Автоматизация звука ж

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Воспитатель.

Собрались все дети вкруг.

Ты той друг и я твой друг,

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Будем мы сейчас опять

Звуки, буквы изучать,

И друг другу не мешать.

2. Введение в тему занятия.

Воспитатель.

Но сначала я расскажу вам сказку.

В одном волшебном лесу живут звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (гласные звуки). Другие звуки при произношение встречают преграду. Какие это звуки? (согласные звуки). Послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

— Какой звук повторялся?

Правильно, Ж.

Сегодня мы познакомимся со звукомIж I и буквой Ж. Нас ожидает много нового и интересного.

3. Характеристика звука IжI.

Воспитатель: Давайте произнесем звук Ж.

Дети: Ж-ж-ж.

Воспитатель: при произношении звука IжI губы округлены, зубы сближены, язычок за верхними зубами.

Воспитатель: Звук можно пропеть?

Дети: Звук нельзя пропеть. Он согласный.

Воспитатель :Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук . Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко работает.

Воспитатель: Если горлышко работает, значит звук звонки А еще звук всегда твердый. Дети, дайте полную характеристику звука .

Дет :Звук согласный, звонкий, всегда твердый.

4. Игра «Будь внимателен».

Воспитатель: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук .

Ж, Ш, Ш, Ж, Ш, Ж, З, Ж, Ж, С, Ж

ЖА, ША, ЗУ, ЖИ, ЗИ

ЖУК, ШУБА, ЖИВОТ, ЗОНТ, ЖИРАФ

Воспитатель: Молодцы, все были очень внимательными.

4. Упражнение на развитие внимания «Где спрятался звук».

Вы любите играть в прятки? Звук тоже любит эту игру. Вам нужно

по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук : в начале, в середине или в конце слова?

Слова (жираф, жук, ёж, жезл, снежинка, жёлудь).

Воспитатель:

Отгадайте загадку:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Дети: Жук.

5. Физ. минутка.

Воспитатель: Встаньте в круг,отдохнем:

В детский сад к нам жук влетел,

Зажужжал он и запел: «ж-ж-ж».

Вот он вправо полетел –

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел –

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос нам хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем вместе:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Чтобы улететь он смог.

6. Знакомство с буквой Ж.

Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

— Нет, мы видим и пишем буквы.

— Какой же буквой обозначается звук Ж на письме? Буква Ж.

Эта буква широка и похожа на жука.

Жук принёс нам эту букву.

С каких элементов состоит эта буква?

Покажите, где она находится в алфавите?

Чтобы лучше запомнить, давайте из палочек выложим букву Ж.

7. Работа в тетрадях.

Дети выполняют штриховку буквы Ж.

Воспитатель: напишем букву Ж в воздухе пальцем. А сейчас напишите букву Ж в тетрадях.

8. Пальчиковая гимнастика «Сороконожка».

Две сороконожки

Бежали по дорожке,

Бежали, бежали,

Друг дружку повстречали,

Так обнимали,

Так обнимали,

Что мы их ели разняли.

9. Работа с пособием «Слоговая ромашка».

Жук знает, как жужжит звук ж, а сейчас он хочет послушать, как может звучать звук I ЖI в сочетании с гласными звуками.Дети читают слоги: жа, жо, жу, же, жи.

10. Звуковой анализ слова ЖУК.

Жук принёс карточки с буквами и просит составить из них слово.

Сколько слогов в этом слове?

Сколько гласных звуков?

Ж-СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ

У-ГЛАСНЫЙ

К-СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ.

11. Составление слов из слогов. Игра «Напои жука нектаром».

(На доске изображения цветов со слогами в центре).

Воспитатель: наш жук проголодался. Ребята, вы не знаете чем его можно накормить? (Дети вспоминают, что насекомые питаются пыльцой и нектаром). Каждый из вас сможет напоить жука нектаром и накормить пыльцой, если составит слова из слогов, находящихся в серединке каждого цветка.

Дети пересаживают жучка с цветка на цветок –составляют и читают слова: лужа, кожа, сажа, жаба.

12. Итог занятия.

Жук подкрепился, остался, вами доволен, ему пора дальше в путь.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

— Чем мы сегодня занимались? С каким звуком и буквой познакомились?

— А в чем были трудности?

Произношение слов со звуком [Ж]

  1. Игра «Волшебные превращения». Звук Ж поможет сделать из большого предмета маленький. Назови картинки ласково (берег, флаг, рог, утюг, луг, пирог). Какой одинаковый слог появился в словах?
  2. Игра «Стрелочки». Даны изображены кружков с написанными в них буквами. Круги соединены стрелками. Задание: прочитать слова по стрелкам, голосом выделяя звук Ж.
  3. «Цветные стрелки». Даны изображения кружков с написанными в них буками. Ниже нарисованы пустые круги. Круги с буквами и пустые соединены цветными стрелками в свободном порядке. Нужно перенести буквы в пустые кружочки по стрелкам. Прочитать слова.

Автоматизация звука Ж

Продолжительность логопедических занятий зависит от возраста дошкольника, длятся они от 15 до 30 минут.

Упражнения по автоматизации «Ж» включают в себя проговаривание:

  • пословиц,
  • скороговорок,
  • стихов,
  • потешек.

Сначала «Ж» включают в слоги, затем в слова, постепенно усложняя задания. Комплекс направлен на формирование зрительного, слухового, артикуляционного и речевого контроля.

Скороговорки для автоматизации «Ж» в речи (для детей 4-5 лет):

  1. Жук жужжит над абажуром.
  2. Жужжит жужелица, жужжит и кружится.
  3. Режет ежик ножом коржик.
  4. Жаворонок в жару кружил над жнивьем
  5. В живом уголке жили ежи да ужи.
  6. Слишком много ножек у сороконожек.

Частое повторение стихов и скороговорок на букву Ж ускорит результат.

Потешки для закрепления «Ж» (для детей 5-6 лет):

  1. У ежа — ежата, у ужа — ужата.
    Ужата — у ужа, ежата — у ежа.
  2. Желтый желудь
    Дрожал над лужей.
  3. Жук жужжит — он встать не может,
    Ждет он, кто ж ему поможет.
    Жужжит над жимолостью жук.
    Тяжелый на жуке кожух.
    Жук летает над лужком,
    Он устал ходить пешком.
  4. Жану нужен ножик,
    Жанне нужен ежик.
  5. Увижу Женю — покажу ежа,
    Увижу Жанну — покажу ужа.
  6. Жарко жабе в теплой луже
    Жаба ждет дождя и тужит
  7. Жук-жучок, желтый бочек,
    На лужайке не лежи, полетай, пожужжи.
  8. Что на ужин у ежей?
    Кожура от желудей.
  9. У ежа — ежата, у ужа — ужата,
    У чижа — чижата, у жука — жучата.

Чем интереснее задания, тем легче ребенку включится в игру.

Стихи на отработку «Ж» (для детей 7-8 лет):

  1. Вышла Женя погулять,
    Стала дождик умолять:
    Дождик, дождик, не дожди,
    Дождик, дождик, подожди.
    Ты нам не нужен, не нужны и лужи.
    Дождик Жене не мешал,
    Дождик дальше побежал.
  2. Шмель Шмелю
    Жужжит:
    «Друж-ж-жище!
    На тебе ж
    Пылинок тыщи!
    Поправляя
    Свой жилет,
    Шмель Шмелю
    Жужжит
    В ответ:
    «Это ж вовсе
    Не пыльца,
    Это ж пудра
    Для лица.
    На боках
    И на спине
    Я несу ее
    Ж-ж-жене!»
    (автор В. Иванова)

После отработки корректного «Ж» в речи ребенка взрослые должны следить за его произношением в бытовых ситуациях.

При этом речь окружающих также должна быть:

  • грамотной,
  • чистой,
  • красивой,
  • выдержанной.

Для развития фонематического восприятия звука «Ж» ребенку необходимо:

  1. Читать качественную литературу.
  2. Включать аудиокниги.
  3. Показывать детские спектакли.

Правильная речь, которая окружает детей, станет инструментом для автоматизации корректного произношения всего фонематического ряда. Без этого условия специализированные занятия не принесут долговременных результатов.

Произношение слов со звуком [Ж]

  1. Игра «Волшебные превращения». Звук Ж поможет сделать из большого предмета маленький. Назови картинки ласково (берег, флаг, рог, утюг, луг, пирог). Какой одинаковый слог появился в словах?
  2. Игра «Стрелочки». Даны изображены кружков с написанными в них буквами. Круги соединены стрелками. Задание: прочитать слова по стрелкам, голосом выделяя звук Ж.
  3. «Цветные стрелки». Даны изображения кружков с написанными в них буками. Ниже нарисованы пустые круги. Круги с буквами и пустые соединены цветными стрелками в свободном порядке. Нужно перенести буквы в пустые кружочки по стрелкам. Прочитать слова.

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком  (карточки предварительно распечатать и разрезать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком  (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало Жука, не стало Жабы и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3. «Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком , называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4. «Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком , а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, жаба, лапа, жук, желе. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука ).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, жук— много жуков, жилетка — много жилеток, ножик — много ножиков). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ЖУК, к маленькому — ЖУЧОК.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного

Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — жаба, но две, три, четыре — жабы, пять — жаб). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов

Автоматизация звука «Ж» в словах. Игры на автоматизацию звука «Ж» при помощи картинок будут интересным занятием взрослого с малышом.

Заниматься можно у нас на сайте онлайн по 10-15 минут каждый день. Можно также распечатать, разрезать и играть с удовольствием.

Вам также будет интересно:

  1. Автоматизация звука Р
  2. Автоматизация звука Л
  3. Дифференциация звуков
  4. Автоматизация свистящих звуков
  5. Развитие речи
  6. Обучение грамоте
  7. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Профилактика коррекции звукопроизношения и прогнозирование

Помимо логопедических занятий, которые ребенок посещает в детском саду или речевой школе, рекомендована и домашняя работа по устранению речевых нарушений и звукокоррекции. Дополнительная работа с родителями поможет закрепить пройденный материал.

Педагог может предложить родителям выполнять с ребенком дома некоторые упражнения из комплекса артикуляционной или дыхательной гимнастики

Если малыш все еще не всегда правильно дифференцирует звук, и в свободной речи заменяет его на схожий по звучанию, то взрослым рекомендовано акцентировать на этом внимание, предлагая правильный вариант

Таким образом, работа по коррекции звукопроизношения будет вестись непрерывно: в саду, на прогулке, дома, что приведет к положительным результатам.

Ошибки при автоматизации

Делать ошибки при автоматизации звука могут родители, приступившие к занятию первый раз. Как правило, они возникают в первый день, когда взрослые не понимают, почему ребенок встречает сложности при автоматизации, неправильно произносит звук, не хочет заниматься. Логопеды предупреждают, процесс автоматизации не так прост, как кажется, подходить к нему стоит ответственно, изучив подробно каждый этап.

В логопедии за многолетний практический опыт имеется подборка распространенных ошибок родителей при самостоятельных занятиях с детьми.

  • К автоматизации звука начинают переходить, когда ребенок еще не произносит его четко и правильно изолированно (в отдельности от других слогов, слов, букв).
  • Начинают автоматизацию со сложного материала, пропуская чтение слогов, слов, словосочетаний. Сразу начинают работать с чистоговорками, скороговорками.
  • Пропускают артикуляционную разминку, которая предназначена для того, чтобы настроить речевой аппарат на правильную и легкую работу со звуками, разогревая его и делая язык, губы, щеки более подвижными.
  • Одновременно сочетают автоматизацию нескольких звуков, особенно если малыш путает их в речи: с-л, р-л, ж-с, ш-ж и т. д. Только при успешном закреплении одной буквы можно переходить к следующей.
  • Взрослый просит ребенка повторить слова, слоги или предложения, не произнося четко звук, без артикуляционной позиции. Родитель должен быть как зеркало, как образец, за которым малыш должен повторять и учиться. При произношении Ж необходимо четко показывать, немного утрируя, как правильно проговаривать звук.
  • Автоматизация звука проходит каждый раз на одном и том же материале, без применения наглядности.
  • Родитель не хвалит ребенка за успехи, а только указывает на ошибки. Таким образом у малыша отпадает желание делать верно, работать и совершенствоваться, он теряет веру в себя.
  • Автоматизация проходит скачкообразно, периодами, что неверно. При непостоянной работе невозможно достичь быстрого и эффективного результата. Необходимо проводить занятия с малышом ежедневно, не более времени, отведенного для его возрастной группы.

Поэтому пред началом занятий в домашних условиях лучше проконсультироваться у логопеда. Он проведет диагностику и укажет на имеющиеся дефекты. Также специалист даст рекомендации по коррекции нарушений и автоматизации звуков.

Ход занятия

1.Организационный момент: (логопед вносит на резинке игрушку – жука).

«К нам в гости прилетел добрый жук. Подставь ладошку, пусть он посидит у тебя на ладони, поздороваемся с ним. А теперь покажи мне веселых жуков (спящих, летающих). Сегодня мы будем произносить красиво звук «Ж». Добрый жук хочет пригласить нас к себе в гости, чтобы мы у него погости, поиграли с ним в веселые и интересные игры. Ты хочешь в гости к доброму жуку.

1. Упражнение «Жук жужжит». Тогда помоги жуку собрать цветов и отнести домой. Проводи пальчиком по дорожке,произнося отчетливо: Ж-Ж-Ж. (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята).

2. Упражнение «Песенки жука». Жук решил научить всех зверей в лесу правильно произносить его любимый звук Ж. Для этого он придумал слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с Жуком. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Ж в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз). (Жа-жо-жи; жо-жи-жу; же-жо-жи; жи-жу-же). Жуку очень понравилась песенка.

3. Упражнение «Живое — неживое». Помоги жуку с начала назвать слова, обозначающие живые предметы, а затем — неживые предметы. (жаба, жакет, живот, жёлуди, журнал, журавль; прилагаются предметные картинки).

4. Упражнение «Эхо». А теперь наш добрый жук хочет с тобой поиграть в игру «Эхо» Он будет называть слова по порядку, а ты произнесешь. Послушай слова. (Логопед называет любые 2—5картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Ж. (ежата, пижама, лужа, ужи, лыжи, моржи, пружина, ежевика).

5. Физкультминутка

«Вокруг себя повернись и в жука превратись. Жуки свободно летают на полянке, а когда я подниму вот этот синий кружок, садятся на любой цветок и жужжат «Ж-ж-ж» (повторить 3 раза).

6. Упражнение «Половинки». Жук загадает слово и назовет его половинку (начало). А ты добавь недостающую часть слова и проговори его целиком.Образец: фла — жок, утю-жок, пид-жак, по-жар, бакла-жан, снежин-ка. (Прилагаются предметные картинки).

7. Упражнение «Четвёртый лишний». Помоги жуку. Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, чётко произнося звук Ж.

а) тарелка, ложка, мороженное, вилка;

б) волк, жираф, медведь, морж;

в) шуба, варежки, шарф, лыжи. (Прилагаются предметные картинки).

8. Упражнение «Рифмы». Сама любимая игра жука сочинять веселые рифмы. Давай мы в этом поможем доброму жуку. Послушай начало фразы и закончи её подходящими словами. Повтори фразу полностью. Справиться с заданием тебе помогут картинки.Образец: Жа-жа-жа, жа-жа-жа — есть иголки у. — Жа-жа-жа, жа-жа-жа — есть иголки у ежа; Жу-жу-жу, жу-жу-жу – рыбу мы дадим — …. моржу; Жок-жок-жок, жок-жок-жок – развевается — …. флажок; жди-жди-жди, жди-жди-жди – осенью идут — …. дожди; жак-жак-жак, жак-жак-жак – мама жарит — — … пирожок.

9. Упражнение «Соседи». А теперь доброму жуку нужно расселить своих соседей по домам. Помоги ему в этом. Рассмотри картинку. Сколько этажей в этом доме? Проведи по стрелкам пальчиком и расскажи, кто на каком этаже живёт. Чётко произноси звук Ж.Образец: Жираф живёт на первом этаже и т. д. (жираф, ежик, жук, медведь). (Прилагаются предметные картинки).

Игры на автоматизацию звука [Ж] в словах

  1. Собери слово. Дается изображение предмета с разбросанными вокруг него буквами. Задание: выбери из букв те, из которых состоят название картинки, и обведи их кружком.
  2. Игра «Непохожий». Дается ряд слов: жаба-жаба-жабо-жаба. Задание: найди в ряду слово, отличающееся от других.
  3. Обучающая игра «Ромашка». Понадобится желтый кружок и лепестки с написанными словами. Прикреплять к желтой серединке только те лепестки, в которых есть звук . Как вариант, можно слова не писать, а рисовать изображения предметов.
  4. Дидактическая игра «На водопое». Понадобится картинка с изображением лужи и картинки животных, птиц и т.д (журавль, воробей, лиса, жаба, жаворонок, заяц). Задание: на водопой к луже ходят только те звери, в названиях которых есть звук Ж. Линиями соединить тех, кто придет на водопой.
  5. Даны картинки с изображением кожуры, желатина, ножика, абажура. Нужно назвать слова в таком порядке, чтобы каждое последующее слово начиналось с последней буквы предыдущего (первое слово желатин).

6. Дидактическая игра «Фокусник». Давай покажем фокус, как можно разные слова превращать в слова со звуком Ж. Достаем из шляпы исходные слова, заменяем первую букву на Ж.

Пакет – жакет

Билет – жилет

Печь – жечь

Лук – жук

Пучок – жучок

Бетон – жетон

Идет – ждет

7. Даются изображения вешалок и одежды (жилет, рубашка, пиджак, майка, пижама, платье). Нужно повесить на вешалки только те предметы одежды, в названии которых есть звук Ж.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — комплекс упражнений на развитие речевого аппарата. Артикуляционный аппарат — основа качественного звукопроизношения.

Он включает в себя:

  • язык;
  • губы;
  • мягкое и твердое небо;
  • челюсть.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики:

  1. Задания выполняют поэтапно, последовательно по уровню сложности.
  2. На начальных занятиях комплекс выполняется перед зеркалом, медленно. Зеркало убирают после освоения ребенком правильной техники.
  3. Каждое упражнение отрабатывается по 10-15 подходов, к следующему переходят, когда у ребенка получается правильно говорить букву.
  4. В домашних условиях задания выполняют ежедневно для автоматизации и закрепления.
  5. Задания оформляются в игры, чтобы у малыша возникло желание продолжать работу.
  6. Если ребенок испытывает затруднение в процессе выполнения, то используют логопедические инструменты, черенок чайной ложки, палочку от мороженого.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата:

  1. «Блинчик». Язык неподвижен, расслаблен, лежит на нижней губе, открывая верхние зубы и касаясь уголков рта. Такое положение удержать 10 секунд.
  2. «Чашечка». Из положения «Блинчик» поднять кверху и изогнуть боковые края и кончик языка к бугоркам. Удержать 10 секунд.
  3. «Заборчик». Открыть рот и поставить зубы верхней и нижней челюстей друг на друга, произносить звук «И». Удержать в течение 10 секунд.
  4. «Трубочка». Выполняя «Заборчик», губы вытянуть вперед и округлить, проговаривая длительное «О».
  5. «Варенье». Язык расслабить и положить на нижнюю губу, после облизать верхнюю губу. Челюстью не шевелить.
  6. « Фокусник». Рот открыт, передний край языка лежит на верхней губе, боковые края к ней прижаты, середина языка образует желобок. На кончик носа закрепить кусок ваты. Сделать сильный выдох, чтобы вата взлетела кверху.

Выполнение артикуляционных упражнений.

Отработка артикуляции «Ж»:

  1. Приложить руку на горло, произнести звук «Ш».
  2. Усилить громкость, чтобы горло завибрировало. Получится звонкий «Ж».
  3. Протягивать звук «Ж» 20-30 секунд.
  4. Перед зеркалом дети совместно с педагогом рассматривают, в каком положении находятся губы и зубы, как расположен язык.

Артикуляция звука «Ж»

  1. Губы должны быть немного вытянуты и закруглены наружу.
  2. Передние зубы верхней и нижней челюстей практически соприкасаются острыми частями, верхняя челюсть находится чуть впереди нижней.
  3. Язык в форме чашечки, боковые края упираются в коренные зубы верхней челюсти. Кончик языка слегка вибрирует за верхними передними зубами, почти упираясь в твердое небо.

Дыхание должно быть следующим: поток воздуха сильный, ровный. Щеки при этом сдуты, прилегают к зубам.

В воспроизведении звука «Ж» очень важно уделять большое внимание голосу, он должен звучать звонко, а голосовые связки – вибрировать

Автоматизация в слогах

Когда звук поставлен, его нужно ввести в речь. После отработки артикуляционных движений при изолированном произнесении звук автоматизируется в слогах. Начинать нужно с прямых слогов, в которых гласный идет посл согласного.

  1. Жук хочет найти на полянке самые красивые цветы. Поможем ему? Педагог называет слоги. Если ребенок слышит слог со звуком , кладет цветочек в свою корзинку. Ча, жа, ша, ра, жо, со, зы, жу, са, ру, жи, су, шу, жо, шо.
  2. Ребенку предлагают найти и прочитать слог, который находится в определенной точке на слоговой таблице (например, на пересечении 5 строки сверху и первого столбика справа).
  3. Дидактическая игра «Запасливый ёжик». Заранее нужно подготовить картинку ежа и изображения грибов и яблок с написанными на них гласными. Жука попросил друг Ежик помочь ему собрать припасы к зиме. Давай и мы присоединимся. Ставим звук перед гласным, который написан на грибочке или яблочке, после этого отдаем ежу (крепим к спинке).
  4. Дидактическая игра «Заплатки». Дается изображение жилета с белыми кружками на нем. Вокруг разбросаны круги с написанными слогами. Задание: жилет прохудился. Помоги побрать к нему подходящие заплатки. Подбирать нужно только заплатки со звуком Ж.
  5. Игра «Пропущенные слоги». Даются карточки с кружками. Рядом с каждым кружком написано по 1 слогу (-на, -вот, мы-, но-, у-). Нужно подставить слог ЖИ только в те кружки, с которыми получится слово. Должны получиться слова: живот, ножи, ужи.

Почему ребенок не выговаривает букву Ж

Звук «Ж» — шипящий шумный согласный, т.е. в его образовании играет роль шум, который возникает в результате преодоления преграды воздушной струей. Также «Ж» является звонким, в его артикуляции обязательна работа голосовых связок.

Логопед поможет убрать дефекты речевого дыхания.

Таким образом, проблемы в произношении звука «Ж» у ребенка возникают, если присутствуют дефекты артикуляционного аппарата или речевого дыхания. Еще одной причиной является гипертонус мышц речевого аппарата: ребенок не может расслабить язык и растянуть его края на верхние боковые зубы.

Норма артикуляции звука «Ж»:

  • губы округлые, выдвинуты вперед;
  • зубы разомкнуты на 1,5-2 мм;
  • широкий кончик языка поднят к краю твердого неба или альвеолам;
  • между языком и небом посередине образуется щель, через которую проходит струя воздуха;
  • язык прижат к боковым зубам, его средняя часть опущена;
  • задняя часть языка оттянута назад.

Автоматизация звука [Ж] в начале слов:

ЖАЖаба, жабо, жадина, жадность, жадный, жакет, жалейка, жалить, жалкий, жалко, жало, жалоба, жалобный, жаловать, жалость, жандарм, жанр, жар, жаргон, жарить, жариться, жаркий, жаркое, жаровня, жарок, жар-птица, жасмин, жатва, жаться, жахнуть, жокей, жонглёр, жаворонок.ЖОжёванный, жёлтый, жёлчь, жёрнов, жёсткий, жжёный, жом, жор, жох, жёлудь, жжённая, жёлоб, жёрдочка, жёсткий.ЖУжук, жулик, жулик, жульничать, журавль, журнал, журналист, журить, жуткий, жуть, жухлый, жухнуть, жучить, жучка, жучок, жужелица.ЖИ (ЖЫ)Жив, живить, живодёр, живой, живопись, живот, животина, живучий, животное, живчик, живьём, жидкий, жидкокристаллический, жидкость, жизнелюбие, жизнь, жила, жилетка, жилец, жилистый, жилище, жилка, жилой, жилплощадь, жильё, жим, жимолость, жир, жиреть, житный, жировать, жировик, житель, житие, жито, жить, житьё, Житомир.ЖЕЖе, жевать, жезл, желать, желание, желатин, желвак, желе, железо, железный, железняк, железяка, жена, желтеть, желтизна, желток, желтуха, желтяк, желудок, жеманный, жеманство, жемчуг, жемчужина, жена, женатик, женатый, женить, жениться, жених, женский, женщина, женьшень, жердь, жеребец, жерех, жерло, жертва, жест, жестокий, жесть, жетон, жечь, жечься, желоб, жжение.

Загадки для детей на букву Ж

В синем небе голосок Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

Гнездо свое он в поле вьет. Где тянутся растения. Его и песни и полет Вошли в стихотворения! Хочет — прямо полетит. Хочет — в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поет, поет. (Жаворонок)

В золотой клубочек Спрятался дубочек. (Желудь) 

В этот гладкий коробок Бронзового цвета Спрятан маленький дубок Будущего лета. (Желудь)

Яичко в чашечке С дерева свалилось И не разбилось. (Желудь)

Листья падают с осин, Мчится в небе острый клин. (Журавли)

Он высокий и пятнистый, С длинной-длинной шеей, И питается он листьями — Листьями деревьев. (Жираф)

Чёрен, а не ворон. Рогат, а не бык, С крыльями, а не птица. (Жук)

Шесть ног без копыт. Летит — жужжит, Упадет — землю роет. (Жук)

Жу-жу-жу-жу, Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, И звук Ж твержу. (Жук)

Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый, А затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, Ловит в них лягушек. Бестолковых попрыгушек. (Журавль)

Встали братья на ходули, Ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли Им с ходулей не сойти. (Журавли)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector