Когда малыш начинает говорить слова мама и папа?

Молчание малыша

Почему некоторые детки долго молчат? Причин может быть несколько:

  • с малышом мало общались;
  • физиологические особенности строения речевого аппарата;
  • последствия родовой травмы;
  • наследственные особенности;
  • заболевание неврологического/психического характера.

Долгое молчание может носить и наследственный характер, если кто-то из родственников отличился подобным в детстве. При некоторых особенностях строения речевого аппарата может возникнуть задержка в развитии речи: здесь необходимо вмешательство доктора.

Последствия родовых травм тоже негативно сказываются на функциональности речевого аппарата. Подобную проблему может исправить специалист, как и заболевания психического и неврологического характера.

Когда ребенок должен начать говорить?

В первую очередь родителям важно понять, что ребенок никому ничего не должен. Он развивается в соответствии со своим внутренним ритмом, который может сильно отличаться от среднестатистических норм

Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется. И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех.

Оценивая прогресс ребенка, мы рекомендуем вам не принимать близко к сердцу рассказы знакомых: многие мамы и папы очень сильно преувеличивают успехи своего чада. Лучше ориентируйтесь по следующим ключевым точкам речевого развития (не забывая, что график каждого малыша индивидуален).

2–4 месяца

Агуканье
В это время грудничок начинает «гулить», «агукать». Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.

6 месяцев

Агуканье
В это время грудничок начинает «гулить», «агукать». Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.

~ 1 года

Первые слова
К первому дню рождения малыш выучивает свои первые настоящие слова. Да, это довольно примитивные «мама», «папа», «баба», но они уже — не просто набор звуков. Ребенок понимает смысл, адресует их конкретным взрослым.

Вскоре речь карапуза пополняется другими простыми словами. Например, он более-менее отчетливо вскрикивает «ой», когда уронил игрушку, или «дай», когда хочет что-то получить. Первичный словарный запас малыша обычно состоит из 5–10 слов.

1-1,5 года

Расширение словарного запаса
Каждую неделю ребенок радует родителей новыми словами, но мама и папа не всегда могут понять детский «диалект». Дело в том, что малыш уже различает немало слов в речи взрослых, но у него не получается их повторить. Так «каша» превращается в «ка», «упало» в «апа», «птичка» в «тика». Нередко малыш придумывает концептуальные слова, объединяющие сразу несколько предметов, например, обозначает одним слогом все мягкое и теплое — от пледа до собаки

Набор первых слов крохи ограничен существительными, глаголами, междометиями.

При оценке развития ребенка родителям важно в первую очередь оценивать не количество слов, которые он произносит, а пассивный запас слов, которые он явно понимает в речи взрослых.

1,5-2 года

Первые предложения
Это период, когда дети начинают говорить все активнее. Малыш выучивает два очень важных для коммуникации слова — «да» и «нет»

Он повторяет услышанное, может даже запомнить целые фразы. Словарный запас существенно расширяется и достигает 250 и более слов. В нем продолжают преобладать названия окружающих предметов и основных действий, но появляются первые абстрактные выражения, например, «привет» и «пока».

Малыш понимает, что вместе слова работают лучше, и учится составлять первые предложения. Они довольно короткие — всего 2–4 слова, но позволяют внятно выражать желания.

2-3 года

Полноценная речь
Речь малыша становится почти взрослой, потому что вслед за существительными и глаголами в ней появляются первые слова, относящиеся к другим частям речи. Малыш начинает употреблять местоимения, а заодно понимает, что у предметов есть род и число. Он открывает для себя прилагательные и теперь не просто называет предметы, а дает им характеристики. Он осваивает вопросительные слова, начинает постоянно спрашивать вас то об одном, то о другом. Он даже способен уложить в голове времена, склонения и спряжения, пусть пока и не знает, как они называются.

К возрасту трех лет с ребенком можно полноценно общаться, и сфера разговоров не ограничивается темами «кушать, играть, спать». Малыш знает 800–1000 слов, может рассказать вам, что делал в гостях у бабушки, ответить на ваши вопросы и задать вам в сто раз больше.

По большому счету, навыки речи у ребенка сформировались. Осталось только отполировать их, продолжая наращивать словарный запас и практикуясь в произношении.

Разговариваем с малышом

В первую очередь родители должны определить, готов ли ребенок к произнесению своего первого слова психологически, физиологически и интеллектуально. Что это означает?

  1. Малыш понимает обращенную к нему речь, он реагирует на свое имя и на другие обращенные к нему слова.
  2. Он прекрасно слышит и видит.
  3. Кроха уже не «агукает», а лепечет, пытаясь называть с помочью звуков окружающие его предметы.
  4. Играя, ребенок пытается повторять за мамой ее действия или выполнить движения, которые мама ему задала.

Если с этими пунктами все в порядке, мама и папа должны помочь малышу заговорить. Здесь главное – общение с ребенком. То есть, с ним нужно разговаривать – много и спокойным, доброжелательным тоном. Таким способом у крохи формируется пассивный словарный запас, который рано или поздно выльется в первое произнесенное вслух слово. Как же говорить с малышом правильно?

  1. Нужно называть все слова правильными, своими обозначениями. Скажем, не нужно говорить слово «мяу», а лучше – кошка, не «би-би» а машина. Ну и так далее. С самого начала малыш должен слышать идеально правильное произношение того или иного слова.
  2. Обращаться к малышу нужно простыми, четкими предложениями. Желательно повторять их несколько раз.
  3. Маме нужно говорить с малышом четко и внятно, стоя или сидя к нему лицом.
  4. Общение лучше построить в форме беседы, то есть мама должна задавать малышу вопрос и сама на него отвечать. Например: «Кто это пробежал по улице? Это собачка».
  5. Вообще желательно описывать словами все происходящее вокруг малыша: как и во что мама одевает малыша, куда они сейчас пойдут, что будут делать, какая на улице погода и т. д.
  6. Беседуя с ребенком, следует исключать всяческие фоновые звуки вроде телевизора, радио и пр., чтобы малыш на них не отвлекался.
  7. В идеале кроха будет пытаться повторять за мамой те или иные звуки или слова, поэтому в его рту не должно быть соски. Она помешает малышу правильно произносить слова или отдельные звуки.

Играем с ребенком

А еще – раньше заговорить малышу помогают игры. Ведь что такое игра для ребенка? Она помогает ему развиваться интеллектуально и физически, вырабатывает сноровку и положительно влияет на здоровье и общее развитие. Какой малыш заговорит раньше – хилый и интеллектуально неразвитый или бодрый, веселый и общительный? Это вопрос из разряда риторических.

Всяческих игр, помогающих малышу развиваться и, соответственно, учиться говорить, множество. Назовет лишь некоторые из них – самые распространенные и полезные. Разумеется, мама и папа должны принимать в таких играх непосредственное участие.

  1. Играем с малышом в игры, развивающие мелкую моторику. Давно известно, что развитая мелкая моторика помогает ребенку заговорить раньше. Такие игры хорошо известны: перебирание пальчиками различных мелких предметов – бусинок, камешков, крупы, шнурков, попытки складывать их в определенном порядке и т. д. В общем, мамам эти игры известны хорошо, и они должны научить своих малышей в них играть.
  2. Массаж детских ручек и всяческие забавы с детскими пальчиками – еще один замечательный способ развить у малыша речь. Любая мама знает древние и потрясающе эффективные игры вроде: «Пальчик-пальчик, где ты был» или: «Сорока-ворона кашку варила». Помимо собственно массажа пальцев, малыш запоминает произносимые при этом мамой слова, и очень скоро будет пытаться их повторять.
  3. Хорошо помогают и занятия артикуляционной гимнастикой, построенные в виде легких, забавных игр. Улыбнитесь ребенку, покажите ему язык, вытяните дудочкой губы – пускай все это малыш повторит вслед за мамой. Такие забавы хорошо развивают детский речевой аппарат, а, значит, крохе легче будет произнести слово «мама».
  4. Песенки и стишки с понятным малышу сюжетом также неплохо помогают выговорить самое первое словечко. Очень скоро малыш вслед за мамой будет повторять про мишку, которого уронили на пол и оторвали ему лапу или пытаться вместе с мамой петь известное: «Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота». А там и до слова «мама» уже недалеко.
  5. Совместное с ребенком чтение книжек и рассматривание картинок, когда мама называет вслух каждую нарисованную зверушку, тоже прекрасный и хорошо проверенный веками способ.

В общем, как научить ребенка говорить слово «мама», нет ничего трудного. Надо лишь постараться применить на практике приведенные в статье советы. И тогда очень скоро наступит долгожданный праздник – первое осмысленное детское слово «мама».

Периоды кризиса в становлении речи ребенка

Педиатры выделяют в становлении речи три критических периода, в которые происходит особенно интенсивное развитие и при этом наблюдается повышенная чувствительность нервной системы к неблагоприятным факторам

Важно знать эти этапы и внимательно относится к малышу при их наступлении.. Важно знать критические этапы и внимательно относится к малышу при их наступлении:

Важно знать критические этапы и внимательно относится к малышу при их наступлении:

  1. первый критический период наблюдается в 1-2 года. В это время происходит активное развитие корковых речевых зон. Влияние неблагоприятных факторов может вызвать ЗРР либо алалию;
  2. второй период – это 3 года. Наблюдается интенсивное становление речи. В это время могут возникать заикание, мутизм;
  3. третий – длится с 6 до 7 лет. В этом возрасте возможны нарушения ЦНС, приводящие к заиканию. При органическом поражении головного мозга возникает афазия.

Как помочь крохе быстрее заговорить

При должной поддержке каждый человек способен на многое в своей жизни. Хорошей, грамотно поставленной речи необходимо будет учиться, но непоколебимый позитив и вера поможет вашему малышу быстрее справиться со всеми трудностями!

Упражнения

Итак, вы можете:

  • Уделять время чтению. Достаньте с полки книгу с коротким сюжетом и яркими иллюстрациями и проведите вечер в компании своего ребёнка! Не бойтесь повторять один и тот же текст несколько раз, ведь именно такой подход позволит словам и выражениям прочно закрепиться в памяти.
  • Включить песни и весёлую музыку. Чтобы улучшить слух и восприятия слов ребёнку нужно почаще слышать музыку в доме. Старайтесь больше включать активных и мелодичных композиций, параллельно развивая слухо-моторную координацию.
  • Активно комментировать свои действия. Найдите золотую середину, чтобы успеть послушать малыша, а также рассказать ему о повседневных делах. Говорите ему обо всем, от важных событий вплоть до приготовления ужина.
  • Использовать простые и короткие фразы. Дети учатся у взрослых, старательно копируя их действия. Когда вы активно жестикулируете, то учите ребёнка лучше понимать смысл слов. Но не забывайте также, что малышу ещё будет трудно вникать в длинные фразы, поэтому первое время лучше ограничиться чем-то простым, к примеру, «принеси игрушку», «садись за стол» и так далее.

Как научить ребенка говорить «мама»?

Каждый малыш растет и развивается по индивидуальному сценарию. Одни дети начинают рано произносить простые слова, другие остаются молчунами и не спешат порадовать близких подобными успехами. Родители замечают, что чадо отличается от детишек знакомых, которые уже вовсю лепечут, и начинают беспокоиться из-за того, что он не перешел на данный этап. Каждая женщина мечтает услышать «мама» и радуется, когда это происходит.

Существуют факторы, которые указывают на готовность маленького человека заговорить в скором времени:

  • Понимание ребенком обращенной к нему речи. Он откликается на собственное имя, реагирует на слова взрослых.
  • Отсутствие нарушений слуха и зрительной функции.
  • Ребенок перестал «агукать» и начал лепетать. Он дает собственные звуковые наименования различным предметам, которые отдаленно напоминают их названия.
  • Во время игры малыш стремится повторять за родителями, выполняет действия, которые ему задали.

Процесс формирования речи напрямую зависит от психического развития и мышления. Женщина и мужчина должны следить за этими важными аспектами. В случае если есть подозрения на определенные проблемы, нужно обратиться к следующим специалистам:

  • педиатру;
  • неврологу;
  • психологу;
  • логопеду.

Если врач успокоил родителей и сообщил, что малыш развивается в соответствии с возрастными нормами и не имеет проблем со здоровьем, мама и папа могут помочь ребенку разговориться. Главное условие — общение. С ребенком нужно много разговаривать, ведь он все понимает. Чем больше внимания уделяется разговорам, тем богаче пассивный словарный запас крохи и тем быстрее он заговорит.

Что нужно делать для того, чтобы малыш научился говорить «мама»:

  • Применять правильные формы слов. Не стоит упрощать процесс обучения словами вроде «би-би» или «ав-ав».
  • Предложения должны быть простыми и при необходимости повторяться несколько раз.
  • Речь мамы должна быть четкой, стоит находиться лицом к ребенку во время общения.
  • Следует создавать иллюзию беседы — задавать вопрос и самостоятельно отвечать на него.
  • Описывайте словами все, что происходит вокруг. Рассказывайте, во что одеваете малыша, куда идете, какая погода за окном и т.д.
  • Исключите фоновые звуки, такие как телевизор или радио.
  • Не используйте соску во время общения с малышом.

Как научить ребенка говорить «папа»?

С мамой ребёнок проводит много времени, а с отцом видится гораздо реже. По этой причине слово «папа» может стать элементом речи ребенка позже. Мужчина должен как можно чаще общаться с сыном или дочкой, когда он дома. Если взаимодействие с малышом происходит редко, оно должно быть эмоциональным и запоминающимся, приветствуются занятия в игровой форме.

Игры, которые помогут быстрее произнести слово «папа»:

  • Шнуровки, перебирание бусин помогают развивать мелкую моторику и ускоряют формирование речи. Любые мелкие предметы в руках ребенка стимулируют речевое развитие, однако стоит быть осторожными и всегда следить, чтобы он не засунул детали в рот и не подавился.
  • Пальчиковые игры, легкий массаж рук. Лучше рассказывать во время таких игр легко запоминающиеся стишки и потешки.
  • Ребенок развеселится, если папа начнет повторять за ним все звуки. Затем он может сам произнести звук и предложить малышу сделать то же самое.
  • Вечером нужно укладывать ребенка спать и читать книги с незатейливым сюжетом. Можно сочинять истории про смелого папу, который поддержит в трудную минуту и защитит.
  • Игра в прятки также поможет ускорить процесс. Папа закрывает лицо ладонями и говорит «где папа?», потом убирает руки и произносит «а вот папа». Маленькие дети любят так играть, это поднимает настроение и укрепляет эмоциональную связь с отцом.

Интересный факт: согласно статистике, дети начинают говорить слово «папа» немного раньше, чем «мама» (меньше 50% всех малышей). Также ребенку проще произносить «дай», «на», «ам». Женщина не должна расстраиваться и принимать это близко к сердцу. Первым малыш произнесет то слово, которое будет проще выговорить. Это не означает, что маму он любит меньше.

Если малыш не спешит произносить слова «мама» или «папа», а сверстники уже вовсю это делают, не стоит переживать раньше времени, лучше получить консультацию грамотного врача. Дети развиваются индивидуально, поэтому вероятно, что скоро ребенок начнет много говорить, особенно если родители стараются чаще с ним общаться и стимулировать речь.

Татьяна Владимировна Швецова, педиатр, клинический психолог

Когда ребенок начинает говорить и как ускорить этот процесс

Во сколько ребенок начинает говорить и нужно ли его этому учить? Вопрос этот весьма актуален в связи с тем, что учебные заведения сейчас требуют от девочек и мальчиков уметь читать и писать еще перед тем, как они пойдут в первый раз в первый класс, в наших интересах научить малыша разговаривать как можно быстрее. Просто потому, что ребенку потом самому будет легче научиться читать.

Ошибки родителей в общении с маленьким ребенком

Самая фатальная ошибка родителей, когда ребенок начинает говорить агу и произносить самые первые звуки – сюсюканье. Не называйте при ребенке машину «бибикой», говорите просто «машина». Потом еще ребенку придется переучиваться с «бибики» на «машину». Пусть телефон будет для него не «алё-алё», а «телефон».

Одна малышка в 2 годика говорила «лёлё» вместо «работа». Например, когда ее спрашивали: «Где папа, Анечка?», — она отвечала: «Папа лёлё». Это означало, что папа на работе. И ни у кого не возникало мыслей исправить девочку и объяснить, как нужно говорить правильно. Напротив, все разговаривали с ней на ее языке: «Анечка, папа лёлё, да?» Так делать не надо! Если ребенок не умеет выговаривать какое-нибудь слово, не надо умиляться и повторять за ним. Надо научить ребенка говорить это слово правильно. Пусть он еще не выговаривает некоторых букв, это придет со временем, но он должен знать, как оно звучит.

Начинаем разговаривать с рождения

С ребенком нужно разговаривать. С новорожденным – особенно

Обращайте внимание на звуки, которые он издает в ответ, на его выражение лица и отвечайте ему, удивляйтесь, смейтесь, улыбайтесь и ведите диалог. Малыши любят общаться и очень хорошо умеют это делать даже без слов

С ребенком постарше (от 1 годика) эффективным будет просматривание цветных, ярких картинок с животными, цветами, с игрушками. Желательно, чтобы рисунки были крупными, тогда ребенку будет проще отличить их друг от друга. Каждого животного на картинке называйте четко, громко и правильно. Собачка – значит собачка, а не «гав-гав». Повторите несколько раз. Для ребенка это все равно, что иностранный язык. Когда вы впервые услышите незнакомое иностранное слово, вы вряд ли сможете запомнить его и уловить интонацию с первого раза. Так же и ваш малыш.

Наберитесь терпения. Дети начинают говорить первые слова далеко не всегда правильно. Но с каждым днем произношение будет все четче, и скоро ребенку уже не понадобится ваша помощь.

Хороший способ научить чадо правильно произносить буквы – ежедневное повторение алфавита. Останавливайтесь на буквах, которые пока не поддаются и оттачивайте, у малыша не пропадет интерес. И переходите к следующей букве.

После букв плавно перейдите к произношению слогов (например, «ма»). После того как слог усвоен, попробуйте научить ребенка сказать этот слог дважды (ма-ма). Потом трижды. Это станет базовым шагом к произношению сложных слов в дальнейшем (ма-ка-ка, ма-ши-на). Ребенок начинает говорить мама и папа отчетливо примерно в 9 месяцев.

Слоги усвоены, можно попробовать проговорить простые односложные слова (кит, кот, сон, слон). Тщательно следите за правильным произношением букв. В случае необходимости можно повторить трудные для ребенка буквы и слоги с их участием.

Чем дальше, тем больше. Скоро вы перейдете к изучению двусложных слов и так далее.

Помните несколько основных правил.

1. Не торопите ребенка. Со временем он обязательно научится. И прежде чем ругать малыша, вспомните, что когда-то сами были на их месте. Это сейчас вы взрослые, все знаете и понимаете.

2. Сделайте так, чтобы ребенок получал искреннее удовольствие от процесса, иначе он быстро потеряет интерес к обучению

Цветные картинки, книжки с «выдвижными» страницами и ваше неподдельное внимание к вашему чаду помогут вам в этом

3. Занимайтесь всей семьей. Дети очень внимательно и ревностно относятся к отношениям мамы с папой. Когда родители по-настоящему любят друг друга и с удовольствием занимаются со своим ребенком, это создает особенную, волшебную атмосферу

Малыш научится разговаривать в процессе игры с любимыми папой и мамой – это самое важное

Речевое обучение с полугода до 1 года

С ребенком нужно очень много говорить. Распространенная ошибка многих родителей – считать, что на стадии лепета малыш не понимает взрослого, и с ним общаться бесполезно. Они считают, что звуки маловразумительные, и ничего они не значат. Но, если они появились в доме, это означает готовность младенца общаться. В дальнейшем именно эти непонятные звуки превратятся в слова

Важно создать хорошие условия для ребенка, чтобы это произошло быстрее

Младенец учится разговаривать у мамы

Важно помнить! Задаваться вопросом, как научить малыша говорить, нужно уже с самых первых дней его жизни. Известный доктор Комаровский говорит, что общаться с малышом нужно уже на четвертом месяце беременности

Если малыш гулит, нужно хоть что-то отвечать ему. То же касается и лепетных слов. Необходимо всячески поощрять попытки малыша что-то сказать. Помочь в развитии навыков может общение с крохой на его языке. Со временем его звуки будут все более длинными.

В этом возрасте кроху больше интересуют интонация, звучание слов, ритмика и артикуляция.

Сам лепет появляется не сразу. Сначала у ребенка случайно получается сказать какой-то слог. Потом он это делает целенаправленно, появляются цепочки одинаковых слогов «ма-ма-ма». Нужно всячески поощрять кроху к этим действиям. Затем появляются лепетные слова «мама», «баба» и другие. Сначала малыш не вкладывает в них никакого значения, но потом начинает связывать их с конкретным человеком.

Иногда родители, желая понять, как научить ребенка говорить, используют кучу методик, создают идеальную обучающую среду, но не делают главного. Они не общаются с чадом эмоционально. Это приводит к тому, что не развивается чувственная сфера, вырастают роботы, имеющие низкий эмоциональный интеллект. Поэтому, сосредотачиваясь на словах, не стоит забывать о том, что отличает нас от бездушных машин. Причем эмоциональная сфера проявляется гораздо раньше первых лепетных слов.

Довольный младенец научился разговаривать

Как учить ребенка разговаривать элементарными фразами? Ответ здесь простой – нужно стараться самим говорить простыми предложениями. Развитие речи – процесс естественный, главное – стимулировать его и не мешать.

Папа разговаривает с младенцем

Можно не давать младенцу сразу игрушку, если он протягивает к ней руку, а дождаться, пока он скажет слово «дай» (при условии, что он его сам знает). Когда кроха выучит другие слова, нужно побуждать его к вербальному общению.

Говорить простыми предложениями ребенок будет года в полтора. Если попытки научить ребенка оказываются безуспешными, это еще не повод беспокоиться.

Когда ребенок начинает понимать слово «нельзя»?

Тяжело сказать, в какой конкретно момент необходимо прибегнуть к ограничениям и запретам. Обычно это время наступает в 9–10 месяцев. Родителям необходимо быть готовым к тому, что слово «нельзя» будет вызывать бурный протест у детей. Тем не менее нельзя полностью отказываться от запретов и ограничений, несмотря на крепкую любовь и желание угодить малышу. Ведь при отсутствии границ детям сложно будет адаптироваться в обществе.

Слово «нельзя» для ребенка звучит довольно неприятно. Поэтому желательно прибегнуть к словам-заменителям. Хотите запретить малютке касаться горячего чайника? Произнесите «горячо», и покажите, каково это, прислонив на мгновение его ручку к теплому чайнику. Теперь он будет понимать значение этого слова.

Более показательным для ребенка будет личный пример. Ведь если родители сами придерживаются правил, которые установили, то малыш, наблюдая за ними, будет копировать их поведение.

Причины и симптомы задержки речевого развития

Существует календарь становления речи у детей

Важно сравнивать информацию, приведенную в нем, с фактическими данными ребенка. Надо учитывать, что все малыши разные

Есть ребята, которые быстро развиваются и начинают говорить раньше или в установленный срок. Но бывают дети, которые тяжело поддаются обучению, плохо усваивают новую информацию.

У них становление речи может проходить немного дольше. В любом случае ребенок должен научиться говорить до трех лет. Если этого не происходит, то педиатры диагностируют задержку речевого развития (ЗРР).

Симптомами такого состояния являются:

  • молчаливость;
  • замкнутость;
  • общение преимущественно жестами.

Признаки задержки речевого развития можно заметить на первых этапах. Для этого необходимо присмотреться к ребенку.

Основные симптомы ЗРР:

  • новорожденный не издает звуков;
  • в четырехмесячном возрасте ребенок не гулит и не реагирует на обращения родителей. Малыш является пассивным в физическом плане;
  • в 9 месяцев отсутствует интерес к музыкальным игрушкам. Ребенок не лепечет;
  • в полуторагодовалом возрасте малыш не выговаривает простые слова, не знает своего имени и не интересуется окружающим миром;
  • в 2 года ребенок не может ответить на несложный вопрос, не способен повторить легкую фразу за взрослыми;в трехлетнем возрасте не общается при помощи простых предложений.

Если родители заметили описанные выше признаки задержки речевого развития у ребенка, то им необходимо посетить педиатра, проконсультироваться с отоларингологом, неврологом, психологом либо психотерапевтом. Доктор Комаровский не рекомендует откладывать решение проблемы молчаливости.

В 3,5-4 года может возникнуть задержка психо-речевого развития. Она лечится уже гораздо сложнее. К сожалению, сегодня ЗРР наблюдается у многих детей. Причины могут быть достаточно разнообразными. Все они делятся на физиологические, психологические, социальные и патологические.

К физиологической группе факторов задержки становления речи принадлежат:

  • гипотрофия мышц органов артикуляции;
  • недоношенность (дети, которые появились на свет раньше 37 недели, обычно отстают в развитии);
  • асфиксия при родах;
  • плохая наследственность (если один из родителей поздно освоит речевую коммуникацию, то не стоит удивляться, когда малыш также не начнет разговаривать рано);
  • слабая деятельность головного мозга.

К психологическим причинам ЗРР можно отнести:

  • стресс;
  • сильный испуг.

Социальные факторы задержки речевого развития:

  • в семье говорят на двух языках;
  • родители мало общаются с ребенком;
  • отсутствие мамы, папы, опекунов;
  • педагогическая запущенность;
  • гиперопека (мать предупреждает все желания ребенка, не стимулирует его самостоятельную речевую активность);
  • чрезмерно информированная среда;
  • невостребованность речи в семье (родители немного общаются не только с малышом, но и между собой);
  • неблагоприятная атмосфера в семье.

Патологическими причинами ЗРР являются:

  • нарушения слуха (глухота, тугоухость);
  • внутриутробная гипоксия;
  • поствакцинальные осложнения;
  • менингит;
  • аутизм;
  • внутриутробное инфицирование;
  • энцефалит;
  • синдром Дауна;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • частые и длительные болезни в период новорожденности;
  • тяжелое поражение головного мозга вследствие падения, ударов, некоторых заболеваний.

Чаще всего ЗРР наблюдается при нарушении слуха. Как известно, становление речи происходит при непосредственном участии слухового аппарата. Малыш слушает определенные звуки, слова, сохраняет их в своей памяти, а затем произносит.

Второй распространенной причиной ЗРР стоит назвать отсутствие внимания и общения родителей, обучающих занятий. Истинную причину ЗРР способен определить доктор после анализа условий жизни ребенка, осмотра и обследования.

Примерно 30% случаев ЗРР остаются невыясненными. Бывает, что негативное воздействие одновременно оказывает несколько факторов.

Почему современные дети поздно начинают говорить?

Логопеды, психологи и педиатры всего мира бьют тревогу – современные дети начинают поздно говорить.

Специалисты это объясняют следующими причинами:

  • Изменением экологии; стал более загрязненным воздух.
  • Родители, воспитывая детей, подвергаются эмоциональным и психологическим стрессам, что сразу же передаётся малышам.
  • Участились случаи кесарева сечения. Рожденный таким способом младенец отличается от других. Отклонения не критичны и поддаются коррекции, требуют постоянного внимания и усилий.
  • Замена живого общения гаджетами. В этом возрасте у крохи нет надобности разговаривать, весь его мир составляет виртуальная реальность.

Самое распространенное заблуждение родителей — уверенность, что проблема исчезнет сама собой, и ребенок к школе заговорит.
 
Рассуждая так, они упускают возможность вовремя помочь малышу.

Уделяйте время своим детям, переживайте с ними радости, победы и поражения, и вам будут отвечать тем же.

Полезное видео

Когда и как дети начинают узнавать папу

Отца интересует, во сколько малыш способен узнавать его. Обычно это происходит примерно к 4 месяцам. При общении с ним чадо смеется, агукает. В этот период он начинает идентифицировать родственников, с которыми контактирует чаще.

Общение папы с малышом

Примерно в полугодовалом возрасте поведение младенца меняется. Он очень привязан к маме и хочет видеть только ее и остаться с ней подольше. С отцом ребенок в это время не хочет общаться и даже отталкивает его. Это временная реакция – с 9 месяцев начинается выстраивание новых отношений с папой. Отцу нужно найти подход к грудничку.

С этого возраста карапуз возобновляет отношения с отцом. Степень привязанности малыша к папе зависит от того, как тот вовлечен в процесс воспитания. Младенец в это время узнает отца и любит играть с ним. Однако папа занимает в младенческой жизни не такую значимую роль, как мать. Он становится более важным через несколько месяцев, может, лет.

Особенности развития речи младшего дошкольного возраста

Что должен говорить ребенок в год и когда стоит переживать по поводу отсутствия речи у малыша? Отсутствие речи ребенка в год не является серьезным отклонением, если малыш понимает смысл сказанного родителями, выполняет их просьбы, откликается на свое имя, при этом период «гуления» немного затянулся. Однако в его словарном запасе все же должно быть минимальных 2 – 4 слова и несколько слогов, которые он повторяет на все лады, имитируя интонацией разговор взрослого. Как правило, дети с запоздалым развитием речи находят для себя любимый слог или букву, которые и произносят на протяжении дня, склоняя и переставляя, например – га, гу, го, ги.

От того, в каком возрасте дети начинают говорить, совершенно не зависит их интеллект и успешность в учебе, если только задержка не вызвана проблемой воспитания или умственных задержек развития. Бывают случаи, когда ребенок начинает говорить предложениями, хотя до этого в его словарном запасе едва насчитывалось пара, тройка слов. Такое явление называется «лингвистический взрыв», но чаще процесс построения слов в предложения и пополнения активного словарного запаса происходит постепенно, с явным прогрессом к полутора годам у девочек и к двум годам у мальчиков.

Когда ребенок начинает говорить первые фразы можно отметить что себя он называет по имени, не применяя местоимения «Я», иногда глаголы ставятся в будущем времени, например «Ваня кушать кашу», «Аля идти играть». Часто дети путают значения слов «дай» и «на», но это проблема скорее восприятия речи, нежели лингвистическая. Коверкание слов и неправильное их произношение в младшем дошкольном возрасте говорит о том, что у ребенка плохо развит фонематический слух, и он произносит слова такими, как слышит. Чтобы исправить такие дефекты с ребенком нужно заниматься упражнениями на развитие слуха. Например, исполнять различные звуки, шуршание бумаги, звук льющейся воды, а малыш, отвернувшись к стене, должен называть правильно источник звука.

Во сколько ребенок должен начать говорить? До трех лет отсутствие речи у детей при сохранении интеллектуальных и физических способностей не считается отклонением. Если же и после трехлетнего возраста активный словарный запас малыша ограничивается несколькими словами, можно говорить о нарушениях мозговой деятельности и как результат – алалия.

Отсутствие речи при повреждении коры головного мозга при беременности или во время родов сопровождаются нарушением поведения, ребенок гиперактивен, не может долго сосредоточить внимание на одном занятии. Это не приговор и если вовремя заметить неврологические проблемы и заниматься с малышом, можно добиться существенных успехов

Во сколько лет дети начинают говорить с такими нарушениями, зависит от своевременного лечения и помощи со стороны родителей и педагогов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector