Техника проведения логопедического массажа

Небольшие нюансы

Некоторые детские центры преподносят логопедический массаж как панацею от всех проблем с речью. Однако среди специалистов нет единого мнения об использовании такого метода при определенных проблемах.

Например, при задержках речевого развития подобное воздействие не будет играть ключевой роли. В основе дефекта лежат нарушения развития областей мозга. Логопедический массаж не поможет их исправить. Среди специалистов нет однозначного мнения о необходимости такого вмешательства. Может быть показан только расслабляющий массаж.

При проблемах с письмом, чтением и счетом процедура тоже бесполезна, так как в основе дефекта лежат иные нарушения. Именно их устранением необходимо заняться. Допускается использование пальцевого массажа для стимуляции мелкой моторики.

Важно учитывать причины дефекта. Если ребенку не хватает для произношения звука «Р» выдоха, то разминание языка или щек ему в этом не поможет

При проблемах со слухом, интеллектом или зрением подобное воздействие тоже бесполезно.

При ДЦП часто рекомендуют проводить логопедический массаж, но он не всегда разрешен. Только невролог имеет право назначать такие процедуры. При неправильном подходе массаж может только навредить.

Достоинства и недостатки

Артикуляционный массаж имеет как свои достоинства, так и некоторые недостатки.

В числе первых:

  • Простота и безболезненность. Процедура логомассажа может быть приятной и даже желанной для ребенка, особенно если родители, выполняя ее, поощряют его и уделяют достаточно внимания эмоциональному контакту.
  • Видимые результаты. Комплексное применение логопедических упражнений и массажа при задержке речевого развития способствует более быстрому восстановлению нарушенных функций речевого аппарата и дефектов речи. Без массажа динамика положительных изменений выражена не так ярко.
  • Улучшение кровообращения в тканях, функционировании сосудов и капилляров.
  • Повышается сократительная способность мышц, укрепляются мышечные волокна, увеличивается их эластичность.
  • Благотворное влияние оказывается и на нервную систему, так как заботливый телесный контакт во время массажа способствует снятию эмоционального напряжения малыша, эмоциональных блоков, которые зачастую становятся как причинами, так и следствиями нарушения речевого развития.
  • Доступность большинства методик логомассажа. Их с успехом можно выполнять как во время занятий с логопедом (как правило, перед речевыми упражнениями), так и в домашних условиях.
  • Вариативность видов логомассажа, благодаря которой детки с самыми разнообразными проблемами речи могут получить адекватную помощь, учитывающую их индивидуальные особенности и ситуацию.
  • Отсутствие необходимости в медикаментозных препаратах для коррекции речевых особенностей.
  • Возможность выполнять логомассаж подручными средствами – пальцами, ложками, зубными щеточками.

Что касается недостатков:

  • При массаже лечебное воздействие оказывается лишь на мышцы и ткани речевого аппарата. С его помощью невозможно избавить детей от серьезных аномалий в его строении, к примеру, когда дислалия вызвана слишком короткой подъязычной уздечкой.
  • Некоторым детям неприятна процедура массажа, так как они очень чувствительны к личностным границам и не позволяют взрослым производить какие-либо манипуляции с собой. Особенно такая проблема может встать, если массаж должен выполнять врач, а не родитель. Не с каждым малышом получится договориться, а производить массаж при его несогласии будет попросту бесполезно.
  • Некоторые виды массажа может проводить лишь обученный специалист, другие же доступны любому внимательному родителю. Как правило, для коррекции в трудных случаях – при серьезных нарушениях речи или выраженных аномалиях в строении речевого аппарата – применяют и более сложные виды логопедического массажа: зондовый по методике Е. В. Новиковой, а также аппаратный и вакуумный.

Эффективные виды логопедического массажа для детей

Кратко рассмотрим некоторые популярные логопедические методики, при помощи которых лечат речевые расстройства у детей.

Логопедический массаж по Новиковой

Массаж зарекомендовал себя как надежный способ устранения разных нарушений речи. Методика благотворно влияет на ребенка в целом, а также затрагивает области нервной и мышечной систем, без активного участия которых речеобразующий процесс невозможен. В создании своего метода логопед Е. В. Новикова делает акцент на массаж языка, губ, щек, скул и мягкого неба с применением специальных зондов.

Несмотря на устрашающий вид инструментов, зондовый логопедический массаж довольно простой и показывает прекрасные результаты. В рабочем комплекте 8 оригинальных зондов, каждый из которых используют с определенной целью, массируя мышцы тех или иных участков речевого аппарата. Методика исправляет недостатки произношения у взрослых и детей. Малышам такой массаж показан уже с 6 месяцев.

Техника выполнения логопедического массажа зондами имеет некоторые особенности. Прежде всего, специалист осматривает артикуляционный аппарат: мимические, жевательные мышцы, мышцы губ, щек, языка и мягкого неба. Это дает возможность установить место локализации и степень дефекта. Продолжительность работы определяется тяжестью нарушения, возрастом пациента и его индивидуальными особенностями.

Для успешного лечения важны не только опыт и навыки логопеда, но и элементарная дисциплина родителей ребенка, ведь занятия должны быть своевременными и регулярными. Качественно выполненный зондовый массаж принесет свои плоды: нормализуется речевая моторика, активируется и восстановится деятельность всех пораженных участков.

Логопедический массаж ложками

Изобретателем этой методики массажа стал доктор Рене Кох. В качестве вспомогательного инструмента на занятиях используют обычную ложку, горячую или холодную. Для массажа лица подойдут чайные ложки, а для работы с полостью рта и языком удобно использовать кофейную ложечку.

Такой массаж примечателен следующими достоинствами:

  • качественно улучшает артикуляционные движения у ребенка;
  • способствует формированию правильного уклада органов артикуляционного аппарата;
  • нормализует тонус мимических и артикуляционных мышц;
  • развивает мелкую моторику;
  • совершенствует пространственную ориентацию.

По отзывам специалистов, логопедический массаж ложками имеет массу преимуществ:

  1. Ложки есть в каждой семье, а если нет подходящей по размеру ложки – ее нетрудно купить.
  2. Ложка не смущает и не пугает ребенка. Наоборот, столовый прибор вызывает приятные ассоциации с едой.
  3. Подавляющее большинство маленьких пациентов уже умеют обращаться с ложкой, поэтому им не составит труда выполнять задания логопеда. Более того, этот инструмент безопасен.
  4. Стерилизовать ложки не нужно, достаточно их вымыть.
  5. Занятие с ложками исключает у ребенка отрицательную реакцию на массаж руками логопеда.
  6. При самостоятельном выполнении массажа ложками дети легко запоминают названия частей лица и усваивают предлоги и предложные слова.
  7. Меняя температуру ложек, в процессе массажа легко добиться релаксационного или стимулирующего эффекта.
  8. Даже самая маленькая ложка – кофейная – воздействует на гораздо больший по площади участок, чем палец.
  9. При помощи ложки не составляет труда сделать такие массирующие движения, которые пальцами воспроизвести невозможно.
  10. Массаж ложками достаточно легкий и хорошо усваивается детьми.
  11. Выполнение заданий массажной программы ложками стимулирует развитие мелкой моторики.
  12. При выполнении самомассажа ложкой ребенок никогда не причинит себе боли.
  13. Массаж ложками могут изучить родители и успешно заниматься с ребенком в домашних условиях.

Логопедический массаж по Дьяковой

Дьякова Елена Александровна – практикующий логопед, кандидат наук, доцент логопедии, президент Международного института речевой патологии и автор более чем 60 научных и научно-практических работ по речевой патологии в целом и логопедическому массажу в частности. Специалист проводит регулярные мастер-классы для логопедов, дефектологов, массажистов речевых отделений, студентов дефектологических факультетов и небезразличных родителей. Полезные знания можно почерпнуть из библиографии автора или при личной встрече (по предварительной записи на мастер-класс).

Видео демонстрирует, как проводят логопедический массаж по Дьяковой:

https://youtube.com/watch?v=zTB4jmeensA

Массаж ложками

Метод массажа ложками может применяться в домашних условиях. Он значительно улучшает развитие речи у детей. Для выполнения манипуляции нужно две пары чайных ложек. Проводится массаж следующим образом:

  • Выпуклой поверхность ложки поглаживается височная область.
  • Аналогично поглаживаются глазные впадины. Двигаться нужно вдоль брови к внешней границе глаза. Под глазом движения осуществляются в обратном порядке.
  • Делаются круговые поглаживания щек.
  • Височная зона растирается горкой ложки по спирали. В конце нужно аккуратно нажать на обрабатываемую зону.
  • Спиралевидными движениями горки ложки растирается зона между бровями.
  • Ребром ложки массируются щеки от подбородка к глазам.
  • Кончиком изделия растирается носогубная область.
  • Легкими нажатиями конца ложки прорабатывается отдельно каждая губа.
  • Зона скул и подбородка разминается круглой частью ложки круговыми движениями.

Логопедический массаж помогает устранить нарушения речи у ребенка и обеспечить нормальное развитие речевого аппарата. Он должен выполняться регулярно и по правильной технике.

Комплекс массажных упражнений

После массажа желательно перейти к специальным упражнениям, которые не только закрепляют эффект от процедур, но и позволяют развить речевой аппарат, улучшают моторику, двигательную функцию мышц.

Для губ

Упражнения для улучшения подвижности губ включают в себя:

  • медленные поглаживания от середины к уголкам;
  • плотное смыкание губ, после чего по ним проходят легкими постукиваниями. Повторить не более 4 раз;
  • 3-4 спиральных движения указательным пальцем. Ведем от середины губ к уголкам. Выполняется при сомкнутых или приоткрытых губах;
  • сомкнутые и вытянутые вперед губы;
  • круговые движения пальцев в уголках рта (5-7 повторов);
  • поглаживание с легким нажатием.

Движения должны быть направлены на стимуляцию мышечной ткани, поэтому слишком медленные и мягкие поглаживания желательно не использовать.

https://youtube.com/watch?v=1Aowp9c0Lac

Для языка

Упражнения для работы с языком подразделяются на несколько комплексов. Первый — это классическое массирование, дополненное вибрационными похлопываниями в течение 15 секунд.

Второй начинается с расслабляющего массирования, включающего:

  • надавливание на подчелюстную ямку в течение 15 секунд;
  • проведение пальцами от середины подбородка к краю скулы.

Затем с использованием салфетки одной рукой придерживают язык за кончик, а второй массируют. Движения — прямолинейные, спиралевидные или круговые. Направление:

  • от центра к кончику и в стороны;
  • поперек.

После этого переходят к перекатыванию языка, пощипыванию краев, поглаживанию всей поверхности и поглаживанию подъязычной зоны. Десну проходят в горизонтальном направлении.

Третий комплекс упражнений требует использование зубной щетки. Если у малыша язык слабый, то движения проводят от краев к центру. При напряженных мышцах приемы совершают от центра в стороны. Ребенка просят высунуть язык. Если имеется патология, то язык через некоторое время отклонится в сторону. Сторона отклонения — спастическая, и ее нужно прорабатывать поглаживаниями, мягкими растираниями и вибрациями. Воздействие на нее минимально. Вторая сторона — вялая, и ее нужно стимулировать сильными пощипываниями и надавливаниями.

Во время проработки язык удерживают 2 пальцами левой руки. Тыльной стороной зубной щетки проводят в разных направлениях волнообразными, спиралевидными и прямыми движениями.

Для ушей

На ушах расположено много биологически активных точек, и воздействие на них позволяет улучшить слух и зрение, речь, память, концентрацию внимания. Детский массаж ушей может выполняться как родителями, так и самостоятельно уже подросшими малышами.

При проведении обязательно соблюдать последовательность:

  • мочку размять и потянуть вниз;
  • размять завиток;
  • хорошо растереть внутреннюю и наружную поверхность;
  • скрутить ушную раковину, потянув вперед и назад, вверх и вниз;
  • сделать несколько круговых движений ушами.

Упражнения можно повторять несколько раз в день, а лучшее время для проведения — утро и вечер.

Для шеи и рук

Массирование шеи выполняется из положения лежа. Голова должна лежать ниже уровня плеч. Шею поддерживают одной рукой, другой совершают медленные вращательные движения головой в стороны. Затем плавно поворачивают голову вправо, влево, вперед и назад. Не более 5 повторов для каждой стороны. После этого переходят к поглаживанию задней поверхности от линии роста волос вниз и в стороны. Увеличивая нажим, совершают разминания и растирания сверху вниз.

Массаж рук рекомендован с двухмесячного возраста. Начинают с массирования суставов пальцев, затем на каждую подушечку нажимают до 10 раз. Сила нажима увеличивается постепенно. За нажатиями следуют круговые движения по ладошке и поглаживания от центра к краям. Дополнительно можно пкрутить пальцами, сделать несколько сгибательно-разгибательных движений или массировать от основания ладони вверх.

Массаж ложками

Массаж выполняется 2-мя пластмассовыми либо силиконовыми ложечками:

  • погладьте несколько раз губы выгнутой частью ложек;
  • выполните движения ложечками по губам по кругу;
  • слегка придавите носогубную складку кончиком ложечки;
  • поскребите ложками по губам;
  • выгнутой частью по кругу помассируйте щеки и подбородок;
  • повторите для висков, на верхнем и нижнем веке;
  • разотрите скулы, область между бровями.

Завершите всю процедуру массирования, нежно поглаживая голову, щеки, лицо малыша. Скажите, какой он молодец.

Логопедический массаж необходимо выполнять очень осторожно, без причинения ребенку неудобства. Для положительных результатов сеансы должны вызывать у детей только положительные эмоции

Стихотворение содержит инструкции, описывает порядок и способ выполнения упражнения. Движения включают растирания, надавливания, постукивания различными частями ложки (черенком, выпуклой стороной, внутренней стороной)

Виды массажа

Существует множество разных методик. Для некоторых из них требуются зонды, для других достаточно только салфетки. Некоторые комплексы можно проводить в домашних условиях, другие подвластны только специалисту.

Средняя длительность курса – около 20 сеансов. Их проводят через день. После перерыва в месяц можно повторить. В тяжелых случаях количество процедур увеличивают.

Длительность самой процедуры зависит от:

  1. формы нарушения;
  2. индивидуальных особенностей;
  3. возраста.

Как правило, начинают с небольшого времени – от двух минут. Постепенно его увеличивают до 20 минут.

Один из основополагающих авторов методики – Дьякова. Именно она структурировала ранее известную информацию и вывела определенную последовательность действий. Они направлены на все части лица и позволяют производить как работу по активизации, так и по расслаблению.

Архипова в своей работе разработала несколько комплексов упражнений. Каждый из них направлен на решение определенных задач:

  • ригидности (плохой чувствительности) мышц;
  • гиперкинезов (непроизвольных движений);
  • параличей.

Для каждого комплекса были собраны упражнения, которые воздействовали на определенные точки лица. Например, чтобы расслабить мышцы лица нужно провести легко пальцами ото лба к вискам. Для снятия тонуса языка – делают поглаживающие движения от кончика к корню.

Зондовый массаж при дизартрии применяется не так давно. Инструменты для него были разработаны Новиковой. В стандартный комплект входит 9 зондов. Каждый из них используется для определенных целей.

Например, «Саночки» (бывают трех размеров) предназначены для активизации мышц. Их легко проводят вдоль органа и такой небольшой нажим отлично стимулирует мускулатуру. Название же произошло из-за того, что зонд напоминает полозья санок – конец инструмента также закруглен.

«Топорик» имеет сложную форму и выглядит как две сплющенные петли. Его используют для решения проблем с тонусом: если он повышен, то надавливания легкие, если понижен – сильные.

Некоторые авторы дополнили комплект Новиковой. Так, Томилина внесла зонды с су-джок-эффектом. Они обладают небольшими затупленными шипами и это оказывает дополнительное стимулирование. Свои зонды есть у Крупенчук, Микляевой и других.

Еще используется самомассаж. При правильном обучении ребенок самостоятельно выполняет необходимые манипуляции. Крупенчук разработала специальный комплекс с использованием чайных ложечек. С их помощью растираются и разглаживаются мышцы.

Инструменты для массажа и техника выполнения

Массаж следует доверять специалисту высококвалифицированному и опытному. Желательно, чтобы использовались качественные и безопасные зонды от зарекомендовавших себя фирм. Родители должны водить малыша на каждую процедуру, а если занятия проводятся дома, то их нельзя пропускать.

Курс процедур длится 2 – 3 недели. После 1,5-месячной паузы курс возобновляют. Повторность каждого упражнения – 30 – 35 раз. Иногда достаточно одного курса, чтобы привести в норму речь. Обычно дети с удовольствием идут на процедуры, не испытывают от зондов никаких неприятных ощущений.

Массажисты используют следующие логопедические зонды для массажа:

  1. Вилочковый (№1). Острым концом приспособления колют язык, губы, щёки, заднюю стенку полости рта. В результате мышцы начинают интенсивно сокращаться. Производятся аккуратные и несильные движения. После нескольких занятий специалист может добавить к покалыванию покачивания зондом. Инструмент в течение нескольких секунд качают в разные стороны и по кругу.
  2. Восьмерка (№2). Инструмент предназначен для стимулирования губ, языка и щёк. Выбранный участок тела растирают сверху вниз и обратно петлеобразной основой. По поверхности языка зонд не двигают, только давят на орган, качают петлю на нём.
  3. Саночки (№3 – большие, №4 – средние, №5 – мелкие). Приспособления для стимулирования мускулатуры языка, губ, щёк и задней стенки ротовой полости различаются величиной основы, силой давления, охватом рабочей области.
  4. Топорик (№6). Инструмент для активной работы с языком, губами и скулами. Он давит на мышцы, перекатывается по ним, восстанавливая здоровый мышечный тонус. При гипотонусе давят сильнее, при гипертонусе – слабее. Сдавливание не должно длиться больше 5 секунд.
  5. Крестовина (№7). Инструмент работает исключительно с языком. Он давит на орган, толкает его назад, благодаря чему активно сокращаются языковые мышцы.
  6. Толкачик (№8). Зонд предназначен для поочередного давления на язык и расслабления органа. Давление длится не больше 5 секунд.

Показания к проведению

Применение специального массажа для развития речи рекомендуется в следующих случаях:

  1. При нечетком произношении звуков, особенно сложных фонетических сочетаний. Распространенной проблемой, с которой с успехом справляется логопедический массаж, является замена шипящих или произнесение букв Л и Р, Г и Д, представляющих трудность для некоторых детей.
  2. При избыточном неконтролируемом слюноотделении, которое не является редкостью при освоении малышами речи.
  3. При заикании, вызванном невротическими причинами. Ребенок может как несколько раз повторять «трудный» слог слова, так и вовсе «спотыкаться» на нем и замолкать, не произнося слово до конца.
  4. При нарушении тонуса мышц, которые принимают непосредственное участие в процессе артикуляции. Причем проблемой может стать как гипертонус – излишнее перенапряжение мышц, при котором у детей возникают трудности при переходе от одного слога к другому, так и гипотонус, при котором артикуляция слишком вялая, ребенок «мямлит» или «проглатывает» части слов.
  5. При задержке речевого развития по неустановленным причинам, диагностируемой в трехлетнем возрасте.
  6. При моторной или моторно-сенсорной алалии.
  7. При нарушениях голоса.
  8. При перенапряжении во время произношения звуков, из-за которого ребенок может жаловаться на усталость, ощущение «кома в горле», а также боли в области голосовых связок.
  9. При ринолалии, когда произношение звуков затруднено неадекватным резонированием в полости носа – чрезмерным или недостаточным. Применяют массаж и при дизартрии.
  10. При дислалии, когда затруднение в произношении звуков вызвано слишком короткой подъязычной уздечкой.
  11. При любых занятиях с логопедом для ускорения наступления позитивных изменений.

Логомассаж должен проводиться регулярно и дозированно, в зависимости от возраста и индивидуальных показаний:

  • От 2 месяцев до 3 лет – продолжительность каждого сеанса не должна превышать 10 минут, а начинать желательно с 3-4 минут, чтобы малыш не уставал от манипуляций. Деткам раннего возраста процедуру можно проводить, уже начиная с двух месяцев. Поскольку в этот возрастной период о речи судить еще рано, логомассаж делают в качестве профилактики. Лучше, чтобы детям до года массаж выполнял специалист.
  • С 4 до 7 лет – продолжительность не должна превышать 15 минут, начинать лучше с 5-7 минут.
  • С 7 до 10 лет – младшие школьники уже хорошо могут выдерживать полезные процедуры, поэтому продолжительность может быть 25-30 минут.

Важно также учитывать, что необходимо делать массаж курсом и регулярно. О том, сколько сеансов проводить, когда завершить курс, может сказать лишь логопед

При этом важно соблюдать размеренность и учитывать интересы ребенка.

Конечно, ежедневные занятия принесут лучший результат за более короткий срок, однако кроха может устать от этих процедур и отказываться от массажа, что негативно отразится на его качестве.

Оптимально производить массаж один раз в 2-3 дня, сопровождая его позитивным общением с малышом: можно петь ему или рассказывать сказку, а также поощрять в конце каждого сеанса чем-то приятным. Тогда ребенок с готовностью будет выполнять все ваши инструкции, воспринимая процесс как игру, а не как неприятную обязанность.

Методики

Отличия различных методик заключаются в способе проведения массажных действий, их интенсивности, продолжительности и других нюансов. Из-за этого эффективность различных методов при разных патологиях различается.

Выделяют методики:

  • Новиковой;
  • Дьяковой;
  • Краузе;
  • Приходько.

Цель любого метода одна — воздействовать на язык, а также другие важные речевые элементы.

А именно:

  • щеки;
  • руки;
  • губы;
  • мочки ушей.

Во время исполнения массажа используются разные массажные элементы:

  • надавливания;
  • растирания;
  • вибрации;
  • поглаживания.

При гипотонусе

Если родители хотят проводить терапию при гипотонусе дома, то следует придерживаться следующих принципов:

  • все действия должны быть направлены на активизацию мышечных волокон;
  • необходимо массажировать не только язык, но и мышцы плечевого пояса.

Подойдет методика логопедического массажа Дьяковой Е. А., по которой рекомендуется выполнять действия в определенной последовательности:

  1. Вначале потребуется провести массаж мимических мышц.
  2. После перейти к губам, языку, шее.
  3. Заканчивать необходимо мышцами плечевого пояса. Во время процедуры используют поглаживание и точечное надавливание. Такое воздействие поможет избавиться от гипотонуса.

При гипертонусе

При гипертонусе задача — расслабить все мышцы. Используются легкие и скользящие движения. Точечные надавливания исключаются. Процедура носит расслабляющий характер и проводится в удобной позе.

Объектами процедуры становятся:

  • язык;
  • мимические мышцы;
  • губы.

Желательно массировать все части тела, которые страдают от гипертонуса. Комплексный массаж требуется детям с ДЦП. Детский церебральный паралич требует постоянной терапии и контроля со стороны специалистов. Это состояние нередко сопровождается повышенным тонусом мышц. Регулярная физиотерапия позволяет значительно снизить симптомы болезни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector