Как научить ребенка говорить звук «р»

Содержание:

Как научить ребенка 4-6 лет говорить звук «р» быстро в домашних условиях?

Если малыш начал картавить или подменять «р» другими, более легкими для произношения звуками, то не стоит пускать проблему на самотек. С ребенком нужно заниматься. Лучше всего предоставить это врачу, специализирующемуся на становлении речи – логопеду. Но не все родители готовы воспользоваться его услугами, некоторые предпочитают научить малыша выговаривать звуки в домашних условиях. Для этого следует применять комплекс специальных упражнений.

Упражнения для речевого аппарата

В помощь родителям разработаны специальные упражнения, которые помогут развивать речевой аппарат, что очень важно при проблемах с речью и выговаривании звука «р». Гимнастика для губ

Губы также участвуют в воспроизведении звуков. Поэтому для их разработки применяют следующие упражнения:

Гимнастика для губ. Губы также участвуют в воспроизведении звуков. Поэтому для их разработки применяют следующие упражнения:

  • растянуть губы в широкой улыбке и задержать в таком положении на несколько секунд;
  • сложить губы трубочкой и максимально вытянуть их вперед (показать хоботок слоника);
  • зубы сомкнуть, при этом раскрыть губы, чтобы зубки были видны (упражнение «Заборчик»).

Гимнастические упражнения для языка:

  1. «Лошадка». Ребенок должен показать языком, как цокает лошадка.
  2. «Качелька». Сначала малыш высовывает язык и пытается достать до носа. Потом язычок опускается вниз к подбородку. Повторять упражнение следует до тех пор, пока кроха не устанет.
  3. «Варенье». Малыш представляет, что его губы вымазаны вареньем, которое нужно слизать язычком – сначала с верхней, а потом с нижней губы.

Упражнения при короткой уздечке

Если у ребенка до 5 лет проблемы с выговариванием звуков связаны с короткой уздечкой, то необязательно решать ее хирургическим путем. Логопеды рекомендуют попробовать растянуть ее, используя особую технику массажа, а также специальные артикуляционные упражнения. Проводить занятия следует в игровой форме:

  1. Соревнование – кто дотянется до кончика носа. Мама предлагает крохе поиграть в веселую игру – попробовать дотянуться до носа кончиком языка.

  2. Лакать как котенок. Ребенку предлагают притвориться котенком и попробовать не пить, а лакать молоко или сок. Такое упражнение отлично растягивает уздечку.

Также взрослый может проводить ежедневный массаж уздечки. Для этого нужно попросить ребенка открыть рот и поднять язычок. Массажные движения производятся большим и указательным пальцами, периодически (не сильно) подтягивая уздечку вверх. В день 2 подходов по 2 минуты будет достаточно.

Дыхательные упражнения

Неправильное дыхание часто становится причиной проблем с речью. Для его улучшения используются такие упражнения:

  1. «Именинный торт». Ребенок должен представить, что перед ним торт со свечками. Его задача – задуть свечи. Для этого следует набрать побольше воздуха в легкие и с силой его выдуть.
  2. «Снежинка». Нужно представить, что у крохи на ладони снежинка. Попросите его носом вдохнуть воздух, а потом плавно выпустить его через рот, чтобы сдуть воображаемую снежинку.

Ребенок не выговаривает букву Р

Трудности с произношением буквы Р чаще всего возникают в тех семьях, где особого внимания на культуру речи никто не обращал. Для маленьких детей нет ничего, что бы они ни смогли сделать. Как доказано современными психологами и учеными, дети с года жизни уже могут освоить разом несколько иностранных языков и говорить на всех одинаково хорошо, главное только заниматься с ними. Поэтому классические проблемы с буквой Р сейчас являются следствием родительской невнимательности к собственной речи. Ребенок не выговаривает букву Р, что делать? Паниковать от этого не стоит, так как в основном проблема со сложными буквами кроется в плохой отработки артикуляционного аппарата ребенка, который к определенному возрасту должен развиться сам. Конечно, для того, чтобы артикуляционный аппарат ребенка развивался, необходимо с ним заниматься и желательно с самых ранних лет, иначе уже в трехлетнем возрасте переучить его будет гораздо сложнее. По статистике, буква Р покоряется большинству детей самой последней только к пяти-шести годам.

Упражнения для буквы Р для детей

Чтобы ответить на вопрос, как научить ребенка говорить букву Р, родителям следует задуматься, насколько часто и эффективно они смогут заниматься с ребенком. Если они занятые люди, тогда имеет смысл обратиться к профессиональному логопеду, который будет вести и наблюдать вашего ребенка с самого начала занятий. Если же вы решили упрямую букву Р одолеть своими силами, тогда вам следует начать с простых занятий. Хорошим началом станет занятие с большим пальчиком малыша, который следует уложить под язык. Язык ребенка должен совершать движения вправо-влево и быть похожим на моторчик. Также хорошим упражнением для ребенка, который не выговаривает букву Р является чистка зубов с помощью языка. При этом упражнении необходимо следить, чтобы нижняя челюсть ребенка не двигалась.

Как научить ребенка выговаривать букву Р?

1.

Посетите стоматолога

Очень важно сразу исключить физиологические проблемы, которые могут заключаться в особом строении речевого аппарата. Например, часто мышцы лица ребенка не слишком хорошо развиты, или у маленького язычка короткая уздечка

При наличии определенных проблем врачи часто предлагают хирургическое вмешательство, и стоит задуматься над таким вариантом, поскольку иногда существуют случаи, при которых никакие речевые упражнения не помогают.

2.

Если обследование не выявило никаких патологий, скорее всего, у малыша просто слабо развит артикуляционный аппарат. Это тоже можно исправить. Посетите логопеда чтобы научить ребенка говорить букву Р. Именно он проведет обследование ребенка, убедившись в том, что у него отсутствуют нарушения, при котором может возникнуть поражение коры головного мозга. Если проблема заключается только в слабом артикуляционном аппарате, то логопед предложит различные упражнения, направленные на корректировку произношения буквы «Р».

3.

У врача вы можете узнать, как исправить букву «Р» в домашних условиях. Между прочим, сделать это вполне реально, ведь речевая гимнастика не требует никаких особых знаний:

  • попросите ребенка пощелкать языком, изображая лошадь;
  • поиграйте с ребенком в машинку, чтобы он изображал моторчик;
  • научите малыша сворачивать язык в трубочку.

4.

Очень важно обратить внимание на произношение букв «З» и «Д», поскольку они очень похожи с «Р». Пусть в вашей повседневной жизни будут присутствовать слова с максимальным количеством этих букв. Вы даже можете играть с ребенком дома или на улице, попросив его назвать слова на определенную букву

Постепенно можно начать произносить слоги «ДР», «ДЗ» и т.д. Чем чаще ребенок будет это делать, тем быстрее избавится от дефекта речи

Вы даже можете играть с ребенком дома или на улице, попросив его назвать слова на определенную букву. Постепенно можно начать произносить слоги «ДР», «ДЗ» и т.д. Чем чаще ребенок будет это делать, тем быстрее избавится от дефекта речи.

Проявите настойчивость и терпение для того чтобы избавить ребенка от возникшей проблемы, и в будущем он сможет общаться правильно и без особых проблем.

Когда в идеале ребенок должен начать выговаривать букву «Р»

Многие родители начинают бить тревогу, когда их малыш в год не может выговорить букву «Р». Но вам стоит понять, что до трех лет такой сложный звук ему очень трудно освоить. В таком возрасте ребенок только начинает осваивать речь, поэтому буквы могут просто проглатываться.

Отец и сын делают упражнения на правильное произношение букв

А вот если он в 4 года напрочь игнорирует все рычащие звуки, то тут следует принимать меры. Для этого можно заниматься с ним дома самостоятельно, а можно обратиться к логопеду. Если же ребенок уже достиг школьного возраста, то тут просто необходима помощь специалиста.

Способы постановки звука

Скороговорки на произношение звука «р».

Основные приемы постановки:

По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
Смешанным способом — постановка от других звуков.

Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.

Подражание

До 6 лет чистые «Р» и «РЬ» появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.

Постановка «Р» от звука «Д»

Можно научить ребенка говорить букву «Р», отталкиваясь от уже сформированных звуков.

Постановка от «Д»:

  1. Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
  2. Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
  3. Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
  4. Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
  5. Убрать «Д» из упражнений.

Упражнения от звука «Ж»

Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».

Постановка от звука «З»

Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.

Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция «Р» и «З» различна.

Упражнения от звука «С»

Ребенок длительно тянет «Ссссс», затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий «Р», который автоматизируется через вышеописанные упражнения.

На вдохе

Отличительная особенность вышеописанного метода в том, что звук вызывается на вдохе. Речь строится на длительном выдохе, вдох при речевом дыхании короткий. Но при постановке «Р» от «С» ребенок произносит звук, вдыхая воздух.

Способы постановки звука «р».

Механическим методом

«Р» ставится механическим способом с помощью логопедических инструментов. Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу. Логопед постукивает молоточком в альвеолы, добавляет вибрацию шпателем. Звук закрепляется с помощью упражнений, отрабатывается вибрация сначала со шпателем, потом без него.

Вибрацию языка удается получить следующим способом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке), убрать язык за верхние зубы и сильной струей воздуха сдуть его с языка.

Механический метод применяется с осторожностью, в игре, чтобы не травмировать дошкольника

Нужна ли помощь логопеда?

Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р – вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.

Чем поможет ребенку логопед:

  • определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
  • изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
  • составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.

Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).

Как научиться выговаривать букву Р

Важным условием постановки звука является систематичность. С ребенком необходимо заниматься по 15-20 минут ежедневно. И это не только занятия с логопедом.

В домашних условиях родителям следует использовать упражнения, которые помогут выработать необходимые движения языка. Гимнастику нужно проводить каждый день, однако следите, дабы ребенок не уставал. Идите от более простых упражнения к сложным, сначала выполняйте их медленно, и постепенно увеличивайте количество повторений. Все упражнения лучше делать перед зеркалом, пока малыш не научиться делать их уверенно. Также советуем делать их вместе с ребенком, чтобы он вам подражал.

Можно попытаться самостоятельно вызвать звук Р. Для этого поднимите язык и часто произносите ДДД, при этом не закрывайте рот. В это же время нужно делать колебательные движения пальцем под языком поперек него. Через время у вас должен получиться звук, который очень похож на Р.

Причины неправильного произношения

Комплекс арт-упражнений.

Формы ротацизма:

  1. Искаженное произношение.
  2. Отсутствие звука в речи ребенка.
  3. Замена одного звука другим.

Причины:

  1. Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
  2. Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
  3. Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
  4. Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.

Проблемы с речевым дыханием

Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.

Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.

Нарушения слуха

Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.

Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:

  1. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
  2. Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
  3. Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
  4. Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
  5. Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.

Автоматизация буквы «Р».

Недостаточное развитие органов речи

Незрелость речевого аппарата — основная причина нарушения произношения у дошкольников. Речевой аппарат состоит из 2 отделов: центральный (отделы головного мозга) и периферический (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Нарушения работы головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционного аппарата устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.

Индивидуальное строение уздечки

Укороченная уздечка, аномалии ее расположения — дефект ротовой полости, который возникает в раннем детстве. Проблема эффективно решается хирургическим путем, при своевременном обращении к специалисту подъязычная связка растягивается с помощью упражнений и логопедических инструментов.

Видео

Полный комплекс упражнений для языка от логопеда, которые помогают научить ребенка говорить букву «Р»,а также, как они выполняются на наглядном примере, вы можете просмотреть в данном видео:

Смогла ли представленная информация помочь в решении вопроса о правильном произношении вашего чада? Расскажите, как ваш малыш обучался выговаривать букву «Р».

Правильная постановка речи – дело совсем непростое даже для взрослого человека. Помимо этой задачи, перед малышом на протяжении его роста и развития предстают и другие трудноразрешимые проблемы, для преодоления которых он нуждается в вашей помощи. Узнайте, как научить ребенка сморкаться, чтобы в случае простуды он мог хоть немного самостоятельно облегчить свое дыхание, если вдруг вас не окажется рядом

Также очень важно знать, как правильно это делать, чтобы не навредить себе. Вам непременно захочется узнать, как научить ребенка засыпать самостоятельно и без слез

А знаете ли вы, какие упражнения можно проделывать с ребенком, чтобы научить его считать? Оказывается, что это не так уж и сложно, да еще и интересно! Ну, и благодаря прочтению представленной информации вы сможете не только скрасить летний отдых вашего чада у водоема, но и обезопасить его – поинтересуйтесь, как научить ребенка плавать.

Как научить ребенка выговаривать букву Р?

Как научить выговаривать букву р точно знает логопед. Даже если родители решили заниматься становлением речи дома, то консультация специалиста не помешает. Он поможет:

  • Определить причину проблемы.
  • Предложит варианты решения.
  • Составить индивидуальную программу.

Чем раньше обратиться к специалисту, тем более легкое будет решение проблемы

Первый поход к логопеду начинается с 3 лет. Это плановый осмотр перед детским садом. Для устранения предпосылок психологических проблем требуется поход к неврологу.

Что должен знать каждый родитель о звуке

Родителям следует немного изучить фонетику. Пишут букву Р, произносят звук . Во время выполнения заданий давать ребенку конкретные задачи написать или произнести.

В русском языке есть мягкий и твердый звук . Необходимо, чтобы произношение было правильное в обоих случаях.

Важно! Перед домашними занятиями родитель должен уделить внимание речевой проблеме, и действовать относительно ее решения

Почему дети не выговаривают «Р»

Взрослые с облегчением узнают о решении проблемы, ведь научить выговорить этот звук очень сложно. Проблемы начинаются из-за следующего:

  • Подражания людям, которые сами не умеют правильно говорить .
  • Заболеваний слухового аппарата.
  • Плохое развитие речи.
  • Короткая уздечка на языке.

Считать, что ребенок не выговаривает можно в таких случаях:

  • В словах не слышно .
  • При произношении звука получается горловой звук.
  • В словах слышится носовой .
  • Звук выходит по типу мягкого всегда.

Логопеды насчитывают более 20 вариантов неправильного произношения детьми звука .

Возрастные нормы картавости

Дети произносят правильно звук в таких случаях:

  • Язык колеблется из-за выходящего воздуха.
  • Связки во время произношения вибрируют.
  • Язык касается корней передних зубов.
  • Зубы не сжаты.
  • Между небом и языком проходит воздух.
  • Губы не замкнуты.

Картавость в логопедии называют дислалией. Это когда звук произносится со сменой звука или через гортань.

Становление речи обычно заканчивается к пяти годам жизни ребенка. До этого возраста малыш может заменять нормальный звук картавостью. Она проходит после специальных упражнений или самостоятельно.

Важно! Если в семье все картавят, то ребенок с большей вероятностью будет повторять ошибку окружающих!

Последствия картавости:

  • Насмешки сверстников.
  • Проблемы в изучении иностранных языков.
  • Плохой почерк.
  • Слабый аппетит.
  • Нарушение дыхательной функции.

Гимнастика для развития мышц ротовой полости

ТОП-5 простых упражнений для профилактики картавости

Основными профилактическими мерами считают своевременную диагностику проблемы, правильное становление звуков.

Индивидуальные логопедические занятия автоматизация звука р помогут исключить картавость из речи ребенка. Для лечения дислалии необходимо:

  • Массаж ротовой полости.
  • Гимнастика.
  • Упражнения для укрепления мышц языка.
  • Делать вибрации языка приспособлениями.

В домашних условиях можно выполнять простые логопедические упражнения на букву Р для профилактики:

  • Цоканье языком.
  • Проводить языком по нижним и верхним зубам с широкой улыбкой.
  • Высовывая язык произносить звук .
  • Высовывать и засовывать обратно язык, при этом облизывая губы. Когда язык высунут произносить грудной звук.
  • Учить скороговорки и стишки, в них должно быть много звука .

В каком возрасте стоит показать ребенка логопеду

Обычно картавость четко проявляется в 4 года. Чем раньше отвести ребенка к логопеду, тем лучше. Лечение может быть долгим, поэтому нужно дать запас времени ребенку научиться правильно говорить до школы.

Важно! Обращаться необходимо к профессионалам. Не нужно доверять людям, которые обещают исправить речь за пару приемов

Виды и механизмы нарушения звука Л

При верном артикулировании звука губы приоткрываются, принимают артикуляционную позу идущего за ним гласного, между резцами небольшой промежуток, язык расслабляется, его кончик поднят к альвеолярному отростку и притрагивается к деснам, боковые края создают с молярами щели, сквозь них с выдохом проходит воздушный поток, корень языка чуть поднят, голосовые складки соединяются и дрожат. Звук согласный, твердый, звонкий, ротовой, сонорный, смычно-проходной, переднеязычный.

Нарушенное произношение звука носит название ламбдацизм. Существует несколько его типов:

  • Межзубный. Раздается верное звучание, но артикуляционная позиция нарушена: кончик языка располагается снаружи, зажимается зубами.
  • Носовой. Произношение сильно отклоняется от правильного артикуляционно и акустически. Язык задевает небо, часть воздуха или вся выдыхаемая струя идет в нос. Раздается смазанное сочетание .
  • Губно-губной (двугубный). Звучание похоже на , или английский . При таком ламбдацизме фонему воспроизводят губы, кончик языка располагается глубоко во рту, не задействован в артикулировании.
  • Губно-зубной. Звучание, сходное с . Нижняя губа смыкается с верхними зубами, язык располагается глубоко во рту.
  • Боковой. Воздушный поток выходит сквозь одну боковую щель, вторая сторона языка соединена с верхними молярами.
  • Смягчение. Промежуточное звучание между твердым и мягким . Середина язычной спинки поднимается сильней, чем требуется.

Замена звука Л другими звуками именуется параламбдацизм:

  • Замена на . Спинка языка выгибается, а кончик опускается. Человек даже не распознает замену, часто думает, что фонема просто отсутствует.
  • Замена на . Кончик языка не приподнимается, а расслаблен и расположен глубоко во рту, задняя часть язычной спинки, изгибаясь, прилегает к мягкому небу.
  • Замена на . При подобном искажении кончик языка располагается на дне рта, а не приподнимается к альвеолярному отростку, а середина спинки изгибается кверху.
  • Замена на . В артикулировании вместо языка задействованы губы.
  • Замена на . При данном варианте параламбдацизма нижняя губа примыкает к верхним зубам. Человек обычно считает это речевое нарушение простой нечеткостью речи.

Помимо перечисленных вариантов неправильного произношения фонемы , возможно ее полное отсутствие.

Упражнения – видео

После освоения упражнений для языка, если вы пока не решились обратиться к логопеду, можно начать выполнять упражнения для постановки звука «р».

Эти упражнения не сложные и не требуют длительного выполнения. Они помогут научить ребенка говорить букву р

Важно, чтобы занятия дома проводились регулярно. Тогда скоро вы заметите желанный результат


Рот открыт, губы растянуты. Кончик языка упирается в верхние зубы. Несколько раз произнести «д-д-д». Это упражнение позволяет укрепить кончик языка. Выполняем 15 секунд.
Растягиваем подъязычную уздечку. Рот широко открыт. Кончик языка достает основания верхних зубов. Чувствуется, как натягивается уздечка. Выполняем 2-3 раза, по несколько секунд удерживая язык.
Губы растянуты, кончик языка между зубами. Покусываем язык несколько секунд. Повторить 8 раз.
Цокаем языком как лошадка. Язык прилепляется к небу и отлепляется со звуком. Повторяем 20 раз. Следующие упражнения проводятся с использованием логопедического шпателя. Его можно приобрести в аптеке. Если его нет, то можно использовать чистый палец свой или ребенка. Малыш произносит звук «ж». Не прекращая произношения, постепенно сдвигаем шпателем или пальцем язык выше к небу до получения «р». Для получения мягкого звука р, выполняем то же самое, только ребенок говорит «ззззи», для твердого – «ззззаа».

Когда звук «р» начнет получаться, то для его произношения сначала учимся говорить слоги: ра, ро, ру, ри, ре, ар, ор, ур, ир. Позже более сложные слоги или простые слова: мур, ром, рис, рак, рука, рыба и так далее

Важно научить ребенка говорить также мягкий и твердый звук “р”

Если у ребенка не все получается, ни в коем случае не ругайте его. Занятия должны приносить удовольствие. Будьте настойчивы и терпеливы. Показывайте ребенку упражнения и выполняйте вместе с ним.

Пусть повторяет за вами как отражение в зеркале. Если занятия не приносят никакого результата, то лучше все-таки показать ребенка специалисту.

Подведем итоги

Проблема произношения «Р» встречается довольно часто. На это бывает множество причин, в основном, идущих из детства.В нашей статье мы расскажем, как можно научиться говорить букву Р, как разобраться в причинах картавости и дадим несколько полезных советов.

Если Вы не выговариваете букву Р, а Вам уже много лет, то не стоит отчаиваться, в любом возрасте можно себя переучить. Конечно, чем Вы старше, тем дольше времени это займет. Но это никогда не помешает, ведь человек с правильной речью всегда лучше воспринимается, чем с дефективной.

Главное — регулярность упражнений, удачи!

Хотелось бы отметить, что у некоторых людей такая проблема появляется сугубо по физиологическим причинам — короткая уздечка под языком. Выяснить это можно у врачей. Выхода из положения может быть два: это мини-операция подрезание уздечки (она очень быстрая) и второй вариант — попробовать растянуть её. Для последнего варианта нужно выполнять различные упражнения для растяжки уздечки — например, пробовать кончиком языка дотянуться до носа и подбородка.

А если у Вас с языком все в порядке, то стоит попробовать следующую методику, чтобы научиться говорить букву Р:

Выберите несколько скороговорок, где очень часто выстречается буква р. Так как научиться выговаривать букву р можно только если на нее постоянно налегать. Например: Ехал грека через реку, видит грека в реке рак. Или можно взять выучить поэму Гумилева «Капитаны», там очень много слов с буквой р. И каждый день рассказывать себе их. В первое время будет очень сложно, но с каждым разом звук р будет получаться все лучше и лучше.

Главное — не бросать занятие на полпути. Также будут полезны слова «бронетранспортер», «крейсер аврора», «красноармеец». Если Вы будете записывать свои занятия, а потом прослушивать, то Вы сможете отслеживать прогрес. Вот так можно научиться говорить букву р.

Есть еще и такой способ:

  • В течении пары минут попробуйте медленно проговаривать Дэ Тэ Лэ без остановок.
  • Теперь прибавьте темп и в течение пяти-шести минут опять их проговаривайте, только быстро-быстро. Вы должны заметить, что при произнесении последнего звука Лэ, кончик языка начинает попадать на холмики над верхними зубами, и получается что-то похожее на р.
  • Теперь нужно проговаривать звуки Дэ Тэ Дэ, причем последнюю Дэ стараемся произносить не как обычно, а как Лэ (похоже на произношение англичан).
  • Потом медленно ДэТэДэ. Пять минут.
  • Теперь ускоряемся, пока не будем слышать Рэ.
  • Теперь, время слов: ДРОТ, ДРОВА, ДРОЖЬ, ТРОСС, ТРОЛЬ, МЕТРО, БЕДРО, ХРОМ.

И, далее, любые слова с Р, какие вспомните.

Поделиться статьей с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector