Физиологические рефлексы новорожденных и их значение
Содержание:
- Стадии развития условного рефлекса
- Что такое безусловные рефлексы
- На что стоит обратить внимание?
- Занятия для развития рефлекса
- Спинальные рефлексы
- Тестирование и результаты
- Особенности торможения условных рефлексов у детей
- Виды и функции рефлексов
- Рефлексы
- До какого возраста проявляется и когда проходит?
- Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка?
- Как выработать рефлекс?
- Основные рефлексы
Стадии развития условного рефлекса
Различают четыре этапа, во время которых формируется условный хватательный рефлекс:
- 1 этап – на первом-втором месяце жизни. На этой стадии малютка будет захватывать пальцы взрослого при нажатии на ладони рефлекторно и неосознанно.
- 2 этап – в трехмесячном возрасте. Малыш пока еще не научился осознанно хватать предметы, но оживляется, увидев игрушки, подвешенные над кроваткой. Стараясь завладеть ими, он совершенствует координацию движений рук.
- 3 этап – с четвертого по восьмой месяц жизни. В этот период младенец учится самостоятельно удерживать любые предметы и игрушки, которые его привлекли. К концу данной стадии кроха довольно хорошо их удерживает, но орудует ручками пока еще недостаточно ловко.
- 4 этап – с девятого месяца до года. На этой стадии ребенок отлично захватывает предметы, используя для этого обе руки. Нередко, чтобы отнять небезопасный предмет, родителям приходится приложить большие усилия, освобождая его их цепких и сильных ручек карапуза.
Что такое безусловные рефлексы
Рефлексы новорожденных – это реакции малышей на внешние или внутренние раздражители, которые служат для младенцев своеобразным приспособлением к окружающим условиям. Даются они от рождения и в большинстве случаев не требуют специальной тренировки (в отличие от условных, которые необходимо вырабатывать). Врожденные реакции организма необходимы только в первые несколько месяцев жизни ребенка.
Во время медицинского осмотра врач проверяет наличие реакций, а также степень их выраженности. Подобные наблюдения позволяют сделать вывод о здоровье грудного ребенка со стороны неврологии и работе ЦНС в целом. Оценка реакций осуществляется в хорошо освещенном кабинете при комфортной температуре воздуха. Кроха при этом должен находиться на полужесткой поверхности, быть сухим, сытым и бодрым.
При нормальной выраженности рефлексов о здоровье ребенка можно не беспокоиться. Если к определенному моменту реакции, которые должны были угаснуть в новых условиях, сохранились у малыша, его нужно показать невропатологу.
На что стоит обратить внимание?
Отсутствие каких-либо рефлексов или их усиление может быть тревожным признаком, именно поэтому их и исследуют врачи и родители, которым небезразлично развитие и здоровье малыша.
Усиление может быть связано с отклонениями в мышечном тонусе, патологией нервной системы, инфекционными заболеваниями и т. д. Усиление рефлексов часто говорит о повышенной нервной возбудимости.
Однако при оценке реагирования малыша нужно учитывать тот факт, что можно говорить о каком-то серьёзном отклонении лишь в том случае, если имеются какие-либо другие симптомы.
Так, если у ребёнка наблюдается нарушение какого-либо рефлекса и при этом малыш чувствует себя прекрасно, это скорее всего только симптом, но не факт отклонения, его может и не быть.
Рассмотрим несколько примеров возможных отклонений.
Усиление
При исследовании реакции на рефлекс опоры отклонением от нормы является ситуация, при которой ребёнок упирается в поверхность стола носочками или скрещивает ножки. Это может быть свидетельством патологии двигательной системы, внутричерепной травмы, асфиксии при рождении, наследственных заболеваниях нервно-мышечной системы.
Что касается рефлекса автоматической ходьбы, то многие дети немного скрещивают ножки, но паниковать не стоит. Немного повышенный тонус мышц бедра вполне нормален в первые полтора месяца от рождения.
Если у малыша заболевание центральной нервной системы, то рефлекс ползания сохраняется до 1 года.
Ослабление
У детей с заторможенной нервной системой реакции на хватательный рефлекс значительно слабее, у возбудимых – наоборот, сильнее. Ослабление хватательного рефлекса может являться следствием асфиксии при рождении или поражением шейного отдела позвоночника.
Слабым рефлекс Моро может быть по причине внутричерепной травмы. Ассиметрично может проявляться при травме шейного отдела позвоночника.
Рефлекс Бабинского не наблюдается в случае поражения спинного мозга на уровне поясницы.
Рефлекс ползания ослаблен или ассиметричен при внутричерепных кровоизлияниях (у родившихся в асфиксии).
Таким образом, врождённые рефлексы младенца – это индикатор его развития.
Помните, если Вас что-то насторожило при исследовании рефлексов ребёнка, незамедлительно обратитесь к доктору. Относитесь внимательно к развитию малыша и будьте здоровы!
https://youtube.com/watch?v=pw5gJoZXI60
Чем полезны (и полезны ли?) жареные семечки при беременности? Спросим у доктора!
Все о рентгене во время беременности расскажет эта статья.
Наверх
Желтуха (желтушка) новорожденных — чем опасна и насколько заразна?
Дакриоцистит новорожденных: лечить или «само пройдет»?
Шкала Апгар — пять критериев оценки здоровья новорожденного малыша
Кривошея у новорожденных. Основные симптомы и методы лечения
Коньюктивит у новорожденных: лечение и профилактика
Опрелости у новорожденных: как их предотвратить и чем лечить?
Гипертонус у новорожденных: не игнорируйте симптомы!
Физиологические рефлексы новорожденных и их значение
Занятия для развития рефлекса
При полном отсутствии хватательного рефлекса у новорожденного или при слабом нужно стараться его развить. Для того чтобы мышцы малыша стали работать, как надо, придется некоторое время заниматься с ребенком не только во время бодрствования, но и во время сна. Предлагаем рассмотреть несколько простых упражнений, которые помогут развить хватательный рефлекс.
- В то время, пока кроха спит, его кулачки будут сжаты слабо, именно сейчас нужно заняться развитием рефлекса. Вложите свой палец сначала в одну ладонь, ребенок начнет непроизвольно сжимать кулачок, удерживая в нем попавший предмет. Далее палец переместите в другую ручку и опять дождитесь хорошей ответной реакции. Такие манипуляции нужно проделывать каждый раз, когда малыш будет засыпать.
- Разогните большой пальчик малыша, придерживайте его своим большим пальцем, чтобы он не загибался обратно. Остальными обхватите другие пальчики ребенка, круговыми движениями разминайте в левую сторону. Далее каждый пальчик по очереди то сгибайте, то разгибайте.
- Разогните все пальчики малыша, при помощи большого пальца своей руки сделайте массаж круговыми движениями. Можно поиграть в «Сороку-ворону», эта игра тоже хорошо помогает развить хватательный рефлекс.
- Подвесьте игрушки над кроваткой, все они должны быть в зоне досягаемости, но малыш должен проявить ловкость и силу, чтобы дотянуться до них и схватить.
- Играйте с малышом в погремушки, трясите их перед ребенком, он должен проявить интерес, пытаться взять яркую вещь самостоятельно. Не вкладывайте погремушки в ручки малыша, он должен их хватать.
Если к третьему месяцу жизни малыш еще не хватает игрушки, не старается их удержать, то это может быть свидетельством гипотонуса или гипертонуса мышц. Пускать его развитие на самотек нельзя, нужно обратиться к врачу.
Спинальные рефлексы
Спинальные автоматизмы связаны с развитием спинного мозга и представляют собой набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата. К ним относят:
Защитный – если малыша положить на живот, то он рефлекторно поднимает голову и поворачивает ее набок, чем обеспечивает себе доступ кислорода. Это защитная реакция с рождения от возможного нарушения дыхания. Исчезает спустя около 1,5 месяцев после рождения.
Опоры и автоматической ходьбы – если новорожденного поставить на ноги с поддержкой, то он автоматически выпрямляет ноги и становится на поверхность всей стопой, а если в том же положении его слегка наклонить вперед, то младенец начнет перебирать ножками, как при ходьбе. При этом он может скрестить ноги, что является показателями нормы
Особое внимание следует уделить, если ребенок становится на поверхность не всей стопой, а только носочками, что может означать тонус мышц. Наиболее проявлен в первые 1,5 месяца жизни, после угасает, и лишь к 10-12 месяцам организм уже абсолютно готов к ходьбе.
Важно! Ни в коем случае не стимулируйте с раннего возраста этот автоматизм, «тренируя» ребенка ходить. Этим можно нанести только вред неокрепшему организму
Когда придет время, малыш освоит передвижение в пространстве без особых проблем.
- Ползания (Бауэра) – если перевернуть малыша на живот, он будет пытаться делать ползательные движения, а если дать опору ножкам в таком положении (подставить руку, например), то он будет сильнее отталкиваться ногами, имитируя ползание. Возникает с первых дней жизни и сохраняется на протяжении первых 4-х месяцев, после чего исчезает, и лишь после полугода младенец готов осваивать ползание самостоятельно.
- Хватательный (Янишевского и Робинсона) – любой предмет, попадающий в ладонь младенца, он крепко сжимает. Захват бывает достаточно сильным. Если вложить в ладони новорожденного по пальцу взрослого, то таким образом, его вполне можно поднять. Возникает с рождения и сохраняется до 4-х месяцев. После этого периода захватывание предметов приобретает более сознательный характер. Также выделяют еще нижний хватательный рефлекс у новорожденных – если надавить на стопу ребенка, на основание 2-го пальца, то малыш подожмет все пальцы ноги. Как и верхний, проявляется до 4-х месяцев, после угасает.
- Галанта – если при положении на боку провести вдоль позвоночника младенца сверху вниз, то он выгибается, и при этом, разгибает ногу со стороны раздражителя. Проявляется симметрично на обе стороны. Возникает с 5-6 дня после рождения и сохраняется до 3-4-х месяцев.
- Переса – при положении на животе проводят пальцем от низа до шеи по позвонкам, малыш выдает бурную реакцию в виде крика, подгибания рук-ног, поднятия таза. Проявляется в период первых 3-4-х месяцев жизни.
- Моро – проявляется при резких раздражителях: хлопки по поверхности в районе головки на расстоянии 15 см с двух сторон, внезапными манипуляциями с нижней частью туловища – поднятием или разгибанием ног. Малыш сначала раскидывает руки в стороны, разжимая ладони, затем резко сводит их, обхватывая себя. Рефлекс Моро у новорожденных еще называют рефлексом объятий. Проявляется в норме до 4-5-х месяцев.
Тестирование и результаты
Чтобы проверить наличие рефлекса Бабинского, врач использует тупой предмет, например шпатель. Перед тестом необходимо, чтобы человек находился в расслабленном состоянии. Можно предупредить человека об ощущении теста, которое может варьироваться от щекотливого до неудобного и неприятного. Затем врач будет твердо поглаживать нижнюю часть стопы с помощью предмета, двигаясь от пятки вверх к пальцам и далее к большому пальцу ноги. Стандартная реакция происходит автоматически, заставляя пальцы ног сгибаться вниз в направлении давления и стимуляции. Эта нормальная реакция подтверждает, что рефлекс Бабинского отсутствует.
Рефлекс Бабинского возникает, когда большой палец вытягивается вверх к верхней части стопы. Одновременно другие пальцы ног расходятся веером в разные стороны. Если это происходит, то это означает, что рефлекс Бабинского положительный.
Если ничего не происходит и нет никакой реакции, то это нейтральный результат. Тест, таким образом, не имеет никакого значения, и врачи перейдут к другим методам тестирования.
Невролог проведет тест на обеих ногах. Рефлекс, который присутствует на одной ноге и отсутствует на другой, может показать, какую сторону нервной системы поражает основное состояние.
Особенности торможения условных рефлексов у детей
Торможение — антипод возбуждения. До сих пор речь шла лишь о процессе возбуждения, посредством которого клетки головного мозга управляют рефлексами, реакциями, действиями. Процесс торможения выполняет задачу «задерживания», затормаживания тех реакций, совершать которые в данных условиях нецелесообразно или невыгодно.
Важность этой основной функции тормозного процесса очевидна. Рассмотрим случай так называемого внешнего торможения, или, иначе, безусловного, так как оно, подобно безусловным рефлексам, присуще нервной системе животного и человека от рождения. Этот вид торможения состоит в прекращении текущей деятельности при наличии каких-нибудь новых, необычных или сильных раздражителей
Этот вид торможения состоит в прекращении текущей деятельности при наличии каких-нибудь новых, необычных или сильных раздражителей.
Плачущий ребенок тотчас забывает о слезах, если ему показать новую игрушку,— здесь действует тормозной процесс, который возникает вокруг нового очага возбуждения и затормаживает все другие. Тот же процесс происходит в центральной нервной системе и тогда, когда мы отвлекаемся от какого-нибудь занятия— при сильных звуках или иных раздражителях. Это часто мешает нам работать. Но с биологической точки зрения подобное отвлечение выгодно организму. Ведь в таких случаях головной мозг переключается на новое раздражение для того, чтобы исследовать его, оценить, подготовиться к возможному изменению обстановки. А для этого нужно отвлечься от прежней деятельности.
Столь же целесообразен и полезен для организма основной вид торможения — внутреннее или условное. Условным оно называется потому, что оно, как и условные рефлексы, не врожденное, а вырабатывается при определенных условиях в процессе жизни. Этот вид торможения выполняет различные функции. Одна из них заключается в том, чтобы помочь организму дифференцировать, отделить значимые, подкрепляемые сигналы от незначимых.
Нужно подкреплять тот раздражитель, на который мы хотим выработать рефлекс, и не подкреплять все остальные
Если мы, действуя очень осторожно, дадим ребенку возможность убедиться в том, что шапка и шуба не царапаются, то он перестанет их бояться, и это произойдет в силу развившегося дифференцировочного торможения
Обучение, как и всякий другой сложный навык, требует участия торможения. Тем более велика роль этого процесса на последующих этапах жизни подрастающего и взрослого организма. Можно, пожалуй, сказать, что развитие нервной системы есть прежде всего развитие процесса торможения.
Сон — это то же торможение, или Почему утро вечера мудренее?
Нет необходимости говорить о том, какое важное значение имеют все проявления тормозного процесса для нормальной работы нашей нервной системы. Возьмем, к примеру, сон. По Павлову, сон — это торможение, которое сначала возникает в небольшой группе нервных клеток и, постепенно распространяясь на другие все более отдаленные клетки, в конце концов захватывает их все
По Павлову, сон — это торможение, которое сначала возникает в небольшой группе нервных клеток и, постепенно распространяясь на другие все более отдаленные клетки, в конце концов захватывает их все.
Наш обычный каждодневный сон — результат такого торможения. В течение дня работает множество клеток нашего головного мозга. В тех из них, которые подверглись наибольшему утомлению, в определенный момент возникает торможение, охраняющее нервную клетку от переутомления и истощения. Этот процесс торможения с одних клеток переходит на другие, и человек засыпает.
Во время сна нервные клетки мозга восстанавливают свои ресурсы, и на утро человек просыпается отдохнувшим, готовым к работе. Таким образом, торможение выполняет важнейшую охранительную и восстановительную роль. Начиная с первых моментов жизни, оно участвует в работе нервной системы, действуя в неразрывной связи со своей противоположностью — процессом возбуждения.
Ходьба, которой ребенок учится к концу 1-го года жизни,— хороший пример взаимодействия возбуждения и торможения. Она представляет собой цепь условных рефлексов, сливающихся в едином акте строго согласованной деятельности различных мышц тела, В то время как происходит смена напряжения и расслабления мышц ног и туловища, в центральной нервной системе, управляющей этой мускульной деятельностью, чередуются и переплетаются, как в мозаичном узоре, процессы возбуждения и торможения; их взаимодействие и дает в итоге акт высокого двигательного согласования — ходьбу. Взрослому человеку ходьба кажется совершенно автоматическим актом (раньше ее считали даже цепью безусловных рефлексов). Однако на самом деле ходьбе напо
Виды и функции рефлексов
Врожденные рефлексы (первый вдох и плач младенца, сосание груди, хватание руками предметов) также принято называть безусловными. С их помощью кроха способен выжить в новых для него условиях – главная функция рефлекторной деятельности. Со временем они угасают, а некоторые из них исчезают к 3-6 месяцам. Основные виды врожденных реакций в зависимости от их направленности:
- Обеспечивающие жизнедеятельность. Это реакции, без которых малыш не смог бы выжить. Сюда относят дыхательный, сосательный, глотательный рефлексы. А также спинальные, которые обеспечивают нормальное функционирование мышечного аппарата.
Перечень рефлексов
- Защитные. Такие реакции помогают ребенку защититься от раздражителей внешнего мира – яркого света, холода или жары.
- Кратковременные. Они возникают лишь на короткое время при необходимости. Например, задержка дыхания во время прохождения по родовым путям. Сюда же относят рвотный или рефлекс выталкивания, необходимый для предотвращения попадания твердой пищи в пищевод (кроха может подавиться).
Большинство их них угасает по мере взросления ребенка. Но некоторые остаются на всю жизнь – это глотательный, рвотный, роговичный и другие.
Рефлексы
Важным критерием на этапе новорожденности являются безусловные рефлексы. Действуют они по принципу Н-Н (непосредственный раздражитель — непосредственная реакция) — обозначение предложено советским психиатром, д.м.н. А. Г. Ивановым—Смоленским.
Со временем эти рефлексы угасают — в среднем, к 2-4-м месяцам.
Для врачей их наличие и своевременное угасание говорит о нормальной работе нервной системы.
За рефлексы, связанные с ротовой полостью, отвечают сегменты мозгового ствола (это в голове), а за остальные — спинной мозг (это в области шеи и дальше по позвоночнику).
Поисковый рефлекс
Если коснуться щечки младенца, то он повернет головку в сторону раздражителя. Проверяют с обеих сторон. А если коснуться нижней губки — опустит головку вниз.
Этот рефлекс по сути составная часть сосательного.
Когда мама берет свое дитя на руки, как раз та сторона, где мамина грудь и будет соприкасаться с щекой, пока мама подготавливается к процессу.
Получается, что ребенок на безусловном физиологическом уровне поворачивается в сторону груди. Потому что природой заложено, что младенец будет вскормлен материнским молоком.
Сосательный рефлекс
Врачи проверяют его при помощи пустышки или пальца в стерильном напальчнике. Смотрите пример на видео.
На самом деле, для новорожденного нет потребности придумывать приспособления для проверки данного рефлекса — достаточно просто приложить человека к материнской груди. Это именно то, что ему нужно.
Кстати, перед кормлением сосательный рефлекс у ребенка ярко выражен, а после кормления, становится более вялым.
К году ребенка он ослабевает, а исчезает полностью только к 3-4 годам — это время естественного завершения прикладываний к груди. Улавливаете мудрый замысел природы относительно долготы грудного вскармливания?
Защитный рефлекс
Если новорожденного положить на живот, то он автоматически повернет голову.
Только ни в коем случае не оставляйте его одного лежать на животе.
Во-первых, когда ему станет дискомфортно, он не сумеет перевернуться.
Во-вторых, если будет что-то мешать ребенку для дыхания, он даже не сообразит, как этого избежать. Малыш ведь еще не знает, что у него есть нос/рот, где он находится, и что ему вообще нужен воздух.
Хватательный рефлекс
Если вы надавите ребенку на ладони (без фанатизма только), малыш крепко обхватит ваши пальцы. Иногда детки хватаются настолько крепко, что их возможно даже приподнять — рефлекс Робинзона.
Хватательный рефлекс будет заметен и на ножках — при надавливании на стопы, детки сжимают пальчики ног, как-будто пытаясь ими обхватить ваши пальцы.
Рефлекс ползания
Ребенка кладут на живот, сгибают ножки, приводя стопы одна к другой и дают им рукой опору. Он начнет отталкиваться и ползти.
По сути эти основные рефлексы направлены на выживание ребенка. Чтобы он смог добраться до мамы, присосаться к ней и поесть.
Есть и другие. Но, на мой взгляд, самостоятельно их проверять не стоит — предоставьте это дело врачу. Если есть такая необходимость.
Рефлекс опоры и автоматической походки
Малыша берут под ручками и вертикально держат. При этом ему дают опору в виде ровной поверхности стола.,например. По мере продвижения ребенка вперед, он будет изображать ходьбу.
Рефлекс Галанта
Малыша держат на руке, животом вниз и проводят пальцем по позвоночнику. Тогда спина младенца изгибается в дугу, открытую в сторону раздражителя, а также разгибаются ножки в тазобедренных и коленных суставах. Вы можете увидеть проверку данного рефлекса на видео.
Рефлекс Переса
Младенец лежит животом на ладони врача. Когда врач, надавливая на позвоночник, ведет от копчика вверх, малыш начинает кричать, разгибать конечности и поднимать голову и таз. Это мероприятие вызывает у новорожденного негативные эмоции.
Рефлекс Моро
Если ударить в 15 см от ребенка по поверхности, на которой он лежит, малыш резко раскинет ручки и ножки звездой, а потом как будто попытается что-то обнять. Получается, что происходит стрессовая ситуация, и человек пытается за что-то ухватиться.
Все эти безусловные рефлексы будут ярко выражены для месячного ребенка, но постепенно угаснут. В два — три месяца, большинство из них будут практически незаметны. В будущем рефлекторная реакция сменится на осознанные действия и поведение.
До какого возраста проявляется и когда проходит?
Когда проходит рефлекс Моро у новорожденного? Обычно он присутствует до 3–4 месяцев, затем угасает.
Важно! Не нужно специально провоцировать данный рефлекс. Помните, ваш малыш испытывает при этом страх
Он теряет защиту и пытается ухватиться за кого-то близкого.
Обеспечьте малышу правильный и безопасный уход для хорошего развития. Смотрите интернет-курс Счастливое материнство: методика мягкого ухода за младенцем>>>
Если рефлекс Моро сохраняется после 6 месяцев, возможной причиной может быть повышенный тонус мышц. В этом случае вам могут назначить курс массажа, медикаментозную терапию или другие процедуры.
Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка?
Многие родители интересуются, какие рефлексы должны быть у ребенка в первый месяц жизни и можно ли проверить их наличие самостоятельно. Обычно состояние нервной и мышечной систем малыша оценивает педиатр во время осмотра
Однако при наличии какой-либо патологии крайне важно вовремя обратиться к врачу, поэтому мамы и папы могут периодически проверять наличие некоторых ответных реакций организма малютки дома
Сделать это довольно просто:
Оральные рефлексы мама может проверять перед каждым кормлением малыша. Перед тем, как дать крохе грудь или соску бутылочки, можно прикоснуться к щеке или верхней губе. В ответ новорожденный начнет стремительно искать раздражитель, открывая ротик. Многие мамы делают это перед кормлением с целью помочь ребенку, даже не подозревая, что тем самым проверяют ряд оральных безусловных рефлексов.
Многие родители кладут в ладони крохи свои пальцы или игрушки, удивляются, что в возрасте 1-2 месяцев малютка крепко сжимает их. Однако новорожденный делает это неосознанно. Данное проявление – это не что иное, как хватательный рефлекс. Для проверки его достаточно разместить указательные пальцы в ладошках крохи. При этом мама должна оценить силу сжатия, симметричность и при наличии нарушений проконсультироваться с педиатром.
Перевернув ребенка на животик, родители заметят, как он сразу же повернет головку набок. Это проявление верхнего защитного рефлекса. Далее можно приставить ладонь к стопам малыша, и вы заметите, как активно он начнет отталкиваться, пытаясь ползти. Проверка этого рефлекса даже полезна, она является своеобразной гимнастикой для малютки.
Нежно проведите пальцем по подошвенной стороне стопы новорожденного, наблюдая, как веерообразно расходятся его пальчики.
Каждый раз, переодевая малютку, можно проверять рефлексы опоры и автоматической ходьбы
При этом важно придерживать спинку и голову ребенка.
Не стоит забывать, что на протяжении первых месяцев жизни ребенок требует особого внимания и осторожности со стороны мамы и папы. Даже просто переодевая кроху, его легко травмировать
Поэтому лучше всего, если наличие рефлексов будет определять врач.
Или же родители могут спросить у педиатра, какие из безусловных ответных реакций они могут проверить самостоятельно, без нанесения вреда малютке, и как правильно это сделать, превратив процесс в полезную гимнастику, развивающую целенаправленную двигательную активность ребенка в будущем.
Как выработать рефлекс?
Нужно ли искусственно вырабатывать отстающий врожденный рефлекс у младенца? Взгляды специалистов на этот счет расходятся. Представители старой школы считают, что раз автоматизмы все равно скоро угаснут, то стараться нет смысла. Однако большинство педиатров настаивают на стимуляции безусловных рефлексов у новорожденных и грудных детей.
Самым простым и эффективным способом развить основные врожденные автоматизмы у младенца считается гимнастика. В домашних условиях можно выполнять следующие упражнения:
- Развитию установочного и опорного рефлексов способствует удержание новорожденного около груди в вертикальном положении при одновременном постукивании по ступням.
- Врожденное умение ползать стимулируют приставлением к стопам открытых ладоней. Малыш при таком движении получает точку опоры и начинает двигаться намного активнее.
- К шаговому рефлексу новорожденного побуждают постановкой на ножки с поддержкой подмышками.
- Хватательный навык развивают дачей ярких игрушек и указательных пальцев.
Заниматься самостоятельной стимуляцией врожденных рефлексов у новорожденного следует только после консультации у детского невропатолога
Врач порекомендует комплекс упражнений и подскажет, на какие именно автоматизмы нужно обратить внимание
Одновременно с безусловными необходимо стимулировать и условные рефлексы у новорожденных. Для этого достаточно подвесить над кроваткой яркие игрушки, положить недалеко от младенца влекущие предметы — малышу захочется дотянуться и взять их в руки. Сначала движения будут спонтанными, а затем все более управляемыми.
Основные рефлексы
За проявление тех или иных автоматизмов отвечает центральная нервная система. Именно поэтому, говоря о нормах развития ребенка, в первую очередь оценивают его врожденные реакции, так как они являются показателем развития того или иного участка мозга. В связи с этим их делят на две большие группы:
- Сегментарные двигательные. Их проявление обеспечивается функционированием элементов мозгового ствола (оральные) и спинного мозга (спинальные).
- Надсегментарные позотонические. Деятельность этой группы обеспечивают центры продолговатого и среднего мозга.
Также основные физиологические рефлексы новорожденного делятся на безусловные и условные:
- Безусловные – заложены у ребенка с рождения, «задуманы» природой для выживания и дальнейшего развития маленького человека.
- Условные – приобретаются в процессе роста и созревания.