Логопедические упражнения: проблемы речи у детей и профессиональная помощь
Содержание:
- Основы терапии
- Логопедическая постановка звука Л
- Как научиться правильно произносить шипящие звуки
- Дифференциация звуков Ч-Т, Ч-Ц, Ч-Щ
- Техника выполнения
- Правильная постановка звука «Ч»
- Ход занятия:
- Причины неправильного произношения
- Возможные проблемы
- Артикуляционная гимнастика для звука Л
- Мимическая гимнастика
- Упражнения
- Ламбдацизм и параламбдацизм – что это такое?
- Как проводить артикуляционную гимнастику
- Готовность речевого аппарата ребенка
- Организация занятий
- Автоматизация звука З
- Причины отсутствия «Р»
- Упражнения на дыхание
Основы терапии
Длительность лечения всегда индивидуальна: постановка произношения звуков может занять 1-6 мес. В ходе выполнения упражнений с логопедом необходимо соблюдать несколько правил:
- постепенно усложнять задачу;
- проводить занятия для детей в игровой форме;
- не допускать переутомления во время сеанса;
- использовать зеркало в качестве основного предмета отработки информации.
Цель артикуляционной гимнастики в логопедии заключается в доведении до автоматизма выполнения упражнений по произношению фонем. На первом занятии педагог расскажет о предназначении и технике выполнения конкретного упражнения
Затем он продемонстрирует правильную артикуляцию звука, объяснив, на какие моменты нужно особенно обратить внимание. Если это упражнение ребенок затрудняется выполнить, логопед может использовать шпатель или зонд
Очень важно, чтобы движения были точными и правильными, симметричными, плавными и в достаточном объеме. После проведения сеанса задание необходимо закреплять на дому
Артикуляция считается усвоенной успешно, если она выполняется без ошибок и не нуждается в зрительном контроле
После проведения сеанса задание необходимо закреплять на дому. Артикуляция считается усвоенной успешно, если она выполняется без ошибок и не нуждается в зрительном контроле.
Логопедическая постановка звука Л
Используются следующие приёмы постановки согласного звука Л:
- тренировка артикуляции;
- развитие речевого дыхания;
- автоматизация произношения.
Занятия проводятся поэтапно. Перед началом занятий по речевому развитию несколько минут необходимо тренировать дыхание:
- делать короткий секундный вдох;
- затем медленный спокойный выход в течение примерно 5 секунд.
Для тренировки дыхания можно выполнять следующие упражнения:
- играть с вертушкой;
- «останавливать лошадку» — расслаблять губы на вдохе, затем выдыхать воздух так, чтобы получалось «тпр-р-р»;
- «надувать шарик» — лечь на пол, опустить руку на живот, чтобы чувствовать, как живот раздувается при вдохе и сдувается при выдохе;
- угадывать фрукты и цветы с закрытыми глазами, глубоко вдыхая их запахи;
- вдувать пёрышко в импровизированные ворота, выдыхая воздух через сложенные трубочкой губы.
Так же, Вам возможно будет интересно ознакомиться как в домашних условиях научиться выговаривать звук Р.
Как научиться правильно произносить шипящие звуки
Проблемы с произношением возникают из-за быстрой смены положения органов артикуляционного аппарата в процессе разговора. Чтобы звуки были разборчивыми и четкими, специалист должен устранить спазм мускулатуры и увеличить подвижность органов речи, а также настроить координацию действий.
Для постановки шипящих звуков язык должен загибаться в форме чашки, так и называется подходящее для этого упражнение. Проблемы с воспроизведением фонем возникают, если он круглый и распластанный. Вследствие этой ошибки воздух выходит из ротовой полости через щеки, а не через щель между зубами. Упражнение простое в выполнении, но требует гибкости мышц и соблюдения направления выхода воздушной струи из ротовой полости.
Дифференциация звуков Ч-Т, Ч-Ц, Ч-Щ
Звук «Ч» состоит из смешения звуков «ТЬ» и «Щ». Если у ребенка корректно поставлены эти 2 звука, то проблем с постановкой «Ч» не возникнет.
Если у ребенка возникают затруднения при смене положений передней части языка или удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка, то логопед помогает механическим способом. Края языка к коренным зубам прижимаются шпателем или черенком столовой ложки.
При дифференциации опорных звуков стоит обращать внимание детей, что кончик языка при произношении стучит в небо за верхними зубами. Нужно объяснить, что «Ч» — короткий звук, в нем отсутствует призвук «Ш»
Если «Ч» не получается, стоит попросить ребенка произнести длительное «ТШ», ускоряя темп, пока не получится «Ч».
Упражнения на дифференциацию «Ч» от близких звуков:
- Показать картинки со словами: летчица, ученица, горчица, волчица, птичница, отличница, молочница, лечебница, чечевица, цыпочки, учительница, чернильница, цыпленочек. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч» и «Ц».
- Показать картинки со словами: овца, куча, гуща, цепь, щель, лицо, плечо, четыре, щепка, цапля, чайка, цирк. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч», «Ц» и «Щ».
- Читать словосочетания: черный скворец, чистая улица, чужая пуговица, черная курица, коричневые рукавицы, чистая водица, колючие цветы, отличная певица, чужая граница, печеные яйца, жгучий перец, чуткий заяц, вечернее солнце, четвертый палец, точеное кольцо, целая чашка, цепкий крючок.
Рекомендуется разучить стихотворение:
На цветке сидит пчела,
До чего она мала!
Наша пчелка в хоботок
Набирает сладкий сок.
А цветок качается —
Это ей не нравится.
Можно читать детям текст. Их задача — услышав «Ч», хлопать в ладоши, «Ц» — топать ногами.
Повела курица цыплят учить червяков искать.
— Червяки бывают разные, и найти их не просто, — учила курица.
Восемь цыплят слушали курицу. А два цыпленка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Им хотелось первыми найти червяка. Один цыпленок споткнулся обо что-то и упал.
— Это и есть червяк, — кричал цыпленок.
— Мы откопаем его и отнесем этим глупцам.
После долгих трудов цыплята все же откопали червяка и понесли червяка своим братцам.
— Смотрите, червяк, — сказали цыплята и бросили… гвоздь.
(По М. Петрову)
Требуется прочитать текст и разыграть по нему сценку:
Солнце улыбается
В тысячу лучей,
Солнцем освещается
Тысяча вещей:
Луг, река,
Над речкой мост,
А по мосту едет воз,
На возу мешки с пшеницей,
На мешках сидит возница,
Высоко сидит возница,
С высоты видна станица.
Эти методы могут использоваться как на приеме у специалиста, так и в домашних условиях.
Техника выполнения
Упражнение «чашечка» основано на расслаблении определенных участков языка. Для повышения его эффективности параллельно делают логопедический массаж. Сначала перед ребенком ставится задача выполнить его технически правильно, загибая вверх язык. Затем подключают счет до 3, 5 и 10. Не должно быть дрожания, хаотичных движений. Упражнение «чашечка» предназначено для укрепления мускулатуры языка и постановки шипящих звуков.
Описание действий:
- Усадить ребенка на стул в удобную позу.
- Дать ему зеркало, при этом специалист находится напротив.
- Попросить малыша широко открыть рот и растянуть губы.
- После их расслабления положить на нижнюю губу язык (он должен быть максимально мягким).
- Попытаться сформировать из него чашечку с приподнятыми боковыми стенками. Для лучшего понимания необходимо наглядно продемонстрировать на себе.
Обратите внимание, передний край языка должен быть ровным
Часто возникающие сложности
Распространенная ошибка – и губа, и челюсть тянутся за язычком. Если ребенок слишком мал и не понимает, как это сделать, в языке делают ямку посередине, надавливая пальцем руки. Это вызовет рефлекторное его сгибание. Если затруднения не купированы таким образом, значит нужно тренировать мышцы с помощью массажа.
При самостоятельном выполнении старайтесь разрабатывать язык бережно, не повреждая слизистую оболочку. Перед началом самомассажа нужно продезинфицировать поверхность рук, за слизистую браться только через носовой платок или сухую салфетку.
К приемам самостоятельного массажа относятся шлепанье по губам, причесывание языка, покусывание слева и справа. Для лучшего запоминания нужно чередовать положения органа, делая его попеременно узким и широким. Необходимо, чтобы малыш запомнил свои ощущения, когда язык расслабленный и широкий.
Еще можно выполнять занятие «обнимашки»: широким языком обхватывать мягко верхнюю губу, таким же образом обнимать зубы. Следите, чтобы упражнение делалось не кончиком, а всем основанием органа. После получения положительного результата возвращаются к «чашке».
В логопедии роль артикуляционной гимнастики достаточно велика, однако, при недобросовестном выполнении рекомендаций специалиста невозможно добиться положительных результатов. Этот метод коррекции нарушений речи не является основным, необходим комплексный подход к решению проблемы.
Правильная постановка звука «Ч»
Звук «Ч» — шипящий, глухой и мягкий. Для его произношения требуется больше воздуха и шума, чем голоса.
Артикуляция шипящих бывает верхней и нижней. При постановке звука специалисты ставят чаще верхнюю артикуляцию.
Корректная верхняя артикуляция звука «Ч»:
- губы округлены, вытянуты вперед;
- между резцами образуется небольшая щель;
- кончик и передняя часть спинки языка приподняты, прижаты к переднему краю твердого неба;
- в момент выхода воздушной струи передняя часть спинки отделяется от места смычки и образует щель с твердым небом;
- мягкое небо поднято;
- голосовые складки разомкнуты.
Корректная нижняя артикуляция «Ч»:
- кончик языка упирается в нижние резцы;
- спинка языка спереди смыкается с краем твердого неба;
- при выдохе язык отходит от места смычки, образуется щель.
Ход занятия:
Деятельность логопеда
1. Оргмомент.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик,
И верхом поеду в гости.
(А. Барто)
2.Артгимнастика: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).
«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них.Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».
На слова «цок-цок-цок-цок», ребенок щёлкает языком, а руками поочерёдно стучит по столу ладошками.
Я лошадка Серый бок!
Цок-цок-цок-цок.
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок-цок.
Если хочешь — прокачу!
Цок-цок-цок-цок.
Посмотри,как я красива:
Цок-цок-цок-цок.
Хороши и хвост, и грива,
Цок-цок-цок-цок.
Я лошадка Серый Бок!
Цок-цок-цок-цок.
3. Работа над словарем.
Рассказ о животном.
— Лошадь – домашнее животное.
— Как подает голос лошадь?
У лошади есть – грива, хвост, ноги…
— Покажи где грива, хвост…
Кто ребёнок?
Мама – лошадь, папа – конь,
Кто же их ребёнок?
Рыжий, будто бы огонь,
Это – жеребёнок.
(Ж. Зудрагс)
-Как кричит жеребёнок? (Ребенок подражает животному,с разной силой голоса: тихо, громко, очень громко)
-А лошадь?
— Конь?
— А что лошадь кушает? (Рассматривание еды. Если ребёнок не знает, то сказать и показать, свежую траву и сено. Дать потрогать, и определить, чем отличается)
— Лошадь ест траву, сено, овёс.
— Давай покормим и дадим попить.
— А что пьет лошадь (воду)
— Вот тебе два ведерка, налей в них воду и дай попить лошади и жеребенку. (Два ведерка 1-маленькое, 2-большое,нужно налить воды и правильно дать ведра:маленькое – жеребенку, большое – лошади)
Когда кормим, поем.
— Накормлю лошадку
свежею травою,
Напою лошадку чистою водою
А потом надену вожжи с бубенцами,
Запрягу лошадку и поеду к маме…
Игра: «Кто пришел?»
— Посмотри внимательно, кто пришел к лошади в гости. А теперь закрой глазки. Открывай.Посмотри внимательно: кто пришёл?
Игра: «Кто спрятался?»
-Посмотри внимательно, кого нет?
Упражнение на подражание (крупная моторика)
— Ты мой конь, как огонь!
Ты копытами стучишь, (стучим ногой)
Звонко «иго-го» кричишь,
Сильно об пол бьёшь ногой
И качаешь головой! (качаем головой)
Оседлать тебя хочу
И скачу, скачу, скачу (скачем)
Мы устали, отдохнём, (стоим)
И водицы мы попьем, (пьем из ладошек)
Заедим душистым сеном, (жуем)
Станем тихо и заснём. (сложить ладоши и положить голову, закрыть глаза)
Игра: «Фотограф»: Ребёнок берёт фотоаппарат, фотографирует животных. Потом соотносит изображение животного на фотографии с игрушкой, и отдает ему фотографию.
— Мы сейчас будем фотографировать животных, а потом раздадим им фотографии.
Упражнение «Собери животное»
— А теперь давай посмотрим на картинку и сложим точно такую же лошадь.
— Кто изображен на картинке?
Итог:
— О каком животном мы говорили?
— Как лошадь подает голос?
— А чем питается?
— Это мама…
-Это папа…
-А это малыш….
Причины неправильного произношения
Произношение может быть неправильным или несформированным, потому что:
- ребёнок ещё слишком мал для проговаривания, просто пропускает фонему, говорит не «лиса», а «иса» (осваивание звука «Л» происходит примерно в 4 года, постановка с распознаванием твёрдости и мягкости – в 6 лет);
- язык поставлен неправильно (межзубное произношение выходит чётким, но искажённым);
- язык опущен (двугубное произношение типично для англичан, часто наблюдается у детей, воспитывающихся в межнациональных семьях);
- язык расслаблен, а нижняя губа активно двигается (выходит «В»).
В вышеописанных случаях артикуляция нарушена из-за дефекта расположения языка во рту. Также дефект произношения бывает следствием того, что формируется искажённый воздушный поток из-за неправильного положения конца или середины языка:
- двигаются при звукоформировании губы, а не язык;
- конец речевого органа опускается, а не упирается в верхние резцы;
- середина языка выгибается вверх, а конец опускается (в норме должно быть наоборот).
Чтобы исправить описанные дефекты артикуляционного аппарата, достаточно нескольких сеансов с логопедом. Но если причина искажённого произношения – дизартрия, вызванная патологиями нервной системы, то предстоит системное и многоэтапное исправление.
Возможные проблемы
Оглавление
Интересен факт произношения звука «к». Он напрямую связан с корнем нашего главного речевого органа. В ряде случаев звук произносится смазано и нечётко, цепляя другие звуки — «г», «х», «д», «т». Здесь возможна причина, связанная с врождённым отклонением. Могут повлиять на качество произносимого звука стрессовые ситуации, последствия повреждения органов речи и дыхания, после каких либо травм. Самая простая причина — ребёнок просто ленится. Мы должны вовремя, на раннем этапе разобраться с ситуацией и своевременно начать работу по коррекции речи.
Взгляд со стороны
Посмотрим на человека, у которого не всё нормально с дикцией. Общаясь с ним, трудно понять, о чём он говорит. Нередко отпадает желание продолжать разговор или что-то объяснять ему. Над таким человеком смеются, а многие даже злятся на него. У детей такие взаимоотношения очень ярко выражены. И вот поэтому надо править речь с раннего возраста, чтобы дети свободно себя чувствовали в обществе, хотя, конечно, эта проблема не относится к основным в жизни. Но если есть возможность, желательно потренировать речь, чтобы произношение было четким.
На что делаем акцент
Тонкость обучающего процесса в произношении буквы «к» заключается в том, что надо направить внимание малыша на внутреннюю (среднюю и заднюю) часть языка. Но в образовании выговариваемых букв активно участвуют и другие органы нашего речевого аппарата
Это верхняя и нижняя челюсть, губы, мягкое и твёрдое нёбо. Поможет нам в правильном взаимодействии всех этих органов артикуляционная гимнастика для заднеязычных звуков.
Занятие
Занятие артикуляционной гимнастики для звука «к» кроет в себе совокупность работы речевых органов и мозга. Ученик должен осмыслить положение артикуляционных органов и правильно их сориентировать. К тому же он должен, понять какие мышцы нужно напрягать, а какие расслаблять. В этом помогает ему педагог.
Артикуляционная гимнастика для звука Л
Она является основным этапом постановки звука Л, осуществляемой поэтапно. Занятия, в зависимости от возраста пациента, длятся от 15 до 25 минут.
- Разминка. Двигать языком, подражая цоканью лошадиных копыт. Также эффективно упражнение «Парус»: язык поднимается во рту вертикально, удерживается в таком положении 10 секунд, с каждым занятием время удержания увеличивается (максимальное время – 40 секунд). Разминка укрепляет и делает подвижнее языковые мышцы.
- От «Ы». Проводится игра «Пароходик». Рот растягивается в улыбке, язык упирается в зубы. Нужно прикусить расслабленный конец языка и произнести «ы-ы-ы» или «у-у-у». Получится «л-л-л».
- Постановка от мягкого звука «Л». Детям произносить мягкую фонему легче, чем твёрдую. Ведь губные мышцы не так сильно напрягаются.
- От «А». Нужно улыбнуться и, прикусывая расслабленный язык, произнести протяжный «А». Выйдет «ал-ал-ал». Далее должна быть отработка «ала-ала-ала», а на последнем этапе «ла-ла-ла».
- От «В». Нужно научить дошкольника не двигать нижней губой. Он должен держать нижнюю губу в опущенном состоянии 5 секунд, затем вернуть в исходное положение к верхней губе. Если пациент самостоятельно не справляется с заданием, то необходимо ему помочь: подставить под губу палец, двигать им вверх-вниз.
Мимическая гимнастика
Ещё один немаловажный этап в начале занятия, благодаря которому лицевые мышцы и артикуляционный аппарат ребёнка подготавливаются к дальнейшей работе. Все упражнения выполняются перед зеркалом.
Упражнение «Хомяк и рыбка». Ребёнок сначала сильно надувает щёки, показывая хомяка, после чего вытягивает вперёд губы трубочкой, как рыбка. Движения чередуются не менее 7-8 раз.
«Кошка пьёт молочко». Ребёнок язычком имитирует движения кошки, которая лакает молоко из блюдца.
«Удивлённый Аркаша и рассерженная Маша». Ребёнок сначала высоко поднимает брови, будто в удивлении, а затем их сильно хмурит, будто очень зол.
Упражнения на расслабление губ:
- широко улыбнуться с протяжным и-и-и-и;
- ритмичные движения плотно сомкнутыми губами то к правой, то к левой щеке;
- движения сомкнутыми губами по кругу.
«Волшебник Николка лопатку превращает в иголку» – широкий расслабленный язык выкладывается на нижнюю губу в форме лопатки, а затем весь делается узким с острым кончиком, как иголочка.
Упражнения
«Язычок – борец»
Укрепляем мускулатуру языка.
Взрослый садится перед лицом ребёнка и объясняет ему правила игры, в которой язычок будет бороться с посторонним предметом во рту. Пусть посторонним предметом будет чистая ложечка, к ней малыш уже привык. Предмет упирается в верхнюю часть кончика языка и начинается «борьба». При этом рот должен быть достаточно открыт, чтобы язык был виден. Наш «борец» пытается вытолкнуть «чужака» со своей территории.
Преподаватель старается увидеть выгнутую спинку языка, стремящуюся к нёбу. При этом необходимо добиться того, что бы приподнялся корень языка. Данное упражнение следует делать в несколько ступеней, которые должны быть разделены во времени. Не перегрузите мускулатуру язычка, иначе потом придётся долго отдыхать. Задача взрослого — добиться нужного положения «борца» во рту малыша – подняться должна не только середина, но и корень язычка. В последующих уроках надо закреплять положение языка, чтобы ребёнок запоминал.
«Массаж»
Расслабляем мышцы языка, увеличивая кровоснабжение.
Приоткрыть рот, улыбнуться. Двигать язычок по нижней губе вперёд-назад, покусывая его зубками.
«Самомассаж»
Научится расслаблять распластанный на губе язык.
Улыбнуться, подать язык вперёд, приоткрыть рот. Язик слабо прижать к нижней губе. Пошлёпать язычок губами – на выдохе получится «пя–пя–пя». Данное упражнение ещё называют так — «наказать непослушный язычок».
«Блинчик»
Учимся удерживать язык в расслабленном состоянии.
Рот открыт. Язычок лежит и «отдыхает» на нижней губе. В таком состоянии улыбнуться, затем убрать улыбку с лица. Далее чередуем и меняем мимику лица.
«Мостик»
Учимся выгибать и удерживать язык дугой к твёрдому нёбу, тем самым развиваем мускулатуру язычка.
Открыть рот, упереть язычок остриём в передние нижние зубки и выгнуть горкой. Шпателем помочь малышу сделать дугообразный мостик во рту. Второе название этого упражнения — «горка».
«Мостик смело соберём и очень быстро разберём»
Связываем упражнения напряжения и расслабления.
Приоткрыть рот, упереть язык в нижние передние зубки и выгнуть горкой. Зафиксировать, а затем расслабить его – уронить вниз. Затем попеременно эти движения повторяем.
«Лопаточка»
Расслабляем мышцы языка.
Улыбнуться, приоткрыть рот и положить расслабленный язычок передним краем на нижнюю губу. Отдыхаем несколько секунд.
«Ветер дует с горки»
Учимся гнать воздух по языку. Включаем в работу дыхательный аппарат.
Открыть рот и сделать «горку». Вдохнуть и выдохнуть, направляя воздух по язычку наружу
Сосредоточить внимание малыша на «переход» вдоха к выдоху. В этот момент мягкое нёбо приподнимается и закрывает ход воздуху в полость носа
Получается кряхтящий выдох. Мы начинаем ловить звук «к».
«Катание с горки»
Укрепляем мышцы языка. Активизируем работу мягкого нёба вместе с дыхательными органами.
На ладошку взрослого или ребёнка кладётся шарик, сделанный из ваты или бумаги. Малыш открывает рот и делает «мостик». Но наш язычок на мостике ещё и «борец», край языка отодвигается от передних зубок, язычок готовится к толчку. Затем вдыхаем и резко выдыхаем воздух, так, чтобы подвинуть шарик на ладошке. На «границе» вдоха-выдоха активно начинают работать мышцы мягкого нёба. Звук «к» должен «вылететь» изо рта.
Первые звуки «к» будут «напряжёнными». Если слышимость буквы будет недостаточная, то следует попросить ребёнка покашлять в процессе выполнения таких упражнений, как «мостик» и «язычок – борец». Впоследствии с ходом занятий ребёнок задействует работу своего мозга и поймёт, как ему надо активизировать мышцы во рту и буква «к» будет выговариваться спокойно
Особое внимание следует обратить на чередование упражнений по напряжению и расслаблению мышц. Уважаемые родители, не торопитесь и не ускоряйте процесс
Берегите мышцы языка малыша от перегрузок, и результат не заставит долго ждать.
Ламбдацизм и параламбдацизм – что это такое?
Этот термин подразумевает неправильное произношение твёрдого и мягкого Л. Причём сюда включается не только искажённое звучание, но и отсутствие фонемы в произносимых словах. Ламбдацизм бывает:
- двугубным – слышится гласный «у» (не «лошадь», а «уошадь»);
- носовым – корень языка утыкается в мягкое нёбо, воздушный поток идёт в нос, в итоге звучит «нг» (не «лужа», а «нгужа»);
- межзубным – конец языка оказывается в пространстве меж зубов;
- с отсутствием произношения (не «лейка», а «ейка»).
Также существует параламбдацизм, когда правильное произношение заменяется неправильным. Обычно заменяют на:
- «Г» («пол» — «пог»);
- «В» («лыжи» — «выжи»);
- «Ё» («лодка» — «ёдка»);
- «Д» («лопата» — «допата»);
- «Ль» («как дела» — «как деля»).
Как проводить артикуляционную гимнастику
Во время упражнений малыш должен сидеть. Тело расслаблено, ноги и руки в спокойном положении.
Артикуляционной гимнастикой необходимо заниматься каждый день, чтобы нарабатываемые навыки закреплялись.
Упражнения необходимо выполнять 3–4 раза в день, буквально по 3–5 минут.
За один раз с ребенком лучше не проделывать больше 2–3 упражнений.
Каждое упражнение выполняется 5–7 раз.
Если упражнение статическое (нужно удерживать одну артикуляционную позу), то его длительность должна быть 10–15 секунд.
Двигаться нужно от простых упражнений к сложным, выбирая игровую форму подачи.
Из трех выполняемых упражнений новым может быть только одно. Остальные служат для повторения и закрепления.
Если у малыша что-то не получается, нельзя бросать и переходить к другому
Надо отработать то, что плохо дается.
Важно, чтобы ребенок хорошо видел лицо взрослого.
Начинать артикуляционную гимнастику всегда лучше с упражнений для губ.
Упражнения для губ
-
Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
Улыбайся народ,
Потом губы — вперед!
И так делаем раз шесть.
Все! Хвалю! Начало есть! - Хоботок (трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри —
Губки хоботком тяни. - Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «и-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи. - Бублик (рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
- Заборчик — бублик; улыбка — хоботок. Чередование положений губ.
- Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Какие бывают упражнения?
Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно).
- Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно).
- Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
- Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).
- Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
- Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот»; «набрать им водичку», слегка причмокивая.
- Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-«орешки».
- Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
- Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы.
- Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
- Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
- Поиграть в паровозик: погудите «у-у», губы — трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
- Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы».
- Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит, как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.
Если малышу нравится заниматься, то постепенно можно осваивать более сложные упражнения и даже подарить крохе маленькое зеркальце, чтобы он видел, как работают его губки и язычок. А к логопеду пойдете позже, когда в садик соберетесь, но вам с вашим багажом зарядки для язычка его услуги вряд ли пригодятся.
Первым этапом в развитии речи ребенка являются разнообразные артикуляционно-мимические движения языком, губами, челюстью, которые сопровождаются бормотанием, агуканьем, гулением и лепетом, начиная практически с рождения крохи.
Готовность речевого аппарата ребенка
В речи ребенка звуки формируются постепенно. В раннем детстве образуются такие звуки, как «К», «Б», «М», «П», «Ф», «В», «Т», «Д», «Н», «Г», «Х». При их произношении проблем у детей не возникает. В дошкольном возрасте образуются шипящие и свистящие звуки, которыми ребенок не может овладеть самостоятельно.
Логопед помогает развить артикуляционный аппарат.
«Ч» и «Ц» — согласные звуки сложного образования, которые состоят из 2 компонентов (аффрикаты), они возникают в речи позже остальных, к 4-5 годам, в связи с постепенным созреванием речевых отделов головного мозга и развитием органов речи.
Организация занятий
Необходимо тщательно подготовиться к проведению уроков. Составить план тренировок с постепенным увеличением нагрузки. Приготовиться к тому, что понадобятся зеркала – большие и маленькие. Необходимо будет приобрести средства корректировки положения органов во рту – медицинские детские шпателя. Можно использовать ложку или собственный палец, обёрнутый в стерильную салфетку. Плюс ко всему приготовить пузырёк со спиртосодержащей жидкостью, для дезинфекции предметов, которые будут фиксировать положение языка во рту.
Главные этапы обучения
Проводить занятия следует при соблюдении определённых правил.
1.Упражнения выполняем два-три раза в день. Протяжённость тренировки около пяти минут.
2.Движения артикуляционных органов повторяем по 4-5 раз.
3.Усложнять тренировки нужно постепенно, не перегружая напряжение мышц.
4.Вначале отработать статические позиции языка в данных упражнениях. Достаточно 10-15 секунд по времени на каждое положение.
5.Затем эти позиции соединить с движениями других органов артикуляционного аппарата и подключить дыхательный отдел организма.
6.Связать положение или тренировку мышц с каким-либо персонажем из сказки, предметом из жизни (обезьянка, лопаточка, мостик). Ввести ребёнка в игру.
7.Новое упражнение вводить только после закрепления предыдущего.
8.Необходимо, чтобы ребёнок при выполнении данной гимнастики сидел на стуле, чтобы концентрация энергии была в верхней части организма.
9.Малыш должен сидеть перед зеркалом, чтобы видеть свою артикуляцию и запоминать правильные движения.
Подсказки и вмешательства
Качественное выполнение упражнений во многом зависит от педагога. Для того, чтобы понятно объяснить выполняемое движение, необходимо уметь показывать «невидимое». Взрослый перед началом занятий сам поэтапно должен отработать урок, придумать интересную игровую постановку. И уже затем в процессе тренировки учитель аккуратно вмешивается в ход занятия с помощью детского шпателя или собственного пальца, двигая язык в нужную часть полости рта. В достижении необходимой цели поможет комплекс артикуляционной гимнастики заднеязычных звуков.
Шагаем к цели
С помощью данной гимнастики, отрабатывается правильное произношение букв «к», «х» и «г». Нас интересует «к». Его сложнее произнести с точки зрения мышц языка. Перейдём непосредственно к описанию упражнений для постановки данного звука.
Автоматизация звука З
Этап автоматизации звука — закрепление рефлекторных связей на речевом материале.
К автоматизации поставленного звука переходят, когда ребенок корректно произносит его изолированно при многократном повторении.
Работу по автоматизации звука проводят в течение 10 минут. Работу проводят 2 раза в неделю на специализированных занятиях и каждый день в домашних условиях с родителями. Во время занятия в первую очередь отмечают успехи ребенка, мягко исправляя ошибки.
Звук «З» отрабатывается поэтапно:
- В слогах (прямых, обратных, со стечением согласных). Дети повторяют за педагогом звукосочетания ЗА-ЗА, ЗУ-ЗУ, ЗЭ-ЗЭ, ЗО-ЗО, ЗИ-ЗИ.
- В словах (в начале слова, середине, конце). Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (зу — зуб), затем в словах со стечением согласных. Слова подбираются от односложных до многосложных постепенно.
- В загадках и скороговорках:
а-за-за, за-за-за.
За Зиной гонится коза.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу.
Поместим в загон козу.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы.
Колокольчик у козы.
Зе-зе-зе, зе-зе-зе.
Сено мы дадим козе. - В рассказах. Дети составляют короткие и длинные рассказы со словами, которые содержат букву «З».
- В разговорной речи. Отработка звука в спонтанной бытовой речи, контроль над произношением со стороны взрослых. Одновременно с развитием фонематической стороны речи происходит обогащение словаря и формирование грамматического строя речи.
Автоматизировать звук «З» можно с помощью серии картинок:
- выбирать из предложенных нарисованных предметов те, в которых есть звук «З»;
- разделить картинки на группы с «З» в начале слова, в середине и в конце;
- отделить картинки со звуками «С» и «З».
Причины отсутствия «Р»
Проблемы с речевым дыханием
Прямая взаимосвязь между дыханием и правильной речью очень тесная. При отсутствии каких-либо проблем ребёнок делает вдох через нос. Но по ряду причин дыхание может стать ротовым или смешанным, что приводит к деформации носовой структуры, слабости круговой мышцы рта, неестественному смещению или опущению языка. Чаще всего варианты подобной проблемы проявляются следующим образом:
- выдох прерывистый, короткий, с постепенным ускорением;
- дыхание аритмичное и поверхностное;
- при вдохе и выдохе ребёнок подёргивает плечами или головой, сильно напрягает лицевые и шейные мышцы;
- дыхание происходит с задержкой или дополнительными вдохами;
- ребёнок говорит как на выдохе, так и на вдохе;
- ритм дыхания легко сбивается при эмоциональной или физической нагрузке;
- струя воздуха очень слабая, проходит между краем языка и щекой, создавая таким образом хлюпающее звучание.
Неправильный прикус
У аномалий в соотношении верхнего и нижнего зубного ряда множество своих причин: от наследственности и вредных детских привычек до недоразвития челюстных мышц и внутриутробных патологий у матери. Основные виды патологического прикуса, из-за которого страдает звукопроизношение, это:
- прогнатический – верхняя челюсть сильно смещена вперёд;
- прогенический – вперёд чрезмерно смещается нижняя челюсть;
- перекрёстный – зубы разного размера, формы и смещены в горизонтальной плоскости, верхняя или нижняя челюсть чрезмерно смещена влево или вправо;
- открытый – даже при сомкнутых зубах между верхним и нижним рядами сохраняется щель.
Приступить к исправлению прикуса не поздно в любом возрасте, однако не забывайте о том, что чем позже начнётся коррекция, тем она будет сложнее и продолжительней.
Нарушения в речевом слухе
Под речевым слухом подразумеваются такие естественные способности ребёнка:
- чувство темпа речи и способность его воспроизвести (ритмический);
- умение безошибочно узнавать и различать речевые фонемы (фонематический);
- восприятие речевой мелодики (звуковысотный);
- восприятие звуков, разных по звучанию, громкости и высоте (физический);
- умение правильно услышать и повторить изменения в голосовом тембре (тональный).
Недостаточное развитие артикуляционного аппарата
Для постановки звука Р большое значение имеет физиология и состояние мышц языка, круговой мышцы рта, подвижность губ, щёк и даже нижней челюсти. Язык может быть или слишком большой и массивный, или наоборот очень маленький, а губы – короткие, толстые и малоподвижные. При помощи простых тестов в виде специальных упражнений логопед оценивает состояние артикуляционного аппарата малыша и подбирает наиболее оптимальные подготовительные упражнения для постановки Р в ближайшей перспективе.
Индивидуальное строение уздечки
Существенно укороченная подъязычная связка создаёт серьёзные препятствия для подвижности языка, тем самым автоматически приводя к дефектному произношению Р. Внимательные родители подобную патологию могут обнаружить самостоятельно по следующим признакам:
- ребёнку крайне сложно дотягиваться кончиком языка до верхних передних зубов и нёба;
- на просьбу показать язычок наблюдается раздвоенная, плоская или квадратная его форма;
- у малыша большие трудности с быстрым перемещением языка во рту из стороны в сторону;
- в процессе приёма твёрдой пищи у ребёнка нередко возникает рвотный рефлекс;
- произношение Л, а также всех звонких и шипящих звуков – нечёткое.
Упражнения на дыхание
Звук Р – достаточно сложный для детского произношения, поэтому правильно поставленное речевое дыхание существенно ускорит и облегчит основную работу по постановке и автоматизации звука. Именно с дыхательной гимнастики стоит начинать каждое логопедическое занятие. С этой целью отлично подходят следующие упражнения.
«Играем в футбол». На столе устанавливаются два кубика – это ворота. В качестве мячика – небольшой ватный шарик. Задача ребёнка – вытянув губы трубочкой, на длинном выдохе дуть на мячик, загоняя его в ворота.
«Волшебные пузырьки». Перед ребёнком – стакан с водой и коктейльная трубочка. Для большего интереса в воду можно добавить любой пищевой краситель. Малыш дует в трубочку, создавая бурю из пузырьков в стакане.
«Снежинка на носу». В роли снежинки – маленький ватный шарик на кончике носа ребёнка. Задача – сдуть струёй воздуха ватку с приоткрытым ртом и кончиком язычка, закреплённым на верхней губе.