Топ, топ, топает малыш: все, что вам нужно знать о периоде, когда ребенок начинает ходить

На что следует обратить внимание

Поза ребенка при попытках сесть может быть любой. Одни малыши опираются на ладошку, другие на две руки, третьи — на локти, а четвертые присаживаются только после того, как примут позу на четвереньках

Не пытайтесь исправить детский способ достижения цели — он делает это так, как ему удобно.
Когда ребенок начал сидеть, обратите внимание на его позу. Круглая спина с опущенными плечиками говорит о том, что у малыша слабоваты мышцы шеи и спины

Если малыш заваливается назад, нужно начинать укреплять мышцы живота, пресс. Если падает он на бок, надо укреплять мышцы живота и косые боковые мышцы. На помощь родителям придут комплексы упражнения для каждой отдельной мышечной группы. Нельзя разрешать ребенку сидеть на коленках с выворотом наружу. W-образная посадка травмирует тазобедренные суставы.
Если у ребенка в 9 месяцев не наблюдается даже попыток присесть самостоятельно, обязательно покажите его неврологу, ортопеду и педиатру.

О том, с какого возраста можно присаживать ребенка, смотрите в следующем видео.

Рассчитайте календарь прививок

Как помочь ребенку (упражнения)

В стандарты развития, описанные в многочисленной научно-популярной и медицинской литературе, вписывается далеко не каждый малыш. Конечно, дети сами знают, когда им нужно начать ходить, но это не означает, что родители должны все пустить на самотек. Ребенку можно и нужно помогать.

Подготовка к первым шагам должна идти с первых дней жизни малыша (последовательное укрепление мышц спины, шеи). В этом помогут выкладывания на животик в самом раннем возрасте, помощь в освоении переворотов. Как научить ребёнка ходить самостоятельно.

В возрасте 9-10 месяцев начинается активная подготовка к первым шагам. Для укрепления мышц подойдет несколько упражнений:

  1. в 9-10 месяцев, если малыш уже встает в кроватке и уверенно держится, можно предложить ему покатать коляску. Руками ребенок должен держаться за ручки коляски, постепенно коляска будет откатываться, малыш за ней потянется, совершая первые шаги. Малыша необходимо придерживать, чтобы он не получил травму;
  2. с 9 месяцев ребенка можно сажать на корточки (спиной к себе, бедра удерживаются взрослым) и раскачивать вперед-назад, провоцируя встать на ножки. Если кроха не поднимается на ножки, значит, мышцы еще слабые, упражнение нужно повторить позже. Это упражнение помогает научиться самостоятельно стоять;
  3. в 10-11 месяцев, когда ребенок может вставать при помощи опоры,»подключаем» любимую игрушку. Игрушку стоит передвигать по полу и положить на край кресла или дивана. Ребенок пойдет за любимым предметом, постепенно научится вставать по опоре самостоятельно;
  4. упражнение с обручем. Можно практиковать с 9 месяцев. Ребенок помещается внутрь обруча, держится ручками за его край. Взрослый придерживает малыша, передвигает обруч в разные стороны, заставляя ребенка переступать ножками;
  5. учимся переступать через препятствия. Упражнение используется, когда ребенок уверенно ходит по квартире за ручку со взрослым человеком. понадобится шнурок или длинная веревка, которую необходимо натянуть между предметами мебели на уровне коленей малыша. смысл упражнения заключается в том, чтобы ребенок научился перешагивать препятствия;

Это самые доступные упражнения, которые с легкостью можно использовать в любой квартире. Постоянные тренировки укрепят детские мышцы, помогут малышу зашагать самостоятельно.

Помощь гаджетов

В желании помочь детям и их родителям соревнуются не только бабушки и дедушки. Преуспели в этом и производители современных «устройств», помогающих малышам. Среди таких «приспособлений»ходунки, машинки или коляски с удобными ручками, удерживающее устройство (или вожжи-поводок).

  • Ходунки. Вокруг них споры не утихают, но польза для мышц ребенка сомнительна, поскольку в ходунках малыш сидит и отталкивается ногами от пола. ребенок не учится удерживать свое тело, координировать движения.
  • Машинка с ручкой. Этот «гаджет» куда полезнее предыдущего, поскольку малыш держится за удобную ручку и сам шагает;
  • Вожжи. Выглядят они не очень эстетично. Это ремешки, которые проходят под грудью ребенка, застегиваются на спине и позволяют взрослому человеку поддерживать малыша, помогая ему при ходьбе. Они помогают взрослому координировать движения малыша, поэтому подойдут и детям, которые уже могут ходить самостоятельно, но делают это еще недостаточно уверенно. Несмотря на непривлекательный внешний вид, вожжи могут стать настоящим спасением для бабушек, поскольку за ребенком не нужно будет постоянно нагибаться.

Первые шаги ребенка

Конечно, есть способы, которые позволяют стимулировать желание малютки встать:

  1. Расположите яркие игрушки в непосредственной близости от юного исследователя. Пусть они мотивируют его подползти, встать или подтянуться.

  1. Если ваш сынок стоит, но вам кажется, что еще неуверенно и побаивается, помогите ему. Поставьте рядом журнальный столик или другую прочную мебель без острых углов и риска опрокидывания. Разные предметы мебели ваш «живчик» отлично пользует для маневрирования и устойчивости на ногах.
  2. Для обучения прекрасно подходит кроватка: уберите из нее все, обо что ребенок может споткнуться. Если есть возможность, переместите матрас в более низкое положение.

  1. Педиатры не рекомендуют пользоваться классическими ходунками в раннем возрасте. По мнению специалистов, они замедляют моторное развитие крохи и могут вызвать проблемы со спиной. Хуже всего, когда ходунки опрокидываются или скатываются с лестницы вместе с ребенком.
  2. Ищите прочные игрушки или современные ходунки-каталки с большими колесами и ручкой, на которые малец способен опереться.

  1. Долго не оставляйте малыша и в манеже – не более 30 минут за раз.
  2. В помещении и безопасных поверхностях на открытом воздухе разрешайте маленькому ходить босиком или в нескользких носках. Это максимально повысит мышечный тонус ног и лодыжек, и ребенок быстрее научится равновесию и координации. В прохладное время года выбирайте обувь легкую, с гибкой подошвой. Слишком высокие пинетки и кроссовки ограничивают движения малыша.

  1. Мотивируйте его: хлопайте в ладоши, наблюдая как ваш любимчик пытается идти к вам, подпевайте и даже пробуйте с ним танцевать! Но не заставляйте.

Кроме того, уже «ходячие» дети иногда внезапно возвращаются к ползанию после неудачного падения или болезни. Занимайтесь с детками гимнастикой, плаванием и делайте массаж, чтобы укрепить их здоровье и костно-мышечную систему.

Ребенок стоит на цыпочках, плохо стоит на ножках – повод для обращения к врачу

В жизни часто встречаются случаи, когда ребенок начинает учиться стоять, но при этом он опирается на кончики пальцев стопы (ног), то есть ребенок стоит на цыпочках, на кончиках пальцев. Это хорошо заметно как родителям, так и врачу. К сожалению, этот симптом указывает на серьезную неврологическую патологию центральной нервной системы, которая требует комплексного лечения. Стояние на цыпочках указывает на повышенный тонус мышц нижних конечностей (гипертонус в ногах) преимущественно центрального генеза. Этот симптом может свидетельствовать о таких заболеваниях и патологических состояниях, как спастическая форма детского церебрального паралича, последствия хронической внутриутробной гипоксии плода, перинатальная энцефалопатия смешанного или постгипоксически-ишемического генеза, перинатальное поражение ЦНС, родовая травма и др.
 

Подготавливаем малыша встать

Некоторые мамы считают, что для успешного вставания малышу нужны сильные руки, но только этого мало. Ребенок должен не только крепко держаться за опору, но и удерживать свое тело в вертикальном положении. А в будущем малыш должен стоять без опоры. Для этого рекомендуется выполнять такие упражнения:

  1. Ребенка, который уже вполне уверенно сидит, можно посадить на слабо накаченный фитбол. Он будет постоянно норовить уйти из-под ребенка, поэтому малышу придется удерживать равновесие. Равновесие — главный навык при вставании.
  2. Когда простое удерживание равновесия уже освоено, попробуйте слегка раскачивать ребенка взад-вперед и слегка отпускать, но не забывайте страховать малыша.
  3. Вставание у опоры необходимо поощрять.
  4. После освоения вставания у опоры, можно ребенка сажать перед собой и стимулировать его к самостоятельному подъему без поддержки. Сначала малышу будет нелегко, поэтому необходимо ему помогать.

Соблюдайте два главных правила — нужно всегда хвалить и быть бдительным.

Особенности развития ребенка от рождения и до года.

Жизнь ребенка до годовалого возраста — самый активный период, когда он быстро развивается: учится держать головку и переворачиваться, гулить, сидеть, ползать, ходить, говорить некоторые слова… К этому всему нужно относиться с высоким уровнем ответственности, так как от правильности формирования умений и будет зависеть дальнейшая адаптация к условиям современного мира.

Исходя из того, что каждый кроха развивается по индивидуальному плану(опережает развитие или же отстает от него), молодая мама обязана знать примерный возраст, когда должны проявляться новые умения, чтобы не пропустить появления возможных отклонений в развитии грудничка.

Что может оказать влияние?

В первую очередь имеет значение самочувствие и состояние здоровья вашего малютки. Если кроха появился на свет недоношенным, он значительно позднее ровесников начнет постигать премудрости перемены положения тела в пространстве. Не потому, что он ленивее, слабее, а потому, что его костной и мышечной ткани требуется больше времени для подготовки к новому типу нагрузки. Ребенок себе не враг, он никогда и не подумает делать того, что он физические сделать неспособен.

Болезненные, часто заболевающие карапузы, дети с врожденными заболеваниями тоже садятся и ползут позднее, чем здоровые малыши. Особенно долго могут «раскачиваться» дети с неврологическими нарушениями.

Масса тела карапуза тоже имеет значение, причем самое непосредственное. Детки пухлые, с избыточным весом, испытывают вполне естественные трудности с удержанием собственного веса в новом положении, их позвоночник просто не предусматривает новой нагрузки в таком объеме, ему нужно чуть больше времени на подготовку. Они поползут и сядут, но позже.

Характер и врожденный темперамент малыша диктуют его поведение и мотивацию. Сонливые, несколько медлительные и ленивые флегматики и меланхолики садятся, ползают и ходят позднее, чем подвижные, активные, любознательные представители сангвинического или холерического типа личности.

Многое зависит и от того, какие условия для развития ребенка создали сами родители. И это, пожалуй, единственное, на что мама и папа, переживающие за развитие ребенка, могут оказать непосредственное влияние. Ребенок, которого во время бодрствования чаще держат в кроватке или манеже, вряд ли будет иметь достаточно мотивации для того, чтобы начать исследовать мир. До поры до времени ему будет вполне комфортно в ограниченном пространстве.

Необходимости сидеть или ползать куда-то у крохи просто не будет, освоение навыка замедлится. Если же родители предусматривают для малыша определенную свободу перемещения в периоды бодрствования, развешивают игрушки на определенном расстоянии от него, то малышу очень понадобится до них добраться, а потому ему просто придется искать способы сделать это. Способов два – достать из положения сидя или доползти и взять. Естественно, определенная свобода малыша нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых, чтобы кроха не травмировался.

Упражнения для тренировки навыка в 6, 7 и 8 месяцев

При помощи несложных упражнений ребенка можно научить сидеть. Но прежде чем к ним приступать, нужно знать следующее:

  • Упражнения делают на сытый желудок, спустя некоторое время после приема пищи.
  • В помещении не должно быть душно или слишком жарко.
  • На тренировку отводится максимум 10 минут. Если малыш недоволен и отказывается выполнять, то это время сокращается.
  • По мере занятий беседуйте с крохой.

Подтягивания

Когда ваш малыш научился сидеть?

В 5-6 мес.В 7-8 или позже

Положите малыша на спинку и вложите ему в ладошки свои указательные пальцы, чтобы он ухватился за них.

За обе ручки начинайте его медленно подтягивать вверх, пока спинка не окажется под прямым углом.

Задержите его в таком положении несколько секунд. Поначалу грудничок будет быстро уставать и терять интерес к упражнению, поэтому повторяйте его не больше 3-5 раз.

Отжимания

Это упражнение лучше всего делать на полу. Ребенок укладывается на животик. В это время он пытается при помощи рук оторвать корпус от пола. Такие мини-отжимания позволяют укрепить мышцы спины.

Укрепление спины и шеи

Для этого на полу нужно разложить на разных расстояниях цветные игрушки и предметы так, чтобы ребенок мог при помощи усилий до них дотянуться.

Пытаясь достать предметы, малыш задействует те группы мышц, которые участвуют и при сидении.

Если проводить такое упражнение 2-3 раза в день по 2-4 минуты, данные мышцы укрепятся, и организм будет готов к следующему этапу развития.

Запоминаем положение

Усаживайте кроху себе на колени. Начиная с 5 месяцев продолжительность такого упражнения должна составлять 2-3 минуты в день. С 6-месячного возраста это время увеличивается до 20 минут.

Позже держать ребенка на коленях можно и дольше. Сначала он сидит с поддержкой взрослого, со временем контроль можно ослабить.

Тренируем усидчивость

Это упражнение рекомендуется делать на твердой поверхности. Кроху нужно посадить, одной рукой зафиксировать его ноги, другой захватить кисти рук таким образом, чтобы он мог крепко ухватиться за ваш палец. Затем надо медленно раскачивать малыша в разные стороны.

Мнение эксперта

Полякова Людмила Игоревна – медицинский работник

Помощник врача акушера-гинеколога, мама двоих детей

Важно! Для упражнения будет достаточно 2-3 минут. Оно выполняет важные функции: тренирует не только мышцы спины, шеи и живота, но и вестибулярный аппарат

Наклоны

Чтобы укрепить боковые мышцы спины и корпуса, нужно делать с ребенком наклоны. Для этого поверните малыша к себе спиной. Одной рукой зафиксируйте тело, ухватив верхнюю часть ног, а другой – поддерживайте его под грудью.

Постепенно наклоняйте его вперед до тех пор, пока спина не станет горизонтально полу. Возвращайте малыша в исходное положение и повторяйте процесс снова. И так до 8 раз.

Удерживаемся в сидячем положении

Данное упражнение лучше всего начинать с 6 месяцев. Малыш усаживается на диван и подстраховывается при помощи подушки, которая будет служить ему опорой.

Затем протяните ребенку свою руку. Сначала слегка покачайте его, чтобы он смог при этом удержаться в положении сидя.

Дальше предложите своему чаду дотянуться до игрушки, держа ее второй рукой. Он должен отпустить вашу руку и переключиться на процесс доставания игрушки.

Со временем координация движений у малыша станет лучше, и данное упражнение уже не будет для него столь тяжелым.

Использование фитбола

Для укрепления мышц ребенка можно использовать большой резиновый мяч. Занятие должно понравиться крохе. Его укладывают на животик и фитбол раскачивают из стороны в сторону.

Этапы развития навыка

Умение сидеть или ходить почти у всех деток выглядит одинаково. И только ползание — прекрасное «пространство» для выражения индивидуального стиля: все дети, если внимательно понаблюдать, ползают по-разному, так, как им удобно. Развивается навык поэтапно, и на каждом этапе этот индивидуальный стиль будет четко прослеживаться.

Навык формируется по своим законам вне зависимости от стиля ползания младенца. Рассмотрим основные стадии приобретения навыка.

На животе

Ползти на животике малыши обычно начинают в первую очередь. Такой способ не требует от младенца больших физических нагрузок, при нем задействованы мышцы живота и спинки.

По-пластунски проще всего осваивать новый способ, поскольку в этой позе младенец чувствует себя в безопасности. Его равновесию и положению в пространстве ничего не угрожает. К тоже же всегда можно расслабиться и полежать в привычной позе — на животике, если устанешь продвигаться вперед.

Сроки начала этого этапа — самые ранние. В среднем малыши осваивают перемещение на пузе в 5-6 месяцев. На начальном этапе ребенку нужны довольно сильные мышцы ручек, ведь после переворота на животик им нужно научиться отталкиваться от плоскости при помощи рук.

На животе с участием ног

Примерно через месяц после освоения перемещения на животе ребенок начинает понимать, что для того, чтобы достигать цели перед собой, нужно двигаться в ее направлении, ведь движение назад или вбок не приближает заветную игрушку ни на йоту. Тогда большинство детей начинают задействовать ноги — ими отталкиваются. Получается поступательное движение корпуса вперед, но пока еще кроха находится на животе.

По мере совершенствования умения отталкиваться ногами одновременно или попеременно формируется вполне полноценный навык ползания вперед на животе, кроме того, ребенок начинает понимать, что согнутые ножки поднимают его над плоскостью, и он учится вставать на четвереньки. Базовые (весьма условные) сроки начал этапа — 6-8 месяцев.

На четвереньках

Как только малыш научится переносить вес тела на ноги и руки, он начнет вставать на четвереньки и раскачиваться. При этом он будет падать, больно биться подбородком и носом, а потому уже на этой стадии родители должны позаботиться о том, чтобы в доме было место для ползания — с мягким напольным покрытием, которое будет смягчать неудачи.

Заставить ребенка ползти на четвереньках насильно невозможно. Инстинкт самосохранения четко подсказывает карапузу, что при отсутствии ощущения равновесия никуда перемещаться не надо. Поэтому раскачиваться на четвереньках кроха будет столько, сколько нужно для укрепления мышц конечностей, ведь именно на них теперь приходится основная нагрузка. В среднем период стартует с 7-9 месяцев. Продолжительность его сугубо индивидуальна.

На четвереньках с перестановкой

Это заключительный этап, на котором малыш, научившийся оценивать свой вес и балансировать на четырех точках опоры, начинает переставлять конечности, одновременно распределяя вес на остальные три-две конечности. Сначала малыши переставляют руки, подтягивая за ними ножки, потом осваивают синхронную перестановку руки и ноги.

С этого момента ребенок напоминает пресловутый «электровеник», который тут, там и в соседней комнате умудряется присутствовать практически одновременно. Этот период потребует от родителей особой заботы о безопасности малыша. Он уже добирается до запретных ранее ящиков, полочек, кухни, плиты и мусорного ведра. Будьте бдительны.

Рано или поздно?

Многие молодые мамочки гордятся, что их первенец пошел раньше всех: какой он умненький, он уже умеет ходить! Вопрос: во сколько месяцев пошел карапуз? Если раньше девяти месяцев, – ничего хорошего в этом нет. Костная система малютки еще не в состоянии вынести подобную нагрузку. Радоваться нечему.

Малышу уже больше двух лет, и он не может ходить? Тоже не повод расслабляться и ждать, что само все наладится. Это повод проходить обследование у детского невролога. Возможно, у малютки недостаточно окрепли мышцы и позвоночник либо не развита иммунная система. Есть и такая болезнь – приобретенная гидроцефалия: это может быть причиной отставания в психомоторном развитии.

Гидроцефалия у малыша определяется по таким признакам:

  • снижен мышечный тонус (“тюленьи лапки”);
  • мало выражен хватательный/глотательный рефлекс;
  • начинают дрожать конечности (тремор);
  • развивается косоглазие;
  • срыгивание идет фонтаном;
  • родничок заметно набух;
  • голова быстро увеличивается в размерах.

Если гидроцефалия проявляется в скрытой форме, а ребенок оставлен без осмотра врача, – это может закончиться осложнением. Если мама вовремя заметила нарушения в развитии малютки и показала доктору, гидроцефалия поддается излечению полностью.

Во сколько ребёнок начинает стоять

Начиная с семимесячного возраста, некоторые детки могут начинать вставать. Но это больше касается малышей активных и худеньких. Необходимо понимать, что в первое время карапуз будет стоять, держась за опору, причём на коленках. Потом малыш научится приподниматься на одну ножку, а следом и на вторую. Первые попытки постоять будут непродолжительными. Ребёночку ещё очень тяжело долго удерживаться в таком положении. Тут важна мамина поддержка, ведь многие детки, научившись подниматься, потом бояться присаживаться. Поэтому, если она видит, что ребёнок впервые поднялся, но в течение четырёх минут не садится, необходимо подойти и помочь ему присесть. Возможно, малышу просто страшно вернуться в привычное положение.

Если вас интересует, когда ребёнок начинает стоять с опорой, то оптимальным возрастом для данного события является 8-9 месяцев. Но не стоит забывать, что это всё индивидуально. Малыш постепенно поднимается и может не спеша передвигаться, например, по кроватке, держась за перекладину. А, когда ребёнок начинает стоять без опоры? После того, как карапуз научился уверено стоять, за что-то держась при этом, приходит самое время переходить к следующему этапу. Так, начиная с 9 месяцев до годика, детки начинают стоять самостоятельно. Такой большой диапазон обусловлен личными навыками и особенностями характера и телосложения каждого ребёнка, поэтому будет нормой, если ваш карапуз научится стоять без опоры, как в 9 месяцев так и, если он научится стоять в 12.

Как научить?

Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина — в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания — это необходимый комплекс мер.

Подготовительный этап

Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет — не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.

Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать — всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.

Медленное ползание

Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.

Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать — разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.

Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.

  • Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
  • Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант — он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
  • Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.

Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки — положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат). Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.

Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.

Мальчики и девочки — особенности и навыки

На форумах в интернете молодые мамы активно обсуждают способности и нюансы физического развития детей разного пола. Почему-то считается, что девочки развиваются быстрее. Это не соответствует действительности. От половой принадлежности ребенка время наступления попыток садиться не зависит ни в коей мере.

Другое распространенное заблуждение гласит, что мальчуганов можно присаживать раньше, а вот даже самостоятельные попытки девочек присаживаться до полугода следует решительно пресекать. Объясняют это тем, что половая система девочки устроена таким образом, что ранняя вертикализация может нарушить анатомическое расположение матки в малом тазу.

На самом деле, детям обоего пола не рекомендовано раннее присаживание, это касается и мальчиков тоже. И не потому, что что-то необратимое и страшное может произойти с репродуктивной системой, а потому, что необратимое или трудноизлечимое может произойти с позвоночником и тазобедренными суставами. Что касается девочек, то ранняя насильственная вертикализация может привести к травмам костей малого таза, что в будущем действительно может привести к проблемам с репродукцией.

Часто возникает вопрос, стоит ли пресекать попытки девочки сесть раньше полугода. Если малышка развита достаточно хорошо, о чем свидетельствуют ее самостоятельные и самопроизвольные попытки сесть, то мешать дочке не стоит. Точно такой же тактики следует придерживаться и с маленькими мальчиками. Но если ребенок сам еще не демонстрирует никакого желания сидеть, то будет большой ошибкой присаживать ребенка, обкладывать подушками и пуфиками.

Полагая, что так они помогают ребенку, родители вредят малышу. Избыточная нагрузка на позвоночник раньше срока, установленного самой природой для конкретного ребенка, может привести к травмам позвонков, нарушению отвердевания суставов, что в будущем может не только испортить ребенку осанку и походку, но и стать причиной установления инвалидности.

Что нельзя делать

Когда карапуз ещё не научился самостоятельно сидеть, а, кажется, что уже давно пора, некоторые родители пытаются ускорить этот процесс. Беда в том, что они не знают, что своими действиями только усугубляют ситуацию и могут навредить своему малышу.

Так что же нельзя делать в данной ситуации:

  1. Вы ошибаетесь, если думаете, что малыша, который ещё сам не способен сесть можно умостить между подушками, и он сможет долго находиться в таком положении. Какое-то время в окружении опор со всех сторон ребёнок действительно просидит, однако при этом будет оказана сильная нагрузка на ещё неподготовленный позвоночник малыша.
  2. Не садите кроху под прямым углом к себе на колени.
  3. «Кенгуру» для вашего карапуза рано, если вы думаете сажать его в сидячем положении.
  4. В коляске малыш должен находиться в лежачем положении или полулёжа, но не сидеть. Позаботьтесь о том, чтоб угол наклона соответствовал этим требованиям.

Когда ребенок встает на ножки?

Для начала рассмотрим особенности развития детей, которые должен знать каждый родитель и в результате рассмотрения которых, можно делать какие-то выводы о нормальном или не нормальном взрослении ребенка.

Особенности развития детей:

5

месяцев — переворачивается со спины на живот, лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук.

6

месяцев — переворачивается с живота на спину, начинает ползать.

7

месяцев — хорошо ползает, манипулирует игрушкой.

8

месяцев — встает, держась за опору, переступает, опускается, держась за опору.

Выпрямляющий рефлекс

Для того чтобы ребенок мог самостоятельно встать на ноги, его нервная система должна окрепнуть настолько, чтобы достичь стадии зрелости. В этой стадии у ребенка отмечается повышения тонуса мышц задней поверхности тела, что дает возможность ему удерживать свой вес на ножках.

Также, сам механизм того, как ребенок встает, не может быть реализован без выпрямляющего рефлекса, который играет особу роль в автоматической походке. Этот рефлекс позволяет ребенку качаться и приседать на месте, что подготавливает его мышцы к более сложным приемам, как удерживание веса на одной ноге и перенос на другую. Выпрямляющий рефлекс достаточно быстро проходит, после которого начинается стадия пониженного тонуса мышц. В это время за ребенком замечаются различные движения, которые взрослым напоминают «деревянные». Ребенок стремится научиться управлять своими ножками и сгибать их сознательно.

Когда ребенок начинает вставать на ножки?

Начиная с шести-семи месяцев процесс обучения, идет быстрее, так как ребенок уже произвольно можно вытягивать ножки, выпрямлять их и самостоятельно может попытаться встать. В этом возрасте вы очень хорошо можете проследить механизм того, как ребенок встает, особенно, когда он прыгает у вас на руках. Такие прыжки можно назвать началом стояния. Через несколько недель или месяц малыш уже может подолгу стоять на двух ногах, он капризничает, когда вы его усаживаете и пытается сделать еще неуклюжие шажки, когда вы его поддерживаете под мышками.

Ближе к восьми месяцам он уже может хвататься за что-либо руками и удерживать себя в таком положении достаточно долго. Деления на временные периоды здесь представлены достаточно условно, ведь не стоит забывать, что когда у ребенка проснется инстинкт, тогда он и встанет на ножки. Если он стремится к этому, то вам не следует препятствовать его развитию.

Нередко молодые мамы беспокоятся, что длительное стояние на ножках приведет к их искривлению. Однако, это в корне неверно, и опасаться этого бессмысленно. К девяти месяцам ваш малыш уже может смело стоять на ножках без поддержки и перебегать пару шажков, держась за ваши руки. В это время ему понадобится ваша помощь, так как он может упасть, напугаться и еще надолго отказаться от попыток ходить.

Особенности физического развития

Перед тем, как понять, в каком же возрасте крошка должен научиться вставать на ножки, нужно изучить особенности физического развития:

  • в 2-3 месяца младенец начинает поднимать голову;
  • в 4-5 месяцев учится поворачиваться со спинки на живот, а затем – наоборот;
  • ближе к 6-6,5 месяцам пробует самостоятельно сидеть;
  • в семь месяцев сидит уверенно и начинает понемногу ползать;
  • в 8 месяцев пытается встать на ноги, держась за опору.

Поэтому готовность малыша вставать на ноги появляется после 8 месяцев, когда костная система достаточно окрепла и кроха заинтересован в изучении новых возможностей тела.

Что не нужно делать?

Самым частым заблуждением родителей является обучение хождению в ходунках; считается, что с их помощью ребенок может быстрее начать ходить. Но по современным исследованиям, дети, не пользовавшиеся ходунками, начинают ходить точно также, а то и раньше. А вот дети, много ходившие в ходунках, имели проблемы с опорно-двигательным аппаратом – это проявление плоскостопия и косолапости, нарушения осанки. Конечно, от 10 минут в день в ходунках большого вреда не будет, но сажать ребенка туда на несколько часов, пока вы заняты делами, нельзя.
Не стоит начинать обучение ребенка ходьбе, поддерживая за вытянутые вверх руки, от таких упражнений вреда больше, чем пользы. Но если вам удобно учить ребенка ходить именно таким способом, необходимо поддерживать его подмышками или в области плеч, но никак не за запястья или кисти. Малыш должен опираться на ваши руки, а не повисать на них, долго выполнять подобные манипуляции не стоит вообще – не более 1-2 минут по паре раз в день.
Дети должны учиться ходить самостоятельно только тогда, когда сформируется последний изгиб позвоночника и мышцы со связками будут готовы таким нагрузкам, форсировать события не стоит. Первоначально малыш будет ходить, держать за предметы интерьера, постепенно он будет пробовать шагать, отрываясь от опоры. Но родители очень переживают, если к положенным срокам дети не начинают ходить и приступают к активному «обучению» хождению.
Учтите, что обычно быстрее начинают ходить активные детишки с небольшой массой, спокойные пухлячки делают это позднее. Зная физиологические основы начала хождения малыша, можно пользоваться этими данными для некоторого ускорения и помощи в освоении навыка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector