Ребёнок-левша. психологические особенности — психолог

Психологические особенности леворуких детей

Чтобы вы понимали в чем дело, нужно знать психологические особенности леворуких детей и понимать особенности их развития, а не бить в набат, объявлять тревогу и говорить ребенку, что он – неправильный.

Как уже указывалось ранее в статье: правое полушарие нашего мозга отвечает за левую сторону, левое – за правую. А, собственно, само правое полушарие отвечает за образное мышление и зрительное восприятие, тогда как левое – за речь, письмо, аналитическое и логическое мышление. Движение тела также координируется наперекрест.

Доктор наук, Виген Геодакян, отметил, что левое полушарие, которое служит для смыслового восприятия и логического/абстрактного мышления, самосознания и положительных эмоций, выключаясь, приводит к депрессии. В то время, как правое, отвечающее за интуицию, ситуационное мышление, пространственно-зрительные функции и отрицательные эмоции, в той же ситуации приводило к эйфории. Проводя опыты, выключая попеременно то одно, то другое полушария, отмечали, что одинаковые объекты воспринимались по-разному. А когда проводили групповые исследования, то правши в них вели себя как бОльшие оптимисты, по сравнению с леворукими.

Так вот из всего вышесказанного и выходит, что правополушарные леворукие дети – очень эмоциональные и творческие люди.

Практическая психология дает нам характеристику левши-ребенка:

  • Длительное время упрямы.

  • Часто имеют абсолютный слух, хорошие музыкальные способности, но при этом могут «задерживаться» с развитием речи и воспроизведением отдельных звуков.

  • Нередко «буксуют» обучаясь письму, математике и чтению.

  • Бывают капризными, плаксивыми, подвержены гневу и раздражительности. Но ведь и правши частенько ведут себя не лучше!

  • Еще маленькие люди-левши могут жаловаться на боль в правой руке, нарушение сна, потерю аппетита и усталость.

Как готовить левшу к школе

По сравнению с правшами, левшам тяжелее выводить буквы по строчке, писать небольшие слова

Именно поэтому до поступления в школу родителям таких детей нужно обратить особое внимание на развитие мелкой моторики своего чада

Некоторые сложности возникают и с чтением. Ребенок левша иногда не видит строчки, пытается читать справа налево или из середины строки. Эти особенности устраняются, если:

  • показывать место начала чтения;
  • на левую руку наклеить наклейку, чтобы малыш знал, с какого конца читать;
  • закрыть строку и открывать ее слева направо по слогам.

То же касается и обучения пересчитыванию.

Очень важный момент: заниматься с левшой дошкольного возраста следует не более двадцати минут подряд и не чаще трех раз в день. Между занятиями необходимо делать перерывы как минимум на час.

Природа левшизма

Левшизм – не патология, не отклонение от нормы, а закономерное явление, которое наблюдается у всех биологических видов. Левши есть и среди людей, и среди животных.

Эта особенность бывает наследственной, врожденной и приобретенной, и встречается у всех народов и на всех континентах. По статистике у 7-17% людей на Земле – левая рука рабочая.

Левшизм случается из-за большей активности правого полушария мозга, которое отвечает за работу левой стороны тела, образное мышление, творчество и интуицию. У правшей же активней работает левое полушарие мозга, которое отвечает за работу правой стороны тела, а также за логику, аналитическое мышление, письмо, чтение, речь. Это – природа, и против нее не поспоришь.

Левши, как уже было сказано, бывают трех видов:

  • наследственные – они получили левшизм от родителей или других предков, переданный им через ДНК;
  • прирожденные левши получаются во время родовых травм, когда у ребенка травмируется левое полушарие и это приводит к активности правого;
  • вынужденный (компенсаторный) левшизм случается в результате травмы правой руки, привычки или вследствие подражания кому-либо из родителей. Он еще называется леворукостью.

Кроме того, существуют люди-амбидекстры, у которых одинаково работают оба полушария, что позволяет им в равной степени владеть обеими руками.

Как определить, левша или правша ребенок

Ну, это очень просто определяется еще до года. Левша никогда не будет брать в правую руку игрушку. Рисовать, складывать пирамидку, держать ложку он будет только левой рукой. Наблюдательные родители могут возразить, что почти все дети до года несознательно пользуются обеими руками одинаково. Обеими – да, но не одинаково. Предпочтение будет отдаваться все же «лидирующей» руке.

К 2-3 годам левшизм (если он не является скрытым), проявится уже в полной мере. Левша по норме интеллектуальных и сенсорных способностей ничем не отличается от правши. Но у него будут проявляться такие особенности, как:

  • трудности с усидчивостью и звукопроизношением;
  • медленное и скачкообразное развитие речи;
  • идеальный слух и художественный вкус;
  • активное эмоциональное развитие;
  • сложности ориентирования в пространстве и проблемы с координацией движения;
  • хорошо развитое логическое мышление;
  • отличное интуитивное восприятие.

Чтобы выявить скрытого левшу, попросите ребенка совершить такие действия:

  1. Переплести пальчики в «замочек». Если наверху «замочка» лежит большой пальчик правой руки, то он правша, если наоборот, то левша.
  2. Похлопать в ладошки. Правая рука сверху – правша, левая – левша.
  3. Развязать пару узелков на веревочке или платочке. Левша будет развязывать сам узел левой, а держать веревочку в правой. И наоборот – правша держать будет веревочку в левой руке, а развязывать правой.
  4. Скрестить руки на груди. У левши автоматически получится, что кисть правой руки «спрячется» под левую руку, а кисть левой ляжет поверх правого предплечья.

Ребенок левша — развитие

Левши особенные в своем развитии. Такие дети рано начинают мыслить творчески. Они прекрасные фантазеры, хорошо ориентируются в пространстве. Кроме того, левши, как ни странно, рано проявляют свой талант художника, их интересуют разные виды искусства. Такие детки обладают идеальным слухом. Одним словом, будьте готовы к тому, что у вас в доме поселилась маленькая творческая личность, и вам нужно позаботиться о том, чтобы творческий потенциал никогда не исчерпался, а только подпитывался маминой и папиной поддержкой.

Кроме всего этого, родителям следует быть готовым к особенностям ребенка левши, которые их могут огорчить. Первое, что следует запомнить – левши более эмоциональны, они глубже переживают обиду, часто бывают ранимыми. Эти дети начинают позже говорить, писать и читать. Причиной этого является доминирование левого полушария. Не стоит насильно заставлять ребенка заниматься наукой, чтобы догнать в развитии сверстников, так вы можете травмировать нежную психику маленького человечка. Любите его таким, какой он есть. Он особенный, и это стоит воспринимать как дар, а не как наказание.

          Подготовка левши к школе

Когда придет время садиться за парту и браться за ручку, ни в коем случае не переучивайте ребенка и не заставляйте его писать правой рукой. Поймите, что он не может сделать этого на психологическом уровне, ведь его мозг не может дать такой команды, он не приспособлен к этому. Если не верите, можете сами попробовать писать левой рукой. Не получается? Раздражает? То же самое испытывает и ваш ребенок. Кроме того, в силу своей эмоциональности, левши могут пережить настоящее психологическое потрясение, которое понесет за собой болезненность, плаксивость, раздражительность. Хотя известны случаи, когда ребенок может одинаково обладать как левой, так и правой рукой. Но опять-таки, все зависит от психологического состояния вашего чада и готовности к такому эксперименту.

Попросите учителя посодействовать вам, пусть проследит, чтобы ваш ребенок сидел за партой с левой стороны и не сталкивался с соседом. А дома свет от настольной лампы на его парту должен падать с правой стороны.

Поддержите свое маленькое чудо. Когда ребенок заметит, что он не такой, как все, объясните ему, что он особенный и что много достойных, известных людей тоже были левшами. Это придаст ему уверенности в своих силах и поможет развиваться дальше с большим упорством. Пусть лучше ребенок гордится вами за то, что вы его поддержали в трудную минуту, чем будет страдать от недоверия.

Ребенок из Зазеркалья: как вырастить левшу?

Доктор Даниэль Сонкин, философ и консультант по вопросам семьи и брака, а также истинный левша, вспоминает свое детство так: «Пока я не стал старше, я не понимал, что мир создан для правшей. Я считал себя немного неуклюжим, когда испытывал затруднения, например, открывая двери или проходя мимо каких-то препятствий. Только позже я узнал, что существуют тонкости — иногда не такие уж маленькие — в строительстве различных объектов. И все они ориентированы на правшей».

Некоторые взрослые левши, встретив леворукого партнера, обустраивают свое жилье так, как удобно для них. Посещение подобных домов или квартир — отличный опыт для тех родителей, которые считают своих маленьких правополушарных детей слегка неуклюжими, с трудом открывающими двери, путающими краны с горячей и холодной водой, и не понимают, почему те спотыкаются на лестнице, даже держась за перила. Для простого эксперимента можно пару раз попробовать потянуть на себя дверь левой рукой — это, оказывается, очень неудобно.

Что же сделать, чтобы ребенок, активно пользующейся «не той» конечностью, почувствовал себя более комфортно, не чувствовал себя «неправильным» и избежал традиционных трудностей? MedAboutMe приводит несколько простых советов.

К счастью, в последнее время производители наладили выпуск специально адаптированных предметов. Ножницы для левшей, которые заточены под другим углом и помогают резать точно по линиям с левой стороны, карандаши и ручки, которые удобно держать особым образом, линейки с «зеркальной» нумерацией, прописи. При подготовке рабочего места для ребенка можно учесть также расположение лампы с другой стороны, а в школу подготовить письменные принадлежности, которые не оставляют следов на бумаге, если задеть их рукой сразу после написания. А если ребенок проявляет склонность к музыке, имейте в виду, что для левшей выпускают, например, специальные гитары.

Переориентируйте ребенка. По данным специалистов, основные трудности возникают у детей при обучении завязывать шнурки и уроках танцев. Почему? Это процессы, где чаще всего используют слова «правый-левый» и обучают, находясь рядом. Чтобы облегчить восприятие, используйте не названия рук, а помогайте детям ориентироваться. Вместо «посмотри направо» — «посмотри в сторону окна», «потяни той рукой, которая ближе к двери». Чтобы научить что-то делать, показывайте это, находясь напротив малыша, так он будет видеть вас, как в зеркальном отражении. Вообще учитывайте, что ему намного сложнее обучаться, копируя ваши движения. Так что помогайте ребенку самому вырабатывать навыки, делать так, как удобно ему, а не копировать движения правшей — это наиболее верный путь. И отложите обучение словам «право-лево» до формирования основных навыков.

Письмо, чистописание — одна из причин конфликтов в школе, старый повод для переобучения левшей. Писать левой рукой слева направо действительно сложно. Рука загораживает написанное, смазывает чернила, затеняет бумагу и движется в сторону тела, где меньше пространства для маневра. Все это приводит к грязным листкам в тетрадях, прерывистому письму с неверными буквами. Поговорите с учителем

Важно, чтобы ребенок имел возможность размещать тетради под комфортным для него углом или передвигать тетрадь во время письма. Надо обеспечить его парте достаточную освещенность, и договориться об использовании ручек с неразмазывающимися чернилами

Дети-левши, использующие треугольные карандаши, быстрее обучаются правильному захвату. Также нужно, чтобы карандаши в пенале всегда были остро заточены — для леворукого письма это особенно важно.

Подчеркивать особые качества ребенка в позитивной манере также важно для полноценного развития. Ведущая левая рука — не проклятье, просто особенность, как цвет волос или форма подбородка, однако со своими преимуществами

Помните, что правополушарные люди обычно более творческие, с богатой фантазией, воображением, у них хорошо развита интуиция и целостное мышление, они более тонко воспринимают оттенки речи. Расскажите малышу, что его особенности сродни дару, и что он в хорошей компании. Ведь среди самых известных писателей, актеров, музыкантов и художников процент левшей намного выше, чем в среднем по населению.

Происхождение леворукости

Как формируется леворукость? Ученые до сих пор не знают точного ответа на этот вопрос.

В XX веке существовало множество гипотез, пытающихся объяснить возникновение праворукости. Леворукость рассматривалась в них как исключение из правил. Согласно одной из таких версий, праворукость связана с несимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый при этом упор на левую сторону делает правую более свободной. Мышцы правой руки тренируются, она становится более развитой, ее движения — более точными.

Еще популярнее была так называемая теория «щита и меча». Как известно, воины во время сражений закрывали свое сердце щитом. А значит, держали его левой, пассивной рукой. Оружие при этом оставалось в правой. Многовековая тренировка в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки в разных видах деятельности. Правда, остается непонятным, почему большинство женщин — праворукие, ведь они никогда не пользовались ни щитом, ни мечом.

Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологических причин становятся леворукими. Наиболее частыми причинами такой «вынужденной» леворукости являются травмы правой руки, перенесенные в раннем детстве.

Влияние среды может быть и не столь жестким, но дать тот же результат формирования уже «невынужденной» леворукости. Нетрудно представить себе ситуацию, когда воспитательница просит малышей: «Дети, возьмите ложку (ручку, карандаш) в правую руку». Вряд ли кто-то из детишек настоит на своем праве пользоваться левой рукой. Ведь ребенок, как правило, подражает взрослым или сверстникам. Так происходит «ненасильственное» переучивание.

Поскольку весьма часто встречается такое явление, как семейная леворукость, ученые признали возможность передачи этого признака по наследству. Существует и несколько концепций генетической обусловленности этого явления. Было доказано, что 50% детей становятся леворукими, если оба родителя леворуки, 16,7% — если один из родителей леворук, и 6,3% — если в семье нет леворукого.

Существует и еще один вариант появления леворукости — компенсаторный, при котором это явление возникает как компенсация нарушений в развитии мозга ребенка, а причиной может быть патология беременности и родов, тяжелые черепно-мозговые травмы или серьезные заболевания в раннем возрасте.

Еще в 50-х годах прошлого столетия возникла теория, согласно которой считалось, что в процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие отвечает за конкретно-образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое — за речевые функции, чтение, письмо, математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называли преобладающим (доминантным). Считалось, что оно «управляет» правой рукой и ногой, а правое — левой рукой и ногой. Из этого следовал вывод, что у правшей доминирует левое полушарие, а у левшей — правое. Но за последние десятилетия появилось много новых данных, доказывающих, что в регуляции движений и правой, и левой руки участвуют оба полушария. Ученые опять оказались в начале пути, и пока остается загадкой, что же является ведущим фактором в деятельности мозга, обуславливающим предпочтение человеком той или иной руки. По-видимому, все открытия впереди.

Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

Как определить леворуких, праворуких и одинаково владеющих обоими руками детей по тестам?

Определить является ли ребенок правшой, левшой или амбидекстром можно при помощи специальных тестов. Обычно доминирование какой-либо руки устанавливается после 4 лет. В этом возрасте и рекомендуется проводить тестирование. Для достоверности результатов все тестовые задания должны выполняться быстро и без подготовки. Ребенок не должен даже догадываться об истинной цели мероприятия.

Тесты для определение левшей и правшей

Тест М. Озьяс

Попросите ребенка сделать следующие действия:

  1. Прикрутить крышку на бутылку.
  2. Ножницами разрезать бумагу.
  3. Продеть нить сквозь бусины.
  4. Очистить обувь щеткой.
  5. Намотать на катушку нить.
  6. Стереть ластиком нарисованные детали.
  7. Перелить воду из стакана в стакан.
  8. Разложить картинки (карточки).
  9. Сделать дыроколом отверстия.
  10. Вдеть нить в иголку.
  11. Открутить рукой и с помощью ключа гайку.
  12. Очистить от пыли вещи.
  13. Пипеткой капнуть в горлышко бутылки.
  14. Ложкой достать бусину из стакана.
  15. Застигнуть и расстегнуть молнию.
  16. Сделать несколько глотков из стакана.
  17. Взять в руку колокольчик и позвонить в него.

Тест Ф. Кречмера

При прохождении теста Ф. Кречмера для определения ведущей руки детям предлагается выполнить следующие действия:

  • почистить зубы;
  • полить цветы;
  • шарик толкнуть палкой;
  • лопаткой перемешать песок;
  • сложить мелкие игрушки в коробочку;
  • вынуть из ванной пробку;
  • достать с полки книжки.

Какую руку больше задействует ребенок при выполнении вышеприведенных тестовых заданий, та рука и является доминирующей у малыша. Желательно, чтобы ребенок выполнял все действия без подготовки и объяснений сути данного тестирования, только так можно получить наиболее точные данные.

Другие тесты:

Рисование. Суть метода в том, чтобы ребенок нарисовал то, что он хочет. После того, как работа выполнена, необходимо предложить ребенку нарисовать тоже самое только другой рукой и затем оценить результат. Рисунок, сделанный доминирующей рукой, будет более четким и аккуратным

Также обращают внимание на напряжение рук во время рисования. Ведущая рука будет расслаблена, а движения ею будет четкие и скоординированные.

Тест со спичечным коробком

Подготовьте несколько коробков. В одном из них должна быть спичка с обломанным концом. Ребенку необходимо открывать коробки с целью найти спичку. Главной является та рука, которой малыш будет выдвигать и задвигать подвижную часть коробка.

Тест с палочками. Ребенку необходимо построить домик из палочек. Рука, выполняющая более активно действия, и есть доминирующая.

Мячик. Предложите малышу поочередно каждой рукой бросить вам маленький мячик (например, теннисный), подкидывать и ловить его. Данное задание ребенку легче будет выполнить ведущей рукой.

Вырезание ножницами. Ребенку необходимо вырезать какую-нибудь картинку, например, из журнала. Посмотрите, какая рука будет делать больше движений. Возможно, малыш будет держать ножницы в правой руке, но они будут неподвижны, а двигаться будет картинка в левой руке. Следовательно, малыш является левшой.

Раскладывание карточек. Предложите вашему чаду разложить карточки (например, лото). Раскладывать ребенок будет ведущей рукой.

Тестов на определение ведущей руки у детей существует очень много. Проведя проверку по ним, можно определить является ваш ребенок правшой или левшой. Стоит иметь ввиду, что если в семье есть левши, то вероятность, что ребенок будет леворуким значительно увеличивается. Если у ребенка не удается выявить ведущую руку, то скорее всего он амбидекстр, то есть свободно владеющий обеими руками.

Как определить амбидекстра: тест для детей

Существует специальный тест, который позволяет определить является ли ребенок амбидекстром. Он заключается в том, что ребенку предлагают написать один и тот же текст одновременно двумя руками. Правша или левша при одновременном письме двумя руками будет писать разборчиво ведущей рукой, а вторая рука будет просто рисовать волнистую линию. А вот если ребенок является амбидекстром, то при выполнении данного текста у него практически сразу или максимум через несколько минут тренировки получатся два идентичных текста, написанные разными руками. Причем эти тексты могут быть написаны как в одну сторону, так и в разные.

Нужно ли переучивать

Окружающие всегда задевают главный родительский нерв: надо во что бы то ни стало учить ребенка писать правой рукой! Будет ли ребенку удобно жить в мире правшей, зависит от того, как родители отнесутся к нормальной особенности своего чада.

Нет ничего дурного в том, чтобы держать столовые приборы или письменные принадлежности в другой руке.

Если ребенок вырастет с уверенностью, что он такой же, как все, у него не возникнет трудностей в спорте, быту или вождении автомобиля. Он не будет испытывать дискомфорт от того, что кушает или пишет левой рукой.

Давление праворуких правил требует от ребенка больших психических сил, которые он мог бы потратить более эффективно — на адаптацию к окружающему миру.

Важно последовательно формировать у ребенка уверенность в себе. Он не должен стесняться своей уникальности

Помогите ему осознать возможности и полностью приспособиться к жизни. Вскоре он увидит, что более успешен в том, что другим дается со скрипом.

В большинстве случаев природа мудрее, и переучивать левшу как минимум некорректно:

  1. Организм генетического левши изначально устроен так, чтобы работать зеркально. Переучивание приведет к появлению неврозов и навязчивых состояний у ребенка, который и без того живет по не совсем обычным правилам.
  2. Переучивание компенсаторного левши – вторжение в естественный процесс реабилитации и адаптации психики и физиологии маленького человечка, который родился генетически праворуким. Он вынужден прикладывать усилия, чтобы достичь комфорта после травмы. Зачем же идти против этого?

Восстановление функций левой части мозга в случае травмы требует не перекладывания карандаша в другую руку, а целого комплекса мероприятий.

Если генетически праворукий ребенок стремится действовать левой рукой и успешен в этом, пусть действует. Такая тренировка помогает открывать небывалые возможности мозга. Левополушарные дети, владеющие левой рукой, более успешны в спорте и школьном обучении, их умственные и физические способности универсальны.

Последствиями переучивания левши могут быть:

  • невротического характера энурез;
  • двигательные расстройства;
  • нарушения сна;
  • утомляемость;
  • тики;
  • сбои аппетита и пищеварения;
  • заикание;
  • низкая адаптация;
  • нарушения внимания и памяти;
  • снижение воли;
  • колебания веса;
  • головокружения и боль;
  • нарушения эмоциональности.

Это лишь часть возможных последствий того, что родители и педагоги попытаются подогнать ребенка-левшу под общепринятые стандарты. А, как оказывается, этого делать нельзя, так как переученный ребёнок более подвержен развитию разных патологий. 

Посмотрите сюжет, в котором подробно и интересно рассказывается об особенностях развития ребенка-левши.

Что делать, если ребенок – левша?

Ученые давно не считают леворукость и праворукость факторами, которые следует пытаться поменять. Не имеет значения правша или левша ребенок – это его личная особенность, а не недостаток.

Важно:

  1. Левшу нужно воспитывать в доброжелательной и спокойной атмосфере, чтобы не провоцировать развитие неврозов из-за повышенной чувствительности и впечатлительности ребенка.
  2. При поступлении в школу желательно найти педагога, который знаком с методиками обучения левшей.
  3. Для облегчения жизни малыша сейчас можно приобретать ручки, ножницы и другие инструменты для леворуких.

Нужно ли переучивать ребенка левшу?

Канули в лету те времена, когда ответ на вопрос стоит ли переучивать ребенка-левшу был положительным. Можно вынудить ребенка-левшу писать и есть правой рукой, но никакие ухищрения не сделают ведущим другое полушарие мозга. Переучивание левши может привести к нарушению психологического равновесия у ребенка – он станет нервным, плаксивым, капризным. Другие возможные негативные последствия переучивания левши – появление навязчивых движений, тиков, энуреза, заикания, нарушения сна, памяти, аппетита.

У левшества есть некоторые недостатки, но они с лихвой компенсируются положительными моментами. К примеру, ребенок-левша часто осваивает речь позднее правши, зато он говорит сразу развернутыми осознанными предложениями. Читать левши тоже начинают несколько позднее – навык развивается только тогда, когда ребенок осваивает чтение слова целиком, а не по слогам. Развитие левши идет не линейно, а скачками – после застоя наблюдается резкий скачок.

Как учить писать ребенка левшу?

Ответ на вопрос как научить ребенка левшу писать должен давать педагог, который будет его обучать

Поэтому очень важно выбрать для ребенка-левши такого первого учителя, который отнесется к этой нестандартности спокойно, не будет как-то выделять малыша, и при этом будет обладать навыками работы с леворукими детьми. Левшу очень важно правильно посадить за партой, выставить ему свет, научить держать ручку и писать так, чтобы не свозились уже написанные буквы

Ребенок-левша долго путает написание похожих букв, отображает буквы зеркально – к этому нужно относиться терпеливо.

Основная задача родителей при подготовке к письму – заниматься развитием мелкой моторики ребенка, тогда ему будет легче научиться этому навыку

Крайне важно поддерживать маленького левшу, которому часто умение писать дается труднее, чем правше. При выполнении домашних заданий нельзя проявлять нетерпение из-за медлительности ребенка – он не способен физически писать быстро

Зато через 2-3 года, когда первые трудности будут позади, ребенок начнет радовать своих родителей и учителей необычным подходом к решению школьных и жизненных задач.

В заключение несколько советов

Если у вашего ребенка леворукость, то родителям не надо подчеркивать его отличие от сверстников, а, напротив, необходимо всячески подбадривать и хвалить малыша. С годами, естественно, он сам заметит свои особенности, но к этому времени он научится достаточно умело приспосабливаться к жизни. Процесс адаптации леворуких детей в преимущественно праворуком мире непрост. Ведь все, что окружает ребенка, рассчитано на правшей: приборы, часы, телефон-автомат, инструменты для ручного труда, обычные ножницы и, наконец, рычаги управления автомобилем и самолетом – все ориентировано на правую руку потребителей. Но самолет и автомобиль – это проблема далекого будущего, в детстве гораздо существеннее для левши помощь в овладении письмом и чтением.

За партой леворукий ребенок должен сидеть слева, при таком положении ему не будет мешать правая рука соседа. Правой рукой надо придерживать тетрадь, а левая должна свободно располагаться на столе, опираясь на нижнюю часть ладони и согнутый мизинец. Лучше, если кисть левой руки находится под строкой, при этом ребенку виден образец и не смазывается написанное ранее. Тетрадь следует располагать с наклоном вправо и направленностью правого нижнего угла страницы к средине груди школьника. Ребенок-левша при письме чаще всего производит движения справа налево. При таком необычном направлении письма у него все получится, если он будет постоянно упражнять свою левую руку. Для начала неплохо предложить детям завязывать и развязывать шнурки, перекладывать мелкие игрушки, застегивать и расстегивать пуговицы – все это, разумеется, левой рукой. Полезна также гимнастика для тренировки точных движений пальцев и кисти руки. С комплексом рекомендуемых упражнений родителей могут познакомить врач или педагоги.

При письме леворукие дети допускают характерные ошибки: путают схожие по форме буквы. Это могут быть типичные для зрительного письма изъяны, при этом вместо с ребенок пишет э, з вместо е и т.п. Неплохо для запоминания правильного начертания букв прибегнуть к образному изображению трудных букв: рядом с о нарисовать обруч, ф представить вместе с очками, п – с перекладиной и т.п. Наглядные пособия, схемы, диаграммы, графики, макеты вообще полезно использовать при обучении левшей в силу свойственных им образности мышления и эмоциональности восприятия.

Нехитрыми приемами такого рода вы поможете своему ребенку овладеть грамотой, а на будущее усвоить, что никаких препятствий в жизни для левши не существует.

Брагинский В., кандидат медицинских наук,заслуженный врач РФ Статья предоставлена газетой «Здоровье детей»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector