Основные элементы интонации. какими бывают предложения по интонации?
Содержание:
- Виды интонаций
- Отражение интонации на письме
- Понятие интонации
- Классификация по количеству грамматических основ
- Что такое интонация в русском языке
- Примеры
- Интонация разных стилей речи
- Работа с интонацией
- Ударение в интонации
- Связь речи и музыки
- Разновидности конструкций по цели
- Определение понятия
- Общая интонация текста
- Интонация, состоящая одновременно из понижения и повышения голоса (Fall-Rise)
- Этапы действенного анализа стихотворения или фрагмента текста
Виды интонаций
Все интонации делятся на три больших категории:
- Повествовательная;
- Восклицательная;
- Вопросительная.
Повествовательная интонация
Такая интонация применяется, когда нужно просто донести какую-то информацию до собеседника. Как правило, ударными делаются несколько слов, на которых говорящий хочет сделать акцент.
С утра была ХОРОШАЯ погода, и мы решили поехать в парк.Мама на ужин приготовила нам ОТБИВНУЮ.В холодильнике ПУСТО, поэтому надо идти в магазин.
В повествовательной речи также характерно понижение интонации в конце каждого предложения. Так, человек неосознанно отделяет одно предложение от другого.
Вопросительная интонация
Вопросительная интонация сопровождает любой вопрос, который адресован к собеседнику. И она определенно дает понять, что человек хочет получить ответ.
Почему ты не сделал домашнее задание?
В данном случае вопросительным словом является «почему». Именно на него идет голосовое ударение. Но интонацией можно выделить абсолютно любое слово в вопросительном предложении. И от этого изменится сам вопрос.
Вы СОБИРАЕТЕСЬ следующим летом ехать на море?ВЫ собираетесь следующим летом ехать на море?Вы собираетесь СЛЕДУЮЩИМ летом ехать на море? (или этим)Вы собираетесь следующим ЛЕТОМ ехать на море? (или осенью, или весной)Вы собираетесь следующим летом ЕХАТЬ на море? (или лететь)Вы собираетесь следующим летом ехать НА МОРЕ? (или в горы, или в Европу)
Видите, предложение одно, а интонационно можно превратить его в шесть разных вопросов. И на каждый подразумевается свой, непохожий на другие ответ.
Восклицательная интонация
Восклицательная интонация – это способ выразить свои эмоции как положительные, так и негативные. Как правило, речь идет о повышении силы голоса
Громкая речь всегда обращает на себя внимание
Как же КРАСИВО сегодня вечером!Как же я УСТАЛ на этой работе.Даю вам ПОСЛЕДНИЙ шанс!
Как можно заметить, очень часто восклицательные предложения заканчиваются восклицательным знаком.
Отражение интонации на письме
Интонирование текста более характерно для живой речи, когда человек может управлять голосом, и с его помощью менять мелодику высказывания. Письменная речь выглядит довольно сухо и неинтересно, если не использовать средства, с помощью которых передается интонация. Примеры таких знаков известны всем со школы – это точки, тире, восклицательный и вопросительный знаки, запятые.
Конец мысли оформляет точка. Последовательное разворачивание фразы оформляется запятыми, указывающими на место пауз. Неоконченная, оборванная мысль – это многоточие.
А вот причинно-следственные отношения выражаются при помощи тире. Перед ним в речи интонация всегда повышается, а после – идет на спад. Двоеточие, наоборот, характерно тем, что перед ним голос немного утихает, а после паузы начинается новый виток его развития с постепенным угасанием к концу предложения.
Понятие интонации
Интонация (от лат. intonō — «громко произношу») — изменение громкости, темпа и мелодики речи или её отдельных фрагментов для выражения дополнительных смысловых оттенков. Пользоваться интонацией можно лишь в устной речи, поскольку её точная передача в письменном виде невозможна.
Выделяют три базовых вида интонации:
- Восклицательная — позволяет передать позитивные или негативные эмоции, выразить чувства, используя повышенный тон голоса.
- Вопросительная — используется, чтобы показать то, что предложение было вопросом, нуждающимся в ответе. Интонационный акцент делается на ключевом слове предложения. В зависимости от контекста он может сдвигаться. Предложение в таком случае примет совсем другой вид.
К примеру, из предложения «Ты едешь завтра отдыхать?» можно сделать четыре вопроса, управляя интонацией
«Ты(?!) едешь завтра отдыхать?» центрирует внимание на субъекте вопроса. «Ты едешь(?!) завтра отдыхать?» — на действии, обозначающем способ добраться к пункту назначения
«Ты едешь завтра(?!) отдыхать?» — на времени. «Ты едешь завтра отдыхать(?!)?» — на действии, которое, возможно, будет осуществлено в будущем.
- Повествовательная — применяется для простой констатации фактов. Манера речи сдержанная и размеренная. Зачастую, последний слог каждого предложения подается тоном тише, чтобы дать понять, что оно закончилось, и следующая фраза будет принадлежать уже к новому.
Классификация по количеству грамматических основ
На какие группы делятся данные синтаксические единицы по количеству грамматических основ? На две – простые и сложные. Определить, к какому типу относится высказывание, можно по наличию одной или нескольких основ
Когда речь идет о простых и сложных предложениях, можно на простых примерах изучить важное правило пунктуации. Оно приводится ниже
Простые предложения
Внимание! Все грамматические основы, входящие в состав сложного предложения, разделяются запятой. Между ними может находиться союз, но он может и отсутствовать
Например: «Солнце зашло, и животные в хлеву заснули» или «Моросил дождь, мальчик в галошах шлепал по лужам».
Простое предложение – это письменное высказывание, в котором имеется только одна грамматическая основа. Вот характерные примеры:
- Я уехал в дальние края.
- Мой дядя работает трактористом в колхозе.
- Кошка умеет прыгать и громко кричать.
Основные признаки сложного: наличие нескольких грамматических основ, использование союзов (хотя их может и не быть), разделение высказывания на логические части с помощью запятых. Примеры:
- Мой брат учил уроки, а я играл на пианино.
- Мама пела песню, и дети ей подпевали.
- Настало утро, бабушка повела внука в детский сад.
Виды сложных предложений
Сложное предложение может состоять из нескольких частей, соединенных между собой сочинительной или подчинительной связью. На какие группы могут делиться сложные конструкции? На сложноподчиненные и сложносочиненные. Вот типичные примеры:
- Я живу в доме, который находится под горой (подчинительная связь).
- Я уеду туда, где меня никто не знает (подчинительная связь).
- Снежинки кружатся, и наступает новый год (сочинительная союзная связь).
- Я сидел дома, мама спала (сочинительная бессоюзная связь).
Предложение, его грамматическая основа
Разные виды сложных предложений
Что такое интонация в русском языке
Как видно из определения, интонация речи состоит из элементов.
Мелодика речи
Повышением и понижением голоса одной и той же фразе можно придать разный смысл: утверждение, вопрос, восклицание. Сравните типы интонаций:
Повышением тона можно выделить отдельное слово в восклицательном или вопросительном предложении, например, для уточнения информации:
Из примера видно, что акцент на разных словах меняет смысл всего предложения.
Ритм речи
Паузы и чередование ударных и неакцентированных слов создают ритм. Это хорошо видно в поэзии.
Ритм — это также выделение голосом ударных слогов в словах, когда они произносятся протяжно или более громко. Например, команды “налЕЕЕво, крУУУгом”.
Владея ритмом речи, можно создавать определенное настроение у своего слушателя. Достаточно сравнить бравурные марши и задушевные колыбельные, чтобы понять это.
Увеличивая ритмичность речи, мы активизируем нервную систему и:
- побуждаем к действию;
- приводим в тонус;
- более убедительно подаем важную информацию;
- отдаем команды.
При снижении ритма, наша речь становится мягкой, плавной благодаря эмоциональной составляющей. И тогда мы:
- без труда устанавливаем душевную близость;
- создаем лирическое настроение;
- читаем сказки и поем колыбельные;
- снижаем напряжение у аудитории.
Тембр речи
Речь, не согретая чувством, не затронет слушателя, не коснется струн его души. Это касается даже сугубо деловых выступлений, когда докладчик, периодически отступая от темы, общается с аудиторией.
По тембру речи угадывается отношение человека к предмету разговора, его компетентность, настроение.
Таким образом, основные элементы позволяют интонации выполнять следующие функции в русском языке:
Темп речи
Темп во многом зависит от свойств личности. Характер, темперамент человека сказывается на его манере говорить. Быстрая, энергичная или медленная, обстоятельная — у каждого оратора своя манера и своя аудитория. Но умение использовать разную скорость произнесения слов и фраз относится к основным навыкам ораторского мастерства.
Интенсивность речи
Интенсивность, или сила звучания, определяется работой мышц речевого аппарата. Громкость голоса может быть разной, например, при выступлении на митинге и на школьном уроке. Варьируя силой голоса, используя умение говорить и громко, и тихо, можно выделять наиболее важные моменты в своей речи.
Логическое ударение и паузы
Ударения необходимы для подчеркивания главных по смыслу слов. Сделать это можно изменением тона, силы звучания, ослаблением темпа или же паузой. Ударение делает речь понятной и облегчает восприятие.
Паузы делят речевой поток на отдельные смысловые фразы. Чрезмерное количество пауз, как и их отсутствие, делает непонятной мысль, которую хотят донести до слушателя.
Примеры
Ну, например, возьмем известное стихотворение Агнии Барто:
Наша Таня громко плачет,Уронила в речку мячик.
В написанном варианте оно читается на едином дыхании и без интонационных ударений. Практически это просто констатация факта, что «некая девочка Таня громко плачет, потому что уронила мячик».
Но совсем другое дело, когда мы начнем рассказывать это стихотворение свои детям. Появится выражение, интонация. Чаще всего голос повысится на словах «плачет» и «уронила»:
Наша Таня громко ПЛАЧЕТУРОНИЛА в речку мячик.
А можно поменять ударное слово, например, во второй строчке и получится уже другой смысл:
Уронила в РЕЧКУ мячик (куда?) или Уронила в речку МЯЧИК (что?)
И так мы делаем ежедневно, общаясь с родными, друзьями или коллегами по работе. С помощью интонации мы придаем своим словам определенное ударение. И соответственно, помогаем окружающим лучше нас понять.
Интонация разных стилей речи
Каждый стиль речи имеет свою интонационную картинку. В зависимости от она может быть как максимально развитой и разносторонней, так и минимальной, без особых эмоциональных переливов.
Официально-деловой и научный стили в этом плане можно назвать самыми сухими. Они повествуют о конкретных фактах, построенных на сухой информации.
Самыми эмоциональными стилями можно назвать разговорный и художественный. Для передачи всех красок устной речи на письме используются основные элементы интонации, и другие, менее популярные средства. Часто, чтобы читатель представил речь персонажа, авторы прибегают к подробному описанию процесса произношения. Это все дополняется письменными интонационными знаками. Поэтому читатель легко в голове воспроизводит ту интонацию, которую он видит посредством визуального восприятия.
Интонация — ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Интонация является обяза-тельным признаком устной речи. На письме она в известной мере передаётся знаками препинания.
В узком смысле интонация понимается как «движение голосового тона» и совпадает с понятием мелодики речи. В широком смысле термин «интонация» обозначает сложное явление, представляющее собой совокупность мелодики речи (т.е. повышение или понижение основного тона в пределах высказывания), интенсивности, темпа речи и пауз. В качестве дополнительных составляющих интонации выступают тембр речи (при выражении иронии, сомнения, воодушевления и т.д.) и ритм.
Основную роль в интонации играет мелодика, а основными интонационными средствами выступают тональные средства.
Мелодика речи служит не только для организации фразы, но и для смыслового различения. Высказывания, состоящие из одних и тех же слов, могут иметь разные грамматические (синтаксические) значения в зависимости от их мелодической стороны, то есть с помощью повышения и понижения основного тона голоса выражаются различные цели высказывания: сообщение, побуждение к действию, вопрос, восклицание, просьба, порицание и т.д. Например, Молчите! (энергичное, краткое произнесение ударного гласного и резкий спад тона выражает категорический приказ) и Молчи-и-те?! (продление ударного гласного в сочетании с восхождением голосо- вого тона выражает угрозу; интонация в таком случае взаимодействует с эмфатическим ударением).
Интонация прежде всего является средством разграничения синтаксических единиц, поэтому она подробнее рассматривается в синтаксисе. В русском языке выделяется шесть основных типов интонационных конструкций, каждая из которых имеет свой центр — слог, на который падает тактовое, фразовое или логическое ударение, а также предцентровую и постцентровую части, которые в некоторых случаях могут отсутствовать. Из множества типов интонации особенно выделяются интонации повествования, вопроса и восклицания.
Для повествовательной интонации характерно спокойное, ровное произношение всего высказывания: Травка зеленéет. Солнышко блестúт. Ласточка с весною в сени к нам летúт. Вопросительная интонация выражается повышением тона в начале и понижением его к концу высказывания: Когдá ты вернешься? Ребенок сдéлал уроки?
Восклицательная интонация, наоборот, выражается повышением тона к концу предложения: Какáя нóчь! Кáк она поёт!
Таким образом, интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное и субъективное отношение к содержанию высказывания, передаёт разнообразные оттенки эмоций. Тембровые средства интонации — это разные качества голоса, определяемые состоянием голосовых связок: нейтральный голос, при- дыхательный, хриплый, напряженный, скрипучий, расслабленный, напряженный и др. К количественно-динамическим средствам относятся: увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных речевых тактов.
Темп речи — это ее скорость. Быстрый темп свойственен обычно взволнованной речи, а медленный темп — торжественной.
Паузы — это перерывы в речи различной длительности. Паузы служат не только для расчленения речи на фразы и такты, но и для выражения эмоции говорящего. При отсутствии пауз между речевыми тактами интонация является основным средством, объединяющим фонетические слова в речевые такты. В сочетании с движением голосового тона паузы нередко служат для различения смысла высказываний: Казнить нельзя / помиловать и Казнить / нельзя помиловать.
Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М.
Фонетика современного русского языка, 2010.
Работа с интонацией
Быстрый поток речи, однообразный текст, произнесенный слишком громко или тихо слушать неинтересно, незнакомых людей он даже отталкивает. Такой скучный диалог можно наблюдать только между близкими людьми. Для того чтобы вас услышали и поняли необязательно говорить громко, достаточно научиться говорить выразительно, соблюдая правила интонации.
Говорить выразительно приходится людям, работающим с большим количеством слушателей, поэтому речь обязана быть правильной и интересной. Общение в бытовых условиях между родственниками или друзьями должно быть правильно построено с использованием уместной интонации. Развитие интонации несет весомое значение для человеческой речи. Высказывания, содержащие неправильный тон, приводят к конфликтным ситуациям и разногласиям.
Разработаны упражнения и методики для интонационной постановки:
Чтение вслух.
Прочитайте вслух стихотворение, с выражением, запишите голос на диктофон и прослушайте что получилось
Очень важно услышать голос со стороны, так легче найти речевые и интонационные ошибки, а также узнать какова ее мелодичность. Упражнения на чтение рассчитано на развитие тембра речи и мелодики, стихотворение читается громко, меняется интонация и темп речи
Читая стихотворение, обратите внимание на главные фразы и слова, которые там используются. Выделите их из текста необходимой интонацией
Упражнения на расслабление.
Читаем текст с ручкой во рту, двигая челюстями. Текст выбираем любой, при выполнении упражнения он еще и запомнится. Гимнастика направлена на развитие речевого произношения и дикции.
Во время разговора или чтения книги делать акцент на позитивные радостные интонации.
Употреблять в речи преимущественно радостные и позитивные выражения, так как они даются сложнее других. Разговаривать необходимо как можно проще, естественнее, получая удовольствие от голоса и интонации.
Делая упражнения или разговаривая с собеседником, используйте жесты.
Они помогают украсить речь, добавят эмоциональную окраску. Но жесты используют в меру, зная значение. Лишние жесты придадут интонации неуверенный или неуместный вид.
Выработав правила в общении, стоит практиковать упражнения по интонации в жизни, не стесняясь показывать мастерство. Поставленная речь с правильной интонацией заинтересует собеседника, главное, следить за произношением при общении с коллегами и родственниками, каждый день совершенствуя речь.
Устная речь характеризуется наличием разнообразных эмоционально-интонационных оттенков. С их помощью можно одному и тому же выражению добавить различных значений: удивления, издевки, вопроса, утверждения и других вариантов. На письме все это передать намного сложнее, но возможно с помощью знаков препинания, которые отражают основные элементы интонации.
Ударение в интонации
Ударение в интонации играет важную роль, так как от ее постановки зависит весь смысл высказывания. Ударение подразумевает выделение слова с помощью основных фонетических элементов. Ударение слова является не единственным видом в русском языке. Помимо словесного ударения, различают и другие виды:
- Синтагматическое. Синтагматическое или тактовое ударение выделяет в предложении главные смысловые слова в речевом такте синтагмы. Синтагма выделяет из всего речевого потока отдельный слог, части текста или слов. Получаются смысловые группы, имеющие синтаксическое значение.
- Логическое. Логическое ударение помогает выделить важные слова из высказывания, в конкретной ситуации используя основные средства интонации. В логическом ударении выделяются любые слова из предложения.
Пример, «Кто здесь был? – Здесь был Я»
Оно возникает при использовании интонации, главную роль при этом выполняет мелодика вместе с повышением словесного ударения.
Эмфатическое. Феномен эмфатического ударения ввел в обиход и открыл российский лингвист Л. В. Щерба. Оно используется для выражения эмоциональной окраски слова и выражения, выделяя состояние говорящего при общении. От логического эмфатическое ударение отличается своей эмоциональной окраской слова. В русском языке такое ударение удлиняет ударную гласную: замеча-ательнейший человек, пре-кра-аснейший день.
Связь речи и музыки
Ещё отец Галилео Галилея, который был лютнистом, призывал своих коллег обращать внимание на связь мелодий с речевыми интонациями. На подобном сходстве основаны многие произведения русских классических композиторов
Они часто обращались к использованию этого приема, особенно в своём оперном творчестве. Среди мастеров, которым наиболее ярко удавалось использовать речевые интонации в ариях можно назвать таких, как Петр Чайковский и Модест Мусоргский.
В то время как композиторы итальянской оперы чаще всего пренебрегали данными приемами, уделяя больше внимания мелодичности музыки и виртуозности.
Отец Галилея был также участником Кружка подобного нашей «Могучей кучке». Члены этого объединения специализировались на написании опер, арии в которых основывались на особенностях разговорной речи.
Разновидности конструкций по цели
Предложения по цели высказывания разделяются на повествовательные, вопросительные, побудительные. Каждые из них имеют свои особенности, которые следует разобрать подробнее.
Повествование
Повествовательные конструкции – это самые часто используемые предложения по цели высказывания и по интонации. Их целью является передача информации, которая утверждается или же, наоборот, отрицается.
Такая конструкция имеет законченную мысль, которая передается с применением определенного тона. Характеристика данного вида состоит в том, что человек выделяет основное слово более громким голосом, а заканчивает высказывание низким и спокойным тоном.
Данный вид встречается постоянно в речи людей. К примеру, когда ребенок сообщает своим ровесникам: «Сегодня мама подарила мне игрушку», «Я вчера смотрел интересный мультфильм» и так далее.
Вопрос
Конструкции могут быть также вопросительными. Они необходимы для того, чтобы спросить, узнать что-то у собеседника. Какими бывают предложения по типу вопроса? Такие конструкции разделяются на следующие разновидности:
- Общевопросительные, целью которых считается получение подтверждения либо отрицания определенных сведений. Ответ на них может быть односложным, просто «да» или «нет». Пример: «Игорь вчера был на работе?», «У вас есть хлеб?».
- Частновопросительные, задачей которых является получить новую информацию о каком-либо человеке, событии, действии и так далее. К примеру, «Во сколько подъедет машина?», «Кто сегодня будет дежурить?», «Какую погоду обещают завтра?».
Еще такие конструкции строятся по определенному порядку, сначала ставится вопросительное слово, потом все остальные слова, например, «Во сколько ты пойдешь в кино?».
Побуждение
Предложения по цели высказывания и по интонации могут быть еще и побудительными. Такие конструкции включают в себя некоторое волеизъявление человека. Целью подобной фразы является побуждение другого человека совершить какое-либо действие.
Такое предложение по цели используется, когда человек что-то просит, приказывает, говорит о своих пожеланиях другому человеку.
Задачи побудительного предложения могут достигаться благодаря применению определенной интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц, например, таких как «пускай», «давай».
Определение понятия
До середины прошлого столетия исследования, определяющие, что такое интонация, проводились только в направлении различения типа высказывания. На вопрос, какой бывает интонация, каждый из авторов словарей русского языка отвечает по-своему. С 1940 г. возрос интерес к выявлению видов носителей интонации и синтаксиса. Российским лингвистом Е.А. Брызгуновой в 1960 году была предложено значение слова интонация как определенного конструктивного построения.
Даль определяет это понятие, как сильное голосовое ударение.
Значение слова по Ожегову дается таким образом:
- манера произношения;
- точность звучания голоса;
- голосовые средства языка, дающие представление об отношении человека к тому, что он высказывает.
Энциклопедический словарь дает определение нескольких видов интонации:
- силлабическая организация речи, представляющая средство выражения различных синтаксических назначений и категорий;
- присущее стихотворной речи повышение голоса и понижение с паузой в конце, которое может не совпадать с фразой синтаксической интонацией.
Филолог Л. В. Щерба ввел в обиход феномен эмфатического ударения, который при удлинении ударной гласности усиливает эмоциональную окраску голоса.
Понятие интонации
Общая интонация текста
С помощью интонационных средств можно добавить общего тона звучания тексту. Романтические рассказы всегда напряженные и интригующие. Они вызывают эмоции сопереживания и сочувствия. А вот строгие доклады никак не откликаются на эмоциональном уровне. В них, кроме пауз, нет других существенных интонационных средств.
Конечно, нельзя утверждать, что общее звучание текста полностью зависит от частных интонационных средств. Но общая картина отражается только при условии использования неких элементов мелодики для раскрытия главной мысли. Без этого суть сообщения может быть непонятной людям, которые с ним ознакомились.
Интонация, состоящая одновременно из понижения и повышения голоса (Fall-Rise)
Такой вид интонации в английском языке принято называть Fall-Rise Intonation. В русском языке нет ничего подобного, но становится понятно со временем, на практике.
Но как правильно читать с нисходяще-восходящей интонацией? Представьте себе погружение в воду, углубление и постепенное возвышение звука. Сначала звук погружается под воду, а затем вдруг выныривает. При погружении — звук понижается, а при выныривании наружу — повышается вновь. Примерно тоже самое происходит с Fall-Rise Intonation в английском языке.
Сначала, возможно, вам будет не понятно. Попробуйте послушать речь англоязычных людей и уловите эту интонацию в их речи.
В качестве примера приведем некоторые предложения. Начнем с более легкого варианта, где в одном предложении (слоге) голос сначала понижается, а в следующем вновь повышается.
That’s right. I will. — Все верно. Я буду (например, буду на вечеринке и т. д.)
В этом случае right произносится с нисходящей интонацией, а на отрезке I will голос становится выше.
Подобная интонация может встречаться и в предложениях, когда между понижением и повышением голоса есть некоторое расстояние. В таких предложениях чувствуется неуверенность или некоторое сомнение со стороны говорящего.
- I’m not sure if they win… — Я не уверен, выиграли ли они…
- I think they are other ways… — Я думаю, есть и другие пути…
Первая часть предложения (I’m not sure) читается с нисходящей интонацией, а вторая (if they win) — с восходящей.
В вопросах английского языка интонация разная. А вот в разделительных всегда присутствует нисходяще-восходящая интонация. Попробуйте прочитать следующее предложения с верной интонацией:
- She is a doctor, isn’t she? — Она врач, не так ли?
- He is a hard-worker, isn’t he? — Он трудоголик, не так ли?
- Sue didn’t come, did she? — Сью не пришла, не так ли?
- Mary have learned it, haven’t she? — Мэри это выучила, не так ли?
В первой части до запятой происходит постепенное понижение звука, а вот во второй части, содержащей вопрос, уже восходящая интонация.
Со временем станет понятно, как создать правильную интонацию в английском языке в предложении, содержащем понижения и повышения голоса. Fall-Rise Intonation используется также в предложениях, выражающих нотку сомнения, мягкости, неуверенности в ответе. Обычно это мягкий ответ на какой-либо вопрос. Взгляните на пример:
I think you like this book! — Not really. — Я думаю, тебе нравится эта книга! — Не совсем.
В данном предложении именно ответ Not really читается с нисходяще-восходящей интонацией.
Такая же интонация нередко используется в предложениях, в которых наблюдается какое-либо противопоставление. В этих случаях в первой части слышится нисходящая интонация, во второй — восходящая.
I want to learn Chinese, but not now. — Я хочу изучать китайский язык, но не сейчас.
I’d like to go with you, but I have so much work today! — Я бы так хотел пойти с вами, но у меня слишком много работы на сегодня!
Этапы действенного анализа стихотворения или фрагмента текста
- Всестороннее ознакомление с содержанием текста, постижение авторского замысла: – выразительное чтение учителем текста (никаких заданий перед первым чтением!); – самостоятельное чтение учащихся, определение отдельных событий и частей текста (заглавие или цитатный план); – создание цепи вИдений и ассоциаций, связанных с эстетическим восприятием содержания текста (работа с ключевыми понятиями, вопросы по анализу текста, работа с образными средствами языка); – выяснение основной мысли, идеи произведения.
- Формулирование главной цели чтения, сквозного действия для всего текста.
- Исполнительская задача для каждой части текста. – Анализ текста, итог анализа: главная мысль – А.С. Пушкин любит и раннюю осень, пору прощальной красы, когда «в багрец и золото одетые леса», и позднюю осень, когда блеснёт «редкий солнца луч», когда в природе чувствуются «отдалённые седой зимы угрозы». (Можно записать этот текст как образец с частичным цитированием, которое используется при литературоведческом анализе произведений). – Главная цель чтения, сквозное действие – передать любовь автора и к ранней, и к поздней осени. – Исполнительская задача для каждой части: первая часть – восхищение ранней осенью, вторая часть – лёгкая грусть. – Интонация (разметить).