Когда ребенок начинает говорить первые слова
Содержание:
- Стадии
- Советы по развитию речи
- Что такое первое слово?
- Возраст фразовой речи
- Возрастные этапы
- Первые слова ребенка
- Нормы развития разговорной речи у ребенка
- Формирование речи ребенка
- Как происходит развитие речи?
- Разговариваем с малышом
- Причины задержки развития речи
- Формирование речевого аппарата
- Как научить ребенка говорить «мама»?
- Что должен говорить ребёнок
- В каком возрасте мальчики и девочки начинают разговаривать предложениями?
Стадии
Если рассматривать развитие речи ребёнка по месяцам, можно выделить несколько этапов:
- Крик. С момента рождения до 6-8 месяцев.
- Гуление. От 2 до 5 месяцев.
- Лепет. От 6 месяца до года.
- Первые слова. До двух лет.
Эти стадии развития речи весьма условны. Это значит, что они могут сдвигаться на несколько недель-месяцев. Тем не менее, именно эта классификация позволяет заметить, если развитие ребёнка отличается от нормального.
Доречевая
У новорождённых уже есть определённые голосовые реакции – крик, кашель, чихание, зевание. Иногда к концу первого месяца дети начинают издавать отдельные гортанные звуки – что-то вроде «аэ». Период крика длится около трёх месяцев. Именно в это время закладываются основы протоязыка. Детки усваивают мимику, жесты, различные манипуляции и т.п.
На втором месяце жизни ребёнок гукает и повизгивает, если ему что-то нравится. Появляется дифференциация крика зависимо от эмоции, которую он показывает. Гуление является частью комплекса оживления, и звуки, которые издают малыши в этот период: «ги», «ге», «эге», «агу». Естественно, звуки не учитывают коррелированность, константность, релевантность и т.п. На третьем месяце ребёнок начинает произносить интонационные звуки.
На пятом месяце появляется лепет
На этом этапе очень важно, насколько развит уровень слухового восприятия. Начинают проявляться особенности речевых звуков и слогообразование – ребёнок произносит слоги вроде «ма», «ба», «па» и т.п
Изначально эти конструкции нестабильны – имеют разную длительность, заменяется последний сегмент (ма-ма-ма-бу).
Предослова появляются в 7 месяцев. Это замкнутая последовательность слогов, объединённых акцентуацией. Звуки обретают константность, ребёнок реагирует на своё имя и вслушивается в речь окружающих.
Предметно относимые звуки. Образуются к восьми месяцам. Малыши способны понимать отдельные, часто произносимые словосочетания. Может найти взглядом знакомый предмет, если его попросит взрослый. К 9 месяцам в пассивном словаре ребёнка может быть несколько коротких фраз.
Несмотря на свою невербальную природу, именно протоязык является базой для формирования интеллекта и до двух лет активно используется детьми.
Дограмматическая
Когда ребёнку исполняется первый год, его речь, как правило, уже включает свои первые чётко произносимые слова, вроде: мама, папа, баба. Что касается понимания слов, то малыш, переживающий догматическую стадию, уже понимает около 30 слов. Его первые слова имеют полисемантическую природу – то есть звучат одинаково, но обозначают самые разные понятия/вещи. Дети испытывают трудности при произношении звукового сигнала, потому понять, что они говорят, трудно. Но благодаря постоянному повторению это постепенно исправляется.
Где-то за три месяца до полутора лет рост словаря замедляется, зато дети продолжают осваивать интонационно-ритмические составляющие речи. Благодаря этому звуки перестают уподобляться. Ребёнок прислушивается к речи взрослых, и старается уподобить свою речь к услышанному. Но обычно каждое произносимое слово может обозначать целое предложение. Речь ситуативная и эмоциональна (дети могут очень громко кричать и жестикулировать).
К двум годам ребёнок продолжает развивать словарь, включая в него двух- и трёхсложные слова. Сначала говорит слог, на который падает ударение, потом предударный слог и безударный. В итоге большинство слов разобрать очень сложно. Относительно грамматики правильно произносить слоги дети начинают, когда их словарный запас составляет от 50 слов. Здесь начинается следующий этап развития речи.
Усвоение грамматики
Данный этап дети начинают проходить где-то с двух лет. До 2 лет и 2 месяцев детки проходят стадию аграмматизма, когда говорят, не оформляя свою речь грамматически. Далее малыши начинают выделять морфемы и образуют слова, правда, по аналогии с теми, которые уже знают. Предложения становятся трёх- и четырёхсловными. Ребёнок начинает рассказывать обо всём, что видит, рассказывает о своих желаниях и переживаниях. В общем, говорит о многом, но не всегда понятно.
От 2 лет и 3 месяцев до 3 лет ребятки развивают служебный словарный запас. Дети строят предложения из 3-4 слов, а знакомые слова могут употреблять в нескольких грамматических формах. Речь детей качественно видоизменяется благодаря включению в игру. Она становится связной и понятной.
С 3 до 7 лет развивается словарный запас, когда в речи ребёнок может использовать до четырёх тысяч слов. Формируется чувство языка и грамматические навыки. Совершенствуется произношение.
Эти периоды индивидуальны, но у большинства детей развитие речи происходит именно так.
Советы по развитию речи
Для успешного развития речи в первые годы жизни, специалисты советуют:
- Развивать мелкую моторику. Как известно, речь и мелкая моторика тесно связаны. Поэтому стоит давать крошке в руки массажный мячик, чтобы крошка катал его в ладошках, делать массаж подушечек пальцев. Не стоит пренебрегать лепкой, играми с крупой, пальчиковой гимнастикой.
- Учите дуть. Упражнения для формирования правильного речевого выдоха способствуют развитию речи. Приобретите детке вертушку из фольги, мыльные пузыри или воздушные шарики. Хорошо развивает выдох бульканье жидкостью в чашке через соломинку.
- Считайте слоги. Неврологи считают что, сколько лет ребенку, столько слогов он должен произносить в словах. Чтобы избежать «проглатывания» звуков в конце слова, можно поиграть с малышом в следующую игру. Взрослый хлопает в ладоши на каждый слог, а малыш повторяет за ним слова, деля их на слоги, пользуясь хлопками.
- Много разговаривать и читать. С помощью общения накапливается пассивный словарный запас, который малыш потом переводит в активный. Совместные игры – один из сильнейших стимулов для выражения собственных мыслей. Поэтому, чаще играйте со своим ребенком.
- Общайтесь правильно. Когда вы что-то произносите, постарайтесь, чтобы ваше лицо было на уровне детского. Так малышу будет проще запоминать ваши артикуляционные движения и запоминать их. Проговаривайте слова медленно и внятно. При общении с ребенком, только начинающим говорить, важна относительная тишина. Так детка не будет отвлекаться на посторонний шум, а станет вникать в смысл ваших слов и правильность их произношения. Чаще задавайте вопросы и хвалите за любые успехи.
- Избегайте телевизора. Педиатры считают, что речь, которую слышат наши дети из динамиков телевизора или колонок компьютера, негативно воздействует на формирование детской речи. У нее слишком быстрый темп, она практически лишена интонации и не вызывает у крошки желание ответить.
- Уменьшите контроль. Позвольте карапузу изучать окружающий его мир самостоятельно. Не сдерживайте его познавательную активность, откажитесь от гиперопеки.
Что такое первое слово?
Понятно, что спустя несколько лет речь станет намного совершеннее. Ребенок научится выговаривать все звуки, согласовывать члены предложения без ошибок, пересказывать, анализировать, сочинять. Но в памяти родителей навсегда останется то самое первое слово. Каким оно может быть?
Чаще всего это звукоподражания или искажения, характеризующие начало автономной речи, понятной только малышу и его родителям. Так что это точно не слово «мама». Скорее, что-то вроде «ам-ам», «ца-ца» или «дай-дай». Но разве это слово? В современной педиатрии принято называть словом тот «набор звуков», который всегда употребляется малышом в одном и том же значении, ассоциируется у него с одними и теми же предметами или действиями.
Если малыш все, что связано с едой (и сам процесс примем пищи в том числе) называет «ам-ам» — то это слово. Если «ца-ца» — это все, что красивое или нужно для наведения красоты – это слово. Самое настоящее. Устойчивая лексическая единица, употребляемая ребенком. Если нет – еще лепет. При этом первые слова обычно состоят из двух повторяющихся или разных, но простых слогов. При этом уже можно считать, что ребенок начинает разговаривать.
Во сколько малыш скажет первое слово – вопрос индивидуальный. Кто-то вовсю «строчит» уже в год, а кто-то и в два не очень-то разговорчив.
Возраст фразовой речи
Уже к двум годам у малыша появляется фразовая речь: к этому понятию относятся и предложения из двух слов (даже лепетных). В идеале, к тому времени, когда ребенок должен начать говорить предложениями, словарный запас составляет 250-300 единиц. В активное употребление входят глаголы, наречия, предлоги, которые и позволяют составлять фразы.
На третьем году малыш уже строит сложные предложения, использует прилагательные и предлоги. А в 4 года и 5 лет речь понемногу совершенствуется, маленький «почемучка» задает много вопросов — и здесь вы также поможете ему, познавая мир, увеличивать словарь.
При отсутствии двухсловных фраз в возрасте 2,5 лет нужно обратиться к логопеду. Педагоги, дефектологи уверены: без специальной поддержки будет сложно догонять сверстников, так как не сформирована «база» для речи — а причин этому может быть достаточно: от родовой травмы до заболеваний или просто неблагоприятной окружающей обстановки.
Чтобы помочь ребенку осваивать фразовые высказывания, стоит делать следующее:
- стимулировать детское стремление спрашивать и удовлетворять любопытство подробными ответами;
- не сюсюкать, говорить плавно, четко и не быстро;
- каждый день читать книги — непременно подходящие по возрасту;
- обогащать жизнь малыша новыми впечатлениями (не перегружая при этом его память и психику) и обсуждать их;
- поощрять игры и общение с другими детьми, особенно если они уже хорошо разговаривают;
- слушать с ребенком музыку, петь, танцевать (ритмичные движения развивают не только физически, но и умственно).
Важно с особенным вниманием отнестись к моменту, когда дети начинают говорить даже простые слова, и проконсультироваться со специалистами. Если малыш не общается так, как предполагается в его возрасте, нужно помнить, что на развитие детской речи влияет множество факторов, особенно — неврологические нарушения. Обнаруженные проблемы можно устранить, но для успешной реабилитации необходимо поддерживать постоянную связь с врачами
Обнаруженные проблемы можно устранить, но для успешной реабилитации необходимо поддерживать постоянную связь с врачами.
Неоценимую помощь окажет вам и педагог-логопед. Он будет проводить обучающие мероприятия по собственной программе, посоветует упражнения и игры для формирования артикуляции, развития мелкой моторики (координированные мелкие и точные движения пальцев рук), которыми можно регулярно заниматься дома. Все это благотворно влияет не только на говорение, но и на мышление, память, формирует личность малыша в целом.
Возрастные этапы
Большинство из нас уверены, что первые слова малыш обязательно скажет еще до года. Особенно ждем слова «мама», как «истинно первого», сказанного ребенком. Во сколько он его скажет? Ребенок начинает говорить не одномоментно, его речь проходит несколько последовательных этапов от месяца к месяцу, а затем – от года к году, все более совершенствуясь от простого «уа» в возрасте 1 месяца до развернутых предложений или вполне связных рассказов в 2,5–3 года.
- Агукание. Ребенок должен начать агукать примерно до 8 недель. Такая «речь» состоит из простых «тягучих» гласных (иногда к ним присоединяются звуки , , ).
- Гуление. Между 2 и 4 месяцами дети начинают пробовать разные звуковые комбинации, осваивая первые согласные.
- Лепет. Примерно в 6–7 месяцев «речь» малыша состоит из длинных цепочек слогов, которые все более усложняются.
- Первые слова и автономная речь (в районе 10 месяцев – 1 года). В словаре малыша может быть около 10 слов.
- С полутора лет слова употребляются в значении предложений, появляются фразы из 2 слов (предмет плюс действие). В активном арсенале может быть примерно 30 слов, в их числе – звукоподражания или искажения.
- 2 года – период настоящего «словарного бума». Автономная речь уступает место общепонятным словам. В речи появляются также прилагательные, местоимения, союзы, предлоги. Предложения в этом возрасте могут быть уже из 4 слов, с признаками грамматических изменений, с активным использованием эмоций, интонаций. Наступает возраст активных «почемучек». Нормой пока считается плохое произношение звуков.
Первые слова ребенка
Выше познакомились с начальным этапом развития речи у крохи. После 10-12 месяцев малыш произносит небольшие слова, к примеру, мама, баба, деда и т.д. Иногда, дети произносят лишь часть таких слов, т.е. первый слог. Что касается произношения, оно может быть не вполне отчетливо, но хорошо узнаваемо. Кроме того, кроха проговаривает их непросто так, а при определенных ситуациях.
Зачастую специалисты говорят, что к первому году жизни ребенок должен говорить около 20 слов или издавать звуки, похожие на них. К этому относится не только «МАМА» и «ПАПА», но и подражание звукам животных, птиц. Если малыш произносит меньше или такие слова отсутствует вообще — это еще не повод для паники. Скорее всего, через 2-3 месяца ребенок догонит сверстников и будет владеть таким же количеством слов.
Развитие речи
После года жизни малыш стремительно развивает свой словарный запас, но это не говорит о том, что он их все произносит. Возможно, малыш не выговаривает слово, но отчетливо понимает, о чем говорят ему родители.
Малыш выполняет простые задания от родителей: приносит игрушку, ручку или отдает мяч. К этому возрасту у ребенка возникает и часто применяется указательный жест. Как правило, это сопровождается требовательной интонацией.
Зачастую дети после года показывают указательным пальцем на предмет и ждут когда мама или другие близкие повторят слово вслух. Только так чадо осознает, что этот предмет называется так, а другой иначе. С каждым месяцем ребенок запоминает все больше слов – это главный этап его развития. Прежде чем появится активная речь, может пройти 2-8 месяца. Если у ребенка нет отклонений, и у него не наблюдаются проблемы со слухом, то ответ на вопрос, когда же ребенок начинает говорить – 1,2-1,5 года. Главное, помнить, что в данном вопросе все дети индивидуальны.
Но для того чтобы это произошло намного раньше, важно постоянно разговаривать, читать и повторять название предметов своему малышу. Не нужно сюсюкаться с малышом – это может лишь замедлить речевое развитие и вызвать некоторые проблемы в будущем
В 1,5 года малыш знает 30-40 слов. Крайне часто в таком возрасте ребенок задает вопрос: «Что это?». После двух лет речь ребенка становится отчетливей, лучше проговаривает звуки, слоги. Словарный запас составляет приблизительно 300 слов, причем в них входят как наречия, так и глаголы.
После 3 лет ребенок способен отчетливо произносить предложения. В большинстве случаев в них входят предлоги, вопросительные слова и прилагательные. Завершающим этапом развития речи малыша становятся соединительные союзы и местоимения.
Нормы развития разговорной речи у ребенка
Медики и специалисты дефектологии делят процесс развития речи у ребёнка на несколько этапов:
- 1-2 месяца. В этом возрасте младенец учится различать речь родителей, реагировать на звуки и интонацию голоса. Начинает интенсивно улыбаться. Первые эмоции проявляет при помощи крика или плача. Именно они становится первыми предвестниками развития разговорной речи.
- 3-4 месяца. В этом возрасте младенец уже способен произносить гласные звуки. Появляется способность гулить и агукать.
- 5-6 месяцев. Из набора гласных и согласных звуков появляются первые слоги. Которые позднее складываются в простые слова типа мама, баба, папа.
- 7-8 месяцев. Здесь ребёнок уже понемногу произносит свои первые связки гласных и согласных звуков, чётко напоминающее обычные слова. Такой «разговорчивый» малыш уже осознанно имитирует речь родителей.
- 1 год. Кроха уже уверенно выговаривает первые простые слова типа кися, мама, пить, дай. Словарный запас постоянно расширяется. В этом возрасте дети начинают говорить свои четкие первые слова осознанно.
- 1,5 года. Если родители регулярно чётко болтают с малышом, приблизительно к этому возрасту он уже умеет говорить простыми предложениями без склонений по падежам. Как правило, предложение состоит из действия-глагола плюс существительного-предмета или особы.
- 2 года. В этом возрасте дети начинают говорить предложениями, которые свободно складываются из трёх и более слов. И именно на этом этапе кроха способен выполнить самые банальные бытовые просьбы. Тут в ходе развития речи малыш уже употребляет предлоги, приставки, правильные окончания.
А уже в 3 годикам ребёнок полноценно изъясняется фразами. При этом свободно использует с прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения и наречия. При этом нечеткое или неправильное произношение некоторых звуков считается нормой. Специалисты утверждают, что ребёнок обязательно выговорит все звуки до 6 лет. Поэтому если малыш еще не произносит букву «р», не стоит паниковать.
Формирование речи ребенка
В последние годы отмечается стабильная тенденция – дети начинают позже говорить. Это связано с плохой экологией, наличием хронических заболеваний у матери, экстренными или затяжными родами. Многие детки уже рождаются с неврологической патологией, незрелой нервной системой – а ведь именно в головном мозге находятся речевые центры, недоразвитие которых вызывает различные нарушения речи, а также полное ее отсутствие.
Овладение речью – довольно сложный процесс. Он включает не только сами фразы, но также понимание речи, обращенных слов, предложений, разговорный язык, выражение собственных мыслей и эмоций. Как правило, девочки начинают говорить быстрее мальчиков.
Как происходит развитие речи?
В период от новорожденного до дошкольника речь вашего ребенка развивается с невероятной скоростью. До двух лет ваш малыш составляет свой «репертуар» звуков и слов. К 24 месяцам у него в запасе может быть до 200 слов, с помощью которых он может выражать свои желания и наблюдения.
Возраст | Речевые навыки |
новорожденный | Общается с помощью плача |
3 месяца | Гулит и произносит простые звуки, такие, как «ох» и «ах» |
6 месяцев | Произносит согласные звуки «б», «м» и «ма-ма» |
9 месяцев | Соединяет звуки |
12 месяцев | Произносит сложные согласные, например, «в», и может сказать «мама» |
18 месяцев | Знает около 30 простых слов и каждый день произносит новые |
2 года | Знает около 200 слов и начинает их соединять |
3 года | Знает сотни слов и объединяет их в предложении |
Это всего лишь усредненные данные. Каждый ребенок индивидуален и развивается согласно программе, заложенной мамой с папой. Но что делать, если очень хочется поскорее поговорить с малышом? Приведем несколько универсальных советов, следуя которым, родители помогут ребенку постепенно и своевременно освоить родной язык.
Разговариваем с малышом
В первую очередь родители должны определить, готов ли ребенок к произнесению своего первого слова психологически, физиологически и интеллектуально. Что это означает?
- Малыш понимает обращенную к нему речь, он реагирует на свое имя и на другие обращенные к нему слова.
- Он прекрасно слышит и видит.
- Кроха уже не «агукает», а лепечет, пытаясь называть с помочью звуков окружающие его предметы.
- Играя, ребенок пытается повторять за мамой ее действия или выполнить движения, которые мама ему задала.
Если с этими пунктами все в порядке, мама и папа должны помочь малышу заговорить. Здесь главное – общение с ребенком. То есть, с ним нужно разговаривать – много и спокойным, доброжелательным тоном. Таким способом у крохи формируется пассивный словарный запас, который рано или поздно выльется в первое произнесенное вслух слово. Как же говорить с малышом правильно?
- Нужно называть все слова правильными, своими обозначениями. Скажем, не нужно говорить слово «мяу», а лучше – кошка, не «би-би» а машина. Ну и так далее. С самого начала малыш должен слышать идеально правильное произношение того или иного слова.
- Обращаться к малышу нужно простыми, четкими предложениями. Желательно повторять их несколько раз.
- Маме нужно говорить с малышом четко и внятно, стоя или сидя к нему лицом.
- Общение лучше построить в форме беседы, то есть мама должна задавать малышу вопрос и сама на него отвечать. Например: «Кто это пробежал по улице? Это собачка».
- Вообще желательно описывать словами все происходящее вокруг малыша: как и во что мама одевает малыша, куда они сейчас пойдут, что будут делать, какая на улице погода и т. д.
- Беседуя с ребенком, следует исключать всяческие фоновые звуки вроде телевизора, радио и пр., чтобы малыш на них не отвлекался.
- В идеале кроха будет пытаться повторять за мамой те или иные звуки или слова, поэтому в его рту не должно быть соски. Она помешает малышу правильно произносить слова или отдельные звуки.
Играем с ребенком
А еще – раньше заговорить малышу помогают игры. Ведь что такое игра для ребенка? Она помогает ему развиваться интеллектуально и физически, вырабатывает сноровку и положительно влияет на здоровье и общее развитие. Какой малыш заговорит раньше – хилый и интеллектуально неразвитый или бодрый, веселый и общительный? Это вопрос из разряда риторических.
Всяческих игр, помогающих малышу развиваться и, соответственно, учиться говорить, множество. Назовет лишь некоторые из них – самые распространенные и полезные. Разумеется, мама и папа должны принимать в таких играх непосредственное участие.
- Играем с малышом в игры, развивающие мелкую моторику. Давно известно, что развитая мелкая моторика помогает ребенку заговорить раньше. Такие игры хорошо известны: перебирание пальчиками различных мелких предметов – бусинок, камешков, крупы, шнурков, попытки складывать их в определенном порядке и т. д. В общем, мамам эти игры известны хорошо, и они должны научить своих малышей в них играть.
- Массаж детских ручек и всяческие забавы с детскими пальчиками – еще один замечательный способ развить у малыша речь. Любая мама знает древние и потрясающе эффективные игры вроде: «Пальчик-пальчик, где ты был» или: «Сорока-ворона кашку варила». Помимо собственно массажа пальцев, малыш запоминает произносимые при этом мамой слова, и очень скоро будет пытаться их повторять.
- Хорошо помогают и занятия артикуляционной гимнастикой, построенные в виде легких, забавных игр. Улыбнитесь ребенку, покажите ему язык, вытяните дудочкой губы – пускай все это малыш повторит вслед за мамой. Такие забавы хорошо развивают детский речевой аппарат, а, значит, крохе легче будет произнести слово «мама».
- Песенки и стишки с понятным малышу сюжетом также неплохо помогают выговорить самое первое словечко. Очень скоро малыш вслед за мамой будет повторять про мишку, которого уронили на пол и оторвали ему лапу или пытаться вместе с мамой петь известное: «Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота». А там и до слова «мама» уже недалеко.
- Совместное с ребенком чтение книжек и рассматривание картинок, когда мама называет вслух каждую нарисованную зверушку, тоже прекрасный и хорошо проверенный веками способ.
В общем, как научить ребенка говорить слово «мама», нет ничего трудного. Надо лишь постараться применить на практике приведенные в статье советы. И тогда очень скоро наступит долгожданный праздник – первое осмысленное детское слово «мама».
Причины задержки развития речи
Родители ни в коем случае не должны переживать, если ребёнок молчит долгое время, не стоит сравнивать его с другими детьми.
Специалисты же выявили следующие причины возможных нарушений:
- Проблемы с психикой, слухом, длительное кислородное голодание в утробе матери. Следует тщательно следить за здоровьем малыша, ведь своевременная медицинская помощь поможет разрешить все быстро, без каких-либо осложнений.
- Стресс. Если в семье много ссор и конфликтов, ребёнок может просто закрыться в себе. Никто не сможет привить ему желания разговаривать в таком обществе. Поэтому родителям нужно следить также и за эмоциональным состоянием ребёнка.
- Недостаток общения. Некоторые родители, не желая отдавать своё чадо в детский сад, совершают большую ошибку. Ведь для полноценного развития ребёнок должен постоянно находиться в обществе. Там он может наблюдать и повторять слова своих сверстников.
- Чрезмерная родительская опека. Многие из нас готовы угадать и выполнить желание ребёнка по первому зову, что является в корне неверным, если вы ждёте от ребёнка последовательной речи. Ему просто незачем учиться говорить, поэтому в таких семьях дети произносят первые слова очень поздно.
- Слабое развитие мелкой моторики. Приучите вашего ребёнка к каждодневному вечернему массажу и легким тренировкам пальчиков, потому как известно, что часть мозга, отвечающая за речевой аппарат, неразрывно связана с самой моторикой. Особо будут полезны рисование, лепка из глины. Заодно вы сможете с раннего детства привить любовь к искусству.
- Смешанные семьи, говорящие на разных языках. В такой обстановке ребёнку очень трудно настроиться и уловить слова и их смысл. Ведь для этого ему нужно сначала выбрать язык, на котором он будет учиться разговаривать и различать значение предложений.
Формирование речевого аппарата
В первый годик жизни ребенок интенсивно растет и развивается, происходит адаптация к новому миру. Это очень ответственный этап в жизни маленького человечка, и родители должны помочь ему справиться со всеми трудностями данного периода. Малыш в рекордные сроки набирает массу тела, обзаводится зубками, приспосабливается к усвоению твердой пищи, начинает вставать и ходить. За год ребенок из крохотного беспомощного младенца превращается в человечка, который обладает почти всеми навыками и умениями взрослого человека.
Речевой аппарат тесно связан со всем организмом маленького человечка, а не является какой-то автономно функционирующей его частью. Задержки в развитии речевого аппарата могут носить временный и патологический характер. Так, известно, что Эйнштейн заговорил в 4 года. Однако не нужно успокаивать себя и думать, что ваш молчаливый малыш – тоже маленький Эйнштейн: к году он должен произносить слова.
Свои первые звуки малыш начинает воспроизводить сразу после рождения. В это время он пользуется своим язычком и небом. Ребенок широко открывает ротик и кричит громко, как оперный певец: использует для этого еще и мышцы живота (поэтому младенцы могут накричать пупочную грыжу). Первыми звуками грудничка является гласные “а” и “у”.
Далее малютка, попавший в звуковую среду нашего мира, начинает различать интонационную окраску, обогащая свой плач гневными, жалобными или обиженными нотками. Так происходит формирование эмоциональной сферы маленького человечка, первый опыт социализации. Речевой аппарат формируется не сам по себе, а как следствие взаимодействия с окружающим миром (вспомните Маугли). Молчание вокруг грудничка, отсутствие коммуникации не способствует активному развитию младенца.
В возрасте одного месяца кроха уже узнает голос матери, осознает ее заботу и внимание – и начинает пускать пузыри! Это тоже способ привлечения внимания к себе и попытка коммуникации с окружающим миром. Вместе с пузырями появляется и звуковое сопровождение – “гу, агу”
Его речь больше похожа на мелодичное пение из гласных звуков.
Этот период очень показателен для развития речевого аппарата. Когда малютка начинает гулить, он готов осваивать новое звуковое пространство и воспроизводить звуки копированием. Мама должна всячески поощрять малыша на данном этапе становления речевого аппарата
Важно понимать: “гу” и “агу” – это первые слова младенца, доступные его несовершенному речевому аппарату
Как научить ребенка говорить «мама»?
Каждый малыш растет и развивается по индивидуальному сценарию. Одни дети начинают рано произносить простые слова, другие остаются молчунами и не спешат порадовать близких подобными успехами. Родители замечают, что чадо отличается от детишек знакомых, которые уже вовсю лепечут, и начинают беспокоиться из-за того, что он не перешел на данный этап. Каждая женщина мечтает услышать «мама» и радуется, когда это происходит.
Существуют факторы, которые указывают на готовность маленького человека заговорить в скором времени:
- Понимание ребенком обращенной к нему речи. Он откликается на собственное имя, реагирует на слова взрослых.
- Отсутствие нарушений слуха и зрительной функции.
- Ребенок перестал «агукать» и начал лепетать. Он дает собственные звуковые наименования различным предметам, которые отдаленно напоминают их названия.
- Во время игры малыш стремится повторять за родителями, выполняет действия, которые ему задали.
Процесс формирования речи напрямую зависит от психического развития и мышления. Женщина и мужчина должны следить за этими важными аспектами. В случае если есть подозрения на определенные проблемы, нужно обратиться к следующим специалистам:
- педиатру;
- неврологу;
- психологу;
- логопеду.
Если врач успокоил родителей и сообщил, что малыш развивается в соответствии с возрастными нормами и не имеет проблем со здоровьем, мама и папа могут помочь ребенку разговориться. Главное условие — общение. С ребенком нужно много разговаривать, ведь он все понимает. Чем больше внимания уделяется разговорам, тем богаче пассивный словарный запас крохи и тем быстрее он заговорит.
Что нужно делать для того, чтобы малыш научился говорить «мама»:
- Применять правильные формы слов. Не стоит упрощать процесс обучения словами вроде «би-би» или «ав-ав».
- Предложения должны быть простыми и при необходимости повторяться несколько раз.
- Речь мамы должна быть четкой, стоит находиться лицом к ребенку во время общения.
- Следует создавать иллюзию беседы — задавать вопрос и самостоятельно отвечать на него.
- Описывайте словами все, что происходит вокруг. Рассказывайте, во что одеваете малыша, куда идете, какая погода за окном и т.д.
- Исключите фоновые звуки, такие как телевизор или радио.
- Не используйте соску во время общения с малышом.
Как научить ребенка говорить «папа»?
С мамой ребёнок проводит много времени, а с отцом видится гораздо реже. По этой причине слово «папа» может стать элементом речи ребенка позже. Мужчина должен как можно чаще общаться с сыном или дочкой, когда он дома. Если взаимодействие с малышом происходит редко, оно должно быть эмоциональным и запоминающимся, приветствуются занятия в игровой форме.
Игры, которые помогут быстрее произнести слово «папа»:
- Шнуровки, перебирание бусин помогают развивать мелкую моторику и ускоряют формирование речи. Любые мелкие предметы в руках ребенка стимулируют речевое развитие, однако стоит быть осторожными и всегда следить, чтобы он не засунул детали в рот и не подавился.
- Пальчиковые игры, легкий массаж рук. Лучше рассказывать во время таких игр легко запоминающиеся стишки и потешки.
- Ребенок развеселится, если папа начнет повторять за ним все звуки. Затем он может сам произнести звук и предложить малышу сделать то же самое.
- Вечером нужно укладывать ребенка спать и читать книги с незатейливым сюжетом. Можно сочинять истории про смелого папу, который поддержит в трудную минуту и защитит.
- Игра в прятки также поможет ускорить процесс. Папа закрывает лицо ладонями и говорит «где папа?», потом убирает руки и произносит «а вот папа». Маленькие дети любят так играть, это поднимает настроение и укрепляет эмоциональную связь с отцом.
Интересный факт: согласно статистике, дети начинают говорить слово «папа» немного раньше, чем «мама» (меньше 50% всех малышей). Также ребенку проще произносить «дай», «на», «ам». Женщина не должна расстраиваться и принимать это близко к сердцу. Первым малыш произнесет то слово, которое будет проще выговорить. Это не означает, что маму он любит меньше.
Если малыш не спешит произносить слова «мама» или «папа», а сверстники уже вовсю это делают, не стоит переживать раньше времени, лучше получить консультацию грамотного врача. Дети развиваются индивидуально, поэтому вероятно, что скоро ребенок начнет много говорить, особенно если родители стараются чаще с ним общаться и стимулировать речь.
Татьяна Владимировна Швецова, педиатр, клинический психолог
Что должен говорить ребёнок
Развитие речи малышей можно условно поделить по месяцам:
Возраст (по месяцам) |
Что ребёнок должен говорить |
1 – 1,5 |
Гласные звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь (о, а, у, я, ау, уа). Малыши всхлипывают на выдохе и прислушиваются к окружающим звукам. Громко кричат. |
2–3 |
Проявляется «комплекс оживления» (характерно двигают ручками и ножками, видя мать). Речь становится более гортанной, и появляются комбинации звуков – гукание. Ключевыми проявлениями речи в этот период являются комбинации звуков вроде: а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га.
Малыш издаёт звуки не только при контакте с кем-то, но и просто потому, что ему хочется. Может сосредотачиваться на источнике звука. |
3–5 |
Начинается полноценная стадия гуления. Ребёнок от гласных звуков переходит к таким звукосочетаниям, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Причём звукосочетания очень причудливы, и повторить их невозможно. |
6 |
Дети начинают лепетать из звукосочетаний «га, ка, па, ма». Поскольку они постоянно повторяются, начинают быть похожи на модели слов, хотя в «словах» больше слогов, чем нужно. Например, «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Это не средство общения, по крайней мере, пока. |
7 |
Ребёнок начинает связывать предметы и обозначающие их слова. Слова уже различаются по звучанию. Малыш полноценно лепечет. |
8-9 |
Малыш уже начинает говорить ба-ба, ма-ма и т.п. Появляется игровое поведение, сопровождаемое использованием различных звуков. Ребёнок может обозначить любые игрушки определёнными звуками. |
10-11 |
Ребёнок осознанно произносит простые слова вроде «мама». В словарном запасе есть несколько слов, которыми он может называть всё подряд. |
12 |
Малыш уже осознанно применяет около десяти простых слов, а понимает и того больше. Может выполнить простые просьбы. Речь сопровождает мимикой и жестами. |
В зависимости от условий, в которых малыш развивается, и его личных особенностей, эти стадии могут наступать раньше или чуть позже. Но благодаря такой чёткой картине развития, родители и врачи могут понять, если с ребёнком что-то не так.
В каком возрасте мальчики и девочки начинают разговаривать предложениями?
С 1,5-2-летнего возраста вместо привычного лепета малыш начинает выговаривать простые фразы. К этому времени в его словарном запасе насчитывается примерно 50-100 слов.
Ребенок пытается строить из них простые предложения. К трем годам лексикон составляет около 250-300 слов. Дети начинают использовать в своей речи не только имена существительные, но и глаголы.
Малыш стремится познавать окружающий мир. Поэтому он часто задает маме вопросы «когда?», «зачем?», «почему?». Ребенок уже хорошо произносит простые предложения, говорит на понятном для взрослых языке.
К концу трехлетнего возраста дети усваивают сложные грамматические формы и конструкции речи. Они уже являются полноценными собеседниками, применяют правильно согласованные фразы.
В норме ребенок трех лет должен обладать такими речевыми навыками:
- выговаривать не менее 250 слов;
- составлять короткий рассказ по картинке;
- знать свой возраст, пол, имя и фамилию, выговаривать их;
- применять в речи глаголы, предлоги и местоимения;
- понимать суть сказок;
- составлять сложноподчиненные предложения.
В каком возрасте ребенок начинает говорить предложениями, зависит от разных факторов:
- когда малыш стал произносить первые слова;
- как занимались с ним родители.