Аутизм у детей: признаки, симптомы, причины возникновения

Причины возникновения аутизма

  1. Заболевание женщины краснухой в период вынашивания плода.
  2. Детский церебральный паралич.
  3. Женщина в период вынашивания малыша имеет избыточный вес, повышенное ожирение.
  4. Туберозный склероз.
  5. Нарушение в хромосомах.
  6. Врождённые патологии метаболизма. Связаны с неправильным продуцированием определённых гормонов и нейромедиаторов.
  7. Аутоиммунные процессы. При этом наблюдается сбой в нормальном формировании нервных клеток и правильных связей между ними. Это характерно для внутриутробного развития.
  8. Наследственный фактор.

Рассмотрим симптоматику, разделив её на несколько отдельных тематических групп.

Коммуникационные отклонения

  1. Полное отсутствие речи или речь, не сопровождаемая мимическими движениями, жестами.
  2. Малыш не смотрит в глаза собеседнику, практически никогда не улыбается.
  3. Речевое развитие может быть нормальным, но малыш не может общаться с другими детьми.
  4. Ребёнок говорит одно и тоже, причём не всегда по теме, то есть ситуация может не совпадать с тем, о чём он говорит.
  5. Ключевые навыки развиты, но малыш произносит не с той интонацией или с повышенной громкостью.
  6. Ребёнок не реагирует на собственное имя.
  7. Отвечает на поставленные вопросы с задержкой.

Нарушение социальных навыков

  1. Ребёнок не хочет общаться с ровесниками.
  2. Малыш игнорирует других людей, даже самых близких, не показывает своих чувств.
  3. Всё, что тревожит, он молча держит в себе, не считает нужным с кем-либо этим делиться.
  4. Они повторяют за другими определённые действия, но делают это неосознанно.
  5. Если кто-то пытается с ним общаться, то малыш, как будто не замечает человека, смотрит через него.
  6. Ребёнок не понимает чувства других людей.
  7. Малыш не показывает свою любовь родителям и близким.

Стереотипия

Неестественное поведение. При изменениях привычной обстановки, у малыша может начаться истерика. Любит играть сам с собой, а не с другими детьми. У ребёнка совершенно отсутствует фантазия. У малыша есть излюбленный предмет, с которым он не может расстаться ни при каких обстоятельствах

Если его пытаются отнять, у ребёнка начинается сильная истерика. Нравится повторять одни и те же движения

Фокусирует своё внимание на одном предмете

Возрастные проявления

  • отсутствием реакции на любой раздражитель (зрительный или слуховой);
  • сильная привязанность к единственному предмету;
  • малыш играет объектами, не предназначенными для этой цели;
  • характерна стереотипия;
  • ребёнок не смотрит в глаза родным;
  • ослабленный мышечный тонус, из-за чего происходит запоздалое физическое развитие, малыш позже учится держать голову, садится, начинать ходить.
  1. Детки от года до трёх лет характеризуется:
  • отсутствие привязанности к близким, нет эмоциональной связи;
  • можно наблюдать, что карапуз не играет со всеми детьми, а сидит сам в сторонке;
  • зациклен на одном предмете и играет с ним;
  • могут быть резкие изменения в настроении, также возможны приступы агрессии;
  • речь может полностью отсутствовать или плохо развита.
  1. Дети от 3 до 6 лет характеризуется:
  1. Детки старше 6 лет:
  • не отзывается на своё имя;
  • не смотрит в глаза собеседнику;
  • любит изолировать себя от остальных;
  • не проявляет никакого интереса к другим людям;
  • ребёнок может иметь маленький словарный запас или вовсе не разговаривать;
  • беседу такой малыш не может поддерживать;
  • карапуз может постоянно повторять какую-то заученную фразу или действие;
  • в большинстве случаев у таких деток отсутствует способность к обучению письма или чтения;
  • некоторым детям свойственно проявлять определённые способности в какой-то узкой сфере.

Какие прогнозы делают врачи

Ни один из врачей не сможет дать никаких прогнозов касаемо детского аутизма, ведь его точная причина до сих пор не ясна. Не существует и единой методики лечения, которая подошла бы всем. Никто не сможет пообещать родителям, что их ребенок успешно окончит школу, поступит в ВУЗ, ведь болезнь еще плохо изучена и как она поведет себя, никто не может спрогнозировать наперед.

Родителей детей-аутистов всегда волнует вопрос: эпилепсия встречается у всех детей, страдающих этим заболеванием? Около 30% детей имеют эпиактивность в мозге. Но если наблюдать за больными ночью, то можно заметить, что данное состояние встречается у 90%, но не доходит до приступов.

Следует помнить что:

  • Аутисты как и все люди способны любить, просто проявляют данное чувство не так как все.
  • Не стоит избегать контакта с такими детьми, болезнь не определяет человека.
  • Выставленный диагноз не приговор и не надо впадать в панику. Жизнь продолжается.
  • Ребенок, так же как и его сверстники может учиться, но с особым подходом.
  • При отсутствии видимых улучшений нельзя лишать малыша возможности радоваться жизни. Он может быть счастлив без исцеления.
  • Больные аутизмом тоже нуждаются в любви и поддержке.

Что такое аутизм?

Чтобы понять, насколько страшен аутизм, что это за болезнь и как реагировать на такой диагноз, стоит сразу учесть одну важную особенность этого заболевания. Дело в том, что у каждого больного он проявляется по-разному. Имеется в виду, что влияние болезни на качество жизни человека может быть как незначительным, так и существенным.

Общие сведения

️ Современные врачи при постановке диагноза редко ставят диагноз «аутизм», употребляя вместо этого определение расстройство аутистического спектра (РАС). Это связано с уже описанной выше особенностью данного заболевания, которая выражается в разной степени проявления симптомов болезни. Впрочем, РАС и аутизм – это равнозначные синонимы, поэтому употребление любого из этих терминов при постановке диагноза не будет ошибочным.

️ Согласно МКБ-10, аутизм — это психическое заболевание, которое характеризуется нарушенной социализацией и другими расстройствами: эмоциональными нарушениями, задержкой развития и т. д. Последние исследования показали, что аутизм относится к болезням генетического характера, однако точной зависимости между генетикой родителей и вероятностью появления аутизма у детей пока не обнаружено. Известно только какой ген отвечает за появление аутизма, и какие факторы увеличивают вероятность развития этого заболевания. Установлено, что в ряде случаев РАС возникают у детей, не имеющих генетических отклонений.

️ Приведённое определение достаточно сложно. Если же говорить о том, чем опасен аутизм, что это такое простыми словами и как его выявить, можно вывести более простую и ёмкую трактовку данного термина. Итак, аутизм — это в психологии диагноз, который ставят детям, отличающимся от других своим поведением. Такие дети испытывают трудности при общении с другими людьми, чувствуют дискомфорт от прикосновений и нарушения личного пространства, склонны к различным ритуалам и отличаются педантичностью. Заболевание не всегда сказывается на умственных способностях, влияя преимущественно на процесс формирования эмоциональных связей.

️ Первое описание аутизма как заболевания датируется 1938 годом. Однако симптомы этой болезни описывались и ранее в трудах христианских богословов и записках средневековых врачей. Так как проблемой аутизма параллельно занимались такие учёные-психиатры, как Ганс Аспергер и Лео Каннер, расстройства аутического спектра с установленной ими симптоматикой получили названия синдрома Аспергера и синдрома Каннера.

️ Нужно отметить, что диагноз «аутизм» с каждым годом ставят всё чаще. Если в середине ХХ века количество больных РАС составляло в среднем 0,001%, то сейчас оно увеличилось в 10 раз до 0,01%. По мнению многих учёных, это связано с отрицательным влиянием окружающей среды на беременных женщин. Однако, скорее всего, причиной увеличения количества больных является то, что медицина постоянно развивается и диагностика заболеваний становится более точной. В пользу этого утверждения говорит то, что до 60-х годов ХХ века аутизм считался одним из симптомов психопатии, шизофрении и умственной отсталости. На данный момент точно известно, что это обособленное психическое расстройство, не имеющее отношение к перечисленным заболеваниям.

Кто такие аутисты?

► Аутист — это человек, страдающий от РАС. Многочисленные примеры показывают, что это не приговор, а скорее стиль жизни и образ мышления. Так, многие известные учёные и исследователи были аутистами.

Английский писатель, математик, логик, философ Льюис Кэрролл

► Ребёнок-аутист отличается от сверстников скоростью развития, способом общения, подходом к изучению окружающего мира. Пока обычные малыши активно познают мир через касания, дети-аутисты углубляются в себя и свои переживания.

► С годами разница становится видна и в их отношении к другим людям. Аутистам сложнее знакомиться с новыми людьми, так как их мышление мешает понять, что чувствуют и думают окружающие. Однако это не значит, что аутисты стремятся к одиночеству и не способны искренне привязаться к кому-то. Наоборот, они имеют привычку привыкать к людям, болезненно переживая факт расставания.

Признаки аутизма

К основным проявлениям заболевания можно отнести следующие симптомы:

  • Обеднение эмоций. Малыши, не имеющие отклонений в психическом развитии, при любой улыбке или поглаживании испытывают положительные эмоции и реагируют в ответ. Дети,страдающие аутизмом, практически никак не отвечают. Физический или телесный контакт не вызывает у них никакого ответа. Ребенок остается безучастным или старается отвернуться.

  • Сосредоточенный взгляд. Обычно малыши первого года жизни начинают фиксировать взгляд на каком-то одном предмете. Чаще всего у детей с аутизмом можно наблюдать «отсутствующий» взгляд. Они никогда не смотрят собеседнику в глаза, зато часами могут рассматривать какую-то часть от игрушки или рисунок на стене. Часто кажется, что малыш просто погружен в себя.

  • Медленное приучение к горшку. Обычно для малышей, страдающих аутизмом, это становится очень трудной задачей. Часто только в возрасте 3-4 лет ребенок полностью отучается от подгузников и привыкает ходить в горшок.

  • Нарушения речи. Как правило, малыши-аутисты начинают говорить достаточно поздно. Даже после произнесения первых слов они могут замолчать на долгое время. Спустя несколько месяцев они снова начинают говорить, однако произносят всего несколько отдельных слогов или однотипных слов.

  • Многократные повторения слов. Малыши, страдающие аутизмом, очень часто повторяют несколько слов. На вопрос «будешь кушать?» они могут несколько десятков раз повторить «кушать, кушать, кушать». Это прекратиться, только когда кто-то из родителей скажет «кушать» после монолога ребенка. После этого он обычно замолкает.

  • Однотипные движения. Малышам-аустистам очень нравится повторять какое-либо действие много раз. Обычно они включают и включают свет или открывают водопроводный кран. Любые попытки сделать замечание, что так делать нехорошо или неправильно, ребенок не воспринимает адекватно и начинает повторять снова и снова.

  • Изменение походки. Довольно часто маленький аутист начинает ходить на цыпочках или сильно размахивает при ходьбе руками, как бы изображая птицу или бабочку. Некоторые малыши могут подпрыгивать при ходьбе.

  • Психологические особенности. Обычно малыш, страдающий аутизмом, становится более замкнутым. Такие дети часто испытывают серьезнейшие трудности в попытках завести новых друзей. Малыши обычно не играют с другими детьми в песочнице или уходят с детской площадки, избегая новых знакомых.

  • Любимые продукты питания. Обычно ребенок, страдающий аутизмом, имеет выраженную наклонность и любовь только к определенной пищи. Ввести в его рацион новые продукты становится чрезмерно сложной задачей для любой мамы. Малыш категорически отказывается от всего нового, требуя привычных для него блюд. Дети в возрасте 2-3 лет кушают только из знакомой для них посуды. Новые столовые приборы могут вызвать у малыша настоящий приступ паники.

  • Строгая организация. Малыши-аутисты всегда стараются упорядочить свои игрушки или предметы. Они выстраивают своих кукол или животных по цвету, по размеру или по каким-то только им понятным критериям. Любое нарушение такого порядка может вызвать у малыша сильную апатию или же наоборот привести к агрессивному поведению.

  • Возможность самоагрессии. У малышей с аутизмом нарушаются границы восприятия внешнего и внутреннего мира. Довольно часто они чрезмерно болезненно воспринимают любые попытки вторгнуться в их личный мир. В этом случае они проявляют агрессию не по отношению к другому человеку, а к себе. Малыши могут себя нарочно кусать и даже стараются упасть из кроватки или манежа. Нужно отметить, что такие симптомы встречаются преимущественно при достаточно тяжелых формах болезни.

10 фото

Виды аутизма и сходные с ним заболевания

Существуют различные виды расстройств аутистического спектра и связанные с ним патологии. Кроме того, существуют психоневрологические заболевания, напоминающие аутизм.

В современной классификации выделяют несколько основных типов патологии:

  • ранний детский аутизм;
  • синдром Аспергера;
  • синдром Саванта;
  • атипичный аутизм.

Большинство врачей выделяют такое понятие, как расстройство аутистического характера. Существует также ряд заболеваний, одним из проявлений которых являются социальная, речевая и поведенческая дезинтеграция: болезнь Ретта, синдром гиперактивности и др.

Часто, говоря об аутизме у детей, подразумевают ранний детский аутизм. В медицинской литературе он также упоминается как синдром Каннера, по имени впервые описавшего его ученого. Обычно диагноз устанавливают после достижения ребенком возраста 1,5 лет. Психические нарушения затрагивают различные сферы жизни. В основном страдают три из них: социальное взаимодействие, речь, поведение.

Синдром Аспергера

Обычно заметен после трехлетнего возраста. Появляются некоторые симптомы аутизма, такие как отсутствие социальных навыки, стереотипная модель поведения или особый интерес к необычной деятельности. Типичным также является двигательная неуклюжесть и неловкость.

При синдроме Аспергера симптомы менее выражены, чем при раннем детском аутизме. Большинство детей имеет достаточно высокий уровень интеллекта. При правильной терапии они хорошо адаптируются в социуме и могут вести независимую жизнь.

Синдром Саванта

Такие дети часто имеют особые узкоспециализированные таланты. Некоторые становятся настоящими компьютерными гениями, другие обладают фотографической памятью или изучают языки в рекордно короткие сроки.

Дети с синдромом Саванта с большой настойчивостью занимаются любимым делом, но практически не обращают внимания на другие аспекты жизни. Поэтому часто испытывают сложности в адаптации к повседневной жизни.

Атипичный аутизм

Его еще называют ранним детским аутизмом с атипичным началом или необычной симптоматикой. Основные его отличия:

  • патология дебютирует после трехлетнего возраста;
  • имеются не все классические признаки.

У ребенка может наблюдаться нарушение коммуникации и отсутствовать стереотипность в действии, или наоборот. Однако в любом случае возникают сложности с адаптацией в социуме. Иногда атипичный аутизм наблюдается при хромосомных заболеваниях.

Высокофункциональный аутизм

Он не включен в официальную классификацию, тем не менее термин часто используют в клинической практике. К данной патологии относят людей с типичными симптомами аутизма и относительно высоким интеллектом, или особыми способностями в какой-либо сфере деятельности.

При высокофункциональном аутизме развитие языка значительно задерживается, поэтому часто впервые диагноз устанавливают в раннем детстве. Но даже если ребенок никогда не научится говорить, в дальнейшем он сможет самостоятельно жить и управлять своими действиями.

Синдром Ретта

Это психоневрологическое заболевание имеет схожие с аутизмом симптомы. Встречается почти исключительно у девочек, первые признаки появляются между 7 и 24 месяцами жизни.

Выглядит так, как будто ребенок «забывает» двигательные и речевые навыки, которые они уже успел до этого выучить. Руками он часто выполняет стереотипные, поглаживающие, «моющие движения».

По мере развития патологии пациенты теряют способность разговаривать. Происходит значительное снижение интеллекта.

Гиперактивные расстройства с умственной отсталостью и стереотипными движениями

Их часто трудно отличить от аутизма. Например, существуют поведенческие проблемы, связанные со стереотипностью, умственной отсталостью, а иногда и самоповреждением.

Типичным для этих расстройств является то, что они не поддаются лечению с помощью лекарств. Кроме того, в период полового созревания начальная гиперактивность превращается в гипоактивность — отсутствие желания двигаться.

Сенсорные навыки/познавательные процессы:

— С обычными игрушками действительно, если играл, то играл очень своеобразно. Например, у всех машинок сразу отрывал колеса и другие детали. Бросал об стену или стучал друг об друга. А вот газетами или упаковочной бумагой мог долго шуршать. Веревочки возил по полу или носил в зубах. Позже стал нитками опутывать вся квартиру.

Своеобразные игры (игра с элементом игрушки; выстраивание предметов в ряд или по периметру, не потому что так задумано в сюжетной игре, а просто так).

— Все шахматы всегда выставлялись по периметру стола. Это была увлекательная игра и практиковалась каждый день.

Неадекватная реакция на сенсорные воздействия (прикосновения, свет, звуки, запахи).

— В роддоме врач мне рассказала, что мой сын перекричал ВСЕХ детей в детском отделении и дрыгался ТАК, что профессиональные мед.сестры не смогли запеленать как надо: ручки почти торчали… У ребенка повышенная чувствительность. Туго пеленать его так и не получилось: орал и вертелся, пока пеленки не ослабевали… В 3 недели мы уже перешли на ползунки и кофточки. (Далее описание пребывания в род доме еще пестрит фразами: опять расплакался, плакал часа 2 подряд, плакал до посинения, так страшно плакал…)

— Тимка любит смотреть на что-то, согнувшись, под углом (думала, изучает так). Тимку завораживает игра света. Отсвет солнца с раннего детства для нас был неземным наслаждением. В этом я видела только плюсы — такой интерес к свету-тени — может, фотографом будет?

— Когда слышал повторяющиеся или необычные звуки, начинался практически истерический смех…А вот под спокойную музыку или даже просто под звуки фортепиано, наоборот, замирал и даже не шевелился.

Избирательность в еде (вплоть до полного отказа от еды, и не иногда, потому что приболел или нет аппетита, а постоянно).

— У меня ребенок не ел. Ел крайне плохо. Плохо прибавлял. Пробовали и смесь, смесь вообще отказывался есть. Далее с едой тоже были проблемы . Если уж что я и набирала в поисковике, так это «ребенок не ест». Так кто бы знал, что так вообще бывает! Мамочки, у которых такая же проблема, набирать нужно «избирательность в еде». Сначала стали вводить овощи.Не ел. Ни-че-го! Ни с ложки, ни с пальца, ни под музыку, ни под игры. Времени у меня было много, энергии тоже, денег хватало. Я взялась за проблему с энтузиазмом. Пробовала разные фрукты-овощи. Разные температуры. Разные консистенции. Разные производители — и сама делала, и пробовала готовые пюре. Выяснилось, что едим мы только яблоко и банан. Потом каши. Тот же путь. Творог и кефир подошли. Потом мясо. Тот же путь. общем, заработали мы себе этими поисками почти полное избегание ребенком еды. У няни получилось лучше. Придя к нам в 1,3, она очень боялась, что он у нее не станет есть, и начала первую неделю с одного творога и кефира (что ел с удовольствием). И очень постепенно расширила меню до каши (нескольких видов), творога, яблок, банан, курицы и супчика. Это и едим до сих пор. Конфеты стали есть только недавно (а предлагали почти всегда — конечно же пугало, что ребенок не ест и не просит конфет). В общем, с нами ребенок вообще не ел с ложки. Только кусочками, когда уже смог есть куски.

— Ребенок ел только из одной бутылочки. С большим трудом ликвидировали роддомовский пузырек с ужасной соской, который, каюсь, пришлось у них выкрасть, так как ребенок отказывался взять в рот что-либо другое… Но до конца так и сосал только одну Авентовскую соску. Также настойчиво, как позже ел только толченую картошку с соленым огурцом.

— И мне тоже пришлось выкрасть из роддома соски, т.к. мой тоже орал всегда, орал везде, орал так, что нас не хотели выписывать…

Разновидности аутизма

Родители аутистов с подтверждённым диагнозом должны выучить одну фразу: «Если вы видели одного ребёнка с аутизмом, то вы видели только одного ребёнка с аутизмом». Смысл этой фразы в том, что аутистическое расстройство приобретает самые разные формы. Поэтому лечение и рекомендации, которые подходят одному ребёнку, совершенно не подходят другому.

Чтобы точно поставить диагноз и назначить подходящий курс терапии, врачи определяют виды аутизма у детей. При этом многие термины являются обобщающими и не всегда имеют точную симптоматику. На данный момент специалистами определены такие типы аутизма:

1. Неуточнённое первазивное расстройство развития. Этот диагноз ставят тем, у кого клиническая картина «смазана», то есть симптоматика свидетельствует о разных отклонениях аутистического спектра.

2. Высокофункциональный аутизм. Это лёгкая форма аутизма у детей, которая не отражается на их умственных способностях и навыках речи. В данном случае дети чуть более замкнутые, чем сверстники, но практически не испытывают трудностей в учёбе.

3. Синдром Каннера. Наиболее тяжёлая форма аутизма, которая характеризуется практически полным отсутствием коммуникативных навыков, задержкой развития, недостаточностью моторики, высокой сенсорной чувствительностью.

Отдельно стоит назвать синдром Аспергера, который многие специалисты считают отдельной разновидностью психических заболеваний. По симптоматике синдром Аспергера схож с высокофункциональным аутизмом. Он проявляется в том, что страдающие от этой болезни люди несмотря на высокий интеллект и развитые коммуникативные навыки испытывают трудности с социализацией. Они особым образом реагируют на окружающий мир, не понимая многих механизмов сосуществования людей.

К тяжёлым формам аутизма некоторые специалисты относят синдром Ретта, синдром Хеллера и прочие дезинтегративные расстройства. Однако на самом деле они являются отдельными психическими заболеваниями с определённой симптоматикой.

Диагностика и необходимость заключения психиатра

Помните, что самостоятельно вы не вправе определить диагноз ребенка. Сделать это может только компетентный специалист, врач-психиатр, на основании совокупности симптомов и признаков.

Но с помощью этой статьи вы можете определить, насколько обоснована ваша тревога. А главное — узнать причины, по которым нарушается развитие маленького звуковика. Получить рекомендации, что можно сделать, чтобы его развитие выровнялось.

Этапы развития ребенка и причины отклонений

Психологическую травму, которая приводит к развитию аутизма, ребенок получает по двум причинам:

  1. Слишком громкие звуки травмируют особо чувствительное ухо звуковика. Сюда относятся работа шумных бытовых приборов, громкая музыка, постоянно включенный телевизор или радио. Но особенно ссоры, скандалы и крики в семье, оскорбительные смыслы в речи взрослых.
  2. Тяжелые психологические состояния мамы травмируют психику ребенка. Это может быть текущий сильный стресс (развод, потеря работы, смерть близких) или хронический стресс из-за жизненных неурядиц. И даже давние психологические травмы, которые мама получила много лет назад. Отгороженность от людей может возникать и от отсутствия эмоциональной связи с мамой — например, она вынуждена много работать и ребенок много времени проводит в одиночестве, в компании «мультиков» или аудиосказок. Ребенок не научается взаимодействию с людьми, остается в интроверсии.

В зависимости от того, как и когда ребенок получил ущерб, его нарушения могут проявиться в разном возрасте:

  • Сегодня все чаще говорят о «врожденном аутизме». Но генетика здесь вовсе ни при чем. Просто звуковой малыш мог действительно получить травму еще в утробе матери. Например, если мама переживала тяжелый стресс во время беременности. Или подвергалась слишком громким шумовым воздействиям (дискотеки, концерты, работа в шумном цеху на производстве и т. д.).

  • Чаще всего врачи диагностируют признаки аутизма у ребенка 4 лет или немного младше (после 3 и до 4). Обычно это выглядит так: ребенок в целом до года развивался нормально, а потом психологически словно застрял на этом возрастном рубеже. Тут играют роль совокупно обе причины, описанные выше.

  • Реже бывает, что признаки аутизма появляются у звуковика в дошкольном или младшем школьном возрасте. Иногда при явном регрессе в развитии такой ребенок получает диагноз «детская шизофрения». 

Что делать родителям и близкому окружению

Если вы подозреваете у ребенка признаки аутизма, примите сразу же такие меры:

  1. Создайте атмосферу «звуковой экологии» дома. Исключите ссоры и повышенный тон. Сведите к минимуму любые бытовые шумы. Обращайтесь к ребенку негромко и внятно, чтобы он вслушивался в речь. На фоне тихо включайте классическую музыку, когда малыш занят игрой, — это полезно для звуковых ушек.
  2. Создайте атмосферу «эмоциональной экологии», насколько это возможно. Маленький звуковик будет уходить в себя, если вы «фонтанируете эмоциями». Также не стоит приступать к игре или занятиям с ребенком, если вы чувствуете, что нервничаете или слишком устали.

Выполнить первый пункт намного легче, чем второй. Потому что даже скрытые тяжелые мамины состояния будут наносить ребенку ущерб. Тем не менее выход есть — в том случае, если мама получает качественную психотерапевтическую помощь.

Исследования аутизма: познавательные факты

Так, мы подробно разобрались в вопросе, как можно распознать симптомы детского аутизма. Теперь же обратимся к научным исследованиям данного заболевания учеными из разных стран

Важно знать не только о признаках такого отклонения, но и о том, почему они могут появляться. И несколько весьма интересных и полезных фактов об этом мы приведем ниже

Британские ученые наблюдали за поведением и жизнедеятельностью детей и взрослых людей с таким расстройством. Параллельно с этим они многие годы потратили на разработку схем индивидуальных занятий для родителей. Они назвали такой подход «супервоспитанием». На самом деле, ничего особенного такое воспитание с приставкой «супер» не подразумевает

Родители просто должны окружить малыша заботой, вниманием, больше с ним разговаривать и заниматься. Схему занятий может разработать детский психолог после нескольких сеансов, проведенных с ребенком-аутистом

Как отмечают британские ученые, такие мероприятия помогают значительно снизить выраженность расстройства, а иногда и вовсе его излечить.
Теория «холодных матерей». Это весьма занимательное исследование, которое провел Лео Каннер – австрийско-американский психиатр. Свою гипотезу о том, что аутизм может быть приобретенным, он представил в 40-х годах прошлого века. Однако в итоге его версия не увенчалась успехом. Исследователь заявлял, что данное психическое расстройство возникает по причине того, что малыши не чувствуют достаточной заботы, не получают необходимого тепла и внимания со стороны своих мам. Через некоторое время Лео Каннер изменил свою точку зрения, но его теория послужила основой для продолжения работы в этом направлении, но уже другим ученым – американцем Бруно Беттельгеймом.

Природа аутизма на сегодняшний день еще изучается. Ученые ведут активную деятельность в этом направлении, чтобы разработать эффективные методы лечения такого психического расстройства у детей и подарить им надежду на полноценную адаптацию к жизни в социуме.

Но и от родителей больного малыша многое зависит. Если они будут внимательны к его поведению и не станут откладывать визит к специалисту при появлении у него первых подозрительных симптомов, вполне возможно, что ситуация решится в пользу маленького пациента. А вот при игнорировании клинических проявлений такого нарушения прогнозы значительно ухудшаются, поскольку по мере взросления ребенка психические расстройства будут выражаться все интенсивнее.

Сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная. Авторы: Крижановская Елизавета Анатольевна, практикующий семейный врач; Мельничук Оксана Олеговна, школьный психолог; Грызлова Ольга Юрьевна, педагог, специальный психолог. Подробнее про авторов сайта

Обучение ребенка-аутиста

Аутичный ребенок, как правило, в обычной школе учиться не может. Чаще обучением на дому занимаются родители или приходящий специалист. В крупных городах открыты специальные школы. Обучение в них проводится по специальным методикам.

Наиболее распространенные учебные программы:

  • «Время на полу»: методика предлагает лечение и обучение навыкам общения проводить в игровой форме (родитель или педагог по несколько часов играют с ребенком на полу).
  • «Прикладной поведенческий анализ»: поэтапное обучение под руководством психолога от простых навыков до формирования разговорной речи.
  • Методика по программе «Больше, чем слова» обучает родителей пониманию невербального способа общения с ребенком с помощью жестов, мимики, его взгляда и др. Психолог (или родители) помогают ребенку в формировании новых методов для общения с другими людьми, более понятных им.
  • Методика обучения с помощью обмена карточками: используется при тяжелой форме аутизма и при отсутствии речи у ребенка. В процессе обучения ребенку помогают запомнить значение различных карточек и использовать их для общения. Это дает возможность ребенку проявлять инициативу и облегчает общение.
  • «Социальные истории» – это своеобразные сказки, написанные педагогами или родителями. В них следует описывать ситуации, вызывающие страхи и тревогу ребенка, а мысли и эмоции героев историй подсказывают желаемое поведение ребенка в подобной ситуации.
  • Программа ТЕАССН: методика рекомендует индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его особенностей, цели обучения. Эта техника может сочетаться с другими технологиями обучения.

Строгий распорядок дня, постоянные и не всегда успешные занятия с ребенком, страдающим аутизмом, накладывают отпечаток на жизнь всей семьи. Такие условия требуют от членов семьи необыкновенного терпения и толерантности. Но только любовь и терпение помогут достичь хоть малейшего прогресса.

Симптомы у детей младшего и школьного возраста

Пациенты младшего и школьного возраста отличаются отсутствием эмоций и замкнутостью. Примерно в полтора-два года у таких детей может полностью отсутствовать речевая функция, наблюдается нежелание идти на зрительный контакт. Часто нарушения речи в это время обусловлены нежеланием общаться в социуме. Когда же пациенты все-таки начинают говорить, то сталкиваются с определенными трудностями. Они часто говорят о себе в третьем лице, путают местоимения, повторяют одни и те же слова, звуки и фразы. Часто у таких детей возникают вокализации, как одна из разновидностей стереотипий.

Часто у аутистов преобладает гиперактивность, но их движения однообразны и носят повторяющийся характер. Также такие дети практически не плачут, даже когда сильно ударятся. Они избегают общества сверстников, в детских садах или школе, как правило, сидят в одиночестве. Иногда у них возникают приступы агрессии или аутоагрессии.

Ребенок может не обращать внимание на весь предмет в целом, но его привлекают некоторые его элементы. Так например, он может зациклиться на колесах или руле автомобиля, постоянно вращая их в руках

Игрушки не интересуют аутиста как таковые, но зато они очень любят сортировать их и выкладывать в определенном порядке.

Такие дети очень избирательны в еде или в одежде. У них присутствует множество различных страхов: страх темноты, различных шумов. При прогрессировании заболевания ухудшаются и возможные страхи. Они боятся выходить из дома, а в особо тяжелых случаях вообще покидать свою комнату и остаются в одиночестве. Их пугает любая смена обстановки, и оказавшись не на свое месте, они часто закатывают истерики.

Аутисты школьного возраста могут посещать обычные или специализированные школы. У таких детей наблюдается увлечение каким-либо одним из предметов. Чаще всего это рисование, музыка или математика. Преобладает у подростков аутистов значительная рассеянность внимания, также они испытывают значительные трудности со чтением.

У некоторых аутистов встречается синдром саванта, характеризующийся невероятными способностями в каких-либо определенных дисциплинах. Они могут отличаться талантами в музыкальной сфере или изобразительном искусстве, а также обладать феноменальной памятью.

Дети с низким коэффициентом интеллекта чаще всего замыкаются в себе и уходят в свой придуманный мир. У таких детей часто отмечаются нарушения в речевом развитии и социальной сфере. Малыш старается прибегать к речи только в очень исключительных случаях. Они никогда не жалуются и стараются ни о чем не просить, стараясь всячески избегать любого общения.

В таком возрасте у детей часто появляются серьезные отклонения в пищевом поведении, вплоть до полного отказа от пищи, что зачастую приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Прием пищи сводится к определенным ритуалам, еда выбирается определенного цвета или формы. Вкусовые критерии пищи при этом не учитываются.

При своевременной диагностике заболевания и квалифицированном лечении, дети аутисты могут жить вполне нормальной жизнью, посещать общеобразовательные школы, осваивать профессиональные навыки. Лучших успехов при этом добиваются аутисты, речевые и интеллектуальные нарушения у которых сведены к минимуму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector