Этюдник: особенности и преимущества
Содержание:
Что нужно для работы над этюдником
Операция «Этюдник своими руками» требует определенной подготовки. Так как оптимальные материалы для этих миниатюрных предметов дерево и фанера, то мастер-художник должен иметь хотя бы минимальный опыт обращения с ними. Также потребуется обычный набор ручного столярно-плотницкого инструментария, в него входит:
- ножовка по дереву;
- электролобзик;
- шлифовальная машина, ее замена — наждачная бумага разной зернистости (80, 100);
- шуруповерт (отвертка).
Помимо инструментов надо купить либо поискать дома:
- фанеру: толстую (обрезки) и тонкую (1/2 листа);
- рояльную петлю, длина которой совпадает с длиной корпуса;
- крепления для наплечного ремня;
- клей ПВА столярный;
- ручку от старой сумки, чемодана, дипломата;
- шарниры мебельные;
- две небольшие пластинки из металла (фиксаторы);
- мебельные петли;
- замок, защелку либо два крючка для закрывания кейса;
- мебельный лак;
- саморезы (10, 21 мм).
Конструкции сильно разнятся, поэтому материала может потребоваться больше либо меньше. Все зависит лишь от выбранного, или изготовленного самостоятельно, чертежа.
…и складных ножек
Так как домашнему мастеру легче всего работается с деревом, то для опор тоже выбирают этот материал. В роли ножек этюдника выступает брус (15х20 мм), изготовленный из плотной древесины. Размер и количество складывающихся деталей:
- 6 штук — 480 мм;
- 3 штуки — 410 мм;
- 3 штуки — 50 мм.
Еще для изготовления ножек-трансформеров понадобятся оси для брусков. Для них потребуются:
- болты (6 мм диаметром, длиной 55-60 мм);
- мебельные стяжки.
Для фиксации «конечностей» на корпусе необходимо приобрести 3 форточные (накладные) петли, а также 3 липучки, столько же отрезков стальной проволоки, на конце которых сделаны петли для фиксирующих гнезд.
Сначала готовят 3 «вилки» из самых длинных брусков. Берут первую пару, на уровне торца ее соединяют одной самой короткой деталью. Ее приклеивают ПВА, зажимают в струбцине (тисках). Так же поступают с 4 (2+2) оставшимися длинными элементами.
После высыхания вилок внутрь каждой склеенной пары вставляют (опять заподлицо от торца) по брусу средней длины (410 мм). Во всех 3 деталях, отступив от края 50 мм, просверливают сквозные отверстия (6,3 мм), предназначенные для оси. Затем еще три (4 мм), тоже насквозь трех брусков. Они нужны для фиксации ножек в обоих положениях. В этот раз отступ от торцов равняется 20 мм. В готовые большие отверстия вставляют ось, которую фиксируют. В маленькие — стальные отрезки проволоки с петлями на одном конце.
К корпусу ножки крепят форточными петлями, предварительно сделав запил на верхних торцах ножек. Его угол зависит от особенностей этого крепежа, поэтому перед операцией определяют угол, который обеспечит надежное положение — устойчивость опор.
Критерии правильного выбора
Для того чтобы приобретение в дальнейшем не разочаровало, следует знать, какие нюансы учесть при выборе:
Ножки. Ножки из металла являются наиболее практичными и качественными. Большинство художников отдают предпочтение моделям с алюминиевыми ножками, поскольку они отличаются оптимальной легкостью и уровнем прочности
Они просты в уходе, имеют заостренные кончики, обеспечивающие наибольшую устойчивость – это крайне важно, особенно если занятия живописью проходят в «тяжелых» природных условиях. Ножки из дерева станут оптимальным решением для занятий в помещении (студии, учебном здании)
В этом случае подойдут практически любые модели, имеющие оптимальную устойчивость, винтовые закрутки и набалдашники из резины.
Материал изготовления. Для производства могут быть использованы самые разнообразные виды древесины (береза, фанера, бук). Однако лучше всего отдавать предпочтение изделиям из липы – она считается самым легким материалом.
Ящик для рисовальных принадлежностей. Здесь нужно помнить самое главное правило – чем более осложненной будет конструкция ящика (например, огромное количество выдвижных элементов), тем хуже качество будет у самого этюдника. Лучше всего отдать предпочтение простому вместительному ящику. Главное, чтобы он располагался на одной стороне с холстом, иначе придется постоянно ходить туда-сюда.
Зажим крышки
Нужно обращать внимание, чтобы крышка была достаточно крепкой, поскольку от сильного ветра может произойти ее самопроизвольное закрытие.
Палитра. При покупке этюдника в комплекте могут находиться некоторые рисовальные принадлежности
В этом случае следует уделить особое внимание палитре – она должна быть изготовлена из оргстекла, поскольку легче всего чистится после нагрева.
Таким образом, этюдник должен обладать отличным уровнем устойчивости, на нем должны отсутствовать разного рода трещины, сучки и иные дефекты и недостатки.
Что касается веса, то в первую очередь необходимо определить, для кого он приобретается. Если речь идет о ребенке или девушке, то приобретать лучше всего облегченный или небольшой вариант, имеющий алюминиевые съемные ножки.
Если же речь идет о мужчине, то оптимальный вариант – это модель размера А2. Маленькое брать не рекомендуется, поскольку уменьшение веса будет незначительным, а емкость ящика при этом уменьшится примерно в 2 раза.
Следует также учесть тот факт, что съемные ножки способствуют грамотному распределению веса.
Кроме того, по возможности следует отдавать предпочтение моделям, в комплекте с которыми поставляется сумка или рюкзак, позволяющие легко и удобно переносить этюдник без вреда для спины.
Критерии
На что ориентироваться при выборе той или иной модели, если производителей несколько? Как раз фирма-производитель не самое главное. Товар можно с уверенностью назвать хорошим, если:
- Корпус деревянного изделия не имеет никаких (даже еле заметных) дефектов.
- Этюдник имеет небольшой вес. Самые легкие модели производятся из липы, они оптимальны, если начинающий художник еще слишком мал.
- Конструкция не слишком сложная. В противном случае есть вероятность, что какой-то элемент быстро придет в негодность, ведь этюдник часто и активно используют на природе.
- В изделии предусмотрена его фиксация в открытом состоянии. Такая конструкция обеспечит сохранность рисунков при неожиданном порыве ветра.
- В комплект входит палитра, выполненная из оргстекла, такая «пластинка» очень легко очищается.
- К этюднику прилагаются ножки. Лучший вариант — металлические элементы, а именно — алюминиевые, заостренные на концах. Деревянные опоры могут верой и правдой служить в помещении, но не на пленэре, ведь этот походный мольберт и был придуман для рисования на открытом воздухе.
Так как этюдник своими руками собрать не очень сложно, то работа мастера не должна испугать. Если такой вариант не слишком впечатляет, лучше купить готовое, почти идеальное изделие, избежав при этом возможных поломок самодельной конструкции в тот момент, когда внезапно нахлынет вдохновение.
Также вы можете сравнить цены на этюдники:
Другой отличный способ — усовершенствование когда-то купленной модели. Как можно доработать конструкцию, можно посмотреть в этом видео:
Размеры
Размеры этюдника ограничены не только форматом рисунка, но и способностью художника поднять и унести такой чемоданчик. Малый этюдник для ребенка является не просто удобством, а строгой необходимостью. Выбирать его нужно, исходя не просто из способности малыша поднять такой чемоданчик, – художник в поисках нужного пейзажа и вдохновения иногда вынужден пройти до десяти километров пешком с таким ящиком в руках!
Тем не менее, в погоне за размерами мини нужно понимать, что рисунки должны быть не меньше определенного габарита. Для ребенка минимальным вариантом видится этюдник, допускающий использование стандартных листов А4. Этот формат весьма распространен, в том числе и в обучении детей, и позволяет в нормальном масштабе изобразить практически любой сюжет. Если формат этюдника будет еще меньше, то возникнет риск творческого ограничения ребенка, да и маленький художник попросту очень скоро перерастет такой подарок.
Что это такое?
Если исходить из общей классификации, то можно сказать, что этюдник, по сути своей, является одной из разновидностей мольберта. Другими словами, его основная задача – быть условно вертикальной подставкой для создаваемой картины. Ведь специалисты медицинского и художественного направления указывают, что рисовать в сидячем положении, наклонившись над горизонтально расположенной поверхностью, является вредным и неправильным занятием.
Впрочем, отличие от стандартного (в понимании большинства людей) мольберта есть, и не одно. В первую очередь, этюдник делается максимально компактным, поскольку он оптимизирован под живопись на пленэре, то есть на открытом воздухе. Это не означает, что им нельзя пользоваться в помещении.
Кроме того, этюдник является не только собственно мольбертом, но еще и удобным чемоданчиком, предназначенным для хранения и переноски рисовальных принадлежностей. За счет того, что и сам чемоданчик, и лежащие в нем принадлежности суммарно могут весить более десяти килограммов, прямое использование этюдника по назначению детьми маловероятно – разве что мальчиками старшего подросткового возраста.
Другое дело, что для новичков, которые только начинают творческие поиски себя и не имеют дома достаточного пространства для рисования, этюдник можно выбрать как меру примитивной организации рабочего места – тут и небольшой мольберт, и место для инструментов.
Изготовление этюдника…
Все детали вырезают лобзиком. Сначала с помощью саморезов собирают корпус кейса. Элементы для палитры и доску для этюда делают из тонкой (3-4 мм) фанеры. Каждую деталь шлифуют. Если используют наждачную бумагу: первичную обработку делают крупным, затем мелким зерном. Ориентируясь на собственные потребности, мастер вырезает и крепит необходимое количество перегородок в нижней части корпуса.
Крышку и нижнюю часть соединяют рояльной петлей, «посаженной» на саморезы. Фиксируют мебельные шарниры, чье «призвание» держать крышку в положении, удобном для рисования. Их крепят к бортикам кейса и внутренней стороне крышки.
С той стороны чемоданчика, где будет находиться замок, по центру соприкасающихся плоскостей крышки и дна этюдника, делают по не слишком длинному углублению. Там саморезами крепят короткие металлические пластины, которые, перемещаясь, будут удерживать фанеру и не дадут холсту и палитре случайно соприкоснуться.
С лицевой стороны по центру фиксируют замок (защелку, крючки), ручку (по желанию), а также петли, предназначенные для ремня. На его роль подойдет старое изделие для брюк, альтернатива — ненужные ремешки от сумок, полоса плотной ткани, брезента. Для фиксации к корпусу палитры и планшета используют маленькие мебельные петли.
Ножки этюдника
Бывают этюдники с ножками (съемные и стационарные) и без (настольные). Существуют также этюдники с выдвижными ножками (тренога) – эти пользуются наибольшей популярностью.
Ножки этюдников могут быть изготовлены из дерева или металла:
1. Металлические ножки более практичны и качественны. Многие художники любят этюдники с алюминиевыми ножками, так как они легкие и в то же время прочные
С них легко стирается грязь, а их концы заострены, что делает этюдник еще устойчивее — это очень важно, когда картина пишется в «тяжелых» природных условиях, ведь надежность ног – прежде всего!
Кстати, такая надежность имеется у простых этюдников Подольского комбината.
2. Деревянные ножки будут оптимальны в помещении (студии, учебной аудитории). В принципе, для работы в помещении подходят любые этюдники, имеющие достаточную устойчивость с винтовыми закрутками ( «барашками») и резиновыми набалдашниками.
Производители изготавливают этюдники из разных сортов дерева (береза, фанера, бук и др.). Стоит выделить: Липа – самый легкий материал!
Этюдник с деревянными ножками не совсем подходит для «улицы», его устойчивость слабее, а деревянные ножки могут ссохнуться или разбухнуть со временем.
Ящик под художественные принадлежности
Здесь следует отметить главное — чем сложнее конструкция ящика (множество выдвижных деталей), тем хуже по качеству будет этюдник. Лучше ориентироваться на простой вместительный этюдный ящик без выдвижных блоков. Но если вы берете таковой, смотрите, чтобы он выдвигался на той стороне, где крепится холст, иначе придется бегать туда-сюда.
Стоит также обратить внимание на зажим крышки, когда она в открытом состоянии. Смотрите, чтобы она была крепкой, иначе от сильного ветра она может самопроизвольно закрываться
Совет: при покупке этюдника в его комплектацию могут входить некоторые художественные принадлежности. Посмотрите на палитру, желательно, чтобы она была из оргстекла, так как она легче всего чистится мастихином после её нагрева.
Как сделать своими руками?
Выбор детского этюдника зачастую бывает осложнен сразу двумя тормозящими факторами: высокой стоимостью готовых изделий и невозможностью подобрать идеально подходящую для ребенка модель. В подобной ситуации самый простой выход – попросить папу самостоятельно собрать такой ящик. Это сработает, если папа обладает всеми необходимыми навыками работы руками.
Очевидно, что чаще всего подобный шедевр ручной работы преимущественно деревянный, потому что именно древесина является наиболее подходящим и удобным для обработки материалом. В качестве основного материала стенок можно использовать даже фанеру, лишь бы она была достаточно прочной для выдерживания веса начинки. Использование фанеры позволит существенно уменьшить вес готового изделия, а для укрепления конструкции по контурам может использоваться тонкая доска и металлическая фурнитура.
Начинать создание необходимо с определения размеров будущего изделия. При выборе габаритов отталкиваться стоит не только от формата используемой бумаги, но также и от размера всех необходимых принадлежностей – они ведь должны поместиться внутрь создаваемого ящика.
Многие художники, рисующие красками и практиковавшие хотя бы раз собственноручное создание этюдника, рекомендуют встроить внутрь еще и доску, которая будет использоваться в качестве палитры. Она, как и крышка, должна иметь возможность закрываться и открываться, но при этом ни в коем случае не соприкасаться с ней. Это необходимо потому, что у художника с собой может быть всего один холст и недопустимо, чтобы изображенное на нем испортилось от попадания красок с палитры.
Для этого изнутри крышки, которая и применяется в качестве мольберта, должны быть предусмотрены металлические ограничители, не позволяющие палитре слишком сильно сближаться с ней. Сама палитра может выполнять еще одну важную функцию – частично защищать готовую картину или подготовленный холст от соприкосновения с инструментами.
Для того чтобы оставить себе возможность выбирать горизонтальное или вертикальное положение холста, можно изготовить отдельный небольшой планшет из фанеры
Важно, чтобы он помещался внутрь этюдника, иначе носить его с собой будет неудобно. В качестве фиксации можно использовать любые металлические или деревянные направляющие
Обязательным элементом любого этюдника должен быть замок, не позволяющий содержимому самовольно покинуть ящик. Ремень можно взять любой, однако необходимо выбрать крепление, выполненное по принципу штатива, то есть допускающее определенное изменение положения ремня для транспортировки или рисунка «с рук».
Лучшие полевые этюдники
Этюдник 16В2 (большой) (Подольск)
Классический вариант, предназначенный для занятий живописью на свежем воздухе. Выполнен в виде деревянного ящика с телескопическими ножками, специальная конструкция которых позволяет регулировать изделие по высоте. Вес – 5 кг.
Этюдник 16В2 (большой) (Подольск)
Достоинства:
- подходит для работы на природе;
- телескопические ножки;
- небольшой вес.
Недостатки:
Этюдник Pinax FE-L3
Представляет собой этюдный ящик на алюминиевой треноге, предназначенный для занятий живописью на свежем воздухе. Удобная облегченная конструкция оснащена простой системой креплений. Ящик способен вместить все необходимые рисовальные принадлежности, в том числе и палитру.
Этюдник Pinax FE-L3
Достоинства:
- подходит для новичков;
- облегченная конструкция;
- вместительный ящик.
Недостатки:
Этюдник МЛ-82
Современная стильная модель, сочетающая в себе 2 материала изготовления – дерево и металл. Ножки и держатели изготовлены из алюминия, ящик – из сосны, затонирован в черный цвет. За счет этого изделие достаточно легкое, при этом на его функциональности это никак не сказывается. В комплекте имеется палитра и ремешок для удобной переноски.
Этюдник МЛ-82
Достоинства:
- идеальное сочетание материалов изготовления;
- красивый дизайн;
- небольшой вес;
- удобный ремешок для переноски.
Недостатки:
- ножки выглядят не совсем крепкими;
- фиксация выдвижного ящика недостаточно надежная.
Pinax Этюдный ящик двусторонний FE-3B
Модель большого размера, оснащенная складными ножками из дерева. Является идеальным вариантом для занятий живописью на природе. Материалом изготовления выступает высококачественный европейский бук, знаменитый отличными эксплуатационными качествами – имеет плотную тяжелую древесину, проявляющую высокую устойчивость к попаданию влаги, а также легко поддается полировке. Механизмы трансформации и крепежные элементы изготовлены с идеальной точностью, что обеспечивает продолжительный эксплуатационный срок. Вместительный ящик, имеющий алюминиевые разделители, позволяет хранить все необходимые рисовальные принадлежности (палитру, кисточки, краски). Телескопические ножки оснащены двумя уровнями установки, позволяющими регулировать высоту для сидячего и стоячего положения.
Pinax Этюдный ящик двусторонний FE-3B
Достоинства:
- качественный материал изготовления;
- устойчивость к попаданию влаги;
- продолжительный срок службы;
- 2 уровня регулировки высоты.
Недостатки:
Pinax Этюдный ящик FE-4
Этюдный ящик на деревянных складных ножках небольшого размера. Обладает достаточно удобной конструкцией, предназначенной для занятий живописью на свежем воздухе. Вместительный, оснащен алюминиевыми разделителями, позволяет разместить все необходимые рисовальные принадлежности (палитру, кисточки, краски). Выдвижная мачта позволяет разместить холст размером до 86 см. Телескопические ножки оснащены двумя уровнями установки, позволяющими отрегулировать высоту как для сидячего, так и стоячего положения.
Pinax Этюдный ящик FE-4
Достоинства:
- удобная конструкция;
- вместительный ящик;
- выдвижная мачта;
- 2 уровня регулировки высоты.
Недостатки:
- немного тяжеловат;
- в комплекте не хватает сумки/чехла.
Виды
Хотя сама конструкция кажется предельно простой, даже у нее есть определенные вариативные характеристики, позволяющие классифицировать такую продукцию. В первую очередь, детский этюдник для рисования должен быть предельно легким, иначе оригинальное назначение просто теряется. Поэтому, в отличие от «взрослых» моделей, корпус может быть облегчен благодаря использованию деталей меньшего размера из более легких материалов.
Предполагается, что этюдник изначально переносной, однако, учитывая детские потребности и возможности, не исключается и его сугубо настольный вариант, который от простого отличается возможностью хранения инструментов.
В комплект этюдника для полноценной работы на пленэре может входить еще и тренога, позволяющая организовать рабочее место даже там, где для этого нет особых условий. При этом этюдники, как и большинство других видов мольбертов, не выдвигают ограничений касательно вида используемых красок.
Правда нужно обратить внимание на способы крепления: позволяют ли они использовать на выбор бумагу или холст в подрамнике, и если позволяют, то такая покупка сгодится и для акварели с гуашью, и для масляной живописи, и для любых других видов изобразительного искусства
Наконец, некоторые производители предлагают купить не просто сам по себе этюдник, а сразу в виде набора со всем необходимым – с красками, кисточками, бумагой для рисования и другими принадлежностями. Профессионалам в таком искусстве такие предложения вряд ли будут интересны, поскольку комплектация здесь будет не выше стандартной, однако для новичка, пока не знающего, с чем сравнивать, и не умеющего правильно выбирать, такое решение может оказаться оптимальным.