Почему дети заикаются и как им помочь

Ребёнок стал заикаться: чего делать нельзя

Нередко чрезвычайно активные мамы, которые видят смысл своей жизни в постоянных развивающих занятиях с ребёнком, начинают «лечить» маленького заику самостоятельно. Они выбирают методы, которые кажутся им правильными. Но на самом деле эти меры лишь усугубляют проблему. К ним относятся:

Бесконечные тренировки по повторению слов, которые малыш не может выговорить с первого раза. Таким образом маме хочется выработать у малыша навык свободного произношения, но ребёнок, понимая, что от него ожидают результата, которого он не может добиться, нервничает и начинает заикаться ещё сильнее.
Загрузка ребёнка заданиями по работе над речью. В результате детский мозг перегружается, ребёнок начинает затрудняться даже в тех случаях, с которыми раньше без труда справлялся.

Чтение малышу книг, которые он пока не в состоянии понять.
Частый просмотр телевизора. Многие современные мамы доверяют воспитание своего ребёнка телевизору. Для своего крохи они подбирают ряд развивающих мультфильмов, которые тот смотрит часами, и совершают при этом серьёзную ошибку. Первое, что следует сделать, если ребёнок в 3-4 года заикается, — это ограничить время его общения с телевизором, планшетом или компьютером
Такому малышу больше всего нужны не красочные движущиеся рисунки, а мамино тепло, внимание, понимание

С крохой-заикой нужно много разговаривать, причём очень важно правильно подбирать темп речи, интонацию, слова.

Нередко для коррекции заикания бывает достаточно лишь исправить ошибки в общении с крохой.

Лечение заикания у подростков

Даже если вам удалось вылечить логоневроз (заикание) у ребенка, от рецидивов застраховаться тяжело. Первый обычно наблюдается в возрасте 6–7 лет, когда ребенок идет в школу. Незнакомая обстановка, новый коллектив, некомфортные ощущения и неуверенность в себе являются пусковыми моментами в проявлении повторной симптоматики заикания. Коррекция заикания у младших (6–8 лет) школьников проводится у психолога, логопеда. Обязательно нужно поставить в известность учителя и проконсультировать его, как вести себя с учеником.

Следующий рецидив может произойти в возрасте 10–17 лет. В этот момент начинается активная перестройка организма, появляются социальные проблемы, формируется определенное восприятие мира и своего места в нем.

Как борются с заиканием у подростков:

  • проводится работа с психологическим состоянием;
  • избавиться от заикания подростку поможет медикаментозное лечение не в качестве вспомогательного метода;
  • работают с иммунной системой (соблюдают режим сна, составляют полноценный рацион, применяют умеренные физнагрузки).

В 16 лет подросток уже самостоятельно может корректировать себя и свое поведение, главное — активно работать с ним в этом направлении. Если ребенок заикается в подростковом возрасте, изучите с ним практикум, который поможет справиться с волнением в стрессовой ситуации:

  • речь должна быть плавной;
  • концентрация на дыхании необходима;
  • слово, вызывающее сложности, заменяется на синоним, можно сделать паузу и произнести его после вздоха;
    представление зоны комфорта в неспокойной ситуации необходимо для расслабления.

Лечить заикание у подростков принято разными способами. Найдите для ребенка занятие, которое ему нравится. Перед важными выступлениями он должен репетировать свою речь дома с родными, когда психологический фон для него комфортен. Чем больше он будет практиковаться, тем увереннее себя почувствует. Главное, чтобы подросток не чувствовал себя ущербным и не замыкался в себе. Для этого обязательно пообщайтесь с психологом и подберите правильную тактику действий.

Классификация

Заикание делится на несколько групп: по типу проявления и патогенезу возникновения.

Формы недуга по первому типу классификации:

  • тоническая – происходит растягивание звуков или остановка речи;
  • клоническая – повторяются звуки, слоги или слова;
  • смешанная – проявляются оба предыдущих типа судорог.

Разновидности заикания согласно причине развития:

  • неврозоподобное – возникает из-за дефекта строения и функционирования внутренних органов вследствие задержки развития мозга, перенесенных инфекций нервной системы или травм;
  • логоневроз – в основе лежит психологическая травма, что особенно характерно для детей с невротическими особенностями личности;
  • смешанное – объединяет патогенез двух описанных выше форм заболевания.

Виды

В таблице расписаны основные различия каждой формы заикания согласно патогенезу недуга.

Признаки Логоневроз Неврозоподобное Смешанное
Активность речи низкая высокая вначале высокая, но после развития невроза происходит снижение
Локализация судорог дыхательные и голосовые мышцы артикуляционные все группы
Выразительность речи разная монотонная нет явной выраженности
Развитие психомоторики отсутствуют особенности однообразные движения, наблюдается неуклюжесть, вялость мимики, невыразительный почерк разные
Динамика недуга пики обострения волнами на фоне стрессов на постоянной основе периодами наблюдаются ухудшения может быть любой
Страх говорить сильно выражено не проявляется может быть
Возраст развития болезни в разном возрасте на фоне стресса, чаще всего от 3 до 7 лет в момент формирования речи в момент формирования речи, а к подростковому возрасту накладываются еще стрессовые ситуации
Уровень интеллекта высокий снижен снижен

Место возникновение судорог

В процессе речи у человека задействованы несколько групп мышц.

К ним относятся:

  • артикуляционные;
  • дыхательные;
  • голосовые.

Судороги могут поражать как какой-то один отдел, так и несколько. В зависимости от чего выделяют формы заикания у детей.

Формы заболевания:

  • артикуляционная – спазмирование языка, губ, неба, перекашиваются лицевые мышцы;
  • дыхательная – малыш ощущает нехватку воздуха, комок в горле, за счет чего происходят шумные вдохи и выдохи и запинка речи;
  • голосовая – пропадает голос при произношении гласного звука;
  • смешанная – различные комбинации вышеописанных типов недуга.

Степень тяжести

Для установления степени тяжести заикания у ребенка нужно учитывать длительность и интенсивность судорог мышц речевого аппарата, принимая во внимание сопутствующие заиканию патологии. Выделяют три степени тяжести заболевания:

Выделяют три степени тяжести заболевания:

  • легкая – ребенок заикается редко, что практически незаметно для окружающих людей, не является проблемой в общении;
  • средняя – вызывает затруднение в коммуникациях со сверстниками, так как малыш стесняется своего дефекта, а при попытке его исправить начинает запинаться еще больше;
  • тяжелая – сильная степень затруднения общения с людьми.

Особенности протекания болезни

Судороги при заикании происходят при нервном напряжении ребенка. Если он напуган, расстроен, растерян или неуверен в себе, малыш сжимается и напрягает всю мышечную систему организма. Это касается и речевого аппарата. В результате попытка говорить сопровождается спазмом, который влечет за собой еще большее напряжение ребенка.

Недуг может иметь разный характер развития:

  • постоянный – в большей степени относится к неврозоподобному типу заикания, при этом уровень проявления дефекта в ходе заболевания не меняется;
  • волнообразный – четко прослеживаются периоды улучшений и обострений, последние провоцируются стрессовыми ситуациями;
  • рецидивирующий – схож с прошлым видом течения недуга, но моменты ухудшений более выраженные, а в остальное время симптомы практически не проявляются.

Причины

Заикание способно быть как врожденным – если появилось, как ребенок начал говорить, и приобретенным – если, например, заикание у ребенка 5 лет появилось впервые, а до этого он говорил нормально. Различаются они причинами.

Врожденное

Причины врожденного заикания у детей:

  1. Тяжело протекающая беременность. Если этот этап сопровождается гипоксией плода – когда ему не хватает кислорода, то это способно влиять на формирование его речевого аппарата. Также сказываются перенесенные женщиной во время вынашивания плода инфекционные заболевания.
  2. Родовая травма. На формирование артикуляционного аппарата может также влиять гипоксия, но уже возникшая не внутриутробно, а во время долгих, трудных родов. При получении родовой травмы способны пострадать клетки головного мозга. Часто страдают ранние детки, появившиеся на свет раньше срока.
  3. Наследственность. Нарушение речи передается и по наследству. И это достаточно распространенная причина.
  4. Особенности темперамента. Дети-холерики чаще подвержены заиканию, чем меланхолики или сангвиники. Их нервная возбудимость значительно выше.

Если же маленький человечек до определенного возраста говорил хорошо, а потом вдруг стал заикаться, это признак приобретенного заболевания.

Приобретенное

Причины приобретенного заикания у детей:

  1. Пережитый стресс. Это потеря близкого человека, резкая смена обстановки, сильный испуг. Также играет роль и психосоматика.
  2. Нехватка или переизбыток внимания. Зачастую заикаются избалованные, капризные детки.
  3. Повышенные требования родителей.
  4. Тяжелая домашняя обстановка. Часто страдают дети из неблагополучных семей, где часто бывают скандалы, ссоры, рукоприкладство. Может сказаться и развод родителей.
  5. Длительное пребывание за компьютером или перед телевизором. Это в целом сказывается на психическом развитии.
  6. Заболевания. Серьезные последствия за собой влекут менингит, энцефалопатит, травмы головы, грипп и иные заболевания.
  7. Псевдозаикание. Это явление возникает в семьях, где кто-то из старших страдает заиканием. Тогда малыш способен перенять манеру говорить у близкого человека, не страдая никакими нарушениями.

Чтобы определить, какие причины кроются в основе нарушения речи, нужно понаблюдать за ребенком. Проблема возникает при волнении, в присутствии незнакомых людей или в непривычной обстановке? Тогда, скорее всего, логоневроз – приобретенный. Если же малыш заикается стабильно, в любой обстановке, то проблема врожденная. Однако точно установить причины может только квалифицированный специалист.

Народные средства

Если речевое нарушение незначительное, и не вызвано серьезными проблемами психики или нервной системы, доктор может порекомендовать добавить к основной коррекции фитотерапевтические средства.

  • Травяные чаи для детей с успокаивающим эффектом.
  • Фитованны для детей с успокаивающим действием.
  • Ингаляции с фитопрепаратами – природными седативными средствами.

Важно знать, что фитотерапия не настолько безобидна, как кажется многим родителям, а потому дозировку, продолжительность курса приема травяного чая или фитованн следует согласовать с лечащим врачом. Сейчас многие детские санатории предлагают целые оздоровительные и лечебные курсы фитотерапии, которые призваны помочь избавить ребенка от заикания

Советы доктора Комаровского

Запущенные формы заикания могут кардинально изменить качество жизни ребенка и стать причиной нарушения его социальной адаптации.

Последствиями заболевания становятся снижение самооценки, боязнь общения, трудности с написанием слов и обучением чтению.

Для предотвращения таких факторов доктор Комаровский советует родителям подходить с высокой степенью ответственности к воспитанию детей с заиканием и их излечению от этого недуга. Прогноз будет напрямую зависеть от полноценности предпринятых мер и их своевременности.

На основании рекомендаций доктора Комаровского можно сделать следующие выводы:

  • детям с заиканием надо постоянно находиться под контролем специалистов (логопеда, невролога);
  • круг общения ребенка надо скорректировать (малыш должен общаться с хорошо говорящими и спокойными детьми);
  • нельзя вовлекать ребенка с дефектом речи в игры, подразумевающие повышенное эмоциональное напряжение;
  • не стоит читать ребенку сказки на ночь или позволять смотреть программы, не соответствующие его возрасту (такие факторы оказывают негативное воздействие на детскую психику);
  • даже при наличии тенденции к устранению заикания, занятия надо продолжать для закрепления результата;
  • ускорить процесс лечения помогут занятия музыкой и танцами (во время таких занятий происходит мощная тренировка дыхания);
  • занятия ребенка с преподавателями и врачами обязательно дополняются домашними упражнениями.

Причины и механизм развития заболевания

Многие люди связывают появление такого заболевания с реакцией на испуг и психотравмами. Но это не так, ведь не всегда заикание появляется после сильного испуга, и не всегда он сопровождается запинанием речи. Почвой к возникновению нарушения речи считается наследственная предрасположенность. Иными словами, заболевание может быть врожденным, а определенный предрасполагающий фактор лишь запускает его.

Механизм развития патологии достаточно сложный. Во время изменений в нервных процессах головного мозга нарушается и процесс передачи нервных импульсов, включая те, которые отходят в отдел, отвечающий за воспроизведение речи. При этом возникает судорожный синдром в речевом аппарате (в гортани, глотке и др.), вызывая раннее срабатывание одних компонентов и более позднее – других. Нарушается темп и плавность речевых движений за счет плотного смыкания и размыкания голосовых связок. Речь становится невнятной.

Одной из причин развития заболевания выступает ослабление нервной системы за счет развития инфекционной патологии или при обострении хронической болезни. Это может быть осложнение после развития таких заболеваний, как корь, менингит, скарлатина, энцефалит или же ревматизм, пневмония и др.

Определенное значение имеет психосоматика. Развитие логоневроза происходит за счет таких психологических проблем:

  1. Человек не способен высказывать свои желания, он боится это делать, испытывает волнение. Как правило, это исходит еще с детских лет, когда родители внушают ребенку, что он не в состоянии чего-то достичь и мешают высказывать малышу свое мнение. За счет подавления энергии не происходит ее нормальный выход, что и вызывает нарушение речи.
  2. Человек не способен отстаивать свои права. Большинство детей считают, что родители – это авторитет, и спорить с ними, что-то доказывать и отстаивать свою точку зрения они бояться. Если же родители злоупотребляют таким правом, это выливается в страх у ребенка, нервное напряжение, что и последует за собой развитие логоневроза.
  3. Человек постоянно чувствует неправоту. Это так же касается родителей, когда они на постоянной основе опровергают какие-либо слова, свободное мнение, желания своего чада, критикуют ребенка в действиях, подавляют побуждения. Родители считают, что это нормальный способ воспитания ребенка, а ведь это неправильно, и часто выливается в неврологические заболевания.

Итак, можно выделить наиболее распространенные причины развития заболевания в детском и подростковом возрасте:

повышение тонуса и судороги в двигательных окончаниях речевого центра в головном мозге; острый и хронический стресс, который перенес или переносит ребенок; наследственные предпосылки к развитию заболевания (если в семье ребенка близкий родственник страдает такой патологией, риск развития заикания повышен и у него); перинатальное поражение центральной нервной системы; склонность организма к судорожным припадкам; патологии, протекающие в головном мозге; травмирование головного мозга; заикание, как последствие инфекционного или эндокринного заболевания; задержка психомоторного развития или наоборот – раннее развитие речевого аппарата; вредная привычка постоянно передразнивать заикающегося ребенка, что впоследствии перерастает в устойчивый дефект; недостаточное внимание со стороны родителей. Среди провоцирующих врожденную патологию факторов можно выделить систематическое переутомление, простуду, нарушение режима труда и отдыха

Среди провоцирующих врожденную патологию факторов можно выделить систематическое переутомление, простуду, нарушение режима труда и отдыха.

Заикание у взрослых женщин и мужчин чаще всего развивается на фоне сильного нервного перенапряжения. Среди взрослого населения заболеванием страдает лишь 1%.

Ребенок начал заикаться в 3 года

Наиболее частую фразу, которую мы слышим на консультации: «Ребенок начал заикаться в 3 года» И это действительно так и есть. В 3 года активно формируется речь ребенка, и любые отрицательные факторы могут нарушить ее формирование. Заикание может начинаться в 2 года, 2,5 года, в 3 года, в 3,5 года, в 4 года, в 5 лет, в 6 лет, в 7 лет и более старшем возрасте. А если ребенок эмоциональный, все переживает, часто волнуется, слабый, капризный, нервный, то самый малейший фактор может вызвать заикание, и ребенок начинает заикаться. При увеличении умственной нагрузки, например, поход в школу (в первый класс), ребенок заикается все больше и больше. А насмешки одноклассников усугубляют заикание и ведут к развитию такого тяжелейшего заболевания, как детский невроз. Ребенок замыкается, перестает отвечать на уроках, хотя учебный материал отлично знает, получает двойки.   
 

Причины заикания

Точная этиология не изучена. Для заикания характерна совокупность генетических и неврологических нарушений:

  1. Судорожная готовность речевых центров в головном мозге.
  2. Нарушение речи при аденоидах, которые мешают адекватному носовому дыханию, головной мозг испытывает кислородное голодание. Страдают речевые центры.
  3. Чрезмерно эмоциональный тип людей (смущение, робость, боязнь говорить публично), которые все пропускают через себя. Волнение запускает спазм речевого аппарата.
  4. Перенесенный сильный испуг или психологическая травма.
  5. Следствие хронического стресса.
  6. Ушибы, сотрясение, контузия головного мозга.
  7. Нарушение темпов развития речи (ускорение или замедление). Наблюдается у детей, когда речевой аппарат не успевает обеспечить бурный поток словесного становления («лексический взрыв»). Характерно для ребенка 3 лет, который длительное время молчал и впервые начал говорить.
  8. Неблагоприятная атмосфера в семье (скандалы, крики, драки).
  9. Заболевания нервной системы (энцефалиты, ДЦП, менингиты).
  10. Подражание заикающемуся члену семьи.

Типы заикания

Различают такие типы заболевания:

  1. Клоническое – повторение звуков, слогов, слов («с-с-с-с-с-с-с-с-обака», «ма-ма-ма-ма-шина»).
  2. Тоническое – звуки, слоги, слова растягиваются («л…….астик», «х……леб»).
  3. Смешанное.
  4. Неврозоподобное. Имеется органическое изменение центральной нервной системы. Дети отстают в физическом и психическом развитии.
  5. Невротическое. Возникает при здоровой нервной системе. Появляется во время стрессовой ситуации, испуга. В спокойной обстановке симптомов заикания не наблюдается. При таком типе люди испытывают сильный страх перед выступлением, чрезмерное напряжение.

Заикание часто сопровождается гримасами из-за спазма лицевой мускулатуры, нервным тиком – это защитные механизмы, с помощью которых человек пытается быстро преодолеть запинку.

Какой врач поможет

Заболевание лечится при участии нескольких специалистов:

  1. Невролог. Оценивает состояние нервной системы и назначает соответствующее средство (успокаивающие, ноотропы).
  2. Психотерапевт. Поможет отследить момент нарушения речевого акта, справиться с волнением. Данный специалист владеет гипнозом, который является действенным методом лечения заикания.
  3. Логопед. Научит говорить правильно, без запинок, сохраняя нужный темп и плавность произношения.
  4. Врач-рефлексотерапевт. Мануальная терапия с помощью иглоукалывания.

Симптомы

Фото: detki-pogodki.ru

Существуют две клинические формы заикания: невротическая и неврозоподобная. У каждой из этих форм есть свой механизм образования недуга и свои симптомы проявления.

Так, например, существуют дети, склонные к развитию невротической формы заикания.

В этом случае родители замечают, что их дети становятся робкими, тревожными, обидчивыми, раздражительными, плаксивыми. У таких малышей резко меняется настроение, чаще в сторону понижения (без видимых на то причин). Нарушается сон, дети плохо засыпают, боятся спать с выключенным светом.

Психическое, физическое и умственное развитие детей не нарушается, соответствует возрасту. Однако становление речи происходит несколько ранее, чем у остальных детей. К 10 месяцам жизни появляются первые слова, к 16-18 месяцам произносятся первые фразы. Через 2-3 месяца после становления фразовой речи появляются первые сложные предложения и речевые конструкции.

В случае развития заикания, которое, как правило, возникает в возрасте от 2 до 6 лет, ребенок может разговаривать без запинок (светлый промежуток), затем появляются периоды заикания. Это возникает вследствие какой-либо психической травмы, которая может спровоцировать мутизм (ребенок перестает отвечать на вопросы, разговаривать), после которого появляются заминки в речи.

Еще одна причина, которая способствует развитию невротической формы заикания, это раннее введение второго языка общения. Некоторые дети в силу индивидуальных особенностей не всегда успевают к должному возрасту овладеть родным языком, тогда раннее введение второго языка будет являться стрессом для ребенка.

Данная форма заикания хорошо поддается лечению, если родители своевременно обращают внимание на симптомы и обращаются за помощью к врачу. Но возможен переход заболевания в хроническую форму

В этом случае дети, понимая свой недуг, начинают замыкаться в себе, неохотно вступают в разговоры, поскольку не желают произвести неблагоприятное впечатление на окружающих. Развивается логофобия- навязчивый страх перед речью, связанный с заиканием.

У взрослых также имеется логофобия. Такие люди чувствуют себя социально неполноценными, выбирают профессии с минимальным общением, склоны к одиночеству, так как имеющийся недуг вызывает страх перед общением с другими людьми.

Для детей, склонных к неврозоподобной форме заикания, характерно отставание от сверстников в физическом развитии. У таких детей появляется нарушение координации движений, возникает задержка развития речи (позже начинают говорить, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь, построение сложных предложений дается с трудом).

Такие дети легко раздражимы, плаксивы, плохо переносят духоту и жару, у них нарушается сон.

Заикание неврозоподобной формы проявляется в возрасте 3-4 лет. Изначально дети разговаривают с запинками, которые постепенно нарастают (становятся чаще и длиннее), а «светлый промежуток» (когда ребенок разговаривает без запинок) укорачивается. Затем в речи ребенка появляются лишние слова и фразы, которые не несут смысловую нагрузку. Изменяется темп речи: он становится либо ускоренным, либо замедленным . Помимо этого, могут возникнуть судороги мимической мускулатуры лица или рук.

Так как неврозоподобная форма заикания связана с органическим поражением головного мозга, к имеющимся симптомам присоединяются такие симптомы, как снижение памяти и работоспособности, повышенная утомляемость, гиперактивность, головные боли.

У взрослых хроническая форма неврозоподобного заикания сопровождается судорогами во всех отделах речевого аппарата. Речь такого человека часто сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища из стороны в сторону. Общение с другими людьми утомительно воздействует на человека, из-за этого он не в состоянии долго поддерживать беседу, часто отвечает односложно.

Кроме этого, часто наблюдается снижение памяти, внимания, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

Причины детского заикания

Неврологи выделяют несколько главных факторов, вызывающих такое нарушение речи:

  1. Ослабленная центральная нервная система, чутко реагирующая на различные стрессы. У детей со слабой нервной системой судороги артикуляционных органов может вызвать испуг, ссора родителей, чрезмерная требовательность к ним со стороны мамы и папы.
  2. Слабый речевой аппарат.
  3. Родовая травма. В таком случае заикание появляется на фоне других неврологических заболеваний.
  4. Поражения мозга, ставшие последствиями перенесённой детской болезни.

Многим родителям, пришедшим за помощью к специалисту с вопросом, что делать, если ребёнок начинает заикаться в 3 года, неврологи советуют просто подождать, дать ребёнку перерасти проблему. Опыт показывает, что детское заикание с возрастом часто проходит само по себе, если родители, сами того не желая, не начинают усугублять проблему.

К кому обращаться при заикании

При появлении заикания у детей необходимо обратиться к логопеду, педиатру и психоневрологу, которые назначают комплексную терапию для устранения причин заболевания:

педиатр обращает внимание на лечение и профилактику болезней гортани и голосовых связок, укрепляет иммунитет и рекомендует физиопроцедуры;
психоневролог помогает укрепить жизненную позицию, проводит адаптационные мероприятия, повышает самооценку, позволяет понять свою уникальность;
логопед проводит занятия по устранению речевых проблем.

Но если дефекты речи у детей вызваны нарушениями в работе систем организма, то применение стандартных подходов в лечении оказывается бесполезным. В данном случае для устранения заикания необходима нормализация взаимосвязи органов и систем организма, которые достигаются применением методов остеопатии. В зависимости от выявленных нарушений остеопатические методики лечения помогают улучшить работу всей нервной системы, снять мышечное напряжение и нормализовать активность ребенка.

Профилактические меры

Главное – это семейный мир и лад и забота о здоровье ребенка.

Соблюдение режима дня.
Добрая и надежная семья, доверие друг к другу.
Воспитание эмоциональной устойчивости и, что «выход всегда есть».
Правильное питание продуктами, богатыми витаминами, особенно молочная и растительная пища. Свести к минимуму мясо, острые блюда, не давать крепкого чая и шоколада.
Ребенок должен спать по 9-10 часов, перед сном приняв ванну с расслабляющим эффектом

Не менее важно и закаливание.
Вечером оградить от просмотра мультиков и шумных игр.
Укреплять нервную систему с помощью плавания, физических упражнений, прогулок.

Признаки нарушения речи у ребенка

К основным симптомам нарушения речи относятся судороги речевого аппарата, изменения физиологического дыхания, бурная жестикуляция и логофобия. При заикании трудности возникают в начале или середине речи. Дыхание при логоневрозе неровное, сбивчивое, часто наблюдается одышка или частые вдохи.
Речь у детей, страдающих логоневрозом, сопровождается непроизвольным подергиванием мимических мышц, морганием, кусанием щек или губ. Присутствуют т.н. речевые уловки – ненужные звуки или слова, изменения интонации, ритма разговора или тембра голоса. Патология часто сопровождается потливостью, учащенным сердцебиением, бледностью кожи.

Специалисты выделяют три степени тяжести заболевания:

  • Легкая – проявляется запинками при спонтанной речи, сильном волнении.
  • Средняя – нарушения тембра заметны в монотонной речи, при чтении.
  • Тяжелая – речевые судороги постоянны, ребенок затягивает слова, вставляет лишние звуки. Характерны нарушения сердцебиения и дыхания при разговоре.

Профилактика нарушения темпа речи

Профилактика дефекта речи представляет собой ряд довольно сложных мероприятий против появления болезни.

Защита от испуга:

  • Забота, отстранение и удаление от ситуаций, провоцирующих испуг;
  • Специальное воспитание, нацеленное на укрепление душевного волнения и восприятия страха;
  • Развитие в ребенке сильных чувств;
  • Формирование с помощью упражнений воли ребенка, и способности подавлять волнения и физические расстройства;

Другие меры:

Тщательное наблюдение за ходом развития речи как у здорового ребенка так и предрасположенного к заиканию

Целью является предупреждения ненормальностей в развитии малыша, которые сигнализируют о расстройстве
Если какие-то отклонения диагностируют, важно обратить внимание на правильное развитие речи, провести с ребенком необходимые упражнения на выговор звуков, постановку голоса и интонацию;
Важно следить за психическим состоянием ребенка. Что бы развитие умственное не преобладало над физическим
Когда малыш психически переутомлен, на этой почве возникает перевозбуждение, и неспособность сдерживать эмоции

Ребенок очень раним и даже легкий испуг может вызвать заикание.
К занятиям с ребенком включить игры и гимнастику на развитие произвольных движений, особое внимания уделять голосу и речи. Сюда входит пение, чтение, декламация, развитие разговорной речи, а также развитие груди. Все эти упражнения содействуют укреплению воли, придают уверенность.

Типы заикания

Есть несколько типом заикания:

Возрастное. Наиболее часто встречающийся тип заикания у детей в возрасте до 5 лет. В это время дети учатся говорить, развивают свои речевые навыки и языковые способности. Чаще встречается у мальчиков. Как правило, проходит без лечения с возрастом.

Нейрогенная. Вызвана аномалиями сигналов между мозгом и нервами/мышцами.

Психогенная. Как предполагают ученые, такой тип берет свое начало в области мозга, который управляет мыслями и рассуждениями. Этот тип заикания может быть у людей, страдающих психическими заболеваниями или у тех, кто перенес сильное психическое напряжение или потрясение.

Как проявляется

Заикание у ребенка сопровождается следующими признаками:

  1. Речевые спазмы при произношении какого-либо слова. Обычно происходят в начале слова (фразы) или в середине. Запинка и повтор происходят на одной букве («м-м-м-м….») или на одном слоге («ма-ма-ма…»).
  2. Паузы, длительные и возникающие в середине слова. Либо слишком долгое растягивание гласного звука в середине или начале слова.
  3. Комбинирование первых двух симптомов, когда запинки и повторы сочетаются с паузами.

Кроме того, чаще всего при запинании возникают и вторичные симптомы. Зачастую ребенок становится более нервным, агрессивным или, наоборот, плаксивым. Логоневроз нередко сочетается с нервными тиками, энурезом, повышенной потливостью, нарушениями сна, потерей аппетита. Во время общения малыш может краснеть, волноваться, что создает еще большие препятствия при попытке произнести фразу.

Малыш постарше, особенно если он постоянно общается с другими детьми, может замкнуться в себе. Хуже идет на контакт, нервничает при необходимости общаться с кем-то. Речь малыша становится сбивчивой в целом, тусклой, монотонной, без выражения и эмоциональной окраски. Поэтому избавляться от проблемы нужно чем раньше, тем лучше.

Чем шире будет словарный запас маленького человечка, тем быстрее он сможет избавиться от физиологических запинок. Важную роль в этом играют развивающие занятия, чтение, общение взрослых членов семьи с ребенком.

Как отличить такие естественные запинки от заикания? И при том, и при другом возникают паузы, запинки и повторы слов, слогов. Но при логоневрозе они происходят из-за судороги, а в остальных случаях – потому что малыш пытается подобрать нужное слово.

Отличить можно по месту расположения запинки. При заикании ребенок начинает запинаться на начале слова или при определенном сочетании букв. При физиологических заминках – в любом месте фразы, особенно при построении сложных словесных конструкций.

Кроме того, при попадании в непривычную обстановку или при взаимодействии с людьми у заик дефект речи проявляется особенно активно, а в остальном, наоборот, речь малыша становится ровной.

Ребенок, у которого все с речевым аппаратом в порядке, обычно не замечает заминок в своей речи и не придает им значения. Если же это логоневроз, даже совсем маленький ребенок сознает, что что-то не так, начинает нервничать и переживать.

Методы лечения

Ребенку окажут помощь такие специалисты:

  1. Психотерапевт — поможет разобраться с причиной заикания и начнет борьбу с ней.
  2. Невролог — пропишет успокоительные препараты, которые помогут укрепить нервную систему ребенка.
  3. Логопед — покажет упражнения для корректировки темпа и ритма речи, научит дыхательной гимнастике.

На пути к выздоровлению могут использовать такие методы лечения:

  • медикаментозный способ приема препаратов;
  • традиционный – прохождение физиопроцедур, дыхательной гимнастики, массажа воротниковой зоны и лицевых мышц, ЛФК;
  • нетрадиционный – народная медицина, иглоукалывание;
  • мультимендийные комплексы на электронных носителях;
  • авторские – методики разработанные психологами, дефектологами или психиатрами.

Игры для лечения:

  • надувание воздушных шариках или мыльных пузырей способствует обучению правильного дыхания;
  • показывайте ребенку, как можно имитировать шелест листьев, шум ветра, звук поезда.

Массаж

Процедура является эффективным способом улучшения состояния заикающегося ребенка. Вы можете записаться к специалисту. Самостоятельно проводить данные упражнения не рекомендуется, родители могут по неопытности травмировать мышцы гортани ребенка. Кроме того, желательно записываться не к обычному массажисту, а именно к человеку, который специализируется на лечении нарушений речи.

Правила проведения процедуры:

  • у массажиста обязательно должны быть теплые руки;
  • присутствие спокойной музыки, позволяющей ребенку расслабиться;
  • медленный темп движений;
  • создание комфортного окружения для ребенка.

Этапность проведения процедуры:

  • зона шеи;
  • плечи (верхняя область);
  • мимическая мускулатура;
  • область вокруг губ;
  • гортань.

Главная цель, преследуемая массажистом — расслабить напряженные мышцы, находящиеся в постоянном тонусе у заикающегося малыша. Курс лечения состоит из 12 сеансов. Иногда может назначаться повторный курс спустя две недели после предыдущего.

При патологиях нервной системы с целью повышения эффективности массажа и коррекционных упражнений логопеда могут назначать медикаментозную терапию.

Народные средства

Врачи могут назначать препараты народной медицины, в частности травы успокающего действия. Малышу помогут:

  • пустырник;
  • сок крапивы;
  • валериана;
  • ягоды калины;
  • травяной сбор мяты, ромашки, крапивы и валерианы;
  • гусиная лапчатка;
  • сбор вереска и хмеля;
  • ополаскивать горло отваром душистой розы и белого ясенца;
  • мед.

Главное, чтоб родители понимали, что средства народной медицины являются вспомогательной терапией, а не основной.

Что нельзя делать

  1. Высмеивать ребенка, подшучивать над ним.
  2. Задавать малышу много вопросов.
  3. Просить, чтобы он заново начал рассказывать свое предложение.
  4. Смотреть на карапуза с презрением и раздражением.
  5. Помогать завершить слово или фразу.
  6. Останавливать, когда ребенок пытается что-то сказать.
  7. Просить, чтобы малыш начал говорить помедленнее.
  8. Вместо ребенка подбирать слова.
  9. Просить совершить глубокий вдох.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector