Конспект индивидуального логопедического занятия «автоматизация звука [с] в слогах, словах, предложениях»
Содержание:
- Артикуляция звука К
- Автоматизация С в начале слова
- Ход занятия:
- Советы родителям
- Автоматизация звука [К] в конце слов
- Стишки
- Закрепление С в предложениях и связной речи
- Особенности автоматизации в слогах
- Варианты игр:
- Советы по проведению упражнений по автоматизации звуков
- Игры на постановку и автоматизацию звука С
- Речевой материал для автоматизации звука С
- Игры для фонематического восприятия звуков С и Сь
- Автоматизация С в предложениях
- Техника постановки звука С
- Автоматизация звука С изолированно, в слогах, словах, фразах
- Игры на автоматизацию звуков С и Сь в словах
Артикуляция звука К
При этом звуке губы в мягкой улыбке, зубы обнажены и разомкнуты, расстояние между ними 3-5 мм. Кончик языка лежит внизу, не касаясь нижних зубов, а задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое нёбо. Выходящая воздушная струя прорывает смычку между задней частью спинки языка и мягким нёбом. Голос при этом не образуется. Чтобы ребенок мог правильно сделать смычку, можно проделать перед этим следующее: полоскать горло водой, а затем и без нее. Можно провести упражнение «дедушка храпит», одновременно часто нажимая под нижней челюстью ближе к гортани, указательным пальцем или ребёнок сам это проделывает большим. Это дополнительный стимул для подъязычной мышцы. К этому можно еще добавить: при выполнении последнего упражнения надавливать на кончик языка ложечкой, отодвигая его вовнутрь рта. При этом ребенка просим «пострелять» — выталкивать воздух, одновременно сжимая глотку. Это можно проделывать и лежа. Тыльной стороной чувствовать толчкообразную струю воздуха. Голос при этом звуке отсутствует. Когда появится звук, то переходим к его автоматизации.После того, как правильный звук будет поставлен и закреплен в речи изолированно, переходим к повторению слогов и слоговых рядов.
Автоматизация С в начале слова
Взрослый произносит, а ребенок повторяет такие слова:
- Савва, садик, сага, сарай, сап, сажа, сайра, сало, сантиметр, сазан, сатин, санитар, сачок, самолет, сарафан, самый, Саша.
- Сыт, сын, сыпать, сынок, сыпь, сыр, сырок.
- Совет, сок, сочинение, сосед, сон, соты, сорт, сова, солист, София, соль, солдат.
- Сустав, суп, суша, суд, султан, судья, сухость, сукно, сухарик, сурок, сумма, сувенир, сумка, супермеркет, суббота.
- Сесть, сестра, серый, семь, секунда, Сева, село, седло, Сережа.
- Символ, сито, синяк, сирень, сироп, сила.
Усложняются слова (рядом со звуком «С» есть другие согласные): свожу, сварю, свои, страна, стоп, скакать, спуститься, следить, скалка, старший, скучный, смекалка, срочный, спинка, спят, средний, снегирь, сливки, снег, слезы, спеть, Света, спуск, свисток, свинка, смех, сметана, смелый, смена, след, слюна, смыть, смято, спор, спокойный, скат, стрелок, сколько, сбыть, слог, слойка, слух.
Ход занятия:
1. Орг. момент
Логопед: Здравствуй, Анжела! Сегодня мы с тобой отправимся в гости. А к кому, ты узнаешь, когда отгадаешь загадку.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост – её краса.
Этот зверь лесной — …
Ребенок: Лиса.
Логопед: Правильно, это лиса. И сегодня мы с тобой будем продолжать работу
со звуком . Будем стараться произносить его правильно.
2. Основная часть
1. Развитие речевого дыхания.
«Подуй на листья»
(Раскладываю листья на столе)
Логопед: Началась осень, весь лес засыпало листьями. Помоги Лисе убрать свою норку. Подуй на листья так, чтобы сдуть их со стола.
2. Пальчиковая гимнастика «Мы пошли в лесок гулять»
Логопед: Помогли мы лисе и снова пошли гулять по лесу.
Раз, два, три, четыре, пять.
(сжимают и разжимают кулачки)
Этот пальчик по тропинке
(загибают пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик за грибами,
Этот пальчик за малинкой,
Этот пальчик заблудился,
Очень поздно возвратился.
3. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Давай покажем лисе, какие упражнения мы научились делать.
(Работа с использованием иллюстрационного материала на ПК, «Презентация Артикуляционная гимнастика для свистящих».
Логопед: Ты молодец. У тебя очень хорошо получается.
4. Автоматизация звука в слогах.
(Самомассаж су-джок шариками).
Логопед: Лиса очень любит играть в игру «Повторяшка». Нам поможет этот шарик. На каждый слог будем катать шариком по каждому пальчику на правой, а затем на левой руке.
Давай повторяй за мной, а лиса будет внимательно слушать.
Са-са-са Ас-ас-ас
Со-со-со Ос-ос-ос
Су-су-су Ус-ус-ус
Сы-сы-сы Ыс-ыс-ыс
Логопед: Как красиво у тебя получилось. Лиса очень довольна!
5. Развитие фонематического восприятия
Логопед: Теперь похлопаем лисе в ладоши. Я буду называть звуки, слоги, слова. Ты как только услышишь звук С хлопаешь в ладоши.
(С, Ш, Р, С, Т, М, С, Л, С, С, К)
Ла, са, ры, вы, ка, то, су
Сок, дом, санки, сумка, кот)
6. Автоматизация звука в словах.
Логопед: Посмотри, какой красивый конвертик у лисы. Там много разных картинок. Лиса предлагает тебе взять и назвать только те картинки, в названии которых есть звук .
(медведь, кастрюля, мяч, сумка, лошадь, рыба, носки, яблоко, кастрюля, стул, самолёт)
7. Игра «Скажи ласково»
Логопед: Соберём бусы для красавицы — Лисицы. Скажи ласково. Если назовешь правильно, нанизываешь бусину на шнурок.
Лес-лесок сахар – сахарок
сумка – сумочка стул — стульчик
сад-садок собака — собачка
носок-носочек
сундук-сундучок
самолет-самолетик
Санки – саночки
Логопед: Какое красивое получилось ожерелье! Лиса тебя благодарит.
8. Формирование навыка звукового анализа
Игра «Где спрятался звук ?»
Логопед:Лиса приготовила для тебя еще одно задание: посмотри на картинки, и определи место звука в словах: в начале, в середине или в конце слова? Каждую картинку нужно положить рядом с подходящей схемой.
(в начале – сапоги, собака, сова, стакан; в середине – чеснок, колесо, часы, капуста; в конце – лес, кактус, ананас, автобус).
9. Развитие лексико-грамматического строя речи.
Игра «Один-много»
— Лиса любит играть, поиграй с ней. Она будет называть один предмет, а ты много таких предметов.
Полоса — полосы
Оса — осы
Касса — кассы
Салют — салюты
Стол — столы
Сундук — сундуки
Сова — совы
Сад – сады
10. Итог занятия.
Логопед: Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?
Ребенок: Звук .
Логопед: Молодец! Ты хорошо занималась.! Не забывай дома и в группе правильно произносить звук .
Советы родителям
Логопед обязательно дает домашние задания и беседует с родителями, объясняя всю важность работы. Ведь главная цель данного этапа – это закрепление правильного звукопроизношения в повседневной речи
Поэтому родителям нужно не только выполнять все рекомендации логопеда, но и следить за детской речью более внимательно. Поправлять, если ребенок неправильно произнес звук.
Родители могут разучивать с ребенком потешки, небольшие стихотворения – детям дошкольного возраста нравятся рифмованные фразы. Обязательно дома делают артикуляционную гимнастику, чтобы закрепить правильный артикуляционный уклад. Родители должны следить за качеством своей речи: произносить все звуки четко и правильно.
На этапе автоматизации работают над правильным звукопроизношением, параллельно проводя коррекцию по другим направлениям. Только совместными стараниями логопеда и родителей у ребенка получится преодолеть дефекты, его речь будет красивой и грамотной.
Автоматизация звука [К] в конце слов
Повторять слова, чётко произнося звук К (выделяя голосом):Як бак мак лак рак шлак враг(к) маяк овраг(к) табак хомяк моряк барак чудак универмаг(к)бок дог(к) шок паёк блокслог(к) дубок моток порог(к) волчокмешок поток совок щенок бачокопёнок ботинок пирожок сапожок молотоквершок бережок василёк наутёк бульдог(к)бук лук сук тук тюквнук стук паук индюк каюк вьюк урюк утюг(к) бамбук фартукбурундукбык пик миг(к) веник тюбик тупик маховик охотник путник финиквинтик вареник дневник балык башлык
шашлык заповедник автоматчик бессмертниквоск волк полк обелиск
Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!
Перечень слов: Сок, урок, замок, носок.
Кабачок, щенок, совок.
Упражнение «Послушай. Запомни. Повтори»ква кла кна кра кляквэ клэ кнэ крэ клеквы клы кны кры кликво кло кно кро клёкву клу кну кру клю
Повторять слова, чётко произнося звук К (выделяя голосом):кнут квас класс клад клоун краб клуб крем князь кровьключ клей клён клёш крой кросс крупа крапива кружевокрыло климат клубень клумба клятва клиент квадрат клапан клевер квартал квартира клавиши крендель кривизна кристалл крыльцо
Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!
Повторять слова с двумя звуками, чётко произнося звук К (выделяя голосом):
Как какаду какао какая каёмка капкан кадка какой катушка каменщик каникулы каблуккок койка кокон комок копейка кошка колокол кончиккулак кубик кубок кукла каучук кулёк клубокквак кнопка клык кроликпокупка пикник ракушка сказка окорок
Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!
Ещё больше картинного материала для автоматизации звуков + альбом для автоматизации звука К в словах, словосочетаниях, фразах, стихах на странице Звук К.
Стишки
Когда ребёнок хорошо произносит звук С или Сь, предложите ему стишки. Следите, чтобы малыш правильно произносил свистящие, а если ошибается – попросите исправиться. Вот несколько примеров:
Самолет построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А вернемся к маме (А. Барто).
Сидел воробей на сосне. Заснул – и свалился во сне. Если бы он не свалился во сне – До сих пор бы сидел на сосне.
Если заниматься с ребёнком постоянно, то положительные труды не заставят себя долго ждать. Но если все же проблему с правильным произношением свистящих С и Сь не удается решить самостоятельно, обратитесь к врачу, который поможет выявить причину неудач и даст нужные рекомендации. Играйте с ребёнком в игры со словами, придумывайте все новые формы активностей. Так вы сможете развивать не только речь малыша, но и слух, мелкую моторику рук.
Закрепление С в предложениях и связной речи
Сложнее всего на данном этапе коррекции – это ввести звук в обычную самостоятельную речь. Вначале в предложениях практически во всех словах должна быть С. Составлять их нужно только с теми слогами и словами, которые отрабатывали на занятиях, то есть речевой материал должен быть знаком ребенку.
Можно подбирать слова с одинаковыми слогами, можно чередовать. Главное условие – фонема должна занимать сильную позицию. На начальных занятиях по закреплению С в предложении этот звук должен быть в каждом слове.
Используют также дидактическую игру «Составь предложение». Перед ребенком кладут изображение предметов или явлений, в словах которых есть С. Он говорит названия и составляет из слов предложение. Такая логопедическая игра не только помогает автоматизировать звук в предложениях, но и корректирует грамматический строй, постепенно вводя фонему в самостоятельную связную речь.
На этом этапе можно заучивать небольшие стихотворные тексты:
«Днем сонные совы
На соснах сидят.
Когда все уснут –
На охоту летят».
Подбирать стихотворение нужно с учетом возрастных особенностей ребенка. Оно также должно совпадать с лексической темой занятия. Можно дополнить заданием на развитие фонематического слуха – назвать слова со звуком С.
Один из логопедических приемов, используемых на этапе автоматизации, – пересказ текста. Объем текста должен соответствовать возрасту, чтобы ребенок мог его воспринимать. Детям дошкольного возраста дополняют рассказ сюжетной картинкой. Текст читают, затем ребенок повторяет предложения. Взрослый еще раз читает текст, малыш его пересказывает. Примеры текстов:
- Соня гуляла в лесу. В лесу растут высокие сосны. Соня собирает красные ягоды для бус.
- В саду стоит скамейка. Перед скамейкой – стол. За столом Соня рисует самолет. Самолет летит над садом.
- В саду сделали клумбу. На ней растут астры, ирисы. Рядом поставили скамейку. На скамейке отдыхает Соня. Она рисует астры и ирисы. Соня подарит рисунок маме.
Потом нужно подобрать тексты с небольшим количеством слов со звуком С. Это нужно для создания речевой обстановки максимально приближенной к разговорной речи.
Сложнее всего ввести звук в обыденную речь, поэтому на всех логопедических занятиях педагог формирует у детей навык самоконтроля. Сюда входит игра «Исправь слово». Взрослый называет слова, неправильно произнося звук, а ребенок должен его поправить. Но такое упражнение стоит использовать, если нет нарушений фонематического слуха.
Логопед показывает сюжетную картинку, предлагает составить по ней рассказ. Помогает наводящими вопросами, при этом следя за развернутостью ответов и правильностью произношения. Подбирать иллюстрацию нужно так, чтобы на ней было изображено много предметов со звуком С.
На этапе закрепления звука в самостоятельной связной речи можно предлагать творческие задания: придумать сказку про звук С или сочинить историю про приключения Сони и Бориса и т. д. Логопед уточняет, что нужно использовать как можно больше слов со звуком С. Также с детьми можно обыгрывать различные ситуации, в которых речь будет максимально приближена к разговорной.
Особенности автоматизации в слогах
После постановки звука, логопед сразу начинает его вводить в слоги. На первых занятиях фонему произносят изолированно, то есть не сочетая с другими. Это нужно для того, чтобы органы артикуляции запомнили правильное положение. Но, кроме отработки изолированного произношения фонемы, ее вводят в слоги.
Работа со слогами тоже имеет свои особенности. Главный принцип этапа автоматизации – закрепление строится на постепенном усложнении речевого материала. Самые простые слоги – прямые: СА, СО, СУ, СЫ. Детям предлагают проговаривать фонемы в разном порядке – для этого используют слоговые дорожки.
На этапе автоматизации используют чистоговорки. Логопед может попросить ребенка не только повторить ее за ним, но и придумать рифму. Такое задание дополнительно помогает сформировать самостоятельную связную речь. Примеры чистоговорок:
- СА-СА-СА – прилетела к нам оСА;
- СО-СО-СО – полетело колеСО;
- СУ-СУ-СУ – пакетик я неСУ;
- СЫ-СЫ-СЫ – у папы моего уСЫ.
К прямым слогам добавляют задания на отработку С на примере обратных слогов: АС, ОС, УС, ИС, ЫС. Логопед также использует слоговые дорожки в этом случае, добавляя уже отработанные. Включают задание «Подбери пару к слогу» или «Скажи наоборот»: ребенка просят сказать слог наоборот, например, СА-АС и т. д. Кроме этих заданий, проговаривают чистоговорки:
- АС-АС-АС – конфеты есть у нАС;
- ОС-ОС-ОС – у папы есть насоОС;
- УС-УС-УС – у мамы много бУС;
- ИС-ИС-ИС – в саду растет ирИС;
- ЫС-ЫС-ЫС – кошка ловит крЫС.
После того как у ребенка появились успехи в произнесении С, добавляют слоги со стечением согласных (КСА, КСО, КСУ и др.). Когда логопед удовлетворен произношением С в одном виде слогов и собирается добавить другой, он начинает закрепление правильного произношения в словах.
Варианты игр:
1. «Назови и повтори»
Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком С (карточки предварительно распечатать и разрезать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.
2. «Чего не стало?»
Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком С (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете :»Чего не стало?»(не стало стола, не стало самовара и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.
3.»Что изменилось?»
Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком С, называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.
4.»Четвертый лишний»
Для данной игры берутся карточки со звуком С, а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, стол, сова, рак, сок. Лишняя карточка РАК, здесь нет звука С).
5. «Один-много»
Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, сова — много сов, стул — много стульев, стол — много столов). Не забывайте слова произносить правильно!
6. «Большой — маленький»
Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — СКАМЕЙКА, к маленькому — СКАМЕЕЧКА.
7. «Посчитаем»
Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного
Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — сумкА, но две, три, четыре — сумкИ, пять — сумОК). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов
- Карточки для игры «Четвертый лишний»
Автоматизация звука «С» в слогах и словах при помощи картинок поможет родителям и учителя-дефектологам сделать занятия более увлекательными.
Вам также будет интересно:
- Артикуляционная гимнастика
- Автоматизация звука Р
- Автоматизация шипящих звуков
- Дифференциация звуков
- Развитие речи
- Обучение грамоте
- Дидактические игры
Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!
Советы по проведению упражнений по автоматизации звуков
Перед началом занятий стоит размять свой рот. Для этого сядьте с малышом перед зеркалом и выполните базовые упражнения:
- удержание губ в улыбке с обнажёнными зубами, чтобы они хорошо просматривались;
- вытягивание губ вперед в виде трубочки и удержание;
- складывание губ в виде колечка и удержание;
- чередование вышеизложенных упражнений;
- чередование язык широкий и язык узкий;
- поднятие языка вверх и вниз.
После этого можно выполнить 1-2 упражнения, которые выполняли на этапе постановки звука, например, мячик в ворота, язычок-блинчик или чистим зубки.
После того, как удалось размять язык, губы, щёки, можно перейти к упражнениям по автоматизации звука
На данном этапе работу также важно выстроить постепенно: начать со слогов, затем перейти к словам, словосочетаниям и предложениям
Следите за тем, насколько правильно малыш выполняет гимнастику. Указывайте на ошибки, чтобы он знал, что делает неправильно. Показывайте правильные примеры.
Не стоит ругать ребёнка, если у него что-то не получается
Игры на постановку и автоматизацию звука С
Рекомендуется проводить занятия в игровой форме, чтобы ребенку не было скучно. Логопеды считают такие уроки самыми продуктивными.
Тренируя образное мышление, дети быстрее начинают понимать, как правильно необходимо произносить согласный.
Так при постановке звука «С» можно рассказать, что язык – это кораблик, и нужно подуть, чтобы он плыл, или необходимо накачать колеса велосипеда, чтобы поехать к бабушке.
При автоматизации звука взрослый показывает картинки, а ребенок должен правильно назвать, что изображено. Для начала выбираются простые, где слово начинается на букву «С».
Самыми сложными считаются картинки, которые нужно описать, что на них изображено, попутно малыш тренирует верное произношение звука. Также используются изображения, из которых необходимо найти лишнее.
К примеру, показать картинки со слоном, лосем, собакой и коровой (ребенок определяет, что лишняя – корова, так как в этом слове нет звука «С»).
Оцени-ка страничку!
Речевой материал для автоматизации звука С
Повтори три слова сразу и не ошибись ни разу
С помощью этого упражнения ребенок учится вслушиваться в речь взрослого, запоминать сразу три слова, близкие по звучанию. Тем самым развиваем речь, сноровку языка, память, фонематический слух.
сок — сон — сом
стол — сток — стоп
оса — лиса — роса
фикус — минус — вирус
фокус — глобус — автобус
носок — песок — кусок
маска — каска — пляска
весы — носы — усы
кокос — покос — насос
Чистоговорки для автоматизации звука С
Повторяйте чистоговорки по частям или целиком. Упражнение способствует развитию слухового восприятия, внимания, памяти.
Са-са-са — самокат, сова, лиса.
Сы-сы-сы — косы, волосы, усы.
Со-со-со — соболь, сода, колесо.
Су-су-су — суп, посуда, путасу.
Ас-ас-ас — паста, масло, ананас.
Ис-ис-ис — кипарис, Борис, ирис.
Ос-ос-ос — нос, колос, абрикос.
Ус-ус-ус — вкус, автобус, карапуз.
Аса-аса-аса — колбаса и коса.
Осы-осы-осы — волосы и косы.
Усы-усы-усы — сарафан и бусы.
Аска-аска-аска — ласка, маска, каска.
Выучите с ребенком чистоговорку и повторяйте каждый день, четко произнося звук С.
Са-са-са, са-са-са
Ой-ой-ой! Летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы
Не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су
Видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы
Мы не видели осы.
Са-са-са, са-са-са
Отгадайте, где оса.
***
СА—СА—СА — вот лиса.
СУ —СУ —СУ — я боюсь лису.
СУ —СУ —СУ — обманем мы лису.
СО —СО —СО — у лисы колесо.
СО —СО —СО — дай, лиса, нам колесо.
СА—СА—СА — нет у лисы колеса.
СЫ —СЫ —СЫ — нет колеса у лисы.
Читаем стихотворения так, чтобы ребенок мог закончить фразы, правильно подобрав слова в рифму (близкие по звучанию и по смыслу). Следим за правильным произношением звука С, развиваем речь, чувство ритма, рифму.
-И-го-го! — поёт лошадка. —
Спи, мышонок, сладко … (сладко).
Дядя Стёпа в этот раз
Утопающего … (спас).
Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит…(слон).
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты … (спишь)?
Для птенцов и для
Зверят
Тоже нужен
Детский … (сад).
На даче в лесу
Были разные птицы:
Сороки, стрижи,
Воробьи и … (синицы).
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-слонихой
Топал … (слонёнок).
За мамой-лисицей
Крался … (лисёнок).
Почётный диплом получил «водолаз».
Он в море тонувшего мальчика … (спас).
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая … (лисица).
Ходит рыжий, пьёт из лужи,
Не боится лютой стужи.
Хвост лохматый, чёрный нос…
Кто же это?
Рыжий … (пёс).
Игры для фонематического восприятия звуков С и Сь
Игра “Хлопки”
Предложите ребёнку хлопать в ладоши, когда он слышит С или Сь в словах. Произносите слова, где данный звук встречается в начале, в середине и в конце слов и слова, где С отсутствует вообще. Если ребёнку сложно выловить на слух, протяните звук, например, масссссло, ссссссерги, рыссссссь.
Игра “А что это свистит, угадай”
Вам понадобятся изображение насоса и краника, из которого вытекает вода. Покажите ребёнку первую картинку и скажите: “Воздух выходит из наноса и свистит с-с-с-с-с-с-с-с-с-с”. Пусть малыш повторит.
Далее показываем вторую картинку: “Вода льётся из крана и мягко свистит, вот так сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь”. Ребёнок повторяет.
Теперь показываем ему по очереди картинки и просим сказать, как свистит вода.
Даем ребёнку картинки и играем следующим образом: вы произнесите звуки вперемешку: с-с-сь-сь-с-сь-с, а он показывает вам правильное изображение. Далее вместо звуков можно называть слова, где встречаются С и Сь.
Игра-шутка “Путаница”
Предложите ребёнку догадаться, а какие слова должны появиться со звуком С или Сь на месте ошибки. Например:
- Мы в садике кушали халат. А Машки красивый салат.
- По небу летала скамейка. А во дворе стояла чайка.
- Рассказали, что рыбак в речке выловил собак. А зато ему потом на крючок попался гном. (Не дом, а сом).
- Лежит Васька на раскладушке, грызет со вкусом ушки. (Не пушки, а сушки).
- У куклы дочка красота! У дочки длинная коза! (не коза, а коса).
Детям очень нравится данная игра, они смеются, но исправляют ошибки.
Автоматизация С в предложениях
Для отрабатывания чистого произношения ребенку следует повторить предложения. Данное упражнение считается сложным.
- Суп несут в судке.
- Принесли сосну из леса.
- Лесоруб спилил сосну.
- На самом верху сосны спит сова.
- Сашины родители купят в субботу новую посуду.
- Люся рисовала красками самолет.
- На дереве засох сук.
- В сумке лежит судак.
- У сома есть усы.
- Саша купила весы.
- Тетя Соня принесла новые бусы.
- У Светы красивая косынка.
- У нас снова погас газ. А у вас?
- Кто несет поднос?
- Люся покупает ананас.
- Матрос поднимает парус.
- Настя любит ирис.
- Мы принесли кошке поесть и звали ее: «Кис-кис».
- Костя и Сережа идут в лес.
- Стул поставили у стола.
- В кустах сидели аисты.
- Настя пришла за кулисы в маске собаки.
- У нас сегодня будет много гостей.
- Степа любит свистеть в свисток.
- Сегодня на снегу мы заметили следы лося и лисицы.
Техника постановки звука С
Поставить звук «С» можно разными способами:
- подражая;
- механически;
- с помощью артикуляционной гимнастики;
- задействуя другие звуки.
Для того, чтобы поставить звук «С» по подражанию, необходимо заниматься перед зеркалом и показывать малышу правильное положение языка и губ. Ребенок должен почувствовать прохладный выдыхаемый воздух во время произношения согласного – приложить его ладонь ко рту.
Механический метод подразумевает использовать вспомогательные приспособления: зонд, шпатель. В домашних условиях подойдет для применения неострая зубочистка или палочка от мороженого.
Порядок действий:
- Предмет нужно расположить вдоль языка, зафиксировав его верное положение для произношения.
- Ребенок должен улыбнуться, положить край языка на нижние резцы. Через образовавшуюся щель нужно подуть.
- Нажать предметом вдоль языка, образует желобок, по которому идет струя воздуха. Должен быть слышен свист.
- Язык спрятать за зубы, а зубы необходимо сблизить.
- Ребенок продолжает свистеть, а родитель (логопед) регулирует силу нажатия, добиваясь верного и четкого звукопроизношения «С».
- Как только звук стал четко звучать, убрать механический предмет.
После нескольких таких тренировок, ребенок может самостоятельно управлять своим языком, верно его располагая в ротовой полости, и свистеть.
При постановке «С» можно задействовать другие звуки.
- во время произношения мягкого «СЬ» необходимо надавить механическим приспособлением на переднюю часть языка для образования желобка – произносится твердый звук «С». Отрабатывается такой вариант несколько раз до тех пор, пока язык научится правильно лежать;
- нужно долго говорить «Т», при этом улыбаться, растягивая губы. Для ясности звука «С» нужно улыбнуться шире;
- когда малыш верно произносит «Ш», нужно долго шипеть, при этом язык придвинуть к передним зубам (будет слышаться звук «С»);
- попросить ребенка тянуть «И», затем начать дуть, пуская струю воздуха по желобку, который образовался (язык находится на том же месте).
Автоматизация звука С изолированно, в слогах, словах, фразах
Для того, чтобы разнообразить работу по автоматизации изолированного звука С и превратить логопедическое занятие в игру используем «звуковые дорожки».
Основная задача данного этапа — отработка звука С.
Звуковая дорожка для автоматизации звука С
Работу над автоматизацией звука С проводим в игровой форме. Показывая картинку, просим ребенка помочь взлететь воздушному змею. Для этого проводим пальчиком по дорожке, произнося при этом звук С-С-С…
Звук С можно произносить плавно и длительно, коротко и прерывисто, тихо и громко.
На звуковой дорожке можно выкладывать камешки, стеклышки, приклеивать пластилин, слайм или рисовать маркером, фломастерами на самой дорожке.
Звуковая дорожка для автоматизации изолированного звука СНа звуковой дорожке выкладываем слайм, произнося при этом звук СИгра на автоматизацию звука С — «Выложи камешки на дорожке»
При работе со звуковыми дорожками у детей:
- автоматизируется изолированное произношение звука С;
- развивается просодика речи;
- улучшается речевое дыхание;
- развивается глазо-двигательные функции и содружество «рука»-«глаза»-«речь»;
- развивается мелкая моторика и графо-моторные навыки;
- улучшается ориентироваться в пространстве;
Игры на автоматизацию звуков С и Сь в словах
“Хвосты”
Игра заключается в том, что вы начинаете слово, а ребёнок заканчивает. Начните со слога СА-, а малыш пусть назовет несколько вариантов окончания, например, самокат, самка, сабля, садик и так далее. Затем предложите другое начала СКА-.
“Слова в лукошке”
Суть игры заключается в том, чтобы ребёнок увидел свой результат в буквальном смысле. Расскажите историю, жил на свете Старичок-Речевичок. Он насобирал много слов со звуками С и Сь, но по дороге домой все растерял. Надо помочь Старичку-Речевичку снова наполнить лукошко.
Можно нарисовать лукошко на листике или на мольберте. Когда ребёнок называет слово с нужным звуком, нарисуйте в лукошке квадратик или овал. Еще одно правильное слово – еще один кружок в лукошке. Если у вас дома есть настоящее лукошко, поиграйте с ним. В него можно класть кубики. Так ребёнок увидит, как много слов он знает.
“Угадайка”
Возьмите мешочек или шапку. Насобирайте предметы, в которых есть С или Сь. Положите предмет в непрозрачный мешок, дайте ребёнку его пощупать. Пусть он догадается, что это за предмет и назовет его.