Советская классика подросткового кино. 7 лент о любви, учителях и школе

«Не болит голова у дятла»

Это еще один фильм о том, как сложно быть собой, особенно в условиях стандартизированной советской системы. Хотя непросто это и в наше время. Советские фильмы для подростков и детей Динары Асановой отличаются необычайно точным изображением действительности и характеров. Главным героем картины «Не болит голова у дятла» является Сева Мухин. Он по всем параметрам вполне обычный семиклассник, если бы не знаменитый брат-баскетболист. И это заставляет его искать пути к самовыражению.

Муха не хочет жить в тени брата. Он не занимается баскетболом, а играет на барабанах. И эта его непокорность ужасно раздражает родных и соседей

«Не болит голова у дятла» – это фильм о важности независимого характера, который так же необходим, как талант и интеллектуальные способности

«В моей смерти прошу винить Клаву К» (1979)

Замечательный фильм о первой любви, которая далеко не всегда взаимна. Эта история имела огромный успех в среде советских подростков. 

Сереже было всего четыре года, когда он влюбился в Клаву Климкову. Теперь обоим по пятнадцать, и Сережа любит свою роковую красавицу Клаву по-прежнему, а она его больше не любит и встречается с Лавриком из параллельного класса. Благородное сердце Сережки страдает, вот он и решает, что ему делать: совершить самоубийство или заставить себя полюбит одноклассницу Таню? 

Фильм стал дебютом для актера Владимира Шевелькова («Гардемарины, вперед!»). 

Watch this video on YouTube

«Доживем до понедельника» (1968), режиссер Станислав Ростоцкий

Фото: кадр из кинофильма

Картина, перевернувшая представление о школьном кино в СССР, вышла на экраны 28 октября 1968 года. Чуть раньше, до начала учебного года, ее показали делегатам II Всесоюзного съезда учителей. Когда в зале зажегся свет, зрители аплодировали стоя, воздавая должное смелому дуэту режиссера Станислава Ростоцкого и молодого сценариста Георгия Полонского. Они показали настоящую школьную жизнь, без прикрас и деления на черное и белое, с конфликтами и сложным выбором. Фильм стал лучшим согласно опросу журнала «Советский экран» в 1969 году, получил Гран-при VI Международного кинофестиваля в Москве и Госпремию СССР.

В основу фильма легла одноименная ранняя повесть Георгия Полонского, переработанная им в сценарий во время учебы на Высших курсах сценаристов. Дипломная работа 28-летнего Полонского впечатлила не только комиссию, но и Станислава Ростоцкого.

Кандидатуры на главные роли утверждали вместе. Полонский поначалу был категорически против суперзвезды Вячеслава Тихонова в главной роли. Учителя истории Мельникова он задумывал как фронтовика, надломленного и не слишком красивого человека. Но Ростоцкий остался непреклонен, предложив в качестве компромисса возрастной грим. Тихонов же сниматься не хотел – в тот период актер переживал кризис, собирался уходить из кино. Мельников тоже находился на перепутье, решая, продолжать ли ему преподавать. Эту параллель, видимо, и усмотрел режиссер. Выбора Тихонову он не оставил, категорически заявив: «Если ты мне друг, ты должен играть».

Фото: кадр из кинофильма

На роль молодой учительницы английского языка режиссер выбрал Ирину Печерникову. У актрисы тоже были сомнения – сперва ей показалось, что это будет шаблонный фильм-агитка про школу. Но прочитав сценарий, она загорелась работой. В роли сухой и строгой учительницы русского языка и литературы Ростоцкий снял свою жену Нину Меньшикову. Кстати, «Доживем до понедельника» стал их единственной совместной работой. От актеров, сыгравших учителей, не отставали и «ученики» – Валерий Зубарев, Игорь Старыгин, Юрий Чернов, Ольга Остроумова (роль Риты Черкасовой стала ее дебютом).

Фото: кадр из кинофильма

Когда встал вопрос о месте съемок фильма о жизни современной советской школы, Ростоцкий остановил свой выбор на развивающемся районе Москвы – Северном Медведкове. Директор школы № 234 Виктор Зайцев с радостью впустил киногруппу – он понимал, что благодаря съемкам в ленте известного режиссера учебное заведение войдет в историю.

Фразу «Счастье – это когда тебя понимают» за одним из главных героев фильма уже полвека повторяют школьники и учителя по всей стране. Для школы № 234 эти слова стали девизом. Ее можно увидеть в музее, посвященном фильму. На большом экране здесь часто показывают «Доживем до понедельника», в музейном уголке рядом можно рассмотреть старые школьные альбомы, чернильницы и знамена конца 1960-х. Стены украшают цитаты и кадры из фильма и снимки современных учеников.

«Когда я стану великаном» (1978)

Когда случилась беда-авария в жизни прекрасного и непутевого актера Михаила Ефремова, многие захотели посмотреть именно этот фильм — лирическую мелодраму о жизни советских школьников, времен, когда Гражданин Поэт еще носил школьную форму. 

«Когда я вырасту и стану великаном,

Я всем разбитые коленки залечу.

Я стану им, я обязательно им стану,

Ведь в жизни только этого хочу.

Я излечу людей больные души

Освобожу их мысли и сердца

Я всех спасу от темноты и страха…», — читает с экрана стихи юный Мишенька Ефремов, отличный паренек у которого вся жизнь впереди. И все тогда верили, что залечит и спасет, и освободит.

По сюжету восьмиклассник Петя Копейкин (Михаил Ефремов) — «отъявленный хулиган» по мнению учителей и благородный мушкетер в душе, – срывает школьный спектакль «Сирано де Бержерак» из-за того, что ему не нравится назначение одноклассника-выскочки Феди Ласточкина (Андрей Васильев) на роль Сирано. С этого события начинается история «а-ля Сирано» между Копейкиным и Ласточкиным.

Watch this video on YouTube

«Курьер»

Открытые источники

Год: 1986Режиссёр: Карен ШахназаровЖанр: трагикомедияДлительность: 88 мин.

1986 год. У выпускника школы Ивана развелись родители. Отец с молодой подругой уехал в экспедицию в Африку, а сам Иван остался жить с матерью. Он провалил экзамены в институт и ждёт повестку в армию. Его мама, чтобы занять сына, нашла ему работу: научный журнал «Вопросы познания» как раз искал себе курьера. Первое рабочее задание — отнести профессору Кузнецову рукопись. По дороге Иван встречает своего друга и значительно опаздывает. Из-за этого профессор встречает курьера с долей недовольства. Однако в квартире Иван знакомится с дочерью профессора. Катя — представитель «золотой молодёжи», она учится в МГУ, родители пророчат ей блестящее будущее. Её жизнь расписана на несколько десятилетий вперёд, Иван же не всегда представляет, что с ним случится завтра.

Молодые люди начинают общаться и погружаются в миры друг друга.

«Курьер» своего рода эпохальная картина, созданная в перестроечное время. В центре фильма — юноша, чьё поведение и отношение к жизни не вписывается в привычную картину советского человека. Проблематика фильма так сильно запала в сердца зрителей, что «Курьер» стал одним из лидеров проката в 1987 году. И до сих пор является одним из самых популярных фильмов о молодёжи.

«Большая перемена» (1973), режиссер Алексей Коренев

Фото: кадр из кинофильма

Четырехсерийный телефильм об учителе вечерней школы Несторе Петровиче и «удивительном, прекрасном и сумасшедшем» 9 «А» классе школы рабочей молодежи покорил миллионы зрителей сразу после первого показа в апреле 1973 года. Триумфу предшествовало много трудностей и нелепых ситуаций – не менее смешных, чем те, в которых оказываются герои на экране.

Во время съемок газета «Вечерняя Москва» опубликовала небольшую заметку о готовящейся комедии «Приключения школьного учителя». Министерство образования и редакцию газеты начали заваливать письмами возмущенные учителя: как можно приравнивать тяжкий труд педагога к легкомысленному приключению? Министерство потребовало сценарий, чем перепугало съемочную группу – вдруг запретят снимать! Но чиновники по достоинству оценили комедию и только попросили изменить название. Сценарист Георгий Садовников объявил среди коллег конкурс на лучшую версию, пообещав в качестве приза бутылку коньяка. Она досталась оператору картины Анатолию Мукасею.

В основу ленты легла повесть «Иду к людям» Георгия Садовникова, основанная на личном опыте: в течение года писатель был учителем в школе рабочей молодежи. Превращать серьезную повесть в комедию Садовников долго не хотел, но в итоге сдался и вместе с режиссером написал на ее основе сценарий. Между фильмом и повестью много отличий. Любовного треугольника между Полиной, Нестором Петровичем и Федоскиным в книге нет, а вместе с Нелли в школе учится не отец, а мама. Также сценаристы поженили ученика и учительницу и превратили хулигана Ганжу из эпизодического персонажа в одного из главных.

Фото: кадр из кинофильма

В фильме Коренева снялись сразу несколько звезд советского кино: Евгений Леонов, Ролан Быков, Савелий Крамаров. На главную роль претендовали Евгений Карельских, Константин Райкин и Андрей Мягков. Последний был почти утвержден. Но актер поставил условие снять в роли Светланы Афанасьевны его жену Анастасию Вознесенскую, на что Коренев не согласился. В итоге Нестора Петровича сыграл Михаил Кононов, а Светлану Афанасьевну – Наталия Богунова. Пробовался Мягков и на роль Ганжи. Но обаятельного хулигана было суждено сыграть Александру Збруеву. Светлана Крючкова, сыгравшая Нелли Ледневу, попала в фильм по счастливому стечению обстоятельств: она относила на студию сценарий, который не понравился ее мужу Юрию Векслеру.

Фото: кадр из кинофильма

На съемочной площадке собрались одни блондинки: Светлана Крючкова, Наталия Богунова, Ирина Азер (Люся) и Наталья Гвоздикова (Полина). Последней пришлось прятать длинные светлые волосы под темным париком. Это было непростое испытание для актрисы, так как многие сцены снимали в жарких павильонах, а одну, в которой Полина катается на лыжах, и вовсе на пляже.

Натурные съемки в основном проходили в Ярославле – на берегу Волги и на Ярославском шинном заводе. Часть съемок прошла в павильонах «Мосфильма», а школьные сцены снимали в Московском педагогическом государственном университете (Малая Пироговская, дом 1/1). С широкой географией съемок «Большой перемены» связан самый заметный ляп в фильме. В разных сценах у Ганжи, ошпарившегося на заводе, забинтована то правая, то левая рука. Эту нестыковку заметили во время монтажа, но переснимать было бы слишком сложно, потому что пришлось бы ехать обратно на завод в Ярославль или заново собирать декорации квартиры и медсанчасти.

«Вам и не снилось» (1981)

Щемящая история о первой школьной любви и предательстве близких, над которой рыдали все подростки Советского Союза (в 1981 году фильм посмотрело в кинотеатрах 26 миллионов зрителей). 

По сюжету старшеклассница Катя Шевченко переезжает в новый дом и в новой школе знакомится с одноклассником Ромой Лавочкиным. В мир двух школьников приходит настоящая первая любовь. Однако мать Ромы стремится всеми силами разлучить детей. В дело идут обман и вероломство самых близких людей. 

Фильм стал экранизацией прекрасной одноименной повести Галины Щербаковой. «Этот фильм я и люблю, и ненавижу, но мне дороги месяцы воспоминаний о съемочном процессе, — признавалась писательница, — Актрисе Татьяне Аксюте, которая снималась в роли Кати, было 23 года, она только что окончила ГИТИС. А Никита Михайловский еще учился в школе. Но как этот мальчик играл! Мы рыдали — он был совершенством! Казалось, что юный 16-летний подросток знает о любви больше, чем его замужняя партнерша».

Фильму «Вам и не снилось» повезло с саундтреком. Композитор Алексей Рыбников создал для этой истории красивейшую песню «Последняя поэма» на слова Рабиндраната Тагора, которая на много лет стала хитом, продолжившим жизнь вне фильма. 

Watch this video on YouTube

  • Кино со вкусом шоколада. 5 “сладких” фильмов про любовь, оборотней и клоуна
  • ТОП-7 советских триллеров, способных напугать до мурашек
  • 7 советских фантастических фильмов, где герои путешествуют во времени

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине

Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться

«Вам и не снилось»

Рассматривая советские подростковые фильмы, нельзя обойти стороной и этот. У него больше всего оценок на «Кинопоиске», а значит, его по-прежнему знают и любят. В центре сюжета, как это обычно и бывает в картинах этого жанра, парень и девочка. Их дружба перерастает в любовь, которая своей силой пугает взрослых. Осложняется ситуация тем, что мама девочки когда-то встречалась с отцом мальчика, но отвергла его. И это разбило ему сердце.

Мама Ромы панически боится, что Катя точно так отвергнет ее сына. Поэтому она не разрешает молодым людям встречаться. Мать Романа переводит сына в другую школу. Но это ничего не меняет. Тогда она обманом заставляет сына уехать из столицы. Кате не доходят письма Ромы, а ему – ее. Но в скором времени они все равно узнают правду. Рома запирается у себя в комнате и видит из окна, как Катя входит во двор. Он наклоняется, чтобы ее позвать, но выпадает из окна. Однако его падение смягчает сугроб, и в итоге любовь побеждает все преграды. Фильм доносит мысль о том, что глубина чувств не измеряется возрастом.

«Чучело»

Открытые источники

Год: 1984Режиссёр: Ролан БыковЖанр: драмаДлительность: 127 мин.

«Чучело» — одна из первых картин Советского союза, где школьники-пионеры показаны с отрицательной стороны. Фильм снят по одноимённой повести Владимира Железникова.

Главная героиня Лена Бессонова приезжает к дедушке, которого местные жители не любят — он ведёт замкнутый образ жизни. В школе одноклассники ясно дают понять Лене — с ней не будут общаться, потому что она такая же чудаковатая, как и её дед.

Дима Сомов — единственный, кто общается с Леной. Однажды весь класс решил прогулять школу и пойти в кино, но Дима выдал тайну учительнице. Лена прикрыла друга, взяв перед одноклассниками всю вину на себя. Из-за этого дети объявили девочке бойкот — перестали с ней разговаривать и несколько раз избили. Под натиском общественного мнения Дима Сомов присоединяется к большинству и тоже начинает издеваться над Леной.

Когда этот фильм вышел на экраны, общество разделилось на два лагеря: одни утверждали, что лента порочит советских детей, другие восхваляли режиссёра за его смелость показать такую актуальную для советских школ тему.

«А если это любовь?»

Для 1961 года это был поистине революционный взгляд на советскую действительность. Все советские фильмы для подростков построены на нормах морали. Но здесь Юлий Райзман противопоставляет им ханжество. В центре картины простые десятиклассники – Борис и Ксения. Они любят друг друга, но это первое робкое чувство вызывает лавину неодобрения и грязных слухов. Девушка не может даже спокойно выйти на улицу, ее дразнят малыши, а за глаза вовсю обсуждают дворовые сплетницы.

Не приходит на помощь дочери и мать Ксении. Она, как и все остальные, слишком озабочена тем, чтобы все было так, как у всех

Причем важной считается не только внешняя унификация, но и внутренняя. То есть нужно не только меблировать квартиру подобающим образом, но и правильно мыслить

Такое положение вещей и ломает судьбу юной девушки, которая не может сопротивляться такому серьезному натиску общества. И все из-за ханжества окружающих.

«А если это любовь» (1961)

Фильм, в котором дебютировали Андрей Миронов и Евгений Жариков, исследует отношения школьников, родителей и учителей. Увы, в этой истории настоящее чистое чувство взрослые растоптали и унизили. Для начала 60-х фильм, снятый Юлием Райзманом, была настолько откровенным, что вызвал дискуссию в прессе и идеологических инстанциях. 

В центре фильма – история зарождающейся любви десятиклассников Ксении и Бориса. Их первое чистое чувство сталкивается с ханжеством, грубостью, бесцеремонностью и пошлостью окружающих. В результате Ксения замыкается в себе и предает любовь, Борис же проявляет мужество и и не боится насмешек, считая, что любовь — это не преступление. Одноклассники его в этом поддерживают, а вот учителя и родители — нет.

Watch this video on YouTube

«Не болит голова у дятла» (1974)

Фильм из детства, полный ощущений летнего солнца, – каникулы ведь, – и щемящей детской влюбленности, снятый замечательным режиссером и психологом детских душ Динарой Асановой. Такие фильмы следует иногда смотреть для профилактики и очищения души. 

Семиклассник Сева Мухин или попросту Муха, как зовут его друзья, — одаренный мальчишка, мечтающий стать барабанщиком в ансамбле. Муха жаждет самоутверждения, но его все воспринимают, как младшего брата знаменитого баскетболиста. 

Кроме музыки Муха любит свою соседку по парте Иру Федорову. Но вот незадача, в Федорову влюблен и его друг Батон. Когда учебный год подойдет к концу, и наступят каникулы, в жизни Севы произойдет несколько важных событий, и он поймет, что этому лету суждено стать его прощанием с детством.

Watch this video on YouTube

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector