Все о развитии ребенка в 1 год и 2 месяца
Содержание:
- Осваиваем двигательные навыки
- Игры, игрушки и социальное развитие ребенка в 2 года и 1 месяц
- Речь малыша
- Нервно-психическое развитие ребенка
- Физическое развитие
- Занятия и игры с ребенком 1 год и 1 месяц
- Чем можно кормить малыша?
- Социальное, эмоциональное и умственное развитие ребенка
- Советы родителям
- Особенности развития мышления
- Основные навыки
- Что умеет ребенок в 1 год и 2 месяца?
- 9 месяцев
- Развитие и навыки ребенка
- Режим дня
Осваиваем двигательные навыки
В возрасте 12 месяцев многие дети еще активно ползают, особенно когда нужно пересечь большую комнату или просто во время игры. Однако некоторые полностью минуют этот этап, сразу начиная ходить. Кроха уже вполне уверенно покоряет лестницу, причем как вверх, так и вниз. Конечно, в этом случае взрослый должен контролировать малыша. Очень хорошо, если он умеет приседать, выпрямляться и подниматься на ноги из любого положения. Не стоит недооценивать возможности маленького человечка, он уже достаточно умелый, чтобы выполнить огромное количество движений. Особенно активные уже свободно влезают на кровать и диван, забираются на кресло.
Игры, игрушки и социальное развитие ребенка в 2 года и 1 месяц
После двух лет, как и раньше, продолжайте приучать свое чадо к гигиене, порядку в доме. Ваше сокровище вполне уже может самостоятельно причесать волосы, умыть лицо, помыть руки
Убрать полностью за собой игрушки еще не по силам — уж слишком много вокруг интересных вещей, отвлекающих внимание, но и 3-5 минут совместной уборки пока достаточно
Вообще детям уже интересно участвовать в хозяйственных делах, помогать маме и папе: подать, принести, подержать, быть вовлеченным в домашние хлопоты. Становятся интересными игрушки, копирующие взрослые инструменты, посуду.
Понятно, что такой помощник доставляет больше хлопот, но нужно набраться терпения и не отвергать стараний малыша.
Продолжаем читать ему, рассматривать вместе с ним картинки, рассказывать о том, что нарисовано. Интересным и полезным будет совместное рассматривание фотоальбомов.
Хороши для игры будут матрешки, пирамидки, деревянные лабиринты, пазлы из 4-6 частей.
Не должна остаться в стороне и игрушки сюжетные: кухня, больничка, набор инструментов.
Краски, цветные мелки, пластилин с формочками помогут в развитии мелкой моторики.
«Меткий мяч»
Расставьте кегли или другие аналогичные предметы и попросите малыша сбить их, покатив мяч. Усложняйте задачу, увеличивая расстояние до предметов, их размер. Потом можно предложить прокатить мячик в «ворота» между двумя кеглями, толкнув сначала руками, а потом и ногой.
«Угадай-ка»
В коробку поместить предметы различной формы, накрыть её тканью и попросить кроху на ощупь определить взятый в руку предмет.
«Холодно и горячо»
На небольшой территории прячется знакомая ребенку или группе детей игрушка. Дети ищут ее, а ведущий комментирует поиски словами «Холодно» — если ищущий далеко, и «Горячо» — если предмет где-то рядом.
Речь малыша
Первые слова – это именно то, чего так долго ждали родители. Трогательные, нежные «мама» и «папа» приводят в восторг и умиление. Педиатры, говоря о том, что должен уметь ребенок в 1 год, отмечают, что он уже должен освоить от двух до десяти простых слов. Нет ничего страшного в том, что звучат они совершенно не так, как мы привыкли. Помимо того что он освоил, как называть родителей, бабушку и дедушку, он может уже вполне осмысленно ответить на вопрос: «Кто это?», когда показывают на маму или папу.
На сегодняшний день развитие его мозга уже достигло определенных высот. Даже не умея строить фразы, он достаточно легко покажет вам действиями, как можно плакать, танцевать, брать ложку и тому подобное. Не ограничивайте себя стандартным набором того, что должен уметь делать ребенок (1 год). Пойте и танцуйте вместе с ним, рассказывайте сказки, лепите и рисуйте. Разместите дома как можно больше ярких картинок, шуршащих, звенящих и бренчащих игрушек, конструкторов, которые представляют собой наборы крупных геометрических предметов. Включайте классическую и детскую музыку. Сейчас его развитие зависит от того, что он слышит и видит, чувствует, а самое главное, может потрогать руками. Поэтому единственное, чего не должен делать родитель, – это ограничивать активность малыша.
Говоря про речевое развитие, нужно заметить, что, даже не умея произносить те или иные слова, ребенок должен вполне отчетливо понимать, что обозначает обращенная к нему речь. Проверить это очень просто. Если он легко выполняет просьбы «дай», «принеси», «покажи», значит, все в порядке и скоро все эти слова появятся и в его речи. Детки должны хорошо уметь показывать жестами «до свидания», полет птички, знать игру «ку-ку».
Нервно-психическое развитие ребенка
После года нервно-психическое развитие ребенка идет очень быстрыми темпами, малыш меняется буквально на глазах: сегодня он еще не мог удержать в руке кубик, а завтра уже выстраивает из них башню. Увеличивается интерес ребенка к разным игрушкам, которые можно разбирать, собирать или складывать.
Родителям карапуза не стоит беспокоиться по поводу таких «навязчивых» повторений, в этом возрасте малыш совершенствует двигательные навыки и изучает связь между своими действиями и их результатом. Заметно изменяют и игры ребенка, если раньше он просто бросал кубики или тянул в рот кольца пирамидки, то теперь он старается достичь каких-нибудь результатов. Например, ставит несколько кубиков друг на друга, одевает 2-3 кольца пирамидки и радуется уже не только самому процессу игры, а своему успеху, охотно демонстрируя его и ожидая одобрения взрослых.
После года развиваются речевые навыки ребенка – он уже не просто произносит отдельные слова и словосочетания, а пытается с их помощью выражать какие-то желания, общаться с окружающими и очень любит демонстрировать свои умения, повторяя за взрослыми разные звуки. Малыши после года часто поют, любят «разговаривать» по телефону, причем копируя интонации взрослых, отвечают на вопросы и произносят услышанные слова, «переделав» их на свой лад. В этом возрасте, когда для ребенка повторение слов и звуков – веселая и новая игра, родителям стоит как можно больше разговаривать с ним, читать ему короткие и звучные стихотворения и петь вместе с ним песенки, побуждая его повторять их за ними.
В возрасте года и двух месяцев растет и развивается эмоциональное общение ребенка с родителями и другими взрослыми, окружающими его. Теперь малыш не просто копирует поведение и действие взрослых, а старается вызвать у них вполне определенные эмоции – восхищение, смех, радость
Дети уже понимают, какие их действия вызывают больше всего эмоций у взрослых и всячески стараются привлечь к себе внимание родителей, совершая именно их. Так что, если малышу не хватает внимания и ласки и он не может получить их с помощью улыбок, объятий или демонстрации своих умений, он будет добиваться желаемого капризами, плачем и истериками, которые «закатывают» большинство детей в этом возрасте
После года подозрительность и недоверие детей к посторонним взрослым постепенно уменьшается или полностью исчезает – дети охотно подходят или идут на ручки к улыбающимся или к зовущим их людям, с интересом наблюдают за играми детей и пытаются общаться с ровесниками и малышами постарше. Более осторожные и недоверчивые малыши предпочитают держаться подальше от всех незнакомых и общаться с окружающими соглашаются только рядом с мамой или папой. Оба варианта поведения ребенка вполне нормальны и зависят от особенностей характера карапуза и от отношений родителей к окружающим – дети способны улавливать малейшие оттенки родительских чувств и вести себя соответственно им.
Физическое развитие
После года темп набора роста и веса замедляется. За 3 месяца малыш может набрать около 700 г, при этом набор веса у мальчиков чаще всего идет неравномерно. В один месяц может быть прибавка на 300-400 г, а в другой полностью отсутствовать. Девочки набирают вес более равномерно, прибавляя в месяц по 200-250 г.
Рост малыша за 3-м месяце 2-го года жизни увеличится на 2-3 см. Для детей обоих полов характерно неравномерное изменение этого показателя. Дети, чьи родители и другие близкие родственники не высокие могут показать практически незаметные изменения в росте.
За этот же период окружность головы и грудины изменяется приблизительно на 1 см, при этом показатель может начать отличаться от установленных норм гармоничного развития. В такой ситуации участковый педиатр будет смотреть не на установленные нормы, а на соответствие показателей между собой.
Граничные показатели гармоничного развития ребенка от 12 до 15 месяцев в зависимости от пола
Нижняя граница роста | Верхняя граница роста | Нижняя граница веса | Верхняя граница веса | Средняя окружность головы | Средняя окружность груди | |
Мальчик 12 мес. | 72,3 | 79,7 | 8,9 | 11,6 | 46,5 | 48 |
Мальчик 15 мес. | 74,5 | 81,5 | 9,6 | 12,4 | 47,5 | 49 |
Девочка 12 мес. | 71,4 | 78 | 8,5 | 10,8 | 45,5 | 47,5 |
Девочка 15 мес. | 74 | 81,5 | 9,2 | 11,5 | 46,5 | 48,5 |
После года, сравнивая показатели ребенка с нормами развития, не стоит сильно расстраиваться, если ваш карапуз сильно отстает или опережает средние показатели. Гармоничное развитие ребенка – соотношение всех показателей. Большую роль в скорости набора веса и роста играют генетические особенности карапуза. Если в вашей семье все низкого роста и хрупкого телосложения, то маловероятно, что ваш карапуз будет быстро набирать вес и расти. В семьях, где один или оба родителя крупные, кроха может значительно опережать нормы без подозрения на ожирение. Любую норму нужно воспринимать как желаемую, а не обязательную, допускать скидку на индивидуальность крохи. Если вас волнует вопрос гармоничности развития ребенка, один из показателей заставляет волноваться, лучший способ развеять сомнения – обратиться к участковому педиатру.
Занятия и игры с ребенком 1 год и 1 месяц
Всевозможные увлекательные занятия с малышом несут познавательный и укрепляющий характер. Основной целью является совершенствование правильной ходьбы, развитие процессов речи. Игровые занятия учат ребенка управлять игрушками: вынимать и складывать в коробку, различать по цвету и размеру. Дети с радостью воспринимают игрушки, которые могут собираться-разбираться, трансформироваться. К таким можно отнести матрешки, цветные кубики, коробочки с крышками, занимательные детские книжки с крупно нарисованными персонажами.
Важно, чтобы листы книг для детей возраста 1 год и 1 месяц были плотными, можно картонными, чтобы ребенок мог самостоятельно перелистывать странички, и при этом не порвать книжку. Ниже приведем несколько игр для детей возраста 1 год и 1 месяц
На основании этих занятий родители могут придумывать и другие развлечения, чтобы занять кроху и в тоже время активно участвовать в его психо-физическом развитии
Ниже приведем несколько игр для детей возраста 1 год и 1 месяц. На основании этих занятий родители могут придумывать и другие развлечения, чтобы занять кроху и в тоже время активно участвовать в его психо-физическом развитии.
Занятия и игры с кубами. Цель заключается в ознакомлении ребенка с основными особенностями куба. Геометрические фигуры в количестве восьми штук одинакового размера помещают в коробку и закрывают крышкой. Кроха открывает ее и поочередно достает кубики, таким образом, ребенок осваивает действие последовательного выкладывания предметов. Когда коробочка опустеет ее необходимо показать малышу и подтвердить факт отсутствия в ней предметов, также можно предложить крохе заглянуть во внутрь. Последующей частью занятия с кубиками – постройка башенки или паровозика (кубики выкладываются в вертикальной или горизонтальной плоскости).
Занятия с матрешками. Познавательная игра с раскладывающейся конструкцией. Для начала достаточно двух игрушек – маленькой и больше. Ход такой игры несет увлекательный характер. Матрешки можно катать на машинах, танцевать, играть в прятки. Спрятанная матрешка под платочек заставит малыша поразмышлять над поиском. Мама также может предложить своему крохе накормить и напоить матрешек. Матрешкам ставят импровизированные столики и посуду, мама помогает ребенку обыграть ситуацию кормления и чаепития, в конце игры матрешки благодарят малыша. Также многие детишки любят произвольную игру с матрешками.
Чем можно кормить малыша?
Количество приемов пищи ребенком 1 года и 2 месяцев составляет 4-5 раз. Перерыв между ними должен составлять 3-4 часа. Ребенок в этом возрасте обладает достаточным количеством зубов, поэтому в рационе требуется присутствие твердой пищи — хлебобулочные изделия, фрикадельки, фрукты и другие продукты.
В качестве питья ребенку дают молоко, морс и чаи на основе трав. Блюда не требуется протирать и добиваться их мелкой консистенции. В меню на завтрак включают каши, на обед ребенку дают суп и второе блюдо с гарниром. На полдник достаточно дать фрукты, творожок или печенье. Если ребенок проголодался, то ему обеспечивают легкий перекус бананом, яблоком или кисломолочным продуктом.
Социальное, эмоциональное и умственное развитие ребенка
Малыш все больше интересуется окружающими людьми. Он с удовольствием начинает играть со своими сверстниками. Дети одногодки, не зависимо от месяца рождения, активно общаются, они разговаривают на своем языке, пытаются обменяться игрушками или просто забирают их друг у друга, иногда могут подраться. В основном малыши изучают реакции друг друга на те или иные действия. Со взрослыми ребенок ведет себя осторожнее
Если на него обращают внимание, старается быть ближе к маме. Это нормальная реакция, ведь ребенок еще не слишком уверенно чувствует себя во внешнем мире
Малыш утверждается как личность
Изменяются у малыша отношения с родителями. Он все больше утверждается как самостоятельная личность. У него появляется слово «нет», даже на самые простые просьбы он может отвечать отрицанием. Иногда ребенок становится очень капризный, даже агрессивный. Старается требовать и добиваться своего в любой ситуации. Но это не означает, что малыш ведет себя так всегда. Родители по-прежнему являются для него авторитетом, возле мамы с папой кроха чувствует себя защищенной. Просто в начале второго года в его эмоциональной сфере проходят очень сложные процессы, с которыми крошке еще непросто справляться.
Словарный запас ребенка одного года и второго месяца значительно увеличивается. Это относится, в основном, к пассивной лексике. Малыш понимает все больше слов и понятий, может выполнять по просьбе много действий. Показывает в книжке животных и разные предметы. В этом возрасте дети могут произносить до десяти слов, чаще одно- или двухсложных. Например, «мама», «папа», «кися», «дай», «няма». Многие предметы и действия они называют по-своему, используя их основные признаки. Если ребенок не может выговорить все слово, он повторяет только ударный слог. Животных дети называют по звукам их голоса, собаку «гав-гав», овечку «бе-бе», курицу «ко-ко».
Годовалый ребенок – это активный исследователь. Он изучает все вещи, попадающиеся на его пути, пытается достать те, которые вы от него прячете
Правда внимание свое он еще концентрирует плохо. Очень быстро переключается с одного дела на другое, бросает игрушку, чтобы достать со шкафа чашку или «почитать» книжку
Родителей не должно беспокоить такое поведение, ведь малышу нужно столько узнать. В этом возрасте ему достаточно поверхностного изучения предмета, чтобы составить о нем понятие.
Советы родителям
Возраст 1 год многие мамы считают подходящим для прекращения грудного вскармливания, однако современные педиатры отмечают, что грудное молоко даже после года остается ценным питанием для подрастающего малыша, поэтому лучшим возрастом для прекращения кормления грудью является 1,5-2,5 года (еще лучше 2-2,5 года). В этом случае прощание с материнским молоком проходит легче и для карапуза, и для маминой груди
Если мама все же настроена завершить кормление, делать это рекомендуют постепенно, заменяя молоко из груди на другую пищу.
Если малыш в 1 год еще не произносит слова, это пока не является поводом обратиться к врачу, но должно вызвать более пристальное внимание родителей. Оцените, достаточно ли кроха общается со взрослыми (пополняется ли его пассивный словарь), ведь если с малышом мало разговаривают, развитие его речи замедляется
Также для более активного развития речи ежедневно уделяйте время занятиям, которые будут развивать моторику ручек малыша.
Как отметить День Рождения с пользой для ребенка, смотрите в видео М. Л. Лазарева – эксперта по музыкальному развитию.
Особенности развития мышления
Сложно говорить о серьезных мыслительных процессах, когда ребенку всего 1 год и 2 месяца, но даже в этом возрасте с каждым днем у него появляются новые мысли и развиваются способности к умозаключениям. Логика пока развита не очень хорошо, но ребенок находится на пути к достижению этой цели.
Конечно, говорить о логическом мышлении еще рано, но малыш уже может строить небольшие логические цепочки, например, для того, чтобы определить назначение того, или иного предмета. Для этого ребенок смотрит, что же делает с ним мама, а затем старается повторить все по той же схеме.
Таким образом, в следующий раз, беря в руки игрушку, малыш попытается вспомнить, что же нужно с ней сделать, и именно это и будет указывать на активное развитие его мышления.
На данном этапе очень важно играть с ребенком в игры, развивающие мышление. Например, в процессе игры можно просить малыша выбирать съедобные и несъедобные предметы или картинки, а также группировать их по цвету или размеру
Основные навыки
Дети в этом возрасте уже многое умеют:
- ходить без чьей-либо помощи;
- узнавать родных людей и различать их голоса;
- производить несложные действия с предметами (например, катать машинку или ездить на детском автомобиле, отталкиваясь ножками, а также открывать дверки, нажимать на кнопки);
- произносить звуки, которые «говорят» животные (коровка— «му-у-у», собачка —«ав» и т. д.)
- понимать обращенные к ним просьбы и просить о чем-то, иногда изображая действиями (например, чтобы взяли на ручки) или используя знакомые слова («дай»);
- произносить коротенькие словечки или просто слоги (на, дай, ням-ням, мама, баба и др.)
В это время значительно расширяется пассивный словарный запас малыша. Он уже понимает почти все слова, обращенные к нему. Может что-то показать, принести, дать или взять.
И все же каждый новый день для деток в этом возрасте полон открытий. Каждую минуту они узнают что-то новое, чему-то учатся. Их любопытству нет предела.
Что умеет ребенок в 1 год и 2 месяца?
В число основных навыков к этому периоду входит:
- наличие в словарном запасе определенного количества слов, уверенное произношение простых, наличие интересных словечек для обозначения определенных предметов;
- выполнение простых просьб, реагирование на обращения «подойди», «дай» и ряд других;
- имитация звуков взрослых, животных, транспорта;
- способность различать и узнавать речь близкого человека.
Ребенок в этом возрасте может взять карандаш и пытаться чиркать им. Он способен самостоятельно удерживать чашку с жидкостью, но аккуратно поставить ее на стол в большинстве случаев не получается.
9 месяцев
Распорядок дня вашего грудного малыша будет примерно таким же, как в 8 месяцев. Детям этого возраста требуется 11-12 часов ночного сна. Пробуждения на кормления к этому месяцу обычно уже уходят и малыши начинают спать всю ночь.
Скорее всего ваш ребенок уже спит два раза в день. В этом случае режим стоит сделать по часам, а не по времени бодрствования. Если ребенок просыпается в 6-7 часов утра, организуйте первый сон около 9.00 и второй сон примерно в 13.00
Важно начинать сон в “мелатониновые окна” — в эти периоды у ребенка есть возможность легче уснуть. Суммарное количество часов дневного сна составляет 2-3 часа
За временем бодрствования следите перед уходом в ночь. Помните, промежуток между последним дневным сном и ночным не должен быть больше 3,5-4 часов.
Такой режим дня становится постоянным и сохраняется достаточно долго — до 15-18 месяцев. Будет изменяться только время вечернего укладывания по мере взросления ребенка. Но в любом случае укладывание на ночь лучше не делать позже 20 часов. Помните, что в первый год жизни ребенок еще не готов физически к режиму с одним дневным сном. Старайтесь сохранить два сна как можно дольше, если девятимесячный ребенок начнет отказываться от одного из них.
При таком режиме сон ребенка все равно не идеальный?
Основные проблемы, с которыми вы можете столкнуться:
Ребенок не хочет укладываться на дневной сон. Причиной этого может быть неподходящее время сна. В таком случае ориентируйтесь на рекомендуемые часы укладывания и состояние малыша — старайтесь не допускать переутомления ребенка. Таким образом постепенно вы найдете лучшее время начала дневных снов и ухода в ночь
Ребенок просыпается на ночные кормления. Если вы заметили, что малыш при пробуждении не голоден, но все равно требует бутылочку или грудь, это может быть привычкой и признаком того, что ребенок не умеет засыпать самостоятельно. Подумайте, возможно, стоит обучить ребенка самостоятельному засыпанию, чтобы прийти к хорошему сну и сократить количество ночных пробуждений. Также пробуждения на кормления иногда говорят о том, что ребенок не доедает днем и восполняет голод ночью. В этом случае пересмотрите режим питания малыша и кормите ребенка в спокойной обстановке.
Малыш осваивает новый навык — активно ползает, пробудет ходить и “говорить”. Все это тоже влияет на сон ребенка. Необходимо набраться терпения и переждать этот период. А чтобы ребенок быстрее привык к новому навыку, отрабатывайте его вместе во время бодрствования в течение дня. Через неделю-две сон восстановится. Если новый навык мешает малышу спать, подходить и укладывать ребенка стоит раз в 10 минут. Чтобы он не воспринял это как игру “ванька-встань-ка”.
9 месяцев
Рацион ребенка становится уже разнообразнее, но основу питания все ещё составляет грудное молоко или детская смесь. До 10 месяцев прикорм носит исключительно ознакомительный характер.
Сейчас меню малыша строится по принципу увеличения разнообразия знакомых продуктов, а не наращивании объема порций. В начале каждого кормления стоит давать грудь или порцию смеси, так как в этом возрасте основные питательные элементы ребенок получает все еще из них.
Грудь предлагается ребенку утром после пробуждения и перед уходом в ночь, а также в промежутках между приемами взрослой пищи. На завтрак, обед и полдник можно давать прикорм, то есть взрослая еда предлагается днем.
При введение нового продукта следите за реакцией организма малыша.
Мышление
Девятимесячные дети уже понимают значение слова “нет” и могут махать рукой при прощании, если попросить. Ребенок умеет показывать на разные объекты, проявляя таким образом свой интерес к ним. Например, на любимую игрушку или его любимую еду, когда хочет кушать. .
Общение
Малыш копирует жесты. Когда родители смотрят на него и просят повторить жест, малыш понимает, что обращаются к нему. При общении он использует первые звуки и пробует повторять слова.
Движение
К 9 месяцам грудничок обычно свободно ползает и уверенно сидит. Также ребёнок уже стоит при поддержке, а кто-то из деток даже делает первые шаги.
Игра становится важной составляющей бодрствования девятимесячного ребенка. Во время игр давайте крохе простые инструкции: “передай мяч маме” или “перекати его ко мне”, — указывая на место
Совместные игры развивают когнитивные и физические способности ребенка.
- Читайте книги. Девятимесячные малыши любят яркие картинки. Чтение стимулирует зрение ребенка.
- Регулярно выходите на прогулку. Рассказывайте малышу об окружающих предметах.
- Разговаривайте — указывайте на объект и описывайте его. Показывая жесты, говорите ребенку, что они значат.
Понравиласть статья? Оцените:
Голосов: 70
Развитие и навыки ребенка
В возрасте года и трех месяцев ребенок становится очень эмоциональным, он уже рад новым игрушкам, появлению родителей, способен копировать мимику и взрослое поведение. Рад он приходу других малышей, способен быстро вовлекаться в игры, заражаться эмоциями – так, если кто-то рядом заплачет, он может поступить аналогичным образом.
Эмоции в это время динамичны, они быстро сменяют друг друга. Если минуту назад кроха веселился и задорно смеялся, сейчас радость может смениться слезами. С другой стороны, отвлечь его тоже достаточно просто, процесс успокоения займет мало времени (рекомендуем прочитать: как научить ребенка определяться по времени на часах?).
Ребенок старается привлечь внимание взрослых, для этого он постоянно заигрывает и заглядывает вам в глаза, иногда просто капризничает. Во взгляде уже можно прочитать удивление, радость, интерес и другие эмоции
Привязанность к маме очень сильна, ее чадо не отпускает ни на шаг, а вот оставаться с близкими людьми не боится, хотя к незнакомцам относится с явным опасением. В это время оставлять его нельзя – он отчаянно нуждается в родительской ласке, заботе и тепле.
Двигательные навыки
Чаще всего в 1 год и 3 месяца крохи уже умеют свободно ходить и даже бегать. Препятствия они преодолевают с легкостью, совершают повороты, наклоны, способны осознанно играть, не теряя равновесие. Направление движения малыш не забывает – отвлекшись на упавшую игрушку, он ее поднимет, а после продолжит движение. Любознательность становится главной чертой характера, поэтому он залезает на диваны, стулья и кресла, чтобы увидеть новые и интересные ему предметы.
Способен он и поднимать ручки вверх, отводить их в стороны по просьбе взрослых – это требуется, когда вы хотите его поднять. Не станет препятствием и преодоление нескольких ступенек вверх по лестнице.
В год и три месяца ребенок отлично ходит и бегает – родители порой просто не успевают за крохой. Тем не менее, координация движений пока не очень хороша – имеет смысл все время держать малыша в поле своего зрения
Развитие речи
В 1 год и 3 месяца ребенок еще не умеет хорошо говорить, но должен понимать слова взрослых, которые ему говорят. Объем известных предметов постоянно увеличивается, причем названия схватываются на лету, даже не обязательно обучать новым словам – многие вещи он запоминает самостоятельно. В это время он может выполнить некоторые легкие инструкции – отнести игрушки, положить их в шкаф или сесть на стульчик.
Ребенок уже знает все имена своих игрушек, родственников и близких людей, с которыми приходится постоянно общаться. Он говорит на своем упрощенном языке, может произносить до 20 слов, хотя родители только учатся его понимать.
Бытовые навыки
Возраст 1 год и 3 месяца – время, когда беспомощный кроха превращается в настоящего помощника, способного выполнять разные поручения, участвовать в бытовых хлопотах. В 15 месяцев появляется способность проситься на горшок (рекомендуем прочитать: как быстро научить ребенка проситься на горшок?) – самое время начинать обучение. Чадо в это время:
- просит учить его новым занятиям, показать, как что-то делать самому;
- он уже умеет держать ложку в кулачке, сам пьет из кружки (рекомендуем прочитать: как правильно научить ребенка самому держать ложку и кушать?);
- предпринимает попытки самостоятельно кушать, правда, это еще плохо получается;
- зато хорошо может умываться и мыть ручки, делает это с большим удовольствием.
Умение кушать самостоятельно осваивается постепенно, но в этом возрасте малыш уже способен на более осмысленные логические действия, которые в итоге дадут желаемый результат
Режим дня
Для ребенка 18 месяцев очень важно наличие режима дня, так как он позволяет правильно организовать периоды бодрствования малыша, обеспечить крохе полноценный сон и правильный режим питания. Детки этого возраста спят в сутки примерно 14 часов
Большая часть этого времени приходится на ночной отдых (он длится 10-11 часов), а оставшееся время ребенок досыпает днем.
Многие малыши в 1,5 года по-прежнему спят днем дважды, при этом первый сон длится около 2 часов, а второй (послеобеденный) отличается меньшей длительностью. Именно в 18 месяцев у некоторых малышей происходит переход к одному сну днем длительностью 2,5-3 часа.
На прогулки с 1,5-годовалым ребенком рекомендуют выходить дважды в день. Если погода хорошая, то стоит организовать прогулку так, чтобы на нее приходился дневной сон (тогда малыш будет спать на свежем воздухе). В зависимости от погоды длительность ежедневных прогулок может составлять 2-6 часов. Гулять не рекомендуют, если температура воздуха ниже -10о, очень сильный ветер или идет сильный дождь.
Питание малыша в возрасте 1,5 года остается пятиразовым с промежутками между кормлениями до 4 часов. Предлагайте крохе пищу в одинаковое время каждый день и не допускайте очень долгих перерывов между употреблением пищи. В среднем малыши 18 месяцев съедают в сутки от 1000 до 1300 мл пищи (более точно суточный объем можно узнать, поделив вес малыша на 9). В один прием пищи ребенок ест примерно 200-260 мл пищи.
У многих детей, которых до 1,5-годовалого возраста кормили грудью, начинается процесс отлучения. Медики советуют сделать его постепенным, тогда и грудь мамы, и психика малыша не пострадают. Если мама еще продолжает грудное вскармливание, она отметит, что в дневное время кроха реже вспоминает о груди (в основном перед сном, после еды, после падения и в похожих ситуациях), зато ночью (в основном под утро) сосет весьма активно.
Пища полуторагодовалого малыша становится все разнообразнее. В ней уже присутствуют сладости, соль, свежая зелень, некоторые специи. Однако питание остается детским и значительно отличается от взрослого. Крохе по-прежнему нельзя есть жареное, , копчености, , жирное мясо, грибы, шоколад, экзотические фрукты и некоторые другие продукты.
Круглосуточно все 1,5 года очень сложно быть с ребенком, поэтому многие мамы срываются на кроху. О том, как не кричать на ребенка, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.