Общее недоразвитие речи. что это? учебно-методический материал по логопедии
Содержание:
Классификация ОНР — 4 уровня нарушения
Типичное состояние детей с патологией в языково-речевом развитии разделяется на четыре уровня. Степень тяжести расстройства напрямую зависит от этиологии болезни.
Современная логопедия разделяет классификацию дефекта на клиническое и педагогическое направление. Они активно дополняют друг друга. А главное у них одна цель: определить логопедическое заключение, направленное на комплектование детских групп с речевыми дефектами. Это необходимо для того, чтобы осуществить системное дифференцированное воздействие на исправление речи, учитывая симптомы и механизм патологий.
Клиническая и педагогическая классификация ОНР по уровням нарушения в таблице:
Уровень нарушения | Клинические проявления | Психолого-педагогическая классификация |
---|---|---|
ОНР 1 уровня (отсутствие общеупотребительной речи). |
|
Фонетические нарушения произношения одного звука или целой группы. |
ОНР 2 уровня (с зачатками фразовой речи). |
|
Фонетико-фонематическое расстройство процессов -фонематического слуха и восприятия. |
ОНР 3 уровня (развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматической и фонетико-фонематической патологии). |
|
Системное недоразвитие речи с нарушением всех компонентов речевой системы. |
ОНР 4 уровня (отдельные сложности и ошибки). |
|
Расстроена коммуникативная функция речи. Возможно сочетание нескольких уровней. |
Логопеды, опираясь на клинический и педагогический уровень, проводят диагностику, чтобы выявить общее расстройство речи у ребенка и провести своевременную коррекцию.
Диагностика
Диагностика ОНР производится логопедом, а дальнейшее лечение может быть комплексным (логопед, психолог, хирург и иные специалисты), зависит от причины развития патологии.
Для подтверждения диагноза врачом проводятся следующие мероприятия:
1. Сбор данных со слов родителей:
- наличие наследственной предрасположенности;
- когда замечены первые отклонения;
- уточняет примерный словарный запас ребенка;
- как протекала беременность, какие болезни были у матери в данный период;
- в какой срок родился ребенок, как проходили роды;
- возраст матери на период родов;
- были ли травмы головы и недавние перенесенные заболевания у ребенка.
2. Осмотр ребенка:
- врач просит произнести определенные слова. Это позволяет определить правильность произношения звуков;
- после этого логопед просит составить предложение (данный пункт зависит от возраста ребенка) по картинке. По длине предложения, правильности использования падежей, глаголов и предлогов, также производится оценка речи;
- проверяет память. Для этого ребенку показывают 5-7 предметов, после этого их убирают, и ребенок должен перечислить какие предметы запомнил;
- просит ребенка рассказать стих или пересказать короткий рассказ;
- также у детей до 7 лет врач спрашивает возраст, имя фамилию. Ребенок должен уметь ответить самостоятельно.
3. Аппаратное обследование:
у ЛОРа обязательна проверка состояния речевого аппарата, особенно состояние миндалин и аденоидов. При патологии развитии данных органов возможна гнусавость, охриплость и нарушения выговаривания сложных для ребенка звуков.
если у ребенка были травмы головы, то может потребоваться рентгеновское обследование. Для проверки питания клеток мозга.
При выраженном заикании и зажатости ребенка, может потребоваться обследование у психолога.
Симптоматика
Характеристика детей с общим недоразвитием речи будет отличаться в зависимости от степени тяжести нарушения, присущей пациенту.
Однако несмотря на это, такие дети начинают произносить свои первые слова сравнительно поздно – в три или четыре года. Речь при этом практически непонятна окружающим и неправильно оформлена. Это становится причиной того, что у ребёнка начинает нарушаться вербальная деятельность, а иногда может наблюдаться:
- нарушение памяти;
- снижение умственной деятельности;
- отсутствие интереса к познанию нового;
- утрата внимания.
У пациентов с первым уровнем ОНР наблюдаются такие проявления:
- вместо слов присутствует лепет, который дополняется большим количеством жестов и богатой мимикой;
- общение осуществляется предложениями, состоящими из одного слова, смысл которых довольно трудно понять;
- ограниченный запас слов;
- нарушение в построении слов;
- расстройство в произношении звуков;
- ребёнок не может различать звуки.
Недоразвитие речи 2 степени характеризуется следующими нарушениями:
- наблюдается воспроизведение фраз, состоящих не более чем из трёх слов;
- словарный запас очень беден по сравнению с тем количеством слов, которые применяют сверстники ребёнка;
- дети не в состоянии понять значения большого количества слов;
- отсутствие понимания разницы между числами;
- нерациональное применение предлогов и падежей;
- звуки произносятся с множественными искажениями;
- фонематическое восприятие сформировано в недостаточной степени;
- неготовность ребёнка к звуковому анализу обращённой к нему речи.
Симптомы ОНР 2 уровня
Параметры ОНР третьего уровня:
- наличие осознанной фразовой речи, но в ней основу составляют простые предложения;
- затруднение с построением сложных фраз;
- увеличенный запас применяемых слов, по сравнению с детьми с ОНР второй степени;
- допущение ошибок с применением предлогов и согласованием различных частей речи;
- незначительные отклонения в произношении и фонематическом восприятии.
Описание клинической картины общего недоразвития речи четвёртого уровня:
- наличие специфических трудностей со звукопроизношением и повторением слов, в которых большое количество слогов;
- уровень фонетического понимания понижен;
- допущение ошибок во время словообразования;
- широкий словарный запас;
- расстройство логического изложения – незначительные детали выходят на первый план.
Лечение ОНР у детей
Исправлять речевые недостатки у дошкольника нужно комплексно. Кроме логопедической коррекции детям требуется помощь психолога. Родителям рекомендуется обращаться в специализированные учреждения с квалифицированными педагогами. Только при комплексном подходе можно решить проблему и дать ребенку возможность полноценно развиваться и жить в обществе.
Комплексная коррекционная работа
Коррекции ОНР проводятся с учетом уровня развития связной речи
При ОНР 1 уровня важно развить понимание обращенной к ребенку речи, спровоцировать самостоятельную речевую активность ребенка, а также развить внимание, память и мышление у малыша. В этом случае грамматика и фонетика в речи ребенка — не первоочередная задача
При ОНР 2 уровня проводят коррекционную работу над развитием активности речи и пониманием лексико-грамматических конструкций, фразовой речи. Работа логопеда включает корректировку звукопроизношения и логопедические занятия по отсутствующим звукам. Во время коррекции ОНР 3 уровня врач развивает связную речь, совершенствуя лексико-грамматическую сторону речи, закрепляет правильное звукопроизношение и фонематическое восприятие. Данная степень заболевания лечится намного проще, чем в случае с 1 и 2 уровнем ОНР.
Основная цель логопедической коррекции при ОНР 4 уровня — достижение ребенком возрастной нормы устной речи, которая необходима для того, чтобы он успешно учился в школе.
Психологическое сопровождение ребенка
Речевые нарушения у ребенка могут стать основной причиной проблемы концентрации внимания
Для малыша будет сложно сосредоточиться на задании и долго удерживать внимание на каком-либо предмете
Такие дети отличаются низким уровнем работоспособности, во время обучения быстро устают. По этой причине при прохождении логопедической коррекции очень важна психологическая помощь ребенку. Первоочередная задача психолога – повысить уровень мотивации ребенка и развить умение концентрации внимания.
Занятия с детьми, которые страдают ОНР из-за их психологических особенностей должны проводиться в маленьких группах (по несколько детей). Важны также и индивидуальные занятия с психологом.
Характеристика уровней ОНР
Так выглядит речевая функция по уровням.
1 уровень ОНР
Для первого уровня характерны:
- активный словарь состоит из лепетных слов и звукоподражаний;
- из них строятся фразы («ись ди» — киса сидит);
- выговаривание невнятное и искаженное;
- звуки трудноразличимы, составление слов из них затруднено или невозможно;
- смысл фраз малопонятен;
- многозначность, когда одним словом обозначаются несколько («па» — спать, подушка, кровать);
- активная жестикуляция и мимика.
2 уровень ОНР
Второй уровень характеризуется следующими проявлениями:
- построение простейших предложений из 2-х, 3-х, 4-х слов;
- произнесение звуков нечеткое, замена одних другими, неумение их объединять в целое слово;
- ошибки в грамматике — неправильные окончания, неуместные предлоги, несогласованность частей фразы между собой («дай оська» — дай ложку);
- малопонятные по звучанию слова («итоти» — цветочки, «атика» — картинка);
- увеличение активного и пассивного словаря;
- улучшение произношения.
3 уровень ОНР
Характеристики третьего уровня:
- активное построение фраз и несложных предложений;
- лексикон заметно расширен, использование глаголов и существительных преобладает над другими частями речи, неточное по смыслу обозначение предметов («стул» — табуретка, кресло, скамейка, стул);
- первые навыки в словообразовании (мяч — мячик), однако, построение прилагательных от существительных затруднено (яблоко — яблочный) также, как и употребление приставочных глаголов (сел — присел);
- звукопроизношение с меньшим количеством дефектов;
- грамматика все еще «хромает» — неверное применение окончаний, несвязность слов (два ложки, белый цветы);
- замена и перестановка отдельных звуков («конвета» — конфета, «кобалса» — колбаса).
4 уровень ОНР
Описание речи, характерной для этого уровня ОНР:
обширный словарь;
сложности с воспроизведением труднопроизносимых слов;
распознавание звуков недостаточно отчетливое;
негрубые ошибки в словообразовании в виде перестановки и замены слогов;
наличие лексических ошибок, когда используются близкие по значению слова («девочка чистит посуду» — девочка моет посуду), путаница в признаках («большой забор» — высокий забор);
грамматически неправильное употребление падежных окончаний («рисую желтым краском», «услышали лай собаков»);
трудности в изложении мыслей — повторение уже сказанного, излишнее внимание к деталям, основная мысль уходит на второй план.
Лечение ОНР предусматривает не только определение уровня, к которому по своему речевому развитию относится ребенок, но и выявление причин появления заболевания.
Комплексное коррекционное воздействие
Педагогический подход к исправлению ОНР — процесс непростой, здесь требуется структурное, специальное выполнение поставленных задач. Наиболее эффективно проводится работа в специализированных учреждениях, где работают квалифицированные педагоги. Если, кроме ОНР, установлен диагноз «дизартрия», терапия строится с учетом всех патологий. К коррекционному воздействию может добавляться медикаментозное лечение. Здесь участие должен принимать невролог. Специальные учреждения, центры своей целью ставят исправление недостатков развития интеллектуальных функций и коррекцию недостатков коммуникативных навыков.
Группы общего недоразвития речи
Согласно Т.В. Тумановой, ОНР нужно рассматривать как нарушение многомодального типа. Оно проявляется на разных уровнях организации речи. При ОНР в структуре дефекта можно отметить плохую сформированность речевой деятельности и других функций психики.
Специальные исследования показали, что у ОНР существует большое клиническое разнообразие. Можно выделить три группы ОНР.
Первая группа – это несложный вариант нарушений речи, который включает в себя признаки ОНР. У дошкольников с этим вариантом не наблюдается каких-либо локальных дефектов в работе ЦНС. Анамнез этих дошкольников обычно не содержит патологических проблем в беременности и родах. И только иногда можно обнаружить неявный токсикоз во время беременности и непродолжительную асфиксию.
На постнатальном этапе у этих дошкольников иногда наблюдалась озлобленность, частая заболеваемость. С точки зрения психологии эти дети имеют эмоциональную незрелость, нарушена их волевая сфера, плохо сформирована их регуляция произвольной деятельности.
У дошкольников с первой группой ОНР можно наблюдать дефекты в движениях пальцев руки, они испытывают затруднения в динамической организации моторики.
У детей со второй группой наблюдается более сложный вариант общей недостаточности речи. Эти дети обладают более проблемной симптоматикой. Часто дефект развития речи сопровождается неврологическими заболеваниями или даже психопатическими.
У этих дошкольников не только ЦНС находится в незрелом состоянии, но и наблюдаются грубые повреждения некоторых мозговых структур. Для этих детей также характерны дефекты гнозиса и праксиса.
То, что волевая и эмоциональная сфера у дошкольников этой группы незрелая, проявляется в том, что их эмоции носят достаточно поверхностный характер. У них недостаточно сильно развиты волевые процессы. У этих дошкольников помимо нарушений в письме и чтении можно выявить трудности в овладении терминами «число», «счет» и т.п.
Существует еще одна группа детей с ОНР – третья. У них наблюдается алалия, в частности моторного характера.
Сегодня этиологию алалии соотносят с дефектами в речевых зонах обоих полушарий. У дошкольников, имеющих моторную алалию, наблюдаются сложные нарушения речи. Согласно проведенным многочисленным исследованиям, у этих детей заметны не только локальные дефекты коры мозга, но и поражения некоторых подкорковых мозговых систем.
Более того, если подробно изучать дошкольников с ОНР, то можно заметить, что эта группа очень разнородная по степени выраженности речевых дефектов. Поэтому у них можно выделить дополнительных три подгруппы, основанные на уровнях развития речи.
Уровни ОНР
Работа с логопедом
Для детей с общим нарушением речи характерно отставание в произношении первых слов. Обычно отклонения становятся заметными к 4 годам. Но в некоторых случаях дефект проявляется к 5-летнему возрасту. Ребенок неразговорчив, нечетко произносит слова и путает звуки. Из-за таких признаков возникают проблемы с памятью. Познавательная деятельность плохо развивается. Мыслительный процесс затрудняется. У некоторых детей могут возникать патологии с координацией движений.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Уровни ОНР зависят от способностей ребенка к формированию и произношению предложений. Определить степень речевого расстройства способен логопед.
Дети с 1 уровнем ОНР
Словарный запас ребенка ограничен. Он не способен составить предложения. Для общения использует лепет. Предложения состоят из одного слова и могут быть дополнены жестами. В некоторых ситуациях смысл сказанного непонятен взрослому.
Выделяют еще такие признаки:
- недоразвитие импрессивной речи (ребенок не понимает значение многих слов);
- неправильное построение слова;
- нарушения в произношении звуков;
- фонематические отклонения.
Дети с таким диагнозом склонны к звукоподражанию. Они стараются заменять сложные слова на более легкие, состоящие из простых слогов.
2 уровень ОНР
Такие дети общаются более развернуто. Они способны составлять простые предложения, в которых задействованы 3 слова. Но высказывания схожи между собой и просты. Таким образом они могут лишь указать на предмет или что-либо попросить.
Словарный запас намного меньше, чем у сверстников с нормальным развитием речевых умений. Также он отличается и качественной характеристикой. Ребенок не понимает многие слова. Поэтому заменяет их близкими по смыслу.
Наблюдаются нарушения в грамматическом построении слов. Возникает путаница с падежами, множественным и единственным числом. Ребенок неправильно согласовывает морфологические и синтаксические конструкции.
Произношение звуков смешанное и нечеткое. Трудно выговариваемые буквы заменяются на более легкие. Фонематическое восприятие практически не сформировано.
3 уровень ОНР
Ребенок с таким диагнозом может построить простое предложение и общаться фразами. Он способен понимать смысл сказанного в свой адрес. Трудности возникают с усвоением грамматических конструкций предложения. Наблюдается недоразвитие логических связей (пространственных, причинных, временных и других).
Словарный запас в этом случае более совершенен. Ребенок может применять в разговоре все части речи. Но больше склонен говорить существительными и глаголами. Неправильное произношение окончаний слов сохраняется. Названия некоторых предметов не соответствуют действительности.
Звукопроизношение и фонематическое восприятие оформлены немного лучше, но ошибки допускаются.
4 уровень ОНР
Детям с таким видом нарушения трудно выговаривают слова со сложной структурой. Звукопроизношение и фонематическое восприятие плохо развиты.
Словарный запас намного разнообразнее, чем в первых трех уровнях. Но ребенок плохо понимает значение многих слов, употребляя их не по назначению. Часто возникают трудности с пересказом произошедших событий.
Диагностические мероприятия
Диагностикой речевого расстройства занимается логопед. План обследования при этом включает в себя обязательное ознакомление с медицинской документацией ребенка. При необходимости, логопед консультируется с педиатром, детским неврологом или психиатром. Также необходимо выяснить давность и характер развития речевых нарушений у родителей.
В процессе общения с ребенком логопед выявляет степень сформированности отдельных компонентов речи: лексики, фонетики и грамматики. Диагностику начинают с оценки связной речи. Ребенка просят составить рассказ на основе изображений, пересказать простой текст или составить историю о своем собственном воспоминании. В процессе этого упражнения специалист дает характеристику грамотности речи. В ходе работы над упражнениями на оценку связности речи изучается словарный запас.
Вторая часть диагностического обследования − изучение фонетики речи. Логопед оценивает функциональную целостность артикуляции, особенности звукопроизношения и звуконаполняемости речи. Обязательно оценивается слух ребенка, так как речевые дефекты могут быть связаны с тем, что нарушается процесс усвоения речевых конструкций.
Лечение и коррекция
На сегодняшний день в логопедии накоплен достаточный опыт в области лечения и коррекции ОНР 3 уровня. Для эффективного устранения подобных нарушений речи у дошкольников педагоги и родители должны поставить перед началом курса занятий конкретные задачи, ориентируясь на те симптомы, которые наблюдаются у ребенка.
Принципы коррекции:
Необходимо обогащать словарный запас дошкольника.
Ребенок должен научиться употреблять причастия, наречия, прилагательные, сложные предлоги.
Устранение аграмматизма.
Нужно уделить внимание соблюдению грамматических норм языка, согласованию слов по числу, падежу, роду. Развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики.
Логопед может использовать рисование, лепку. В процессе таких занятий ребенок подготавливается к письму, активизирует речевые отделы мозга.
Повышение уровня понимания чужой речи.
Педагог может использовать инструкции, чтение, игры
Важно, чтобы ребенок внимательно слушал обращенную к нему речь и реагировал на нее ответами, действием
Развитие внимания, памяти, концентрации.
Детям с речевыми нарушениями сложно концентрироваться, запоминать стихотворения, у них кратковременная память.
Развитие коммуникативных навыков.
Дошкольники с ОНР 3 уровня очень стеснительные, им сложно находить контакт со сверстниками из-за речевого дефекта, страха выражать свои мысли вслух. Уроки направлены на выравнивание самооценки, преодоление фобий и дезадаптации в обществе. Для этих целей лучше всего подходят групповые занятия.
В таблице указан примерный план работы с дошкольником, его можно корректировать и расширять собственными наработками. Рекомендуем логопедам заполнять индивидуальную карту на каждого воспитанника и отмечать в ней результативность коррекционной работы.
Задачи | Методы коррекции, упражнения | Варианты игр |
---|---|---|
Формирование слухового внимания | Используйте речевые и неречевые звуки, расширяйте словарный запас ребенка с помощью изучения одной темы в течение недели. | «Отгадай, что звучит», (музыкальный инструмент, дождь, ветер и др.), «Эхо», Узнай по описанию овощ, транспорт, игрушку». |
Развитие зрительного внимания | Используйте картинки, предметы для запоминания ряда, убирайте или прячьте один-два, просите восстановить цепочку. | «Делай, как я» (движения, выкладка по образцу), «Чего не стало». |
Расширение словарного запаса | Ребенок должен больше узнавать и говорить. Используйте темы с учетом календаря. Подробно описывайте предмет, пересказывайте тексты, отвечайте на вопросы по картинкам, играйте куклами в сюжетные игры. | «Признаки времен года» (можно угадывать по картинкам, одежде на куклах), «Животные», «Профессии», «Что, где растет», «Из чего приготовим суп», «Магазин». |
Развитие коммуникативных навыков (групповые занятия). | Контролируйте, как общаются между собой дети на заданную тему. Просите задать вопросы, ответить на них, предложить варианты игр. | «Кто я?» (знакомство детей), «Я скажу, а ты продолжи», «У на вчера…(рассказ о семье или событии), «Я хочу быть» (профессии). |
Коррекция грамматических нарушений в речи | Составление фраз, предложений с учетом категории числа, падежа и рода слов. | «Какой он(а)? (описывайте фрукты, овощи, животных, людей — лимон кислый, желтый, овальный…), «Кто что делает? (мама пришла, приехала, спела, помыла, папа пришел, приехал, помыл). |
Отработка навыков словообразования | Прибавляйте к словам суффиксы, приставки, подыскивайте однокоренные. | «Маленький-большой (слон-слоник), «Скажи ласково (вода-водичка, карандаш-карандашик). «Прибавь приставку» (шел-пошел, пришел, ушел). |
Развитие мелкой моторики | Используйте лепку, рисование, штриховку, раскрашивание, прописи. | «Нарисуй по образцу», «Обведи кружочки», «Кукольный театр» (лепка). |
Развитие артикуляционного дыхания, контроль за интонацией, высотой голоса. | В качестве разминки используйте артикуляционную гимнастику, песни, подвижные игры с декламацией стихотворений. | «Кто громче (тише)», «Что чувствуешь (отработка выражений эмоций с помощью радостных, грустных восклицаний). |
Общее недоразвитие речи становится серьезной проблемой для ребенка и родителей в школе, если своевременно не обратиться за помощью к логопеду. Для окончательного исправления дефектов речи такого уровня потребуется 1-2 года, поэтому затягивать с посещением врача в поликлинике, переводом ребенка в спецгруппу ДОУ крайне нежелательно.
Методика обследования
Любые речевые дефекты диагностируются на приеме у логопеда, в результате которого происходит выявление речевого навыка ребенка, определяется уровень психического развития.
Важным этапом считается проведение анализа для установки взаимного содействия между звуковой стороной речи, лексическим запасом и грамматическим строем. В результате чего можно выделить три этапаизучения:
- ориентировочный, или первый этап, в результате которого происходит заполнение карты ребенка с родительских слов, изучается документация и проводится беседа с малышом;
- при втором этапе обследования проводится диагностика языковой системы, ее составляющих, в результате чего составляется заключение от логопеда;
- на третьем этапе логопед производит наблюдение в динамике, например, в процессе обучения.
При беседе родителей чаще всего удается собрать информацию о предречевых реакциях ребенка, например, о гулении, лепете. Появляется возможность узнать точный возраст формирования первых слов
При подозрении на развитие ОНР первого уровня важно выяснить наблюдается ли у ребенка формирование двухсловных или многословных предложений, насколько развита его общительность и стремление к контакту
При определении причины развития дефекта в звуковой стороне речи важно провести обследование артикуляционного аппарата, а также его моторики
Не менее важным является обследование общей и мелкой моторики, которое основывается на общем виде, осанке малыша, способности к самообслуживанию (например, логопед может попросить его застегнуть самостоятельно пуговицы или зашнуровать ботинки)
Также обращается внимание на ходьбу, бег, прыжки и прочие виды физической активности
Очень важно определить умеет ли малыш сохранять равновесие. В конечном итоге логопед проводит полное и всестороннее изучение поведения, которое в последующем обобщается в логопедическое заключение, на основе которого подпирается коррекционная работа и составляется маршрут терапии
В конечном итоге логопед проводит полное и всестороннее изучение поведения, которое в последующем обобщается в логопедическое заключение, на основе которого подпирается коррекционная работа и составляется маршрут терапии.
Методика Т.А. Ткаченко
Т.А. Ткаченко разработала методику преподавания грамоты дошкольникам, страдающим ОНР. В ней за основу взята принятая всем сообществом исследователей последовательность освоения букв и звуков, предложенная Г.А. Каше. Грамота при этом осваивается в течении двух лет: начиная в старшей группе и заканчивая подготовительной.
На первых этапах коррекционной практики дети дошкольного возраста, страдающие ОНР, получают ясные представления обо всех звуках, формируется способность их анализа и синтеза.
На втором году проводится работа по следующим направлениям:
- на первых же занятиях дети работают с буквенным изображением осваиваемых звуков, что помогает более быстр запоминать их;
- ведется работа по освоению структуры слов, которая проводится с помощью синтеза и анализа звукобуквенного состава;
- дети учатся читать по слогам;
- буквы называются в соответствии с тем, как произносятся звуки.
Стоит обратить внимание на авторскую программу по работе с шестилетними детьми, страдающими ОНР, разработанную Т.Б. Филичевой
Эта методика предполагает активное использование материалов звуков, которые предварительно отрабатываются в произношении.
Основой этой программы является определенная последовательность работы с буквами. Эта последовательность, в свою очередь, основана на артикуляционной сложности в произношении. Обучение распределяется на периоды.
Период первый: развитие готовности к усвоению грамоты.
Период второй: первые занятия по обучению грамоте. Дети знакомятся с гласными буквами. Также они изучают согласные буквы. Учатся из разрезной азбуки складывать слоги. Учатся анализировать и синтезировать звуки. Учатся преобразовывать слова с помощью добавления разных звуков, их перестановки и чтения.
Период третий: изучение грамоты. Нужно расширять объем изучаемых букв и звуков более сложными. Дети учатся проводить работу со словами, в которых наблюдается стечение согласных. Они выполняют задания по определению того, какая буква пропущена в слове.
Они учатся читать слоги, составлять слова, переходят к слитному чтению, объяснению смысла прочитанного. Также они учатся разделять предложения на слова, определять их количество и порядок.
Содержание изучения грамоты основано на выполнении множества упражнений, которые имеют увлекательную игровую форму и содержат элементы соревнования.
Главное отличие системы преподавания грамоты дошкольникам, страдающим ОНР – это то, что процесс начинается во втором квартале средней группы.
Согласно Н. В. Нищевой ,детей учить грамоте нужно с подготовительной группы. Уже в этот период нужно выучить с ними весь алфавит русского языка.
Дети с ОНР уже в среднем дошкольном возрасте могут читать слова, которые состоят из двух слогов открытого типа.
Процесс изучения грамоты распределен согласно кварталам. Звуки изучаются одновременно с буквами, которые им соответствуют.
Во время всего периода обучения формируются навыки фонематического анализа.
Сегодня все описанные выше методики преподавания грамоты дошкольникам с ОНР широко применяются логопедами в нашей стране.
Оцени-ка страничку!