Уроки русского: какие бывают виды предложений по интонации

Содержание:

Виды предложений по интонации и цели высказывания

По инто­на­ции раз­ли­ча­ем вос­кли­ца­тель­ные и невос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния. По цели выска­зы­ва­ния ука­жем пред­ло­же­ния повест­во­ва­тель­ные, вопро­си­тель­ные и побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния.

Что такое интонация предложения?

Интонация явля­ет­ся одной из важ­ных харак­те­ри­стик пред­ло­же­ния. Начнем с опре­де­ле­ния, что назы­ва­ет­ся инто­на­ци­ей.

Это сло­во име­ет латин­ское про­ис­хож­де­ние: гла­гол intonare бук­валь­но зна­чит «гром­ко про­из­но­сить». В син­так­си­се рус­ско­го язы­ка  тер­мин «инто­на­ция» обо­зна­ча­ет ритмико-мелодический строй пред­ло­же­ния, как в уст­ной речи оно про­из­но­сит­ся, с повы­ше­ни­ем или пони­же­ни­ем тона.

Рассмотрим более подроб­но, с какой инто­на­ци­ей про­из­но­сят­ся пред­ло­же­ния и какую име­ют эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку.

Таблица

ПО ИНТОНАЦИИ
Восклицательное Невосклицательное
Мне пода­ри­ли котен­ка! Мне пода­ри­ли котен­ка.
ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Повествовательное Вопросительное Побудительное
На ули­це пре­крас­ная пого­да. Почему вы сиди­те дома? Идите гулять.

Невосклицательные предложения

Каждое пред­ло­же­ние име­ет инто­на­цию кон­ца пред­ло­же­ния. Если выска­зы­ва­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но, без осо­бой эмо­ци­о­наль­ной нагруз­ки в его кон­це, это невос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние.

Примеры невосклицательных предложений

Поздно ночью пошёл силь­ный дождь. Он весе­ло сту­чал в окна, лихо шумел в густой лист­ве дере­вьев, дело­ви­то жур­чал в водо­сточ­ных тру­бах (Л. Лагин).

Летом сра­зу бро­са­ют­ся в гла­за обиль­ные кисти с глян­це­вы­ми чер­ны­ми яго­да­ми (В. Солоухин).

Большая пло­щадь ста­ро­го горо­да над Днепром зарос­ла тра­вой. Здесь было тихо и чин­но. Над собо­ром ека­те­рин­ских вре­мен вились ласточ­ки (А. Толстой).

Восклицательные предложения

Простые пред­ло­же­ния могут допол­ни­тель­но выра­жать эмо­ции и чув­ства гово­ря­ще­го. Тогда про­из­но­сят­ся они с осо­бой инто­на­ци­ей вос­кли­ца­ния.

В деревне куда при­воль­ней, чем в горо­де. Можно и в лес за яго­да­ми схо­дить, да и на речу — иску­пать­ся и поры­ба­чить. А к обе­ду уха, да ещё какая! (Г. Скребицкий).

Последнее пред­ло­же­ние в этом сооб­ще­нии явля­ет­ся по инто­на­ции явля­ет­ся вос­кли­ца­тель­ным, так как выра­жа­ет чув­ство вос­хи­ще­ния.

В вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях исполь­зу­ют­ся место­име­ния и наре­чия в роли уси­ли­тель­ных частиц:

Голубушка, как хоро­ша! Чем любо­вать­ся тут?Ох, при­зна­юсь — хоть это мне и больно- не прав и я ! (И. А. Крылов)

Предложения по цели высказывания

По цели выска­зы­ва­ния — сооб­ще­ние, вопрос, побуж­де­ние — про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на три вида:

  • повест­во­ва­тель­ные
  • вопро­си­тель­ные
  • побу­ди­тель­ные

Восклицательным может быть каж­дое из этих про­стых пред­ло­же­ний.

Повествовательное предложение

В уст­ной речи пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но, толь­ко голос повы­ша­ет­ся на одном из чле­нов пред­ло­же­ния и пони­жа­ет­ся к его кон­цу. Это повест­во­ва­тель­ная инто­на­ция, а такой вид пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся повест­во­ва­тель­ным. В нём сооб­ща­ет­ся, кон­ста­ти­ру­ет­ся о каком-либо собы­тии или фак­те, напри­мер:

Вчера выпал снег.

Второй день льёт дождь как из вед­ра.

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак — точ­ка.

Примеры повествовательных предложений в художественной литературе

Белая бере­за под моим окном при­на­кры­лась сне­гом точ­но сереб­ром (С.Есенин).

Бесконечная доро­га убе­га­ет лен­той вдаль (С. Есенин).

В одном боло­те, под дикой ивой, выве­лись утя­та (М. Пришвин).

Одуванчики цве­тут с вес­ны до осе­ни (В. Солоухин).

Солнце уже спус­ка­лось за лес. Оно бро­са­ло несколь­ко чуть теп­лых лучей, кото­рые про­ре­зы­ва­лись огнен­ной поло­сой через весь лес (И. Гончаров).

Примеры вопросительных предложений в художественной литературе

Знаете ли вы, какое насла­жде­ние выехать вес­ной до зари? (И.Тургенев).

Жалко ста­ло ребя­там, что лисе­нок убе­жал. Куда он такой малень­кий денет­ся? Пропадет в лесу. Пришел дедуш­ка, посмот­рел нору, голо­вой пока­чал и гово­рит:— Нет, ребя­та. Это не лисе­нок ход про­ко­пал. Это мать-лиса за ним при­хо­ди­ла (В.Бианки).

Крошка-сын к отцу при­шёл и спро­си­ла кро­ха:— Что такое хоро­шо и что такое пло­хо? (В. Маяковский).

О чём эта пес­ня вагон­ных колес,И птиц щебе­та­нье,И шелест берёз?

О родине, толь­ко о родине (Расул Гамзатов).

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 61,
Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 128,
Полякова, Учебник

Упражнение 130,
Полякова, Учебник

Упражнение 133,
Полякова, Учебник

Упражнение 72,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 3,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 15,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 198,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 21,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 168,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 188,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 189,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 196,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 201,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 203,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 25,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

3 класс

Упражнение 25,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 186,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 70,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 7,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 391,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 392,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 422,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 2,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 457,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 1,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

4 класс

Упражнение 15,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 19,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 18,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 21,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 43,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 243,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 10,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 14,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 77,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 80,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 411,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 419,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 420,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 421,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 422,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 423,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 631,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 355,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 90,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 250,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 507,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 56,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 57,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 60,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 142,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Музыкальная интонация

Музыкальная интонация имеет теоретико-эстетические значения, которые тесно взаимосвязаны между собой. Она представляет собой организацию звука в музыке, их последовательное расположение. Музыкальная и речевая интонации не взаимосвязаны и отличаются звучанием по высоте тона и местоположением в системе звуков. Интонацию в музыке называют еще музыкой слова. Но отличие от слова она состоит в том, что музыкальная интонация или певческая не таит в себе никакого смысла.

Выражение интонации в музыке вытекает из речевой интонации. Слушая разговор на иностранном языке можно понять не только пол и возраст говорящего, но и их отношение друг к другу, характер разговора между ними, эмоциональное состояние — радость, ненависть, симпатия.

Именно эту связь с речью применяют сознательно, а иногда и бессознательно музыканты. Интонация человеческой речи переносит характер, чувства, психологические тонкости общения, которые потом выражаются в музыкальном произведении.

Музыка с помощью интонации способна передать и воспроизвести:

  • жесты;
  • движение тела;
  • гармонию речи;
  • эмоциональное состояние;
  • характер человека.

Интонационные музыкальные выражения имеют богатую многовековую историю. Простая интонация преобразовалась со временем в многочисленные музыкальные жанры и стили. Пример, арии скорби, плача, написанные в эпоху барокко. Легко определяются напряженные или тревожные баллады, лирические пьесы, торжественный гимн. Каждый композитор обладает неповторимым музыкально – интонационным почерком и стилем.

Ударение в интонации

Ударение в интонации играет важную роль, так как от ее постановки зависит весь смысл высказывания. Ударение подразумевает выделение слова с помощью основных фонетических элементов. Ударение слова является не единственным видом в русском языке. Помимо словесного ударения, различают и другие виды:

  • Синтагматическое. Синтагматическое или тактовое ударение выделяет в предложении главные смысловые слова в речевом такте синтагмы. Синтагма выделяет из всего речевого потока отдельный слог, части текста или слов. Получаются смысловые группы, имеющие синтаксическое значение.
  • Логическое. Логическое ударение помогает выделить важные слова из высказывания, в конкретной ситуации используя основные средства интонации. В логическом ударении выделяются любые слова из предложения.

Пример, «Кто здесь был? – Здесь был Я»

Оно возникает при использовании интонации, главную роль при этом выполняет мелодика вместе с повышением словесного ударения.

Эмфатическое. Феномен эмфатического ударения ввел в обиход и открыл российский лингвист Л. В. Щерба. Оно используется для выражения эмоциональной окраски слова и выражения, выделяя состояние говорящего при общении. От логического эмфатическое ударение отличается своей эмоциональной окраской слова. В русском языке такое ударение удлиняет ударную гласную: замеча-ательнейший человек, пре-кра-аснейший день.

Что такое интонация предложения?

Интонация явля­ет­ся одной из важ­ных харак­те­ри­стик пред­ло­же­ния. Начнем с опре­де­ле­ния, что назы­ва­ет­ся инто­на­ци­ей.

Это сло­во име­ет латин­ское про­ис­хож­де­ние: гла­гол intonare бук­валь­но зна­чит «гром­ко про­из­но­сить». В син­так­си­се рус­ско­го язы­ка тер­мин «инто­на­ция» обо­зна­ча­ет ритмико-мелодический строй пред­ло­же­ния, как в уст­ной речи оно про­из­но­сит­ся, с повы­ше­ни­ем или пони­же­ни­ем тона.

Рассмотрим более подроб­но, с какой инто­на­ци­ей про­из­но­сят­ся пред­ло­же­ния и какую име­ют эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку.

Виды интонаций

Все интонации делятся на три больших категории:

  1. Повествовательная;
  2. Восклицательная;
  3. Вопросительная.

Повествовательная интонация

Такая интонация применяется, когда нужно просто донести какую-то информацию до собеседника. Как правило, ударными делаются несколько слов, на которых говорящий хочет сделать акцент.

С утра была ХОРОШАЯ погода, и мы решили поехать в парк.Мама на ужин приготовила нам ОТБИВНУЮ.В холодильнике ПУСТО, поэтому надо идти в магазин.

В повествовательной речи также характерно понижение интонации в конце каждого предложения. Так, человек неосознанно отделяет одно предложение от другого.

Вопросительная интонация

Вопросительная интонация сопровождает любой вопрос, который адресован к собеседнику. И она определенно дает понять, что человек хочет получить ответ.

Почему ты не сделал домашнее задание?

В данном случае вопросительным словом является «почему». Именно на него идет голосовое ударение. Но интонацией можно выделить абсолютно любое слово в вопросительном предложении. И от этого изменится сам вопрос.

Вы СОБИРАЕТЕСЬ следующим летом ехать на море?ВЫ собираетесь следующим летом ехать на море?Вы собираетесь СЛЕДУЮЩИМ летом ехать на море? (или этим)Вы собираетесь следующим ЛЕТОМ ехать на море? (или осенью, или весной)Вы собираетесь следующим летом ЕХАТЬ на море? (или лететь)Вы собираетесь следующим летом ехать НА МОРЕ? (или в горы, или в Европу)

Видите, предложение одно, а интонационно можно превратить его в шесть разных вопросов. И на каждый подразумевается свой, непохожий на другие ответ.

Восклицательная интонация

Восклицательная интонация – это способ выразить свои эмоции как положительные, так и негативные. Как правило, речь идет о повышении силы голоса

Громкая речь всегда обращает на себя внимание

Как же КРАСИВО сегодня вечером!Как же я УСТАЛ на этой работе.Даю вам ПОСЛЕДНИЙ шанс!

Как можно заметить, очень часто восклицательные предложения заканчиваются восклицательным знаком.

Правильная интонация: что это?

Немаловажное значение имеет и темп рассказа. А точнее – скорость воспроизведения монолога

Быстрый темп характерен для взволнованной речи. А вот медленный – для торжественной. Плавный переход от одной скорости к другой часто применяется в различных сферах. Конечно, интонация в русском языке невозможна без интенсивности (силы голоса). Это возможность либо придать рассказу эмоциональный окрас, либо наоборот – сбавить обороты. Первый случай наблюдается при высказывании таких эмоций, как испуг или радость. А вот снижение силы голоса характерно для выражения горестных чувств, утраты близких и т.п. Правильная интонация не возможна без логических пауз, которые просто необходимы для осмысления публикой сказанного оратором или актером. И последнее, чтобы качественно выражать свои эмоции различными средствами и видами интонации – важна хорошая дикция. Без нее невозможно ни одно выступление. Вообще, предполагает множество составляющих, как теоретическую подготовку, так и практику. Конечно, речь должна отличаться логической выразительностью, но не менее важна выразительность эмоциональная. Мысль, которую оратор не прочувствовал, не тронет зрителя, как бы не была отработана техническая интонация голоса.

Только при условии должной мыслительной оценки, выражения личного отношения к произносимому тексту можно заинтересовать слушателя. Ведь в этом случае отчетливо проявляются такие компоненты интонации, как эмоциональные ударения и продуманные паузы, обусловленные и настроением, и чувствами говорящего.

Несомненно, что пунктуация и интонация крепко взаимосвязаны. Стоит забыть о знаках препинания, как речь сразу становится монотонной, превращается в безжизненный серый монолит, который может лишь заставить слушателя зевать. А ведь основные функции интонации направлены на повышение интереса к рассказу, его дроблению на смысловые куски (т.н. синтагмы). Некоторые специалисты противопоставляют интонацию просодии. Обычному обывателю достаточно знать, что в отличие от оперирующей фразами интонации, просодия опирается на слоги. К основным элементам интонации
обычно относятся: 1. Ударения.
2. Паузы.
3. Тембр.
4. Мелодика.
5. Темп.
Однако в действительности все элементы интонации существуют в единстве. Только наука может для своих целей рассматривать отдельные компоненты. Стоит указать негативные примеры интонации. Так к типичным ошибкам обычно относятся как монотонность речи, так и слишком высокий (низкий) тон всего текста выступления, восходящая интонация в конце повествовательных предложений и недостаточная выразительность речи. Над подобными недочетами нужно упорно работать каждый день, особенно, если предвидятся постоянные выступления.

Школьные учебники выделяют такие виды предложений по интонации: невосклицательное и восклицательное. Для второго вида присуще выражение сильного чувства.

Многие ошибочно считают, что по интонации предложения бывают вопросительными, восклицательными и повествовательными. Однако это разделение проводится не по интонационному признаку, а по цели высказывания оратора. Известный исследователь великого и могучего языка Всеволодский-Гернгросс в своих работах на вопрос о том, какие бывают интонации, выделяет не менее 16 видов интонации. Среди них: пригласительная и сопоставительная, повелительная и звательная, убедительная и перечислительная, просительная и утвердительная, и др. Описывая определение интонации, этот ученый отмечает, что она является самой эфемерной составляющей красочной устной речи. При этом важнейшими акустическими характеристиками интонации являются мелодика, длительность и интенсивность.

Устная речь характеризуется наличием разнообразных эмоционально-интонационных оттенков. С их помощью можно одному и тому же выражению добавить различных значений: удивления, издевки, вопроса, утверждения и других вариантов. На письме все это передать намного сложнее, но возможно с помощью знаков препинания, которые отражают основные элементы интонации.

Вопросительные

В вопросительных предложениях всегда присутствует вопрос. А на конце него ставится или «знак вопроса» (что чаще всего), или «вопросительный и восклицательный» знаки одновременно.

Ты обещаешь сделать это к сегодняшнему вечеру?Да сколько это может продолжаться?!

Интонационно в вопросительных предложениях голос повышается на том слове, которое является главным в вопросе.

Причем в одном и том же предложении может быть несколько таких слов. И в зависимости от ударения меняется и сам вопрос.

Ты уже СДЕЛАЛ домашнее задание по математике?ТЫ уже сделал домашнее задание по математике?Ты уже сделал домашнее задание ПО МАТЕМАТИКЕ?

Также вопросительные предложения могут как содержать конкретное вопросительное слово, так и обходиться без него.

Куда ты собрался идти?Ты пойдешь с нами?

По интонации предложения бывают восклицательными и невосклицательными

Предложение представляет собой речевую единицу, которая сочетает в себе несколько слов, связанных между собой. Каждая такая конструкция обладает конкретным смыслом и интонацией. По интонации предложения бывают несколько видов. Заканчиваться они также могут соответственно с помощью разных знаков препинания. Какие бывают предложения по цели высказывания и интонации?

Разновидности конструкций по цели

Предложения по цели высказывания разделяются на повествовательные, вопросительные, побудительные. Каждые из них имеют свои особенности, которые следует разобрать подробнее.

Повествование

Повествовательные конструкции – это самые часто используемые предложения по цели высказывания и по интонации. Их целью является передача информации, которая утверждается или же, наоборот, отрицается.

Такая конструкция имеет законченную мысль, которая передается с применением определенного тона. Характеристика данного вида состоит в том, что человек выделяет основное слово более громким голосом, а заканчивает высказывание низким и спокойным тоном.

Данный вид встречается постоянно в речи людей. К примеру, когда ребенок сообщает своим ровесникам: «Сегодня мама подарила мне игрушку», «Я вчера смотрел интересный мультфильм» и так далее.

Побуждение

Предложения по цели высказывания и по интонации могут быть еще и побудительными. Такие конструкции включают в себя некоторое волеизъявление человека. Целью подобной фразы является побуждение другого человека совершить какое-либо действие.

Такое предложение по цели используется, когда человек что-то просит, приказывает, говорит о своих пожеланиях другому человеку.

Задачи побудительного предложения могут достигаться благодаря применению определенной интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц, например, таких как «пускай», «давай».

Типы фраз по интонации

Какие бывают предложения по цели высказывания, теперь понятно, а какие бывают предложения по интонации?

По интонации предложения делятся на некоторые виды в зависимости от эмоциональности высказывания. Говорящий может произносить фразы спокойно, а может и эмоционально, соответственно меняя громкость и темп своей речи, а также расставляя в словарной конструкции по разному ударения. Поэтому по интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Невосклицательные

Такие типы предложений по интонационной окраске встречаются ежедневно и используются чаще всего. Для их произношения не требуется проявлять эмоциональность и чувства, можно говорить умеренно и спокойно. Обычно такая конструкция является повествованием, вопросом, в редких случаях – побуждением. («Я вчера ходил в кино со своей девушкой.»).

Восклицательные

Данные типы предложений по эмоциональной окраске наоборот выражают чувства, передают эмоции. Они произносятся особенным тоном, нередко громким голосом. В большинстве случаев подобные виды предложений по интонации применяются во фразах, побуждающих к чему-либо. («Езжай медленно, на дороге гололедица!»).

Какими знаками заканчиваются разные типы фраз в письменной речи?

Виды предложений по интонации и цели выделяются на письме разными способами. Именно пунктуация позволяет человеку понять, какие речевые конструкции по цели и интонации находятся на бумаге или экране электронного устройства перед ним.

Необходимо знать следующие правила расстановки знаков препинания:

  • Повествовательная невосклицательная фраза завершается точкой. («Вот и наступило долгожданное лето»).
  • Вопросительная невосклицательная конструкция заканчивается вопросительным знаком. («Когда твой папа придет с работы?»).
  • Побудительная невосклицательная фраза требует на конце постановку точки. («Перестань капризничать и кушай.»).
  • Повествовательное восклицательное высказывание завершается восклицательным знаком. («Я сегодня себя так хорошо чувствую!»).
  • Вопросительная восклицательная конструкция заканчивается двумя знаками — вопросительным и восклицательным. («Я могу тоже пойти за грибами?!»).
  • Побудительное восклицательное высказывание должно быть законченно восклицательным знаком. («Слабонервным, просьба удалиться из аудитории!»).

Когда типы высказывания предложения бывают особенно эмоциональными, то можно ставить сразу несколько восклицательных знаков

(«Осторожно, впереди обрыв!!!»)

В случае если конструкция обладает эффектом незавершенности, то требуется ставить в конце высказывания многоточие. («Мне очень жаль…»).

Теперь ясно, какие бывают предложения по интонации и цели

Важно знать их особенности, чтобы ваши высказывания были правильно восприняты окружающими людьми как в устной так и в письменной речи

Примеры

Ну, например, возьмем известное стихотворение Агнии Барто:

Наша Таня громко плачет,Уронила в речку мячик.

В написанном варианте оно читается на едином дыхании и без интонационных ударений. Практически это просто констатация факта, что «некая девочка Таня громко плачет, потому что уронила мячик».

Но совсем другое дело, когда мы начнем рассказывать это стихотворение свои детям. Появится выражение, интонация. Чаще всего голос повысится на словах «плачет» и «уронила»:

Наша Таня громко ПЛАЧЕТУРОНИЛА в речку мячик.

А можно поменять ударное слово, например, во второй строчке и получится уже другой смысл:

Уронила в РЕЧКУ мячик (куда?) или Уронила в речку МЯЧИК (что?)

И так мы делаем ежедневно, общаясь с родными, друзьями или коллегами по работе. С помощью интонации мы придаем своим словам определенное ударение. И соответственно, помогаем окружающим лучше нас понять.

Виды предложений по цели высказывания

Итак, предложений в русском языке огромное количество, которое стремится к бесконечности. Это факт, с которым вряд ли кто-то будет спорить.

И у всех предложений есть одна цель – донести какую-то информацию до читателей (если мы говорим о письменной речи) или собеседников (в случае устной речи).

И по виду цели все предложения в русском языке можно разделить на три больших категории:

  1. Повествовательное предложение – то, которое призвано донести какую-то информацию просто как констатацию факта.

    На улице не погуляешь, потому что идет дождь.Мама обещала поехать на выходных в магазин.Пете задали много уроков.

  2. Вопросительные предложения – те, в которых присутствует вопрос. Они призваны не донести информацию, а наоборот, узнать ее у собеседника.

    Ты сделал домашнюю работу?Если будет солнце, поедешь в выходные на дачу?Что сказал начальник, когда застал тебя не за работой?

  3. Побудительные предложения – те, которые или мотивируют на какое-то действие, или пробуждают сильную эмоцию. Это может быть приказ, просьба, восклицание и так далее.

    Вова, не отвлекай весь класс своей болтовней!Иванов, срочно зайдите ко мне!Господи, как же сегодня красиво на небе!

Как несложно заметить, у всех категорий предложений свои знаки на конце.

В повествовательных это просто «точка». В вопросительных – «вопросительный знак», а в побудительных – «восклицательный знак». Это касается письменной речи. А в устной мы просто выделяем нужные слова интонационно.

Важно! Иногда школьники путают и говорят вместо «побудительных предложений» — «восклицательные». Логику (что это?) понять можно, они ориентируются на знак в конце

Но в плане терминологии это неверно.

Теперь давайте чуть подробнее разберем каждую из категорий предложений.

Какими знаками заканчиваются разные типы фраз в письменной речи?

Виды предложений по интонации и цели выделяются на письме разными способами. Именно пунктуация позволяет человеку понять, какие речевые конструкции по цели и интонации находятся на бумаге или экране электронного устройства перед ним.

Необходимо знать следующие правила расстановки знаков препинания:

  • Повествовательная невосклицательная фраза завершается точкой. («Вот и наступило долгожданное лето»).
  • Вопросительная невосклицательная конструкция заканчивается вопросительным знаком. («Когда твой папа придет с работы?»).
  • Побудительная невосклицательная фраза требует на конце постановку точки. («Перестань капризничать и кушай.»).
  • Повествовательное восклицательное высказывание завершается восклицательным знаком. («Я сегодня себя так хорошо чувствую!»).
  • Вопросительная восклицательная конструкция заканчивается двумя знаками — вопросительным и восклицательным. («Я могу тоже пойти за грибами?!»).
  • Побудительное восклицательное высказывание должно быть законченно восклицательным знаком. («Слабонервным, просьба удалиться из аудитории!»).

В случае если конструкция обладает эффектом незавершенности, то требуется ставить в конце высказывания многоточие. («Мне очень жаль…»).

Теперь ясно, какие бывают предложения по интонации и цели

Важно знать их особенности, чтобы ваши высказывания были правильно восприняты окружающими людьми как в устной так и в письменной речи

Роль интонации в актерском мастерстве очевидна, равно как и в ораторском искусстве. Правильность выделения слов в речи, их звучание и действие на публику, уже давно изучены, неоспорима. Попробуем разобраться более подробно в том, что такое интонация, какая бывает, где используется и т.д.

Английская интонация: составные элементы

Пред­ло­же­ние «Сего­дня теп­ло» может быть утвер­жде­ни­ем, вопро­сом и вос­кли­ца­ни­ем в зави­си­мо­сти от инто­на­ции, с какой про­из­но­сит­ся пред­ло­же­ние. Инто­на­ция ещё выра­жа­ет наши эмо­ции: удив­ле­ние, гнев, весе­лье, неудо­вле­тво­ре­ние и т.д.

Любой язык име­ет свою осо­бую, харак­тер­ную для него инто­на­цию, зна­чи­тель­но отли­ча­ю­щу­ю­ся от инто­на­ции дру­гих языков.

В англий­ском язы­ке инто­на­ция выпол­ня­ет осо­бо важ­ную роль бла­го­да­ря силь­но про­яв­лен­но­му ана­ли­ти­че­ско­му харак­те­ру язы­ка. (В ана­ли­ти­че­ских язы­ках свя­зи меж­ду сло­ва­ми выра­жа­ют­ся не при помо­щи окон­ча­ний, как в рус­ском язы­ке, а при помо­щи слу­жеб­ных слов: пред­ло­гов, арти­клей, вспо­мо­га­тель­ных гла­го­лов, а так­же при помо­щи интонации.)

Состав­ны­ми эле­мен­та­ми инто­на­ции считаются:

  • мело­ди­ка речи, кото­рая выпол­ня­ет­ся повы­ше­ни­ем или пони­же­ни­ем голо­са во фра­зе (срав­ни­те про­из­не­се­ние повест­во­ва­тель­но­го и вопро­си­тель­но­го предложения);
  • ритм речи, т.е. сме­на удар­ных и без­удар­ных слогов;
  • темп, т.е. ско­рость или мед­ли­тель­ность речи и пау­зы меж­ду рече­вы­ми отрез­ка­ми (соот­не­се­те речь замед­лен­ную и речь скороговоркой);
  • тембр, т.е. зву­ко­вая окрас­ка, сооб­ща­ю­щая речи те или иные эмо­ци­о­наль­но-экс­прес­сив­ные тона (тембр «весё­лый», «игри­вый», «мрач­ный» и т.д.);
  • фра­зо­вое и логи­че­ское уда­ре­ние, слу­жа­щие сред­ством выде­ле­ния отдель­ных слов в предложении.

Как уже было ска­за­но ранее, длин­ные пред­ло­же­ния под­раз­де­ля­ют­ся на отдель­ные смыс­ло­вые части, кото­рые нахо­дят­ся в зави­си­мо­сти от обще­го смыс­ла пред­ло­же­ния, его грам­ма­ти­че­ской струк­ту­ры и сти­ля речи.

Каж­дая смыс­ло­вая груп­па содер­жит опре­де­лён­ную инто­на­цию, кото­рая ука­зы­ва­ет на завер­шён­ность или неза­вер­шён­ность мыс­ли в ней. Как пра­ви­ло толь­ко послед­няя смыс­ло­вая груп­па ука­зы­ва­ет на то, что мысль в этом пред­ло­же­нии закон­че­на; в преды­ду­щих смыс­ло­вых груп­пах при­ме­ня­ет­ся инто­на­ция, кото­рая сооб­ща­ет о неза­вер­шён­но­сти мыс­ли. Напри­мер, в пред­ло­же­нии: «В июне, июле и авгу­сте дети не ходят в шко­лу» в трёх пер­вых смыс­ло­вых груп­пах: «В июне, июле и авгу­сте» мысль пред­ло­же­ния не завер­ше­на, и, сле­до­ва­тель­но, при­ме­ня­ет­ся инто­на­ция, кото­рая ука­зы­ва­ет на это.

Чис­ло смыс­ло­вых отрез­ков в пред­ло­же­нии зави­сит от тем­па речи, т.е. гово­рим ли мы пред­ло­же­ния быст­ро или мед­ли­тель­но. Напри­мер, при дик­тов­ке пред­ло­же­ний темп речи будет гораз­до более мед­лен­ным, чем в раз­го­вор­ной речи. Таким обра­зом, и смыс­ло­вых отрез­ков при дик­тов­ке будет боль­ше, и они будут короче.

Англий­ская инто­на­ция очень отли­ча­ет­ся от рус­ской, как мело­ди­ей, так и фра­зо­вым уда­ре­ни­ем. Пони­же­ние или повы­ше­ние голо­са на послед­нем удар­ном сло­ве в пред­ло­же­нии явля­ют­ся дву­мя глав­ны­ми тона­ми англий­ской инто­на­ции (впро­чем, и рус­ской тоже) – нис­хо­дя­щим тоном и вос­хо­дя­щим тоном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector