Игры для детей 5-6 лет методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Роль и смысл логопедических игр

Речевые проблемы у детей – явление весьма распространенное. Если некто не выговаривает 2-3 звука, это еще пол беды. Если же в речи отсутствует более 3 звуков, то стоит задуматься над тем, чтобы всерьез заняться решением проблемы. В зависимости от сложности логопедических нарушений у ребенка можно решать, как продолжительным будет терапия. Но еще большое значение в таком лечении имеет стойкость и терпение родителей. Как стойкими они будут в выполнении всех требований специалистов.

Занятия с детьми лучше коротать в игровой форме. Игровая обучающая деятельность очень популярна среди детей дошкольного меньшего школьного возраста. Такая форма терапии благотворно влияет на формирование мыслительных процессов от самых несложных до самых сложных.

Логопедические игры — эффективное средство для пополнения лексикона дошкольника. В подобный форме знания лучше усваиваются, а дети проявляют к ним неподдельный заинтересованность и приятно проводят время с родителями. Игры в логопедии развивают сосредоточенность, выговор, логическое мышление, общительность, ум и физическое состояние ребенка.

Дидактические игры являются неким катализатором психических процессов, какие происходят в сознании ребенка при познании различных предметов в возрасте 5-6 лет. Они являются не лишь речевой, но и познавательной деятельностью ребенка. Также игры помогают малышу почувствовать себя уверено не лишь наедине с родителями, но и в обществе, снимают страх перед окружающими и обучают правильно излагать свои мысли в словах. В игровой форме ребята самостоятельно решают задачи, пытаются найти правильные ответы, победив некоторые трудности.

Если родители вовремя не начнут помогать ребенку в устранении дефектов выговоры, то это может привести к развитию комплексов, замкнутости и необщительности у него. Для проведения логопедических игр совершенно не обязательно посещать специальные центры, достаточно проводить регулярные дела в домашних условиях.

Что делаем?

При проведении домашних занятий важно представлять себе их структуру. Как уже говорилось, в один день все виды игр не проводим, используем по 2–3

Занятия могут состоять из следующих компонентов:

  • игры на развитие мелкой моторики, включая пальчиковую гимнастику;
  • артикуляционные упражнения;
  • тренировка речевого дыхания (читайте о нем в статье «Развитие речи детей дошкольного возраста»);
  • звукоподражательные игры;
  • развитие слуха;
  • логоритмика;
  • игры на пополнение лексического запаса и общее развитие речи.

Мелкую моторику хорошо развивают игры с мелкими предметами (пуговицами, фасолью, лесными орешками, пробками, конструктором, мозаикой), лепка, рисование. Также этому способствуют всевозможные пальчиковые игры (с поглаживанием ладошек друг о друга, самомассажем пальчиков рук, совмещением пальчиков двух рук), сопровождающиеся забавной текстовкой – лучше рифмованной (подробнее об этом – в статье «Пальчиковая гимнастика для детей»).

Артикуляционные упражнения делятся на динамические (когда малышу нужно производить языком или губами какие-то действия) и статические (губам или языку нужно удерживать принятое положение). Вторые гораздо сложнее для детей, поэтому взрослым придется проявить терпение.

Также среди артикуляционных игр есть общие, полезные всегда и всем деткам для развития артикуляционного аппарата, и специальные, подготавливающие органы речи ребенка к произнесению конкретных звуков, с которыми у него проблема. С помощью таких упражнений можно значительно укрепить мышцы губ, языка, щек, сделать язык подвижным и послушным, растянуть короткую подъязычную уздечку (без нее, к примеру, малыш никогда правильно не произнесет ). Подробно о таких упражнениях читайте в статье «Артикуляционная гимнастика».

Сделайте такие занятия увлекательными, сочиняя забавные истории из жизни язычка. Пусть он собирает грибы, убирается в комнате, превращается в блинчик или кошачью спинку в ходе веселого путешествия по волшебной стране.

Звукоподражательные игры учат ребенка регулировать силу голоса, интонацию при произношении, развивают слух и вообще доставляют массу удовольствия. Подражать можно любым звукам: природы (вой ветра, шум листьев), голосам животных, птиц, звукам, которые издает разный транспорт или домашние бытовые приборы. Чтобы занятие не было скучным, подражания нужно обыграть. Например, инсценировать какую-то забавную историю.

Так ребенок потренирует умение выражать эмоции и дополнять свою речь мимикой, жестами. Если добавить к таким играм еще и соответствующие движения, подобрать подходящую музыку – получится занятие по логоритмике.

Игры на развитие слуха помогут малышу не только легче понимать речь других людей, но и замечать ошибки, в том числе в своей речи. Для этого можно угадывать, какой предмет звенит за спиной, затем – где именно звенит (справа, слева, сверху). Развитие фонематического слуха способствует навыку определять наличие звука в слове, его местоположение, дробить слова на слоги.

При этом обязательно нужно помнить, что чем сложнее и запущеннее проблема, тем медленнее будет ощущаться прогресс. Но от этого похвала приобретает только большую значимость. Малышу важен малейший успех. Сейчас главное – систематические занятия, терпение и вера в прогресс. Возможно, он не будет стопроцентным, но улучшения появятся обязательно. Надо только приложить для этого усилия.

Диагностика нарушений — когда ребенку нужна помощь?

Достаточно часто родители, которые замечают у своего малыша определенные коверканья слов и нечеткое произношение, ошибочно полагают, что с возрастом все наладится само собой.

В этом есть доля истины — речевой аппарат детей дошкольного возраста несовершенен, он находится в процессе становления. Ряд проблем с произношением звуков действительно детям удается «перерасти». Однако уповать на это безответственно, тем более, что не все дефекты речи корректируются с возрастом сами собой.

В 5-6 лет у ребенка могут наблюдаться различные нарушения, которые потребуют разного подхода и помощи разных специалистов:

Дислалия

При этом нарушении слух у ребенка не нарушен, выраженных проблем с речевым аппаратом не наблюдается, однако он неверно произносит согласные.

Наиболее часто дети путают звуки «Ш», «Ж», «Л», «Р». Ребенок может подменять звук в слове на похожий (гора-кора), может вообще пропускать звук, может произносить его неправильно — оглушать или озвончать.

Заикание

В дошкольном возрасте такой дефект встречается чаще всего. Он проявляется в остановке при произношении и затруднении дальнейшего произношения.

Гнусавость

О таких дошколятах говорят, что они «гундосят». Порой бывает достаточно сложно понять, что именно говорит ребенок, поскольку произношение «в нос» коверкает даже простые звуки родного языка.

Довольно часто причина такого дефекта кроется в ЛОР-патологии, например, в заложенности носа из-за аденоидов. Однако и после лечения у отоларинголога ребенок может некоторое время продолжать говорить по привычке «в нос». Ему нужны развивающие логопедические занятия.

Недоразвитость речи

При нормальном развитии у ребенка в дошкольном возрасте не возникает затруднений с составлением предложений, даже длинных, в которых слова употребляются в разных падежах и склонениях.

При недоразвитости речи у ребенка возникают трудности с «увязкой» отдельных слов в большую логическую цепочку, а также имеются проблемы с окончаниями даже хорошо знакомых слов. Нередко это связано с тем, что родители и представители старшего поколения при общении с ребенком сами намеренно коверкали слова, употребляли много уменьшительно-ласкательных суффиксов (чашечка, тарелочка, ботиночек), а также «сюсюкали».

Задержка развития речи

Такое нарушение может быть обусловлено недостаточным общением со взрослыми, нехваткой развивающего общения, контакта со сверстниками, а также может являться последствием или симптомом неврологических нарушений, патологий центральной нервной системы.

Артикуляционная гимнастика и тренировка произношения

Сделайте специальную гимнастику для речевого аппарата ребенка ежедневной. С нее лучше всего начинать очередное занятие. Она позволит подготовить мышцы, связки, язык и губы к произношению трудных для дошкольника звуков.

Гимнастика направлена на тренировку жевательных, глотательных и мимических мышц, именно они солидарно участвуют в процессе произношения, делают речь разборчивой и понятной.

В процессе произношения участвуют не только губы и язык, но и органы дыхания, грудная клетка, плечи, голосовые связки. Учитывайте это во время проведения гимнастики и старайтесь задействовать все составляющие голосообразования в равной мере.

Предварительно родителям придется освоить все упражнения самостоятельно, чтобы уметь показать дошкольнику и добиться четкого и чистого исполнения. Для развития губ стоит проводить простые упражнения, такие, как удерживание губ в улыбке, при этом зубки должны быть полностью закрытыми.

Начать стоит с 30 секунд и постепенно удерживать улыбку 1-2 минуты. Также эффективно развивает артикуляцию складывание губ трубочкой. Принцип тот же — сначала трубочку из губ следует удерживать 20-30 секунд, но постепенно продолжительность упражнения увеличивается.

Немного сложнее будет даваться складывание губ в бублик, при этом зубки плотно смыкаются, а губы вытягиваются трубочкой, но размыкаются, поэтому можно увидеть зубки. Постепенно задания усложняют и добавляют движение, которое должно придать подвижность губам. Так, губы в трубочке можно двигать по кругу, влево и вправо, вверх и вниз, изображая хобот слона или пятачок поросенка.

Вытянутые губы, сложенные как у рыбки, смыкают и размыкают. Так получается занимательная беседа рыб на дне моря. А если выдыхать через рот, заставляя губы от воздушного потока вибрировать, то получится очень смешная сердитая лошадка, которая фыркает совсем как настоящая.

Укрепить губки ребенка поможет очень веселая игра, при которой малышу нужно зажатым между губами карандашом нарисовать в воздухе что-то. Задача взрослого — отгадать то, что изобразил ребенок.

Для тренировки щек можно поиграть в воздушные шарики, надувая щеки и удерживая их в таком состоянии как можно дольше. При этом можно делать смешные рожицы. Если надувать по очереди правую, а затем левую щечку, то получится хомячок, а если втянуть обе щеки внутрь ротовой полости и удерживать их в таком положении, получится голодный и смешной суслик.

Потренировать язык можно, изображая собаку. Для этого язык высовывают и расслабленно кладут на нижнюю губу. Можно совмещать такое упражнение с короткими вдохами и выдохами ртом. Если высунуть напряженный кончик языка, можно поиграть в комариков, а движения языка вверх-вниз и вправо-влево, а также загибание его в трубочку помогут не только с удовольствием провести пятиминутку свободного времени, но и потренировать мышцы языка.

Тренировка челюсти может пройти с удовольствием, если малыш вместе с мамой попробует изображать обезьянку, максимально «вывешивая» челюсть вниз, или рассерженного льва, напрягая нижнюю челюсть в оскале и издавая характерное рычание.

Когда нужны домашние занятия?

Дошкольники, у которых есть проблемы со звукопроизношением, в детском саду или в школе раннего развития проходят логопедическое обследование. В ходе этой необычной диагностики речевых возможностей логопед выясняет, как рано заговорил малыш, какие слова были первыми, когда он научился строить предложения, есть ли у него дефекты речи и трудности с произношением определенных звуков.

Обычно исследуют следующие звуки и сочетания: C, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, Рь, Л, Ль. Оценивается не только отдельное произношение, но и звучание их в словах и слогах.

Логопед оценивает также работу артикуляционного аппарата ребенка, его прикус, состояние зубов, языка, губ. И только после этого все данные заносятся в речевую карту. В нее же вписываются назначения специалиста.

Помимо посещения кабинета логопеда в группе или индивидуально, родителям рекомендуется заниматься с дошкольником в домашних условиях. Именно такие, домашние занятия и вызывают у родителей массу вопросов.

Когда есть проблема

К сожалению, не все дети могут похвастаться таким уровнем развития речи. Особенно сложно тем, чьи родители не уделяют этому аспекту должного внимания: мало общаются с ребенком, мало читают, не учат с ним стихов, мотивируя это своей бесконечной занятостью.

Однако ребенок, который к этому возрасту еще не говорит или говорит очень плохо, должен обязательно вызвать беспокойство родителей. В логопедии считается, что это максимально допустимый возраст для коррекции речи, когда время, отведенное на нее, безнадежно уходит

Важно максимально использовать его, чтобы помочь дошкольнику разговориться. Ведь речь – это не только средство коммуникации, но и залог успешного обучения маленького человека в школе, его дальнейшей социализации

Что должно вызвать тревогу родителей в этом возрасте?

  • Если ребенок говорит очень неразборчиво, меняя, пропуская или путая местами буквы и слоги, не выговаривает много звуков, окружающим его сложно понять.
  • Отвечает односложно, не умеет построить распространенное предложение.
  • Затрудняется с описанием картинки, игрушки, не может закончить предложение, начатое взрослым.
  • Имеет очень скудный запас часто используемых в быту слов.
  • С трудом подбирает и может перепутать слова, особенно если они близки по звучанию, но имеют разное значение.
  • «Съедает» окончания слов, «глотает» слоги.
  • Постоянно путается в числах, падежах, предлогах, союзах, не реагируя на поправки взрослых.
  • Произносит звуки неуместно мягко (сюсюкает) или нарочито твердо (словно с акцентом).

Причины такой задержки могут быть самыми разными: аномалии развития языка, нёба, губ, органов слуха; неврологические нарушения, умственная отсталость, родовая травма или патологии беременности, психические расстройства, сильный испуг или психологическая травма, социальная запущенность (недостаточное внимание к ребенку, отсутствие общения и заботы, асоциальная семья)

Речевое развитие детей 5-6 лет

5-6 лет – ответственный период в жизни малыша, поскольку начинается его активная подготовка к школе. И если еще год назад можно было списать все проблемы на юный возраст, то теперь придется взглянуть правде в глаза – если ребенок не произносит верно большую часть звуков, путается, не может построить связное предложение, то серьезная проблема налицо и более откладывать визит к профессионалу нельзя.

Дети в этом возрасте уже должны связно говорить, обладать развитым фонематическим слухом, уметь формулировать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Нормальный темп речи формируется к пяти годам, замедленная или, напротив, очень быстрая и нечеткая речь в этом возрасте крайне нежелательна.

Также к числу речевых норм относится следующее.

  • Правильное произношение всех звуков – каждый из них должен четко звучать как в составе слога и слова, так и в целом предложении.
  • Способность передавать восклицательную и вопросительную интонацию.
  • Словарный запас становится все более богатым, родители уже не смогут перечислить все слова, которыми владеет их ребенок, их около 3 тысяч. Также в этом возрасте многие дети активно придумывают новые слова, забавные и необычные, которые со временем забудутся. Активно развивается непроизвольная память, поэтому малыши без проблем запоминают только что услышанные выражения.
  • В речи начинают звучать сложные по построению фразы, предложения становятся все более развернутыми, ребенок в состоянии подробно рассказать о событии, свидетелем которого он стал.
  • К 5-6 годам в речи малышей уже должны четко звучать традиционно «трудные» фонемы и , если же этого не происходит, то налицо проблема и требуется помощь логопеда.

Понять, что речевое развитие пятилетки соответствует возрасту, можно по его способности придумать связный рассказ по картинке, наличию в речи различных частей речи, абстрактных и обобщающих слов. Такие ошибки, как неправильное употребление форм множественного числа («яблоков» вместо «яблок») говорят лишь о том, что у дошкольника пока недостаточно знаний для правильного построения фразы, и к речевым проблемам они отношения не имеют.

Идем к логопеду

Со всеми этими речевыми сложностями ребенок самостоятельно не справится. Если не заняться ими сейчас, это может вылиться в различные виды речевого отставания, такие как задержка речевого, психоречевого развития, общее недоразвитие речи. Это, в свою очередь, повлечет проблемы с обучением в школе. Поэтому своевременная помощь логопеда при таких нарушениях обязательна.

Специалист поможет малышу не только исправить проблемы звукоизвлечения (шепелявость, сюсюкание, картавость), как думают многие. Хороший логопед может сделать намного больше. В его компетенции находятся следующие аспекты:

  • формирование правильной речи;
  • развитие строя речи и словарного запаса;
  • развитие внимания, мышления, памяти;
  • усвоение основ грамматики.

Кроме того, занятия с логопедом (если это опытный логопед-дефектолог) могут помочь при следующих проблемах:

  • заикании;
  • дизартрии;
  • недоразвитии речи при задержке психического развития;
  • алалии;
  • ринолалии;
  • дислексии;
  • дисграфии и др.

Кому нужны логопедические занятия?

Все дети развиваются в своем темпе по индивидуальному графику, однако существуют определенные усредненные показатели, по которым мама может сориентироваться, нужна ли крохе помощь логопеда.

  • В 12-18 месяцев дети обычно хорошо имитируют разные звуки, пробуют повторять слова, знают свое имя и отзываются на него. В их словарном запасе имеется до 20-40 простых слов. Такие малыши внимательно рассматривают картинки в книгах и показывают объекты, которые их заинтересовали.
  • В 2-3-летнем возрасте ребенок хорошо знает собственное имя, может показать части тела, узнать на фотографии близкого человека. Он способен выполнить простое задание, например, поставить яблоко на стол. Словарный запас ребенка 2-3 лет составляет 200-1000 слов, кроха может задавать простые вопросы и разговаривать простыми предложениями. Произношение улучшается, но некоторые звуки могут отсутствовать.
  • В 3-4 года ребенок способен классифицировать объекты, понимать простые вопросы, слышать разницу между звуками. Его словарный запас расширяется до 1500 слов, а речь состоит из сложных предложений и многочисленных вопросов. У таких деток активно развивается воображение и абстрактное мышление, они могут рассказывать сказки по картинкам, разучивать песни и стихи.
  • В 5 лет и старше ребенок может свободно общаться на интересную тему, придумывать истории. Он должен произносить все звуки, но некоторые малыши все еще шепелявят. Ребенок озвучивает увиденное и сделанное, задает разные вопросы, говорит с интонацией и выражением. Многие дети в этом возрасте уже знают буквы и начинают читать.

Как работают специалисты: упражнения, игры, пособия

Одна из наиболее очевидных причин неправильного произношения маленькими детьми звуков — несовершенство их речевого аппарата. Эту проблему помогает решить логопедическая гимнастика.

Существует множество забавных упражнений, которые дети с удовольствием выполняют перед зеркалом, повторяя за логопедом.

  • «Окошко» — самое простое упражнение, в котором малыш сначала должен разинуть рот как можно шире («жарко, открываем окошко!»), а потом закрыть его («холодно!»).
  • «Чистим зубы» — ребенку нужно улыбнуться и в таком состоянии приоткрыть рот, после чего языком пройтись по верхним и нижним зубам, как будто зубной щеткой.
  • «Чашка» — снова открыть рот в улыбке, высунуть язык подальше и придать ему форму чаши, приподняв кончик и края.
  • «Дудочка» — старательно вытянуть губы, как будто с намерением посвистеть, зубы при этом сжаты.
  • «Красим потолок» — улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка поводить по небу, словно закрашивая его кисточкой.

Такая гимнастика для языка нравится детям, но быстро их утомляет. На следующем этапе занятия можно перейти непосредственно к устной речи. В этом помогут различные игры описательного характера. Например, из мешка или из коробки педагог достает какой-то предмет, игрушку и просит ребенка назвать ее. Потом спрашивает о свойствах и признаках предмета, подталкивая малыша к его описанию (мячик круглый, зеленый, маленький, прыгучий). В случае успеха можно усложнить игру: попросить ребенка сунуть руку в мешок с игрушкой и попытаться рассказать, какая она на ощупь.

В качестве учебных пособий выступают дудочки и вертушки для дыхательных упражнений, пальчиковые игрушки и тренажеры, наборы со щипчиками для захвата мелких деталей, тактильные мешочки и дощечки — для профессиональных логопедов выбор очень большой. Можно приобрести такие вещи и для домашнего использования, а можно обойтись подручными средствами.

Упражнения для совершенствования фонетико-фонематических процессов

В возрасте 6-7 лет дошкольник должен уметь различать звуки на слух; понимать какие относятся к согласным, а какие – к гласным

Особое внимание уделяется работе над звуко-буквенным анализом. В игровой форме логопед учит детей составлять схемы слов, предложений, определять их границы

Таким образом, происходит формирование основы для успешного овладения навыками письменной речи.

Работа ведется по следующим направлениям:

  • выделение начального и последнего звука в слове;
  • подбор изображения в соответствии с заданной фонемой;
  • задания на различение твердости−мягкости;
  • закрепляются понятия «звук», «слог», «слово».

Предлагая задания на совершенствование фонетико-фонематических процессов, логопед произносит слова громко, чтобы все звуки были четкими. Все гласные должны занимать сильную позицию, чтобы ребенок успешно смог овладеть навыками звуко-буквенного анализа. Для проведения игр используют наглядный материал, схемы, кружки для обозначения гласных и согласных звуков.

В работу с детьми возраста 6-7 лет включают звонкие−глухие согласные; учат различать твердые−мягкие. Но чтобы выполнить такие упражнения у ребенка должны быть сформированы фонетико-фонематические процессы, иначе могут возникнуть сложности при выполнении задания. Поэтому педагог проводит предварительную работу, объясняя разницу между звонкими и глухими на основе тактильного контроля. Постепенно ребенок учится различать их только на слух.

 «Живые звуки»

Эта игра направлена на закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Для ее проведения нужно подготовить карточки с буквами, картинки. Она подходит для групповых занятий.

Взрослый демонстрирует детям картинку и произносит слово. Ребятам нужно его самостоятельно составить. У каждого ребенка есть карточка с определенной буквой. Они выстраиваются в ряд так, чтобы была возможность прочесть, что получилось.

«Подели на группы»

Цель упражнения – совершенствование навыков работы со звуко-буквенным анализом, умение выделять звук в начале слова. Для его проведения нужно подготовить карточки со словами, которые начинаются на разные фонемы. Ребенок делит слова на группы в зависимости от начального звука. Сначала можно проговаривать названия вслух, затем упражнение усложняют – ребенок произносит их самостоятельно или про себя.

«Звуковое лото»

Эта дидактическая игра учит ребенка работать со словом – делить его на части и определять какое место занимает звук. Для занятия готовят полоски, разделенные на три равные части; предметные картинки, имеющие в названии нужные фонемы.

Ребенку показывают карточку, он говорит название, и решает на какое место в полоске ее поместить. Перед началом игры проводят подготовительную работу и объясняют, что следует считать началом слова, его серединой и концом. Это уже более сложное задание, позволяющее закрепить навык работы со звуко-буквенным анализом. Но перед этим нужно отработать по отдельности умение определять звук в разных местах в слове.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector