Скороговорки для детей на букву р

Упражнения для постановки произношения

Поставить правильный звук можно и при домашнем обучении. В начале занятий выполнять упражнения нужно только на букву «r», затем переходить к слогам и словам. Так как звук меняется в зависимости от позиции, стоит проработать отдельно каждую из них: в начале, середине и на конце.

Поэтому начинать следует с прослушивания отдельных слов со звуком «р». Можно пытаться повторить их сначала синхронно с диктором, затем самостоятельно. Выполнять упражнения стоит не меньше 2-х раз в день.

Быстро научиться выговаривать правильно парижское «р» поможет упражнение «шахта». Нужно несколько раз произнести это слово и понаблюдать за ощущениями на звуке «х». Затем в этой позиции добавить немного голоса и заменить глухой звук на звонкий. Это и будет правильное «р». В последующем стоит следить за тем, чтобы не возникали вибрации, если буква расположена не на конце слова.

Хорошее упражнение можно провести со стаканом воды. Стоит набрать немного в рот, запрокинуть голову и начать полоскать горло. Затем нужно подать голос и постепенно выдыхать. По ощущениям и позиции артикуляционных органов это будет звук «г» на манер украинского произношения. Когда мышцы привыкнут, воду можно выплюнуть. Затем стоит снова попытаться вернуть ту же артикуляционную позицию. В ней и произносится картавое французское «р».

Другое хорошее упражнение для правильной артикуляции — работа непосредственно с языком. Его нужно полностью выпрямить и почувствовать, как напрягается задняя часть. Затем в таком положении стоит попробовать произнести звук «р» несколько раз. При этом язык не должен слишком напрягаться, стоит избегать возникновения вибраций.

Почему возникает неправильное произношение

Звук Р − сонорный, звонкий, согласный, относится к самым сложным в русском языке. Дети начинают проговаривать его позже остальных. Иногда патология затягивается на долгие годы из-за неправильного подхода к проблеме. Длительное бездействие приводит к ухудшению ситуации, человек с возрастом привыкает говорить «картаво», переучить тяжелее, чем откорректировать в раннем возрасте.

Неправильная артикуляция может возникнуть в результате:

  • закрепившейся привычки неверного произношения с детства;
  • дефекта речевого аппарата: короткая уздечка, длинный или толстый язык, неправильный прикус, высокий свод нёба;
  • гиподинамии артикуляционных органов, когда мышцы работают слабо, у человека не получается поставить их в нужную позицию;
  • неправильного восприятия речи, снижения слуха;
  • логопедических нарушений (дислалия, алалия, ротацизм и т. д.);
  • неправильное расположение зубов.

Определять причины неправильного говорения нужно с детства, чтобы облегчить коррекцию. Проблемами дефекта речевого аппарата занимается ортодонт, стоматолог. Гиподинамия может быть исправлена логопедом, либо в тяжелом случае совместно с неврологом. Когда есть проблема со слухом, включается в работу сурдолог и отоларинголог.

Формы дислалии

  • Мономорфная (простая) — страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч)
  • Полиморфная (сложная) — страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш)
  • Физиологическая (возрастная) — нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей на определённом этапе развития.
  • Функциональная — нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате.
  • Органическая (механическая) — обусловлена наследственными, врождёнными или приобретёнными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата.

Скороговорки на Р и Л

  • Клара-краля кралась к Ларе.
  • Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  • Рапортовал, да не дорапортовал, стал дорапортовывать, да зарапортовался.
  • На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
  • Карп Поликарпович и Поликарп Карпыч подкармливали карпов. А в пруду у Поликарпа три карася и три карпа.
  • Ел Валерик вареник,
    А Валюшка ватрушку.
  • Прибыл Клим из Клина в Крым.
  • Сорока с вороной спорила, тараторила, тараторила, ворону переспорила.
  • Проснись, чудо горохово, прикати, грохоло, перелопать три кучи гороха, пропусти горох через грохоло, да не оброни зерна горохова.
  • Уточка-вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
  • Дед Сысой, тряси бородой, гони ветрило, чтобы лодка плыла.
  • Шла бабка из клети, просыпала крупку.
    — Клюй, курка, крупку! Клюй, курка, крупку! Клюй, курка, крупку!
  • Роль лиры в мире мала. Тем не менее, мне лира мила.
  • Проросли ростки, повыросли, ростом ростки порасхвастались.
  • Перепёлки пролетали, перья на траву роняли.
  • Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
  • Фрол подол у кафтана порол,
    Распарывал, распарывал —
    И подол не распорол.
  • — Карась, в лаз не лазь! 
    Застрял в лазе карась.
  • Лапти лыковые,
    Лыки липовые.
  • В палатке — лопатка.
  • Вале велики бальные туфли.
  • Еле-еле Лена ела,
    Есть из лени не хотела.
  • Колдун наколдовал Коле клад.
  • Коля купил Лике кило кильки.
  • Лилипуты пили пилюли и лопотали.
  • Полы мыла Алла,
    А Луша помогала.
  • Около Лондона — логово колдуна.
  • У клуба на клумбе клубок.
  • У Полкана под лапкой палка
  • У тёплой плиты Толя плетёт лапти.
  • Для маленькой Алёнки 
    Галя гладила пелёнки.
  • Лев поднял лапу и дал волку по лбу.
  • Лилии не пилили,
    лилии не пололи,
    Лилии полили.
  • Лена искала булавку,
    Она упала под лавку.
    Под лавкой искать было лень —
    Искала булавку весь день.
  • Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
  • У крошки-матрешки пропали сережки,
    Сережки Сережка нашел на дорожке.
  • Парус наш на совесть сшит,
    Нас и шторм не устрашит.
  • Мышки сушек насушили,
    Мышки мышек пригласили.
    Мышки сушки кушать стали,
    Зубы сразу же сломали.
  • Лопоухий лопушок вышел в дождик на лужок,
    И промокших, и продрогших, пробегающих прохожих
    Под листок собрал в кружок.
  • Слышен шорох в камышах,
    От него шумит в ушах,
    Сто бесстаршных лягушат
    Цаплю шепотом страшат.

Скороговорки на Ч

  • Течет речка, печет печка.
    Печет печка, течет речка.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  • Были галчата в гостях у волчат.
    Были волчата в гостях у галчат.
    Ныне волчата галдят, как галчата.
    И, как волчата, галчата молчат.
  • В роще щебечут стрижи,
    Чечетки, щеглы и чижи.
  • Чайничек — с крышечкой, крышечка — с шишечкой, шишечка — с дырочкой, в дырочку пар идёт.
    Пар идёт в дырочку, дырочка — на шишечке, шишечка — на крышечке, а крышечка — на чайничке.
  • У Танечки — тачка, а у Анечки — печенья пачка.
  • Учитесь учтивости у чукчи и чувствуйте чуточку чутче. 

30.01.2020

Tonje

Скороговорки (для тех, кто плохо выговаривает «Р»)

Нашла для своего Илюшки, может, ещё кому пригодится

Скороговорка – частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья (из Толкового словаря В.И. Даля).

Если маленькому человечку не даётся какая-либо буква, то с помощью скороговорок, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения и пр.

Скороговорки (Р)

Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход. В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота.

* * * Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать им пора Для укрепления пера!

* * * Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.

* * * Отвори, Варвара, ворота, У двора на траве коли дрова.

* * * Как на утренней на зорьке Два Петра и три Федорки Соревнуются с Егоркой Говорить скороговоркой.

* * * Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

* * * Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром Притаился за бугром.

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

* * * Выскочила мышка из-под рундучка, И опять под рундучок.

* * * Осип орёт, Архип не отстает – Кто кого переорет. Осип-осип, Архип – охрип

* * * Краб крабу сделал грабли,Подарил грабли крабу:Грабь граблями гравий, краб.

* * * Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.

* * * Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

* * * Во мраке раки шумят в драке.

* * * Дар Макар Роману карамель, А Роман Макару карандаш.

Я хрюхрюшка, я хрюхрюшка, Я купаю в луже брюшко. Для чего ходить под душ, Раз на свете столько луж.

Вышел Лев из-за горы И, подумав, молвил: -РРРЫ!

Подлетели какаду: -Что имели вы в виду? Рразорву и ррастерзаю? Рразнесу и рраскидаю? Рраспугаю всех подряд?

Лев сказал: -Я просто РРРРРАД!

* * * У реки Росла Рябина. А река Текла, Рябила. Посредине — Глубина, Там гуляла РЫ-БИ-НА. Эта рыба — Рыбий царь, Называется Пескарь.

* * * Дворник дверь Два дня держал — Деревянный дом Дрожал. Ветер дёргал Эту дверь. Дворник думал Это зверь.

* * * Скороговорка СОРОК СОРОК

Сорок сорок Для своих сорочаи Сорок сорочек, Не ссорясь строчат. Сорок сорочек Прострочены в срок- Сразу поссорились сорок сорок.

Не боится Рома Ни грозы, ни грома.

— Кра! — Кричит ворона. — Кража! Караул! Грабеж! Пропажа! Вор прокрался Утром рано! Брошь украл он Из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую Коробку! — Стой, ворона, Не кричи! Не кричи ты, Помолчи. Жить не можешь Без обмана. У тебя ведь Нет кармана. — Как! — Подпрыгнула ворона И моргнула Удивленно. — Что ж вы раньше Не сказали! Кар-р-раул! Кар-р-рман Укр-р-рали!

* * * Карасёнку раз карась подарил раскраску. И сказал Карась : «Раскрась, Карасёнок, сказку!» На раскраске Карасёнка — Три весёлых поросёнка : Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

* * * Нёс медведь, шагая к рынку, На продажу мёду крынку. Вдруг на мишку — вот напасть- Осы вздумали напасть! Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть, Жалили куда попало, Им за это и попало.

* * * Клара-краля кралась к Ларе.

* * * Ехал Грека через реку, Видит Грека — в реке рак, Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Греку цап.

* * * Простую и скромную тень отбрасывает тростник.

* * * Под крышей коробки квартирного дома в укромной каморке укрылись хоромы.

* * * Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.

* * * На дорогах Арагона стерегут драконы дона.

* * * Дpозд пpост — упорный хвост, проворный нос.

* * * На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор.

* * * Дpозд, дpозд, Пpост, пpост, Ковaный нос, Железный хвост.

* * * Город Нерль на Нерли-реке.

* * * Грабли-грести, метла-мести, весла-везти, полозья ползти.

* * * Герои греки поворотили реки, перевернули горы, у Пифагора горе.

* * * Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок — сорок морок.

* * * Смотри как просто устроена рама: прямые углы и квадратные грани.

* * * Проворонила ворона воронёнка.

* * * Дыбра – это животное в дебрях тундры, вроде бобра и выдры, враг кобры и пудры. Бодро тыбрит ядра кедра и дробит добро в недрах.

* * * За горою холм с кулями, Выйду на холм куль поправлю.

* * * На дворе растет трава, на траве стоят дрова. Не руби дрова на траве двора.

* * * В стране, распластанной по сторонам света, версты верстая, распространяется ветер.

Скороговорки для взрослых короткие для поднятия настроения


Скороговорки для взрослых короткие для поднятия настроенияСкороговорки для взрослых короткие для поднятия настроения:

  1. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  2. Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
  3. Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.
  4. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  5. Везет Сеня Саню с Соней в санках. Санки скок! Сеню – с ног, Саню – в бок, Соню – в лоб. Все в сугроб – хлоп!
  6. Курил турка трубку, клевала курка крупку. Не кури, турка, трубки, не клюй, курка, крупки!
  7. Говорил полковник подполковнику, прапорщик подпрапорщику, поручик подпоручику, а про подподпоручика забыл.
  8. Из-под Костромщины шли четверо мужчин, говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.
  9. Хироманты и хирурги характеризуют хвори рахитов хрупкостью хрящей и хроническим хромосомным харакири.
  10. Женские желудки не подвержены желтухе и изжоге, заживляются желе из желудей.
  11. Китайские каратисты комично скрючивают конечности, выкрикивая «Кия!» — кошмарные заклинания.
  12. Мезозойские молодцы мочили мамонтов каменными молотами.
  13. Другой магистр в регистратуре зарегистрировал гастрит, кисту, глистов и СПИД.
  14. Ветер елками шумит, ежик наш домой спешит. А на встречу ему волк, на ежа зубами — щелк. Еж иголки показал, волк со страху убежал.
  15. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха!

Вы и есть — «учитель года»!

Поскольку дети — это великие повторюшки, при каждом удобном случае не ленитесь демонстрировать своему малышу, как здорово и умело вы сами произносите звук Р. По сути именно вы и есть для вашего ребенка — самый лучший учитель и наставник.

Наклоняйтесь к нему поближе, чтобы он не только слышал вас, но и видел положение ваших губ, мимику лица. Чаще всего именно так, подражая «под копирку», дети и учатся произносить звуки. Будьте ребенку терпеливым (и при этом забавным, улыбчивым!) примером — и он обязательно освоит правильное произношение. И наберитесь терпения — на отработку каждого упражнения по постановке звука Р может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев.

Как только вы услышите, что у ребенка получается более-менее успешно произносить звук Р в упражнениях, начните практиковать слоги, типа «ра-ри-ру-ро» или «ара-тра-ура-ор-мур» — то есть всевозможные сочетания звука Р и гласных (чтобы сам звук Р стоял как в начале слога, так и в середине, и в конце). Затем переходите к отдельным простым словам, типа «рыба-рука-мурзик-арка-шарик-корова» и прочие (опять же — звук Р должен стоят в разных местах слов). И только когда ребенок будет уверенно и правильно произносить слова, переходите к поточной речи.

Многие родители воспринимают трудности с произношением звука Р как серьезную проблему. Подключают к «беде» сонм педиатров и логопедов, а ребенка начинают стращать будущими сложностями в общении… Если вы сознательный и любящий родитель — остановите эту «истерию» в зачатке! Научите своего малыша относиться к трудностям (в том числе и с произношением) дружественно, спокойно, и с юмором. И если вам удастся превратить логопедию в увлекательную игру, вы и ваш ребенок выиграете в любом случае — либо он освоит звук Р, либо научится «терпеть неудачи», оставаясь уверенным в себе человеком.

Пляшут на языке скороговорки, как караси на сковородке

Картавость в речи не такой и страшный недостаток. Многие люди не выговаривают звук «ррр» и не стесняются этого. У некоторых речь звучит даже довольно мило. Но, конечно, если хочется исправить этот недостаток, выговорить правильно букву «р» есть целый ряд упражнений и скороговорок для картавых с буквой «р».

Слова

Раб, розовый, рысь, руль, гора, перо, нарыв, кенгуру, работа, рыбак, рысак, руно, руда, фара, мера, пары, горы, папирус, карусель, Фарфор бутерброд, транспортер температура рассортировать, группировка, развернуть, растирание, администратор.

Скороговорки

В грозу от груза арбузов развалился кузов.
Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры.
Топоры остры-то до поры, До поры остры топоры.
Рододендроны из дендрария.
Рос в реке ершонок, рос, рос, стал ершом, а не вырос.
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
Рыбы в проруби — пруд пруди.
Привёз Пров Егорке во двор дров.
Раз – росинка-бусинка, и еще раз – бусинка, засверкали бусинки на травинках-усиках.
Разрезая взором узор на озере, развивает зрение дозор.
Рим-пилигрим забрался на трактир и Рим-пилигрим обозлился на весь мир.
Росла за горой, за пригорочком сосенка с подприсосеночком.
Рима рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.
Рыла свинья белорыла, тупорыла;полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.
Триста тридцать три трамплина трём спортсменам по нутру:
С трёх трамплинов три спортсмена начинают поутру.

Заговорил говорун и слегка заговорился

И немного скороговорок на букву «р» для взрослых. Мамам и папам тоже полезно потренироваться и попрактиковаться в проговаривании сложных скороговорок.

***

Говорил говорун говорунам: «говорил не говори говоруну, что говорун заговорил»,
У говоруна говорилка говоривалка.
Заговорил говорун и глотка говоруна слегка заговорилась,
И тут говорун говорит на последок: «хватит говорить говорун говорилкин».

***

Скороговор выговаривал скороговорку, выговаривал
Да не выговорил. Только всех подряд заговаривал,
Не хотел больше скороговор скороговорку выговаривать.
Пошел скороговор уши отпаривать.
Спросили у скороговоруна: «А скороговорка велика»?
И сказал скороговор: «Нет» — вот его ответ.

***

Жили-были три китайца — Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки — Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,
У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,
У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

***

У короля Кларика краля,
У королевы Карлайлы карлик.
Карлик – Карл, а краля – Клара,
У Клары кларнет, у Карла кораллы.
Клара украла кораллы у Карла,
А Карл у Клары украл кларнет.
Нет кларнета у Клары, но есть кораллы.
У Карла — кларнет, а кораллов нет.
Королева Карлайла карала Клару
За кражу кораллов у карлика Карла,
А Кларик король Карла карал,
Того, кто кларнет у крали украл.
Если бы Карл не крал у Клары,
Клара тогда бы не крала кораллы,
Слушал бы Кларик кларнет своей крали,
А Карл подарил кораллы Карлайле.

***

Жили-были курочка-пеструшечка и уточка-вострохвосточка.
Курочка-пеструшечка выпестрохвостила пестрохвостят,
а уточка-вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят.
У курочки-пеструшечки — пестрохвостята,
а у уточки-вострохвосточки — вострохвостята.

Для занятий дома можно использовать логопедические игры для буквы Р. Здесь и разминка для язычка и другие интересные упражнения.

Приятных вам занятий вместе с вашими детьми!

Звук (буква) Р

Стихотворения со звуком

Рак, рыбалка, рыболов, Рыба, речка… сколько слов! Вы скажите как пример Хоть словечко с буквой Р.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра На дворе у нас гора. Ру-ру-ру, ру-ру-ру Собирайте детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры Покатаемся с горы. Ра-ра-ра, ра-ра-ра Очень рада детвора.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, Рама, рак, гора, нора. Ро-ро-ро, ро-ро-ро, Роза, роща, рот, перо.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру, Руки, ружья, кенгуру. Ры-ры-ры, ры-ры-ры, Рыба, рынок, рыжик, рысь.

Рита ручкою писала, Роза краской рисовала: Вот какая радуга, Красотой нас радует!

Рыба с раком подружилась, По соседству поселилась. Рыба плавает вперед, Ну а рак, наоборот.

Рак морской живет в ракушке, Рысь на дубе у опушки, Рыба водится в реке, Рябчик — в травке на лужке.

Скороговорки со звуком

Рос в реке ершонок, Рос, рос, стал ершом, А не вырос.

Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары!

Дал Макар Роману карамель, А Роман Макару карандаш.

Рябина-рябиночка, родимая кровиночка

Рубят дроворубы сыры дубы на срубы.

Как вылечить картавость самостоятельно

Для того, чтобы убрать картавость, следует:

  • научиться глубокому дыханию с участием диафрагмы;
  • выполнять специальные упражнения от картавости, направленные на разработку мышц языка и губ.

Техника дыхания

Если понаблюдать за собой, можно увидеть, что дыхание самым непосредственным образом участвует в произношении звуков. Попробуйте произнести звук “п”, не дыша, — получается пустое шлепание губами. Звук “п” появляется только на выдохе.

То же и со звуком “р” — чем глубже дыхание и сильнее выдох, тем ярче звучит “ррррр”.

Чтобы избавиться от картавости у взрослых, освоение техникой глубокого дыхания обязательно.

Готовы? Поехали!

  1. Встаньте прямо.
  2. Выдохните, втянув живот.
  3. Начинайте глубокий вдох через нос, выпячивая живот, чтобы наполнить нижние отделы легких. Плечи старайтесь не поднимать вверх.
  4. Выдыхайте, сокращая сначала мышцы живота и пропуская мощный поток воздуха через голосовые связки.
  5. На таком вот выдохе произносите любые звуки.

Важно при этом не витать в облаках, а внимательно следить за процессом, за ощущениями и результатом. Получается?. Можно перекопать весь интернет, пропустить через себя тонну информации, пересмотреть сотни видео

Но если не пытаться изменить в себе то, что не нравится, не пробовать, не экспериментировать, не трудиться, мечта так и останется мечтою. Начать что-то делать для себя мы должны сами.

Можно перекопать весь интернет, пропустить через себя тонну информации, пересмотреть сотни видео. Но если не пытаться изменить в себе то, что не нравится, не пробовать, не экспериментировать, не трудиться, мечта так и останется мечтою. Начать что-то делать для себя мы должны сами.

А теперь — упражнения.

Упражнения для картавых

Чтобы отучиться картавить, делайте упор на то, чтобы “расшевелить” язык. В артикуляции проблемного звука “р” он играет главную роль. Когда кончик языка вибрирует у верхнего неба рядом с верхними резцами, получается звук “р”.

Поэтому, чтобы прекратить картавить:

  • покусывайте язык по всей длине;
  • вытягивайте и показывайте язык своему отражению в зеркале:);
  • сворачивайте его в трубочку;
  • откройте рот и попробуйте выполнить поперечные развороты языком;
  • делайте им круговые движения за щеками;
  • цокайте;
  • проговаривайте звук “р” при разном положении языка — у неба ближе к основанию, в середине, у верхних зубов.

Когда язык станет натренированным и послушным, можете себя похвалить — вы неплохо потрудились!

Подарок судьбы

Так я и жила со своим французским «р». Окончила университет, получила диплом юриста согласно семейной традиции и устроилась на работу. Мои коллеги тут же прозвали меня парижанкой, всех очень радовало мое произношение. Грассирование звука «р» стало моей изюминкой, и я ни за что бы не подумала, что однажды захочу от этого избавиться. Это случилось неожиданно: после нескольких лет успешной работы я получила предложение возглавить юридический отдел нашего дочернего предприятия. Это назначение было подарком судьбы. Но было одно «но». В этот момент конкурентная компания подала на нас иск о защите деловой репутации. Баталии предстояли нешуточные. И уже первая встреча с оппонентами дала мне понять, что эти люди готовы использовать все методы, даже переход на личности. Во время своих первых выступлений я замечала ехидные ухмылки своих оппонентов, а в коридоре один из них передразнил мое грассирующее «р». Я поняла, что моя речь должна быть идеальной, иначе мне не выиграть дело. В суде моя «изюминка» может обернуться против меня.

Нарушение в произношении хотя бы одного звука приводит к изменению всей картины речи. Неправильный звук бросает тень на все остальное – исчезает четкость дикции, голос становится тусклым, теряет звучность и глубину.

Автоматизация звука «р» в стихах

Обучение в виде игры всегда проходит легче и веселее, поэтому хорошая идея закреплять в речи сложный звук с помощью забавных стихов-скороговорок.

Хорь

Хмурый-хмурый ходит хорь – На него напала хворь. Смотрит хитрая куница Сверху с пихты на хоря: – Ты сходил бы, хорь, в больницу, Не вздыхал, не охал зря. У тебя, наверно, хорь – Корь! В. Суслов

Стрекоза

Стрекоза, стрекоза – Как фонарики, глаза. – Спи, – баюкает лоза… Будто дремлет стрекоза, Но глаза-фонарики Ищут, где комарики. В. Мусатов

Теремок

Терем, терем, теремок. Звери строили домок – Ставенки резные, Двери расписные. Пришел медведь, Принялся реветь: – В теремок пустите! Двери отворите! Выходили звери, Отворяли двери. Смотрят на мишку: – Велик ты слишком! Теремок сломаешь, Зверей распугаешь! Уходи, медведь! Перестань реветь! И. Лопухина

***

Спорили, ссорились Андрей с Григорием: – Я, – говорит Андрей, – Переговорю тебя быстрей! – А я, – говорит Григорий, – Быстрей тебя переспорю! А рядом стоял Кирилл, Смотрел на них, говорил: – Помирись, Андрей, с Григорием! Григорий, с Андреем не ссорься! Андрею Григория не переговорить, Не переспорить Григорию Андрея. Я один сумею вас уговорить, Помирить, передружить сумею! И. Лопухина

***

У реки росла рябина. А река текла, рябила. Посредине глубина, Там гуляла рыбина. Эта рыба, рыбий царь, Называется пескарь. Г. Сапгир

Варежки

Варежки у Вари пропали на бульваре. Воротилась Варя вечером с бульвара, И нашла в кармане варежки Варвара! Е. Благинина

Буква Р

Пять лет Серёже в январе, пока четыре, пятый, но с ним играют во дворе и взрослые ребята. На брата сердится сестра. Её зовут Марина, а он стоит среди двора, кричит: «Ты где, Малина?» Твердит Марина: «Рак, ручей». Марина учит брата. Он повторяет: «Лак, лучей», – вздыхая виновато. Сестра твердит: «Прижми язык, прижми покрепче к нёбу». Он, как прилежный ученик, берётся за учёбу. Она твердит: «Скажи – метро. В метро поедем к дяде». «Нет, – отвечает он хитро, – В автобус лучше сядем». А как на санках, например, он с гор летает смело. Серёже только буква «р» немножко портит дело. Не так легко сказать «ремень», «мороз», «река», «простуда». Но вот в один прекрасный день с утра случилось чудо. Чихнула старшая сестра, он крикнул: «Будь здорова!» А ведь не мог ещё вчера сказать он это слово. А. Барто

Что такое картавость?

Картавость — это дефект речи, при котором нарушено произношение звука “р”. А точнее — искажено, заменено другими звуками или вообще отсутствует.

Самые сложные слова для картавых людей — это слова с буквой “р”:

Вместо “р” картавый человек произносит звуки “г” (кран-кган), “д” (красный-кдасный), “л” (паровоз-паловоз), “ы” (рыба-ыыба), “в” (крутой-квутой), “й” (рысь-йысь) или пропускает совсем (рука-ука).

И надо сказать, это не лучшим образом сказывается на качестве жизни из-за эмоционального дискомфорта.

Почему так происходит? Почему люди картавят?

Скороговорки на Р для взрослых

Смешные современные скороговорки для взрослых это также сложновыговариваемые короткие тексты, помогающие улучшить дикцию. Кроме того, зная такие скороговорки, можно при случае блеснуть своим умением выговаривать невыговариваемое.

***

Побрёл бобёр в бор. В бору бобра обобрали. Обобранный бобёр побрёл в Барвиху к бобрихе. Бобриха бобра побранила и побрила, а бобрята бобра ободрили. Обобранный, побритый и ободренный бобёр побрёл обратно в бор.

***

На карнавале короновали клонированного крокодила.

***

Те, кто водят хороводы – хороводоводы. Те, кто изучают творчество хороводоводов – хороводоводоведы. Те, кто любят читать хороводоводоведов – хороводоводоведофилы. Те, кто ненавидит хороводоводоведофилов – хороводоводоведофилофобы. Те, кто поедает хороводоводоведофилофобов – хороводоводоведофилофобофаги. Те, кто ведет борьбу с хороводоводоведофилофобофагами – антихороводоводоведофилофобофаги. Те, кто выдает себя за антихороводоводоведофилофобофагов – квазиантихороводоводоведофилофобофаги!

***

Те, кто говорят скороговорки – скороговоруны. Те, кто изучает мастерство скороговорунов – скороговоруноведы. Те, кто любит читать скороговоруноведов – скороговоруноведофилы. Те, кто ненавидит скороговоруноведофилов – скороговоруноведофилофобы. Те, кто поедает скороговоруноведофилофобов – скороговоруноведофилофобофаги. Те, кто ведёт борьбу со скороговоруноведофилофобофагами – антискороговоруноведофилофобофаги. Те, кто выдаёт себя за антискороговоруноведофилофобофагов – квазиантискороговоруноведофилофобофаги!

***

Пришла к бармену Маргарита, попросила «маргариту». Бармен Маргарите говорит: «Нету в баре Маргарит».

***

Эволюционный эволюционист эволюций сэволюционировал эволюционную эволюцию, эволюционировавшую в эволюционоведение.

***

Арт «феррари» распиарят по спирали, Фееричный арт «феррари» – бренд-фурор, Распиаренный «феррари» – нереален, Финт в «феррари» – распиаренный мотор.

***

Это колониализм? Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

***

Мысль о смысле бессмысленности бессмысленна, ведь смысл бессмысленности в ее бессмысленности, а осмысление бессмысленности обессмысливает бессмысленность.

***

Прирабатываясь к работке, работник нарабатывает наработки. Заработок зарабатывает от работки, а приработок – от переработки.

***

Не тот, товарищи, товарищу товарищ, Кто при товарищах товарищу товарищ, А тот, товарищи, товарищу товарищ, Кто без товарищей товарищу товарищ.

***

У хламидомонады и хлореллы в хроматофорах хранится хлорофилл.

***

Оренбургский арендатор арендовал для своего друга адмирала арбалет.

***

Повстречались две подружки, две подружки – две болтушки, говорили-говорили, говорили-говорили, говорили-говорили, да не выговорились.

***

Провокаторы притворяются пропагандистами. Трудно представить в пропагандисте провокатора.

***

Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.

***

Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили.

Всем известно – если речь правильная, понятная и красивая, можно в жизни многого добиться. Скороговорки успешно в этом помогают, но эта цель не единственная у скороговорок. Они учат не только говорить быстро и чётко, но и вдумываться, вслушиваться в каждое слово

Ведь уметь думать и слушать – это тоже очень важно!

Занимайтесь с вашими детьми весело, интересно, полезно! Да и сами поучите скороговорки. Уверена, что и мы с вами не все сможем быстро выговорить…

Предлагаю посмотреть познавательную и интересную информацию в других статьях на моём блоге:Скороговорки для развития речи детейСмешные загадки с подвохом для детей и взрослыхЗагадки на логику с подвохомНовогодние загадки с подвохом для детей и взрослыхЗагадки про зиму для детей. Развлечение и тренировка ума

А сейчас послушайте урок про весёлые песенки «Скороговорки».

Механизм развития

Почему люди картавят? Причин тому может быть много. Для их выяснения необходимо обратиться к дефектологу, логопеду. Этот дефект встречается у взрослых и детей. Если картавость, или ротацизм, возникла в раннем возрасте, причина может быть в короткой уздечке. В таком случае ребенку непонятно, как произносить этот звук. Также необходимо убедиться в отсутствии проблем с фонематическим слухом.

Еще один фактор, влияющий на аспект речи, это подражание родителям. Когда в семье аналогичные трудности наблюдаются у одного из родителей, ребенок непроизвольно за ними повторяет. Правильно выговаривать эту букву можно научиться за несколько сеансов занятий у специалиста.

Другие причины картавости:

  • парез языка;
  • врождённые дефекты речевого аппарата;
  • нарушение прикуса;
  • слабая мускулатура языка;
  • недоразвитие челюсти;
  • национальность, если родители говорят на разных языках;
  • генетическая предрасположенность.

Как возникает такое особенное произношение звука? При сближении языка с нижним краем мягкого нёба, струя выдыхаемого воздуха вызывает вибрацию. Так образуется дополнительный шум и дефектное звучание и , так называемое велярное . Кроме того, могут возникать колебания маленького язычка (увулярная, или горловая, форма картавости).

Подобному французскому произношению «р» можно научиться искусственным путем.

Скороговорки на Р

  • На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры, топоры остры-то до поры, до поры остры топоры, до времени. Три дровосека, три дроворуба, три дровокола лес топором рубили, лес в дровишки превратили.
  • Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
  • У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
  • Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
  • Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот — поворот.
  • Раз — росинка-бусинка, и еще раз — бусинка, засверкали бусинки на травинках-усиках.
  • Привёз Пров Егорке во двор дров горку.
  • Сорок сорок воровали горох,
    Сорок ворон отогнали сорок.
    Сорок орлов напугали ворон,
    Сорок коров разогнали орлов.
  • Барабан подарили барану,
    Очень рад барабану баран,
    И баран в барабан барабанит,
    Барабанит баран в барабан.
  • По бревну, по брёвнышку переведу Бурёнушку.
  • У редьки и репки корень крепкий.
  • Крута гора, в горе — дыра, в дыре — кротовая нора.
  • Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары!
  • С другом дружи, а другому не груби.
  • Не перчи, Пётр, поросёнка перцем, а то можешь переперчить поросёнка перцем.
  • Скажет друг дружке, а дружка — подружке, а подружка — борову, а боров — всему городу.
  • У барана рога скручены-перекручены, верчены-переверчены.

Подведем итоги

Проблема произношения «Р» встречается довольно часто. На это бывает множество причин, в основном, идущих из детства.В нашей статье мы расскажем, как можно научиться говорить букву Р, как разобраться в причинах картавости и дадим несколько полезных советов.

Если Вы не выговариваете букву Р, а Вам уже много лет, то не стоит отчаиваться, в любом возрасте можно себя переучить. Конечно, чем Вы старше, тем дольше времени это займет. Но это никогда не помешает, ведь человек с правильной речью всегда лучше воспринимается, чем с дефективной.

Главное — регулярность упражнений, удачи!

Хотелось бы отметить, что у некоторых людей такая проблема появляется сугубо по физиологическим причинам — короткая уздечка под языком. Выяснить это можно у врачей. Выхода из положения может быть два: это мини-операция подрезание уздечки (она очень быстрая) и второй вариант — попробовать растянуть её. Для последнего варианта нужно выполнять различные упражнения для растяжки уздечки — например, пробовать кончиком языка дотянуться до носа и подбородка.

А если у Вас с языком все в порядке, то стоит попробовать следующую методику, чтобы научиться говорить букву Р:

Выберите несколько скороговорок, где очень часто выстречается буква р. Так как научиться выговаривать букву р можно только если на нее постоянно налегать. Например: Ехал грека через реку, видит грека в реке рак. Или можно взять выучить поэму Гумилева «Капитаны», там очень много слов с буквой р. И каждый день рассказывать себе их. В первое время будет очень сложно, но с каждым разом звук р будет получаться все лучше и лучше.

Главное — не бросать занятие на полпути. Также будут полезны слова «бронетранспортер», «крейсер аврора», «красноармеец». Если Вы будете записывать свои занятия, а потом прослушивать, то Вы сможете отслеживать прогрес. Вот так можно научиться говорить букву р.

Есть еще и такой способ:

  • В течении пары минут попробуйте медленно проговаривать Дэ Тэ Лэ без остановок.
  • Теперь прибавьте темп и в течение пяти-шести минут опять их проговаривайте, только быстро-быстро. Вы должны заметить, что при произнесении последнего звука Лэ, кончик языка начинает попадать на холмики над верхними зубами, и получается что-то похожее на р.
  • Теперь нужно проговаривать звуки Дэ Тэ Дэ, причем последнюю Дэ стараемся произносить не как обычно, а как Лэ (похоже на произношение англичан).
  • Потом медленно ДэТэДэ. Пять минут.
  • Теперь ускоряемся, пока не будем слышать Рэ.
  • Теперь, время слов: ДРОТ, ДРОВА, ДРОЖЬ, ТРОСС, ТРОЛЬ, МЕТРО, БЕДРО, ХРОМ.

И, далее, любые слова с Р, какие вспомните.

Поделиться статьей с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector