Что должен уметь ребенок в 1 месяц: рефлексы и достижения малыша

Двигательная активность ребёнка. Особенности развития

маткибеременностиродов

Двигательное развитие новорождённого

  • 2-3 неделя. На данном этапе, развиваются мышцы глаз, благодаря чему ребенок может фиксировать свой взгляд на предмете (в начале — более ярком), затем ребёнок может наблюдать за предметом в движении благодаря развитию шейных мышц. Он может наблюдать за высоко поднятым предметом и поворачивать голову в ту сторону, где, например, находится игрушка.
  • Возраст 1 – 1,5 месяца. На данном этапе ребёнок совершает координированные движения руками, а именно — изучает своё лицо. В дальнейшем поднимает руки над головой в целях изучить себя. Также в этом возрасте ребёнок может держать голову.
  • Возраст 3-3,5 месяца. Ребёнок изучает свое положение и место, где он спит. На данном этапе сформировываются целенаправленные движения. Ребёнок изучает пальцы рук и игрушки, которые висят над его кроватью. При этом чем меньше по размерам игрушка, тем быстрее пойдёт процесс развития.
  • Возраст 12-13 недель. В этот период ребёнок держит двумя руками предметы, а именно одеяльце, игрушки и другие мягкие предметы, которые его окружают.
  • Начиная с 5 месяца хватательные движения напоминают движения взрослого человека. Разумеется они сопровождаются множеством других сопутствующих лишних движений. Как правило, ребёнок в основном берёт предметы ладонью — пальцы играют меньшую роль, являются вспомогательным звеном, чтобы приблизить игрушку к ладони. Помимо того, в акте хватания нередко участвуют и другие группы мышц. В этом возрасте ребёнок переворачивается со спины на живот, на 6 месяце — с живота на спину. Такие новые для ребёнка движения формируются благодаря развитию мышц спины, и их скоординированному сокращению.
  • На 6-7 месяце ребёнок в состоянии сидеть без поддержки взрослого, благодаря развитию мышц ног.
  • В возрасте 7-8 месяцев появляется согласованная работа между зрительным и двигательным анализатором. Благодаря этому действия и движения ребёнка становятся более скоординированными и целенаправленными.
  • К 9-10 месяцам хватание совершается с помощью смыкания большего, второго и третьего пальцев руки. Позже, в возрасте 1 года, ребёнок способен использовать дистальные фаланги указательного и большего пальцев, благодаря чему совершаются более сложные движения с участием мелких деталей.

Мезэнцефальные установочные рефлексы

Параллельно с редукцией миелэнцефальных позотонических автоматизмов постепенно формируются Мезэнцефальные установочные рефлексы (цепные симметричные рефлексы), обеспечивающие выпрямление туловища. Вначале, на 2-м месяце жизни, эти рефлексы рудиментарны и проявляются в виде выпрямления головы (лабиринтный установочный рефлекс на голову).

Этот рефлекс стимулирует развитие цепных симметрич­ных рефлексов, направленных на приспособление туловища к вертикальному положению.

Цепные симметричные рефлексы обеспечивают установку шеи, туловища, рук, таза и ног ребенка. К ним относятся:

Шейная выпрямляющая реакция — за поворотом головы в сторону, произведенным активно или пассивно, следует ротация туловища в ту же сторону. В результате этого рефлекса ребенок к 4-му месяцу может из положения на спине повернуться на бок. Если, рефлекс ярко выражен, то поворот головы приводит к резкому повороту туловища в направлении ротации головы (поворот блоком). Этот рефлекс выражен уже при рождении, когда туловище ребенка следует за поворачивающейся головой. Отсутствие или угнетение рефлекса может быть следствием затяжных родов и гипоксии плода.

Туловищная выпрямляющая реакция (выпрямляющий рефлекс с туловища на голову). При соприкосновении стоп ребенка с опорой происходит выпрямление головы. Наблюдается отчетливо с конца первого месяца жизни.

Выпрямляющий рефлекс туловища, действующий на туловище. Этот рефлекс становится выраженным к 6-8-му месяцу жизни и видоизменяет примитивную шейную выпрямляющую реакцию, вводя ротацию туловища между плечами и тазом. Во втором полугодии повороты уже осуществляются с торсией. Ребенок обычно поворачивает голову первой, затем плечевой пояс и, наконец, таз вокруг оси тела. Ротация в пределах оси тела дает возможность ребенку повернуться со спины на живот, с живота на спину, сесть, встать на четвереньки и принять вертикальную позу.

Выпрямляющие рефлексы направлены на приспособление головы и туловища к вертикальному положению. Они развиваются с конца 1-го месяца жизни, достигают согласованности в возрасте 10-15 месяцев, затем видоизменяются, совершенствуются.

Другая группа рефлексов, наблюдаемых у детей раннего возраста, не относится к истинным выпрямляющим рефлексам, но на определенных стадиях способствует развитию двигательных реакций. К ним относятся защитная реакция рук и рефлекс Ландау.

Защитная реакция рук — разведение их в стороны, вытягивание вперед, отведение назад в ответ на внезапное перемещение туловища. Эта реакция создает предпосылки для удержания тела в вертикальном положении.

Рефлекс Ландау является частью выпрямляющих рефлексов. Если ребенка держать свободно в воздухе лицом вниз, то вначале он поднимает голову, так что находится в вертикальной позиции, затем наступает тоническая экстензия спины и ног; иногда ребенок изгибается дугой. Рефлекс Ландау проявляется в возрасте 4-5 месяцев, а отдельные его элементы и раньше.

Справочное руководство/Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного

опубликовано 05/11/2008 02:19 обновлено 06/06/2011 — Рефлексы новорожденных

Великое открытие Павлова

Именно Ивану Петровичу мы обязаны четкой классификацией существующих рефлексов и систематизацией знаний о рефлексологии. Академик Павлов доказал, что имеют место быть два основных вида рефлексов: врожденные и приобретенные.

Павлов посвятил научной деятельности всю свою долгую жизнь и стал обладателем Нобелевской премии в области медицины в начале XX века. Являясь выходцем из семьи священнослужителей, Иван Петрович стал академиком Санкт-Петербургской академии наук. Занимаясь вплотную нервной регуляцией живых организмов, ученый смог наглядно показать, что же является примером врожденного рефлекса и каково его определение. Следует заметить, что многие люди до сих пор не видят особой разницы между навыками, данными нам генетически, и способностями, приобретенными нами в процессе жизни. Великий Павлов, проведя множество экспериментов, сделал вывод о том, что врожденные рефлексы – это те, для возникновения которых не требуется каких-либо особых условий. Соответственно, приобретенные (условные) – возникают исключительно в период адаптации человека к внешней среде.

Балдуччи-Пейпера поднимательная реакция

Положите
ребенка на живот и прикоснитесь к его
подошве

Обратите внимание, как он
выпрямляет эту ногу. Реакция является
вариантом рефлекса опоры и асиммет­рична
при парезах

9. Автоматической
походки рефлекс

Ребенка
ставят на опору, удерживая, в вертикальном
положении. При наклоне вперед ребенок
делает шаговые движения. Физиологичен
до 1,5 месяцев.

10. Тонический
лабиринтный рефлекс в положении на
спине

Положите
ребенка на спину так, чтобы голова его
была в срединном положении

Обратите
внимание на повышение тонуса разгибателей
спины и ног. Руки могут быть от­ведены
или полусогнуты и приведены к туловищу.
После этого подведите свою ладонь под
его голову и, приподнимая ее, попытайтесь
пригнуть к груди

При активном реф­лексе
сгибание затруднено. Одновременно со
сгибанием шеи глаза непроизвольно
под­нимаются вверх. Рефлекс выявляется
в. течение первого месяца жизни.

11. Тонический
лабиринтный рефлекс в положении на
животе

Положите
ребенка на живот, при этом его голова
и руки сгибаются к груди, а ноги — к
животу. Для определения степени
напряжении сгибателей туловища и
конечностей подве­дите свою ладонь
под лоб ребенка и разогните его голову,
отведите руки в плечевых суста­вах
и разогните в локтях. Затем разогните
ноги в тазобедренных и коленных суставах.

Рефлекс
определяется до 2-х месяцев и в последующем
формирует сгибательную ус­тановку
нижних конечностей.

12. Тонический
шейный симметричный рефлекс

Положите
новорожденного на спину, подложите
руку под голову и, наклоняя ее впе­ред,
попытайтесь присадить его. При этом
руки ребенка сгибаются и приводятся к
туловищу, ноги разгибаются, повышается
тонус в приводящих мышцах бедра. Рефлекс
выявляется в первые два месяца. Он
формирует разгибательную установку
для нижних конечностей.

13. Магнуса-Клейна
асимметричный шейный тонический рефлекс

При
повороте головы в сторону происходит
разгибание конечностей, к которым
об­ращено лицо и сгибание противоположных
(поза фехтовальщика). В норме встречается
не­постоянно, при патологии центральной
нервной системы ярко выражен.

14. Установочные
шейные и туловищные рефлексы

(рефлексы
положения)

Положите
ребенка на спину и поверните его голову
в сторону.

1.
Вслед за поворотом головы одномоментно
и в ту же сторону поворачиваются плечи,
туловище и таз (поворот «блоком» в
первые 3-4 месяца).

2.
Вслед за поворотом головы происходит
изолированный поворот сначала грудного
отдела, а затем — тазового (поворот с
торсией). Выявляется с 5-6 месяцев до 2
лет.

При
детском церебральном параличе
рефлекторный поворот с торсией выявляется
с 3-5 лет.

15. Робинзона
хватательный рефлекс

(тонический
рефлекс сгибания)

Положите
ребенка на спину и вложите свои пальцы
в его ладонь. При этом он захва­тывает
и удерживает их. В таком положении
ребенка можно приподнять. Рефлекс
определя­ется до 2-3 месяцев, отсутствует
при дисфункции периферических нервов,
асимметричен при травме плечевого
сплетения. Обнаруживается после 4-6
месяцев при поражении центральной
нервной системы.

Патологические
рефлексы
обнаруживаются при
поражении пирамидного пути. Наи­более
часто выявляются рефлексы Бабинского,
Россолимо, Бехтерева, Оппенгейма.
Следует помнить, что у детей до 1-1,5 лет
рефлекс Бабинского может быть
физиологическим.

При
оценки нарушений моторики ребенка
первых лет жизни важное значение
прида­ется соответствию его двигательных
возможностей критериям моторного
развития. Выявление
расстройств координации движений у
детей раннего возраста представ­ляет
немалые трудности

Дети, родившиеся с
нарушениями функций мозжечка, всегда
от­стают в моторном развитии в связи
с утратой статических функций. Проверка
симптома Ромберга, пальце-носовой.
коленно-пяточной проб у детей раннего
возраста не удается. О состоянии
мозжечковой функции судят по устойчивости
при ходьбе, стоянии, сидении, по движению
ручки к игрушке, попытке взять игрушку,
дотронуться пальцем до той или иной
заданной части игрушки

Выявление
расстройств координации движений у
детей раннего возраста представ­ляет
немалые трудности. Дети, родившиеся с
нарушениями функций мозжечка, всегда
от­стают в моторном развитии в связи
с утратой статических функций. Проверка
симптома Ромберга, пальце-носовой.
коленно-пяточной проб у детей раннего
возраста не удается. О состоянии
мозжечковой функции судят по устойчивости
при ходьбе, стоянии, сидении, по движению
ручки к игрушке, попытке взять игрушку,
дотронуться пальцем до той или иной
заданной части игрушки.

Гиперкинезы
выявляются как при наблюдении за
ребенком, находящимся в покое, так и
при его активных движениях.

Что делать, если рефлексы слабые?

Некоторые рефлексы новорожденных появляются не сразу после рождения или же проявляются в недостаточной степени. Причин этому может быть множество: родовые травмы, нарушения развития нервной системы ребенка, недоношенность, патологии позвоночника (особенно шейного отдела), асфиксия

Важно знать, что ослабление некоторых рефлексов не всегда свидетельствует о заболевании. Например, когда малыш не голоден, при помещении в его ротик соска материнской груди сосательных движений может не возникать

В диагностике же патологий центральной нервной системы важное диагностическое значение имеет наличие спинальных рефлексов

Они могут ослабляться или вовсе не возникать при серьезнейших нарушениях, поэтому мамы и папы должны обращать внимание на следующие моменты:

  • Симметричность хватательного рефлекса. Если ребенок сжимает мамин палец только одной рукой, это может свидетельствовать о ДЦП, парезах, кровоизлиянии в мозг.
  • Разведение малышом рук в стороны (рефлекс Моро). Если наблюдается отведение только одной ручки, это может быть признаком перелома ключицы, парезов.
  • Ослабление рефлекса ползания зачастую свидетельствует о травмах спинного мозга.
  • «Автоматическая ходьба» отсутствует при парезах, снижении мышечного тонуса, детском церебральном параличе. Подобные причины приводят к ослаблению опорного рефлекса.

Важно следить за положением головы новорожденного при повороте его на животик. Отсутствие или ослабление защитного рефлекса считается одним из первых симптомов ДЦП

Если мама заметила подобные нарушения у своей малютки, необходимо срочно обратиться к врачу. Паниковать не нужно: возможно, родители неправильно проверили наличие некоторых безусловных рефлексов.

Игнорировать возникшие проблемы, откладывая визит к педиатру на потом, не стоит. Помните: оценить состояние нервной и мышечной систем может только квалифицированный специалист.

Важным моментом является знание мамами и папами, до какого возраста у ребенка сохраняются безусловные рефлексы. Если к 5-6 месяцам угасания многих из них не наблюдается, следует проконсультироваться с доктором. Усиление или наличие безусловных рефлексов в старшем возрасте возникает при повышенной нервной возбудимости, мышечном гипертонусе.

Узнав информацию о том, какие должны быть рефлексы у новорожденного, а также их значение в развитии ребенка, мамы и папы смогут тщательно следить за здоровьем своей малютки

Важно помнить, что нередко именно по их отсутствию или ослаблению можно определить патологии нервной, мышечной, костной систем

Все, что требуется от родителей – это внимание, являющееся неотъемлемой частью не только в воспитании, но и в сохранении здоровья ребенка

Лечение

Классификация и методика исследования рефлексов у новорожденных предполагает анализ общей клинической картины.

При полном отсутствии

Полное отсутствие рефлексов часто является следствием родовых травм или внутриутробных аномалий. В этом случае содержание терапии определяется в индивидуальном порядке и зависит от причин отсутствия реакций и характера патологий. В большинстве случаев лечение требует стационарного наблюдения и длительной терапии.

При частичной несформированности

При частичной несформированности рефлексов назначается наблюдение профильных специалистов. Часто такая ситуация наблюдается у детей с синдромом угнетения работы нервной системы. Они имеют низкий мышечный тонус и двигательную активность. В тяжелых случаях наблюдаются проблемы в области сосательных движений, поэтому таких малышей кормят через зонд. Таких новорожденных нельзя оставлять в лежачем положении на животе, что связано с недостаточностью выраженности защитного рефлекса. Лечение младенцев при частичной несформированности рефлексов предполагает медикаментозную терапию, массажи и физиопроцедуры.

https://youtube.com/watch?v=4ZaQ-5-qP0o

Функции врожденных рефлексов

Какие анализы берут у новорожденных в роддоме перед выпиской

Классификация безусловных реакций осуществляется в зависимости от выполняемых ими функций. По данному критерию врожденные рефлексы подразделяются на 3 большие категории:

  1. Обеспечивающие нормальную жизнедеятельность.
  2. Направленные на защиту ребенка от негативных воздействий окружающей среды.
  3. Временные. Необходимы только в первые недели жизни.

Обеспечение жизнедеятельности

К реакциям, которые обеспечивают общие физиологические процессы, относят:

  • Глотательный;
  • Сосательный;
  • Дыхательный;
  • Спинальные (отвечают за работу мышц).

Защитные функции

Группа врожденных реакций защищает младенца от воздействия внешних негативных факторов: яркого света, высоких температур, шума, холода, голода, боли.

Временные функции

К рефлексам, функции которых необходимы лишь короткое время после рождения, относятся:

  • Рефлекс задержки дыхания («включается» в момент появления ребенка на свет);
  • Рефлекс выталкивания (защищает младенца от попадания в пищевод твердой пищи, чтобы кроха не подавился).

Формы ДЦП

Степень поражения нервной системы может быть различна. Следовательно, проявления ДЦП могут быть абсолютно разными. В зависимости от клинической кратины выделяют несколько форм этой патологии:

  1. Гиперкинетическая форма. Если мышечный тонус ребенка в разное время различен, ему ставится этот диагноз. В обычном состоянии наблюдаются неловкие, и размашистые, подчас неконтролируемые движения. Встречаются нарушения слуха и речи. Умственная работа не нарушается.
  2. Атонически-астатическая форма. При этой форме мышечный тонус настолько низок, что ребенок не в состоянии сидеть или стоять. Развитие интеллекта происходит с задержками, часто диагностируется олигофрения. Этот вариант ДЦП развивается в случае поражения лобных долей и мозжечка.
  3. Спастическая диплегия. Самая распространенная форма. Работа мышц сильно нарушена. Ноги поражаются сильнее. Происходит деформация суставов и позвоночника. Отчетливо выражены нарушения речи, психики, зрения. Тем не менее, при своевременных и достаточных мерах реабилитации ребенок способен приспособиться к жизни в обществе.
  4. Спастический тетрапарез (тетраплегия). Вызывается поражением большинства отделов мозга. Наблюдаются паралич во всех конечностях, эпилепсия и нарушения умственного развития. Присутствуют проблемы со слухом, зрением и передвижением.
  5. Атактическая форма. Встречается редко. Проявляется в нарушении координации движений и удержании равновесия. Часто наблюдаются тремор и умеренная задержка умственного развития.
  6. Спастико-гиперкинетическая (дискинетическая) форма. В этом случае наблюдаются сочетание высокого тонуса мышц и неконтролируемых движений с различными формами паралича. Умственное развитие пошлностью соответствует возрасту.
  7. Гемиплегическая форма. Характеризуется параличом только одной стороны тела (т.н. гемипарез). Также наблюдается повышенный тонус мышц на пораженной стороне. Непроизвольные движения также встречаются. Наблюдаются нарушения в психическом развитии и эпилепсия.

Хватательный рефлекс

Если провести пальцем по ладошке младенца или просунуть со стороны мизинца свой палец в его кулачок, ребенок крепко сожмет кулак. Тут же повышается тонус всей руки – плеча, предплечья, кисти, к тому же скелетной мускулатуры всего тела. Если поднять ребенка, он может даже повиснуть, держась за указательные пальцы взрослого. Маленькие ручки выдерживают вес всего тела!

То же самое можно наблюдать, если вручить ребенку игрушку, а потом попытаться отобрать. Он крепко вцепится в нее. «Мое!» — как бы говорит рефлекс. На самом же деле он служит прикреплению к матери. Возникает хватательный рефлекс у новорожденных. Особенно силен он в первые два месяца жизни, на третьем он начинает слабеть, а к 6 месяцам уходит. Но такая картина наблюдается, если его не развивать.

Если некоторые рефлексы после 2-3 месяцев становятся дурным знаком и все врачи и родители надеются на их скорейшее исчезновение, то стимуляция этого рефлекса помогает ускорить развитие ребенка. И все же после 4-5 месяцев он должен исчезнуть. Если он существует дольше, это говорит о поражении нервной системы. Один из лучших спортивных комплексов для младенцев придумал, как ни странно, не врач, а инженер. Звали его Владимир Скрипалев. Началось все с того, что он создал спортивный комплекс для собственных детей. Так вот, он как раз опирался на хватательный рефлекс.

Классификация Симонова: удобно и понятно

Известный российский ученый Симонов П. В. предложил свою простую и доступную для понимания, систему классификации врожденных рефлексов человека.

Он разделил все безусловные рефлексы на три вида:

  • Витальные.
  • Рефлексы заданных ролей.
  • Рефлексы самостоятельного развития.

Давайте и мы с вами постараемся понять, в чем суть каждого вида и почему именно эта классификация стала столь популярной в мире?

Витальные – это все те рефлексы, что имеют прямое отношение к сохранению непосредственно самой жизни человека. Перечислим их:

  • Пищевой.
  • Оборонительный.
  • Рефлекс экономии усилий. Например, если результат действий ожидается одинаковым, то человек выбирает всегда тот, что занимает у него минимум затрат.
  • Рефлекс, регулирующий сон и бодрствование.

Тут особенно важно понимать простую истину: если любая из перечисленных потребностей во время не удовлетворяется, то жизнь живого организма тут же заканчивается. В этом принципиальное отличие врожденных и условных рефлексов

Для реализации любого из данных рефлексов человеку не нужен другой человек. В этом их основное отличие от ролевых рефлексов, которые можно осуществить только при контакте с другим человеком, но никак не в одиночку.

К ролевым рефлексам относятся родительский и половой. В последнюю группу «рефлексов саморазвития» входят:

  • Рефлекс игры.
  • Рефлекс исследователя.
  • Рефлекс копирования.

Шаговый рефлекс

Нужно держать ребенка над столом или любой другой горизонтальной поверхностью, чтобы он мог касаться ее одной ногой. Когда ножка опирается на стол, она сразу поджимается, а другая вытягивается. Так малыш перебирает ногами, как будто шагает. Без стимуляции рефлекс угасает к 2-3 месяцам. Стимулировать его полезно, т. к. это разносторонне влияет на развитие ребенка. Такие дети не только научатся ходить раньше, но и обладают ранним развитием речи, а в дальнейшем могут похвастаться музыкальным слухом и способностью к языкам. Удивительная связь, не так ли? Но так работает непредсказуемый детский мозг.

Однако эти «магические» действия можно совершать лишь с детьми без ортопедических отклонений. При любых проблемах с ножками – косолапии, дисплазии тазобедренных суставов — вызывать шаговый рефлекс и стоп-рефлекс вредно и опасно.

Основные рефлексы и их виды

Для выживания новорожденного необычайно важны врожденные рефлексы, которые также называют безусловными. Благодаря им ребенок может совершить первый вдох, найти мамину грудь, сосать молоко или ухватиться за маму, если ощутит падение. Это физиологические рефлексы, которые должны присутствовать у всех здоровых малюток. Многие из них угасают и полностью исчезают к 3-4 месячному возрасту.

Если они остаются в возрасте, когда давно уже должны были отсутствовать, это будут патологические рефлексы. Однако есть немало безусловных рефлексов, которые не исчезают. К примеру, важные физиологические рефлексы, которые остаются у ребенка и после периода новорожденности, представлены рвотным, роговичным, глотательным и другими рефлексами.

Далее, по мере роста карапуза, в его жизни появляются новые рефлексы, основанные на опыте малютки. Их называют условными, поскольку для их выработки нужны определенные условия, например, если мама будет кормить грудью карапуза в определенной позе, то, когда она уложит малютку в это положение, младенец сразу же начнет делать сосательные движения. К важным для крохи первого года жизни условным рефлексам можно отнести захватывание предметов руками, жевание и самостоятельную ходьбу.

Все врожденные рефлексы педиатры делят на группы в зависимости от их направленности. Они выделяют рефлексы, которые:

  • Обеспечивают жизнедеятельность. Младенец не сможет жить без сосательного, глотательного и дыхательного рефлексов, а также без спинальных рефлексов (так называют реакции, связанные с состоянием мышечного аппарата ребенка).
  • Защищают кроху от внешних раздражителей. Такими раздражителями могут быть жара, холод, яркий свет и другие факторы.
  • Нужны младенцу временно. Примером таких рефлексов можно назвать задержку дыхания, когда кроха продвигается по родовым путям, а также рефлекс выталкивания, благодаря которому малютка защищен от попадания в пищеварительный тракт твердой пищи до определенного возраста (чтобы ребенок не подавился).

Безусловные рефлексы новорожденного, которые вызываются воздействием на рот или рядом с ним, называют оральными. В эту группу рефлексов относят сосательный, хоботковый, глотательный, поисковый (его также называют рефлексом Куссмауля), рефлекс Бабкина и другие. Рефлексы, за проявление которых ответственен спинной мозг, называют спинальными. К ним относят рефлексы Моро, Галанта, Бауэра, опоры, хватательный, защитный и другие рефлексы.

Гипорефлексия

Подобное явление также нужно затронуть вниманием. Выше рассказывалось о повышенном сухожильном рефлексе, теперь стоит обсудить случаи, когда у человека обсуждаемые реакции замедлены

В чем заключаются причины? Снижение сухожильных рефлексов возникает из-за поражения периферических нейронов. Но не всегда. Гипорефлексия наблюдается в таких случаях:

  • Как вариант нормы. У некоторых здоровых людей глубокие рефлексы ослаблены, но на их здоровье это никак не отражается.
  • Задержка релаксации. Довольно-таки редкий случай. Патология характерна для гипотиреоза. Если она наблюдается у пациента, возможно, у него нарушены функции щитовидной железы.
  • Спинальный шок. Довольно-таки частая причина арефлексии. Наблюдается на ранних этапах повреждения спинного мозга. Причиной обычно является сосудистое поражение, травма или опухоль.
  • Инсульт в острой стадии. В данном случае гипорефлексия через время сменяется гиперрефлексией.
  • Миопатии.

Еще у некоторых пациентов встречается асимптомная арефлексия. Патология сочетается расширением зрачка и отсутствием его реакции на свет. Также медицине известны случаи изолированного одностороннего выпадения одного из рефлексов.

Причины отсутствия реакции

Нулевой рефлекс или его понижение нередко бывает ответом на травму соответственных участков шейного отдела или самого ствола головного мозга. Появление асимметричных движений может говорить о травмах ключичной косточки, плечевого сустава или о врожденном параличе в результате повреждения. Наличие заболеваний полушарий головного мозга, к примеру, отеки или кровоизлияния, длительное время не позволяют рефлексу ослабеть, их можно обнаружить у новорожденных после полугода. Они проявляются внезапно, в моменты тревоги, когда с ребенком осуществляют какие-либо манипуляции.

Отсутствующие или сильно сниженные врожденные рефлексы у грудничка обычно обозначают нарушение деятельности мозга в данный момент, и считаются элементом комплексного синдрома угнетения. При продолжительном дефиците автоматизма или его притуплении, следует проконсультироваться с доктором, чтобы он назначил лечение. У недоношенных детей автоматическая реакция пробуждается с опозданием или проявляется слабо

Восстановлению рефлекса способствуют внимание и забота, профессиональная терапия и качественный рацион

Частичный рефлекс Моро, при котором руки младенца едва заметно разводятся, встречается в случае повышения давления. Внутричерепные травмы сопровождаются нулевым рефлексом на протяжении нескольких первых дней. Любой из этих случаев требует выявления уровня автоматизма. Низкий, долго неугасающий порог, обычно бывает у младенцев с пораженной ЦНС. Случайно проявляющийся рефлекс Моро у них можно заметить только эпизодически.

Если обнаружены несоответствия со стандартным рефлексом Моро, надо проконсультироваться с врачом. Повторный осмотр зависит от вероятных повреждений, на это может потребоваться большой срок, иногда до месяца. За эти дни обычно исключают подозрительные диагнозы и проводят лечение, к примеру, массаж, снимающий повышенное мышечное напряжение.

Довольно наглядно рефлекс видно у спящих младенцев, напуганных различными источниками шума: домашними животными, проехавшим за открытым окном автомобилем, внезапным движением взрослого, держащего малыша на руках. Это не вредно для него, но иногда вызывает длительное хныканье. Абсолютно застраховаться от проявления автоматизма не удастся, но нужно не создавать лишнего шума и не делать порывистых жестов. Родительский голос в контакте с грудничком должен быть сдержанным и ласковым. Нормой считают появление реакции на слабое раздражение, причем на громкий звук ребенок не обращает внимания.

Нежелательно родителям локализовать этот процесс. Проявление безусловных рефлексов подготавливают родившихся детей к сбалансированной настоящей жизни.

Степень выражения безусловных рефлексов у новорожденных варьируется в зависимости от типа нервной деятельности, физиологического состояния, поэтому, когда рефлекс не получается вызвать или вызов затруднен, процедуру следует повторять неоднократно с небольшими перерывами. Неудача с вызовом повторной реакции будет свидетельствовать о его угнетении. Если реакция чересчур живая, вызывается даже после самого слабого раздражения, можно сделать заключение о ее патологическом усилении.

Рефлекс Моро относится к полимодальным. Его метод вызова продиктован отнесенностью к реакциям вздрагивания и пробуждения, поэтому он считается достаточно сложным поведенческим действием младенца. Может появляться на слуховые раздражения типа шума, на осязательные и вестибулярные, к примеру, похлопывания по пеленальному столику, а также на передвижения тела малыша.

Оценивая здоровье грудничка, усиленный интерес следует привлекать к проявлению безусловных рефлексов, которые позволяют сделать вывод, правильно ли идет развитие новорожденного или необходимо провести более глубокое обследование. Рефлекс Моро у новорожденных, является одним из самых необходимых врожденных рефлексов.

Александра является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о играх, беременности, воспитании и обучении, уходе за ребенком и здоровье мамы и ребенка.

Рефлексы и речевая функция

Многие специалисты полагают, что существует связь между речевой функцией и оральным рефлексом. Считается, что тренировать рефлексы орального автоматизма необходимо. Это следует делать в соответствующем возрасте для того. чтобы речевая функция была хорошо развита.

Для этого крайне важно производить стимуляцию дистанс-орального, хоботкового и сосательного рефлекса. Делать это можно как естественным, так и искусственным путем

Стимулировать ключевые рефлексы орального автоматизма рекомендовано, когда ребенок находится на доречевом этапе своего развития.

Процесс стимулирования рефлексов выглядит следующим образом:

сперва необходимо аккуратно коснуться языка или губ малыша чистой соской;
как только малыш «взял грудь», важно помочь ему научиться захвату и удерживанию соска;
также важно научить ребенка удерживать соску (для этого нужно аккуратно придерживать его губы).

Если молодая мама практикует искусственное вскармливание, то отверстие в бутылочке или соске должно быть увеличено по мере активирования сосания и глотания.

Таблица сравнения условных и безусловных рефлексов

Сравнение характеристик условных (приобретенных) и безусловных (врожденных) рефлексов
Безусловные Условные
Врожденыые Приобретаются в процессе жизни
Присутствуют у всех представителей вида Индивидуальны для каждого организма
Относительно постоянны Возникают и угасают при переменах внешней среды
Формируются на уровне спинного и продолговатого мозга Осуществляются за счет работы головного мозга
Закладываются внутриутробно Вырабатываются на фоне врожденных рефлексов
Возникает при действии раздражителя на определенные рецепторные зоны Проявляются при влиянии любого стимула, который воспринимается индивидуумом

Высшая нервная деятельность осуществляет работу при наличии двух взаимосвязанных явлений: возбуждения и торможения (врожденного или приобретенного).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector