Учимся кушать самостоятельно
Содержание:
- Как быстро научить кушать самостоятельно
- Какой должна быть правильная ложка?
- Какую ложку выбрать для ребенка?
- Когда начинать?
- Нехитрые приемы
- Важные рекомендации родителям
- Возраст, в котором лучше всего отрабатывать навык
- Если ребенок не хочет есть сам
- Что нужно делать?
- Этикет для малыша
- Когда учить ребенка есть ложкой самостоятельно?
- Выбор столового прибора
- Когда ребёнок кушает самостоятельно
- Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: советы
- О хороших манерах…
- Разработка навыков
- Когда начинать
- Альтернатива ложке — вилка
- Как научить жевать и глотать
- Что необходимо знать, получая новый опыт
- Правильный выбор ложки для ребенка
Как быстро научить кушать самостоятельно
Нужно усвоить, что научить ребенка есть ложкой самому в 6 месяцев или в год не получится. Ему нужно время попрактиковаться, а Вам – терпение все выдержать. Чтобы обучение прошло максимально гладко, есть смысл следовать простым правилам и:
- Правильно выбирать время. Ребенок будет охотно держать ложку, если он полюбит сам процесс поедания пищи. Если это ему в тягость, о чем будет свидетельствовать употребление блюд под мультики, можно и не начинать. Лучше дождаться более благоприятного периода.
- Показывать пример. Дети учатся, подражая. Усадите кроху за стол, дайте ложку и возможность покопаться ею в Вашей тарелке, и результат не заставит себя долго ждать.
- Не торопить. Пусть Ваня из 10-й квартиры в 12 месяцев сам ест суп, а Валя из 5-й – в полгода пюре, спешить за ними не стоит. И ругать за медлительность тоже. Для малыша прием пищи – это не просто насыщение, но и игра, так дайте ему немножко поиграть, получив от столового прибора удовольствие. Ребенок должен полюбить его, и тогда у него все получится.
- Подбадривать. Размазанная каша по столу, на полу, на слюнявчике… Дети умеют ею играть, но ведь даже на первых порах делают успехи. Похвалите за них, вселите уверенность в своих силах, и все это окупится сторицей.
- Не забывать про индивидуальность. Пусть в литературе написано, что к 1,5 годам нужно научить ребенка есть ложкой, начав процесс в 9 месяцев, Ваш малыш в эти правила может не вписаться. Да и не только Ваш. Многие дети сначала кормят игрушки, родителей, стол, прежде чем отправить ложку себе в рот. Это нормально.
- Помогать. Если крохе тяжело орудовать столовым прибором самому, есть смысл ему помочь. Возьмите его ручку с ложкой в свою руку и продублируйте ею все движения. Быть может впоследствии придется повторить все не раз, но оно того будет стоить.
- Тренироваться. Знаете, где можно оттачивать нужный навык? В песочнице. Захватите с собой ведро и лопатку, ведь процессы так похожи.
- Заинтересовывать. Дети любят глазами. Предложите им красиво оформленные блюда, и Вы сами во всем убедитесь. Другой вариант – пообещать сюрприз после опустошения тарелочки. Последним может выступать рисунок на ее дне.
- Запасаться терпением. Процесс обучения еде из ложки – не легкий. К тому же он утомителен, хотя бы с той точки зрения, что маме после него нужно все перемывать. Чтобы минимизировать вред, достаточно подобрать место для приема пищи. В идеале, на полу там не должно быть ковров, а вблизи – легко пачкающихся обоев. Есть и другой вариант – обновить ремонт после обучения.
Ниже прилагается видео, иллюстрирующее, как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно.
Какой должна быть правильная ложка?
Чтобы после первого же опыта малыш с ревом не отбросил ложку и не запомнил обиду надолго, столовые приборы нужно выбирать правильно. Вы можете приобрести специальную анатомическую ложечку. Она удобно ложится в крохотную ручку, малышу будет несложно зачерпывать пищу. Есть только один недостаток: ребенок не научится кушать обычными столовыми приборами и через несколько месяцев его придется переучивать.
Первая ложечка обязательно должна понравиться малышу. Иногда дети по непонятным причинам категорически отвергают какой-нибудь предмет, плачут при одном его виде. Если такое произошло, не заставляйте его пользоваться нелюбимыми приборами, приобретите другую ложку. При этом учтите основные требования.
Детская посуда должна быть:
- небольшой;
- легкой:
- безопасной:
- удобной.
Внимательно подойдите к выбору материала, из которого изготовлены детские столовые приборы. Традиционно малышей кормили из металлической чайной ложечки. Лучше, чтобы она была сделана из серебра, этот металл обладает способностью уничтожать инфекцию.
В продаже можно встретить модели из разных материалов.
Резиновая (силиконовая) ложечка мягкая, удобно входит в маленький ротик и не травмирует его в случае неосторожного движения.
Пластмасса хороша тем, что из нее можно изготовить изделия разных расцветок. Красочные легкие столовые приборы очень нравятся малышам
Кроме того, можно найти пластиковую ложку, которая меняет цвет зависимости от температуры пищи
Но в любом случаем маме всегда важно пробовать пищу, которой она собирается накормить ребенка, чтобы не обжечь его, поэтому это качество скорее способно развлечь кроху и пригодится для экспериментов и игр с водой в большей степени, чем для кормления.
Для приучения к садику лучше пользоваться стальными или железными ложками. С ребенком можно пойти в гости, там он будет спокойно кушать и не искать с ревом свою любимую красную ложечку.
Какую ложку выбрать для ребенка?
ложечки для малыша Не мало важным будет выбор ложки для ребенка. Когда подберете ложку, хорошо, если она будет только его. Малыш будет знать где лежит его ложка и будет с радостью и гордостью ее брать и садиться за столик.
Детям можно использовать следующие виды ложечек:
- Чайная ложечка — классика. Такими ложечками учили нас родители и бабушки. Они удобные и компактные. К тому же идеально подходят для кормления.
- Анатомическая — бывает ложечка и вилочка. Это специально разработанные ложки для детей. Они удобные, ими хорошо зачерпывать еду, хорошо лежат в маленькой ручке. НО есть и минусы: когда малыш привыкает к такой ложке, ему потом трудно кушать обычной ложкой.
- Серебряная ложка. Она хороша тем, что обеззараживает пищу. Обычно такие ложки по традиции дарят при крещении, крестный отец или мать.
- Резиновая ложка. Она хороша лишь тем, что не травмирует ротик малыша. Но подходит только при введении прикорма, так как ребенок не сможет ей кушать сам, она не удобная для маленьких и нежных ручек.
Рекомендуется для малышей от 10 до 18 месяцев использовать пластмассовые ложечки. Они легкие, красочные, легко ложатся в детскую ручку.
А вот детишкам по старше рекомендуется покупать железные ложечки, аналогичные взрослым.
Когда начинать?
Умение пользоваться ложкой каждому ребёнку даётся по-разному: кому-то с первых попыток, а кому-то на это понадобятся месяцы. Но с первого года большинство детей уже едят без помощи родителей.
Психологами рекомендуется: начинать приучение ребёнка к ложке нужно тогда, когда на стульчике для кормления он уже сидит уверенно и кушает при помощи матери. В среднем в это время ребёнку 7–8 месяцев.
Первые проявления самостоятельности ребёнка в приёме пищи происходят обычно при еде печенья, сухариков, хлеба. Эти продукты он первыми начинает есть сам. Следующий этап – когда он начинает трогать еду в тарелке, берёт в руки. Не ругайте его за это! Таким образом он тренируется: беря еду руками, попасть ею в рот. Такими маленькими шажками ребёнок приближается к тому, чтобы освоить навык самостоятельного употребления пищи. Чтобы начать пользоваться ложкой, малышу нужно сначала научиться брать и держать в руках предметы. После освоения малышом этого умения (приблизительно к 8-мому месяцу) можно начинать приучение к ложке.
Нехитрые приемы
Есть еще несколько нехитрых приемов, с помощью которых ребенок сам захочет взять в руку ложку и кушать ей.
- Не кормите ребенка отдельно от всей семьи. Старайтесь кушать всем вместе. Малыш должен сам видеть, как пользуются ложкой и вилкой. Ему обязательно захочется попробовать самому делать также, ведь в возрасте около года малыши всегда стараются подражать всем вокруг. Именно в это время их можно обучить таким необходимым навыкам.
- Ходите к друзьям в гости и в места, где есть старшие дети, которые самостоятельно кушать. Малыш должен видеть, что детишки также как и взрослые должны есть сами. Именно поэтому быстрее учатся держать ложку те дети, у которых есть старшие братик или сестренка. Они служат наглядным примером для малыша.
- Сажайте ребенка на отдельный стул и не спешите его кормить. Поставьте перед ним приборы, и пусть он сам попробует справиться с ними. Если он слишком мал и у него не получится, можно будет ему помочь.
- Если малыш еще плохо ест ложкой и больше ковыряет еду, то обязательно его докормите. Из-за своего неумения или усталости он может съесть слишком мало и остаться голодным.
Важные рекомендации родителям
Размышляя, как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно, не забывайте, что все нужно делать методично, постепенно и без отрицательных эмоций. Только в этом случае можно добиться хороших результатов.
Дети поначалу всему учатся у своих родителей, так как они постоянно находятся рядом с ним в первое время. Они повторяют многие действия за мамой и папой, поэтому нельзя допускать проявления отрицательных эмоций. Это касается и приучения к ложке. Важные рекомендации помогут родителям не допустить ошибок:
1. Обязательно надо мыть руки перед едой и после нее.
2. Защитить одежду ребенка фартучком, ведь малыши едят не аккуратно.
3. Нужно использовать для детей небьющуюся посуду, желательно привлекательных расцветок с интересными рисунками.
4. Для разных блюд нужно использовать разные тарелки, и не выставлять на стол сразу все блюда.
5. Когда малыш не хочет брать ложку, бросает ее, не нужно его ругать. Пусть он ест руками сам. Немного погодя, он сам захочет взять ложку, видя, как едят другие члены семьи.
6. Малыш учится управляться с ложкой не так быстро. Одно дело держать ее в руках. А ведь нужно еще зачерпнуть еду и донести ее до рта. Здесь надо проявить терпение. Дети сами быстро устают от манипуляций с ложкой. Не надо их заставлять, в следующий раз они дольше будут пытаться проводить действия с этим предметом. Постепенно все встанет на свои места.
Возраст, в котором лучше всего отрабатывать навык
По мнению специалистов, начинать приучать малыша к столовым приборам нужно уже в 10-12 месяцев. При правильном подходе ребенок овладеет необходимыми навыками уже к полутора годам. Большую ошибку совершают родители, которые надеются, что их карапуз постепенно сам всему научится, и совсем не занимаются с ним в данном направлении. Категорически запрещено тянуть с этим до последнего, стараясь самостоятельно кормить свое чадо в любых условиях.
Еще одной большой ошибкой является чрезмерная опека в данной сфере. Некоторые мамы не дают ребенку ложку даже если он ее просит, мотивируя это разными причинами. Одни не хотят убирать грязь, которая обязательно останется от подобных экспериментов. Другие уверены, что самостоятельности малыш еще успеет научиться, а в столь нежном возрасте необходимо обеспечить ему максимальную заботу.
Если прикрываться такими объяснениями, можно довести до того, что карапуза придется отдавать в садик без наличия необходимых навыков. А обучением детей таким азам в профильных учреждениях не занимаются, что обязательно спровоцирует немало проблем.
Если ребенок не хочет есть сам
Если малыш не хочет есть самостоятельно, нужно разобраться, почему. Может, вы слишком настаиваете, может, его мелкая моторика недостаточно развита или ему не нравится пища. Отложите обучение на несколько дней, смените столовые приборы. Купите тарелочку с красивой картинкой или с фото мультяшного героя, ему будет интересно съесть кашу, чтобы увидеть, что на ней нарисовано.
Многим неудобно есть в специальном стульчике, возможно, хорошим решением будет брать кроху на руки во время кормления. Стоит взять в свои руки обучение папе – с отцами, как правило, дети меньше балуются и капризничают.
Если кушает вся семья, можно устроить шуточное соревнование, кто быстрее и аккуратнее все съест, особенно, если есть старшие дети.
Поиграйте, как машинка – ложка – заезжает в гараж – ротик. Но часто использовать такой прием не стоит – быстро проглоченная пища плохо усваивается. Слишком игровыми приемами увлекаться нельзя: хотеть кушать — главная мотивация для навыка есть самостоятельно.
Что нужно делать?
Старайтесь не оставлять карапуза наедине с полной тарелкой еды. Ведь он может устать, испугаться внезапно перевернутой на себя тарелки или же просто начать капризничать. В таком случае эти факторы не будут вашими верными помощниками, а напротив, отодвинут процесс привыкания есть самостоятельно на неопределенное время. Лучше всего пока ребенок ест находиться рядом с ним и при необходимости просто докормить его.
Если вы планируете научить свое дитя есть как взрослый человек, то в таком случае предоставьте ему право выбора. Пусть он сам определит, чем ему проще кушать. Некоторые дети намного быстрее учатся есть вилкой, чем ложкой. В таком случае можно смело дать малышу пластмассовую вилку, а в тарелку положить что-нибудь вкусное. Лучше всего подойдет каша (можно молочную кукурузную с фруктами). Так как она по консистенции не такая жидкая, как суп-пюре, и не будет растекаться, а малышу будет проще ее набрать в ложку или же вилку.
Для того, чтобы быстрее научить малыша до года кушать самостоятельно, можно использовать себя в качестве примера. Для этого чаще старайтесь обедать в его присутствии чтобы он, видя ваши манипуляции с едой, старался вам подражать. Если, как вам кажется, прошло уже много времени, а карапуз все еще не освоил еду столовыми предметами, не отчаивайтесь научить его этому до года. Не откладывайте этот процесс на старший возраст. Если сейчас у него еще многое не выходит, то в скором времени все обязательно будет так, как нужно, и он начнет есть сам. Ведь видя ваш пример, ему так захочется быть похожим на мамочку и папочку.
Этикет для малыша
Правила этикета за столом для дошкольников, школьников и детей подросткового возраста более подробно описаны в другой статье. Обязательно прочитайте и её тоже, чтобы иметь общее представление о хороших манерах ребёнка.
Как уже было отмечено, глупо ожидать от маленького несмышлёныша, что он с первого раза начнёт кушать аккуратно. Поначалу съеденный, вернее, подносимый ко рту продукт будет находиться везде – на одежде, столе и даже на полу.
Однако эта закономерность вовсе не означает, что маленькому ребёнку не нужно показывать, как себя следует правильно вести за столом. Здоровые пищевые привычки формируются уже в раннем детстве:
Перед каждым приёмом пищи малышу в обязательном порядке моют ручки. Это основа основ гигиены, поэтому пренебрегать этим нельзя
Мама показывает крохе, как правильно это делается и почему это так важно (простейшее объяснение – чтоб животик не болел).
Не следует окружать кушающего ребёнка многочисленными игрушками, включать ему мультики, пытаясь словить момент, когда он откроет ротик. Кухня – вот идеальное место для приёма пищи, а играть нужно в детской.
Игра с ложкой допустима лишь на этапе знакомства с предметом
Затем не следует допускать игр со столовыми приборами. Если кроха разбаловался, обед прекращают.
Нельзя ругать малыша за неаккуратные действия. Просто стоит предложить ему салфетку. Приученный малыш уже с двух лет сможет вытирать ручки и лицо, естественно, по мере возможностей.
Решение вопроса, как научить ребенка кушать самостоятельно ложкой, не терпит суеты. Если малышу скоро нужно будет идти в ясли, не стоит слишком торопиться и буквально заставлять его брать столовый прибор в ручку. Обычно в коллективе малыши быстрее адаптируются, если, конечно, закреплять успехи дома.
И напоследок. Существуют универсальные принципы, которые будут полезны для мамы, желающей приучить кроху к самообслуживанию. Во-первых, не предъявляйте к ребёнку непосильные требования. Во-вторых, не делайте за него те действия, с которыми он сам справляется.
Когда учить ребенка есть ложкой самостоятельно?
Самостоятельность в процессе еды появляется у ребенка тогда, когда он сам начинает кушать печенье, сухарики. Далее следуют попытки взять пищу из тарелки руками, за которые ни в коем случае его нельзя ругать. Когда малыш уже способен уверенно брать и удерживать предметы между двумя пальчиками, допустимо начинать обучать его правильно пользоваться ложкой. Это происходит примерно в 7-8 месяцев.
Одним из главных признаков того, что карапуз готов сам применять ложку, является желание отобрать ее у взрослого. Тогда нужно дать малышу ложку с пищей и помочь ему направить ее в ротик. В первое время, когда ребенок сам ест ложкой, добавляются лишние хлопоты по уборке на кухне, стирке, с чем необходимо смириться и, набравшись терпения, пройти этот этап. Скорость освоения навыка самостоятельного приема пищи с ложки разная у всех деток, но в большинстве случаев уже к возрасту 1-1,5 года они умело пользуются первым столовым прибором.
Выбор столового прибора
Если вы целенаправленно идёте к обучению ребёнка владению ложкой, последнюю стоит купить специально для этой цели, проследив, чтобы она по всем параметрам соответствовала поставленной задаче. Практика показывает, что если сама ложка подобрана с умом, то и учёба проходит легче, и запачканных вещей оказывается меньше.
Итак, несколько советов, как выбрать первый прибор в жизни малыша.
Безопасность прибора – самое главное требование. Ребёнок пока неаккуратен, поэтому ни в коем случае нельзя, чтобы ложка имела острые концы или края. Классический металлический прибор тоже вряд ли подойдёт – он может оказаться тяжеловатым для малыша, а если ещё и упадёт, может больно стукнуть и сильно испугать
Выбирая изделие из альтернативных материалов, обращайте внимание только на ассортимент специализированных магазинов, предоставляющих все необходимые сертификаты – нынешний пластик бывает крайне вредным.
Приспособление для прикармливания и первая ложка – это не одно и то же. В первом случае используется узкий и довольно глубокий черпак, поскольку орудовать прибором будут аккуратные родители
Что же касается изделия для самостоятельного питания, то оно в первую очередь должно иметь определённую ширину – это позволяет реже ронять еду.
Начинающий гурман ни в коем случае не будет держать ложку правильно, так, как её держат взрослые – ему проще захватить рукоять в кулачок. При вытянутой и узкой форме ручки с таким захватом устойчивого положения прибора не добиться – он периодически будет поворачиваться вокруг своей оси, рассыпая пюре и проливая супы. По этой причине следует отыскать изделие, чья ручка была бы сравнительно широкой – это позволит стабилизировать ложку от «бортовой качки». Кроме того, рукоятка в идеале должна быть укороченной – чем ближе к черпаку ребёнок держит прибор, тем выше вероятность, что тот всё-таки доберётся до рта.
Многие специалисты утверждают, что малышам для обучения лучше приобретать модели с изогнутыми ручками – для детской руки они чуть удобнее. Есть ещё довольно редкий вариант со стержнем внутри – там черпак всегда сохраняет правильное положение, даже если ручка накренена. Такая ложка хороша тем, что освоить её можно намного быстрее, однако, она, по сути, так и не учит пользоваться обыкновенной ложкой.
Из всего многообразия детских моделей ложек часто советуют обратить внимание именно на пластмассовые, даже несмотря на всю информацию о том, что многие сорта этого материала не блещут экологической чистотой. Плюсов у такого изделия масса – оно и лёгкое, и не острое, им нельзя удариться, оно не ломается при падении, а ещё его часто разукрашивают в яркие цвета. Красивая пластмассовая ложка может восприниматься ребёнком как игрушка, она привлекает интерес, а потому обучение пойдёт быстрее.
Упростите задание не только ребёнку, но и себе – докупите дополнительные аксессуары. Тарелка в идеале тоже должна быть выполнена из пищевого пластика – тогда она будет иметь все те же преимущества, что уже были описаны чуть выше. Некоторые модели специально для маленьких детей выпускаются с присоской – малышу даже при целенаправленном действии будет сложно опрокинуть такую посуду. Другим полезным приспособлением станет тканевый нагрудник, позволяющий защитить одежду от пролитых капель. Ещё более эффективной альтернативой может стать пластиковый фартук – он не впитывает воду, поэтому его не нужно стирать после каждого приёма пищи.
Когда ребёнок кушает самостоятельно
При выборе подходящего возраста для начала процесса самостоятельного обслуживания в процессе кормления, необходимо учитывать все особенности развития и личные характеристики вашего карапуза.
Нужно понимать, что в возрасте шести месяцев, даже если малыш проявляет интерес к ложечке и пытается её забрать у мамы, ему ещё рано начинать кушать без сторонней помощи. Ребёнок ещё не сможет координировать свои движения, максимум чего вы добьётесь – еда будет находиться где угодно, но практически не попадёт в ротик к крохе.
Однако, не нужно слишком затягивать с процессом обучения. Некоторые мамочки так привязаны к своим деткам, сильно их опекают и долго не могут свыкнуться с мыслью, что малыш уже достаточно взрослый, не прекращают его кормить до трёх лет, а то и дольше. Помните, что этим вы только вредите развитию карапуза. К тому же, в трёхлетнем возрасте начинается такой период, когда ребёнок хочет всё делать наперекор маме. Дотяните до этого возраста – столкнётесь с сильным сопротивлением и капризами ребёнка.
Если вы планируете отдавать малыша в детский сад, должны понимать, что там никто не станет кормить вашу кроху с ложечки. Но стоит учитывать, что на процесс обучения вам может потребоваться не один месяц, поэтому начните заранее адаптировать карапуза к самостоятельному обслуживанию во время еды.
Специалисты рекомендуют начинать обучение в годик, так к полуторогодовалому возрасту ребёнок будет уверенно удерживать ложку и сможет самостоятельно кушать.
Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: советы
Младенцы питаются инстинктивно, сосут грудь или бутылочку. По мере того, как они растут, дети потребляют гораздо более широкий ассортимент продуктов и захотят съесть их самостоятельно. Однако самокормление требует определенных навыков. Вы можете сыграть важную роль, помогая Вашему малышу учиться.
Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно
Теперь, когда Вы знаете, какой возраст является «нормальным» для самостоятельного кормления, важно упомянуть, что Вам иногда придется создавать ситуации, побуждающие детей прокормить себя. Если Вы автоматически накормите ребенка, он не будет склонен выражать свои потребности и развивать свою самостоятельность
Чтобы помочь своему чаду, Вы должны начать с выполнения задания для них, затем вместе с ними, и, наконец, позволить им выполнить его самостоятельно. Благодаря этому процессу дети будут постепенно учиться кормить себя, уважая при этом свои потребности и ограничения.
О хороших манерах…
К хорошим манерам приучать малыша нужно с двух-трех лет. Многое из того, что было позволено раньше, должно уйти в небытие. Дурные привычки искоренить куда сложнее, чем сразу научить ребенка хорошим манерам – это факт. Однако не следует наказывать малыша за огрехи, ему это будет непонятно. Нужно мягко, но настойчиво день за днем объяснять ему, как себя вести за столом – капля камень точит. Конечно, учиться владеть ножом и вилкой в этом возрасте еще рано, но простые правила поведения он уже сможет соблюдать. Главное – все доступно объяснять. Нельзя играть с едой, нельзя выплевывать ее обратно, все, что попало в рот должно быть съедено, после еды нужно вытирать рот салфеткой, а перед едой – мыть руки с мылом.
Аккуратность – вопрос времени. Смиритесь с тем, что поначалу кухня после завтрака, обеда, полдника и ужина будет выглядеть, как бранное поле после битвы супа с компотом. Со временем это пройдет
И помните еще одно важное правило – инициатива НЕНАКАЗУЕМА! И если ваш ребенок проявил желание кушать самостоятельно, то вам, дорогие мамы, пора покинуть эту сцену. Главный герой на ней теперь ваш малыш
Разработка навыков
Ошибочно полагать, что «именно мой ребёнок вундеркинд, у которого все получится сразу». Обучение должно проходить поэтапно:
- Необходимо аккуратно обхватить ложку ладошкой крохи и продемонстрировать, как правильно ею пользоваться.
- Дальше маме следует взять детскую ручку в свою, зачерпнуть кашу и помочь поднести ложку ко рту.
- Ничего страшного, если прибор будет сильно зажат кулачком. Движения верхних конечностей и моторика рук пока находятся на таком уровне.
- Основной целью должен стать путь еды в ложке от тарелки до ротика, а правильность расположения прибора со временем нивелируется.
Малышам свойственно быстро уставать, поэтому маме можно докормить кроху. Делать это лучше при помощи другой ложки, чтобы ребёнок понимал индивидуальность своего столового прибора. В первое время допускается предлагать наполненную ложку, пока карапуз не научится её уверенно держать.
Когда начинать
Некоторые родители намеренно оттягивают процесс приучения ребенка к столовым приборам, мотивирую это тем, что он еще слишком маленький и может испачкаться. Это неправильно. Чем раньше малыш познакомится с ложкой, тем лучше. Педиатры рекомендуют это делать после того, как он перейдет к кашеобразной пище – в возрасте шести месяцев.
На самом деле, эта отметка условная, и четких границ нет. Дети развиваются по-разному, поэтому знакомство с ложкой может произойти в любом возрасте. Некоторые дети проявляют самостоятельность в раннем возрасте и хитрую науку осваивают уже через полгода после рождения. Другие могут и в два года просить, чтобы их покормила мама. Есть такие дети, которые вроде бы научились держать ложку, но не хотят привыкать к новому навыку: специально разбрасывают еду, балуются, совершают другие действия.
В любом случае мама должна набраться терпения. Ведь все равно не получится, чтобы малыш с первого раза научился самостоятельно кушать и постиг законы этикета. Заниматься нужно долго, терпеливо и чем раньше, тем лучше.
Альтернатива ложке — вилка
Аккуратно и полностью самостоятельно ребенок научится есть только в возрасте около двух лет, так что если ваш годовалый малыш никак не желает дружить с ложкой – не огорчайтесь, успеет! Попробуйте дать ему… вилку! Детские силиконовые вилки иногда продаются в комплекте с ложками. Начать в этом случае можно с нарезанного кусками банана, сложенного в тарелку. Многим детям проще освоить нанизывание на вилку, чем зачерпывание ложкой, к тому же в этом случае можно помочь себе донести кусок фрукта до рта рукой, а это, знаете ли, ободряет. Когда маршрут «тарелка – рот» будет достаточно освоен, предложите ребенку ложку еще раз.
Приятного аппетита вашим малышам!
13.09.2017
о детях до года Другие статьи автора
Как научить жевать и глотать
Приучать малыша к жеванию можно с помощью простых методов. Выполняйте советы без психологического нажима, регулярно, и все получится:
- Вводите в рацион твердую пищу постепенно. Начинайте прикорм с 6–8 месяцев. Сначала попробуйте добавить в кашку кусочки фруктов, потом размельчайте супчик вилкой, без блендера, чтобы получалась неоднородная масса.
-
В годик смешивайте жидкую еду с твердой в одной тарелке. Идеальный вариант – бульон с овощами, кусочками картофеля.
Ребенку будет легче проглотить пережеванную массу с жидкостью. По мере обучения добавляйте бульон все меньше, пока ребенок не будет жевать и проглатывать только овощи, мясо, макароны.
- В 12–16 месяцев давайте твердые овощи на полдник целиком: морковь, яблоко. Если ребенку тяжело грызть твердую кожицу, очищайте ее.
А вот, что советует доктор Комаровский:
Еще несколько хитростей
- Начинайте обучать жеванию на любимых продуктах карапуза. Выбирайте любой, лишь бы процесс наладился. Но будьте осторожны: хлеб, печенье, сухарики, сладкие десерты в больших количествах ежедневно вредны для детского желудка.
- Показывайте пример поведения за столом и тщательного жевания. Обязательно совмещайте свой обед с приемом пищи крошкой. Демонстративно жуйте, глотайте, пусть поймет, как происходит процесс наглядно. Запретите себе есть на ходу, не жуя. Дети очень наблюдательны.
- Начинайте есть жесткую еду с маленьких порций. Для первого–третьего раза достаточно добавить в кашку 1 чайную ложку фруктов.
- Стройте мордочки с малышом возле зеркала, кривляйтесь. Веселье с мамой заменит артикуляционную гимнастику, разминку для мышц лица.
- Если ребенок хоть немного разговаривает, спросите у него, почему не жует пищу, которая в тарелке. Возможно, малыш сам раскроет тайну, проблема решится быстрее.
Еще много полезных советов вы почерпнете в этом коротком видео:
Что необходимо знать, получая новый опыт
Воспитание – тяжелый труд. Чтобы этот труд облегчить следует знать некоторые нюансы:
- Обязательно следует приучить малыша к переднику. Мой ребенок не привык к нему и после, в саду у нас были проблемы (в яслях детки кушают в фартуках). Он просто не хотел надевать его.
- Купите 2 передника, которые легко мыть. После каждого приема пищи вам придется его стирать.
- Порадуйте кроху – приобретите красивую и удобный столовый прибор, чтобы он с радостно работал ложкой.
- Опять про фартук: чем длиннее, тем лучше. Очень удобно заправлять его край под дно тарелочки. Тогда все, что летит мимо рта малыша – не пачкает его и одежду.
- Покупайте стульчик, который отделан влагоустойчивыми материалами. Вам придется отмывать его (еще пол, ребенка, иногда стены), после каждого приема пищи.
- Запаситесь терпением и любовью.
Правильный выбор ложки для ребенка
О правильности действий родителей в обучении малышей кушать самостоятельно мы поговорили. Важным в этой теме является сама ложка. Какой она должна быть и как ее правильно выбирать для маленьких детей?
Начиная прикорм малыша, стоит выбрать мягкую силиконовую ложечку. Такие изделия являются безопасными, многие из них являются термочувствительными. Они меняют свой цвет при температуре пищи в тарелке более 40 градусов. Особенно это удобно, когда детское пюре разогревается в баночке в микроволновой печи. Оно может у стенок быть более горячим, а внутри холоднее. Изменение цвета ложки поможет уберечь детей от чрезмерно горячих участков еды.
Преимущество силиконовой ложки для малышей состоит еще в том, что она не поранит десны при резких движениях. Также в период появления зубов она помогает массировать десны
Силиконовые ложки можно выбрать ярких расцветок, с детскими рисунками, которые будут привлекать внимание малыша. Начинать стоит с совсем маленькой ложечки, примерно в 2 раза меньшей, чем чайная ложка
Ее форма должна быть приближена к плоской.
Со временем, дети нуждаются в более серьезной ложке. Это происходит в 12 месяцам, у многих даже ранее. Тогда стоит приобрести пластмассовую тонкую ложечку специально для детского питания. Можно взять и обычный металлический прибор, который будет отвечать требованиям:
- иметь толстую удобную ручку;
- в конструкции будут специальные изгибы для удобного захвата рукой;
- будет достаточное углубление, чтобы еда хорошо захватывалась.
Объем первой «серьезной» ложки равен чайной, а затем увеличивается до десертной и далее.