Дислексия у младших школьников: причины развития, симптомы, методы коррекции
Содержание:
- Профилактика
- Нарушение чтения: упражнения для коррекции дислексии
- Работа над установкой правильного порядка слов
- Виды дислексии
- Как понять, что у ребенка дислексия?
- Диагностика дислексии
- Симптомы по возрастам
- Диагностика дислексии
- Определение и виды дислексии
- Почему возникает дислексия – причины заболевания
- Причины
- Симптомы дислексии и признаки присущие каждой форме у ребенка
- Фонематическая при плохом распознавании слова ребенком
- Аналитико-синтетическая форма у ребенка
- Оптическая — трудности распознавании образов букв у ребенка при чтении
- Мнестическая — проблемы запоминания букв у ребенка
- Аграмматическая — неправильное чтение ребенком окончания слова
- Семантическая при нарушении понимания ребенком чтения слова
- Причины и симптомы дислексии
- Основные симптомы
- Симптомы дислексии у детей младшего школьного возраста
Профилактика
Важное место в успешном обучении ребенка в школе имеет значение тот факт, принимаются ли меры по профилактике дисграфии и дислексии. Именно от этого будет зависеть уровень самооценки и притязаний, а также отношения с одногодками и учителями
При выявлении каких-либо нарушений в письменной и устной речи следует приступать к коррекционной работе как можно раньше.
Еще в дошкольном возрасте нужно развивать у ребенка зрительно-пространственную функцию, внимание, память, мелкую моторику и аналитико-синтетическую деятельность. Особое внимание необходимо уделять правильному звукопроизношению и формированию лексико-грамматического строя речи
Для того чтобы предупредить появление у ребенка в будущем дислексии и дисграфии, необходимо уже в раннем детстве вести работу, направленную на освоение правильной речи и грамотного письма. Особенно эффективными в решении такой задачи считаются специальные упражнения и развивающие игры.
На начальной стадии обучения рекомендуется проводить игры, которые предполагают усвоение таких визуальных образов, как буквы, слова, предметы и животные. Дело в том, что дошкольниками лучше всего воспринимается именно визуальная информация. Постепенно она откладывается в памяти ребенка, что существенно снижает вероятность развития дислексии в будущем.
Нарушение чтения: упражнения для коррекции дислексии
Предлагаем вам задания, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.
Составление слова из начальных букв
Выложите перед ребенком картинки, начальные буквы которых вместе составят слово. Можно использовать игрушки или любые другие предметы. Попробуйте предложить обратный вариант: малыш аналогичным образом «заколдует» слово, а вы его прочитаете.
Слова потерялись
«В комнате спрятались слова, которые начинаются на звук Р. Давай их искать». Далее усложняйте задание и предложите найти предметы, которые заканчиваются на определенный звук.
Письмо по памяти
Ребенок должен прочитать слово и запомнить его, а потом написать. Получилось? Усложняем задание и предлагаем словосочетание и предложение.
Почини слово
Предложите ребенку составить слово из набора слогов. В самом начале обучения, если возникают трудности, покажите картинку-подсказку.
Слова на липучке
«Слова «приклеились» друг к другу. Им надо помочь разделиться».
МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКАСЛОВОКАРТИНКА
Впоследствии усложните задачу и предложите разделить предложение на слова.
ЯИДУГУЛЯТЬ.МНЕКУПИЛИКРАСИВУЮКУКЛУ.ЕЕЗОВУТНАТАША.
Игра в слова
Мы все играли «в города». Принцип игры с ребенком аналогичный, только тематику определите попроще. А то и вовсе без нее. Просто придумывайте вместе цепочку из слов, которые заканчиваются на последний звук предыдущего. Например: мама – альбом – мел – луна – аквариум.
Найди слово
Напечатайте на листке ряды букв, среди которых ребенок должен найти определенное слово. Например, «сосиска». Можете для начала облегчить задание и положить перед своим учеником карточку с потерявшимся словом.
Кулинарная азбука
Пока вы готовите обед, дайте ребенку задание выложить «макаронные» схемы – количество макаронин должно соответствовать количеству звуков в слове. Здорово, если вы вместе придумаете свою именную систему обозначений звуков. Например, макароны обозначают гласные, фасоль – твердые согласные, а горох – мягкие. Получится необычная «продовольственная» пиктограмма.
Пишем, лепим, вырезаем
Если первоклассник смешивает при чтении зрительно похожие буквы, можно использовать упражнения, которые предлагают при устранении дисграфии (нарушения письма). Об этом мы писали в статье Дисграфия: модное слово или страшный диагноз?
Ищите вместе с ребенком предметы, напоминающие непослушные буквы, пишите их на манке, на запотевшем стекле, выкладывайте, сравнивайте графемы и старайтесь найти ярко выраженные отличия. Лепите, вырезайте, выжигайте на доске, выкладывайте из бисера. Вариантов множество, было бы желание.
Узнай букву по описанию
«Внимание! Пропала буква, особые приметы – две длинные ровные палочки, между ними по серединке короткая. Объявляется срочный розыск»
Пусть ребенок попробует вам загадать загадку и своими словами опишет букву.
Письмо на спине
Малыш не только будет совершенствоваться в чтении, но и получит неплохой расслабляющий массаж, когда мама на его спине будет чертить буквы, слоги и слова.
Найди букву
Предложите ребенку заштрихованные буквы и предметы, наложенные друг на друга, перевернутые. Интересный вариант: к букве добавить элемент, чтобы получилась другая графема.
Допиши букву
Суть задания ясна из названия. Самостоятельно изготовьте карточки с недописанными буквами, пропустите отдельные элементы. Задача ребенка – восстановить неполноценную графему. Упражнение направлено на развитие зрительного внимания и воображения, а также на дифференциацию смешиваемых букв.
Словарный запас дислектиков часто ограничен, поэтому важной частью занятий является работа по обогащению лексикона и формированию навыка словоизменения.
Чтобы было понятнее, рассмотрим несколько вариантов игр.
Назови ласково
Стул – стульчик, стол – столик, дерево – деревце и пр.
Чей хвост?
«У кошки – кошачий, а у собаки? А у волка?».
Профессии
«Кто воспитывает детей? Кто шьет одежду? (воспитатель, швея)».
Непослушные слова
«Слова баловались и стали не на свои места. Интересно, что же было написано. Давай починим предложение». Можно для помощи использовать картинки.
Не забываем покупать ребенку детские журналы с кроссвордами, анаграммами и прочими «развивалками».
Работа над установкой правильного порядка слов
Задание направлено на улучшение понимания школьником текста, который он читает. Задача заключается в составлении предложений в соответствии с картинкой. Ребенку необходимо правильно заполнить пропуски, описывая изображение
При этом, важно следить, чтобы порядок слов был правильным, а предложения сконструированы корректно
Девочка катается.
_______ _______ на _______.
_______ _______ на _______ в_______.
_______ _______ на _______ в_______ и ________.
Систематическое проведение подобных игровых упражнений помогает ученику справляться с трудностями, возникающими при освоении навыков чтения. Дислексики существенно улучшают технику и качество чтения, совершенствуют навыки работы с текстовым материалом, а также повышают самооценку и уверенность в себе
При этом, важно помнить, что правильно скорректировать дислексию может только специалист, который подберет наиболее подходящие для конкретной формы заболевания виды работ и упражнений
Виды дислексии
Прежде чем описать конкретные симптомы недуга, поговорим про виды дислексии. На данный момент их выделяется шесть.
- Фонематическая (акустическая). По классификации дислексии – наиболее распространенная проблема, которая часто встречается у учеников младших классов. При такой проблеме ребята переставляют слоги, искажают структуру слова – например, вместо «кот» читают «ток».
- Аграмматическая. Предполагает ошибки в составлении конструкций, например, человек может неправильно использовать окончания, падежи, времена («белая стол», «я быть голодный»).
- Семантическая. Каждое слово, которое читает человек, он понимает, но в отдельности от всего текста. А собрать слова в предложения либо в другие, еще более сложные конструкции, он не может – поэтому невозможно уловить смысл того, что было прочитано. По этой причине дислексия у взрослых и детей не позволяет получать достаточное количество информации из книг.
- Мнестическая. Это проблема на уровне отдельных букв и звуков, которые не позволяют усвоить или понять все слово целиком.
- Оптическая. Тут отклонения происходят на зрительном уровне. Например, дислексик видит слово задом наперед (зеркально) или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает – глаза постоянно скользят по странице, не позволяя придерживаться нужной последовательности чтения.
- Тактильная. Специфическая дислексия характерна для людей, которые не видят и используют для чтения азбуку Брайля. При этом отклонении буквы, определяемые на ощупь, либо воспринимаются неправильно (их путают с похожими), либо «ускользают» – человек не может удержаться на нужной строчке.
При таких видах дислексии симптомы заболевания будут крайне разнообразны и неоднозначны.
Как понять, что у ребенка дислексия?
Что такое дислексия у ребенка? Признаки дислексии сугубо индивидуальны. У каждого человека они проявляются по-разному. Рассмотрим по возрастам признаки того, что человеку трудно читать.
Какие симптомы испытывают дети в дошкольном возрасте?
Изредка первые признаки дислексии можно заметить еще до того, как ребенок начнет учиться читать и писать. Такой ребенок может иметь намного меньший словарный запас, чем его ровесники, не понимает и не запоминает детских стихов, загадок, не участвует в словесных играх. Также он не проявляет интереса к изучению алфавита, цифр. Но… точно также может вести себя и обычный ребенок в таком возрасте.
В младшем школьном возрасте симптоматика может проявляться по-другому
Наиболее часто дислексия обнаруживается в возрасте от 6 до 10 лет. Такие дети не могут сопоставить звук и букву. Это ведет к грубым ошибкам во время письма. Например, переставлены буквы или слоги в слове. Техника чтения у такого школьника намного медленнее, чем у его одноклассников.
У подростков и взрослых
Самой большой проблемой является неспособность составить связный письменный текст, даже обладая энциклопедическими знаниями по предмету. Это вызовет затруднения у студента во время конспектирования лекции или на семинаре, у взрослого человека – на рабочем месте. Дислектики стесняются своей проблемы и пытаются максимально обходиться без письма и чтения.
Диагностика дислексии
При появлении симптомов дислексии нужно обращаться к логопеду. Специалист обследует ребенка и составит характеристику, включающую уровень правильного формирования разговорной и письменной речи, чтения, памяти, внимания и мышления.
Начальный этап работы логопеда — сбор информации о формировании личности и жизнедеятельности ребенка. Специалист осматривает артикуляционный аппарат ребенка, его речевую и ручную моторику, оценивает успехи школьника по чтению и русскому языку.
Диагностика разговорной речи происходит путем оценки произношения фонем, построения слогов, умения строить предложения и тексты.
Чтобы диагностировать письменную речь, логопед дает ученику следующие задания:
- переписать часть текста;
- написать текст под диктовку;
- составить индивидуальное письмо.
Проверяя у детей чтение вслух и молча, специалист оценивает скорость, правильность, метод чтения, осмысление прочитанного и учитывает своеобразные дефекты.
При исследовании дислексии необходимо выяснить степень развития зрительного восприятия, умения анализировать и синтезировать, оптическое ориентирование в пространстве.
При необходимости речевое диагностирование добавляется медицинскими обследованиями, включающими консультирование у докторов: невропатолога и окулиста. Невролог может назначить ЭЭГ, ЭхоЭГ, а окулист проводит офтальмологические исследования.
Симптомы по возрастам
Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам
Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка.
Общие симптомы дислексии:
проблемы с концентрацией, вниманием и памятью;
сложности с ориентацией в пространстве – например, когда ребенок путает право и лево, верх и низ;
трудности с простыми и более сложными задачами: от выполнения элементарной просьбы – до изучения алфавита, таблицы умножения;
изменения в последовательности букв, слогов, чисел при записывании, чтении информации;
неумение хорошо справляться с ручками, карандашами и т.д. Если ребенку надо что-то писать, он неуклюже пользуется инструментом для письма;
нежелание читать вслух, писать и т.д
Действия, которые даются очень сложно или в которых потом обнаруживается много ошибок, вызывают у детей психологический дискомфорт.
Даже часть из этих признаков – повод для того, чтобы отправиться к врачу и начать разбираться с ситуацией
При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Здесь необходим более мягкий и взвешенный подход.
Учитывают не только формы дислексии, но и то, как проблема показывает себя в динамике, в разное время.
В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.
В младшем школьном возрасте проблемы проявляются не только на уровне слов и слогов. Ребенку уже сложно запоминать факты, он путается в арифметических знаках. Состояние отражается на освоении новой информации. Продолжаются и проблемы другого характера: поведение становится неловким, импульсивным, нарушается координация движений.
В среднем школьном возрасте диагностика дислексии показывает плохое качество чтения, слабую память. Ребенок так же плохо читает, произносит слова. Трудности вызывают бунт, поэтому школьник отказывается читать и писать, у него возникают сложности с жестами, мимикой, усиливаются проблемы при общении со сверстниками.
В старшем школьном возрасте остаются проблемы с письмом, чтением, запоминанием, воспроизведением информации. Формируется медленная скорость работы, от чего кажется, что подросток «ленив». Более того, проблема распространяется дальше – часто дислексики сложно адаптируются к любым изменениям в жизни.
Симптомы дислексии у взрослых предполагают проблемы с письмом и чтением, при этом добавляются рассеянность, невнимательность. Взрослый с таким недугом часто не умеет планировать свое время – качество жизни снижается.
Диагностика дислексии
Дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Это отклонение проявляется в стойкой неспособности освоить слогослияние, чтение слов и, следовательно, непониманием прочитанного материала. Как определить дислексию у детей? Данная особенность выражается в том, что ребенок может менять буквы местами, добавлять или пропускать буквы и слоги, искажать звучание слов и не различать на слух отдельные и близкие по звучанию звуки “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. У детей дислексия вызывает ряд серьезных трудностей не только в изучении языка (ребенок очень неохотно выполняет задания по русскому языку), но и, как следствие, в общей системе обучения и межличностных взаимоотношений.
Диагностировать дислексию возможно в возрасте 6-7 лет. По статистике оно знакомо 5-12% всех людей и вызвано снижением мозговой активности определенной зоны левого полушария. Неврологическая природа заболевания требует определенных усилий и терпения в вопросе коррекции дислексии и преодоления трудностей в обучении, вызванных этим отклонением.
Может возникнуть закономерный вопрос — а как определить наличие дислексии у взрослых? Кому-то это может показаться удивительным, но данная проблема проявляется абсолютно одинаково у всех возрастных групп. Многие взрослые, страдающие дислексией, просто пережили те года, когда ситуация была наиболее очевидной. Тем не менее, без должного внимания даже в солидном возрасте могут наблюдаться проблемы с чтением. Зачастую случается так, что до определенного момента человек мало занимался чтением, а после смены рода деятельности возникла острая необходимость в нем. Тогда взрослые и обращаются за коррекцией дислексии к специалистам.
Определение и виды дислексии
Дислексия — это нарушения в развитии навыков чтения, спровоцированные недоразвитыми психическими функциями, которые принимают участие в этом процессе.
Характерной чертой дислексии являются повторяющиеся стойкие отступления в процессе чтения:
- смешивание и замена звуков;
- побуквенное чтение;
- переиначивание слогов;
- трудности при составлении или восприятии сложных предложений;
- неправильное понимание смысла прочитанного.
Дислексию часто называют проблемой гениев. Этой болезнью страдали такие знаменитости, как Уинстон Черчилль, Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Джордж Буш, Квентин Тарантино и другие. Но, разумеется, не все имеющие дислексию, становятся гениями.
Чтобы диагностировать дислексию, нужно оценить уровень сформированной разговорной речи, грамматических навыков, чтения, внимания, мышления и памяти. Дислексия преодолевается, если развивать все вышеперечисленные навыки. Терапия направлена на:
- правильное проговаривание звуков;
- построение предложений;
- развитие связной речи.
По статистике, количество учеников с развитым интеллектуальным мышлением, имеющие признаки дислексии, составляет 4,8%. Школьники, у которых есть тяжелые проблемы с речью и которые имеют ЗПР, подвержены дислексии в 20-50% случаев. У мальчиков и девочек нарушение случается в соотношении 4,5 к 1.
Виды дислексии
По форме дефектного чтения логопедия выделяет два типа нарушений:
- Дислексия — навык чтения нарушается частично.
- Алексия — невозможность овладения чтением либо полная потеря навыков.
Эти проблемы возникают отдельно и предшествуют развитию дисграфии. Если не провести детям и младшим школьникам своевременную коррекцию дислексии, у них может развиться низкая самооценка и депрессивное состояние, также для них будет характерно плохое поведение.
По внешним признакам различают такие виды дислексии:
- Литеральная — отличается частичным усвоением некоторых букв.
- Вербальная — характеризуется проблемой чтения слов.
Учитывая нарушенные психические функции и механизмы, выделяют основные виды дислексии:
- Фонематическая — отличается не сформированным фонематическим пониманием, синтезом и анализом.
- Семантическая — характеризуется недоразвитостью слоговой целостности, бедным запасом слов, неумением устанавливать связь между словами.
- Аграмматическая — появляется из-за недоразвитой письменной речи, отсутствия умений проводить морфологический и функциональный синтез.
- Мнестическая — формируется из-за нарушений памяти, связанной с речью, затруднения соотношения букв и звуков.
- Оптическая — возникает при недоразвитости оптических понятий.
- Тактильная — проявляется вместе с нечетким осязательным восприятием детей с плохим зрением.
Примеры:
- пила — липа;
- ясная день,
- сидю;
- ком — том — дом;
- красивый ваза;
- корова — ковер.
Исходя из перечисленного списка, недоразвитые речевые функции провоцируют появление фонематической, семантической и аграмматической дислексии; а ЗПР становится причиной мнестической, оптической и тактильной.
Почему возникает дислексия – причины заболевания
В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер
Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность.
Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:
- нарушения, которые влияют на равновесие между двумя полушариями мозга;
- серьезные, тяжелые инфекции, влияющие на мозг – самым распространенными примером является менингит;
- черепно-мозговые травмы;
- осложнения при родах и беременности: от инфекций до асфиксии плода. При беременности ухудшают ситуацию и вредные привычки матери: курение, употребление спиртного, а также наркотических средств.
Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается.
Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.
Причины
Предпосылки появления заболевания всегда связаны с нейробиологическими факторами – неверной работой нейронов между мозговыми полушариями. Возможна различная этиология дислексии.
До зачатия:
- Мутация
- Генетическая предрасположенность – наличие аналогичных затруднений у ближайших родственников повышает шанс развития патологии у плода.
В утробе:
- Интоксикация (алкоголь, курение, наркотики, химические вещества)
- Гипоксия
- Вирусы (желтуха, герпес, грипп)
- Отслойка плаценты
В момент рождения:
- Слабые схватки или их отсутствие
- Застой в родовых путях
- Медикаментозная стимуляция родов
- Прием Кристеллера, или выдавливание новорожденного посредством давления на материнский живот
- Обвитие пуповиной
Причины дислексии после него:
- Скрытое левшество, или правополушарная мозговая активность
- ДЦП
- Отставание в развитии
- Вирусные инфекции (корь, ветрянка, полиомиелит, коревая краснуха)
- ЧМТ
Симптомы дислексии и признаки присущие каждой форме у ребенка
Фонематическая при плохом распознавании слова ребенком
В данном случае проблема заключается в том, что ребенок плохо отличает похожие звуки (даже те, которые находятся в сильной позиции). Например, слово «жук» он может прочитать как «шук», а «дом» как «том».
Аналитико-синтетическая форма у ребенка
Дети, страдающие этой формой дислексии, путают местами слоги и буквы. Допустим, написано: «За домом», а ребенок читает: «Да зомом» или «За модом» и так далее.
Оптическая — трудности распознавании образов букв у ребенка при чтении
Здесь имеют место быть трудности в зрительном распознавании образов букв (например, путаница среди похожих в написании В/З, Т/Г и так далее), а также нарушение ориентации на листке среди строк, клеточек и прочего.
Мнестическая — проблемы запоминания букв у ребенка
Из названия можно заметить, что проблема связана с памятью. Ребенок попросту не может запомнить буквы, как они выглядят и читаются.
Аграмматическая — неправильное чтение ребенком окончания слова
Эта проблема возникает у детей при беглом чтении. Можно выделить несколько признаков. В каждом из них ребенок читает начало слова правильно, а конец искажает, «достраивает» в уме из-за спешки.
- Изменение падежа или числа в окончании.
- Изменение окончаний у глаголов третьего лица в прошедшем времени.
- Неправильное согласование рода, числа и падежа существительного с прилагательным. (Например, «красивая цветок», «высоким дерева» и так далее.)
Семантическая при нарушении понимания ребенком чтения слова
Эта форма дислексии проявляется при нарушении в понимании верно прочитанного текста.
- Чтение букв в отдельности — слово является не образом, а фактически набором символов.
- Недостаточный словарный запас.
- Очень низкий уровень овладения грамматикой — дети понимают слова по-отдельности, но не могут соотнести их смысл друг с другом. (Например, задание «подпиши рисунки карандашом» не воспринимается, в то время как слова «рисунок» и «карандаш» из себя трудности не представляют.)
- Сочетание нарушений механической и смысловой сторон чтения.
Причины и симптомы дислексии
Общего мнения о причинах дислексии в наше время до сих пор не существует. Зарубежные логопеды в своих трудах описывают теорию генетической наследственности проблем чтения и письма у людей с более активным правым полушарием. Некоторые ученые развивают мысль, что эти проблемы появляются у школьников, пишущих левой рукой.
Многие исследователи, тщательно изучающие дислексию у младших школьников, указывают на воздействия патологических нарушений, приведших к небольшой мозговой дисфункции:
- деформация головного мозга во время родов;
- порок сердца и анемия матери при беременности;
- врожденный порок сердца новорожденного;
- плацентарная недостаточность;
- нарушенное развитие пуповины;
- раннее отслоение плаценты;
- тяжелые роды;
- удушье новорожденного, обвитого пуповиной.
В процессе развития ребенка может произойти задержка психоречевого развития (ЗПРР), которая приводит к дислексии при таких повреждениях:
- инфекционные заболевания ЦНС;
- травма головы;
- детские болезни: ветрянка, полиомиелит, краснуха;
- истощающие инфекции.
При алалии, дизартрии и афазии дислексия провоцируется повреждением некоторых мозговых участков. Дислексии подвержены дети с задержкой психического развития, серьезными дефектами разговорной речи, детским церебральным параличом, задержкой умственного развития.
Главные социальные причины дислексии:
- нехватка общения;
- уединение ребенка;
- запущенность со стороны учителей и воспитателей;
- негативная среда для общения;
- двуязычие (билингвизм);
- раннее образование;
- быстрый темп обучения.
Началом дислексии у школьников служит несформированная разговорная речь.
Симптомы
Опишем симптомы по видам дислекции:
- Дислексия разговорной речи. Дети допускают ошибки при произношении фонем, неправильно понимают значение и употребление слов, у них маленький словарный запас. Они не могут правильно составить предложение и связать в нем слова.
- Фонематическая дислексия. Характеризуется замещением и смешиванием фонем, похожих по артикуляции или акустике. В иных обстоятельствах происходит замена слов путем смены, прибавления, пропусков фонем и слогов.
- Семантическая дислексия. Характеризуется нарушенным осмыслением безошибочно прочитанного текста либо слова. Проблемное изменение случается при послоговом и курсорном чтении.
- Аграмматическая дислексия. Неправильное чтение окончаний в словах всех частей речи, путаница в правильном построении слов в нужном числе и роде. Аграмматизмы присутствуют в разговорной и письменной речи.
- Мнестическая дислексия. Проявляется нарушенным оптическим восприятием и произношением литеры. Ученику сложно запоминать буквы, поэтому он их заменяет и смешивает. Исследование слуховой и речевой памяти с такой проблемой у школьников показало, что дети не могут повторить ряд из 4 звуков либо слов, сделать их анализ.
- Оптическая дислексия. Проявляется в том, что школьник путает и меняет буквы, похожие по внешнему виду. Такая аномалия случается, если при чтении текста ребенок перепрыгивает с одной строки на вторую. Иногда это может проявиться чтением зеркального типа — ученик читает справа налево.
- Тактильная дислексия. Незрячие часто ошибаются и заменяют буквы, читая азбуку Брайля. Ученики с данными проблемами в момент чтения перемещаются с одного ряда во второй, пропускают буквы и словосочетания, искажают смысловое значение прочитанного, при этом они склонны к хаотическим махам руками.
Механизм проявления нарушения
Процесс чтения характеризуется задействованными оптическими, слуховыми и двигательными речевыми анализаторами.
Этапы чтения:
- Оптическое восприятие, распознавание и разграничение букв.
- Соотношение букв с фонемами.
- Сложение фонем в слоги.
- Соединение слогов в целое слово.
- Группирование слов в предложение.
- Осмысление прочитанного материала.
Если эти процессы нарушаются, то по психолингвистике — это признаки дислексии.
Психологи рассматривают дислексию как следствие задержки развития функций у плода, которые обеспечивают процесс чтения.
Дислексические нарушения сопровождаются недоразвитостью оптического зрения, плохой ориентировкой в пространстве, плохим восприятием звука, измененным построением правильной речи, неправильностью зрительной и слуховой координации, плохой концентрацией внимания, слабой волей, бесконтрольностью эмоций.
Основные симптомы
Неврологическая природа болезни дает о себе знать максимально явно в период раннего школьного обучения. Прежде вычислить наличие симптоматики данного заболевания почти невозможно. Ранняя диагностика нереальна, так как у детей еще только начинается освоение новых навыков (чтение и письмо), для них поначалу абсолютно естественно ошибаться.
Распознать болезнь можно по следующим симптомам:
- ребенок постоянно ошибается при чтении: неправильно произносит буквы, заменяет слоги, звуки, не понимает прочитанное;
- ребенок не может правильно перевести буквы в звуки;
- малыш не умеет распознавать слова быстро и правильно;
- ребенок не может освоить элементарные навыки письма.
Кроме этого у деток с подобным заболеванием встречаются следующие нарушения:
- тотальная дезорганизация;
- дисфункция мелкой моторики и координации движений;
- сложность в восприятии информации;
- плохая работа памяти;
- навыки чтения на нуле, даже при сильно развитом интеллекте;
- сложности в определении сторон и положений.
Признаком дислексии является неумение читать, даже при развитом интеллекте
Каждому сознательному родителю необходимо своевременно выявить дислексию у ребенка для скорейшей ее коррекции и в дальнейшем полного устранения. Однако следует помнить, что это состояние необходимо дифференцировать с другими нарушениями: патологией зрения, серьезными, грубыми нарушениями памяти или интеллекта, похожими по симптоматике и проявлениям.
Существует несколько признаков, по которым можно заподозрить симптомы дислексии у младших школьников или детей дошкольного возраста:
- ребенок не понимает прочитанную информацию (буквы, фразы или предложения);
- в том случае, если во время чтения ребенок не может прочесть определенную фразу или предложение;
- значительные сложности или невозможность освоения навыка письма;
- орфографические ошибки (ребенок неправильно пишет отдельные буквы, путает их местами с похожими между собой);
- замена ребенком отдельных слогов в слове;
- если он неправильно произносит прочитанные буквы и постоянно ошибается в чтении.
Выделяют также и другие специфические признаки:
- у ребенка возникают значительные трудности с речью или письмом, хотя остальное развитие ребенка соответствует норме;
- значительные трудности в освоении новой информации;
- сложности с ориентированием в пространстве;
- нарушения мелкой моторики;
- обучение значительно затруднено из-за нарушений чтения или письма.
Каждому родителю необходимо знать основные симптомы дислексии, чтобы на раннем этапе начать лечение. Также эти симптомы помогут разобраться, какой вид болезни у ребёнка на данный момент. Итак, симптомы дислексии в медицине следующие:
- Дезорганизация.
- Неуклюжесть и проблемы в координации.
- Трудности в принятии информации и в её обработке.
- Различные проблемы в усвоении слов.
- Непонимание информации, которая была прочитана ребёнком в тексте.
Это основные симптомы болезни. Но есть и другие
Они менее заметны, но на них также стоит обратить своё внимание
- Несмотря на плохие навыки чтения, интеллект у ребёнка отлично развит.
- Возможны какие-либо проблемы со зрением ребёнка.
- Возникают трудности при письме, а именно неразборчивый почерк.
- Ошибки при письме или чтении, а именно пропуски букв или их перестановка.
- Плохая память.
Симптоматика нарушения состоит из проявлений, имеющих прямое отношение к нарушению чтения. Также она включает комплекс нарушений сенсомоторных и познавательных функций, являющихся основой психологических аспектов затруднений процесса чтения.
Характерными проявлениями дислексии являются следующие:
- Неусвоение букв, неточное соотношение звуков с их графическими образами, проявляющееся в заменах либо смешениях (нескольких замен) фонем при чтении (п-т, ц-с, т, а-о, и, е, я).
- Побуквенное чтение — неправильное соединение букв в слоги, в слова. Буквы просто перечисляются последовательно.
- Ошибки в воспроизведении звукослоговой структуры слова.
- Неверное понимание прочитанного на уровне отдельного слова, предложения, текста.
- Аграмматизмы. Наиболее популярны ошибки согласования существительного с прилагательным, глаголом (например, красивуя книга, встала солнышко, дети гулял), нарушение падежных окончаний (на деревах) и другие.
Симптомы дислексии у детей младшего школьного возраста
Дислексия у детей проявляется по-разному. Самые ранние ее признаки можно заметить в возрасте от 1-2 лет, когда дети начинают издавать первые звуки. Риск развития расстройства речи возрастает, если ребенок не произносит свои первые слова до 15 месяцев или первые фразы до 2 лет.
Дети до 5 лет
Designed by Freepik
Не у всех детей с задержкой речи развивается дислексия, как и не у всех взрослых с этим заболеванием в детстве были подобные симптомы
Если ребенок долго не начинает говорить — это повод для родителей обратить внимание на развитие его речи.. Также следует следить за возможным прогрессированием дислексии у детей, испытывающих трудности с чтением.
Также следует следить за возможным прогрессированием дислексии у детей, испытывающих трудности с чтением.
Другие признаки нарушения в речевом развитии детей до 5 лет:
-
проблемы с обучением алфавиту и запоминанием его букв ;
-
трудности с заучиванием наизусть детских стихов;
-
неспособность распознать буквы своего имени;
-
неправильное произношение знакомых слов;
-
неспособность распознать рифмованные структуры.
Детский садик и дошкольники
У дошкольников могут быть выявлены следующие признаки ограниченной способности к чтению:
-
не понимают, что слова распадаются на звуки;
-
совершают ошибки при чтении, которые не связаны со звуками букв на странице;
-
жалуются на то, как тяжело читать;
-
пропадает желание ходить в школу и учиться;
-
имеются проблемы с речью и произношением;
-
им трудно произносить простые слова, такие как «кот» или «дом»;
-
не ассоциируют буквы со звуками.
Программы ранней помощи или раннего вмешательства обычно сосредоточены на фонологическом (звуковом) распознавании, пополнении словарного запаса и стратегиях чтения.
Начальная школа
Designed by Freepik
Многие учителя не умеют распознавать дислексию в начальной школе. Прилежные ученики, активно участвующие в учебной деятельности и внешкольных мероприятиях, часто остаются незамеченными. Обычно они хорошо скрывают свои проблемы с чтением. К тому времени, как ребенок достигнет средней школы, ему будет труднее справляться с программой и он начнет отставать в чтении, письме и правописании.
У ребенка в начальной школе дислексия, если он:
-
очень медленно учится читать;
-
читает с ошибками;
-
испытывает трудности с новыми словами, произнося их вслух;
-
не любит или избегает чтения вслух;
-
неправильно произносит длинные, неизвестные или сложные слова;
-
испытывает затруднения с запоминанием детальной информации (имена, даты).