Пальчиковая гимнастика для ребенка
Содержание:
- Пальчиковые упражнения – несколько полезных идей
- Пальчиковая гимнастика для детей 6-7
- Пальчиковая гимнастика в картинках и стихах.
- Как правильно проводить упражнения с детьми с ДЦП?
- Польза гимнастики для пальчиков с 6 месяцев
- О взаимосвязи моторики с речью
- Пальчиковые игры для малышей на развитие мелкой моторики
- Сорока-ворона (водим пальцем по ладошке малыша)
- Кашу варила,
- Деток кормила
- Этому дала, (загибаем большой пальчик)
- Этому дала, (загибаем указательный пальчик)
- Этому дала, (загибаем средний пальчик)
- Этому дала, (загибаем безымянный пальчик)
- А этому не дала: (указываем на мизинчик)
- «Мал, мал, не хорош! (постукиваем по мизинчику)
- Ты водички не принес.
- Кыш, пошел!»
- Этот пальчик – дедушка, (загибаем большой пальчик)
- Этот пальчик – бабушка, (загибаем указательный пальчик)
- Этот пальчик – папочка, (загибаем средний пальчик)
- Этот пальчик – мамочка, (загибаем безымянный пальчик)
- Этот пальчик – я, (загибаем мизинчик)
- Вот и вся моя семья. (трясем получившимся кулачком)
- Раз, два, три, четыре, пять, (считаем поочередно все пальчики)
- Мы грибы идем искать.
- Этот пальчик в лес пошел. (загибаем мизинчик)
- Этот пальчик гриб нашел. (загибаем безымянный пальчик)
- Этот пальчик чистить стал. (загибаем средний пальчик)
- Этот пальчик жарить стал. (загибаем указательный пальчик)
- Этот пальчик встал и съел. (отводим большой пальчик)
- Потому и потолстел! (загибаем большой пальчик)
- Этот пальчик хочет спать, (загибаем большой пальчик)
- Этот пальчик – прыг в кровать, (загибаем указательный пальчик)
- Этот пальчик уж вздремнул, (загибаем средний пальчик)
- Этот пальчик уж уснул, (загибаем безымянный пальчик)
- Этот крепко-крепко спит, (загибаем мизинчик)
- И тебе он спать велит. (обхватываем кулачок)
- Где ладошка? – Тут! (открываем ладошку)
- На ладошке – пруд. (чертим на ладошке круг)
- Палец большой – гусь молодой, (загибаем большой палец)
- Указательный – поймал, (загибаем указательный палец)
- Средний – гуся ощипал, (загибаем средний палец)
- Безымянный – печь топил, (загибаем безымянный палец)
- А мизинчик – суп варил. (загибаем мизинец)
- Пальчик, пальчик, где ты был? (показываем большой пальчик)
- С этим братцем в лес ходил, (массаж каждого пальца по очереди)
- С этим братцем щи варил,
- С этим братцем кашу ел,
- С этим братцем песни пел,
- Песни пел, да играл, (хлопаем в ладоши)
- Да всех братцев забавлял.
- Пальчик, пальчик-непоседа, (разминаем пальцы по очереди, начиная с большого, загибаем их)
- Где ты был? Где ты обедал?
- С этим братцем ел малину,
- С этим братцем ел калину,
- С этим братцем – землянику,
- А с малышечкой – чернику.
- Нужно ли проводить занятия с детьми 4-5 лет?
- Пальчиковая гимнастика для ребенка 1-1,5 года в стишках
- Упражнения для пальчиков Марии Монтессори.
Пальчиковые упражнения – несколько полезных идей
от победителей конкурса нашей Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!»
Татьяна Смирнова.
1. Игра «Спираль» для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.
Игра «Спираль»- носит соревновательный характер — чья бабочка раньше доберётся до цветка. «Не ползёт и не бежит — над цветком она кружит. За витком идёт виток — вот и села на цветок!» Идею этой игры Татьяна взяла из книги «Логопедические игры с мячом» Т.А. Воробьевой и О.И. Крупенчук.
Игра сделана из ситца с синтепоновым наполнителем. Спираль — из шерстяных ниток крючком. Цветок и бабочка выполнены из клеенки и украшены пуговицами и бисером. По спирали можно катать шарик разными пальчиками.
2. Пособие – дорожка со съемными буквами.
Прокатывая мячик ребёнок читает слова то в одну, то в другую сторону. Примеры слов: казак потоп, мадам, комок, заказ, топот, доход.
Мария Трагарюк. Огородик.
Лепка – это занятие, которое очень хорошо развивает пальчики. Вот какой огородик из самозатвердевающего пластика вылепила Мария с дочкой. Макет – огородик для игр.
Ольга Маханева. Ведерко для пальчиковых игр с прищепками и мозаикой.
С другими работами и идеями участников Мастерской Вы можете познакомиться в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (фотоальбомы группы).
О том, как развить ручную умелость у детей и подготовить руку к письму Вы узнаете из статьи » Подготовка руки к письму» — система упражнений, тесты, задания
Еще интересные идеи для развития мелкой моторики детей Вы найдете в статьях сайта:
Настольная игра — ходилка для развития мелкой моторики детей «Путешествие»- своими руками
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Пальчиковая гимнастика для детей 6-7
Выполнение пальчиковых упражнений с детьми старшей группы положительно влияет:
- на процесс подготовки кисти к письму;
- на развитие творческих способностей ребенка;
- на проявление способности быть целеустремленным, выполнять целенаправленные действия;
- на стимуляцию процессов произвольного запоминания, вычленения главного и второстепенного.
Сколько птиц
Слова | Действия |
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?
Мы расскажем |
Кулаки ритмично сжимаются и разжимаются |
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках |
При произношении названия птиц поочередно загибаются пальцы |
Всем хватило зернышек | Кулаки снова сжимаются и разжимаются |
Замок
Текст | Действия |
На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? |
Пальцы переплетены и сложены в замок. Во время прочтения строчек руки ритмично раскачиваются |
Постучали | Основания ладоней постукивают друг об друга |
Покрутили | Одна рука тянется к себе, другая от себя, и наоборот. Пальцы при этом не расцепляются |
Потянули | Руки тянутся в разные стороны. Пальцы выпрямляются, но замок не открывается |
И открыли | Замок резко открывается, а руки широко разводятся в стороны |
Дом
Слова | Движения |
Я хочу построить дом | Руки поднять над головой и сложить домиком, соединив пальцы двух рук |
Чтобы окошко было в нем | При помощи 10 пальцев создать круг |
Чтобы у дома дверь была | Соединить ладони |
Рядом чтобы сосна росла | Правую руку поднять над собой и растопырить пальцы |
Чтобы вокруг забор стоял,
Пес ворота охранял |
Соединить руки в замок и сделать круговое движение перед собой |
Солнце было, дождик шел | Поднять руки над головой. Растопырить, а затем согнуть пальцы и сделать движение, будто что-то стряхивается с кистей |
И тюльпан в саду расцвел! | Соединить ладони и медленно развести пальцы. Так изображается расцветающий бутон |
Друзья-садоводы
Текст | Действия |
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел |
Собрать ладонь в кулак, отогнуть большой палец, затем выпрямить и согнуть наполовину. Выполнить такое движение несколько раз |
Указательный с порога
Указал ему дорогу |
Отогнуть указательный палец, а потом согнуть и разогнуть несколько раз |
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки |
Выполнить аналогичное движение. При этом большой и указательный пальцы сгибаться не должны |
Безымянный подбирает | Повторить движение с безымянным пальцем |
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает! |
Задействовать мизинец |
Шарик
Слова | Действия |
Надуваем быстро шарик | Сложить пальцы в замочек, а затем медленно развести ладони |
Он становится большой | Развести кисти так, чтобы пальцы рук соприкасались только подушечками |
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел |
Соединить ладони обеих рук |
Стал он тонкий и худой! | Сложить пальцы в замочек |
Сидит белка на тележке
Слова | Движения |
Сидит белка на тележке | Энергично сжать и разжать пальцы в кулак несколько раз |
Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заяньке усатому, Кому в зобок, Кому в платок, Кому в лапочку |
По очереди загнуть каждый палец |
Береза
Текст | Движения |
Береза моя, березонька | Выполняется плавное движение левой рукой в сторону и вверх |
Береза моя кудрявая | Действие повторяется с правой рукой |
Стоишь ты, березонька | Поднять руки над собой и сделать вдох |
Посреди долинушки | Опустить руки, сделать выдох |
На тебе, березонька | Поднять руки, вдохнуть воздух |
Листья зеленые | Опустить руки, выдохнуть |
Под тобой, березонька | Поднять, вдохнуть |
Трава шелковая | Опустить, выдохнуть |
Близ тебя, березонька | Поднять руки, вдохнуть и задержать воздух |
Красны девушки венки плетут | Опустить кисти и сделать длительный выдох |
Медузы
Слова | Движения |
Две большущие медузы
Прилепились пузом к пузу |
Ладони соединяются, пальцы растопыриваются |
Выгнем щупальца сильнее –
Видишь, гнуться мы умеем! |
Ладони отрываются друг от друга, а подушечки пальцев соединяются |
Во время игры в ДОУ или в домашних условиях взрослым следует помнить, что зарядка для пальчиков – это веселое развлечение, а не утомительная обязанность.
Пальчиковая гимнастика в картинках и стихах.
Пальчиковая гимнастика включает очень разнообразные упражнения и фигуры, которые делаются с помощью положения рук и пальцев в пространстве. Чтобы она действительно развивала, нужно правильно подбирать упражнения, отрабатывать их и усложнять. Подробнее об этом Вы можете прочитать в статье «Развитие мелкой моторики»
Этапы выполнения упражнений пальчиковой гимнастики:
Этап 1. Сначала с малышом выполняются упражнения пальчиковой гимнастики, которые помогают выучить названия пальцев, научат ориентироваться в пространстве – правый, левый, вверх, вниз. Это упражнения без слов, без диалогов. Но это не означает, что взрослый во время их проведения молчит и только показывает нужные действия. Наоборот, он называет фигуру («давай сделаем слона»), все пальчики и их расположение (например, «покажи указательный пальчик, поставь его на стол», «где у тебя правая рука? Подними средний пальчик правой руки вверх. Вот молодец!»). В ходе игр и упражнений мы используем короткие стишки и потешки о том предмете или животном, которое изображаем.
Этап 2. После этого можно использовать более сложные для детей, но и более интересные для них игры пальчиковой гимнастики с диалогами, сказки с диалогами, изображая предметы и персонажи с помощью рук. Такие сказки можно сочинять самим вместе с детьми. Ниже я расскажу о некоторых пальчиковых упражнениях и фигурах для таких игр и сказок.
Упражнения пальчиковой гимнастики. Картинки к ним Вы найдете ниже:
Зайчик. Указательный и средний пальцы выпрямлены вверх ( это «ушки»), остальные сжаты в кулак.
Зайчик играет на барабане: исходное положение то же. Достаем барабан – выпрямляем большой палец, он находится параллельно столу. Безымянным пальцем и мизинцем ( это «лапки») зайчик стучит по барабану (по подушечке большого пальца). Главное – чтобы стучали именно нужные пальчики – «лапки», а «ушки» в это время продолжали торчать вверх. Это достаточно сложно. Но дети всегда смеются, когда им говорю: «Ой, а у кого-то заяц ушами стал барабанить!!! Нет, лапками барабань, зайка. Ушки побереги, они тебе еще пригодятся!»
Коза. Указательный пальчик и мизинец выпрямлены (рога), безымянный палец и средний палец согнуты. Большой палец лежит на них.
Коза бежит. Ладонь параллельно столу. Указательный палец и мизинец выпрямлены и находятся параллельно столу (рога «смотрят» вперед). Средний, большой и безымянный палец стоят на столе (это ноги). Коза идет, переступая то передними ногами, то задними (их роль играет один большой палец)
Важно, чтобы во время ходьбы рога козы не касались земли. Упражнение очень смешное и очень нравится детям
Дается оно им непросто. Но ребята всегда очень смеются, когда у кого-то из них «рога по земле побежали» и быстро исправляют ошибку.
Человечек. Указательный и средний пальцы «идут» по столу.
Слоненок. Ладонь параллельно столу. Средний пальчик – хобот, он «смотрит вперед» и находится параллельно столу. Мизинчик и большой пальчик прижаты к ладошке (при этом большой палец лежит на мизинце). Указательный и безымянный пальчики «идут» по столу.
Очки. Сложить большой и указательный палец каждой руки колечками. Все другие пальчики выпрямлены и смотрят вверх. Поднести очки к глазам и посмотреть в них.
Заведи мотор. Сцепить все пальцы рук кроме большого в замок. По сигналу взрослого «Мотор!» большие пальчики начинают крутиться друг вокруг друга (заводим мотор). Одновременно малыш говорит какой-то звук (например, жжжжжж или рррррр). Мотор крутится до тех пор, пока длится звук. Задача – как можно дольше «ехать» т.е. говорить звук. Упражнение развивает не только мелкую моторику, но и речевое дыхание и позволяет автоматизировать произношение нужного звука.
Вот примерные фигуры, которые можно изобразить с помощью пальчиков в диалогах и сказках.
Как правильно проводить упражнения с детьми с ДЦП?
Детский церебральный паралич (ДЦП) – комплексное заболевание нервной системы, которое развивается у детей с рождения или в первые несколько месяцев жизни. Ведущими нарушениями при такой патологии являются двигательные и сенсорные расстройства. При этом часто наблюдаются:
- нарушение моторных навыков пальцев рук;
- повышение или ослабление мышечного тонуса;
- неловкость движений;
- насильственные неприродные движения.
Такие нарушения провоцируют проблемы с приобретением необходимых навыков для самообслуживания, негативно влияют на речевую активность даже у психически здоровых детей с ДЦП. Поэтому главная задача врачей и родителей – развивать мелкую моторику, как одну из сторон двигательной сферы. При этом очень помогают пальчиковые упражнения. Чтобы они принесли малышу, больному ДЦП, пользу, нужно придерживаться таких правил:
- Выполнять гимнастические упражнения каждый день. При этом в день можно проводить 2-3 занятия.
- Следить за состоянием ребенка во время упражнений – сменой его позы, мышечным расслаблением, самочувствием.
Совет!Движения через силу лучше не выполнять слишком часто, лучше поддерживать комфортный темп упражнений. - Гимнастику следует постоянно дополнять новыми более сложными упражнениями.
- Сопровождать свои действия стишками, скороговорками и ласковыми словами.
- Иметь позитивный благожелательный настрой, улыбаться.
- Хвалить и поощрять малыша за любое достижение.
Польза гимнастики для пальчиков с 6 месяцев
Пальчиковая гимнастика представляет собой комплекс упражнений, который сопровождается веселыми рассказами и стишками. Гимнастика для самых маленьких детей (до года) дополняется массажными действиями со стороны взрослого.
Упражнения для пальчиков очень полезны, так как они:
Помогают переключить внимание. Если кроха капризничает, то его можно увлечь, рассказав несколько стишков, сопровождая свою речь массажем пальчиков на руках и ногах.
Улучшают координацию движений и мелкую моторику.
Устраняют эмоциональное напряжение.
Развивают память.
Способствуют согласованию движений и речи в будущем.
Дают впечатляющий эффект активного физического и интеллектуального развития.
Улучшают коммуникативные навыки
Ребенок с рождения требует общения.
Помогают развивать фантазию, творческую инициативу.
Являются средством начального эстетического воспитания.
Еще одно преимущество пальчиковых игр – воздействие на особые точки, расположенные на кистях рук, ладонях и стопах. Стимуляция таких акупунктурных зон улучшает работу внутренних органов, связанных с ними, а именно:
- массаж большого пальца положительно влияет на головной мозг и центральную нервную систему;
- массаж указательного улучшает деятельность желудка;
- поглаживание среднего пальчика способствует налаживанию функционирования кишечника;
- стимуляция нервных окончаний на безымянном пальце благоприятно влияет на почки и печень;
- нажатия на точки, расположенные на мизинце, улучшают деятельность сердечно-сосудистой системы.
О взаимосвязи моторики с речью
Не все родители могут понять наличие взаимосвязи рук с речью. Чтобы разобрать вопрос, следует привести пользу развитой мелкой моторики:
- Способность хватать мелкие предметы и совершать различные манипуляции, требующих кропотливых движений, помогает в дальнейшем быстро справиться с вопросами самообслуживания. Развитая моторика влияет на возможность держать ложку, застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
- Развитые мышцы рук позволяют быстро освоить письмо, дают возможность красиво рисовать.
- Моторика взаимодействует с речевой функцией, что объясняется анатомическим строением мозга человека. Отработанные точные движения – это свободная речь крохи.
Пальчиковая гимнастика для дошкольников предполагает выполнение следующих действий:
- массаж рук, который проводится взрослыми;
- работа с мелкими деталями – сборка пазла или конструктора;
- задания с крупой или бусинами – к примеру, перемещение каждой бусины в бутылку с тонким горлышком;
- работа с пластилином;
- рисование карандашами и кистью;
- вырезание простых предметов ножницами.
Пальчиковые игры для малышей на развитие мелкой моторики
В возрасте 1 года ребенок еще очень мал, чтобы самостоятельно делать движения каждым пальчиком по отдельности, но, если мы хотим развивать мелкую моторику, то без этих игр просто никуда. Поэтому все движения из стишков в этом разделе необходимо выполнять маме пальчиками ребенка. Как правило, в этом возрасте малыши с большим удовольствием наблюдают за интересными событиями, разворачивающимися у них на ладошке:) Нам с Таисией эти игры здорово помогали скоротать время в автомобильных поездках.
Сорока-ворона (водим пальцем по ладошке малыша)
Кашу варила,
Деток кормила
Этому дала, (загибаем большой пальчик)
Этому дала, (загибаем указательный пальчик)
Этому дала, (загибаем средний пальчик)
Этому дала, (загибаем безымянный пальчик)
А этому не дала: (указываем на мизинчик)
«Мал, мал, не хорош! (постукиваем по мизинчику)
Ты водички не принес.
Кыш, пошел!»
***
Этот пальчик – дедушка, (загибаем большой пальчик)
Этот пальчик – бабушка, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик – папочка, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик – мамочка, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик – я, (загибаем мизинчик)
Вот и вся моя семья. (трясем получившимся кулачком)
***
Раз, два, три, четыре, пять, (считаем поочередно все пальчики)
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел. (загибаем мизинчик)
Этот пальчик гриб нашел. (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик чистить стал. (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик жарить стал. (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик встал и съел. (отводим большой пальчик)
Потому и потолстел! (загибаем большой пальчик)
***
Этот пальчик хочет спать, (загибаем большой пальчик)
Этот пальчик – прыг в кровать, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик уж вздремнул, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик уж уснул, (загибаем безымянный пальчик)
Этот крепко-крепко спит, (загибаем мизинчик)
И тебе он спать велит. (обхватываем кулачок)
***
Где ладошка? – Тут! (открываем ладошку)
На ладошке – пруд. (чертим на ладошке круг)
Палец большой – гусь молодой, (загибаем большой палец)
Указательный – поймал, (загибаем указательный палец)
Средний – гуся ощипал, (загибаем средний палец)
Безымянный – печь топил, (загибаем безымянный палец)
А мизинчик – суп варил. (загибаем мизинец)
***
Пальчик, пальчик, где ты был? (показываем большой пальчик)
С этим братцем в лес ходил, (массаж каждого пальца по очереди)
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел,
Песни пел, да играл, (хлопаем в ладоши)
Да всех братцев забавлял.
***
Пальчик, пальчик-непоседа, (разминаем пальцы по очереди, начиная с большого, загибаем их)
Где ты был? Где ты обедал?
С этим братцем ел малину,
С этим братцем ел калину,
С этим братцем – землянику,
А с малышечкой – чернику.
Нужно ли проводить занятия с детьми 4-5 лет?
После 4 лет большинство детей уже разговаривают, они развиты физически, имеют достаточно устойчивую психику. Казалось бы – зачем им гимнастика для пальчиков? Большинство ученых, изучающих деятельность мозга ребенка, отмечают тесную связь между двигательной активностью и речью. Поэтому для правильной работы речевых органов, что способствуют хорошему произношению, требуется постоянное развитие и усовершенствование мелкой моторики и двигательной функции.
Преимущества проведения упражнений для пальчиков для малышей 4-5 лет:
улучшение памяти;
развитие и тренировка способности концентрировать и удерживать внимание;
стимуляция воображения и творческого мышления;
эмоциональная наполненность речи;
освобождение от монотонности речи;
воспитание быстроты реакции;
развитие артикуляции;
разнообразие досуга;
сближение ребенка с родителями.
Кроме того, проведение пальчиковых игр между занятиями по математике или изучению букв помогает снизить умственную и психическую нагрузку, отвлечь и развеселить маленького ученика.
Пальчиковая гимнастика для ребенка 1-1,5 года в стишках
Годовалый малыш уже способен выполнять свои действия осознанно. У него наблюдается усовершенствование действий, которые он освоил ранее, их обобщение и перенос на другие объекты. Ребенок уже использует вещи целенаправленно – берет и отпускает игрушки и предметы, начинает орудовать ложкой, чтобы самостоятельно кушать, пьет из чашки.
В этом возрасте начинается интенсивное развитие всех пальцев, а также противопоставление большого пальца другим. Помочь крохе в этот непростой период способны пальчиковые игры:
Пальчиковый театр. Такая игра понравится крохам. Для проведения нужно смастерить фигурки кукол или животных и нацепить на каждый пальчик. Или нарисовать на пальцах забавные рожицы и дать им имена.
Таким образом можно рассказывать любимые сказки («Колобок», «Репка») или придумать сценку самому.
-
Игра «Дом». Ее проводят вместе с малышом, рассказывая стишок и на каждой фразе выполняя то или иное действие. Сначала крохе нужно помогать, выполняя нужные движения его руками, далее ребенок запоминает, что нужно делать, когда звучит определенная строчка стишка.
Я хочу построить дом, – Малыш складывает руки домиком и поднимает над головой.Чтоб окошко было в нем, – Из пальчиков обеих рук нужно сложить круг.Чтоб у дома дверь была, – Ребенок ставит ладони перед собой и распахивает их.И чтобы сосна росла. – На одной ручке нужно растопырить пальцы.Чтоб вокруг забор стоял, пес ворота охранял. – Кроха соединяет руки в замок и показывает круг.Солнце было, дождик шел, – Сначала ребенок показывает солнышко, растопырив пальцы и подняв руки вверх, а дальше опускает вниз, делая встряхивающие движения.И тюльпан в саду расцвел. – Малыш соединяет ладошки и медленно их разводит в стороны.
Пример пальчиковой игры -
Игра-считалочка «Зима». Принцип проведения тот же, что и в предыдущей игре – мама рассказывает стишок, а малыш выполняет определенные действия.
Раз, два, три, четыре, пять – Кроха по очереди загибает пальчики.Мы во двор пошли гулять – Двумя пальцами (средним и указательным) «идет» по столу.Баба снежную лепили – Обеими руками «лепит» снежный комочек.Птичек крошками кормили – Ручкой показывает, как сыпет корм.С горки мы потом катались – Указательным пальцем 1 руки проводит по ладони другой.А еще в снегу валялись – Ладошки кладет то на одну, то на другую сторону.Все в снегу домой пришли – Отряхивает ручки.Съели суп, и спать легли – Берет воображаемую ложку в рот, а потом складывает ручки и кладет их под голову.
Упражнения для пальчиков Марии Монтессори.
Игры и упражнения Марии Монтессори приобрели сейчас большую популярность, хотя им уже больше века. Много внимания в системе Монтессори уделяется моторному развитию малышей и конкретно развитию мелкой моторики. Эти упражнения для пальчиков — фактически история пальчиковой гимнастики– то, с чего всё начиналось. В систему Марии Монтессори включены как упражнения со специальными игрушками и предметами, так и бытовые действия в повседневной жизни – такие как чистка ботинок, мытье столов, полив цветов, чистка металлических предметов (открыть бутылку со средством для чистки, отлить в чашечку, закрыть бутылку, ватой почистить предмет, тряпкой для полировки натереть до блеска).
Хочу здесь рассказать о нескольких упражнениях для развития мелкой моторики из системы Марии Монтессори.
1) Рамки с застежками. Делается деревянная рама, которая обтянута тканью из двух половинок. Нужно соотнести эти половинки и застегнуть застежку. К каждой половинке пришита часть застежки. Виды застежек на рамках:
a) большие пуговицы, b) маленькие пуговки, c) кнопки, d) банты, e) шнурок, который вдевается в дырочки, f) шнурок, который наматывается на крючок, g) крючки и петли, h) застежки из ремешков, i) застежки – липучки.
2) Доска для ощупывания (фактура: крупный – мелкий).
Берется ящик с 10 досочками размера 10 на 9 см, оклеенных наждачной шершавой бумагой разных пяти видов фактуры от крупнозернистой до мелкозернистой (пять пар одинакового вида бумаги). Глаза у ребенка прикрыты повязкой. Он на ощупь ищет пары. Для первых игр нужно взять 2-3 пары дощечек, в дальнейшем их количество увеличивать.
Также можно раскладывать пять дощечек в ряд от самой крупнозернистой поверхности до самой мелкозернистой.
3) Ящичек с кусочками тканей.
Материал: В ящике находятся пары кусочков ткани разной фактуры (шелк, шерсть, хлопок, искусственное волокно; гладкая и шершавая; жесткая и мягкая; толстая и тонкая; прочная плотная и рыхлая. Задача – выбрать такой же кусочек ткани (найти пару).
Как выполняется упражнение: Способ действия – ощупывание большим и указательным пальцами. Упражнение выполняется с закрытыми глазами.
После выполнения упражнения: Малыш исследует упражнения и ткани вокруг себя – текстиль в комнате, ткани своей одежды – какие они (гладкие или шероховатые, толстые или тонкие).
4) Вышивание на картоне. Вам понадобятся листочки плотного картона, на которых нарисованы контуры предметов для вышивания. Точками на картоне пометьте места, в которых должен быть прокол иглой. Также Вам нужны шерстяные нитки и толстая игла для ковроткачества.
Сначала малышу помогает взрослый сделать узелок, вставить нитку в иголку, сделать первые стежки. Первые шаги лучше делать рука в руке, потом когда ребенок освоится, можно отпустить его руку. Упражнение сложное для детей, но очень полезное.
Никогда не выбрасывайте такие вышивки малышей, цените их, найдите им применение дома (используйте как закладки, подставочки, открыточки) , ведь они даются ребенку очень не легко!
5) Коробочка с семенами. В большом отделении коробки лежат семена разных растений (тыква, подсолнух, настурция, арбуз, дыня и другие). В маленьких отделениях прикреплены картинки с изображением этих растений. Ребенок сортирует семена в нужные маленькие отделения коробки. В этом упражнении малыш не только упражняется в сортировке и развивает мелкую моторику, но и знакомится с растениями – как они называются, чем отличаются друг от друга, какие у них семена.
6) Упражнения с водой.
- Переливание из заварочного чайника в чашку.
- Переливание воды в бутылку с узким горлышком с помощью воронки.
- Поливка цветов из лейки
- Протирание листьев цветка с помощью губки, смоченной водой (например, листья фикуса).
- Мытье стола с помощью мыла, губки и щетки (загрязненные места протираются щеткой)
- Выжимание губки после мытья стола или протирания листьев растений.
- Взбивание пены с помощью венчика (в воду наливается с помощью пипетки немного жидкого мыла, и оно взбивается в пышную пену).
- Стирка кукольного белья и кукольной одежды, выжимание и вывешивание сушиться на веревочку с помощью прищепок.
Эти упражнения предполагают четкую последовательность действий и пошаговые инструкции взрослого. Они проводятся не изолированно, а входят в целостную систему развития детей. Их основной принцип – «помоги мне это сделать самому».