Когда лучше всего отдавать ребенка в детский садик

Особенности приёма заявлений в регионах

Сроки приёма заявлений о поступлении в ДОУ находятся в ведении муниципалитетов, поэтому могут различаться в зависимости от региона проживания. В частности, родители, проживающие в Красноярском крае, могут подавать заявки с 1 июня до 1 сентября. Для жителей Москвы и Московской области, приём заявлений заканчивается 1 июня, а подавать заявки можно с 1 марта. В Петрозаводске, решения о зачислении детей принимаются в течение учебного года, поэтому мамы могут подавать заявления в период с февраля по апрель.

Несмотря на такие различия, общий принцип зачисления малышей в детсады остаётся неизменным для всех регионов:

  • комплектование групп производится в отведённый период;
  • распределение происходит в порядке живой очереди по мере освобождения мест;
  • приоритетным правом зачисления пользуются льготные категории граждан.

Важно! Благодаря внедрению электронной системы, родители могут выбирать ДОУ и указывать очерёдность для зачисления ребёнка при появлении свободного места в группе

Очень часто родители задают мне примерно такие вопросы:

– В каком возрасте ребенку будет легче адаптироваться к садику – в 2 или 3 года? В каком возрасте отдавать ребенка? Я склоняюсь к 3 годам, но часто слышу что в детском саду дети быстрее развиваются и отдавать надо раньше.

Но больше всего хочу определиться сама, нужен ли нам детский сад, потому что все больше склоняюсь к тому, что не хотела бы отдавать туда ребенка. Муж за садик. Каково ваше мнение по этому поводу?

– Нашему ребенку еще 1.6 годика, но уже начали водить в садик. Я против детского сада, муж за, его мать – воспитатель в детском саду. На мой взгляд, сейчас можно обойтись без сада, ведь открыто много детских клубов, где дети в том же детском коллективе, общаются и работают вместе. Нужно только желание родителей заниматься со своим ребенком, обучать его. Хотелось бы узнать ваше мнение на этот счет, как психолога!

Итак, во сколько лет лучше отдавать ребёнка в садик?

Как отказаться?

Если родители через некоторое время после начала посещения ребенком ДОУ приняли решение о том, что его стоит забрать – нужно предпринять несколько шагов:

  1. предупредить заведующую садом и воспитателя о своем решении;
  2. забрать документы – медицинскую карту ребенка, оригинал прививочного сертификата;
  3. написать заявление в простой письменной форме и отказаться от места в детском саду.

Если вы не водите малыша, отказались от садика, так как он остается дома с бабушкой или мамой – в заявлении об отказе нужно указать именно эту причину. Если переводится в частный сад – указывается его название и адрес.

Ясли в раннем возрасте: за и против

К ясельной группе относятся детки в возрасте от 1,5 до 2 лет. Далеко не все садики принимают таких малышей, но при острой необходимости, подобное заведение можно отыскать почти в каждом городе или крупном поселке.

Хорошо или плохо это для конкретного ребенка — ответить сложно, ведь при принятии решения отдать малыша в ясли родители руководствуются интересами семьи, в целом.

Обычно такой путь избирают, если сложилось плохое материальное положение, работодатель мамы требует, чтобы женщина приступила к своим трудовым обязанностям, родился еще один кроха и справиться сразу с двумя родителям непросто и т.д. Таким образом, плюсы для каждой ячейки общества свои.

А вот минусы для всех общие:

  • почти все малыши в столь нежном возрасте крайне тяжело переживают расставание с мамой — психологи утверждают, что разлука с домом сказывается на нервном и эмоциональном состоянии ребенка плохо;
  • иммунитет полуторагодовалых детей слишком уязвим к большинству вирусов, поэтому юный воспитанник садика будет часто болеть;
  • адаптационный период для малышей этой возрастной группы, как правило, более длительный и болезненный.

Специалисты советуют не отдавать кроху в ясли — лучше доверить воспитание бабушке или другому близкому человеку. Даже если мама будет целый день отсутствовать, разлуку с ней малыш перенесет намного легче.

Основные причины того, почему ребёнок не желает ходить в садик

Психологи говорят, если вдруг Ваше чадо начинает отказываться от походов в садик, нужно заняться выяснением причин на это. Возможно, его там обижают другие дети или воспитатели ведут себя неподобающим образом. Таких причин может быть огромное количество, поэтому наиболее целесообразно попытаться узнать у чада, почему карапуз пытается через крики и слёзы добиться своего. Любой взрослый может не придать этому поведения значения, но ведь дети далеко не всегда в состоянии легко и быстро выразить свои мысли. Зачастую они скрываются за пеленой криков, через которую Вам лучше бы пробиться, а не просто «выталкивать» день ото дня чадо туда, куда он так идти не хочет

Мы выделили для Вас список основных причин, на которые следует обратить внимание:

  1. Устоявшейся режим, ритм жизни изменился слишком резко. Просто проведите параллель с собой, Вы ведь день ото дня занимаетесь одними и теми же делами: ходите на работу, готовите ужин, даже заведения и те посещаете хорошо Вам знакомые. Это и называется устоявшимся образом жизни. Но что будет, если Вас резко «засунуть» в другую обстановку? У кого-то могут начаться и крики как у ребёнка. Но в большинстве своём это просто добавит дискомфорта. Притом в достаточно большом количестве. Тоже самое и с детьми, они являются теми ещё консерваторами по своей природе. И если Вы выбили ребёнка из его привычной колеи, то возмущения в виде «я не пойду», слёз и тому подобного являются вполне естественной реакцией. А тут ещё в довесок ко всему появляются другие дети, игрушками нужно играться вместе с ними, вести себя в коллективе прилично и так далее. Тем более, будет совершенно чужой человек рядом – воспитатель.
  2. Другая среда. Ребёнок привык находиться дома, в четырёх его стенах. Он кушает плюс-минус одну и ту же пищу день ото дня, она ему нравится, устраивает. И кушает он с привычной для него ложки, ходит в собственный горшок, спит под хорошо известным ему одеялом, смотрит только те мультики, которые нравятся именно ему. А тут, за стеной, его ждут совершенно другие социальные условия. Выясните либо самостоятельно, либо с помощью воспитателя, почему именно малыш чувствует настолько сильный дискомфорт. Постарайтесь оперативно взяться за решение проблемы.
  3. Малыш не хочет воспринимать и принимать воспитателя. Он является для него чужим человеком. И если воспитатель совсем никак не понравился ребёнка, то это можете перетечь в проблему достаточно серьёзного характера. Особенно в том случае, если Ваше чадо активное – конфликтов избежать не получится, так как 99% воспитателей предпочитаю попытаться приструнить шалунишку, нежели уделить ему время. Осложняется это ещё и тем, что в группе-то он не один. И тех же шалунов может два-три маленьких человечка. У воспитателя из садика может быть недостаточно времени чисто физически. Поставил в угол и всё.
  4. Проблемы с коллективом. В зависимости от того, какой Ваш ребёнок – общительный или не очень, да и сами дети в коллективе, в него можно и не влиться. Даже в том случае, если с воспитателем контакт был налажен. У всех разные потребности в общении. Возможно, малыш просто устал быть постоянно в окружении других детей. Если такое продолжается и по истечению полугодовалого срока, то подобные проявления можно посчитать тревожными. Появляется вероятность того, что у малыша имеются психические отклонения.

Так и не можете самостоятельно разобрать с причинами отказа своего чада? Тогда следует посоветоваться со специалистом. Ну а как ещё?! В ином случае, это может сыграть плохую шутку в более взрослом возрасте, так как детские страхи имеют свойство перерастать в неуверенность в себе, психологических зажимы, чего допускать нежелательно.

Но первым делом Вам всё же желательно попробовать самостоятельно выстроить диалог с малышом. Есть большая вероятность того, что при правильном подходе к нему, он расскажет, почему не считает нужным ходить в детский садик: что ему там не нравится, что нравится и что хотелось бы изменить. Моделируйте ситуации, максимально внимательно наблюдайте за своим крохой. Это наиболее простой способ понять, что конкретно сказывается на негативном отношении к садику.

Фото: pixabay.com

На что ориентируются, когда принимают решение?

Есть несколько критериев, определяющих готовность ребенка к школе:

  1. Умеет читать, писать, считать и вычитать (необязательно), правильно держит карандаш.
  2. Речь четкая, не запинается, знает и выговаривает все буквы.
  3. Помнит анкетные данные (свои и родителей), адреса, телефоны, правила дорожного движения и т.д.
  4. Имеет социальные навыки: здоровается, прощается, умеет извиняться, благодарить и т.п.
  5. Уверен в себе, самостоятелен.
  6. Здоров, жизнерадостен и активен.

Основным критерием является умение высидеть урок до конца и не терять к нему интерес в течение 40 минут

Дети до 7 лет сохраняют внимание лишь на протяжении 15 минут. После этого им необходим перерыв, а в школе это невозможно

На подготовительных занятиях дошкольников как раз учат восприятию таких временных промежутков и правильному поведению на уроке. Делается это путем постепенного повышения нагрузок. Но среди шестилеток 10 % все же к школе готовы: они с интересом читают, пишут и считают, просятся сами в школу, что свидетельствует об их моральной готовности к посещению школы.

Если идут за знаниями со слабым здоровьем

У часто болеющих детей ослаблен иммунитет. Они страдают простудами более 10–12 раз в год, имеют хронические заболевания типа аденоидов или тонзиллита. В школе такому малышу будет сложно. Незнакомая обстановка и строгие школьные правила, непривычное школьное питание могут провоцировать у ребенка стресс, что может стать причиной обострений хронических патологий. Лучше еще год подождать и использовать это время для закаливания и оздоровления.

Уровень развития

Если малышу сложно общаться, он замкнут, неусидчив, не умеет себя контролировать, состоит на учёте у невролога, гиперактивен, лучше дать ему еще год до школы и это время активно с ним заниматься. Хорошая речь говорит о школьной зрелости ребенка. Учиться он будет без проблем. Но когда словарный запас малыша скуден, звуки он произносит нечетко, не понимает синонимов, это тоже основание отложить школу еще на год.

Уровень социального развития тоже играет немаловажную роль. Основой служат те навыки социума, что были привиты в детском саду или дома.

Школа – это коллектив, и все в нем разные. Социально развитый ребенок должен уметь быть вежливым, уважительным как со сверстниками, так и с учителями.

Интеллектуальное развитие – также определяющий фактор. В норме потенциальный первоклассник должен:

  • хорошо говорить;
  • составлять сложные предложения и рассказы по картинкам;
  • уметь находить звуки в определенных словах;
  • читать со скоростью не менее 7–8 слов за одну минуту;
  • писать заглавные буквы;
  • знать главные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник);
  • различать и знать цвета;
  • рассказывать и запоминать стихи и скороговорки;
  • раскрашивать картинки в пределах контуров.

Эмоциональная зрелость выражается в способности концентрироваться и быть внимательным, в противном случае ребенок просто «выгорает» во время занятий, и у него могут возникнуть психологические проблемы.

По мнению врачей, первоклассник должен уметь:

  • дотянуться пальцами до уха через затылок;
  • при пожатии рук отводить большой палец;
  • иметь сформированные стопы, колени и суставы;
  • легко прыгать на одной ноге;
  • ловить и бросать мяч.

Малыш должен иметь навыки общения и корректную самооценку. Если он смущается или, наоборот, дерзит в диалоге, отпугивая сверстников, лучше не давить на него и позволить самому сориентироваться без спешки.

Ребенок должен уметь:

  • самостоятельно одеваться;
  • посещать общий туалет;
  • не теряться в столовой;
  • раскладывать ручки и тетради, книги;
  • собирать портфель.

Мотивация к обучению

Мотивация – это желание ребенка сидеть за партой, соглашаться почитать или решить пример, не грустить после ухода из садика. Чтобы уточнить мотивацию, достаточно спросить у ребенка, хочет ли он в школу. Если ответ конкретен и содержателен, то все нормально.

Мнение психолога

Тему комментирует магистр психологии, специалист по психологическому благополучию Трушкин Иван Владиславович.
В статье рассмотрен вопрос о том, нужен ли детский сад ребенку. На сегодняшний день, несомненно, посещение детского сада положительно влияет на социализацию детей

Но необходимо заострить внимание родителей на том, что должны быть созданы условия для полноценного развития, а также создания и сохранения психологического комфорта и благополучия ребенка любого возраста. Именно психологическое благополучие и комфорт с самого раннего детства являются залогом устойчивой личности взрослого человека

Необходимо понимать, что ребёнок, попадая в новую среду (например, детский сад) находится в незнакомой для себя ситуации

Здесь важно, чтобы он понимал: поддержка родителей в любой ситуации, даже негативной, у него есть всегда. В тоже время, ему необходимо готовиться к самостоятельной жизни в коллективе

Именно с этой целью необходимо посещать детский сад, а также дополнительные развивающие группы.

Как психолог могу сказать, что посещение детского сада однозначно является положительным моментом. Поскольку ребёнок имеет возможность социализации, общения, командного взаимодействия. И он учится решению проблем, а также приобретает социальные навыки, необходимые ему для жизни.

Ответы на самые распространенные вопросы о посещении яслей

Кто имеет право на первоочередное посещение ясельных групп?

  • из многодетных семей;
  • матерей-одиночек, при наличии справки из ЗАГС о произведении записи в графе «отец» со слов женщины;
  • беженцев и переселенцев;
  • из семей военных, следователей, судей, прокуроров;
  • педагогов;
  • находящиеся под опекой;
  • инвалидов I и II группы;
  • из семей, имеющих студентов очной формы обучения;
  • военных в запасе;
  • имеющие брата или сестру уже посещающих выбранный сад.

Кто может ходить в сад бесплатно?

  • Детям-инвалидам или страдающим туберкулезом;
  • Малышам с дефектами в развитии;
  • Детям инвалидов I и II группы.
  • сотрудников милиции (работающим, уволенным в запас по ранению, погибшим при исполнении);
  • военнослужащих;
  • пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;
  • из семей с низким уровнем дохода;
  • вторым и последующим детям, если их старшие братья и сестры посещают этот сад;
  • разведенных женщин, матерям и отцам одиночкам, сотрудникам учреждений образования, при утрате кормильца.

Должен ли ребенок обладать навыками самообслуживания, чтобы его взяли в ясли?

  • самостоятельно кушать при помощи ложки;
  • пить из чашки;
  • отказаться от соски и бутылочки;
  • умываться, использовать мыло и полотенце;
  • ходить на горшок или просить воспитателя помочь ему это сделать;
  • уметь занимать себя самостоятельно на протяжении некоторого времени.

Какие плюсы и минусы есть у ясельных групп?

  • Социализация и дополнительная коммуникация. Дети, посещающие ясли, растут более общительными и коммуникабельными. Легче вливаются в новый коллектив и заводят новые знакомства. Но это касается только открытых, активных малышей. Замкнутые крохи могут негативно отреагировать на большое скопление детей;
  • Быстрое обучение. Благодаря постоянному нахождению в коллективе и наблюдению за ровесниками, ребенок быстрее осваивает все необходимые навыки, учится новым вариантам исследования и игры;
  • Режим. Если есть проблемы с налаживанием режима в домашних условиях, то посещение ясельной группы позволит быстро и легко перестроить ваше чадо на нужный темп жизни;
  • Иммунитет. Первое время малыш будет достаточно часто болеть. Период адаптации к новому месту и коллективу часто сопровождается постоянными простудами, насморком, другими детскими инфекциями. Каким бы минусом это не казалось, в итоге у ребенка разовьется достаточно крепкий иммунитет, позволяющий легче справляться со сторонними инфекциями.
  • Адаптационный период. Некоторое время малыш будет находиться в стрессовом состоянии. Непривычная обстановка, долгая разлука с мамой могут выливаться в стресс, проявление негативных эмоций, перепады настроения;
  • Перенасыщенные группы. В больших городах достаточно остро стоит вопрос о количестве детей в группах (до 20-23 человек);
  • Отсутствие обучающей программы. В ясельных группах у воспитателей не стоит задача заниматься обширным развитием малышей.

О глобальных задачах

Несмотря на все вышеперечисленные аргументы, по данным РАНХиГС 64,6 % детей посещают детские сады в России и только 35,4% воспитываются либо дома, либо в частных садах. В большинстве случаев это связано с тем, что многие мамы вынуждены отдавать ребёнка в садик, чтобы выйти на работу. Вместе с тем, как отмечает детский психолог Светлана Бояринова, в возрасте 3-6 лет перед ребенком стоят глобальные задачи развития:

  • развитие собственного, отдельного от других «Я»;
  • развитие настойчивости, а также способности полагаться на себя, справляться с неудачами, критикой;
  • развитие способности брать на себя ответственность за свои действия и решения;
  • развитие способности делиться с другими по доброй воле;
  • развитие умения конструктивно справляться с фрустрацией (разочарование, глубокая неудовлетворенность) и агрессивными тенденциями;
  • понимание своих чувств и чувств других людей;
  • умение следовать устным указаниям;
  • разумная независимость в повседневных навыках (умывание, одевание, пользование туалетом, еда);
  • формирование реалистичных понятий о физическом и социальном мире;
  • умение идентифицировать роли, соответствующие половым различиям.

«Только осознанные, любящие родители могут помочь ребенку “решить” эти задачи, либо образованный, любящий детей воспитатель в малочисленной группе детского сада. Иначе мы получим еще одного инфантильного, травмированного взрослого», — комментирует Светлана.

Конечно, мамам нелегко находиться с маленьким ребенком 24/7. Нам всем хочется немного времени для себя, профессиональной реализации, яркой и интересной жизни. Но ответственность за дальнейшее развитие ребёнка лежит на матерях. И, учитывая вышесказанное, она слишком высока, чтобы без крайне веской причины отдавать малыша в детский сад.

Эксперты:

Мария Суворова

Владимир Дернов

Егор Борисов

Светлана Бояринова

В какое время года лучше отдавать

В какой сезон года лучше отдавать ребенка в детский сад вы можете посмотреть на форумах родителей и заметить разделение мнений. Каждое время имеет свои особенности:

1. Отдавать летом

Преимущества: мало сверстников, меньше вирусных заболеваний.

Недостатки: садик закрывается на ремонт или не набирает новичков в это время года, возможны пищевые отравления и вирусные эпидемии.

2. Отдавать осенью

Преимущества: дошкольное учреждение открывает двери для всех желающих, много новых детей, а значит, адаптация пройдет легче.

Недостатки: возможны частые простуды и ОРВИ, для некоторых крох большое количество дошкольников становится источником стресса.

3. Отдавать зимой

Преимущества: подготовка к новогоднему празднику снижает стресс. В детском саду больше сверстников, чем на площадке.

Недостатки: частые ОРВИ, необходимость приема иммуностимуляторов.

4. Отдавать весной

Преимущества: дошкольник будет рад общению, так как оно сильно ограничивалось в зимнее время.

Недостатки: вероятность простуд, сложности в связи с резким увеличением сверстников.

Во многих случаях, осень, является наиболее приемлемым вариантом. В это время набираются новые группы, малыши не теряются в обществе, потому что летом на площадках было много детей. Иммунитет привыкает к новым условиям постепенно.

Как часто будет болеть ребенок в садике, не зависит от времени года. Известны случаи, когда во время летней эпидемии дети болели в разной степени тяжести, а один малыш получал осложнения. Частота болезней зависит от иммунитета, питания и атмосферы в семье. Адаптация к детскому саду зависит от времени года, отношения родителей к малышу, общей атмосферы внутри семьи и навыков дошкольника.

На столицу — всего 9 групп раннего возраста

Как рассказали TUT.BY в столичном комитете по образованию, родители сегодня не проявляют особого интереса к группам раннего возраста. По запросу группы для детей от одного до двух лет открываются, но их мало. В этом году сады посещали всего 130 малышей, а это 0,001% — от общего числа воспитанников (96 тысяч). Групп до года нет вообще, хотя официально родители имеют право определить ребенка в детский сад уже в возрасте двух месяцев.

— Если есть необходимость у родителей отправить ребенка в такую группу, они с этим запросом приходят в управление образования своего района. Естественно, им никто в одночасье не скажет, что в каком-то конкретном саду будет такая группа. Если будет всего 2−3 родителя желающих, никто такую группу не откроет, — объясняет главный специалист отдела дошкольного, общего среднего и специального образования Елена Макаревич.

— И если в твоем районе таких групп нет, что делать?

— Пусть управление образования решает эту проблему: связывается с другими районами и уточняет, где такие группы есть. Если специалисты отвечают отказом, надо обращаться к главе администрации района. Естественно, родитель может и сам в другой район обратиться, ему никто не запрещает, но вообще именно управление образования должно связаться с близлежащими районами и уточнить, где есть свободные места.

— Есть ли какие-то особые требования к малышам до двух лет?

— Вообще, требований к ребенку у нас не предъявляют, малыши на то и малыши. Учреждение дошкольного образования должно само решать проблему обучения деток. Но было бы хорошо, если бы ребенок обладал какими-то элементарными навыками самообслуживания — держать ложку в руке, кофточку и штанишки самостоятельно надеть, пользоваться горшком. Но если этих навыков нет, конечно, это не может быть препятствием по определению ребенка в детский сад.

— Можно ли определить ребенка в сад в середине года (в сентябре еще не готов, а к январю — подрос)?

— Чтобы было понятно, я всегда привожу аналогию со школой. Мы в середине 1-го класса определяем ребенка в школу? Нет. А почему вы считаете, что в детский сад можно? Комплектование групп у нас проводится в начале учебного года с учетом возраста ребенка на 1 сентября. В течение календарного года возможен прием ребенка в дошкольное учреждение образования, но только при наличии в нем свободных мест.

Специалист комитета по образованию не смогла уточнить, в каких конкретно районах открыты группы для детей раннего возраста — такая информация к ним в отдел не поступает.

​​Снимок используется в качестве иллюстрации. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В управлении образования, спорта и туризма администрации Центрального района нам с ходу ответили, что малышей до двух лет в сад не возьмут и открывать такие группы здесь не собираются. Раньше такая возможность у родителей была, но в последние годы, когда район существенно вырос за счет новостроек (микрорайон Лебяжий), возможности принимать детей раннего возраста не стало. Мест не хватает даже для подросших детей. Тем, у кого есть необходимость отдать ребенка до двух лет в сад, предлагается решать проблему самостоятельно.

— Ваше право — поставить ребенка на учет в другом районе, — посоветовали в управлении образования. — Очередь на детский сад в Центральном районе при этом за вами сохраняется.

Ситуация по районам города сильно отличается. Так, в управлении образования, спорта и туризма администрации Московского района рассказали, что группы для малышей у них есть в каждом микрорайоне. К ним даже привозят детей из других районов, например, из Фрунзенского.

—  Группы комплектуем по необходимости. Нужно поставить на учет ребенка в службе «Одно окно», а потом прийти в управление образования, и мы предлагаем варианты. Если есть места в группах с 2 до 3 лет, можем предложить и туда пойти деткам, которые младше по возрасту, — рассказала главный специалист Светлана Струкова.

В Московском районе направления выдают круглый год. Если в сентябре мама решила, что ребенку рано идти в детский сад, а в середине года передумала — не беда, можно прийти в любое время. В течение месяца ребенка примут в один из детских садов. Неумение себя обслуживать также помехой не станет.

— Конечно, если ребенок в памперсах, менять их регулярно у воспитателей нет возможности. Педагоги работают по своему учебному плану. Но, как правило, дети, которых к нам приводят, уже самостоятельные, кушают сами, одеваются по мере своих возможностей.

Помимо групп раннего возраста, в Минске есть и небольшое количество ночных. При необходимости ребенок может оставаться в саду круглые сутки. Это особенно актуально для родителей, которые работают посменно, подчеркнули в Комитете по образованию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector