Как взрослому автоматизировать звук р

Автоматизация

Чтобы проделанные упражнения не оказались напрасно потраченным временем нужно знать, что делать после. Необходимо закрепить полученный результат довести до автоматизма произношение проблемного звука.

Сначала малышу предлагают озвучивать букву с помощью слогов (РАРАРА, РУРУРУ и т.д.). Потом просят повторять букву в словах на разных позициях. Наиболее подходят для такого типа упражнений чистоговорки в стихах и картинках.

В логопедической практике часто используют домашнюю тетрадь для закрепления произношения звуков. Она выполнена с учетом возраста ребенка и подходит для пользования специалистам и родителям. Тетрадь содержит более 20 различных методик выполнения заданий

Они разработаны воздействовать на память, внимание, мышление. С помощью домашней тетради формируется звуковое восприятие, логика, моторные навыки

Разучивание скороговорок, маленьких текстов, рассказов, песенок все это поможет крохе, как можно быстрее научится выговаривать букву «Р». Главный секрет плодотворной работы с хорошим результатом – терпение родителей и стремление достичь результата. Успех зависит одинаково от логопеда и окружения ребенка.

Логопедическая диагностика

Чтобы определить, есть ли нарушение сонорной группы, нужно подобрать речевой материал. Но обследование начинают с проверки артикуляционного аппарата

Специалист обращает внимание на их анатомическое строение. Затем оценивает работу при помощи упражнений (например, поднимать−опускать язык)

Логопед проверяет речевое дыхание. Для этого он просит ребенка сыграть на духовых инструментах (дудочка); подуть на кусочек ваты. Таким образом специалист смотрит как ребенок делает вдох-выдох и силу выдоха.

Звук Р должен быть в прямом и обратных слогах, находиться в начале, середине и конце слова. Также нужно подобрать слоги со стечением согласных (например, ТРА, КРА и другие)

Бывает так, что ребенок может произносить Р и Р` в паре с согласными − такие моменты важно отражать в логопедической диагностике

Также нужно проверить фонетические процессы: логопед называет ребенку изолированные звуки и просит хлопнуть в ладоши или поднять руку на нужный звук. Затем также проверяют Р и в слогах, словах. Логопед показывает ребенку картинки и просит показать изображение, в названии которых есть Р.

Кроме речевой диагностики, специалист проводит беседу с родителями, чтобы понять, в какой среде растет ребенок. Потому что, если есть взрослые в окружении, которые картавят или у них есть другие виды ротацизма и параротацизма, нужно чтобы они корректировали свою речь при общении с ним, старались использовать меньше слов с корректируемым звуком.

На основе всех собранных данных логопед составляет коррекционную работу. Если нужно, советует обратиться к другим специалистам, чтобы получить комплексную помощь и достичь результата.

Способы постановки звука

Скороговорки на произношение звука «р».

Основные приемы постановки:

По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
Смешанным способом — постановка от других звуков.

Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.

Подражание

До 6 лет чистые «Р» и «РЬ» появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.

Постановка «Р» от звука «Д»

Можно научить ребенка говорить букву «Р», отталкиваясь от уже сформированных звуков.

Постановка от «Д»:

  1. Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
  2. Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
  3. Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
  4. Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
  5. Убрать «Д» из упражнений.

Упражнения от звука «Ж»

Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».

Постановка от звука «З»

Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.

Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция «Р» и «З» различна.

Упражнения от звука «С»

Ребенок длительно тянет «Ссссс», затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий «Р», который автоматизируется через вышеописанные упражнения.

На вдохе

Отличительная особенность вышеописанного метода в том, что звук вызывается на вдохе. Речь строится на длительном выдохе, вдох при речевом дыхании короткий. Но при постановке «Р» от «С» ребенок произносит звук, вдыхая воздух.

Способы постановки звука «р».

Механическим методом

«Р» ставится механическим способом с помощью логопедических инструментов. Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу. Логопед постукивает молоточком в альвеолы, добавляет вибрацию шпателем. Звук закрепляется с помощью упражнений, отрабатывается вибрация сначала со шпателем, потом без него.

Вибрацию языка удается получить следующим способом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке), убрать язык за верхние зубы и сильной струей воздуха сдуть его с языка.

Механический метод применяется с осторожностью, в игре, чтобы не травмировать дошкольника

Когда стоит обращаться за консультацией к логопеду

Некоторые родители считают, что звукопроизношение должно быть полностью сформировано к трем годам. Но такое бывает редко, потому что для сонорной группы артикуляционный аппарат должен быть подготовлен. Кроме того, должно быть сформировано речевое дыхание, поэтому данная группа звуков появляется в возрасте 4-5 лет.

Если у малыша не возникает сложностей с произношением фонем, в которых язык поднят вверх, то со звуком Р проблем возникнуть не должно. Обычно первым из сонорной группы в детской речи появляется Л. Не стоит волноваться, если ребенок говорит мягкий вариант Р. На его основе ему будет легче усвоить произношение этой фонемы в твердой позиции.

Но если дошкольник в 5 лет искажает данный звук или он отсутствует в его речи, обратитесь за консультацией к логопеду. Особенно нужно быть внимательными, если в его речевом анамнезе есть отставание от нормы или были трудности с усвоением другой группы звуков. Р – один из самых непростых для малыша звуков, поэтому чем раньше вы начнете проводить коррекционную работу, тем быстрее вы исправите произношение малыша.

Скороговорки, слова, стихи на букву Р для детей

мама с дочкой лежат на полу у раскрытой книжки и разучивают слова с буквой «р»

Наработки логопедов по совершенствованию звучания детского «р» внушительны.

Так на страницах книг этих специалистов вы найдете и слова, и скороговоркой, и стихи с изобилием «р».

Однако без вашего, родительского, участия в выполнении упражнений ребёнку будет трудно научиться правильно его озвучивать.

Слова:

  • трамвай
  • другие
  • работа
  • ромашка
  • ворона
  • трактор
  • ведро
  • рыба
  • роза
  • рыжик
  • ракета
  • рука
  • рис
  • рубашка
  • ряд
  • рукав
  • размер
  • ремень
  • карман
  • рептилия
  • радар
  • трава
  • дрова
  • дерево
  • друг
  • дрель
  • дрозд
  • шарик
  • корова
  • труба
  • время
  • забор
  • бурундук

Скороговорки:

  • Как под горкой на пригорке жили 33 Егорки.
  • На дворе трава, на траве двора, не руби дрова, на траве двора.
  • Едет Грека через реку, видит Грека — в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!

примеры скороговорок для детей на разработку правильного произношения буквы «р», пример 1

примеры скороговорок для детей на разработку правильного произношения буквы «р», пример 2

примеры скороговорок для детей на разработку правильного произношения буквы «р», пример 3

Стихи:

Ра-Ра-Ра, Катюше спать давно пора; Ро-Ро-Ро, на полу лежит ведро; Ры-Ры-Ры, вокруг летают комары; Ри-Ри-Ри, прилетели снегири; Ор-Ор-Ор, мы быстро подмели весь двор; Арь-Арь-Арь, на столбе горит фонарь.

Кар! — Кричит ворона — Кража! Караул! Грабеж! Пропажа! Вор прокрался утром рано, Грош украл он из кармана!

Карандаш, картонку, пробку И красивую коробку! Стой, ворона, не кричи. Не кричи ты, помолчи.

Жить не можешь без обмана, У тебя ведь нет кармана! Как?! — подпрыгнула ворона И моргнула удивленно:

Что ж вы раньше не сказали?! Караууул!!! Карман украли!!!

примеры стихотворений с буквой «р» для детей, пример 1

примеры стихотворений с буквой «р» для детей, пример 2

Итак, мы рассмотрели причины и способы устранения такого речевого дефекта у детей, как неправильное произношение звука «р». А также пополнили свою копилку словами, скороговорками и стихами с этой буквой.

Будьте терпеливы со своим ребёнком всегда и особенно во время занятий по правильности произношения слов родного языка.

Почему ребенок не выговаривает звук Р?

белокурая малышка 5-ти лет склонилась над буквой «р»

Причин подобного явления несколько:

  • кончик языка неправильной формы — встречается довольно редко,
  • короткая уздечка внутреннего язычка — тогда малышу не хватает длины языка для произношения звука,
  • проблема с прикусом — смешанное положение зубов нарушает звучание звуков и слов,
  • слабость либо недостаточное развитие мышц рта,
  • отклонения в работе артикуляционного аппарата и органов дыхания,
  • поражения коры головного мозга,
  • особенности строения носоглотки, для которых характерен «французский» прононс,
  • поведенческий нюанс, когда малыш либо чрезмерно флегматичен, либо гиперактивен,
  • нарушения фонематического слуха, когда ребёнок путает произношение слов. Например, вместо твёрдого «р» озвучивает мягкий либо меняет на другие звуки — ль, й, — и наоборот,
  • подражание родителям, которые сами неправильно произносят этот звук,
  • генетическая наследственность.

Первые 2 причины поддаются коррекции специальными упражнениями либо хирургическим путём. Прикус меняется после наложения и ношения скоб на зубы ребёнка.

В ряде случаев своевременная консультация у лора и лечение помогают «очистить» звук.

Работа родителей над своей речью, если это возможно и особенности произношения «р» у них поддаются коррекции, добавление чёткости словам и звукам помогают малышу услышать и воспроизвести все буквы верно.

Мышцы рта ребёнка вы способны укрепить специальными упражнениями. Они же годятся при отсутствии физиологических отклонений строения речевого аппарата у него, которые подтверждены докторами.

Подготовительный этап

Р и Р`− это сложные звуки, поэтому прежде чем начинать их постановку необходимо сделать подготовительную работу. Этот этап основан на артикуляционной гимнастике и включает в себя упражнения для языка. Упражнения должны быть на статику (удержание определенного положения) и динамические:

  • «Улыбка». Губы растянуты в улыбке, зубы вместе, язык находится внизу.
  • «Окно». Рот открыт, губы занимают положение как при произнесении О, язык внизу.
  • «Забор». Губы по форме напоминают квадрат (как при произнесении Ш), зубы вместе, язык внизу.
  • «Трубочка». Губы вытягивают вперед, рот чуть приоткрыт, язык занимает то же положение, что и в предыдущих заданиях.
  • «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык поместите на нижнюю губу и удерживайте в таком положении.
  • «Иголочка». Рот открыт, языком нужно стараться достать до подбородка, при этом он должен быть узким.
  • «Качели». Губы улыбаются, язычок узкий и его нужно поднимать и опускать.
  • «Часики». Губы в том же положении, только языком нужно двигать вправо-влево.
  • «Чашечка». Ребенок улыбается, поместите широкий язык на нижнюю губу. Затем поднимите кончик языка и его боковые края. Должна получиться «чашечка» и удерживайте его в этом положении.

Это были базовые упражнения, которые подготавливают органы артикуляционного аппарата к постановке звука. Упражнения на статику нужно удерживать в течение 10-15 секунд. Начинать нужно с небольшого количества повторений, до 3, постепенно увеличивая их до 5-7.

После базовых упражнений вы можете переходить к заданиям, которые нужны для подготовки вашего аппарата именно для произнесения сонорной группы:

«Чистим верхние зубы». Губы улыбаются, широким кончиком языка нужно сымитировать движения как при использовании зубной щеткой. И таким образом «почистить» верхние зубы.
«Чистим небо». Широким языком нужно сделать движения вперед и назад.
«Грибок». Ребенок должен присосать язык к небу. Это упражнение непростое, поэтому для упрощения задачи можно попросить удерживать карамельку или аскорбинку.
«Гармошка». Органы артикуляции находятся в положении «Грибок». Нижней челюстью совершают движения вверх−вниз − получается гармошка.
«Лошадка». Ребенок имитирует цокот копыт. Язык при выполнении упражнения должен быть широким.
«Барабанщик». Многократное повторение звука Д. Губы в положении улыбки

Обратите внимание, что звук должен получаться чистым и четким, никакого ДЗ.
«Индюк». Широкий язык нужно зафиксировать на верхней губе

Совершайте им движения вперед−назад, «поглаживая». И при выполнении добавить голос и сочетание звуков БЛ.

Эти упражнения направлены на подготовку к постановке Р и Р`. Такой комплекс артикуляционной гимнастики помогает ребенку освоить правильное произношение. И его можно и нужно выполнять, даже если никаких речевых нарушений нет. Тогда к четырем−пяти годам ребенок будет произносить звуки правильно.

Кроме артикуляционной гимнастики, проводят работу по формированию речевого дыхания, оно должно быть диафрагмальным. Вдох осуществляется через нос, выдох через рот. Специалист предлагает ребенку ощутить работу диафрагмы, он кладет руку на эту область.

Предложите ребенку сыграть в игру «Забей мяч в ворота». Для этого вам понадобятся два маленьких кусочка ваты, поставьте стаканы, которые будут воротами. Посоревнуйтесь, кто забьет мяч из ваты в ворота. Следите за тем, чтобы ребенок вдыхал через нос, а при выдохе не надувал щеки. Это упражнение направлено на формирование сильного выдоха.

В логопедических занятиях по постановке и на первых этапах автоматизации выполнение этого комплекса упражнений для артикуляции и дыхания обязательно. Почему на более поздних этапах автоматизации и дифференциации потом эти задания можно пропускать? Потому что на этих занятиях больше внимания уделяют закреплению звука в связной речи и развитию фонетических процессов.

Причины

Логически возникает вопрос о том, почему происходит такая разность звучания? С точки зрения физиологии специалисты выделяют несколько причин:

Нарушение подвижности речевых органов. При произношении слов со звуком «р» язык и губы человека в норме совершают определенные движения. При нарушении этого не происходит либо происходит неправильно. Первостепенной задачей здесь является определить дефект.

Проверка. Для этого можно вместе с ребенком проделать следующие упражнения:

  • Перед зеркалом открывать и закрывать рот, «шлепая» губами, как рыбы. Затем вытягивать их трубочкой и растягивать в улыбке.
  • Далеко высовывать и прятать обратно язык.
  • Совершить движения вверх-вниз, вправо-влево широкой частью языка (не кончиком!).
  • Поочередно закрывать то левый, то правый глаз. Если проследить, то при этом движении широкая часть языка совершает небольшие движения вправо-влево.

Короткая уздечка языка. Это врожденная особенность, при которой нарушается подвижность языка. Он прилегает ко дну ротовой полости и фиксируется резко спереди.

Проверка. Проверить длину уздечки можно с помощью такой пробы: ребенок должен открыть рот и кончиком языка потянуться к основанию верхних зубов, при этом произнося звук «э». Если упражнение не удается выполнить, уздечка определяется укороченной.

Нарушение речевого слуха. Некоторые дети путают близкие по звучанию фонемы (звуки). Следствием этого является неправильное произношение и задержка в развитии.

Проверка. В качестве диагностики можно предложить ребенку «поймать» звук «р» в разных словах, фонемах и сочетаниях фонем: лапа, рама, п, о, р, с, ш, ма, ор, иш, ес и т. д. При опознавании «р» он должен хлопать в ладоши. Благодаря такой многовариантности можно понять, где происходит путаница.

Неправильное дыхание при речи. Дыхание является основой звучания голоса. При поверхностном дыхании или сбивчивом речевом выдохе может наблюдаться «проглатывание» звуков либо грассирование (картавость). Последний момент весьма сложен для коррекции.

Обследование ребенка

Если у малыша неправильный прикус или укороченная подъязычная уздечка вам может потребоваться консультация ортодонта или хирурга. Но справиться с укороченной уздечкой можно и при помощи логопедических упражнений. При наличии в анамнезе отставания не только в речевом, но и в психофизиологическом развитии, обратитесь к неврологу. Если причиной неправильного произношения является недоразвитие речевых центров, может понадобиться медикаментозное лечение.

Для этого предлагают выполнить задания на статику, то есть удержание позы в течение нужного количества времени. Затем предлагают упражнения для диагностики артикуляционной моторики

Логопед обращает внимание на состояние мышечного тонуса языка и способность ребенка удерживать его в верхнем положении

Затем специалист смотрит сформированность речевого дыхания: он наблюдает за тем, как осуществляет малыш вдох и выдох. Для оценки силы и длительности выдоха малышу предлагают поиграть на духовых инструментах и сдуть легкий предмет (кусочек ваты, перышко).

Во время диагностики произносительной стороны речи логопед проверяет все гласные и согласные. Он просит произнести ребенка их отдельно, в сочетании с другими звуками, в словах. Потому что бывает так, что изолированно малыш произносит его правильно, а в сочетании допускает ошибки.

После обследования звукопроизносительной стороны смотрят на сформированность фонетико-фонематических процессов: узнавание нужной фонемы среди других, определение наличия нужного звука в слове и его места в нем, работа со словами-паронимами. Также оценивают состояние слоговой структуры.

Логопед проверяет импрессивный и экспрессивный словарь (понимание речи, значения слов, насколько правильно дошкольник использует слова в самостоятельной речи). Также специалист оценивает и усвоение грамматических категорий (согласование слов в предложении, словообразования, подбор синонимов и антонимов). Для оценивания самостоятельной речи малыша просят рассказать о любимой игрушке, о семье, друзьях. Используют сюжетные картинки, чтобы ребенок описал то, что на них изображено.

Такая полная логопедическая диагностика позволяет составить коррекционную работу с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Потому что неправильное произношение часто является частью более сложного речевого нарушения. Цель занятий с логопедом – это ввести ребенка в нормальную речевую среду и максимально исправить дефект.

Упражнения и приемы для постановки звука Р у детей

Упражнение «Повтори за мной». Предложите ребёнку взять в руки зеркало, смотреть на свой язычок и «порычать» как тигр. Следует контролировать вибрацию передней части языка

Важно, не допустить формирование горлового произношения звука. В случае использования подражательного метода, родителям помогут видеозаписи логопедических занятий, которыми насыщен интернет

Причины, по которым может не получится полноценный звук, это слабость воздушной струи и неправильное положение языка во рту. В таком случае необходимо вводить упражнения на формирование воздушной струи и комплексы артикуляционной гимнастики для верхнеязычных звуковых укладов. Предложите ребёнку выполнить упражнение «парус» — язычок упирается за верхние зубы, рот улыбается. Упражнение «лошадка» — цоканье языком без движений нижней челюсти. Упражнение «грибок» — присасывание широкого язычка к твёрдому нёбу, удерживание на протяжении 5 секунд. Для формирования направленной воздушной струи подойдут упражнения с губной гармошкой, надувание шариков, сдувание комочка ваты со стола, водные игры в ванной «надуй паруса» (с игрушечным корабликом).

Упражнение «Пулемёт». Предложите ребёнку «порычать» с закрытым ртом. Если у него получается произнести правильный, не горловой звук , значит есть возможность сформировать полноценный уклад. При этом слышится глухое рычание. Попросите ребёнка произносить звук, постепенно открывая рот. Следите, чтобы язычок устанавливался за верхние, а не за нижние зубы. Основной трудностью будет сформировать верхнюю позицию языка. На помощь придёт та же артикуляционная гимнастика.

Успешная постановка звука не окончательный этап работы. Следует закрепить получившийся успех. Сначала звук закрепляется в свободном, раскатистом рычании, далее в слогах, словах и фразах. После закрепления твердого варианта можно переходить к работе над мягким звуком , так как он требует более тонких мышечных движений. Работа над мягким вариантом также начинается с постановки изолированного «мягкого рычания», далее звук закрепляется в свободной речи.

Постановка звука при замене (параротацизме). В данном случае звук заменяется на более простые звуки, доступные ребёнку: , . Такой дефект хорошо различается на слух не только специалистами, но и другими людьми. Родители легко могут вычислить данную форму нарушения. Как привило, методика работы в данном случае не отличается от постановки при пропуске звука. Так как замена и пропуск относятся к простым формам нарушения. Постановка начинается с формирования уклада звука и формирования воздушной струи. Можно в дополнении использовать упражнения для шипящих групп звуков: «чашечка», «качели», «маляр». Постепенно сформированный звук вытеснит заменяемый его звук и встанет в речь. Следующие этапы работы будут включать закрепление звука и введение его в речь.

Артикуляционный аппарат

Еще одна основная причины развития дислалии — нарушения в строении артикуляционного аппарата. Этот недуг нельзя путать с ринолалией — при ней человек рождается с расщелинами неба и верхней губы.

  • В первую очередь искажаться произношение может из-за неправильного прикуса. В норме челюсть человека смыкается ровно. Но, под воздействием разных факторов, верхние или нижние зубы начинают выступать вперед. В итоге это нарушает правильный речевой выдох и воздух уходит в щеки. Получается «щечное» рычание.
  • В редких случаях бывает массивный и толстый язык. Даже если уздечка не ограничивает его подвижность, то он все равно неповоротливый и неподъемный.
  • Еще одна частая причина ротацизма — короткая подъязычная уздечка. Это небольшая связка, которая прикрепляет язык к челюсти. Некоторые дети рождаются с короткой уздечкой. У них отмечаются проблемы с сосанием, смещаются зубные ряды. Могут быть проблемы со всеми звуками верхнего подъема языка.

Проверить уздечку легко. Достаточно попросить ребенка открыть рот и попробовать достать кончиком языка до носа. Это позволит оценить подвижность органа. Если он не поднимается, кончик принимает V-образную форму, то уздечку нужно подрезать.

Подготовительный этап

Чтобы коррекция была успешной, нужно проводить ее поэтапно. На первом этапе закладывается основа для правильного звучания. С ребенком на занятии отрабатывают правильную модель произношения:

  • рот широко улыбается;
  • зубы обнажены;
  • кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами.

Для простоты восприятия показывают графическое изображение артикуляции. В ходе работы можно заметить, что детям не всегда удается легко сделать язык широким. Кончик может быть постоянно суженным и напряженным.

В таком случае отрабатывают с ними упражнение «месим тесто». Нужно положить язычок на нижнюю губу и слегка прикусить его зубками. Сопровождают движение слоговой дорожкой «па-па-па-па».

Постепенно внимание ребенка акцентируют на изменениях в состоянии языка. После упражнения он стал широким

Все отработки проводят перед зеркалом, так как без визуального контроля они бесполезны.

На занятии разучивают комплекс артикуляционной гимнастики. Он позволит подготовить аппарат к постановке звука. В стандартный набор входят упражнения на выработку сильного кончика языка.

На индивидуальных занятиях используют специальные карточки с символами. Они нужны для простоты восприятия со стороны ребенка. Например, изображение лошади предлагает ему цокать, но делать это нужно следующим образом:

  • рот широко открыт;
  • язык касается неба;
  • челюсть неподвижна.

Для всего комплекса важно чтобы работал только язык, челюсть двигаться не должна. Также используют упражнение «часики» — исходная позиция, как и в «лошадке», только язык двигается вправо-влево

Он не должен касаться губ и зубов! В упражнении «качели» положение такое же, но язык двигается вверх-вниз.

Для того чтобы ребенку было проще поднимать кончик языка, используют такое упражнение: берут тонкие полоски ириски и предлагают языком закрепить их на бугорках за верхними зубами. Полезно слизывание меда, сметаны с тарелки, облизывание фруктового льда и другого застывшего мороженого, леденцов.

Дыхательная гимнастика

Не так просто убирать горловое произношение. Для того чтобы избавиться от него нужна сильная воздушная струя. Для ее выработки нужны султанчики, ветродуйчики, перья и т. п. Ребенок должен сидеть и дуть на них. Его щеки не должны надуваться – этот момент строго контролируется.

Примерная инструкция: носом сильно вдыхаем и выдыхаем через губы трубочкой. Чтобы детям было интересно заниматься, проводят небольшие соревнования. На стол кладут шестигранные карандаши и предлагают сдуть их. Чей будет дальше всех, тот победил. Дошкольники будут в восторге от такого занятия.

Слуховое восприятие

Ключевой момент коррекционной работы – научить ребенка слушать собственную речь и замечать в ней ошибки. Только так получится избавиться от горлового произношения.

Для выработки слуха используют неречевые звуки: шум улицы, хлопанье дверью и т. п. Можно применять музыкальные инструменты. Ребенку показывают, как и что играет, предлагают запомнить, после он отворачивается и на слух определяет действие.

Позже переходят к различению звуков и для начала берут только гласные. Постепенно учат определять место звука в слове.

Все эти комплексы обязательно отрабатываются и дома. Иначе эффекта от такой постановки не будет.

Постановка звука Р

Причин неправильного произношения звука Р достаточно много. И желательно их исключить до наступления возрастной готовности к произношению звука Р, то есть до 5 лет. Правильнее всего обратиться к логопеду на консультацию, когда ребенку исполнится 5 лет. Иногда к логопеду может направить детский стоматолог, если заметит какие-то отклонения во время осмотра. Самое лучшее время для начала посещения стоматолога 3-4 года, до появления явных стоматологических проблем. Но вернемся к консультации логопеда.

На консультации логопед обследует общую подвижность языка, особенности строения артикуляционного аппарата (губы, щеки, небо, уздечка языка), отмечает тип глотания, поскольку он влияет на формирование прикуса, изучает особенности звукопроизношения и состояния речи, фиксирует тип дыхания (носовой, ротовой, ротоносовой), отмечает положение языка. Занятия, которые логопед разрабатывает индивидуально для каждого ребенка учитывая причину нарушения произношения, направлены на постановку и автоматизацию звука Р.

В клинике «Диал-Дент» применяется комплексный подход. Если логопед (или детский стоматолог, или ортодонт) выявят какую-то из ниженазванных причин, то вы можете пройти необходимое лечение у нас в клинике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector