Автоматизация звука [ш] картотека по логопедии (старшая группа)

Новые чистоговорки.

Чистоговорки на букву “А”.

Авторы: В. Лунин, В. Борисов, И. Мазин, О.Красноруцкий, М. Яснов.

Алеет за лесом закат.
Алые аисты к лесу летят.
Астры зарделись на клумбах в саду,
Алыми стали кувшинки в пруду,
Алые утки по пруду скользят…
Жаль, что уже догорает закат!

Аллигатор азбуку получил.
Аллигатор азбуку изучил,
Аллигатор знания поглотил,
А потом и азбуку проглотил.

Араб Абу сказал рабу:
– Али, в Рабат гони арбу, –
Но раб Али был глуховат,
Арбу пригнал он на Арбат.

А у нас – ананас,
А у нас – арбуз как раз,
А у нас – в горах Алтая –
Алыча как на заказ…

А у нас в Аравии,
Что ни час, аварии:
То верблюд толкнёт барана,
То баран собьёт варана…

Дом побежал,
Все сказали: – Автобус!
Дом полетел.
Все кричат: – Аэробус!

Аты-баты, акробаты
Выбегали из ворот –
Аты-баты, бородаты,
Аты-баты, без бород.
Аты-баты, в полминуты
Забирались на батуты.
Акробату акробат
Придвигал покатый мат.
На батутах, аты-баты,
Кувыркались акробыты.
Дружно прыгали на маты
И садились на шпагат!

Чистоговорки на букву “Б”.

Авторы: П. Синявский, Е.Измайлов, В.Лифшиц, Г.Вардента, М.Шварц, А. Костаков, М.Яснов, П. Матвеева, И.Демьянов,
Т. Белозёров.

Белый снег, белый мел,
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

У нас в реке живут бобры.
Бобры бодры, бобры добры.
Мудры – плотин строители –
Бобры – речные жители.

Братцы-бобры, будьте добры
Вырубить да выдолбить
Из дуба – будку, из бука – дудку!

Бредёт бобёр
С бревном услало –
Бревно бобру бока намяло…

Шёл по улице бычок.
Смотрит: мусорный бачок!
Куда бычку податься?
Перевернул бычок бачок:
Потом улёгся на бочок:
Лежит бычок на бочке –
Лежит бачок на бычке.

– Вот бутон. А вот бидон.
Вот бидон. А вот питон.
В печке выпечен батон.
А в петлицу вдет бутон.
По траве ползёт питон,
А на стройке есть бетон.
Повтори и ты мне в тон:
Где бутон, а где батон,
Где бидон, а где питон,
Ну а где, бетон.
– Раз-два-три-четыре-пять,
Начинаю повторять:
В печке выпечен бутон,
А в петлицу вдет батон,
По траве ползёт бидон,
Молоко течёт в бетон,
А на стройке есть питон.
– Нет, не так! Нет, не так!
Подскажите сами: как?
Разберитесь сами в том,
Где бутон, а где батон,
Где бидон, а где питон,
Ну, а где бетон.

Речевой материал:

На опушке

Ходила Алёнушка в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла она на опушку. На опушке ромашки. На ромашках — букашки. Недалеко речушка. У речушки камыши.

Шахматы и мыши

Два мышонка шумели и шутили на опушке. У каштана мышата нашли шахматы. Ушли они в камыши, чтобы им не мешали. Тишина в камышах: ни шума, ни шёпота. Увлекли мышат шахматы.

Шуба для Пушка

Маша и Наташа шьют котёнку Пушку шубу. Пушок недоволен. Он шипит: «Ну уж нет! Не буду я надевать вашу шубу! Мне больше моя шубка подходит».

Хорошо в деревне

Хорошо летом в деревне. Проснулись Машенька с бабушкой пораньше, взяли лукошки и пошли в лес. Хорошо дышится свежим воздухом. Вышли бабушка с Машенькой на опушку. Бабушка присела отдохнуть, а Машенька наблюдала за пташками и слушала кукушку. Радуется Машенька: хочешь, рвёшь ромашки и плетёшь венки, хочешь, ловишь бабочек или просто лежишь на травке!

Пушинка

Нашу кошку зовут Пушинка. Дедушка назвал её так за пушистую шёрстку. Красивая у нас кошка, но непослушная. Раз пришла бабушка с рынка и принесла в кувшине сметану. Пушинка учуяла сметану. Когда бабушка ушла с кухни, Пушинка запрыгнула на большой стол и съела всю сметану.

Плюшевый мишка

У Алёши есть плюшевый мишка. У мишки гладкая бархатистая шкурка, а ушки на макушке. Дедушка купил Алёше большую машину. Алёша катал мишку в кузове. А потом решил: пусть будет мишка шофёром. И теперь мишка ездит в кабине.

Маша и Наташа

Наша Наташа — школьница. В этом году она пошла в первый класс. А Маша младше Наташи. Но Маша умеет шить. Швейную машину Маше подарил дедушка Паша. А бабушка Даша подарила Маше шкатулку. В шкатулке у Маши хранятся иголки, нитки, шпульки и катушки.

Когда не обойтись без логопеда

Если ребенку никак не удается чисто говорить, его речь бессвязна или слишком неразборчива, стоит обратиться за консультацией к педагогу-психологу, а затем и к логопеду. Выяснить следует два фактора:

  • уровень сформированности и готовности речевого аппарата;
  • уровень психического развития в соответствии с возрастом.

Отклонения хотя бы в одном факторе нужно рассматривать как повод для занятий со специалистом. Хотя бы некоторое время посещайте их и запрашивайте родительские консультации о том, как работать дома. Какие использовать упражнения, как нормализовать становление речи, общение и развитие в целом.

Если есть недоразвитие или дефект артикуляционного аппарата, дисфункции каких-то его частей, обязательно понадобится логопед. Очень эффективен логопедический массаж в сочетании с артикуляционными упражнениями. На дом логопед дает элементы такого массажа в зависимости от проблемы.

Логопедические зонды применимы только в кабинете специалиста.

Иногда нужно посетить невролога (при нарушениях НС, изменениях в ГМ, расстройствах аутичного спектра и ДЦП, нарушениях восприятия и воспроизведения информации). Метод, который может быть рекомендован неврологом, — фармакологическая помощь. В ряде случаев применение препаратов действительно дает толчок к развитию необходимых мозговых структур и соответственно речевой функции.

Особое место в формировании звукопроизношения отводится работе с глухими детками. Их обучение строится по особой методике, родителей ей специально обучают в рамках реабилитационных курсов.

К счастью, проблемы серьезного уровня возникают нечасто, и с большинством случаев неправильного шипения можно справиться в домашних условиях, приобретя готовый набор дидактических картинок или просмотрев видеоуроки.

В работе над шипящими от ребенка требуется усидчивость и внимательность. Это сложные звуки. Еще труднее приходится родителям: они должны сохранять самообладание, дружелюбный настрой и выдержку наравне с настойчивостью и методичностью. Но главный элемент в этой работе — ваша любовь и желание помочь.

Исправлять произношение каждого звука, конечно, правильнее изолированно, в отдельном упражнении. Но лучший способ закрепить любой навык — перенести его в реальную жизнь и соединить с другими. Именно поэтому все начинается с отдельных звуков, потом они складываются в слоги, слова, словосочетания и предложения. Таким образом ребенок понимает, что все взаимосвязано, и все, чему учат взрослые, действительно необходимо.

Не отдавайте ребенка в класс или группу, где изучают иностранные языки, пока он не освоит звуки языка родного. Ни в коем случае не формируйте отрицательное отношение к речевым недостаткам. Это не только снизит мотивацию к занятиям, но и может сделать школьника закрытым, сказаться на его самооценке.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Рекомендации по подбору чистоговорок

Чистоговорки используют для автоматизации звука в слогах. Их включают на первых логопедических занятиях по закреплению правильного произношения фонемы.

Подбирая звуковой материал, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • перед повторением чистоговорки делают артикуляционную гимнастику и произносят звук изолированно;
  • взрослый произносит все слоги утрированно с ярко выраженной артикуляцией;
  • начинают автоматизацию с прямых слогов, в которых фонема находится в сильной позиции;
  • на первых занятиях по закреплению звука нельзя использовать сочетание твердого и мягкого варианта произношения;
  • чередование слогов с оппозиционными фонемами используют только на этапе дифференциации – различении звуков;
  • ребенок должен произносить все звуки четко, что положительно влияет на качество дикции;
  • чистоговорки для детей дошкольного возраста лучше сопровождать наглядным материалом;
  • нужно стараться их подбирать в соответствии с лексической темой занятия;
  • на начальных этапах автоматизации нельзя использовать слова с оппозиционными фонемами;
  • по мере усложнения звукового материала в чистоговорки можно включать несколько видов слогов;
  • не нужно сразу сочетать твердый и мягкий звук;
  • их проговаривание можно комбинировать с тренировкой моторной сферы;
  • это упражнение можно сочетать с пальчиковой гимнастикой и заданиями для развития общей моторной сферы.

От правильно подобранного звукового материала зависит успех логопедических занятий. Подбирать нужно слова, значение которых знакомо ребенку. Если есть слово, которое дошкольник не знает, взрослый должен его объяснить.

Специалисты также используют чистоговорки для автоматизации фонемы в связной речи. Но тогда задания не ограничиваются повторением, а логопед варьирует их, в зависимости, от лексической темы и цели занятия.

Польза чистоговорок:

  • Чистоговорки со звуком «С» построены таким образом, чтобы позиция звука в слогах, сочеталась с позицией звука «С» в словах.
  • Эти упражнения помогут вашему малышу также развивать словотворчество, т.к. можно придумывать и свои окончания чистоговорок.
  • Для того, чтобы материал был интересен и понятен детям он представлен в виде картинок, моделей и слогов. Детям постарше можно предлагать самостоятельно читать слоги или повторять за взрослым. А вот с картинками малыши справятся и самостоятельно или с небольшими подсказками.
  • Автоматизация звука «С» в чистоговорках будет полезна и тем, что поможет познакомить детей с предлогами (при помощи моделей), а также разовьет ассоциативное мышление.
  • Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово. Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.
  • Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.

Модели предлогов:

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков вы найдете по выделенной .

У нас на сайте вы можете скачать, распечатать и использовать дидактический материал для своих занятий. А можно заниматься прямо у нас на страничке.

ПОМНИТЕ! Говорить нужно неспеша, четко проговаривая необходимые звуки.

Автоматизация звука   в
чистоговорках

  • СА – СА – СА   длинная коса;
  • СА – СА – СА  хитрая лиса;
  • СА – СА – СА   вот летит оса;
  • СА – СА – СА   укусила в нос оса;
  • СЫ – СЫ – СЫ   у дедушки усы;
  • СЫ – СЫ – СЫ   лисёнок у лисы;
  • СЫ – СЫ – СЫ   хвост красивый у лисы;
  • СЫ – СЫ – СЫ  новые весы;
  • СЫ – СЫ – СЫ   заведи часы;
  • СЫ – СЫ – СЫ  не боюсь я злой осы;
  • СУ – СУ – СУ   воду я несу;
  • СУ – СУ – СУ   дом стоит в лесу;
  • СУ – СУ – СУ  я осу в руке несу;
  • СО – СО – СО   у Сони колесо;
  • СО – СО – СО   стал мой нос, как колесо;

Чистоговорки на слог АС

  • АС – АС – АС  дети  входят в класс;
  • АС – АС – АС  дети пили квас;
  • АС – АС – АС  свет у нас погас;
  • АС – АС – АС  я корову пас;
  • АС – АС – АС  вкусный ананас;
  • ОС – ОС – ОС  на поляне много коз;
  • ОС – ОС – ОС  я несу поднос;
  • УС – УС – УС  я несу арбуз;
  • УС – УС – УС  у Сони много бус;
  • ЕС – ЕС – ЕС  автобус едет в лес;
  • ИС – ИС – ИС  на суку Борис повис;
  • АСЫ – АСЫ – АСЫ – это ананасы;
  • ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ  на столе подносы;
  • ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ  заплетали косы;
  • УСЫ – УСЫ – УСЫ подарим маме бусы;
  • ИСТ – ИСТ – ИСТ наш Борис танкист;
  • ИСТ – ИСТ – ИСТ вот зелёный лист;
  • ОСТ – ОСТ – ОСТ  у Васьки длинный хвост;
  • АСТА – АСТА – АСТА вот зубная паста;
  • АСКА – АСКА – АСКА у Сони маска;
  • АСКА – АСКА – АСКА у Сони коляска;
  • АСКИ – АСКИ – АСКИ мы купили маски;
  • ИСКА – ИСКА – ИСКА на столе записка;
  • ИСКА – ИСКА – ИСКА спит киска;
  • ИСКА – ИСКА – ИСКА на столе редиска;
  • ИСКУ – ИСКУ – ИСКУ мы купили миску;
  • ОСКИ – ОСКИ – ОСКИ мы носили доски;
  • ИСТО – ИСТО – ИСТО посуду мыли чисто;
  • УСТА – УСТА – УСТА  вкусная капуста;
  • УСТО – УСТО – УСТО в огороде пусто;
  • ЭСТО – ЭСТО – ЭСТО мы месили тесто;
  • ОСКА – ОСКА – ОСКА высокая берёзка;

ОСНЫ – ОСНЫ – ОСНЫ у скалы сосны;

Чистоговорки на слог СТЫ

  • СТЫ – СТЫ – СТЫ длинные хвосты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ строили мосты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ зелёные листы;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ  улетели аисты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ мяч летит в кусты;
  • СТА – СТА – СТА  У Сони два листа;
  • СТА – СТА – СТА стояли у моста;
  • СТА – СТА – СТА мы видели аиста;
  • СТА – СТА – СТА сели на места;
  • СТУ – СТУ – СТУ стояли на мосту;
  • СТУ – СТУ – СТУ едем по мосту;
  • СТУ – СТУ – СТУ солдаты на посту;
  • СКИ – СКИ – СКИ новые носки;
  • СКА – СКА – СКА длинная доска;
  • СКУ – СКУ – СКУ мы несли доску;
  • СНЫ – СНЫ – СНЫ стояли две сосны;
  • СНА – СНА – СНА  на улице весна;

Звук «С» в чистоговорках — это следующий этап автоматизации. Звук «С» поставлен, автоматизирован изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях? Тогда самое время приступить к автоматизации звука «С» в чистоговорках.

Автоматизация звука «С» в чистоговорках при помощи наглядности поможет родителям и педагогам ввести звук «С» в активную речь ребенка.

Вам также будет интересно:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Автоматизация звука Р
  3. Автоматизация шипящих звуков
  4. Дифференциация звуков
  5. Развитие речи
  6. Обучение грамоте
  7. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Звук Ш в начале слова в ряду слов

Перечень слов: шина, шар, шиповник, шнур,        шуба, шахматы, шампур.Перечень слов: шайба, шарф, шезлонг, шалун,         шершень, шоколад, шампунь.

Упражнение «Шура и Даша». 

Взрослый говорит за Шуру, ребёнок за Дашу, затем наоборот.

Шура шёл, шёл, шел и грушу нашел. 

Даша шла, шла, шла и шубку нашла.

Шура шел, шел, шел и лукошко нашел.

Даша шла, шла, шла и кошку нашла.

Шура шел, шел, шел и подушку нашел.

Даша шла, шла, шла и катушку нашла.

Шура шел, шел, шел и пышку нашел.

Даша шла, шла, шла и шишку нашла.

Шура шел, шел, шел и ромашки нашел.

Даша шла, шла, шла и шашки нашла.

Шура шел, шел, шел и шиповник нашел.

Даша шла, шла, шла и букашку нашла.

б) в середине слова:

Произносить слова:

наша               каша               ниша            мыши           ушиб               ваша

пишу              дышу               гашу             ношу            машу               тушу

мешок            пушок              нашёл          вошёл           пошёл             леший       

петушок         мышонок         вешалка       лошадка        кувшинка         лягушонок

уши                мыши              груши          галоши         малыши            карандаши    

мышка           кушетка         мышеловка         башлык        рубашка

кошка            лягушка          кукушка             бабушка       пушка 

мешки           башмаки          каштаны             башня          Пушок

вышка           душно             подошва

Упражнение «Послушай, запомни, повтори»

Вышка – мышка – пышка

Петушок – ремешок – гребешок

Шина – машина- крушина

Подушка – лягушка – ватрушка

Малышка – мартышка – покрышка

Ладошка – окрошка – картошка

Матрешка – рыбешка – лепешка

Повторить словосочетания:

каша из пшена                                   большой мешок     

шуба на вешалке                               шалаш из камыша. 

в плошке кашка                                каштаны в шкатулке

каша для кошки                                большая подушка 

Чистоговорки для развития речи

Чистоговорки – это специальный подбор слов, звуков и слогов в шуточном виде для тренировки артикуляции речи у детей дошкольного и школьного возраста. В качестве действенных упражнений их часто используют в практике логопеда или классах начальной школы.

Вот примеры чистоговорок:

Ос-ос-ос — дует громко наш насос.

Ос-ос-ос — мы бежим сегодня кросс!

Ба-ба-ба — красивая изба.

На-на-на — на лугу стоит копна.

Для чего нужны чистоговорки

Ритмичные чистоговорки для детей предназначены для устранения речевых дефектов. Они учат чёткому произношению отдельных звуков, сочетающихся в предложения. Согласные и гласные рифмуются в фразу, приобретая особенную мелодичность.

Подобные упражнения проводятся чаще всего в игровой форме. Значение их чрезвычайно велико. Это не только артикуляция, ликвидация имеющихся проблем с речью, но и постановка дикции, заниматься которой необходимо уже с ранних лет. Например, чистоговорки на звуки помогают повысить речевую активность и правильно проговаривать слова.

С помощью упражнений развивается фонематический слух. В результате занятий малыш научится анализу звукового ряда и разбиению слов по слогам. Благодаря рифме материал лучше усваивается и воспринимается даже самыми маленькими учениками.

Весёлые, лёгкие и простые чистоговорки на звуки будут полезны дошколятам и ребятам младшего школьного возраста, у которых имеются проблемы с речью или произношением отдельных звуков. При быстром повторении одних и тех же слогов формируется навык правильного звукопроизношения.

Как работать с чистоговоркой

Применять чистоговорки можно, проговаривая предложения с выбранным звуком поочерёдно, совместно или со сменой эмоциональной окраски в голосе. Процесс этот серьёзный и ответственный, но с долей иронии. Стоит добавить в стишки имена знаменитых сказочных героев для того чтобы упражнения лучше запоминались ребятам.

  1. Прочитайте ребенку чистоговорку обычным темпом
  2. Прочитайте чистоговорку медленно, делая акцент на отрабатываемом звуке.
  3. Ребенок медленно повторит за вами чистоговорку по слогам несколько раз.
  4. После нескольких повторений, малыш выучит чистоговорку и может немного добавить темп.
  5. Усвоив чистоговорку можно переходить к следующей.

Не стоит долго повторять одну и ту же чистоговорку, это может наскучить ребенку и будет утерян ценный интерес. Лучше взять сразу несколько фраз или стихотворений чистоговорок и отрабатывать их одновременно, уделяя занятиям 10 — 15 минут.

Работа с предложениями и текстом

На первых занятиях речевой материал должен быть максимально насыщен Ш или Ж, чтобы органы артикуляции отработали правильное положение, а ребенок запомнил их правильное звучание. На этом этапе ученику предоставляется больше самостоятельности – нужно закрепить навык не повторения за взрослым, а осознанного употребления в речи правильного варианта фонемы.

Задача взрослого на поздних этапах автоматизации – не просто указать на ошибки в произношении, но создать такие условия, чтобы ребенок сам их слышал и мог себя поправить. Не стоит предлагать сразу длинные предложения – их объем увеличивают постепенно. На этом этапе начинается автоматизация Ш, Ж в стихах, которые предлагают выучить малышу.

Примеры заданий

  • Повторение предложений.
    • На звук Ш: У Саши шапка. У Яши шуба. Маша кушает пшенную кашу. Бабушка шьет штанишки. Шахматы и шашки у Даши в шкафу.
    • На звук Ж: На улице жужжит жук. Женя поймал жабу. Жанна живет на втором этаже. После дождя на лужайке лужи.
  • Путаница. Ребенку называют набор слов и ему из них нужно составить предложение. Это задание направлено и на развитие грамматического строя, а именно навыков согласования и подчинения в предложении.
  • Повторение скороговорок. Темп постепенно ускоряют, но все слова нужно проговаривать четко и делать упор на шипящие:
    • На Ш: Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
    • Кошка на окошке шьет рубашку для Ермошки.
    • На Ж: У ежа – ежата, у ужа – ужата.
    • Жужжит жужелица, жужжит и кружится.

Постепенно следует предлагать менее насыщенный шипящими речевой материал. В предложении может быть одно-два слова, имеющих в составе Ш или Ж. Затем следует переходить к работе над небольшими текстами и стихотворениями.

Задания со стихотворениями

Дети могут не только их заучивать, но и сами добавлять рифму. Взрослый говорит начало предложения – ребятам предлагают придумать окончание:

«В кладовой играла мышка,

Под сосной лежала…(шишка)»;

«В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский…(жук)».

Чтобы было проще подобрать рифму, логопед показывает картинку зарифмованного слова. Это задание не только автоматизирует звук, но и развивает творческое мышление.

Заучивание стихов не только тренирует память, но и воспитывает навык самоконтроля за речью и слуховое внимание. Обычно такие задания логопед дает на дом

Эффективнее будет выучить заранее, а потом в течение нескольких дней до логопедического занятия просить ребенка его рассказать. Тогда у него будет не механически отработанное произношение, а его сознательное употребление в связной речи.

Начинают с коротких стишков:

«Две букашки на опушке

Отдыхают на подушке».

«Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет».

Постепенно в работу включают более объемные стихотворения:

«Мышонку шепчет мышь:

− Ты все шумишь, не спишь.

Мышонок шепчет мыши:

− Шуметь я буду тише».

«Жук жужжит: Жу-жу-жу!

Я живу и не тужу,

Я на веточке сижу,

И жужжу, жужжу, жужжу!».

Во время повторения стихотворения логопед обращает внимание на правильное произношение Ш и Ж. А также на интонационную составляющую и использование мимики и жестов во время выступления

Задания для работы с текстом

Начинают автоматизировать звук с коротких текстов, содержащих большое количество слов с шипящими. Постепенно речевой материал приближают к обычной речи. Все рассказы лучше сопровождать иллюстрациями, потому что детям дошкольного возраста проще понимать содержание текста.

  • Повтор за взрослым рассказа. Сначала логопед или родитель читает текст, потом он проговаривает предложение, а ребенок за ним повторяет.
  • Какое слово прочитано неправильно. Это задание на тренировку слухового внимания. Во время чтения слов с шипящими, в некоторых из них взрослый искажает произношение. Ребенок должен не только услышать ошибку, но и сказать правильный вариант.
  • Пересказ – сложный вариант работы. Сначала логопед несколько раз читает текст, а ученик потом пересказывает. Обязательно используют сюжетные картинки; если возникли затруднения можно помочь наводящими вопросами.

Лучше выбирать рассказы, которые знакомы детям. Можно придумать их самостоятельно, героями в которых были бы любимые малышами персонажи. Когда малыш уверенно произносит шипящие в тексте и отличает правильный образ звука среди большого количества слов, логопед переходит к самому сложному этапу – работе со связной речью.

Чистоговорки на звук «т»

Звук «т» появляется в детской речи в раннем возрасте. А если имеются искажения в его произношении, коррекцию проводят в 3 года.

Чистоговорки для отработки «т» в прямых слогах:

  • ТА-ТА-ТА – Мы везем кота;
  • ТА-ТА-ТА – У нас в доме чистота;
  • ТО-ТО-ТО – Красивое пальто;
  • ТО-ТО-ТО – Играли мы в лото;
  • ТУ-ТУ-ТУ – Молока дадим коту;
  • ТУ-ТУ-ТУ – Поиграли мы в лапту;
  • ТЫ-ТЫ-ТЫ – Замяукали коты;
  • ТЫ-ТЫ-ТЫ – У Кати белые банты;
  • ТЫ-ТЫ-ТЫ – Поливаем мы цветы.

Чистоговорки для автоматизации «т» в обратных слогах:

  • АТ-АТ-АТ – Мне купили самокат;
  • АТЬ-АТЬ-АТЬ – Дети пошли гулять;
  • ОТ-ОТ-ОТ – Замяукал серый кот;
  • ОТ-ОТ-ОТ – Пролетел самолет;
  • ЮТ-ЮТ-ЮТ – Создаем уют;
  • ИТ-ИТ-ИТ – Весной птица прилетит;
  • ИТ-ИТ-ИТ – Каша на плите кипит;
  • ИТЬ-ИТЬ-ИТЬ – Наша кошка хочет пить.

Предложенные чистоговорки помогут закрепить правильное произношение звука «т» в слогах и словах. После автоматизации будет легко закрепить «д» и повторять чистоговорки уже с этим звуком.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, я так рада вас видеть!

Принесла вам картинки, а они рассыпались. Помогите собрать их.

(на столе лежит картинки-пазлы, дети берут со стола по одному фрагменту и складывают ее)

Логопед:Кого вы видите на картинке? Где они выступают?

Дети: (В цирке)

Логопед: Есть разные виды цирков, это цирк – шапито – передвижной цирк, с шатром.

А вы любите цирк?

Цирк, цирк, цирк – нас приглашают с вами в цирк-шапито,

ваш давний знакомый звук.

А какой звук, вы сами скажите, прослушав чистоговорку:

«Наша Маша кушает кашу».

Какой звук чаще всего слышится в чистоговорке?

Молодцы! Получайте билеты-приглашения.

  «Глазки закрываем, до пяти считаем – 1, 2, 3, 4, 5.

  В цирк мы попадаем».

(Звучит музыка, педагог открывает ширму, предлагает детям открыть глаза.)

Логопед: Вот мы и в цирке.

2. Основная часть.

Снятие мышечного напряжения.

Логопед: И первые нас силачи встречают, в своем номере участвовать приглашают, а силу им предают регулярные тренировки.

Давайте и мы с вами попробуем:

«Верх-вниз, верх-вниз

это, мама, не каприз!

вправо-влево, вправо-влево

посмотри, как королева.

покивать по сторонам

нужно нам, так нужно нам

головою покрутить

не забыть, не забыть.

и незнайками побыть

плечи вверх и опустить

и плечами повращать

нужно плечики размять.

вперед-назад, вперед-назад

и все дела пойдут на лад.»

(Крупенчук «Стихи для развития речи»)

(педагог предлагает детям выполнить упражнения.)

Артикуляционная гимнастика.

  «Сам волшебник Шушиман

Прибыл из далеких стран.

Вас в помощники зовет,

Сундучок вам отдает».

Логопед: Чтобы открыть волшебный сундучок, надо поколдовать.

«Шакли, Шокли, Шук.

Сундучок открывается гимнастика начинается».

Логопед: Садитесь поудобнее, выполним артикуляционную гимнастику.

(Дети выполняют артикуляционные упражнения — бублик, блинчик, вкусное варенье, чашечка.)

Логопед: Какие у вас ловкие губы, язычок.

Отработка изолированного звука «ш».

«А теперь на арене удавы лежат

И тихонько-тихонько на всех шипят».

Логопед: Давайте пошипим вместе с ними.

(Дети проводят по удавам пальцем и шипят «ШШШШШШШШШШШШ»).

Характеристика артикуляции звука «ш».

«Жонглёры выступали,

Мячи все растеряли».

Логопед: А мы будем мячи собирать и что делают губы, язык когда произносим звук «Ш» вспоминать.

(Дети собирают мячи-карточки с артикуляционным укладом звука «Ш»)

Отработка плавной воздушной струи.

«Воздушный гимнаст словно птица

Под куполом цирка веселится.

Чтобы было ему веселее,

Подуем на него сильнее».

(Дети дуют, не надувая щек и не поднимая плеч, на поддувашку воздушного гимнаста.)

Работа над фонематическим звуком.

«Опять на арене идет дрессировка,

Тигры в обручи прыгают очень ловко».

Логопед: Будем тоже прыгать в обручи, но только тогда, когда услышим звук «ш» в слогах.

(Дети прыгают в обручи, когда слышат звук «Ш»  — «та, ша, ап, шу, ама, ос, уш, ошк».)

Отработка звука «ш» в слогах.

Логопед: Сейчас попугай — говорящий покажет свое мастерство, а мы будем за ним повторять все,что он скажит:

ша, шо, шу

аш, ош, уш

шка, шко, шку

ашк, ошк, ушк

(Дети повторяют слоги.)

Отработка звука «ш» в словах.

«Клоуны, клоуны – весёлый народ,

В коробочки насыпали оранжевый горох».

Логопед: Интересно, а что мы сможем найти под горошинами?

(Дети находят в горохе маленькие игрушки: мышка, лягушка, петушок, петрушка, матрёшка, шарик, шнурок.)

Логопед: Назовите, что вы нашли? Четко и громко произносите звук «ш».

(Дети перечисляют слова со звуком «Ш».)

Логопед: Перед вами 3 коробочки, найденные игрушки разложите по коробочкам определив место звука в словах.

Отработка звука «ш»в чистоговорке.

«Дрессировщик на арене,

Но, а где же его звери?

Чтоб представление не сорвать,

Надо животными на минутку стать.

Превращенье начинается,

В животных мы превращаемся».

Логопед: Повторяйте чистоговорку и выполняйте задание.

«Шадка, шадка, шадка – бежим как лошадка.

Ишка, ишка, ишка – идём мы как мишка.

Ушка, ушка, ушка – скачем как лягушка.

Ышка, ышка, ышка – крадёмся как мышка.

Шок, шок, шок – стоит на ножке петушок».

Логопед: Молодцы, хорошо помогли дрессировщику.

1, 2, 3, 4, 5 – превращайтесь в детей опять.

(Звучит музыка).

Логопед:«Было весёлым представление,

Но пора и честь нам знать,

Глазки закрываются,

Домой мы возвращаемся. »          

3. Итог занятия

«Всем нам нравятся комплименты!

И бурные аплодисменты!

Будьте счастливы и не забывайте

Звук «Ш» почаще вспоминайте!»

До свидания, удачи вам!

Обследование произношения звука «ш»

Обычно на проблемы с произношением указывают воспитатели детского сада или учителя. Родители же могут многое в речи ребенка списывать на индивидуальные особенности и не замечать назревающих трудностей. Стоит уделить несколько минут в рамках ежедневных упражнений с книгами, чтобы протестировать звукопроизношение у ребенка.

Существует по крайней мере два способа проделать процедуру самостоятельно: наблюдение и упражнение. В первом случае потребуется достаточно продолжительное время, чтобы подметить, как малыш выговаривает звуки. Во втором — нужно 25-30 минут усидчивости и проделывание нескольких несложных упражнений.

1. Слоги.

Начните с двухбуквенных сочетаний:

.

Затем переходите к трехбуквенным с двумя гласными:

.

Следующий блок — сочетания «ш» с согласными:

.

Более сложные:

и .

Четко произносите все звуки, намеренно выраженно артикулируйте, чтобы за вами было легко повторять. По мере выполнения упражнения подмечайте, какие из сочетаний даются ребенку наиболее сложно. Аналогичным образом работают и со звуками «щ», «ж», «ч».

2. Слова.

Чтобы немного разнообразить урок новым видом деятельности, подготовьте заранее карточки с известными предметами, в названии которых есть трудный звук:

  • Рядом с гласными: мышь, камыш, душ, ландыш, шапка, шуба, машина, калоши, шалаш, карандаш, шинель, шея.
  • Рядом с согласными: кошка, шлепки, шляпа, шкаф, шпилька, шмель.
  • Встречается дважды: шишка, шашки, шушукаться, шуршать.
  • С другим сложным звуком: шар, шарф, шкура.

3. Предложения.

Автоматизация звука «ш» в предложениях требует готовности речевого аппарата. Поэтому тест с предложениями покажет, насколько ребенок овладел искусством ш-артикуляции:

  • Мышь за печкой шуршит.
  • Папа Маше шапкой машет.
  • Я рубашку сшила мишке, я сошью ему штанишки.
  • Всем известная скороговорка про Сашу на шоссе и др.

При любых затруднениях на этом этапе не стремитесь закончить блок. Лучше вернитесь к словосочетаниям из предыдущего блока: кошка в шапке, вышел из душа, шарфик для Даши и т.д. и завершите тест на позитивной эмоциональной ноте.

Как нужно расположить язык и губы, чтобы правильно произнести «Л»

Произношение «Л», особенно если звук еще не получается, требует правильного расположения органов артикуляции

Нужно обратить внимание на следующие правила:

зубы из верхних и нижних рядов не должны смыкаться – лучше, если они будут находиться на небольшом удалении друг от друга;
чтобы не нарушить дыхание, важно следить за боковыми частями языка – они не должны примыкать к дальним зубам верхнего ряда;
кончик языка следует напрячь, он должен упираться в верхние зубы либо в десны над ними;
корневую часть языка важно приподнять;
чтобы в носовую полость проход был закрыт, нужно приподнять верхнее нёбо;
в области голосовых связок нужно создать вибрацию.

Положение губ может быть разным при произношении «Л» — всё зависит от букв, которые следуют в слове после.

Игры с чистоговорками для детей

Детская чистоговорка отлично сочетается с различными движениями, которые направлены на развитие мелкой моторики, координации и общего восприятия. Примером таких действий может стать наматывание верёвки на палец, выкладывание деревянных палочек, рисование линий на бумаге, перебирание крупных бусин.

Освоив произношение фразы или стихотворения, попросите ребенка повторить ее снова, рисуя при этом на листке волнистую линию, например. Так будут работать сразу оба полушария головного мозга…

Еще одна веселая игра с чистоговорками — это произносить фразу разными голосами. Попросите ребенка, произнести чистоговорку, например, Ши-ши-ши — шалунишки малыши, как тетя-диктор по телевизору, или как маленький мышонок, или большой великан.

А еще чистоговорки весело произносить с разным настроением: весело, грустно, с добротой, со злостью, с нежностью и лаской, и разным темпом — быстро — медленно…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector