25 лучших пальчиковых игр для детей 1-7 лет
Содержание:
- Польза пальчиковых игр для детей
- Где и как заниматься?
- Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет
- Виды пальчиковой гимнастики для младшего возраста
- Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет
- Пальчиковая гимнастика для детей 6-7
- Советы родителям
- Игры на развитие крупной моторики (жестовые игры)
- Тася, ручки покажи (протягиваем ручки вперед)
- И ладошкой помаши. (машем рукой)
- Пальцы спрячем в кулачок. (пальцы сжимаем в кулачки)
- Кулачок упрем в бочок (ставим руки со сжатыми кулачками в бока)
- Ножками потопаем, (топаем)
- Ручками похлопаем. (хлопаем в ладоши)
- Топнем правою ногой, (топаем правой ногой)
- Покачаем головой. (качаем головой влево-вправо)
- Мы танцуем весело (делаем «фонарики»)
- Мы танцуем дружно.
- Музыка и песенка –
- Вот что Тасе нужно.
- Вот мы на пол встали,
- С Тасей поплясали.
- Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
- Ножки выставляли.
- Хлопали в ладошки, (хлопаем в ладоши)
- Хлопали немножко.
- Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
- Ножки выставляли.
- Ручки поднимали, (поднимаем руки)
- На головку клали. (кладем руки на голову)
- Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
- Ножки выставляли.
- Так мы топаем ногами, (топаем ножками)
- Топ-топ, топ-топ.
- Так мы хлопаем руками, (хлопаем в ладоши)
- Хлоп-хлоп.
- Так качаем головой. (качаем головой вправо-влево)
- Ой-ой, ой-ой!
- Так мы ручки поднимаем, (поднимаем руки)
- Выше, выше, выше.
- Так мы руки опускаем, (опускаем руки)
- Ниже, ниже, ниже.
- Так мы ручки подаем, (протягиваем ручки малышу)
- Так, так, так.
- Так мы кружимся кругом. (кружимся на месте)
- Так, так, так.
- Идет бычок, качается, (ходим на четвереньках)
- Вздыхает на ходу: (вздыхаем несколько раз)
- «Ох, доска кончается
- Сейчас я упаду». (ложимся на пол)
- Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет
- Пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет – Театр
- Пальчиковые игры в стихах работа всей кистью (более сложные)
- Нужно ли проводить занятия с детьми 4-5 лет?
- Как играть с ребенком 2-3 лет в такую гимнастику
- Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет
- Упражнения
- Упражнения
- Польза пальчиковой гимнастики
- Двое толстых поросят
Польза пальчиковых игр для детей
У пальчиковых игр для деток до года особенные функции:
- развить мелкую моторику рук;
- занять хнычущего малыша;
- успокоить ребенка;
- порадовать кроху.
Маленькие детки получают массу удовольствия от того, что взрослый занимается с ними, уделяет внимание, трогает их ручки и рассказывает веселые стишки. Педиатры рекомендуют такую гимнастику с 6 месяца жизни малыша, начиная с простого массажа каждого пальчика, ладошки и обеих ручонок в течение 2-3 минут каждый день
Пальчиковые игры для малышей от 1 года призваны для следующих целей:
- развить память;
- развить мелкую моторику рук;
- развить крупную моторику;
- занять малыша;
- подарить ребенку улыбку.
Детки, с которыми регулярно занимаются такими упражнениями, быстрее успокаиваются после истерик и слёзок, учатся координировать свои движения, управлять ими, запоминают, под какой стишок что нужно сделать ручками, чтобы мама или папа их похвалили. Ребенок растет, вот ему уже 2 или 3 годика, но пальчиковая гимнастика не сдает своих позиций, она по-прежнему важна.
В таком возрасте малыш уже способен совершать пальцами и ручками более сложные движения, что снова-таки:
- улучшает координацию;
- развивает мелкую и крупную моторику рук;
- стимулирует память;
- приносит много радости.
Актуальность пальчиковых игр сохраняется даже —для детей 3-4 лет—, ее элементы вносят в обычную гимнастику и физические упражнения. Что это мы все о мелкой моторике? Дело в том, что центр мелкой моторики напрямую связан с центром речи в коре головного мозга.
Развивая первое, вы развиваете второе. Малыши, которым мамы и папы уделяют много внимания, играя в пальчиковые игры, быстрее учатся говорить, лучше произносят отдельные слова, у них быстрее получается составлять из них предложения. А умение говорить – это одно из немногих качеств, отличающих нас от животных.
Где и как заниматься?
Пальчиковая гимнастика удобна тем, что заниматься ею можно когда угодно и где угодно: дома, на улице во время прогулки, по дороге в детский сад, в общественном транспорте, в садике. Довольно часто в детских дошкольных образовательных учреждениях элементы пальчиковой гимнастики сочетают с артикуляционной гимнастикой
Особенно это важно для дошкольников 4–5 лет и 6–7 лет — воспитанников старшей и подготовительной группы
Пальчиковые упражнения широко распространены в программе детских образовательных студий и кружков, особенно школ и студий раннего развития, которые посещают ребята дошкольного возраста от младшей, средней до подготовительной групп. Для умственно отсталых детей, имеющих определенные диагнозы и стоящих на диспансерном учете у психиатра и невролога, занятия с элементами пальчиковых игр проводят коррекционные педагоги и специалисты ЛФК, но и мама вполне может играть с ребенком самостоятельно.
Для новорожденных пальчиковая гимнастика может ограничиваться развитием тактильных ощущений, которые малыш получает при соприкосновении с новыми предметами, игрушками, во время ежедневного массажа, если мама не забывает массировать пальчики и ладошки крохи.
Особого дидактического материала для такой гимнастики не требуется. Для того чтобы сделать занятия интересными и максимально полезными, потребуется все, что вы сможете обнаружить у себя в кладовке или на балконе: пуговицы, скорлупа от орехов, любые колючие и пупырчатые предметы, пробки, еловые шишки, сломанная клавиатура от компьютера, различные колпачки, пластилин, бельевые прищепки, веревка и так далее. Все, что имеет фактуру на ощупь, — отличный материал для занятий.
Начинать каждое занятие лучше с легкой разминки для кистей. Помассируйте ребенку ручки своими пальцами, погладьте каждый пальчик, круговыми движениями погладьте ладони. Ручки малыша должны быть теплыми, а нервные рецепторы — более восприимчивыми к последующим упражнениям. Если ребенку уже более 3 лет, он вполне может сделать самомассаж — размять свои пальчики и ладошки самостоятельно.
Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет
Зайка
Зайка по лесу скакал, (пальчики «скачут» по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)
Апельсин
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)
Улитка
Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет «рожками» в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука «открывает» калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука «проползает»).
Виды пальчиковой гимнастики для младшего возраста
Пальчиковую гимнастику в младшей группе проводят в виде пальчиковой игры, обыгрывания сказки или потешки, поскольку обычная гимнастика, состоящая из упражнений для пальцев и ладоней, малышам ещё неинтересна и непонятна.
Для детей третьего года жизни наиболее подходят такой вид игр, как имитация, в которой они подражают животным, персонажам сказок и их действиям. Например: «Колобок покатился по тропинке, весёлые человечки бегут по тропинке, зайчик скачет, птичка летит».
Также популярны игры-манипуляции с выполнением определённых действий. В них используют специально подготовленные пособия (шнуровки, прищепки, крышечки) с полями, на которые их прикрепляют. К манипуляциям относятся игры с небольшими предметами, такими как мячики, каштаны, а также закапывание и поиск предметов в контейнерах с сыпучими материалами, например, песком или крупой.
Существует ряд игр-манипуляций без предметов, в которых ребёнку необходимо выполнять действия только с пальчиками, ориентируясь на текст, произносимый педагогом: «Этот пальчик — дедушка», «Пальчики пошли гулять».
Со второй половины года может вводиться пальчиковый театр, обыгрывание небольшого произведения или фрагмента любимой сказки с помощью пальчиковых кукол, мелкой атрибутики. И пусть дети ещё не могут как следует владеть куклами, произносить слова ролей, но рассматривание кукол театра, выполнение простых действий с ними станет первой ступенью к овладению искусством драматизации.
Пальчиковый театр по любимой сказке непременно вызовет большую заинтересованность малышей
Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет
Влияние пальчиковых игр на развитие дошкольников средней группы (4-5 лет) заключается в следующем:
- гимнастика стимулирует запоминание и внимательность;
- во время игры происходит тренировка мелких движений;
- ребенок учится слушать и понимать, делить слова на слоги и чувствовать ритм;
- формируются образное мышление и “речевые зоны”;
- упражнения способствуют снижению напряжения с мышц верхних конечностей.
Имена для пальчиков
В ходе игры ребенку предлагается поочередно поднимать пальцы, сложенные в кулак, в соответствии с текстом:
“Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец, боковой,
Называется большой.
Палец второй – указчик старательный,
И называют его указательным.
Третий твой палец как раз посередине,
Поэтому средний дано ему имя.
Этот, четвертый, зовут безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье братец младший – любимец,
По счету он пятый, зовется мизинец”.
На прогулку
Слова | Движения |
Пошли пальчики гулять | Ладони сжимаются в кулаки, большие пальцы двух рук прыгают по поверхности ноги, от бедра к колену |
А вторые догонять | Указательные быстро перемещаются сверху вниз |
Третьи пальчики бегом | Средние ритмично передвигаются по ноге |
А четвертые пешком | Безымянные медленно двигаются от бедер к коленям |
Пятый пальчик поскакал | Мизинцами имитируются прыжки |
И в конце пути упал | Выполняются хлопки ладонями по коленям |
Что я делала
Текст | Действия |
Топором дрова колю | Ладони соединяются и имитируются действия с топором, руки резко поднимаются и опускаются |
А потом пилой пилю | Руки двигаются назад и вперед, ладони при этом сложены вместе |
Отнесу их бабушке | Ладони открываются |
Чтобы испечь оладушки | Ребенок хлопает в ладоши |
Лодочка
При произношении первых четырех строчек потешки ладони нужно соединить лодочкой и выполнить движения, напоминающие прилив волны. Со словами “паруса подниму” следует расположить выпрямленные ладони над головой и изобразить движение волн и рыб, отдельно каждой рукой:
“Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, –
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там”.
Мы делили апельсин
Слова | Действия |
Мы делили апельсин | Пальцы рук сжимаются в кулак при произношении каждого слога, а затем разжимаются |
Много нас, а он один | Пальцы загибаются поочередно, начиная с большого |
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа, Эта долька – для котят, Эта долька – для утят, Эта долька – для бобра |
Выполняются бросательные движения одной рукой |
А для волка – кожура,
Он сердит на нас. Беда! |
Ладони обеих рук сжимаются в кулаки и прижимаются к груди |
Разбегайтесь кто куда | Пальцы бегут по столу или другой поверхности |
Наша семья
Слова | Действия |
1, 2, 3, 4 | Выполняются хлопки в ладоши |
Кто живет у нас в квартире? | Дети поворачивают корпус из стороны в сторону. При этом поднимаются плечи |
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я |
Указательным пальцем пересчитываются названные члены семьи |
Это вся наша семья! | При произношении фразы по очереди загибаются пальцы рук |
Паучок
Слова | Действия |
Паучок ходил по ветке,
А за ним и его дети |
Руки скрещиваются, а пальцы бегают по предплечьям и плечам другой руки |
Дождик с неба вдруг полил | Кисти опускаются, выполняются стряхивающие движения, как будто льет дождь |
Паучков на землю смыл | Ладони хлопают по коленям или поверхности стола, стула |
Солнце стало пригревать | Ребро левой ладони прижимается к ребру правой, пальцы растопыриваются, выполняются покачивающие движения |
Паучок ползет опять | Повторяются движения при скрещенных руках |
А за ним ползут все дети,
Чтобы погулять на ветке. |
Пальцы бегают по голове |
Шла кукушка
Слова | Действия |
Шла кукушка мимо рынка | Указательный и средний пальцы двух рук выпрямляются, а затем выполняются шаги по столу или любой другой поверхности |
У нее была корзинка | При помощи двух ладоней формируется ковш |
А корзинка на пол – бух! | Ладони смыкаются, затем производится легкий удар по поверхности |
Полетело десять (девять, восемь, семь…) мух! | Прямые руки разводятся в стороны, пальцы шевелятся и изображают летящих мух (количество разогнутых пальцев соответствует тексту) |
В понедельник я стирала
Слова | Действия |
В понедельник я стирала | Потереть кулаки друг о друга |
Пол во вторник подметала | Обе кисти расслабить и имитировать движение веника |
В среду я пекла калач | Изобразить процесс лепки из теста |
Весь четверг искала мяч | Правую руку поднести ко лбу и сделать козырек |
Чашки в пятницу помыла | Ладонь левой руки поставить на ребро и округлить. Указательным пальцем правой руки водить по кругу внутри согнутой ладони |
А в субботу торт купила | Раскрыть ладони и сложить ребрами друг к другу |
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения |
Помахать ладонями, пригласить людей к себе |
Пальчиковая гимнастика для детей 6-7
Выполнение пальчиковых упражнений с детьми старшей группы положительно влияет:
- на процесс подготовки кисти к письму;
- на развитие творческих способностей ребенка;
- на проявление способности быть целеустремленным, выполнять целенаправленные действия;
- на стимуляцию процессов произвольного запоминания, вычленения главного и второстепенного.
Сколько птиц
Слова | Действия |
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?
Мы расскажем |
Кулаки ритмично сжимаются и разжимаются |
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках |
При произношении названия птиц поочередно загибаются пальцы |
Всем хватило зернышек | Кулаки снова сжимаются и разжимаются |
Замок
Текст | Действия |
На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? |
Пальцы переплетены и сложены в замок. Во время прочтения строчек руки ритмично раскачиваются |
Постучали | Основания ладоней постукивают друг об друга |
Покрутили | Одна рука тянется к себе, другая от себя, и наоборот. Пальцы при этом не расцепляются |
Потянули | Руки тянутся в разные стороны. Пальцы выпрямляются, но замок не открывается |
И открыли | Замок резко открывается, а руки широко разводятся в стороны |
Дом
Слова | Движения |
Я хочу построить дом | Руки поднять над головой и сложить домиком, соединив пальцы двух рук |
Чтобы окошко было в нем | При помощи 10 пальцев создать круг |
Чтобы у дома дверь была | Соединить ладони |
Рядом чтобы сосна росла | Правую руку поднять над собой и растопырить пальцы |
Чтобы вокруг забор стоял,
Пес ворота охранял |
Соединить руки в замок и сделать круговое движение перед собой |
Солнце было, дождик шел | Поднять руки над головой. Растопырить, а затем согнуть пальцы и сделать движение, будто что-то стряхивается с кистей |
И тюльпан в саду расцвел! | Соединить ладони и медленно развести пальцы. Так изображается расцветающий бутон |
Друзья-садоводы
Текст | Действия |
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел |
Собрать ладонь в кулак, отогнуть большой палец, затем выпрямить и согнуть наполовину. Выполнить такое движение несколько раз |
Указательный с порога
Указал ему дорогу |
Отогнуть указательный палец, а потом согнуть и разогнуть несколько раз |
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки |
Выполнить аналогичное движение. При этом большой и указательный пальцы сгибаться не должны |
Безымянный подбирает | Повторить движение с безымянным пальцем |
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает! |
Задействовать мизинец |
Шарик
Слова | Действия |
Надуваем быстро шарик | Сложить пальцы в замочек, а затем медленно развести ладони |
Он становится большой | Развести кисти так, чтобы пальцы рук соприкасались только подушечками |
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел |
Соединить ладони обеих рук |
Стал он тонкий и худой! | Сложить пальцы в замочек |
Сидит белка на тележке
Слова | Движения |
Сидит белка на тележке | Энергично сжать и разжать пальцы в кулак несколько раз |
Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заяньке усатому, Кому в зобок, Кому в платок, Кому в лапочку |
По очереди загнуть каждый палец |
Береза
Текст | Движения |
Береза моя, березонька | Выполняется плавное движение левой рукой в сторону и вверх |
Береза моя кудрявая | Действие повторяется с правой рукой |
Стоишь ты, березонька | Поднять руки над собой и сделать вдох |
Посреди долинушки | Опустить руки, сделать выдох |
На тебе, березонька | Поднять руки, вдохнуть воздух |
Листья зеленые | Опустить руки, выдохнуть |
Под тобой, березонька | Поднять, вдохнуть |
Трава шелковая | Опустить, выдохнуть |
Близ тебя, березонька | Поднять руки, вдохнуть и задержать воздух |
Красны девушки венки плетут | Опустить кисти и сделать длительный выдох |
Медузы
Слова | Движения |
Две большущие медузы
Прилепились пузом к пузу |
Ладони соединяются, пальцы растопыриваются |
Выгнем щупальца сильнее –
Видишь, гнуться мы умеем! |
Ладони отрываются друг от друга, а подушечки пальцев соединяются |
Во время игры в ДОУ или в домашних условиях взрослым следует помнить, что зарядка для пальчиков – это веселое развлечение, а не утомительная обязанность.
Советы родителям
Если вы решили начать делать пальчиковую гимнастику со своим ребенком, то стоит учесть несколько простых правил. Они помогут сделать упражнения максимально полезными:
Начните учить отдельные комплексы упражнений постепенно, от более простых к сложным. Главная цель — сформировать боле простые навыки, выучить отдельные элементы, а затем уже можно переходить к более сложным упражнениям.
Каждое занятие должно быть увлекательным и интересным. Малыш должен думать, что это особая игра, тогда он с удовольствием будет повторять ее снова и снова.
Проводите гимнастику регулярно, но не слишком долго по времени
Дети этого возраста довольно быстро устают и теряют к занятиям интерес.
Каждое упражнение желательно повторять несколько раз, четыре или пять за одно занятие.
Уделяйте внимание каждому пальчику, от большого до мизинчика.
Старайтесь рассказывать стихи, сопровождающие упражнения, наизусть, а не читать их из книги.
Делайте каждое упражнение сами, показывайте ребенку пример.
Игры на развитие крупной моторики (жестовые игры)
Тася, ручки покажи (протягиваем ручки вперед)
И ладошкой помаши. (машем рукой)
Пальцы спрячем в кулачок. (пальцы сжимаем в кулачки)
Кулачок упрем в бочок (ставим руки со сжатыми кулачками в бока)
Ножками потопаем, (топаем)
Ручками похлопаем. (хлопаем в ладоши)
Топнем правою ногой, (топаем правой ногой)
Покачаем головой. (качаем головой влево-вправо)
Мы танцуем весело (делаем «фонарики»)
Мы танцуем дружно.
Музыка и песенка –
Вот что Тасе нужно.
***
Вот мы на пол встали,
С Тасей поплясали.
Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Ножки выставляли.
Хлопали в ладошки, (хлопаем в ладоши)
Хлопали немножко.
Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Ножки выставляли.
Ручки поднимали, (поднимаем руки)
На головку клали. (кладем руки на голову)
Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Ножки выставляли.
***
Так мы топаем ногами, (топаем ножками)
Топ-топ, топ-топ.
Так мы хлопаем руками, (хлопаем в ладоши)
Хлоп-хлоп.
Так качаем головой. (качаем головой вправо-влево)
Ой-ой, ой-ой!
Так мы ручки поднимаем, (поднимаем руки)
Выше, выше, выше.
Так мы руки опускаем, (опускаем руки)
Ниже, ниже, ниже.
Так мы ручки подаем, (протягиваем ручки малышу)
Так, так, так.
Так мы кружимся кругом. (кружимся на месте)
Так, так, так.
***
Идет бычок, качается, (ходим на четвереньках)
Вздыхает на ходу: (вздыхаем несколько раз)
«Ох, доска кончается
Сейчас я упаду». (ложимся на пол)
Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет
Чтобы пальчиковая гимнастика привела к положительному результату, рекомендуем проводить их на ежедневной основе. Не нужно заставлять ребенка. Серьезный характер занятий быстро надоедает. Общение должно проходить в игровой форме.
Корзинка с овощами.
Повторяем овощи
Считаем
Как грибочки
Сдобная считалочка.
Муку в тесто замесили
(Двумя руками поочередно разжимает и сжимаем кулачки).
А из теста мы слепили:
(Собираем кончики пальцев в одну точку, затем выполняем хлопок ладошками. Быстро чередуем движения).
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи —
Все мы испечем в печи.
(Из двух кулачков поэтапно раскрываем ладошку).
Очень вкусно!
(Поглаживаем ладошками животик).
Считаем мебель.
Предметы в комнате начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
(На каждый предмет мебели зажимает пальчик).
Много мебели назвал
Десять пальчиков зажал!
(Показать два кулачка).
Зимняя спячка.
Про мишку
Пальчиковая гимнастика для мальчиков.
Мальчишкам
Мамина профессия.
Так вы выучите и профессии
Поздоровайся со мной.
Доброе утро, котенок!
Добрый день, козленок!
Добрый вечер, щенок!
Привет, утенок!
Здравствуй веселый смешной поросенок!
(На каждую строчку разгибаем по пальчику, затем машем ладошкой).
Мир под водой.
Посмотри скорей вокруг!
(Приставляем ладошку по линии бровей).
Что ты видишь, милый друг?
(Ладошками делаем два колечка в виде бинокля).
Здесь прозрачная вода.
Плывет морской конек сюда.
Вот медуза, вот кальмар.
А это? Это рыба шар.
А вот расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
(На каждого морского жителя выполняется пальчиковая гимнастика).
Цветочки.
О цветах
Пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет – Театр
Такая игра основана на сюжете, который можно взять из сказок или придумать самому. Пальчики и руки выступают в роли актеров.
Игра в пальчиковый театр требует определенной подготовки. Маме необходимо нарядить пальчики в театральные костюмы. В современных магазинах огромный выбор разнообразных готовых пальчиковых театров. Но при необходимости изготовить такой театр вы можете дома, из подручных материалов.
Из чего сделать актеров для театра дома?
- Мамам, которые умеют шить или вязать не составит труда сделать маленьких кукол на пальцы из пряжи или ткани.
- Отрезав у старой перчатки пальцы, украсьте их аппликацией.
- Раскрасьте старые колпачки, которые подходят по размеру к пальчикам.
- Прицепите к пальцам не тугие прищепки, заранее раскрасив их.
- Сделайте трубочки из картона и нарисуйте на них героев.
Пальчиковая игра – театр «Теремок»
Текст сказки легко найти в интернете. А шаблоны (героев) необходимо распечатать или нарисовать.
В эту игру можно играть разными способами.
- Герои сказки на пальчиках, а кулачок – это теремок. Распечатайте шаблоны и наклейте на пальцы от перчатки.
Медведь играется второй рукой. - Распечатать шаблоны для большого театра. Каждый герой играется отдельно. Ребенок вставляет пальцы в отверстия и имитирует шаги. После того как герой поселился в теремке, ставим его к окошку, а на пальчики надеваем новый шаблон.
Пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет станут хорошим и полезным дополнением к основным видам деятельности малыша. Чем раньше вы начнете играть, тем больший вклад в развитие ребенка вы внесете.
Прочитали:
12 950
Пальчиковые игры в стихах работа всей кистью (более сложные)
Такие игры задействуют больше мелких мышц, чем в первом случае. И дают больше пространства для фантазии малыша, увеличивая варианты движений. Если у ребенка сначала не получаются сложные движения их можно заменить на более простые. А когда малыш освоит технику упражнения, необходимо увеличить сложность, заменив некоторые движения.
Имитируем действия (глаголы) двумя руками
Девочки и мальчики!
Расправьте свои пальчики! (растопыриваем пальцы обеих рук)
Пополам согните, (сгибаем пальцы пополам)
В кулачок сомкните! (собираем пальчики в кулачок)
Раскройте ладошки, (показываем ладошки)
Встряхните немножко! (трясем расслабленными руками)
Чтоб красиво рисовать
Надо ручкам отдыхать!
В первой части стиха поочередно сгибаем пальцы в кулачок, во второй разгибаем.
Автобус, троллейбус, машина, трамвай, (большим пальцем поочередно касаемся соседних пальцев, начиная с указательного)
О них ты на улице не забывай!
А в море – корабль, ледоколы, суда, (повторяем другой рукой)
Они очень редко заходят сюда!
Пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет можно сопровождать не только стихами, но и песенками.
Нужно ли проводить занятия с детьми 4-5 лет?
После 4 лет большинство детей уже разговаривают, они развиты физически, имеют достаточно устойчивую психику. Казалось бы – зачем им гимнастика для пальчиков? Большинство ученых, изучающих деятельность мозга ребенка, отмечают тесную связь между двигательной активностью и речью. Поэтому для правильной работы речевых органов, что способствуют хорошему произношению, требуется постоянное развитие и усовершенствование мелкой моторики и двигательной функции.
Преимущества проведения упражнений для пальчиков для малышей 4-5 лет:
улучшение памяти;
развитие и тренировка способности концентрировать и удерживать внимание;
стимуляция воображения и творческого мышления;
эмоциональная наполненность речи;
освобождение от монотонности речи;
воспитание быстроты реакции;
развитие артикуляции;
разнообразие досуга;
сближение ребенка с родителями.
Кроме того, проведение пальчиковых игр между занятиями по математике или изучению букв помогает снизить умственную и психическую нагрузку, отвлечь и развеселить маленького ученика.
Как играть с ребенком 2-3 лет в такую гимнастику
Родители могут начинать заниматься пальчиковой гимнастикой со своим чадом еще с рождения. К примеру,
- «Сорока — белобока»
- или «Ладушки»
очень нравятся практически каждому ребенку. Всем малышам от 2 до 3 лет очень интересно изображать своими ручками и пальчиками различных животных и пытаться повторять все движения, которые им показывают взрослые.
Мама или папа должны показывать малышу движения. Сначала он будет наблюдать за тем, что ему показывают, а в дальнейшем ему захочется их повторить. Плюсы гимнастики для деток в том, что ее можно совмещать с веселыми
- стишками
- и даже песенками.
Прежде чем начинать упражнения с ребенком, нужно очень хорошо размять пальцы и руки. Затем, необходимо объяснить ему в чем заключается суть игры. Нужно показать ему основные фигуры и предложить ему попробовать повторить их самостоятельно.
Все это следует делать очень спокойно и терпеливо. Малышу нужно все доступно объяснить, чтобы он понял. Только после этого можно будет переходить к самой игре. Не стоит расстраиваться, если у малыша не получается с первого раза повторить какое-либо движение. Со временем он сможет это сделать.
При пальчиковых упражнениях с детками 2-3 лет родители должны каждое движение делать совместно, при этом они должны к игре проявлять интерес. Начинать следует с двух или трех упражнений, а в последующем их можно будет заменить на новые.
Родителям нужно помнить о том, что не нужно ставить перед ребенком сразу несколько сложных задач, поскольку одна не выполненная может отбить у него желание играть.
Малышам до двух лет правильнее всего будет использовать гимнастику для одной руки, поскольку им будет легче запомнить все движения и он без труда сможет повторить их. А как только он станет постарше, в игру можно будет включить различные предметы.
Пальчиковая гимнастика очень похожа на веселую и интересную игру, поэтому она понравится не только любому ребенку, но и родителям, которые будут с ним заниматься.
Воспитатель детского сада покажет увлекательную пальчиковую гимнастику.
Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет
Картотека зимних игр и пальчиковой гимнастики для детей группы раннего развития 2–3 года
КАРТОТЕКА «Зимние игры и пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста 2-3 года» Воспитатель Курочкина О.А. Власиха 2020 г. Зимние игры и пальчиковая гимнастика Вот и пришла к нам Зимушка-зима! Это время, когда от мала и до велика любят веселиться на улице, кто катается на…
Пальчиковая гимнастика «Елочка» дл детей 3–4 лет
Пальчиковая гимнастика «Елочка» Название игры: «Елочка» Возраст: 3-4 года Цель: формировать у детей интерес к пальчиковым играм, создавать благоприятный эмоциональный фон Задачи: развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, точную координацию движений; совершенствовать умение…
Упражнения
Самые первые пальчиковые игры нужно проводить без стихотворного или сказочного контекста, все внимание малыша должно быть сосредоточено на процессе тренировки нового навыка. Можно предложить ему посоревноваться в ловкости и выдать победителю небольшой приз
Важно не стремиться получить сразу идеальный результат, формировать новые умения нужно постепенно. Вот несколько простых упражнений для детей 2-3 лет
Лучше всего проводить их тогда, когда у вас и малыша появляется несколько свободных минут (например, в очереди к врачу или в пробке). Очень полезно начинать несколькими из них занятия творчеством (рисованием, лепкой).
Кулачки-ладошки
Обе руки лежат на столе. Одна ладошка открыта, другая — сжата в кулачок. Затем нужно несколько раз поменять их положение.
К себе-от себя
Руки стоят на локотках. Выгибаем ладошки на себя, потом прогибаем в обратном направлении. Следим за пальчиками, они должны быть прямыми.
Замок
Пальчиковая игра “Замок”: держим руки перед собой. Соединяем пальцы обеих ладошек друг с другом, «замочком». Выпрямляем руки, выворачивая замок другой стороной, от себя.
Ладошки-близняшки
Держим руки перед собой. Соединяем ладони вместе. Двигаем сомкнутыми ладошками в разные стороны. Следим за их плотным соединением и параллельными движениями.
Пальчики здороваются
Поставить руки перед собой, выпрямить все пальчики на ладошках. Начать соединять парные пальцы — большой с большим, указательный с указательным и т. д. Потом, тоже по очереди, разъединить их.
Упражнения
Вариантов упражнений для пальчиков существует очень много, они не обязательно являются частью законченной истории. Их можно подобрать не только по возрасту ребенка, но и разным темам. Например, овощи или домашние животные, перелетные птицы или транспорт. Вот несколько таких зарядок:
Одна из самых простых — это пальчиковая гимнастика про цветы:
Рост цветочек на полянке, (ставим руку на локоть)
Распускался спозаранку. (открываем пальчики на ладошке)
Днем стоял и красовался (наклоняем кисть в разные стороны)
Ну а на ночь закрывался (закрываем пальчики).
Собирали мы цветочки, (раскрытые ладошки складываем «чашечкой»)
Чтоб сплести их них веночки. (водим пальчиком по ладошке)
Получился вот какой, (складываем большой круг из пальцев)
Яркий, пышный и большой!(раскрываем все пальчики на ладошках, разводим их в стороны)
Очень простая и полезная пальчиковая гимнастика Деревья качаются:
Вот два дерева в лесочке (руки на локоть, пальчики открыты)
Наверху у них листочки (собрали пальчики, шевелим ладошками)
Ветер начал задувать (руки с раскрытыми пальчикам качаются)
И листочки обрывать. (ладошки «собрали» и медленно опустили на стол)
Малышам очень нравится пальчиковая гимнастика про апельсин, веселая и несложная:
Вот у Саши апельсин (сжимаем пальцы в кулачок)
Чистил он его один. (открываем пальчики по одному)
Сочный фрукт сам разломил, (изображаем обеими руками это действие)
И друзей всех угостил! (открываем ладошки перед собой).
Можно выполнять этот комплекс упражнений и под стихотворение «Мы делили апельсин», если ваш малыш уже немного подрос и хорошо знает этот мультфильм.
Для детей 3 лет может быть использована пальчиковая гимнастика про животных жарких стран или Крайнего Севера. Постепенно упражнения и стихи к ним становятся все сложнее и интереснее.
Очень популярна у педагогов пальчиковая гимнастика про засолку капусты:
Вот большой кочан капусты (изображаем руками большой шар)
Но без соли он не вкусный.
Будем мы его рубить (ставим ладошки на ребра и стучим ими по столу)
И солить-солить-солить (складываем пальцы вместе и имитируем посыпание солью)
Хорошенько все пожмем (активно сжимаем и разжимаем пальчики)
И морковочки натрем. (проводим сжатым кулачком по открытой ладошке)
Упражнение Ежик подойдет для тех ребят, кто уже хорошо освоил более простые варианты. Кстати, это хороший пример пальчиковой гимнастики для детей 3-4 лет, более старшего возраста.
Ходит ежик по полянке (пальчики одной руки «ходят» по ладошке другой)
Собирает не поганки, (качаем указательным пальцем перед собой)
А хорошие грибочки (делаем ножку и шляпку из кулачка и ладошки)
Все для сына и для дочки. (переплетаем пальцы обеих рук и поднимаем их)
Польза пальчиковой гимнастики
Не для кого не секрет, что пальцы являются очень значимой частью тела. Именно от их состояния зависит мелкая моторика. Чтобы развить мелкую моторику для малышей 2-3 лет и разработали пальчиковую гимнастику. Но для чего еще необходимы пальчиковые упражнения?
Ответ прост — чем лучше у малыша развита мелкая моторика, тем быстрее и проще он научится справляться с ложкой и карандашом, у него будет отличная память и внимание.
Дети с развитой моторикой быстро учатся
- застегивать пуговицы
- и завязывать шнурки.
В дальнейшем в школе такие малыши показывают прекрасные результаты в учебе. Кроме этого пальчиковые игры для них помогают развивать их речь. Именно по этой причине данный вопрос становится особенно актуальным для большинства родителей.
Реакция ребенка 2-3 лет так же во многом зависит от мелкой моторики. Помимо этого такие упражнения способствует развитию памяти. Именно поэтому она очень важна для детского развития.
Так же такие упражнения прекрасно развивают познавательные способности малыша. Хотя не мало важная их особенность и в том, что она еще помогает наладить доброжелательные отношения с малышом.
Двое толстых поросят
Поставить ладони ребром на стол, как закрытые ворота, большие пальцы приподнять.
Двое толстых поросят
За воротами стоят.
Поросята эти ждут
Что им кушать принесут.
Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными. Сгибать и разгибать большие пальцы.
Двое толстых поросят
Снизу в щёлочки глядят,
Бегают туда — сюда:
«Где же вкусная еда?»
Стучать большими пальцами по ладошкам.
Двое толстых поросят
В дверь копытцами стучат,
Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола.
Вдруг открылась эта дверь:
«Можно выбежать теперь!»
Сложить ладошки как корытце, шевелить большими пальцами.
Двое толстых поросят
Громко, радостно визжат:
«Вот корыто, да, да, да,
А в нём вкусная еда!»