Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях
Содержание:
- Игры на развитие слуха
- Уроки логопеда, звук «С»
- Логопедические упражнения для занятий дома
- Что делаем?
- «Уроки логопеда. Игры для развития речи»
- Звук «К»
- Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
- Логопедические упражнения для занятий дома
- Логопедические занятия в домашних условиях
- Виды речевых дефектов у детей
- Советы родителям детей в возрасте 5–-6 лет
- Распевка
- Роль и смысл логопедических игр
- Виды и особенности логопедических занятий
- Признаки речевого дизонтогенеза
- Другие способы развития речевого аппарата
- Речевые нормы
- Основы исправления произношения «р»
Игры на развитие слуха
Эти занятия нужны для того, чтобы у ребёнка развивался слух. Дети должны определять звуки. Это может быть звук дождя, грома, лай собаки или мурлыканье кошки и т. д. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет должны проходить в обычном режиме. Помните, это – не патология, а скорее всего, лень, которую необходимо побороть при помощи увлекательных упражнений.
Дайте прослушать малышу 2 звука, например плач ребёнка и работающего пылесоса. Пусть карапуз определит, кто или что издаёт звук. Когда ему уже легко даются задания, можете усложнить упражнение. Дайте прослушать малышу 3 разных звука, а затем 4. Если он не торопится сказать, тогда помогайте ему и не ругайте кроху.
Уроки логопеда, звук «С»
Профессиональный логопед Юлия Орлова дает урок
родителям с рекомендациями, что делать, если ребенок неправильно воспроизводит
звук или не произносит его вообще. Советует начать обучение самостоятельно, без
привлечения специалистов. На первом этапе выполнять задания вдвоем, сидя рядом.
Занятие необходимо обязательно проводить перед зеркалом, чтобы видеть
артикуляцию, проанализировать допущенные ошибки. Показано положение зубов, губ
и языка при произношении буквы «С», правильность выдыхания для получения
воздушной тонкой струйки (упражнение «Заборчик»). Для корректировки можно
пользоваться инвентарем: ватной палочкой, ложкой.
Логопедические упражнения для занятий дома
Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:
Развитие фонематического слуха
Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.
Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать фонематический слух. К ним можно отнести:
- подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
- подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
- составление звуковой схемы слова;
- придумывание рифм и коротких стихов;
- проговаривание речевок и скороговорок.
Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.
Пальчиковая гимнастика
Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.
Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:
- маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
- ножницы для вырезания;
- пластилин;
- бумагу для оригами.
Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества — отличные способы совершенствования мелкой моторики вне индивидуальных занятий.
Артикуляционная гимнастика
Специальные упражнения для языка необходимо выполнять каждый день, если есть какие-либо проблемы с произношением. Для домашних занятий лучше всего подобрать комплекс упражнений со стихотворным описанием, картинками.
Делайте разминку для язычка каждый день, обязательно перед зеркалом (это позволяет малышу самому наблюдать за процессом, оценивая его успешность). Если есть проблемы с одним или двумя звуками, то артикуляционную гимнастику стоит подбирать под них. Такие можно найти в тематических рабочих тетрадях по логопедии.
Что делаем?
При проведении домашних занятий важно представлять себе их структуру. Как уже говорилось, в один день все виды игр не проводим, используем по 2–3
Занятия могут состоять из следующих компонентов:
- игры на развитие мелкой моторики, включая пальчиковую гимнастику;
- артикуляционные упражнения;
- тренировка речевого дыхания (читайте о нем в статье «Развитие речи детей дошкольного возраста»);
- звукоподражательные игры;
- развитие слуха;
- логоритмика;
- игры на пополнение лексического запаса и общее развитие речи.
Мелкую моторику хорошо развивают игры с мелкими предметами (пуговицами, фасолью, лесными орешками, пробками, конструктором, мозаикой), лепка, рисование. Также этому способствуют всевозможные пальчиковые игры (с поглаживанием ладошек друг о друга, самомассажем пальчиков рук, совмещением пальчиков двух рук), сопровождающиеся забавной текстовкой – лучше рифмованной (подробнее об этом – в статье «Пальчиковая гимнастика для детей»).
Артикуляционные упражнения делятся на динамические (когда малышу нужно производить языком или губами какие-то действия) и статические (губам или языку нужно удерживать принятое положение). Вторые гораздо сложнее для детей, поэтому взрослым придется проявить терпение.
Также среди артикуляционных игр есть общие, полезные всегда и всем деткам для развития артикуляционного аппарата, и специальные, подготавливающие органы речи ребенка к произнесению конкретных звуков, с которыми у него проблема. С помощью таких упражнений можно значительно укрепить мышцы губ, языка, щек, сделать язык подвижным и послушным, растянуть короткую подъязычную уздечку (без нее, к примеру, малыш никогда правильно не произнесет ). Подробно о таких упражнениях читайте в статье «Артикуляционная гимнастика».
—
Сделайте такие занятия увлекательными, сочиняя забавные истории из жизни язычка. Пусть он собирает грибы, убирается в комнате, превращается в блинчик или кошачью спинку в ходе веселого путешествия по волшебной стране.
—
Звукоподражательные игры учат ребенка регулировать силу голоса, интонацию при произношении, развивают слух и вообще доставляют массу удовольствия. Подражать можно любым звукам: природы (вой ветра, шум листьев), голосам животных, птиц, звукам, которые издает разный транспорт или домашние бытовые приборы. Чтобы занятие не было скучным, подражания нужно обыграть. Например, инсценировать какую-то забавную историю.
Так ребенок потренирует умение выражать эмоции и дополнять свою речь мимикой, жестами. Если добавить к таким играм еще и соответствующие движения, подобрать подходящую музыку – получится занятие по логоритмике.
Игры на развитие слуха помогут малышу не только легче понимать речь других людей, но и замечать ошибки, в том числе в своей речи. Для этого можно угадывать, какой предмет звенит за спиной, затем – где именно звенит (справа, слева, сверху). Развитие фонематического слуха способствует навыку определять наличие звука в слове, его местоположение, дробить слова на слоги.
При этом обязательно нужно помнить, что чем сложнее и запущеннее проблема, тем медленнее будет ощущаться прогресс. Но от этого похвала приобретает только большую значимость. Малышу важен малейший успех. Сейчас главное – систематические занятия, терпение и вера в прогресс. Возможно, он не будет стопроцентным, но улучшения появятся обязательно. Надо только приложить для этого усилия.
«Уроки логопеда. Игры для развития речи»
Данная книга состоит из 3-х разделов, к каждому разделу даны подробные инструкции как нужно заниматься
- пальчиковая гимнастика 1 группа. Упражнения для кистей рук (стр 8-29)
- 2 группа. Упражнения для пальцев условно статические (стр 30-47)
- 3 группа. Упражнения для пальцев динамические (стр 48-57)
артикуляционная гимнастика. Представлена с помощью сказок со стихами, имеются дополнительные карточки плюс имеются изображения правильного результата упражнения. (стр 64-110). Также в этом разделе есть игры на развитие речевого слуха, слухового внимания.
скороговорки. Сгруппированы в соответствии с «трудными» звуками, что помогает отработку определенных звуков именно у вашего ребенка. (стр 111-169)
Звук «К»
На канале детской театральной студии «АртЭко»
представлен видеоурок для улучшения дикции и техники речи. Особый акцент
делается на отработку согласной буквы «К», которая иногда не звучит из-за
недостаточной активности и тренированности речевого аппарата. Показан ряд упражнений
для исправления положения и достижения четкого произношения: несложные фразы и
примерные скороговорки, в которых буква проговаривается в сочетании с гласными.
Маленькие актеры повторяют их медленно, с разной интонацией (поругать,
похвалить, возмутиться). По мере освоения темп ускоряется. Занятие проходит в
интересной игровой форме.
Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
ПОДЕЛИТЬСЯ
тематический характерЗадания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.»Предисловии»* * *
СЕНТЯБРЬ3-я неделяСад-огород. Дифференциация овощей и фруктов
Для детей 4-5 лет
«Фрукты»»Овощи»»Фрукты»»Овощи»
-
В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве не осталось ни одной … (груши) На деревьях совсем нет … (груш)
Собрали сливы. На дереве нет ни одной … (сливы) На деревьях совсем нет … (слив) Собрали черешню. Нет на деревьях … (черешен) Собрали вишню. На дереве нет ни одной … (вишни) На деревьях нет … (вишен)
- В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет … (огурцов) На грядке нет ни одного … (огурца)
Собрали кабачки. На грядке нет ни одного … На грядке нет …
Собрали помидоры. На грядке нет … Не осталось на грядке ни одного …
Собрали морковь. На грядке нет …
Собрали фасоль. На грядке нет …
- Изменить глаголы, отвечая на вопросы.
Что делал? Сажает — … (сажал) Копает — … Поливает — … Растет — … Зреет — … |
Что делает? Сажал — … (сажает) Копал — … Поливал — … Рос — … Зрел — … |
загадки
-
Использовать картинки:
Картошка, лук, яблоко, помидор.
Лимон, огурец, персик, груша.
- Свекла растет на яблоне. Груша растет на грядке. Картошка растет на болоте.
-
— Повторить упражнения для пальчиков по темам «Фрукты», «Овощи»
— Нарисовать 2-4 фрукта (овоща) и стакан с соответствующим соком. Объяснить, что нарисовал (а): «Я нарисовала яблоко. Из яблока делают яблочный сок».
стихотворенияДля детей 5-7 лет
-
В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве не осталось ни одной … (груши) На деревьях совсем нет … (груш)
Собрали сливы. На дереве нет ни одной … (сливы) На деревьях совсем нет … (слив) Собрали черешню. Нет на деревьях … (черешен) Собрали вишню. На дереве нет ни одной … (вишни) На деревьях нет … (вишен)
- В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет … (огурцов) На грядке нет ни одного … (огурца)
Собрали кабачки. На грядке нет ни одного … На грядке нет …
Собрали помидоры. На грядке нет … Не осталось на грядке ни одного …
Собрали морковь. На грядке нет …
Собрали фасоль. На грядке нет …
- Изменить глаголы, отвечая на вопросы.
Что делал? Сажает — … (сажал) Копает — … Поливает — … Растет — … Зреет — … |
Что делает? Сажал — … (сажает) Копал — … Поливал — … Рос — … Зрел — … |
-
А) Пересказ с опорой на вопросы.
Работа на огороде.
Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей.
— Как назвать одним словом, что колхозники собрали с полей?
— Когда они собирали урожай?
— Пересказ.
Б) Составление описательного рассказа об овощах, фруктах
по плану:
Что это?
Где растет?
Внешний вид (форма, цвет).
Каков на вкус?
Что из него (нее) можно приготовить?
Образец ответа. «Яблоко — это фрукт. Растет в саду на яблоне. Оно красное (зеленое, желтое), круглое, сладкое, сочное. Яблоко на ощупь твердое, гладкое. Его едят сырым, варят варенье, готовят вкусный яблочный сок.»
-
Посадила баба ФеклаВ огороде лук да свеклу.
А любимый внук АнтошкаПосадил чеснок с картошкой,
И морковку, и капусту,Чтобы борщ был летом вкусный.
Не забыл про помидоры:Посадил их вдоль забора.
Огурцы, укроп, петрушку -Чтоб любили все друг дружку.
Витаминный огородТребует больших хлопот.
Бабка Фекла в борщ кладетВсе, что у нее растет.
* Текст взят из альбома «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», автор Н. Э. Теремкова.
Автор статьи: Оксана Макерова,
специально для портала «Солнышко»
Опубликовано 12 сентября 2007 г.
Комментарии к статьямРазвитие речи. Сентябрь12.09.2007, 18:15Магдалина13.09.2007, 11:53ЛЕНА ЛАСИЧ22.09.2007, 11:10Тамара23.09.2007, 10:43Татьяна25.07.2008, 21:32светлана21.09.2008, 08:54Татьяна, начинающий user11.10.2008, 21:24Марина05.11.2008, 10:12светлана24.08.2009, 17:04майя08.09.2009, 12:33Ольга21.09.2009, 18:22Татьяна11.10.2010, 15:53татьяна24.02.2011, 13:05софия11.10.2019, 01:05Евгений
Логопедические упражнения для занятий дома
Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:
Развитие фонематического слуха
Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.
Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать фонематический слух. К ним можно отнести:
- подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
- подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
- составление звуковой схемы слова;
- придумывание рифм и коротких стихов;
- проговаривание речевок и скороговорок.
Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.
Пальчиковая гимнастика
Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.
Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:
- маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
- ножницы для вырезания;
- пластилин;
- бумагу для оригами.
Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества — отличные способы совершенствования мелкой моторики вне индивидуальных занятий.
Артикуляционная гимнастика
Специальные упражнения для языка необходимо выполнять каждый день, если есть какие-либо проблемы с произношением. Для домашних занятий лучше всего подобрать комплекс упражнений со стихотворным описанием, картинками.
Делайте разминку для язычка каждый день, обязательно перед зеркалом (это позволяет малышу самому наблюдать за процессом, оценивая его успешность). Если есть проблемы с одним или двумя звуками, то артикуляционную гимнастику стоит подбирать под них. Такие можно найти в тематических рабочих тетрадях по логопедии.
Логопедические занятия в домашних условиях
Каждый ребёнок индивидуален. Один начинает разговаривать рано, другой – поздно. Конечно же, все родители переживают, когда их карапуз в 2 года не хочет говорить вообще, а только показывает пальчиком. Чтобы таких казусов не происходило, нужно с малышами регулярно проводить логопедические занятия.
В первую очередь чаду необходимо регулярное общение. Чтобы ему было интересно проводить время со взрослыми, нужно заинтересовать кроху. Тогда будут полезны логопедические занятия для детей. 2-3 года – возраст, когда ребёнок должен уметь говорить хотя бы отдельные слова. Если этого не происходит, тогда уделите максимум внимания упражнениям.
Чаще всего занятия с детьми основаны на подражании. Малыши стараются копировать окружающих. Это действия, слова, жесты, мимика и т. д. Ребёнок 2-3 лет неусидчив и не умеет сосредотачиваться, поэтому лучше всего с ним заниматься тогда, когда он сам этого захочет. Прежде всего родителям необходимо достигнуть эмоционального контакта с ребёнком. Когда это произойдёт, можно смело заниматься с малышом, играть или просто общаться.
Виды речевых дефектов у детей
Логопеды диагностируют у детей дошкольного возраста следующие виды речевых дефектов, которые нуждаются в специальной коррекции.
- Нарушение сочленения – это расстройство речи, в котором ребенок испытывает трудности с правильными звуками. Звуки могут быть опущены или неправильно изменены в ходе речи. Ребенок может заменить звуки или добавить звуки неправильные для слов. Маленькие дети обычно проявляют проблемы сочленения, когда они учатся говорить, но они должны «вырасти из этого» к определенному возрасту. Если ошибки сохраняются за стандартным возрастом развития, который варьируется в зависимости от звука, тогда у этого ребенка есть нарушение артикуляции.
- Апраксия речи ребенка – это коммуникационное расстройство, влияющее на систему моторного программирования для производства речи. Речевое производство затруднено — особенно с секвенированием и формированием звуков. Ребенок может знать, что он хочет сказать, но есть нарушение в части мозга, которое посылает сигнал мышце для движения, необходимого для создания звука. Это приводит к проблемам с артикуляцией, а также к интонационным и говорящим стрессам и ошибкам ритма.
- Синдром хрупкой Х-хромосомы – является наследственным генетическим расстройством, которое считается наиболее распространенной причиной унаследованных умственных нарушений у мальчиков, а также развития у детей аутизма. Диагностика нарушения осуществляется чаще всего сразу после рождения ребенка, в течение первого года жизни симптомы патологии наиболее заметны.
-
Заикание происходит, когда речь нарушается непроизвольными повторениями отдельных слогов или букв в словах, продлением звуков и колебаниями или паузой перед речью. Заикание может быть приобретенным, то есть оно возникает во время раннего восприятия речи или приобретается из-за травмы мозга. Никто не знает точных причин заикания у ребенка. Считается, что оно имеет генетическую основу, но прямая связь еще не найдена.Языковые расстройства можно классифицировать тремя различными способами:
- экспрессивным расстройством языка;
- восприимчивым языковым расстройством;
- выраженным-восприимчивым языковым расстройством.
Дети с выраженным языковым расстройством не имеют проблем с созданием звуков или слов, но имеют неспособность получить правильные слова и сформулировать правильные предложения. Дети с восприимчивым языковым расстройством испытывают трудности с пониманием устного и письменного языка. Наконец, дети с выраженным-восприимчивым расстройством языка проявят оба вида симптомов.
Это далеко не все имеющиеся, а только некоторые, из наиболее распространенных нарушений речи у детей. Если вы чувствуете, что у вашего ребенка расстройство речи, обратитесь к логопеду, чтобы обсудить варианты лечения.
Советы родителям детей в возрасте 5–-6 лет
Чтобы ребенку логопедические упражнения давались легко, а положительный результат появился как можно раньше, следуйте этим простым рекомендациям:
Даже не будучи логопедом по профессии, объясните ребенку смысл занятий. Расскажите, что все игры направлены на развитие его речи, а умение красиво и четко говорить – атрибут каждого взрослого человека.
Логопед игры с детьми должны проходить в легкой форме. Если ребенок увлечется происходящим, то направит все свои силы в нужное русло.
Ограничивайте время, которое уходит у ребенка на занятия по развитию речи и другие уроки по подготовке к школе
Желательно, чтобы упражнения были ежедневными, но не более 15 минут каждое, поскольку ребенку 5 лет еще сложно концентрировать внимание.
Хвалите малышей за успехи. К играм для развития речи привить интерес ребенка будет гораздо проще, если он будет уверен, что его не накажут, а поддержат.
Станьте объектом для подражания
У ребенка формируется речь из наблюдений за вашим поведением. Поэтому всегда говорите правильно, четко и с выражением.
Сколько бы не было лет ребенку, улучшать его речь и помогать со всесторонним развитием – одна из важнейших обязанностей родителей. Дополнительным помощником в этом нелегком деле может стать сервис BrainApps
На портале собраны сотни высокоэффективных тренажеров, занятия на которых улучшат память, внимание, мышление и концентрацию и взрослого, и ребенка. Если вы устали от обычных игр на развитие правильного звукопроизношения, попробуйте с малышом позаниматься на тренажерах BrainApps
Результат сможет вас приятно удивить и, вероятно, логопед ребенку не потребуется.
Распевка
Урок педагога Кристины Иваницкой, из которого зритель
узнает об эффективном способе распевки на дикцию и разогрева голосового аппарата.
Метод заключается в повторении под музыку легких слогов с использованием
согласных и гласных букв (зи-зе-зу и т.д.). Присутствуют упражнения на плавное
мычание, рычание с добавлением других звуков. Темп постоянно меняется с
медленного на быстрый, усложняется воспроизведением словосочетаний на одной
ноте. Благодаря хорошей артикуляции рта укрепляются мышцы языка. Кристина
рекомендует занятия для детей 4-6 лет.
Нельзя заставлять заниматься, если ребенок
болен или устал. Только положительные эмоции обеспечат эффективность занятий.
28 ноября 2019
Роль и смысл логопедических игр
Речевые проблемы у детей – явление весьма распространенное. Если некто не выговаривает 2-3 звука, это еще пол беды. Если же в речи отсутствует более 3 звуков, то стоит задуматься над тем, чтобы всерьез заняться решением проблемы. В зависимости от сложности логопедических нарушений у ребенка можно решать, как продолжительным будет терапия. Но еще большое значение в таком лечении имеет стойкость и терпение родителей. Как стойкими они будут в выполнении всех требований специалистов.
Занятия с детьми лучше коротать в игровой форме. Игровая обучающая деятельность очень популярна среди детей дошкольного меньшего школьного возраста. Такая форма терапии благотворно влияет на формирование мыслительных процессов от самых несложных до самых сложных.
Логопедические игры — эффективное средство для пополнения лексикона дошкольника. В подобный форме знания лучше усваиваются, а дети проявляют к ним неподдельный заинтересованность и приятно проводят время с родителями. Игры в логопедии развивают сосредоточенность, выговор, логическое мышление, общительность, ум и физическое состояние ребенка.
Дидактические игры являются неким катализатором психических процессов, какие происходят в сознании ребенка при познании различных предметов в возрасте 5-6 лет. Они являются не лишь речевой, но и познавательной деятельностью ребенка. Также игры помогают малышу почувствовать себя уверено не лишь наедине с родителями, но и в обществе, снимают страх перед окружающими и обучают правильно излагать свои мысли в словах. В игровой форме ребята самостоятельно решают задачи, пытаются найти правильные ответы, победив некоторые трудности.
Если родители вовремя не начнут помогать ребенку в устранении дефектов выговоры, то это может привести к развитию комплексов, замкнутости и необщительности у него. Для проведения логопедических игр совершенно не обязательно посещать специальные центры, достаточно проводить регулярные дела в домашних условиях.
Виды и особенности логопедических занятий
Логопедические занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми
С одной стороны, как более эффективные себя зарекомендовали занятия один на один, когда все внимание специалиста направлено на конкретного ребенка. С другой — в группе малыши чувствуют себя более комфортно
Чаще всего положительный результат достигается чередованием этих двух видов деятельности: на групповых, или фронтальных, занятиях дети закрепляют навыки, полученные на индивидуальных.
Индивидуальные занятия
Самое главное для логопеда здесь — найти подход к ребенку, суметь его увлечь, «расшевелить». Малыш должен чувствовать себя непринужденно, играть, показывать язык перед зеркалом, повторять за специалистом все, что он попросит. Поэтому и настрой занятию дается соответствующий: все это просто игра. Чтобы научиться произносить трудные звуки, ребенку даже не обязательно знать, для чего он сюда пришел. Для каждого такого звука у логопеда имеется подборка специальных игровых упражнений, выполняя которые, маленький ученик незаметно для себя совершенствует речевые навыки. Дыхательная гимнастика, песенки, скороговорки, «зарядка» для языка — все это эффективные средства в арсенале специалиста.
Групповые (фронтальные) занятия
Если индивидуальные занятия логопеда с детьми чаще всего направлены на исправление отдельных звуков, то фронтальные подразумевают работу с более широким спектром отклонений в развитии речи. Это могут быть как дефекты звукопроизношения, так и нарушения слуха, и грамматические проблемы, и заикание. Группы подбираются небольшие, в идеале — 7 человек, дети должны быть примерно одного возраста и с похожими речевыми нарушениями. Занятию всегда задается какая-то интересная тема, дающая много возможностей для расширения словарного запаса детей и тренировки устной речи. Например, зимой актуальна тема «Новый год»: помещение украшается соответствующим образом, создавая у детей праздничное, приподнятое настроение, которое способствует результативности упражнений.
Как и в индивидуальных занятиях, здесь многое зависит от личности специалиста, от его умения создать нужную обстановку, вызвать у детей желание проявить себя. Для детей 3-4 лет, у которых процесс социализации еще только начинается, непросто создать такие условия. Многие из них бывают стеснительными и замкнутыми именно в силу своих речевых нарушений. Чтобы групповые логопедические занятия приносили плоды, малыши на них должны чувствовать себя уверенно и свободно.
Признаки речевого дизонтогенеза
У детей с нарушениями речи наблюдаются следующие признаки:
- ребенок не говорит или общается простыми фразами;
- отсутствие или низкая потребность в общении;
- односложные ответы на вопросы;
- наличие эхолалий;
- нарушения слоговой структуры;
- затруднения при составлении развернутого высказывания;
- наличие большого количества звукоподражательных комплексов;
- при общении используются невербальные средства – мимика и жесты;
- затруднения в понимании простых инструкций.
Чем раньше будет оказана логопедическая помощь, тем проще будет привести речевое развитие ребенка к норме. Дети 3-4 лет уже начинают осознавать свой речевой дефект и могут испытывать психологический дискомфорт, что приводит к нежеланию общаться и агрессивным реакциям.
Кроме речевой, у такой категории детей может быть неврологическая симптоматика:
- гиперактивность – ребенок слишком активный, расторможенный;
- гипоактивность – медлительность, заторможенность в движениях;
- плохо выполняет действия, связанные с тонкими дифференцированными движениями пальцев (застегивание пуговиц, работа с ножницами и т. д.);
- трудности в овладении навыками самообслуживания;
- затруднения в концентрации внимания;
- малыш не может слушать длинные сказки и рассказы – ему становится неинтересно;
- не принимает участие в сюжетно-ролевых играх – не понимает и не принимает правила игры.
Неврологическая симптоматика может сочетаться со сложным речевым расстройством. Если у малыша присутствует большая часть перечисленных проявлений, то необходима помощь логопеда.
Другие способы развития речевого аппарата
Доказано, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и мелкую моторику рук, расположены по соседству. Между задержкой речевого развития и плохой координацией детских пальчиков наблюдается прямая зависимость. Развивая речь ребенка, вы стимулируете механизмы развития мелкой моторики, и наоборот. Таким образом, для устранения трудностей в артикуляции звуков необходимо играть с малышом в пальчиковые игры. Методические пособия богаты примерами домашних заданий по логопедии на основе пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста:
- лепка из пластилина или глины;
- рисование, разукрашивание, творческая работа с рисунками;
- игры с камешками, бусинами, шариками;
- нанизывание бусин или пуговиц на нитку;
- завязывание узлов на веревке;
- застегивание пуговиц, крючков, молний;
- конструирование;
- собирание паззлов;
- складывание кубиков и пирамидок;
- игры с водой и песком;
- аппликация.
Подобные игры имеют свои особенности проведения.
- Сочетание игр и упражнений для развития речи. Игры не проводятся молча. Каждое действие озвучивается и проговаривается.
- Регулярные тренировки. Пальчиковым играм должно быть отведено отдельное время в распорядке дня ребенка.
- Важна энергичность движений и максимальная двигательная нагрузка на детские пальчики.
- Непродолжительность занятий.
Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, также помогают детям научиться понимать содержание стихов, различать ритм речи. Формирование тонких движений детских пальчиков способствует созреванию зрительно-моторной координации, готовности руки к письму.
Занятия не будут иметь успеха без максимального включения родителей в процесс обучения. Научитесь заново вместе с ребенком произносить сложные звуки. Подключите фантазию, чтобы заинтересовать его. Превратите обычное упражнение в веселую забаву, и результат не заставит долго ждать!
Речевые нормы
Понять, насколько своевременно развивается речь ребенка в этом возрасте, можно, опираясь на следующие ориентиры.
- Основное качество речи ребенка 4–5 лет – умение говорить связно и последовательно.
- Малыш употребляет слова соотносимо с их значением.
- В его речи присутствуют прилагательные, местоимения, предлоги, в том числе сложные (из-за, из-под), наречия.
- Он умеет управлять силой и темпом голоса – говорить тише, громче, шепотом, медленнее, быстрее.
- Обычная речь имеет правильный средний темп.
- Дошкольник в состоянии достаточно полно описать предмет, игрушку, картинку.
- Рассказывая стихотворение, ребенок активно использует интонацию.
- Выговаривает практически все звуки. Проблемы могут возникать только с и , иногда продолжают «западать» свистящие и шипящие.
- Словарный запас в этом возрасте составляет примерно 3–4 тысячи слов, среди которых все больше прилагательных, обозначающих качества предметов, цвета и оттенки; появляются собирательные существительные.
- Ребенок может начать рифмовать слова, придумывая для рифмы самые невообразимые конструкции («огненок» – искра, «никовойный» – ничей).
- Предложения малыш в состоянии формулировать не только простые, но и сложные («я надеваю шапку, потому что сейчас зима»; «мне 4 года, а сестричке уже 7 лет»).
- Допустимы некоторые грамматические ошибки: неверное согласование слов по родам и числам, неправильные окончания глаголов.
Основы исправления произношения «р»
Как же мечтают родители, чтобы ребенок поскорее научился произносить «р». Просят, а порой настойчиво заставляют малыша сказать «рыба» или «рак». А непослушный язык отказывается работать. Из−за этого расстраиваются родители и дети. После множества неудачных попыток родители обращаются к «заговорщикам» или «чудо−специалистам», которые будто бы учат произносить трудный звук за пару сеансов. Но и в этом случае звук ребенок не произносит, а деньги потрачены впустую.
Что же делать? Во-первых, успокойтесь и не паникуйте. Нужно набраться терпения и если вашему малышу всего 3 года, значит, он в силу незрелости языка не может пока произносить «р». А вот если вы уже отметили пятый день рождения, а звука так и нет, следует забеспокоиться. Имейте в виду, что если вы сами «картавите» и убеждаете своего ребенка, что данное нарушение — это «семейный» рок, больших усилий для произношения «р» ваш ребенок не будет прилагать. Во-вторых, необходима сильная мотивация, потому что работа над произношением «р» достаточно трудная и длительная и требует немалых сил от ребенка. Но хотим вас обрадовать, что при правильно организованных занятиях, дети без труда справляются с произношением «р».
Упражнения, которые научат ребенка говорить «рыба» и не только
Мы расскажем вам приемы, которые помогут исправить неправильное произношение «р». Следует начать с гимнастики для языка. Только игровые моменты, интересные сюрпризы, активность родителей помогут ребенку выполнять ежедневно данные упражнения.
Предлагаем вам 2 комплекса упражнений. Один из них больше понравится мальчикам, а другой девочкам.
Упражнения для губ и языка для мальчиков
Отправляемся в дорогу, нужно нам убрать тревогу!
Мы ворота открываем и на машине выезжаем (широко открыть и закрыть рот).
Солнце светит ярко, стало очень жарко.
Для машинки вот бензин, а для водителей апельсин.
Вы на него нажимайте, и сок получайте (надуть−втянуть щеки).
Улыбаемся с машинкой, вместе едем по тропинке (улыбнуться с зубками и без них).
Направо есть широкая дорога (положить на нижнюю губу широкий язык),
А налево узкая тропа (высунуть узкий язык)
Куда нам ехать, не знаем мы пока.
Вот стучит машинка (поднять язык к верхним зубам и постучать «д» в «бугорочки» у верхних зубов).
Едем по тропинке!
Вот колеса закрутились (облизывать губы по кругу слева направо и наоборот),
У деревни остановились!
Дальше путь наш не прост,
Камней целый воз (толкать кончиком языка правую−левую щеки).
Вот и тучи набежали,
И машинку закачали (двигать языком вправо−влево и касаться уголков рта).
Солнышко вышло опять,
Путь домой пора держать.
В горку быстро поднялись, затем весело скатились вниз (поднять широкий язык к верхней губе, затем опустить к нижней).
Встретили табун лошадок, проскакали, видно надо (цокать языком)!
Экскаваторы в работе, у них важные заботы.
Ковш песка поднимают и яму засыпают (показать язык в виде «ковша», с ямкой в центре).
Поломались, неудача, как же быть, как капот нам открыть (присосать язык к верхнему небу, открывать и закрывать рот)?
Наконец, мы починились, и домой весело покатились (языком провести по верхним, затем по нижним зубам)!
Все ребята удальцы, молодцы!
Упражнения для губ и языка для девочек
Сказку слушать не ленись,
Язычком ты потрудись!
Рот пошире открывай,
В домик звуки ты пускай.
Фея улыбнулась,
Язычком потянулась,
Носик свой достала
Но играть не перестала!
Трубачи трубят,
В гости созывают всех ребят (вытянуть губы вперед)!
Золушке помочь решила,
Тыкву крупную купила (надуть щеки)!
А сейчас садись скорей
На волшебных ты коней (поцокать языком)!
Здесь ковер ты расстилай (показать широкий язык),
Иголку доставай (показать узкий язык).
Иголка вправо, иголка влево (двигать языком, касаясь уголков рта),
Сошьем платье, будешь словно королева!
Ночь наступает, прохлада подступает (стучать языкам по небу «д»)
Нужно чаю нам попить и вареньем закусить (показать язык в форме «чашки», облизать верхнюю губу).
Утром зонтик мы возьмем и гулять опять пойдем (присосать язык к верхнему небу)!
Выполняйте гимнастику для губ и языка каждый день, утром и вечером. Каждое упражнение повторяйте по 3−5 раз.
Особое место в подготовке ребенка к произношению «р» занимают дыхательные упражнения. Обычно детям очень нравится надувать резиновые игрушки, воздушные шарики, дуть на рыбок в игрушечном аквариуме.