Режим дня ребенка от 1 года до 3 лет

Сон ребенка после года

Период между годом и ориентировочно тремя годами можно назвать своеобразным переходным этапом для малыша. С одной стороны, ребенок в этом возрасте уже достаточно независим: у него уже сформирован определенный багаж базовых навыков, и функционирование его организма уже не завязано так сильно на ухаживающем взрослом. С другой стороны, эмоционально он еще очень сильно привязан к маме, и более-менее ослабеет эта связь как раз только к трем годам.

Вся описанная выше специфика этого возраста определенным образом отражается и на качестве сна ребенка. Безусловно, у многих детей после года ночной сон уже взрослый — крепкий, долгий. В то же время далеко немалочисленна категория малышей, в первую очередь это дети, спящие с родителями, чьи ритмы сна еще тяготеют к младенческим и кто просыпается по несколько раз за ночь. По словам тщательно изучивших этот вопрос специалистов, в первую очередь, д-ра Джеймса МакКенны, это нельзя считать отклонением от нормы и это не свидетельствует о неврологических проблемах (см. статью почему ребенок плохо спит ночью ): у таких карапузов крепкий продолжительный сон установится ближе к 2-3 годам. Если же многочисленные ночные сосания выматывают маму, можно подумать о том, чтобы начать приучать ребенка спать в кроватке .

После 3-4 лет сон карапуза обычно стабилизируется, количество ночных пробуждений минимально. Но это в том случае, если родители обеспечивают ребенку необходимые физиологические и психологические условия для здорового сна. Какие именно — читайте ниже.

Роль родителей в организации здорового сна ребенка

  • Ребенок должен спать столько, сколько необходимо в соответствии с физиологической нормой. У малышей в возрасте 1-3 года обычно сохраняется один дневной сон (до 1,5-2 лет может быть два эпизода дневного сна). Тем не менее очень активные дети могут вообще отказаться от дневного сна после полутора лет; если при этом ребенок достаточно спит ночью (11-12 часов), хорошо развивается и выглядит вполне довольным, то это не должно стать поводом для беспокойства. Для того чтобы улучшить качество сна малыша, поддерживайте в комнате оптимальный температурный режим (21-23° C); следите за соблюдением ребенком после года режима дня ; практикуйте закаливание, занимайтесь с ним спортом и играйте в подвижные игры, больше гуляйте.
  • Ребенок должен воспринимать сон не как наказание или стресс; его отношение ко сну должно быть максимально позитивным. Наверняка вы не раз слышали совет: если ребенок старше года не засыпает сам, выключайте свет и уходите из комнаты, невзирая на крики. Один раз, второй, третий — и карапуз начнет проваливаться в сон. Но в последнее время специалисты-сомнологи (врачи, занимающиеся изучением сна) ставят под сомнение эффективность такого метода. Да, действительно, рано или поздно малыш, проревевшись, заснет, но при этом у него может выработаться стойкая ассоциация сон — это наказание или сон — это стресс. Каждый следующий раз он будет сопротивляться погружению в сон и со временем это перерастет в бессонницу. Чтобы этого не случилось, воспользуйтесь рекомендациями из статьи как научить ребенка засыпать самостоятельно .
  • Научите малыша не впадать в панику из-за ночных кошмаров. Для детей с развитым воображением и их родителей кошмарные сны — настоящий бич. Конечно, эту проблему нельзя игнорировать и надеяться, что внезапно она исчезнет сама собой. Между тем вы вполне можете научить ребенка старше 3-4 лет абстрагироваться от своих страхов и в какой-то мере контролировать свое состояние.

Как приучить ребенка к распорядку дня?

Если примерный режим дня ребенка в 2 года у вас составлен, самое время начать ему следовать. Рассказывайте малышу последовательность запланированных действий. Если ранее вы не придерживались каких-то планов, будьте готовы к тому, что на первых порах ребенок может активно сопротивляться такому нововведению

Старайтесь мягко и ненавязчиво управлять вниманием малыша. Чем меньше детям лет, тем легче они приучаются к чему-то новому

Чем раньше вы введете режим дня, тем проще будет его соблюдать. Можно сделать большой плакат с картинками, изображающими последовательность занятий в течение дня. Повесьте свое произведение на видное место, и пусть оно будет наглядным напоминанием для малыша.

Режим – что это и для чего он нужен?

Каждая сознательная мама знает, что двухлетнего малыша необходимо покормить 3-5 раз в день, сводить на прогулку и уложить поспать днем. Если выполнять все эти действия бессистемно, совсем нетрудно запутаться. Хотите все успевать и сохранять спокойствие? Составьте режим дня ребенка в 2 года, если вы не использовали планирование ранее. Речь идет об организованной последовательности действий в течение суток. Полезен режим дня и для самого ребенка. Дети, живущие «по правилам», растут более спокойными, организованными. У таких малышей нет проблем с аппетитом, ранним подъемом и со своевременным отходом ко сну. Если соблюдать режим с раннего детства, ребенок благополучно адаптируется к детскому саду, а затем и к школе.

Как организовать график кормления двухлетнего ребёнка

В два года рацион достаточно разнообразен.
Большинство детей в этом возрасте уже отлучены от грудного вскармливания, а искусственники переходят со смеси на молоко и кефир

Детские гастроэнтерологи обращают внимание на тот факт, что желудочно-кишечный тракт ребёнка уже усваивает взрослую пищу, но не стоит кормить малыша жирным, жареным или копчёным. Из способов готовки отдавать предпочтение нужно запеканию или варке на пару

В меню желательно включать больше свежих овощей и фруктов, кисломолочных продуктов.

В 2 года дети едят 4 раза в день с промежутком между кормлениями не менее 3–4 часов.
Именно за это время еда переваривается и усваивается организмом. Суточная потребность составляет 1400–1500 килокалорий. Родители должны запомнить, что самым важным приёмом пищи считается завтрак. Обед также нужно делать плотным и сытным, а вот ужин — более лёгким: предпочтение лучше отдавать овощам, творожным запеканкам или омлету.

Примерное дневное меню — таблица

Приём пищи
Блюдо
Объём, г
Завтрак каша или овощное блюдо 200
творог или омлет 60
напиток (сок, чай, молоко) 150
салат 50
суп 150
мясо (рыба, птица) 70
гарнир 100
кисель 150
Полдник кисель (кефир, молоко) 150
печенье 25
свежие фрукты 150
Ужин овощное (крупяное) блюдо 150
Омлет (творог, мясо, рыба) 60
свежие фрукты 70
молоко или кефир на ночь 120

Не забывайте про игры, обучающие и творческие занятия.

В составлении режима дня рекомендую выделить время для самостоятельной игры и для совместных занятий и игр с родителями или близкими для него людьми. Как правило, в первой половине дня родители заняты своими домашними делами, поэтому при составлении графика самостоятельную игру лучше включить до обеда. Конечно же, можно привлечь карапуза к своей работе, например, лепить пирожки. В результате малыш с азартом будет помогать Вам и увлекательно проведет время.

Не зависимо от времени года обязательными являются каждодневные прогулки по свежему воздуху. На улице желательно поиграть с малышом в подвижные игры, чтобы ребенок вдоволь выхлестнул свою накопившуюся энергию

Во время прогулки поговорите с ним об окружающем его мире, обратите внимание малыша на красоту природы, ее окраску и т.д. Вернуться с прогулки нужно как минимум за полчаса до еды, чтобы карапуз смог спокойно снять из себя верхнюю одежду, немного отдохнуть и помыть руки

Обязательным условием интеллектуального и культурного развития ребенка являются развивающие и познавательные занятия – уроки. Для двухлетнего карапуза они должны проходить в игровой форме, быть не длительными и не утомительными.

Итак, занятия для двухлетней крохи:

  • рисование. На этом занятии можно и рисовать, и разукрашивать.
  • творчеством: лепка или аппликация
  • музыка или пение. Во время этого урока можно разучивать и петь песенки, слушать красивую, красивую музыку.
  • выполнение физкультурных упражнений
  • общеобразовательное занятие, на котором изучают цвета, геометрические фигуры, времена года и т.п.
  • чтение – ребенок слушает, как читает взрослый или ознакомление с книгой – малыш пролистывает страницы и рассматривает картинки.
  • математика – разучиваем считалочки.

Развивающие занятия и игры

На правильное развитие ребёнка влияет выбор развивающих его игр. Они помогают ему правильно взаимодействовать с окружающими предметами, животными, людьми. Наблюдая за своим малышом, родители должны подобрать наиболее оптимальные занятия для него, суметь увлечь тем, что ему может не нравится, но так необходимо для комплексного развития.

Игры можно разбить на несколько категорий:

Способствующие развитию координации движений

Сюда может входить и начальный уровень гимнастики для малыша: бег за взрослым, ходьба, ладушки, лазание и другие.
Способствующие творческому развитию: рисование, игра в кубики, лепка, мозаика.
Развивающие внимание. Совместное чтение книг с картинками и последующее выполнение заданий («Покажи, где мишка? Где зайчик?»), выполнение ребёнком трёх-четырёх последовательных действий, также и в обратном порядке.

Наблюдая за развитием своего ребёнка, родители могут проводить время от времени тесты, обращая внимание на сильные и слабые стороны малыша. В 2 года развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речи , потому стоит уделять подобным играм особенное внимание

Каков бы ни был родительский страх, ребёнку следует предоставлять бóльшую свободу для развития его способностей, поощрять и помогать достигать успеха в том, за что он берётся.

В 2 года ребёнок только начинает осознавать себя. Он ещё не умеет себя всецело контролировать, и хотя взрослый для него является источником пищи и заботы, малыш всё чаще начинает противопоставлять себя родителям, что выражается в таком привычном для детей упрямстве. Порой именно на этом переломном моменте в жизни малыша родители совершают большинство ошибок. Как удержаться на этой тонкой грани? Излишнее потакание сделает ребёнка капризулей или даже маленьким тираном, а строгие запреты — замкнутым. Не всегда правильно изложенные советы педиатров и педагогов применимы на практике, если родители не находят общего языка со своим малышом.

Каждый ребёнок уникален, со своим характером и формирующимися привычками, и потому необходимо уделять особенное внимание нюансам — не только навязывать свои правила, но и подстраиваться под темперамент и желания малыша

Гигиена ребёнка в два года

Некоторые гигиенические процедуры в двухлетнем возрасте детки уже могут осуществлять самостоятельно. Это мытье рук, умывание личика, чистка зубов. Однако взрослые должны присматривать за тем, чтобы они выполняли их качественно.

Уход за ребёнком предполагает уже ставшие традиционными мероприятия:

Умывание в утреннее время и в течение дня – до и после еды, после игр и прогулок.
Подмывание с уделением внимания половым органам. Во время купания уже нужно обучать детей подмываться самостоятельно, а после туалета доверять им, собственноручно, вытирать попу детскими салфетками или специальной влажной туалетной бумагой.
Детские зубы в этом возрасте, крайне, хрупки и уязвимы, поэтому во избежание развития кариеса, процесс чистки нужно контролировать

Понадобится качественная щётка и безопасная детская паста, также потребуется научить ребёнка чистить зубы тщательно и в правильном направлении, а по завершению полоскать рот.
В два года, из-за выработки серы в большом количестве, важно регулярно чистить малышам ушки. Для этого используют специальные ватные палочки с ограничителем

Не рекомендуется проводить очищение глубоко – достаточно удалить загрязнения из наружного уха и переднего отдела слухового канала.

Ногти следует стричь безопасными маникюрными щипчиками, а быстро растущие волосы придётся остригать в парикмахерском салоне, поскольку справиться с детьми в домашних условиях бывает сложно.

Попутно приучаем ребёнка к порядку и аккуратности – малыши, вполне, способны сами выносить за собой горшок, убирать за собой грязь и воду в ванной после водных процедур.

Режим дня для детей 1-й младшей группы

7.00-8.00 – прием детей, самостоятельная деятельность

8.00-8.20 – подготовка к завтраку, завтрак

8.20-9.00 – самостоятельная деятельность

8.30-9.00 – организованная образовательная деятельность (по подгруппам)

9.00-9.20 – подготовка к прогулке

9.20-11.20 – прогулка

11.20-11.45 – возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность,  подготовка к обеду.

11.45-12.20– обед

12.20-12.30 – спокойные игры, подготовка ко сну

12.30-15.00 – сон

15.00-15.15 – постепенный подъем, самостоятельная деятельность

15.15-15.25 – полдник

15.25-16.15– самостоятельная деятельность

15.45-16.15 – организованная образовательная деятельность (по подгруппам)

16.15-16.30 – подготовка к прогулке

16.30-19.00 –прогулка, постепенный уход детей домой

Режим дня для детей 2-й младшей группы

7.00-8.20 – прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика

8.20-9.00 – подготовка к завтраку, завтрак

9.00-10.00 –организованная образовательная деятельность

10.00-12.00 – подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

12.00-12.20 – возвращение с прогулки, игры

12.20-12.50 – подготовка к обеду, обед

12.50-15.00 – подготовка ко сну, дневной сон

15.00-15.25 – постепенный подъем, воздушные и водные процедуры

15.25-15.50 – подготовка к полднику, полдник

15.50-16.20 – игры, самостоятельная деятельность

16.20-16.35 – чтение художественной литературы

16.40-19.00 –подготовка к прогулке, прогулка, постепенный уход детей домой

Режим дня для детей средней группы

7.00-8.25 – прием и осмотр детей, игры,дежурство, утренняя гимнастика

8.25-8.55 – подготовка к завтраку, завтрак

8.55-9.10 – игры, самостоятельная деятельность

9.10-10.00 – организованная образовательная деятельность

10.00-12.10- игры, подготовка к прогулке, прогулка

12.10-12.30 – возвращение с прогулки, игры

12.30-13.00 – подготовка к обеду, обед

13.00-15.00 – дневной сон

15.00-15.25 – подъем, воздушные и водные процедуры

15.25-15.50 – подготовка к полднику, полдник

15.50-16.15 – игры, самостоятельная и организованная деятельность детей

16.15-16.30 – чтение художественной литературы

16.30-19.00 – подготовка к прогулке, прогулка, постепенный уход детей домой

Режим дня для детей старшей группы

7.00-8.30 – прием и осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика

8.30-8.55 – подготовка к завтраку, завтрак

8.55-9.15 – игры, самостоятельная деятельность

9.15-10.15 – организованная образовательная деятельность

10.15-12.25 –игры, подготовка к прогулке, прогулка(игры, наблюдения, труд)

12.25-12.40 – возвращение с прогулки, игры

12.40-13.10 – подготовка к обеду, обед

13.10-15.00 – подготовка ко сну, дневной сон

15.00-15.25 –постепенный подъем, воздушные и водные процедуры

15.25-15.40 – подготовка к полднику, полдник

15.40-16.20 – игры,  самостоятельная и организованная образовательная деятельность детей

16.20-16.40 – чтение художественной литературы

16.40-19.00 – подготовка к прогулке, прогулка, постепенный  уход домой

Режим дня для детей подготовительной группы

7.00-8.30 – прием и осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика

8.30-8.50 – подготовка к завтраку, завтрак

8.50-9.00 – игры

9.00-10.50 – организованная образовательная деятельность

10.50-12.35 –игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

12.35-12.45 – возвращение с прогулки, игры

12.45-13.15 – подготовка к обеду, обед

13.15-15.00 – подготовка ко сну, дневной сон

15.00-15.25 –постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, игры

15.25-15.40 – подготовка к полднику, полдник

15.40-16.20 – игры,  самостоятельная и организованная образовательная деятельность

16.20-16.40 – чтение художественной литературы

16.40-19.00 —  подготовка к прогулке, прогулка, постепенный  уход домой

Как организовать распорядок дня для годовалого ребенка

После 12 месяцев день ребенка состоит из прогулок, водных процедур, физических упражнений, приема пищи, сна. Интервал между кормлениями увеличивается, время бодрствования растягивается до 3,5 – 4 часов. Годовалому малышу легче соблюдать режим, если он приучен к нему с ранних месяцев жизни.

В 1 год ребенок:

  • днем спит 2 раза;
  • принимает пищу 4 раза, включая 1 полдник;
  • 1-2 раза гуляет на свежем воздухе;
  • познает мир через активные развивающие игры;
  • принимает ванну перед сном.

Некоторые дети устают и засыпают самостоятельно (флегматики). Другие – переутомляются, что ведет к раздражительности, нарушению сна и аппетита, ухудшению настроения. Четкий режим способен облегчить жизнь малыша: он будет точно знать, когда время прогулки, купания или кормления.

Распорядок сна влияет на день крохи и всей семьи. При подъеме в 8 часов утра, ребенок засыпает в 11 (сон длится 1,5 – 2 часа). Второй сон – в 16 часов продолжительностью 1 – 1,5 ч. На ночь укладывается в 21 час.

Распорядок дня ребенка в 1 год отличается, если малыш готов перейти на один сон. Ребенок играет на протяжении 4-5 часов без признаков усталости, затем засыпает. Ночной сон наступает через 5-6 часов бодрствования.

Что меняется в режиме дня ребёнка в 1 год

Режим дня малыша в возрасте одного года не сильно отличается от распорядка в 11 месяцев, а также в 1 год и 1 месяц. Годовалый кроха испытывает те же потребности в физической активности, эмоциональном и интеллектуальном развитии, питании и сне. Ничего принципиально нового в повседневном расписании не появляется.

Единственное, что может претерпевать изменения, – это сон. В год он может быть как двухразовым, так и однократным. Если малыш просыпается рано и после активных утренних занятий устаёт, ему просто необходим отдых для восстановления сил и «перезагрузки» мозга. Если же кроха просыпается не очень рано, и его нервная система достаточно окрепла, то он вполне может спать однократно: разового сна будет достаточно, чтобы отдохнуть, восполнить запасы энергии и усвоить полученную за первую половину дня информацию.

Как понять, какой сон подходит вашему малышу? Учтите его привычки и потребности, понаблюдайте за ним. Если к обеду кроха начинает капризничать и тереть глазки, а также выглядит вялым и уставшим, то наверняка ему будет полезно отдохнуть утром. Если же ребёнок спокойно бодрствует и не проявляет признаков усталости, то одного послеобеденного сна будет достаточно, особенно если сын или дочка укладывается спать на ночь не очень поздно.

Пищевой распорядок дня для деток-двухлеток

Обеденная трапеза, по традиции, включает первое, второе и компот. Пищевые привычки формируются в раннем детстве, и привить любовь к супчикам нужно сейчас. Готовьте разнообразные, овощные, мясные, супы-пюре и т.д. Поверьте, малыш, испробовав весь ассортимент, обязательно остановится на двух-трёх любимых первых блюдах, которые будет с удовольствием есть и во взрослом возрасте.

Итак, в обед потчуем любимого гурмана:

— супом (Рецепты детских супчиков);

— мясным блюдом (тефтельками, котлетами, рагу из курочки и проч.) и овощным гарниром;

— некрепким чаем, морсом, компотом или киселём.

После такого сытного кушанья ребёнок сладко уснёт на час-другой. Ну вы подготовьте к его пробуждению лёгкий и питательный полдник:

— кефирчик или творожок с детской молочной кухни;

— печенье или фрукт.

Можно сделать вкуснятину из банана и детского рассыпчатого печенья и творога. Просто смешайте всё это в блендере (на порцию достаточно 1/3 банана, упаковочки творога и одного печенья). Уверяю, вы тоже не останетесь равнодушными к такому десерту.

К ужину придётся пофантазировать и накормить малыша чем-то таким, чего он ещё за день не кушал. Понимаю, сложновато, но удивлять и радовать ребёнка вкусностями мы обязаны. Суп, который сынок или дочка не доели за обедом, к ужину уж точно подавать не стоит.

Для меню подойдут:

— овощные рагу;

— запеканки творожные и из овощей;

— яичные блюда.

Ну между сном и едой с малышом нужно ведь и ещё чем-то заниматься. Он, конечно, может занять себя и сам, но лучше,  если вы будете руководить процессом.

Прогулки

Как и раньше занимают большую часть дня ребенка. Мама должна понимать насколько полезным является выход за пределы квартиры. Малыш может не только дышать свежим воздухом, но и принимать солнечные ванны

И что немаловажно, ребёнок общается со своими сверстниками, приобретает при этом социальные навыки. Стоит понимать, что в песочнице малыш встретит не только своих ровесников, также там будут и дети постарше

А это благоприятно скажется на развитии речевого аппарата вашей крохи.

Купание и гигиена

Приём водных процедур уже не является ежедневным событием. Теперь малыш может купаться 3 раза в неделю. Хотя рекомендуется в те дни, когда он не принимает ванну, хотя бы принимать душ. Особенно это касается жаркого времени года.
Ребенок уже должен знать, что после того, как он проснётся, необходимо почистить зубы и умыться.
Малыш в год и два месяца уже самостоятельно сидит на горшке

Мама может постепенно приучать его к тому, что после процесса дефекации нужно вытереть попу.
Всё также важно очищать носик и ушки крохи, но не стоит делать это чаще чем 3 раза в неделю, а лучше два.
Важно приучать малыша самостоятельно расчесываться, мыть руки перед едой и после неё, также умываться.

Важность сна

От того, сколько и как спит новорождённый ребёнок, зависит его эмоциональное, психологическое, физическое состояние. От недостатка сна у малыша будет недостаточно сил для полноценного развития, интерес к окружению слабый. В норме на сон должно уходить минимум 16 часов в сутки. Здоровый младенец засыпает сам, не нуждаясь ни в укачивании, ни в поглаживании для стимуляции (не приучайте к этому).

При нарушении сна первое, что нужно сделать, это определить и устранить причину. Что может мешать:

  • слишком маленькая активность во время бодрствования;
  • перевозбудимость нервной системы (например, острая реакция на свет, даже если он попадает совсем немного);
  • родовая травма;
  • мокрые пелёнки, ненасыщенность, дискомфорт в кишечнике;
  • излишне сухой или влажный воздух;
  • слишком низкая или высокая температура в комнате;
  • несоблюдение режима дня.

Если укладывать грудничка всё время в разное время, это сделает его день хаотичным. Условные рефлексы не вырабатываются, малыш начинает капризничать, плакать и его трудно успокоить.

Прогулка и игры

После завтрака можно заняться творчеством, развивающими играми или пойти на прогулку, если позволяет погода и самочувствие. Если ребенка приучать к тому, что в первой половине дня нужно заниматься счетом, чтением и рисованием, потом ему будет проще адаптироваться к режиму дня в садике и школе.  После первого года жизни с ребенком можно заниматься разными развивающими играми, понемногу начинать аппликацию, можно попробовать заинтересовать его изучением цветов и форм. Время на улице можно посвятить не только активным играм, но и получение первых навыков общения с чужими детьми. Для летнего периода лучше выбирать активные, подвижные игры, но независимо от времени года на улице в этом возрасте активность стоит поощрять.

Если ребенок просит есть между завтраком и обедом, постарайтесь обойтись небольшим количеством сока или легких фруктов или овощей. Не нужно перебивать аппетит незадолго до обеда, но не стоит отказывать ребенку в нужных ему калориях, если это не откровенная попытка выпросить что-то вкусное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector