Симптомы, причины и лечение нарушения сенсорной интеграции
Содержание:
- Метод сенсорной интеграции при аутизме
- тип
- Гравитационное восприятие (восприятие положения в пространстве) можно развивать, используя:
- Сенсорная интеграция – упражнения
- Развитие эмоциональной сферы
- лечение
- демонстрации
- Проприоцептивная дисфункция
- Определение
- Сенсорные системы нашего тела, их развитие и нарушения работы
- Симптомы
- Терапия сенсорной интеграции
Метод сенсорной интеграции при аутизме
Благодаря этой методике мозг маленьких пациентов с РАС получает информацию об окружающих объектах и внешних стимулах, которые воздействуют на их сенсоры. Программа сенсорной интеграции, обучающие игры и правильно подобранные упражнения наполняют детей новыми чувственными образами. Со временем все это балансируется, и ЦНС будет эффективно обрабатывать сенсорные стимулы.
Метод сенсорной интеграции базируется на следующих важных принципах:
- Разумная сенсорная активность очень важна для
развития детей - Большая мотивация ребенка, увлеченность обучением и
получение сложных навыков путем преодоления препятствий имеют высокий шанс
успеха - Тщательный выбор занятий и воздействия на сенсорную
систему - Терапевт сопровождает ребенка в его развитии
- Поставленные задачи должны быть посильны для
ребенка и актуальны.
- Комплексный терапевтический подход с включением всех
сенсорных систем - Создание тесного контакта ребенка и родителей
- Повышение самостоятельности в действиях с
предметами - Методика нужна при ДЦП для дозревания сенсорных
систем - Используется при сложных когнитивных и
нейрофизиологических проблемах.
тип
Он был классифицирован Case-Smith (2005) и Miller et al. (2007) в 3 диагностических группах:
Тип 1: расстройство сенсорной модуляции
Это означает, что пострадавшие не реагируют на сенсорную стимуляцию, имеют реакцию ниже нормальной и даже ведут себя, пытаясь стимулировать свои чувства. То есть ваш мозг не может классифицировать или определять информацию, которая исходит от чувств по интенсивности, продолжительности, сложности или новизне.
Таким образом, они не могут адаптировать свое поведение к существующим ощущениям.
Те, кто представляет это, имеют тенденцию реагировать со страхом и негативным поведением, они оказываются погруженными в себя, и часто встречаются такие действия, как самостимуляция, такие как размахивание или удары. Все это создает им проблемы, когда дело доходит до взаимодействия с другими.
Внутри этого типа может быть несколько подкатегорий. Например, есть дети, у которых может быть сбой в компоненте сенсорной модуляции, такой как сенсорная регистрация
Проблемы в этой фазе восприятия влияют на внимание к сенсорным стимулам, что приводит к тому, что они не могут получить информацию, которую не воспринимают здоровые люди.
Другим типом изменения может быть гравитационная нестабильность, которая состоит из ненормальной реакции тревоги или страха при изменении положения головы. Это изменение касается проприоцептивной и вестибулярной сенсорных систем..
Тип 2: моторное сенсорное расстройство
Характерной чертой этого подтипа является то, что они представляют неорганизованные движения и двигательную неловкость, поскольку они не могут нормально обрабатывать сенсорную информацию..
Тип 3: сенсорная дискриминация
Проблема в этом случае сфокусирована на дифференциации информации, поступающей от органов чувств, что приводит к таким трудностям, как диспраксия или проблемы в постуральном контроле. Дети с таким дефицитом, как правило, имеют низкую успеваемость.
Гравитационное восприятие (восприятие положения в пространстве) можно развивать, используя:
- качели различных модификаций, на которых можно качаться в различных положениях;
- гамаки из лайкры, создающие эффект плотного облегания и просто гамаки;
- качели-гнезда, где можно спрятаться, качание на простыне (игра «Море»);
- доски-балансиры, надувные балансиры;
- фитболы большого диаметра (из нескользящего материала);
- дорожки из веревок, «кочек», невысокой качающейся доски, по которым необходимо пройти, сохраняя равновесие;
- горки прямые, спиральные, плоские и в виде трубы, самодельные из мягких модулей;
- батуты;
- тоннели, маты, под которыми можно проползти;
- групповые активности с шелковым разноцветным парашютом (хоровод «надуваем пузырь», прятки, пробегание, проныривание под ним, выполнение задания, пока он в воздухе, разделение задания по цвету сегмента, под которым ребенок находится).
Кто-то скажет, что не везде имеется необходимая материальная база, но любое оборудование может быть заменено на подобное или обладающее схожим воздействием. Главное – активное участие и контроль со стороны взрослого за выполнением и безопасностью игры. Так, например, вместо гамака может быть использована простыня (у нас — с морскими мотивами), на которой мы раскачиваем ребенка. Мы придумали игру, переделав известный старинный текст «Море волнуется раз». Раскачивая ребенка в простыне (силами двух взрослых и команды маленьких помощников, ожидающих своей очереди), мы ритмично произносим, форсируя звук к кульминации: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три (пауза)…Ваня к нам приплыви! Буль, буль, буль…» и активно встряхиваем ребенка в простыне. А затем аккуратно опускаем на мат или ковер (обязательно сначала ноги).
Обучение
Елена Юрьевна Петрова
Авторская программа
Эмоциональные нарушения у детей. Методы психологической коррекции
Участвовать
Таким упражнением обычно завершается работа психолога в кругу. Дети воспринимают его как расслабление и награду за выполнение заданий. Игра позволяет не только почувствовать свое тело в непривычном положении, но и четко ощущать временной интервал воздействия за счет размеренного постоянного текста и выделения голосом кульминации упражнения. Также дети отлично вовлекаются в игру за счет подражания и желания последовать за товарищем. Отлично отрабатывается очередность, а тем, кому гравитационный опыт дается с трудом, все это позволяет превозмочь тревогу.
Сенсорная интеграция – упражнения
Дисфункция сенсорной интеграции ребенка часто воспринимается родителями и близкими как чудачества, капризы и избалованность не подозревая, что их чаду нужна помощь. Легкую дисфункцию можно исправить, выполняя упражнения, направленные на развитие конкретной сенсорной системы или сразу нескольких, важна системность и контроль специалиста, что есть улучшения.
Сенсорная интеграция – упражнения на развитие обоняния:
- Для упражнения понадобятся пустые пластиковые емкости, ватные диски, аромомасла, ягоды и кусочки фруктов. Аромомасла берутся с учетом наличия фруктов и ягод, например, масло апельсина и кусочек апельсина, масло лимона и долька лимона – ароматы должны быть знакомы ребенку. На ватный диск накапать пару капель масла и положить в контейнер, проделать это с каждым аромамаслом, также выложить на стол фрукты и ягоды соответствующие аромату мала. Ребенку завязывают глаза, садят за стол и дают понюхать контейнер с маслом, а потом найти съедобный аналог на столе ориентируясь на запах.
- «Помоги обезьянке!». В стаканы помещают продукты питания: кусочки хлеба, овощей, фруктов и в другие стаканы предметы (мыло, духи, зубная паста, пластилин). Детям завязывают глаза и предлагают помочь обезьянке с помощью только «нюха» определить в каких стаканчиках еда, а в каких несъедобные предметы, и определить, что есть что.
Упражнения на развитие зрения:
- обведение контуров предмета;
- срисовывание предмета (копирование);
- смешивание красок;
- рисование пальчиковыми красками.
Сенсорная интеграция и речь – упражнения:
- имитация звуков насекомых (пчела, комар);
- щелкание языком (громко, тихо);
- чмокающие движения губами;
- пропевание гласного А-А-А-А-А с открытым ртом, протяжно и М-М-М-М-М с плотно сомкнутыми губами.
Сенсорная интеграция — упражнения для развития слуха:
- выстукивание ритма (взрослый стучит, ребенок повторяет), можно использовать деревянные ложки, фломастеры, пластиковые бутылки;
- пропевание мелодии. Начиная с простых и знакомых ребенку, взрослый поет небольшой отрывок песни, ребенок повторяет.
Упражнения для развития кинестетики:
- игра с крупами и сыпучими продуктами (макароны, фасоль);
- песочная терапия;
- хождение босиком по камушкам, специальным массажным коврикам.
Развитие эмоциональной сферы
Большое число коррекционных методик основано на том, что ребенок-аутист зачастую имеет существенные нарушения в развитии эмоциональной сферы. Причина такого нарушения вполне понятна и объяснима через призму системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Человек является чувственной и сознательной формой жизни. Когда в результате звуковой травмы ребенок отгораживается от мира, он утрачивает не только способность к сознательному восприятию смыслов речи. Он также существенно утрачивает и чувственную, эмоциональную связь с внешним миром.
Поэтому успешная коррекция аутизма предполагает восстановление не только способности к обучению, но обязательно и восстановление способности ребенка к эмпатийным связям, к сопереживанию и чувственному контакту с другими людьми. Как этого достичь? Обычно применяются:
-
анималотерапия (эмоциональный контакт с животными),
-
игры на эмоциональное заражение и подражание взрослому,
-
специальные программы по восстановлению эмпатийной способности ребенка (описаны выше).
Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что наиболее существенной причиной проблем в эмоциональной сфере у ребенка-аутиста является утрата эмоциональной связи с матерью. Дело в том, что в раннем возрасте психический комфорт и развитие ребенка полностью зависят от матери. И именно мать является ключевой фигурой, через которую становится возможной реабилитация аутичного ребенка. Свои результаты о снятии с ребенка диагноза аутизм подтверждают мамы, прошедшие тренинг:
Это становится возможным благодаря тому, что мать ребенка:
-
точно понимает устройство психики своего ребенка, применяет максимально эффективные именно для него подходы в воспитании и обучении,
-
полностью избавляется от собственных психологических травм, обретает равновесие и способна обеспечить своему ребенку ощущение защищенности и безопасности.
Более развернутая информация ждет родителей и специалистов на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
лечение
Лечение зависит от характеристик, которые дает ребенок, но оно не лечится, а состоит в том, чтобы максимально улучшить жизнь пострадавшего в рамках его проблемы, способного получить очень хорошие результаты при правильном лечении..
Сенсорная интеграционная терапия
Это может быть полезно для многих из тех, кто пострадал, и в основном состоит в выявлении структурированным и повторяющимся образом различных сенсорных стимулов. Это можно сделать как игру, и ее цель заключается в том, что благодаря церебральной пластичности механизмы меняются и постепенно интегрируют больше информации..
Заставить вас чувствовать себя лучше
Наиболее распространенным является облегчение их дискомфорта с помощью различных методов. Обнаружив неприятные для человека вещи, они стараются избегать таких ситуаций, уменьшать их или постепенно сталкиваться с ними..
Например, ребенок с этой проблемой может ненавидеть определенный предмет одежды или тип ткани, поэтому эту одежду больше нельзя использовать..
Другим примером может быть ребенок, который не может чистить зубы из-за повышенной чувствительности его десен. Что-то, что может быть сделано против этого, должно привыкнуть ребенка к использованию зубной щетки, сначала с помощью резинового наконечника или салфетки. В аптеках есть несколько продуктов, которые могут быть полезны для массажа десен или рта.
Модель DIR
Его аббревиатура на английском языке («Развитие, индивидуальные различия, модель, основанная на отношениях», Стэнли Гринспен и Серена Видер) — это программа вмешательства для детей с нарушениями сенсорной интеграции, особыми потребностями или любым типом аутизма.
Основное внимание уделяется развитию или формированию у ребенка навыков правильного функционирования в жизни: как уделять внимание, как относиться к другим, как сообщать, что вам нужно, и достигать академических целей.. «Я»относится к индивидуальным различиям, защищая, что вы должны знать, как вы воспринимаете вещи, которые различны у каждого ребенка (поиск ощущений, гиперчувствительности или гипочувствительности …)
«Я»относится к индивидуальным различиям, защищая, что вы должны знать, как вы воспринимаете вещи, которые различны у каждого ребенка (поиск ощущений, гиперчувствительности или гипочувствительности …)
в то время как R рассказывает об учебных связях с другими людьми, которые приспосабливаются к их индивидуальным различиям, чтобы они могли этого достичь.
В этой технике эмоции и интересы ребенка используются для того, чтобы образовательные взаимодействия, которые запускают различные части мозга для совместной работы. Он также устанавливает задачи, которые нужно решать, постепенно, более сложные для детей, такие как изменения в окружающей среде.
Обычно включает в себя упражнения для решения проблем обучения.
Для достижения целей часто требуется совместная работа нескольких специалистов, сочетающая терапию для языка или кормления, трудотерапию, нейропсихологическую реабилитацию, образовательные программы и даже биомедицинские вмешательства..
ссылки
- О СПД. (Н.Д.). Получено 20 июля 2016 г. от Института сенсорных расстройств STAR
- Dunn, W. (s.f.). Контрольный список нарушений сенсорной обработки. Получено 20 июля 2016 г. из родительской зоны СПД
- Goldstein, M.L., Morewitz, S. (2011). Дисфункция сенсорной интеграции. При хронических расстройствах у детей и подростков. (стр. 125-130). Нью-Йорк: Springer Science & Business Media.
- Колева И., Эфе Р., Атасой Е. & Костова З. Б. (2015). Образование в 21 веке, теория и практика, издательство им. Св. Климента Охридского.
- Owen, J.P., Marco, E.J., Desai, S., Fourie, E., Harris, J., Hill, S.S., & … Mukherjee, P. (2013). Нарушение микроструктуры белого вещества у детей с нарушениями сенсорной обработки. Neuroimage: Клинический, 2844-853.
- Песке, Б. &. (2005). Сенсорный Контрольный список. Получено от сенсорных умов
- Что такое сенсорная обработка? (Н.Д.). Получено 20 июля 2016 г. с сенсорных умов
- Видер Г. &. (Н.Д.). Что такое модель DIR / Floortime ? Получено 20 июля 2016 г. от Стэнли Гринспена
демонстрации
Кроме того, пораженные люди различаются по широкому спектру дисфункции сенсорной обработки, включая различные уровни гипочувствительности и гиперчувствительности к раздражителям..
Во-первых, информация о чувствах не рассматривается, как если бы она не захватила ее или не уловила очень легко (например, она может коснуться чего-то очень горячего, не будучи сожженным); в то время как вторая подразумевает обратное: даже легкий контакт с одеждой, например, может быть воспринят с ужасом.
Также расстройство сенсорной интеграции может варьироваться в зависимости от чувств, представляя некоторые трудности в одной сенсорной модальности, другие в нескольких и даже другие в целом (Goldstein & Morewitz, 2011).
Другие, с другой стороны, являются истинными искателями эмоций, всегда осознавая, как стимулировать свои чувства, и любят захватывать интенсивную информацию, но патологически. С этим нужно быть осторожным, потому что он обычно неправильно диагностируется как СДВГ (STAR Institute, 2016).
У взрослых это проявляется как проблемы с выполнением рутины или сохранением работы, а также с трудностями в общении и отдыхе; хотя депрессия и изоляция также могут возникнуть.
Затем мы представим некоторые признаки этого расстройства в качестве примера:
— Чувство беспокойства от неожиданного тактильного контакта, пусть и незначительного. Особенно, если его коснуться в определенных частях тела или принять.
— Неудобство при надевании определенной одежды, тканей, протирки этикетками … или аксессуаров, которые подгоняются под кожу.
— Особая неприязнь к окрашиванию или, наоборот, отказ от личной гигиены. Скорее, они обычно демонстрируют сильное избегание определенного контакта, такого как вода, зубная щетка или что-то, что окрашивает их кожу, как еда или краска.
— Большая активность, или иначе, это может быть чрезвычайно сидячий.
— Повышенная чувствительность к звукам из-за их частоты или громкости. Или дискомфорт при встрече в шумной обстановке, при прослушивании неизвестных голосов или на другом языке.
— Чрезмерно низкий или высокий болевой порог.
— Сильный дискомфорт при появлении интенсивных запахов или очень острой пищи.
— С точки зрения зрения, он потирает глаза или усердно моргает, учится читать дольше, им мешает смотреть на движущиеся или яркие объекты, они избегают визуальных узоров или источников света, у них возникают проблемы с различением цветов, форм или размеров и т. Д..
— Задержка мелкой моторики, что позволяет раскрашивать, писать или застегивать.
— Дефицит общих двигательных навыков, который влияет на ходьбу, подъем по лестнице или бег.
— Неуклюжие и хаотичные движения.
— Мышечный тонус слишком высокий или слишком низкий.
— Устные проблемы, такие как частое слюнотечение или тошнота, гиперчувствительность во рту, задержка речи, паника, чтобы попробовать новые продукты и т. Д..
— Трудности в отношениях с другими людьми, будучи изолированными.
— Дискомфорт, связанный с вестибулярной системой, такой как перемещение другого человека, езда на лифте или транспортном средстве, действия, которые требуют изменения положения головы, опускания головы, прыжков, установки на качелях и т. Д..
Проприоцептивная дисфункция
При низкой проприоцептивной чувствительности
- Размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще;
- Обозначайте границы с помощью яркого скотча на полу;
- Прививайте правило «вытянутой руки» для других людей;
- Делайте упражнения на сдавливание и растягивание мышц, сухожилий и суставов с разной силой воздействия;
- Используйте все виды занятий для развития мелкой моторики: любые пальчиковые игры, игра в мяч (ловить его), хлопки в ладоши; собирание пирамидки, доставание предметов, нанизывание крупных бусин и колечек, можно рвать бумагу, катать «колбаски» из пластилина; застегивать пуговицы, любой вид рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание;
- обязательное изучение материалов различной фактуры;
- также можно использовать такие упражнения: – поочередные движения правой и левой руки; – синхронные движения обоих рук; – учить детей фиксировать одну руку на предмете, объекте, а другой совершать какие-либо движения; – учить детей осуществлять не синхронные движения обоих рук для выполнения какого-либо действия
Определение
Изучением сенсорного развития детей занимались многие ученые-исследователи такие, как И. М. Сеченов, П. Ф. Лесгафт, Л. С. Выготский, Н. П. Вайзман, У. Кислинг и другие известные личности. Все они пришли к выводу, что органы чувств необходимы для нормального взаимодействия с окружающим миром, речевого развития и моторной сферы.
Автор данной концепции, Джин Айрес, характеризовал его как анализ полученных ощущений от органов чувств для дальнейшего их применения. Если процесс протекает нормально, то мозг может использовать полученную информацию для формирования модели поведения и восприятия окружающего мира.
Л. С. Выготский можно считать одним из основоположников использования интеграции в обучении. Он полагал, что необходимо задействовать сохранные процессы и активировать компенсаторные возможности.
У. Кислинг считает, что делать акцент на развитии одного только вида чувствительности нельзя. Терапия должна быть комплексной, чтобы человек мог реагировать на внешние и внутренние раздражители адекватно.
Сенсорная интеграция – это основа для дальнейшего успешного овладения более сложными мыслительными операциями и правилами поведения в обществе.
В психологии данное понятие рассматривают в двух аспектах:
- первый связан с ее значением в жизнедеятельности человека. Это важный неврологический процесс, позволяющий правильно ощущать свое тело в пространстве и дает возможность управлять действиями. Сенсорная интеграция способствует целостному восприятию;
- второй аспект связан с терапией, цель которой обучить человека взаимодействовать с окружающей средой, обрабатывать полученную информацию.
Поэтому специалист должен знать не только закономерности психологического развития, но и особенности работы сенсорной и нервной систем. Только тогда можно составить эффективную программу для комплексной терапии.
Сенсорные системы нашего тела, их развитие и нарушения работы
Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать».
То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.
Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.
Если же во время внутриутробного развития, при родах произошло повреждение ствола мозга, мозжечка, нервных путей, например, при гипоксии плода, или же ребенок воспитывается в условиях сенсорной депривации, развивается дисфункция обработки сенсорной информации.
То, как мы воспринимаем и обрабатываем входящую информацию: что видим, слышим, обоняем, как ощущаем голод, высоту, умеем сохранять баланс — влияет не только на самочувствие. Это формирует образ действий, мышления, тип общения, воздействует даже на овладение бытовыми навыками. Сложно есть суп, когда рука не очень ловко подносит ложку ко рту, вкусовые рецепторы искажают информацию, обоняние сообщает, что запах лавра слишком резкий, тактильные рецепторы не очень-то помогают глотать, а интроцептивные — «утверждают», что ребенок совсем не голоден.
Комментарий эксперта
Светлана Каширина, специалист по сенсорной интеграции
Все, что мы знаем о себе и об этом мире, нам рассказывают наши чувства. Мы получаем информацию через наши органы чувств. Основной задачей ребенка до 7 лет является формирование и улучшение сенсорной интеграции. Это необходимо для правильного поведения, адекватной реакции на внешние события, а также процесса обучения.
Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний.
Дисфункция сенсорной интеграции — это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию. У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждаются от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их.
Очень важно как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения вмешательства и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: такие, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем — плохое настроение или вспышки агрессии, неуверенность в себе, низкая самооценка.
Симптомы
Признаки нарушения сенсорной интеграции можно разделить на несколько групп:
Тактильная дисфункция
Неприятие прикосновений, недостаточная реакция на тактильные ощущения, различение объектов только наощупь.
Вестибулярная дисфункция
Гиперинтенсивность движений, гипоинтенсивность, низкий тонус мышц, нарушения координации.
Проприоцептивная дисфункция.
Неправильная оценка положения тела в пространстве, весе, давлении, движении мышц и суставов. Особенному ребенку сложно упорядочивать движения, он ищет сенсорных переживаний (сам падает, сильно топает при ходьбе, грубо прижимает к себе людей, вещи).
Аудиальная дисфункция
Повышенная реакция на громкие, резкие звуки — это страх, тревога, истерики, отказ от прослушивания песен, музыки. Недостаточная реакция на звуки — не реагирует на обращение по имени, любит слишком громкие звуки, плохо запоминает песни, мотив, нуждается в частом повторении просьб, стихов.
Оральные дисфункции
Защитная реакция — есть небольшой набор продуктов, давится и боится есть плотную пищу. Низкая реакция на оральные сигналы — жует несъедобные предметы, изучает предмет ртом, любит слишком кислые, сладкие, острые блюда.
Обонятельная дисфункция
Чрезмерная реакция на запахи — отказывается от еды из-за запаха, раздражается от аромата духов, игнорирует игры, если в комнате неприятный запах. Нехватка реакции — не может определить запах и его источник, полностью игнорирует неприятный аромат, нюхает предметы для их изучения.
Визуальная дисфункция
Гиперинтенсивная реакция — избегает прямого взгляда, щурится и плачет от яркого света, любит играть при приглушенном освещении. Недостаточная реакция — не различает формы, цвета, пишет залом наперед, рисует слишком большие или слишком маленькие линии, формы, испытывает трудности при обведении контура, сбор пазлов.
Артикуляционная дисфункция
Не определяет источник звука, не различает знакомых по голосу, дислексия, трудно формулирует мысли устно и письменно, невнятная речь.
Социальная дисфункция
Сложно находит контакт с ровесниками, незнакомыми людьми, не стремится к общению с членами семьи, не поддерживает диалог.
Эмоциональная дисфункция
Импульсивность, впадение в фрустрацию, хорошо занимается с логопедом, учителем индивидуально, в группе отмалчивается, отвлекается, эмоционально нестабилен.
Игровая дисфункция
Не может играть без мамы, не стремится к игре с ровесниками, часами совершает одно и то же действие.
Дисфункция саморегуляции
Раздражительность, суетливость, необходимость дополнительных стимулов для успокоения (сосание пальца, укачивания, поглаживания), паттерн.
Интроцепция (внутренняя регуляция)
Непредсказуемость настроения, чувство сильного жара, холода при нормальной температуре воздуха, замедленные движения, учащение ритма сердцебиения и дыхания без видимых причин, невозможность контролировать чувство голода и сытости.
Терапия сенсорной интеграции
Терапия сенсорной интеграции приобрела свою популярность в нашей стране благодаря трудам Джин Айрес и Уллы Кислинг.
Сенсорная интеграция — это бессознательный процесс в головном мозге, который организует и фильтрует сенсорную информацию (полученную от органов чувств), и позволяет осознанно и адаптивно реагировать на эту информацию.
Успешная интеграция сенсорной информации формирует базу для социального поведения и овладения учебными навыками. Процесс сенсорной интеграции активно развивается с пренатального периода до конца дошкольного возраста.
По определенным причинам происходит нарушение обработки сенсорной информации. Такими причинами могут быть: особенности морфологического строения и функционирования мозговых структур.
Нарушение обработки сенсорной информации может проявляться в виде гипочувствительности или гиперчувствительности к определенным стимулам.
Проблемы обработки одной сенсорной информации часто связаны с другими системами, так, например, клиенты, у которых наблюдаются проблемы с работой вестибулярной системы, хуже обрабатывают проприоцептивную и тактильную информацию.
Сенсорная интеграция — предназначена улучшить способность клиента к упорядочению и модуляции сенсорных сигналов, способствует формированию адаптивных ответов, развитию моторного планирования и, как следствие, в дальнейшем улучшить функционирование клиента в повседневных ситуациях.
Кому рекомендуется терапия сенсорной интеграции:
Терапия сенсорной интеграции рекомендована детям с задержкой психоэмоционального развития, детям с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивностью), особенно детям с РАС (расстройством аутистического спектра), у которых часто наблюдаются нарушения обработки сенсорной информации.
Сенсорная интеграция предлагает новое понимание причин поведенческих нарушений ребенка и знакомит с новыми стратегиями повышения концентрации внимания, мотивации и коммуникации.
Для занятий используют различное оборудование: роликовые доски, различные качели, балансиры, сенсорные чулки, утяжеленные сенсорные жилеты и тому подобное.
Благодаря терапии сенсорной интеграции человек способен создавать комфортные, для себя, условия, которые помогут ему в борьбе с проблемной ситуацией. Также терапия может способствовать преодолению нарушений сенсорного восприятия. Терапия проходит на основе сенсорной диагностики. Зачастую используют комплексный подход, для улучшения работы всех видов восприятия. Среде них:
- Упражнения для тактильной стимуляции: разработка стоп, кистей рук, поверхности тела, лица.
- Упражнения для зрительной стимуляции: упражнения с яркими предметами, либо наоборот, сеансы с приглушенным светом.
- Стимуляция обоняния: происходит данный вид терапии с помощью раздражителей разной силы, в зависимости от индивидуальных особенностей.
- Стимуляция вестибулярного аппарата: для такого вида терапии необходимо поместить пациента в движение, это могут быть кувырки, повороты, прыжки.
- Вкусовое – техника на основе различных вкусовых раздражителей, в зависимости от необходимости.
Стимуляционные занятия проходят несколько раз в день, в большинстве случаев 2-3 раза. Системные занятия происходят на протяжении одного сезона, после чего пересматриваются, возможны поправки в силу результативности методики.
Упражнения могут усложнять, могут вводить элементы тренингов для улучшения моторики и телесной координации, все в зависимости от индивидуального результата. Особенно хорошо методика работает для коррекции синдрома Дауна.
А именно, помогает ребенку постепенно интерпретировать свои сенсорные ощущения и адаптироваться к новым. Также эта методика обязательно применяется в лечении детей с ДЦП.
Важно помнить, что развитие сенсорики позволяет ребенку научиться лучше познавать мир и ощущать его, а именно с помощью этой методики мы формируем у ребенка необходимые для этого механизмы. Большинство экспертов склоняются к данной методике и рекомендуют ее применять, при наличии компетентного специалиста, способного выделить основные аспекты на базе индивидуального подхода
Большинство экспертов склоняются к данной методике и рекомендуют ее применять, при наличии компетентного специалиста, способного выделить основные аспекты на базе индивидуального подхода.