Правильная постановка звука ц

Звук [ш]

Это твердый глухой согласный звук, в отличие от , который является звонким. Данную фонему можно наблюдать в словах:

  • ширь ;
  • шить ;
  • шифон ;
  • шифоньер ;
  • мыши ;
  • тишина ;
  • ерши ;
  • гроши ;
  • спешит ;
  • завершит .

Тут мы тоже имеем дело с такой же тенденцией, как и в случае со звуком : после пишется буква и. Правило, как и для предыдущей орфограммы: «ШИ пиши с буквой И».

Чтобы отработать навык правильного написания таких слов, обратимся к диктанту:

Под скатами крыши шуршат мыши. Одна из них слышит, как кот в тишине дышит, и спешит в свою нору — там у неё малыши.

Подведём промежуточный итог: всегда твёрдые согласные звуки служат опознавательными признаками орфограммы «И после Ж и Ш».

Как целоваться правильно?

Найти место рукам.

Стоять с опущенными руками или тем более засунутыми в карманы — не лучшая идея, так как она выдает нервозность или даже ошибочно намекает на безразличие. Поэтому достаточно найти одну точку на теле партнера и оставить кисти там. Еще лучше — начать слегка и неразмашисто поглаживать кожу сквозь одежду. Нельзя допускать пошлостей, если это первый поцелуй.

Искать чувствительные точки.

Чтобы придать действиям пикантности, можно попытаться отыскать эрогенные зоны. Чаще всего это шея, затылок, надпаховая область, поясница. Однако у каждого человека есть свои предпочтения, поэтому точки могут отличаться

Ради этого важно придерживаться следующего правила

Следить за реакцией пары.

Даже заученные, точь-в-точь воспроизведенные движения Дон Жуана и Мата Хари кому-то могут очень сильно не понравиться. Поэтому если девушка или парень явно отстраняется, это верный признак, что тактику придется менять. И наоборот, желание прильнуть, дрожь, “мурашки по коже” свидетельствуют о том, что лучше продолжать все в том же духе.

Пройти тест на уверенность в себе

Не противоречить себе.

Чего обычно ждут от романтической натуры, слегка наивной, утонченной? Правильно, легкости, мягкости, нежности. Если такая особа вдруг начнет разыгрывать страсти ртом, это будет выглядеть как минимум странно. Лучше вести себя естественно. Тем более и у романтиков, и у страстных людей есть свои преимущества.

Прикрывать глаза.

Большинство целующихся смыкают веки. Однако небольшой процент оставшихся все же предпочитает делать все с открытыми глазами, наблюдая за партнером. В этом есть своя прелесть. Однако желательно убедиться, что взгляд не кажется странным или отталкивающим. Чтобы обеспечить положительный эффект, достаточно прикрыть веки, оставив между ними небольшую щелочку.

Упражнения

Перед тем, как научиться правильно произносить звук «Ц» на логопедических занятиях учат дыханию. Гимнастика особенно необходима при носовом дефекте.

Дыхательная разминка – игровое занятие «Бабочка».

Предметы: бумажные бабочки 2-3 шт. Их можно вырезать из бумаги или купить готовые. К каждой крепим ниточку и вешаем перед лицом малыша.

Действия: предложите ребенку подуть на бабочек, как можно сильнее. Они должны разлетаться в разные стороны. Следите, чтобы вдохи были медленными, а выдохи взрывными и прерывистыми. Перед занятиями можно проговаривать стишки, поговорки, петь песенки:

Лети, лети бабочка

Высоко на небо

Там твои детки –

На осиновой ветке.

Игру повторяйте 2-5 раз. Следите, чтобы ребенку не наскучило. Для старшей группы малышей подбирают занятия по сложнее. Например, сдуть ватку или кусочек салфетки с кончика носа. Дыханием стараться, чтобы предмет как можно дольше не касался земли.

Артикуляционные упражнения

Специалисты используют такие занятия в подготовительных группах. Изначально детям нужно тренировать речевой аппарат.

Гимнастика для губ:

  • Губы растягиваем в улыбке. Они находятся в напряжении.
  • Зубы смыкаем.
  • Прикус естественный.
  • Передние и верхние резцы не выдвигаем вперед.
  • Удерживать положение 10-15 секунд. Разминку повторять до 5 раз перед зеркалом.

Гимнастика для языка:

Месим тесто (вырабатывается умение правильно удерживать язык). Улыбаемся и открываем ротовую полость, как можно шире. Речевой орган кладем на нижнюю губу. Начинаем говорить ля-ля-ля-ля при этом шлепаем губами по спокойному язычку. Воздушная струя должна выходить постепенно. Чтобы контролировать процесс дыхания, используйте кусочек ватки. Поднесите его к ротовой полости малыша. Задание выполнено правильно, если вата немного отклоняется. Длительность занятия 15-20 секунд по 2-3 подхода.
Качели (укрепление мышц). Открываем рот. Губы улыбаются. Широкий язык тянется вверх. Стараемся достать до кончика носа. Затем опускаем речевой орган вниз. Достаем до подбородка. После язычком тянемся к верхней губе. Потом достаем до нижней. Также по очереди делаем с зубами. Затем прячем язык внутрь и касаемся альвеол вверху и внизу. Отдыхаем 15 секунд

Важно следить, чтобы во время проведения гимнастики речевой орган оставался широким. Катушка (отработка навыка приподнимать боковые стороны языка)

Открываем ротовую полость. Губы держим улыбающимися. Делаем упор кончиком органа в передние центральные резцы. Боковыми сторонами касаемся верхних коренных зубов. Выкатываем тело язычка вперед, а затем назад в ротовую полость. Важно, чтобы кончик органа был широким и не высовывался за зубы. Артикуляционный аппарат неподвижен. Выполняем 2-3 раза с перерывом 20 секунд.

Виды неправильного произношения звука

Дети часто пытаются заменить звук «Ц» другими согласными, произношение которых легче и не требует дополнительной работы мышц языка. Например, замена «Ц» на «С» (сыпленок, сып, сып, сып), на «Т» (тыпленок, тып,тып,тып), иногда на «Ф» и «Ч» (фыпленок, фып, фып, фып, чипленок, чип, чип, чип).

Сначала взрослый просит ребенка произнести контрольную фразу (у цыпленка Цыпа цепь), чтобы определить правильность произношения морфемы. Исходя из этого логопед определяет способ постановки звука. Если язык ребенка норовит выскочить изо рта при произношении «Ц», то речь идет о межзубном сигматизме.

Когда «Ц» в речи заменяют шипящими, это называется шипящим сигматизмом. В таком случае ставим звук «Ц» по подражанию с использованием зеркала.

Если «Ц» при произношении заменяется на букву «Ф», то у ребенка губно-зубной сигматизм. Справиться с этой проблемой поможет указательный палец, с помощью которого необходимо придерживать нижнюю губу во время произношения морфемы. Как только губная артикуляция придет в норму, подпорки можно убирать.

Немного грамматики

Согласно правилам русского языка, Ы используется для передачи гласного и предшествующему ему твердому согласному:

  • не после приставок, например, быль, вызвать, козы, причем после согласных г, к, х в крайних случаях, в основном в иноязычных, некоторых русских междометиях вроде кыш или гыкать,
  • а также в иностранных собственных именах (Кызылкум, Кыштым) или разговорных формах типа Маркыч;
  • после приставок на согласный кроме «сверх» и «меж» (безысходный, подыгрывать, предыстория);
  • в начале слова в некоторых словах, передающих произношение (ыканье, ыкать) и в некоторых иностранных собственных именах.

Правила и исключения

Некоторые согласные не хотят иметь ничего общего с буквой Ы. Даже при соответствующем произношении, рядом с шипящими пишем букву И. Это связано с тем, что раньше Ж и Ш были мягкими, а потом отвердели, а сочетания ЖИ и ШИ остались с буквой И. Таким образом имеем знаменитое

правило русской грамматики: «ЖИ, ШИ пишется с буквой И».

С буквой Ц история еще сложнее, в некоторых случаях она остается мягкой, поэтому Ы рядом с Ц допускается, но по определенным сложным правилам. Школьникам в связи с этим достался целый список слов, с которыми после Ц пишем Ы: цыган, цыпленок, на цыпочках.

И/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и Ц

В русском языке четыре шипящих: Ж и Ш всегда твёрдые, а Ч и Щ – мягкие.

С начальной школы мы помним правила:

  1. ЖИ, ШИ пиши с буквой И (ширина, жир, машина, жираф);
  2. ЧА, ЩА пиши с буквой А (очарование, щавель, колчан, чаща);
  3. ЧУ, ЩУ пиши с буквой У (чудеса, щука, чума, пращур).

Во всех остальных случаях после твёрдых гласных пишутся У, А (жуть, шумный, жара, шарик), а после мягких – И, Е, Ё (щи, чистота, щебень, черёмуха).

Исключения!

Исключение, где после твёрдых Ж и Ш пишутся Я и Ю, составляют иностранные заимствования (преимущественное из французского языка) и сложносокращённые слова: брошюра, жюри, парашют, Жюстин.

В случае с Ц нужно руководствоваться следующими правилами:

  • Ы после Ц пишется только в окончаниях и суффиксе ЫН: лисицын, курицын, сестрицын, улицы, молодцы, Царицыно, бледнолицый;
  • Ы после Ц пишется в корнях следующих словах, которые лучше запомнить как одну фразу: «Цыган на цыпочках к цыплёнку подкрался и цыкнул: «Цып-цып, цыц!»»;
  • И после Ц пишется во всех остальных случаях: станция, цирк, циркуль, скептицизм, цифра.

Исключения!

Я, Ю после Ц могут писаться только в иностранных словах: Цюрих, Цяньшань.

В остальных случаях после Ц как твёрдой непарной согласной употребляются соответственно А, У: цапля, царицу.

В корнях слов

  1. После шипящих в корнях слов под ударением пишется буква Ё, если можно подобрать однокоренное слово с Е: шёпот – шепчет, жёлудь – желудёвый, чёлка – чело, бечёвка – бечева.
  2. После шипящих пишется буква О, если однокоренное слово подобрать нельзя, а также в иностранных словах: шоколад, шов, крыжовник, шорох, капюшон, шомпол, шоры, шорник, чопорный, шорты, шоссе, жокей.

В суффиксах и окончаниях слов

  1. Под ударением пишется буква О, без ударения Е:
    • в окончаниях имён существительных (душо՛й, пи՛щей);
    • в суффиксах –ок, –онок, –онк (без ударения –еньк) у имён существительных (порошо՛к, девчо՛нка, но՛женька, ре՛ченька);
    • в окончаниях имён прилагательных (большо՛го, ста՛ршего);
    • в суффиксах –ов и –ев у имён прилагательных (парчо՛вый, кумачо՛вый, плю՛шевый);
    • на конце и в суффиксах наречий (хорошо՛, про՛ще; исключение – ещё);
  2. Под ударением пишется буква Е (Ё), хотя произносится :
    • в суффиксе –ёр у существительных (стажёр, дирижёр; исключение – мажор);
    • в суффиксах –ёвк и –ёнк у отглагольных существительных (ночёвка, тушёнка, сгущёнка);
    • в суффиксах и личных окончаниях глаголов в форме 2-ого и 3-его лица единственного числа (выкорчёвывать, влечёшь, стережёт);
    • в суффиксах –ённ, –ён у страдательных причастий и отглагольных прилагательных. Если ударение не падает, то пишется Е (копчёный, сражённый, огоро՛женный);
    • в предложном падеже местоимения что (в чём, на чём) и в словах причём, нипочём.

Слова-омофоны (одинаково звучащие), относящиеся к различным частям речи, пишутся по-разному: согласно правилу под ударением в суффиксах и окончаниях в существительных пишется О, в глаголах – Ё (обвинение в поджо՛ге – существительное; поджёг дом — глагол).

После Ц под ударением пишется О, без ударения – Е (овцо՛й, у՛лицей).

Пример: камыш…вый. Это отыменное прилагательное, образованное от слова камыш, пропущенная буква расположена в суффиксе. Ударение падает на суффикс, поэтому согласно правилу пишем О: камышо՛вый.

В славянских языках

В отличие от русского языка, где буква «ц» всегда твердая, вопрос парности буквы «ц» в других языках славян, в том числе, болгарском, белорусском или украинском решен иначе. Здесь буква «ц» может быть, как в «мягком», так и в «твердом» варианте. Мягкое произношение «ц» в словах «перец» или «птица» звучит как «перець» и «птиця». Фамилии украинского происхождения легко определить по тому же признаку: в них присутствует мягкая буква «ц», состоящая из звуков (Кацюба).

Сочетание двух мягких звуков все чаще трансформируется в один звук . Особенно это проявилось в белорусском и польском языках, где буква «ц» произносится как .

Учимся применять правило:

Прочитайте набор слов. Что в них общего?

Ц_ганка, ц_рквушка, ц_ркачка, птенц_, ц_ркуль, красавц_, ц_нитель, ц_нтральный, мотоц_кл, ц_на, ц_линдр

В этих словах есть сочетание близкое к . Слова написаны с «окошками». Докажем выбор букв.

Цыгáнка – цыган, это слова-исключения, в корне цыган- пишется буква ы;

церквýшка – церковь, буква безударного гласного е в корне церкв-, церковь-;

циркáчка – это не слово-исключение, в корне цирк- пишем букву и;

птенцы – в окончании существительного множественного числа буква ы;

цѝркуль – это не слово-исключение, в корне циркуль- пишем букву и;

красáвцы – в окончании существительного множественного числа буква ы;

ценѝтель – ценит, буква безударного гласного е в корне цен-;

центрáльный – центр, буква безударного гласного е в корне центр-;

мотоцѝкл – это не слово-исключение, в корне мотоцикл- пишем букву и;

ценá – цены, буква безударного гласного е в корне цен-;

цилѝндр – это не слово-исключение, в корне цилиндр- пишем букву и (см. Рис. 7).

Рис. 7. Образец

Объясним значение слова цилиндр. Цилиндр – это геометрическая фигура. А раньше этим словом называли ещё и головной убор. Это была высокая блестящая шляпа с маленькими полями. Её носили важные особы, господа. Теперь такой головной убор не встретишь на улицах городов. По форме цилиндр похож на геометрическую фигуру. Потому и получил своё название (см. Рис. 8).

Рис. 8. Цилиндр

Твердые согласные

Вопрос о том, является ли буква «ц» мягкой или твердой в русском языке решен однозначно: буквы «ж», «ш» и «ц» могут быть только твердыми.

Влияние соседствующих с ними гласных букв не имеет значения: птица , царь , цель . В словах на букву «ц» звук остается твердым и при сочетании с гласными, являющимися «смягчителями» для согласных, имеющих «мягкую» пару: я, е, е, ю, и.

В отношение буквы «и», составляющей слог с буквой «ц», находящийся в составе корня слова, существует правило, которое гласит, что, несмотря на то, что в данном случае слышится вместо «и» звук , пишется такой слог как «ци»: бацилла, акционер, гиацинт, цирк.

Однако из этого правила существуют исключения, о которых речь пойдет ниже.

§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки

Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.

Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки

Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений)

В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий

Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.

Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».

Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот  в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.

А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.

При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении. Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков

Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Фонетические процессы, связанные с согласными

По этим процессам я позже напишу отдельные статьи, пока что перечислю их списком и охарактеризую кратко:

  1. Оглушение – когда звонкий находится на конце слова и произносится как глухой: дуб – , нож – . Из-за оглушения часто появляются омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Например, плод и плот произносятся как , луг и лук – . Значение этих слов при восприятии речи на слух определяется только в контексте.
  2. Озвончение – когда после глухого стоит звонкий, происходит обратный процесс – озвончение. В слове “пересдача” на месте буквы “с” произносится звук “з” из-за звонкого “д”. Транскрибировать надо так: . В вузе этот процесс называется ассимиляцией по звонкости.
  3. Смягчение или ассимиляция по мягкости – когда твердый произносится мягко из-за мягкости следующего за ним звука. Слово “трость” звучит как . Смягчение не всегда происходит последовательно. Одни люди произносят “дверь” с мягким “д”, другие – с твердым.

Обязательно подпишитесь на обновления сайта, чтобы ничего не пропустить.

В каждой статье я рекомендую подборку книг для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Пособия ниже вы также можете использовать для повторения или систематизации знаний в любом классе обучения.

  1. Е. С. Симакова. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ.
  2. Гераськина В. И. Сборник учебно-справочных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (г. Саранск).
  3. Чмирь О. Б. МАТЕРИАЛЫ К ЕГЭ—2019. Справочный материал по русскому языку (г. Алдан).
  4. Нестерова С. Л. Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку (п. Советский Выборгского района Ленинградской области).

Недавно я опубликовал подборки курсов по русскому – посмотрите, цены вполне приемлемые, а преподают лучшие педагоги России:

  1. Подготовка к ЕГЭ.
  2. Подготовка к ОГЭ.
  3. Подготовка к ВПР.
  4. Курсы по русскому языку (общая статья, для детей и взрослых).

Звонкие и глухие согласные звуки

Если гласная произносится голосом, то согласная сочетанием голоса и шума. Если голоса больше, то согласная – звонкая, а если шума больше, то глухая.

В русском языке всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Делятся они по твёрдости и мягкости, по звонкости и глухости, парности и непарности.

Звонкость согласных звуков проявляется от звучания и устройства речевого аппарата. При их произношении, помимо голоса, добавляются вибрации, разные шумовые препятствия. Эти преграды искажают волну звуков, при котором в полость рта проходит не чистый воздух, а звук.

К примеру, во время произношения звука , наши губы смыкаются, а воздух, что выдыхаем, старается пробить преграду. Исходя из этого, мы выделяем звонкие согласные звуки. К таким звукам относятся б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р – их произношение содержит шум и голос.

Большинство звуков имеют пары, к ним относятся: б – п (балка – палка), в – ф (влага – фляга), г – к (гол – кол), д – т (дом – том), з – с (злой – слой), ж – ш (жило – шило).

Остальные звонкие согласные звуки: й, л, м, н, р называются сонорными, что означает звучный. Сонорные звуки отличаются от остальных звонких согласных звуков тем, что при произношении уровень шума практически не участвует в образовании звука.

Речевая диагностика

Чтобы определить причину нарушения звукопроизношения необходимо сделать диагностику речевого развития. Начинает логопед работу с осмотра артикуляционного аппарата: внешний вид, моторика. Для этого он просит ребенка выполнить упражнения на удержание нужной позы − в случае со свистящей группой звуков отрабатывают нижнее положение языка, удержание его за зубами, и динамические задания, помогающие оценить подвижность губ, языка. Вначале логопед показывает упражнение, затем просит повторить ребенка.

В логопедическую диагностику входят задания для оценки речевого дыхания

Специалист обращает внимание на то, как ребенок делает вдох и выдох, работает ли у него при этом диафрагма. Для оценки силы выдоха можно предложить сдуть легкий предмет или сыграть на дудочке

Речевой материал нужно подбирать не только с Ц, но и со С и Т, потому что начинать постановку данного звука можно только, если опорные фонемы ребенок произносит верно.

Все задания на называние слогов, слов малыш повторяет после взрослого. То же самое с фразами и предложениями. Все инструкции должны быть понятными, а произношение взрослого должно быть четким.

А в заданиях на связную речь логопед просит ребенка составить небольшой рассказ по картинке или что-нибудь рассказать о предмете, который близок для него. Подбирать материал нужно так, чтобы в одном слове и предложении не было сразу Ц, С и Т.

Затем ребенку предлагают задания на выделение нужного звука среди других. Потом логопед показывает ему картинки и просит назвать слова, в которых есть Ц. Перед выполнением задания на звуковой анализ, взрослый объясняет малышу, что такое начало слова, середина и конец. Затем говорит слово и просит определить, где находится звук.

Кроме речевой диагностики, логопед обязательно общается с родителями. Это нужно не только, чтобы проконсультировать их по всем важным вопросам и объяснить план коррекционной работы. Так специалист еще и определит, в какой речевой среде воспитывается ребенок и нужно ли проводить работу в данном направлении.

Твердые и мягкие согласные звуки

Согласные делятся на твердые и мягкие, такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.

Например, буква «к» может обозначать как твердый звук , например, в слове кот, так и мягкий звук , например, в слове — очки. Получаем, что звуки и образуют пару по твёрдости-мягкости. Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:

  • согласный звук является твердым, если после него стоят гласные: а, о, у, ы, э;
  • и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я.

В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым (, , ), либо только мягким (). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.

Твердые и мягкие согласные

Пары и «непары»

Необходимо выяснить, может ли быть глухая буква «ц» твердой или мягкой. У нас имеется группа непарных букв. Это — й, х, л, ц, м, ч, н, щ, р, части из которых соответствуют мягкие пары, а некоторые только таковыми согласными буквами и являются.

Это согласные, называемые в русском языке сонорами: , , , , , , , , . В их произношении принимает участие верхнее небо.

Среди них буквы «ц» нет.

Оставшаяся часть состоит из букв, произношение которых связано с шипением: , , , , . Из них одна буква является парной по принципу мягкости-твердости, две буквы могут быть только мягкими — «ч» и «щ», а четвертая буква не имеет пары по мягкости, соответственно является твердой.

Вопрос о том, является ли буква «ц» мягкой или твердой решен: шипящая буква «ц» в русском языке может быть только твердой.

Всегда твёрдые согласные

Учтем, что в фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка не все соглас­ные обра­зу­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости.

Существуют соглас­ные как все­гда твёр­дые, так и мягкие.

В рус­ском язы­ке все­гда твёр­дые соглас­ные — это зву­ки , , .

Эти соглас­ные про­из­но­сят­ся толь­ко твёр­до, хотя после них пишут­ся бук­вы «е», «ё», «и»  или мяг­кий знак. В зву­ко­вой запи­си сло­ва (тран­скрип­ции) после этих соглас­ных нико­гда не ста­вит­ся апо­строф.

Сравним, как зву­чат непар­ные твёр­дые согласные.

Всегда твёр­дый соглас­ный :

  • жаба
  • жираф
  • жёл­тый
  • за́лежь

Всегда твёр­дый соглас­ный :

  • шаги
  • шор­ты
  • шёлк
  • шипов­ник
  • плешь

Всегда твёр­дый соглас­ный :

  • цара­пи­на
  • цокот
  • цех
  • циф­ра

При напи­са­нии слов с все­гда твёр­ды­ми соглас­ны­ми поль­зу­ем­ся пра­ви­ла­ми орфо­гра­фии, а не их звучанием.

Твердые соглас­ные, обо­зна­чен­ные бук­ва­ми «ж» и «ш», пишут­ся толь­ко с бук­вой «и».

В напи­са­нии букв «и» и «ы»  после «ц» обра­тим­ся к пра­ви­лу.

После этих непар­ных соглас­ных не пишут­ся бук­вы «ю», «я», а толь­ко в неко­то­рых ино­стран­ных сло­вах (пара­шют, жюри, бро­шю­ра, Цюрих).

Мягкий знак после твёр­дых шипя­щих слу­жит не для выра­же­ния их мяг­ко­сти, а для обо­зна­че­ния форм слов:

  • суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода (ложь,  ветошь);
  • форм 2 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов (ты рису­ешь, отдашь, спра­вишь­ся);
  • форм пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов (вырежь, утешь­те).

Скачать ста­тью: PDF

Рубинчик Людмила Ивановна

Как правильно целоваться с парнем?

Мужчины, обычно скупые на открытое проявление эмоций, тоже неравнодушны к хорошим поцелуям. Как и девушки, парни любят разные техники. Немного узнав своего партнера, можно легко определить, как лучше его целовать.

Легкая эротика.

Ключевое слово — легкая. В противном случае каждое слияние губ будет заканчиваться постелью. Это само по себе неплохо. Однако иногда хочется просто приятного поцелуя и ничего больше. Для таких случаев и понадобятся вкрапления тонкого сексуального подтекста. Признаки такой техники:

  • поглаживания торса, рук, головы или шеи;
  • покусывания, посасывания губ, ушных мочек;
  • щекотания губ языком, применение французского стиля;
  • игра дыханием (легкие дуновения на чувствительные точки);
  • запускание пальцев в волосы избранника;
  • кокетство, поддразнивание, флирт.

При правильном исполнении поцелуй станет более страстным, глубоким, сильным. Он также может участиться в темпе.

Чтобы весь процесс остановился только на невинном занятии и не зашел дальше, такую версию лучше использовать кратковременно. Если же вовремя остановиться не получилось, достаточно:

  1. ослабить силу нажима губ;
  2. перестать задействовать язык;
  3. остановить руки на одной точке (на груди или талии пары, например);
  4. замедлить темп, перейти на легкие касания.

Это переход от страсти к легкости, нежности, который плавно снижает накал эмоций, помогает усмирить разбушевавшиеся гормоны.

Кстати, методика действует и в обратном направлении, когда хочется от простых «цемчиков» перейти к чему-то посерьезнее, «ненавязчиво» завести своего партнера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector