла;
    • ладьи выросли до 5 очков;
    • а вот ферзь приравнивается к 9 баллам;
    • короли, конечно же, бесценны. Ведь если потерять своего короля, то игра оканчивается проигрышем.

Шахматы: правила для начинающих детей

Первое занятие следует со знакомства с фигурами. Малышу требуется запомнить их названия. Возможно он захочет поиграть с шахматными фигурами, как ему хочется. Позвольте ему сделать это. Если ваш малыш любит фантазировать, то можно придумать сказку о шахматной стране.

Второе занятие посвятите с того, что расскажите ребенку о том, у каждой фигуры есть положение на доске и ходят фигуры по определённым правилам:

Пешка делает только один шаг на плоскости доски вперед, а съедает фигурку противника по диагонали. Также пешка превращается в любую фигуру, если ей удастся дойти до противоположного края доски.

На один шажок может ходить и король, правда, в любую сторону.

Ферзь — самая могущественная во всей игре. Передвигается и прямо, и в бок, и по диагонали.

У коня ход необычный: он подпрыгивает через остальные фигурки на две клетки и одну вбок. Его ход похож на букву «Г».

Слон продвигается по диагонали на нужное количество клеток.

Ладья вперед или в боковом направлении.

Все фигурки убираются с доски, а короля съесть нельзя. Можно только объявить мат.

Каждой можно посвятить отдельное занятие. Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Если малыш устал, то не нужно настаивать на занятии. Так можно отбить интерес к игре навсегда.

Не торопитесь, сопровождайте освоение правил различными играми:

  • Чудесный мешочек, куда вы положите шахматные фигуры.
  • Найди отличия: попросите ребёнка перечислить все отличия одной фигуры от другой.
  • Что пропало: выставляете на стол всех представителей шахматных фигур и, когда ребёнок отворачивается, то убираете одну фигуру. Малыш должен отгадать, какую фигуру вы спрятали. Эта игра отлично развивает зрительную память.
  • Лепка шахматных фигур из пластилина или глины.

На третьем занятии отработайте с ребёнком правильную расстановку фигур и простейшие шаги каждой фигуры по памяти.

Как только он запомнит, где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. Маленький шахматист должен понять основные принципы:

  • Всегда обеспечивать прикрытием своего короля.
  • Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода.
  • Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
  • Ценность фигур – разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен.
  • Желательно первым нейтрализовать ферзя противника.

Чтобы сохранить интерес к игре и повышать мастерство малыша, существует несколько рекомендаций от преподавателей шахматных школ:

  • Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться ребёнку не стоит, иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости.
  • Играть только тогда, когда у ребёнка есть желание.
  • Подготовительным этапом к игре в шахматы могут быть занятия шашками.
  • Полезно после игры обсуждать ее ход, какие были совершены ошибки, а какие действия были удачными.
  • Купите книгу с шахматными задачами для детей.
  • Нужно отмечать успехи ребенка, хвалить за удачные ходы.

Учите своих детей играть в шахматы. Надеюсь, что советы, как провести с малышом первые шахматные уроки, помогут вам увлечь ребёнка этой замечательной и очень полезной игрой.

Также можете скачать для себя замечательную иллюстрированную книгу для детей

Ф. Халас, З. Геци  «Приключения в шахматном королевстве». Желаю удачи!

Интересные факты об игре в шахматы

Короткие и интересные факты про шахматы для детей и взрослых. Некоторые из них могут показаться невероятными, а некоторые даже занесены в Книгу рекордов Гиннесса.

Изнуряющие игры

До использования шахматных часов, которые были сконструированы английским инженером Томасом Брайтом Уилсоном, партии могли занимать очень много времени. Случалось так, что игрок, имевший проигрышную позицию, доводил соперника до полного истощения сил, просто тянув время.

В 1851 году на первом международном турнире по шахматам состоялась ничья, но не потому, что закончились ходы, а из-за того, что шахматисты уснули. Бывало и такое.

Долго думать невредно, вредно не думать

2 часа 20 минут – именно такую продолжительность имеет самый долгий ход в истории шахмат. Необычный рекорд принадлежит бразильцу Франциско Троису, он думал больше 2 часов, прежде чем совершить 7 ход в шахматной партии против испанца Луиса Сантоса.

Шахматисты с характером

Продолжаем радовать фактами из рубрики «долгие ожидания». Самая долгая шахматная партия состоялась в Белграде в 1989 между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем

Гроссмейстеры играли 20 часов 15 минут, совершив 269 ходов и, внимание, итоговый результат – ничья

После этого матча Международная шахматная федерация (ФИДЕ) ввела новое правило, согласному которому, если за 100 ходов не было взято ни одной фигуры, объявляется ничья.

Самый долгий чемпион

Вам что-то говорит имя Эммануэль Ласкер? Именно он является рекордсменом по сохранению звания чемпиона мира по шахматам. Немецкий шахматист оставался непобедимым 26 лет и 337 дней (с 1894 по 1921).

Изобретатель от бога

Складная шахматная доска появилась не сразу и очень интересным образом. В XI-XII веках служителям церкви было запрещено играть в шахматы, но этот запрет поставил в тупик не всех.

Нашёлся изобретательный священник, который впервые начал использовать складную шахматную доску, так она была похожа на лежащие друг на друге книги. Как говорится, не пойман – не шахматист.

Самый молодой чемпион

Гарри Каспаров – этого человека знает, наверное, каждый. Восьмикратный победитель Всемирных Шахматных олимпиад, 13-й чемпион мира по шахматам, один из самых известных шахматистов мира.

Начал победный путь великий гроссмейстер в 1985 году, став самым молодым чемпионом мира по шахматам, на тот момент ему было 22 года и 210 дней.

Аль-ферза, а не ферзь

Ферзь, оказывается, не всегда был ферзём, да и королевой тоже. Раньше эта фигура называлась аль-ферза, что в переводе с персидского означает помощник. Он стоял рядом с королём, совершал ходы и бил фигуры соперника также, как король.

При королеве Изабелле Кастильской фигура приобрела привычное для нас прозвище – «королева», а также была наделена боевыми качествами, которые позволяют ей свободно бродить во всех направлениях.

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Как сделать рокировку во время игры в шахматы?

Новичку необходимо знать, как можно сделать рокировку. Есть особый ход с участием ладьи и короля. Это единственный раз, когда можно переместить две фигуры в один и тот же ход.

  • Когда ладья и король меняются местами, этот ход укрывает короля и открывает вашу ладью. Теперь она готова присоединиться к атаке. Как правило, это полезно, чтобы король попал под защиту.
  • Использовать рокировку получится только при таких условиях:
    • ни король, ни ладья не были перемещены до этого момента;
    • королю не объявлялся «шаг»;
    • между необходимыми статуэтками нет других фигур;
    • также вспомогательное условие — это стоящие впереди пешки. Ведь без них не будет той должной защиты.
  • В один ход нужно переместить своего короля и башню. Не пугайтесь, это сделать просто. Первым делом перемещаете короля на две клетки к крайней фигуре.
  • Для черных статуэток это положение будет слева, а для светлых фигур – справа. Затем перебрасываете ладью в квадрат рядом с королем, но уже на другой стороне. Это вариант простой рокировки. В таком случае башня также передвигается на две клеточки.
  • Но есть еще и «длинная рокировка». Она дает возможность передвинуть короля также только на две клеточки. Но башня идет со стороны ферзя, поэтому может перепрыгнуть на 3 позиции. Логично, что движение короля направлено в противоположную первому методу сторону.

Дебютные принципы

Дебют — это самая первая стадия игры. В него нужно войти хорошо, при этом выполняя основные задачи:

  • грамотно разместить фигуры, чтобы они встали на боевые позиции к середине игры;
  • обеспечить безопасность короля, поскольку он в начале игры довольно уязвим;
  • избегать поспешных ходов ферзём;
  • отдавать приоритет в перемещении коней перед слонами;
  • соединять тяжёлые фигуры;
  • противодействовать планам соперника.

Вторым принципом является развитие фигур, а не солдат. Последние двигаются только для того, чтобы открыть линии. Например, смысл дебюта Е4 лежит в том, чтобы помимо контроля над центром открыть пути для слона и ферзя. Кроме того, типичной ошибкой является перемещение одной и той же фигуры два раза, если на это нет существенной причины. Конечно, всегда есть свои исключения, но основное правило именно такое. Если его проигнорировать, то в дальнейшем для игрока создадутся неприятные угрозы со стороны оппонента.

Как играть в шахматы правильно. Как начинать партию в шахматы

Watch this video on YouTube

Вначале королю необходимо обеспечить должный уровень безопасности. Как правило, это осуществляется с помощью рокировки, поэтому её нужно сделать как можно раньше. Это можно проиллюстрировать на примере дебюта под названием «Итальянская партия». Игрок после трёх ходов должен освободить два поля между королём и ладьёй (F1 и G1). Таким образом, в следующем ходе он может спокойно рокировать. Из-за такого манёвра королю вряд ли создадут угрозу в ближайшее время.

Третьим принципом является слишком ранее включение ферзя и активное его перемещение. Это связано с тем, что противник может воспользоваться таким поведением для развития своих фигур. Даже если создаются комфортные условия для взятия фигур оппонента, в первую очередь необходимо следовать базовым правилам и производить контроль над центром доски.

Стремясь к осуществлению этих принципов, игрок будет встречать сопротивление противника. В то же время необходимо самому наблюдать и предугадывать, какие идеи хочет воплотить соперник, и всячески противодействовать им.

УРОК №1 КАК ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ?

Watch this video on YouTube

Особые ситуации

Шах

Шах – это нахождение короля под прямой атакой одной или нескольких фигур. Так как короля по правилам нельзя взять, его владелец должен следующим ходом уйти из-под шаха. Собственные фигуры можно передвигать только для того, чтобы прикрыть короля от шаха.

Пат

Патовая ситуация возникает в том случае, если король не находится под шахом, а играющий им шахматист не может сделать по правилам ни одного хода (собственноручно короля под шах ставить, понятно, нельзя). В этой ситуации партию признают закончившейся вничью.

Мат

Наиболее очевидный результат шахматной партии. Король одного из соперников находится под атакой, которую невозможно отразить. Владелец такого короля проигрывает партию.

Возможные исходы

Партия может закончиться победой одного из соперников или вничью. Шахматист может поставить сопернику мат. Также оппонент может признать своё поражение, если ситуация кажется ему безнадёжной по причине большого материального перевеса соперника. На ничью игроки могут согласиться самостоятельно, но бывают и положения, когда они вынуждены это сделать. Если у одного играющего остался король и конь, а у другого король и слон, выиграть партию без грубой ошибки соперника невозможно. На более высоком уровне ничью иногда фиксируют при троекратном повторении одних и тех же ходов.

Расположение на доске

В первоначальной расстановке фигур на шахматной доске строго соблюдаются правила, предусматривающие для каждой единицы определенное место. Позже в процессе игры они будут перемещаться по всей доске, но перед игрой они должны занимать определенную позицию. Запомнить дислокацию несложно, достаточно 2-3 раза самостоятельно расставить фигуры на доске. Для новичков наиболее удобным является следующий порядок установки:

  • на крайние клетки черную и белую поставить ладьи;
  • около них располагаются кони;
  • следующими устанавливаются слоны;
  • последними ставятся король и ферзь;
  • пешки устанавливаются на следующей горизонтали в ряд перед главными фигурами.

В каждом наборе по 2 ладьи, коня, слона. Эти фигуры занимают белую и черную клетку в диагонали. Соблюдение правила обеспечит правильность совершения ходов. После установки всех фигур можно приступать к игре. Посмотреть, как это выглядит, можно на картинке ниже.

Начальная позиция, как правильно расставить шахматы на доске (фото):

Рокировка

Уже упоминавшаяся рокировка является уникальным ходом. При нём перемещаются сразу две фигуры – ладья и король. При выполнении рокировки между ними не должно быть других фигур, а сами ладья и король должны находиться на начальных позициях. Рокировки бывают длинные и короткие. В обеих король перемещается на две клетки влево или вправо. Ладья же в длинной рокировке прыгает через голову короля на три клетки из угла по горизонтали, а в короткой на две. Формально же любая рокировка является ходом короля. Король не может с помощью рокировки уходить от шаха, также совершать рокировку через поле, находящееся под шахом. Рокировка наиболее полезна для создания оборонительной позиции в начале партии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector