Пастельные карандаши: виды, описание, особенности технологии рисования

Цвета пастелей

Пастельные краски можно смешивать вместе, но они не смешиваются так же хорошо, как краска. Чтобы компенсировать это, производители пастели предлагают огромный ассортимент цветов.

Пастели можно приобрести в наборах или по отдельности. Если вы начинающий художник, купите пастель поштучно, это дешевле. Как только вы познакомитесь с красками, вы можете подумать о покупке набора, содержащего хорошую палитру цветов, или можете выбрать свою собственную палитру цветов.

Некоторые цвета дороже других из-за редкого дорого пигмента. Студенческая пастель содержит краситель, имитирующий дорогой пигмент. Если в качестве заменителя используется более дешевый пигмент, он будет иметь слово «оттенок» после названия пигмента.

Что это такое?

Пастель – это мягкие карандаши разных цветов, предназначенные для живописи. Преимущество этой в том, что её не надо разводить, она не имеет резкого запаха, совершенно не токсична. В живописи применяется несколько разновидностей пастели:

  • сухая;
  • восковая;
  • ;
  • акварельная;
  • кремниевая.

Сухая пастель – это чистый пигмент, смешанный с твёрдым связующим веществом. За счёт мела в составе изображение принимает матовую бархатистую текстуру. Выпускается в твёрдом и мягком виде. Яркость рисунка зависит от степени мягкости краски: твёрдая пастель – более тусклый рисунок, мягкая – более яркий. Цветовой спектр представлен большим количеством оттенков. Сухая пастель считается наиболее распространенной в использовании.

Изготавливается в виде или пастельных карандашей. Легче, чем остальные виды, смешивается с разными цветами. Сухая пастель просто растушевывается на . В этом их разница с масляной, как, впрочем, и в некоторых других моментах. К примеру, если масляная пастель не пачкает всё вокруг, то сухая ложится на все рядом лежащие предметы. Работать с ней нужно очень аккуратно.

Пастель в сухом виде необходимо фиксировать, поскольку со временем краска начнет сыпаться. В художественных лавках продаются специальные фиксаторы в баллончиках. Для этих целей часто служит обычный лак для волос. Рисунок желательно хранить под стеклом или в папке под бумагой. Сухую пастель наносят только на , что отличает её от других разновидностей. При работе с твёрдыми мелками следует использовать грубую шершавую бумагу, чтобы краска легче ложилась. Наносить можно слоями.

Хранить карски нужно в сухом месте при плюсовой температуре в 18-20 градусов. Избегать прямого излучения.

Ход занятия:

Перед началом нашего занятия давайте ребята поздороваемся с птичками, деревьями, небом, землей, и самое главное без чего никто и нигде не может жить с нашим СОЛНЫШКОМ.

(Дети становятся в круг здороваются с солнышком. Упражнение «Раз, два, три наше солнышко гори.»)

— Спасибо! Рассаживаемся все на свои места!

— Скажите пожалуйста какое сегодня число и месяц?

(ответы детей)

— Какое сейчас время года?

(ответы детей)

— А по каким признакам вы это определили?

(ответы детей)

— Назовите пять основных признаков зимы?

(ответы детей)

-Ребята вы назвали один из признаков «на улице идет снег». А скажите мне пожалуйста снег какой?

(ответы детей)

-Правильно: снег пушистый, белый, холодный, легкий, красивый, а вот чуть пригрело солнышко, температура воздуха поднялась и снег подтаял, значит каким он стал?

(Ответы детей: липким)

-А что из липкого снега мы можем построить?

(ответы детей: снеговика, горку, крепость, дом)

-Вы сказали снеговика, а какой он опишите мне его?

(Ответы детей)

-Давайте построим нашего снеговика с помощью пальчиков.

Проводим пальчиковую гимнастику «Снеговик»: раз кулак, два кулак, сверху пальчик поднимаем, снеговика мы получаем.» 2 раза с ускорением темпа.

-А чтоб нашему снеговику не было скучно, рядом с ним посадим елочку.

Проводим пальчиковую гимнастику «Елка»: «Елка быстро получается если пальчики сцепляются, локоточки подними, пальчики ты разведи.»

— Ребята скажите, а из каких геометрических фигур у нас состоит снеговик?

(Ответы детей)

-Хорошо! А теперь ребята давай закроем глазки, и представим, что мы находимся в зимнем лесу, вокруг стоят зеленые елки, падает пушистый снег, по небу плывут облака, а сквозь них еле пробивается лучик солнца, а вот полянка,а на ней стоит веселый снеговичек. —Представили. Открывайте глазки.

— Вы хотите нарисовать, что сейчас представляли? И зеленую елочку, и пушистый белый снег, и веселого снеговичка и солнышко сквозь облака?

(ответы детей)

— Скажите, а чтобы быть готовыми к длинному, интересному дню, чувствовать себя бодрыми и веселыми, что мы делаем по утрам? Чем занимаемся? (зарядкой).

— Правильно! Вот и для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.

Физкультминутка“Пять и пять”.

Пять и пять пошли гулять,

Вместе весело играть,

Повернулись,

Улыбнулись,

В кулачек вот так свернулись.

Вот такие молодцы! Руки перед собой, ладошки широко раскрыты. Затем пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются.

Вращение кистей рук.

Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук “растягиваются в улыбке”, показывая ее.

Пальцы рук сжаты несильно в кулачки.

Стучат кулачок о кулачок.

(Упражнение повторить 2 раза)

— Молодцы! Теперь наши пальчики готовы к рисованию. Сегодня я вам предлагаю необычный способ рисования. Мы так с вами еще не рисовали, хотите попробовать и научиться? (ответы детей)

-Он называется рисование «восковыми мелками + акварель». Сначала мы с вами будем рисовать восковыми мелками все,что вы представляли в зимнем лесу: снеговичка, елочку, снежинки, облака, солнышко, затем мы возьмем с вами толстую кисть, и весь наш листок закрасим голубой краской. И после этого перед нами откроется волшебство, а какое мы с вами понаблюдаем. Ну что приступаем к работе?

(дети приступают к рисованию, воспитатель наблюдает, помогает, объясняет, показывает).

-Вот и появилось наше с вами волшебство! Наши елочка, снеговичек, облака, солнышко, снежинки- не закрасились, а заиграли новыми красками!

Заключительная часть. Анализ детских работ. Дети обсуждают выбранную технику рисования, расположение своей композиции, цветовую гамму. Придумывают названия своим работам. Все дети хорошо справились с поставленными задачами.

Виды карандашей

Основные виды:

Сухие

Есть три основных типа — сухая пастель, в которой применяется аравийская и трагакантовая камедь, водорастворимая и жирная и мягкая масляная. Сухая пастель включает;

Мягкие

Мягкие мелки – в палочках содержится высокая доля пигмента и немного связующего вещества, в результате чего они имеют более яркие цвета. При работе с пейзажем или натюрмортом происходит смешивание путем втирания в поверхность.

Техника пастозной живописи

Твердые

Твердые мелки имеют значительную часть вяжущего вещества и мало пигментов, поэтому используются для мелких деталей, эскизов в картине, рисунке.

Пастельные карандаши со свинцом полезны для начинающих в присоединении мелких деталей.
Водорастворимые пастели относятся к особой категории, похожи на мягкий подтип, но содержат водорастворимый компонент — гликоль. Это позволяет изменять цвет в натюрмортах, пейзажах с помощью воды.

Виды пастели

Упомянув несколько видов пастели, нужно обязательно поговорить о каждом из них чуть более подробно. Чаще всего пастель встречается в виде небольших мелков, которые варьируют по толщине и форме сечения. Обыкновенно они выпускаются, как палочки одинаковой консистенции, часто даже без обёртки, но существуют и продвинутые версии. Например, пастельные карандаши, где та же самая масса заключена в более привычную и удобную форму для рисования. Но более распространены и узнаваемы, конечно, простые тонкие мелки, округлые или квадратные на срезе.

Основное разделение пастели на подвиды обусловлено её консистенцией и составом: твёрдостью или мягкостью.

Так можно перечислить до четырёх разновидностей пастели:

  1. мягкий, 
  2. твёрдый,
  3. сухой,
  4. масляный сорт.

Они варьируются ещё на стадии заготовления, когда в один вид добавляют меньшую концентрацию скрепляющих веществ, вроде смолы или клея.

В мягких видах пастели содержится преимущественно пигмент с добавлением небольшого объёма клеевого раствора, и такие бруски дают очень насыщенный и сочный цвет, широкий просто для тушевания и лёгкую покраску.

Твёрдая включает больше закрепляющей основы, поэтому у такого типа повышается механическая прочность, и с твёрдой пастелью возникает меньше казусов по поводу поломки брусков. Благодаря прочности она идеальна для исполнения тонких деталей рисунка, потому что палочки способны сохранять острые грани гораздо лучше. Вынося на обсуждение подробно каждый вид пастели, перечислим их прочие плюсы и минусы.

Твердая пастель

Твёрдая. Именно эта пастель удостоена чести выпускаться и в форме пастельных карандашей, кажущихся более привычными глазу. Она пригодна для штриха, для тонких линий, мелкой детализации рисунка. Консистенцию имеет жёсткую, даёт менее яркий цвет, чем проигрывает мягкой. Твёрдая пастель не крошится так просто и позволяет художнику даже затачивать её при надобности (именно поэтому ею порою наполняют карандаши с деревянной оправой). Оптимальна также для выполнения эскизов и скетчей и конкретизации контуров изображения на бумаге, завершительного акцентирования мелочей.

Мягкая пастель

Клеящие вещества доведены до минимума, такого рода брусочки очень ломкие и сыпучие. Падения совсем не переносит и тут же разбивается на части, что весьма печальный недостаток по сравнению с твёрдой, эластичной и чуть более прочной пастелью. Зато мягкая текстура способствует превосходной фиксации цвета на бумаге, и большая концентрация пигментов делает его весьма насыщенным.

Самое знаменитое и отличаемое визуальное качество пастели сильно выражено в этом типе – воздушность и бархатистость, мягкость краски. Для препятствования смешиванию и осыпанию таких мелких частиц можно покрывать каждый отдельный слой распыляющимся лаком или другим фиксатором, и тогда рисование мягкой пастелью будет в удовольствие.

Масляная пастель

По виду очень напоминает родственные ей восковые мелки и привносит в работу сочные, натуральные цвета, которые сравнимы с настоящей масляной живописью. У неё особенная текстура на основе льняного масла, с помощью которой можно добиться совершенно глубоких и насыщенных красок на холсте.

Нередко в паре с такой пастелью применяют растворитель, а ещё обязательным дополнением к масляной пастельной краске служит бумага, обладающая достаточной шероховатостью, потому что она плохо ложится на обыкновенную основу и не поддаётся растушёвке. Зато подобная эластика масляных пастельных палочек практически не пачкает руки во время работы, избавляя от неприятностей и грязи, которые случаются с прочими видами.

Разные источники прибавляют в этот небольшой список и другие подразделения пастели, например, пастель на основе воска, чернил или акварели (допускающая соответствующее размывание).

Растушевка пальцами и наложение пятен поверх растушевки

В пастельной живописи часто используют прием растушевки пальцами. Если вы работаете с большой поверхностью, то распределяйте пигмент сжатыми вместе пальцами. Если рисунок небольшой, то для этого хватит подушечек пальцев. Самое главное — обязательно смывать цвет после каждой растушевки, чтобы не получилось грязи.

Слои пастели разных цветов можно накладывать друг на друга, но нужно учитывать, что чем насыщеннее нижний фон, тем оттенок верхнего слоя будет отличаться от первоначального. Чтобы этого не получилось, сделайте растушевку нижнего слоя, а потом приступайте к наложению другого пигмента.

Типы пастелей

Существует четыре основных типа пастелей : мягкая, сухая, карандаши и масляная. Все они по сути являются пигментом спресованным в форме палочки, но отличаются связующим веществом. Мягкие пастели, сухие пастели и пастельные карандаши связаны резиной или смолой, что означает, что они совместимы друг с другом и могут использоваться на одной и той же картине.

С другой стороны, масляные пастели связаны маслом и воском , что придает им уникальную текстуру, подобную масляным краскам, но это означает, что их нельзя смешивать с другими типами пастели.

Давайте поближе рассмотрим каждый из них: мягкие пастели, сухие пастели , пастельные карандаши и масляные пастели.

Краткий экскурс в историю

Название «пастель» происходит от слова «а пастелло», которым обозначали рисование черным итальянским карандашом и сангиной. В XVIII веке эта техника стала популярной, ее широко использовали во Франции и Англии. Известными художниками пастельной живописи были Франсуа Буше, Шарден, Делакруа и др.

Постепенно ее популярность несколько уменьшилась, но пастель снова стала интересна художникам во второй половине XIX века. Пастель активно использовали в работе импрессионисты, потому что она позволяла получить чисты и красивый цвет. Импрессионисты создавали удивительно нежные, полупрозрачные картины.

Необходимые материалы

Прежде всего необходимо обзавестись базовыми материалами и инструментами. Поначалу можно обойтись лишь самым необходимым, чтобы не тратить деньги на дорогостоящие и, порой, не самые нужные вещи.

  • Пастель. Она бывает трёх видов: масляная, сухая и восковая. Для начинающих подойдет сухая, а вот работа с масляной и восковой требует определенных навыков и умений. Если на дополнительных материалах можно сэкономить и заменить их подручными средствами, то вот на сами мелки лучше потратиться и купить качественные.
  • Бумага. Лучше пользоваться специализированной бумагой для пастели, так как на нее лучше ложится пигмент. Она, кстати, бывает самых разных цветов. Однако подойдёт и обычная акварельная бумага, бумага для угольного карандаша или даже ткань, натянутая на подрамник.
  • Ластик-клячка. В работе с сухой пастелью он незаменим, так как в отличие от обычного ластика не смазывает пастель и не оставляет разводов. Если все же приходится работать с обычным ластиком, не стоит тереть бумагу, как при работе с карандашами. Нужно аккуратно прикладывать ластик к бумаге и точечными движениями удалять пигмент. Ни в коем случае нельзя пользоваться ластиком при создании наброска, так как пастель будет очень плохо ложиться поверх жирных следов.
  • Пастельные карандаши. Они нужны для эскиза будущей работы, по которому и будут накладываться пастельные штрихи, а также для прорисовки мелких деталей. Однако для эскиза вместо них можно использовать уголь, а мелкие детали прорисовывать самой пастелью. Для удобства можно купить выборочно 1−2 карандаша, например, белый и черный.
  • Специальный аэрозоль для закрепления рисунка. Без него пастель очень скоро осыпется, и все усилия будут потрачены впустую.
  • Для растушевки подойдут ватные палочки, специальная растушевка, а также пальцы рук.
  • Дополнительно понадобятся малярный скотч, этюдник и влажные салфетки, а также пылесос, ведь пастель при работе очень сильно осыпается.

Какая бывает пастель?

Пастель разделяют на три вида: сухую, масляную и восковую. Чаще всего художники пользуются сухой пастелью, но есть также и те, кто предпочитает масляную (панда). Пастель дает неограниченную свободу в приемах работы.

Начинающему художнику не рекомендуется браться сразу за этот материал. Было бы неплохо для начала освоить азы академической живописи и тогда, при определенной последовательности и опыте, можно успешно использовать приемы этой техники.

Сухая пастель бывает твердой и мягкой. Каждая из них имеет свои особенности. Тут уже нужно выбирать исходя из собственных предпочтений, но в твердой пастели связующего вещества больше, поэтому она менее ломка.

Пастельные карандаши

Пастельные карандаши — это твердая пастель в форме карандаша. Благодаря форме карандаша вы получаете больший контроль на работой

Карандаши отлично подходят тем, кто уделяет большое внимание деталям в своих работах. Их очень часто используют при создании реалистичных картин как самостоятельно, так и в сочетании с мягкой и твердой пастелью

У разных производителей мягкость карандашей может быть разной.

Меня часто спрашивают какой пастелью я пользуюсь. В основном я предпочитаю следующую пастель:

Пастель Rembrandt (Royal Talens, Голландия)

Пастель средней мягкости. Не забивает сразу поверхность для рисования и позволяет наносить много слоев, а также проводить тонкие линии торцевым срезом палочки. Прекрасно ложится на бумагу. Эту пастель я использую на всех видах бумаги. Особенно хочу отметить у пастели Rembrandt черный цвет, он очень насыщенный. Цветовая гамма пастели Rembrandt имеет 218 цветов.  В своей маркировке они указывают:

— название цвета;

— светостойкость (+++);

— номер цвета (число до запятой) и тона (число после запятой, 5- чистый цвет, 2 и 3 — добавление черного, с 7 по 12 — добавление белого). Чем больше число после запятой, тем светлее оттенок;

— PY — используемые пигменты.

Пастель Sennelier (Франция)

Ультрамягкая пастель. Цветовая гамма имеет 525 восхитительных оттенков. В маркировке указывают: светостойкость (+++); номер цвета и используемые пигменты. Эта пастель отличается яркостью и бархатистой текстурой, она просто «скользит» по поверхности, но нужно быть осторожным при работе на велюровой бумаге, так как она может быстро забить её волокна.

Пастель Schmincke (Германия)

Ультрамягкая пастель. Чистые, яркие цвета, мягкая потрясающая текстура. Ложится на бумагу как по маслу, но как и в случае Sennelier быстро насыщает бумагу. Полный ассортимент включает в себя 400 цветов.  В маркировке указывают: номер цвета и его название, светостойкость (+++), также указывается оттенок: чистый цвет (D), градации черного (В) и 3 градации белого (H, M, O), с увеличением его количества.

Пастель Faber-Castell Polychromos

Твердая пастель очень высокого качества и однородной текстуры. Она достаточно мягкая для того, чтобы легко наносить на бумагу и достаточно твердая, чтобы выполнять тонкие линии и мелкие детали. Эта пастель прекрасно подходит для нанесения легких оттенков. Полная цветовая гамма имеет 120 цветов.

PanPastels (США)

Художественная пастель высокого качества с очень большой концентрацией пигмента, минимальным количеством связующего и наполнителей, имеет высокую светостойкость. Это самая мягкая пастель из всех, что я знаю. Её можно наносить на поверхность аппликатором или губкой, смешивая как краску.

При работе с этой пастелью минимальное количество пыли. Она позволяет быстро покрывать большие площади и тонировать бумагу. Выпускается PanPastel в прозрачных пластиковых чашечках. Доступно 92 цвета. На баночке указывают светостойкость, название цвета и его номер (цифра после точки обозначает: 5- чистый цвет, 1 и 3 — добавление черного, 8 — добавление белого) и индексы пигментов.

Что касается пастельных карандашей, то я пользуюсь следующими брендами:

Stabilo CarbOthello (Германия). Продаются наборами и россыпью. Полный набор имеет 60 цветов.

Cretacolor (Австрия). Продаются наборами и россыпью. Полный набор имеет 72 цвета.

Van Gogh (Royal Talens, Голландия). Продаются только в наборах, самый полный — 45 цветов.

Derwent (Англия). Продаются наборами и россыпью. Полный набор — 72 цвета.

Трудно сказать какой бренд предпочтительнее для меня. У каждого производителя есть свои великолепные цвета и все их карандаши очень высокого качества.

Дополнительные элементы

Пастель – настолько простое приспособление для рисования, что можно не использовать вообще ничего, кроме мелков и любой подходящей поверхности, но это совсем не означает, что предпочтение обязательно нужно отдать наиболее примитивной технике.

Взять даже ту же бумагу. Хотя восковая пастель рисует на чем угодно, другие виды мелков не настолько цепки, и для них выпускаются специальные альбомы из рифленой бумаги, где даже сама текстура будет способствовать необычности внешнего вида шедевра. Кроме того, в для рисования пастелью разные листы обычно делаются не белыми, а просто определенных нейтральных оттенков, что позволяет обыграть тон основы для изображения одной из деталей рисунка.

Маленькие дети инстинктивно размазывают слой красителя по бумаге пальцем, что используется даже профессиональными художниками и позволяет лучше прочувствовать материал, однако растушевка может проводиться и при помощи других подходящих предметов. Для этого можно приобрести обыкновенные для рисования разной густоты и жесткости, часто пользуются также кусочками обыкновенной губки. При этом стоит учитывать свойства не только инструмента для растушевки, но еще и самой пастели, ведь одни разновидности растушевываются легче, а другие – тяжелее, но даже те, что поддаются размазыванию, могут делать это с разным эффектом.

Наконец, было бы странным, если бы легко осыпающаяся со многих поверхностей пастель продержалась столько веков – старинные картины с ее применением просто не дожили бы до наших дней, и она, в лучшем случае, так и осталась бы вариантом для детского временного творчества. Чтобы нарисованное держалось и позволяло даже трясти полотно при транспортировке, используется специальный фиксатор, то есть закрепитель. Сегодня фиксатив выпускается промышленным способом и продается в небольших баночках, откуда через пульверизатор разбрызгивается на картину, считающуюся законченной.

Пастельные техники

Хотя техника рисования цветными мелками чаще ассоциируется с графикой, материал используют и для живописи

Здесь важно видеть цвета, правильно накладывать штрихи: необходимо наносить в одном направлении, а не хаотично. Выполняя это условие, можно добиться объёма рисуемого предмета

Большие пятна рекомендуется прокрашивать, держа карандаш горизонтально поверхности.

Работая с пастелью, следует помнить о правилах воздушной перспективы. Контуры дальних предметов объектов нужно выполнять более мягко, чем близких. Цвета далёких предметов пейзажа должны быть холоднее изображений переднего плана. Для регулирования резкости контуров, цвета, применяют метод растушёвки. Мелкие линии проще рисовать пастельными карандашами.

В технике пастели также используются линии, пятна. Они бывают в виде прерывистых, простых и сложных форм, разных объёмов.  Для рисования используют акварельную бумагу. Здесь может быть любая фактура, белая, бледно-кремовая. Если предполагается минимизировать присутствие светлых тонов, белый фон закрывают тонким слоем краски нужного цвета.

Изображение фиксируют специальным закрепителем, который не даёт материалу осыпаться. Самый доступный — водный раствор пчелиного мёда, сахара, клей ПВА. Для лучшей сохранности добавляют фунгицид (средство от грибка). Используют даже бесцветный лак для волос.

Как оформить гостиную в пастельных тонах

Изысканный и элегантный вариант дизайна гостиной — использование пастельных оттенков. Однако такой интерьер часто становится несколько скучноватым. Однообразие интерьера в пастельных тонах устраняют красивыми акцентами. Такими центрами притяжения могут стать мебель, декоративные элементы: кашпо, диванные подушечки, напольные вазы, светильники.

Акцент можно создать, просто выкрасив одну из стен более насыщенным оттенком.

Кофейный пастельныйИсточник remont-f.ru

Стильно выглядят графические принты, картины в стиле абстракционизма. Подбирают обивку, шторы, мягкую мебель с геометрическими рисунками или цветочным орнаментом.

Светлый интерьерИсточник www.houzz.com

Для гостиной окнами на север выбирают краски пастельных тонов: мягкий персик с коричневым или песочным. Такие решения наполняют гостиную светом и теплом, однако подходят только для большого помещения.

Дизайн гостинной с каминомИсточник housing.com

На южной стороне используются мятный с серым, жемчужным, бирюзовым или ультрамариновым. Эти прохладные цвета слегка приглушают яркий солнечный свет. 

Кухня-гостиная в стиле провансИсточник howbuilds.ru

Шторы подбирают в тон основной отделке или по контрасту с ней. Желательно подобрать их в тон со скатертью, абажурами.

Для гостиной рекомендуется комбинировать 3 тона пастельной цветовой гаммы, которые чередуются. Пастельная окраска стен гармонирует с кремовой или бежевой мягкой мебелью. К ним подбирают перламутровые или розовые предметы декора, подушки, шторы синего цвета.

Интерьер гостиной в светлых тонахИсточник mebel-go.ru

Стены, выкрашенные краской цвета слоновой кости, дополняют аксессуарами, шторами, текстилем модного оттенка мяты.

Фисташковая мебель отлично выглядит на фоне кремовых стен. Этот дизайн дополняют темным деревянным полом и журнальным столиком.

Интерьер в пастельных тонах в небольшой комнате лучше всего оформить светлыми оттенками зеленого – к примеру, нежным оливковым, который разбавляют лимонным.

Оливковый и коричневый в интерьереИсточник deskgram.co

Удачным решением станет сочетание бежевого, кремового с шоколадно-коричневым. 

Дизайн стильной гостиной в пастельных тонахИсточник vsaunu777.ru

Если гостиная оформлена сиреневой или лиловой красками, дополненными каким-нибудь темным цветом, нужно подобрать занавески нейтрального цвета, например, серого.

Интерьер гостинной в фиолетовых тонахИсточник 4maemo.ru

Внутри большой гостиной, оформленной пастельными тонами, уместны мягкий уголок, диван цвета мяты, фиалки, лаванды, бирюзового или голубоватого оттенков.

Белый фон дополняют персиковыми, коралловыми, лососевыми аксессуарами и мебелью. К ним подбирают текстиль контрастных цветов.

Белый цвет в интерьереИсточник www.houzz.co.uk

Модным считается комбинирование фуксии с цветом фисташки.

Сочетание с розовым в интерьереИсточник www.houzz.ie

Правила работы

При работе с сухой цветной пастелью важно помнить, что она легко крошится, образуя большое количество цветной мелкой пыли. Поэтому при работе с ней необходимо следовать некоторым простым правилам:

  1. Не стоит держать напитки или еду рядом с рабочим местом, чтобы в них не попала пыль от пастельных карандашей или мелков.
  2. Не нужно сдувать мелкие пастельные крошки. В противном случае из-за них появятся пятна в различных местах дома.
  3. При работе с пастельными мелками необходимо надевать перчатки. Содержащийся в них пигмент быстро въедается в кожный покров, и смыть его можно, помыв руки несколько раз. При работе с карандашами перчатки не нужны.
  4. После рисования следует протереть все поверхности влажной тряпкой и подмести пол. Или же перед работой можно расстелить на полу газеты либо бумагу, а потом аккуратно сложить их и выбросить.
  5. После рисования пастель нужно очищать перед тем, как убрать в коробку.
  6. При работе с материалом нужно запастись влажными салфетками и держать их под рукой на случай необходимости.
  7. При работе с закрепительным лаком или фиксажем следует хорошо проветривать помещение.

Сухая пастель

Сухой вид материала может быть твердым и мягким. Это зависит от концентрации в нем связывающего вещества. Чем его меньше, тем она мягче. Наиболее мягкие виды вовсе не содержат связывающего вещества и состоят исключительно из пигмента.

Мягкая пастель бархатистая на ощупь и очень легко может раскрошиться. При этом цвета у нее очень яркие, благодаря высокой концентрации пигмента. На бумагу такой материал ложится хорошо, широкими мазками. Мягкая пастель легко поддается растушевке и смешиванию. Мягкие пастельные мелки для рисования быстро крошатся, а рисунок на бумаге размазывается. Кроме того, трудно контролировать направление и ширину мазка. А из-за высокого содержания пигмента, руки от мелков пачкаются. Поэтому для работы с мягким видом материала нужна практика и повышенная аккуратность.

Твердая пастель менее привередлива в работе. Ее чаще всего продают в форме сухих пастельных мелков и карандашей. Благодаря высокой концентрации связывающего вещества, штрихи получаются четче и тоньше. При этом цвета менее яркие. Кроме того, благодаря меньшему содержанию пигмента, такие пастельные мелки оставляют руки чистыми.

Как выбрать?

В большинстве случаев пастель покупается для тех деток, которые рисовать пока не умеют вовсе, а родители хотят просто побаловать малышей яркими красками, и, возможно, заинтересовать новым хобби. Следовательно, вещество должно быть ярким, не слишком твердым, но при этом и не пачкать все вокруг.

Вполне резонным кажется также пожелание относительно того, чтобы мелок не был слишком требовательным к поверхностям, на которых будет рисовать ребенок, ведь у новичка, да еще и маленького, вряд ли найдутся дома специальные рифленые альбомы и фиксаторы. Вот и получается, что оптимальный выбор для ребенка – это восковая пастель в виде мелков, обладающая всеми желаемыми качествами. Для начала хватит небольшой палитры, сопоставимой с красками любого другого типа.

Совсем другое дело, если ребенок уже успел немного освоить технику рисования пастелью и теперь находится на этапе совершенствования навыков. Во-первых, в этом случае он уже наверняка немного подрос и получил представление об аккуратности, так что требования по минимальной маркости вещества уже не столь строгие. Во-вторых, теперь пастель должна предлагать более гибкие возможности для раскрытия разных ее свойств – где-то ее нужно будет подточить, где-то – размазать кисточкой с водой.

Впрочем, если все эти критерии действительно востребованы ребенком, который все еще продолжает делать успехи в рисовании пастелью, значит, он уже разбирается в теме намного лучше своих родителей, и только он знает, какое именно вещество ему нужно.

Из истории материала

Еще в 15-м веке люди использовали пастель. Теоретические труды Леонардо да Винчи содержат упоминания об этом материале. Слово «пастель» сначала распространилось во Франции. У него латинские корни, со значением «паста».

Темный пигмент перетирается с мелом и получается более светлый оттенок. Вы, наверное, слышали слово «пастельный». Гамма этих тонов может варьироваться от полупрозрачных до предельно насыщенных. Пастельным оттенком называется тот, который получен путем разбавления какого-то тона белым цветом. Он хорошо сочетается с родственными соседними тонами в цветовой палитре. Пастель довольно естественна и нейтральна.

Многие художники эпохи Возрождения использовали именно этот материал. В искусстве нового времени пастелью предпочитали такие мастера, как Джон Рассел, Морис де Ла Тур, Энгр, Жан Этьен Лиотар. Классический портретный жанр не обошелся без использования пастели. Ее применяли в чистом виде, а также комбинировали с гуашью. Знаменитый Джеймс Уистлер применял эту технику в атмосферных пейзажах. Многие художники 19 — 20-го веков применяли пастель. Она была популярна у художников-импрессионистов из группы «Наби». С пастелью работал Альфред Сислей, Пьер Боннар, Жан Эдуард Вюйар, Эдгар Дега, Эдуард Мане.

В одном из переулков Парижа до сих пор работает магазинчик La Maison du Pastel, где продаются мелки, которыми в свое время пользовался Дега. Ими он писал свою знаменитую серию с балеринами. Использовал их в своих работах и Сислей.

Технология производства принадлежит Анри Рошу. Его дело продолжили наследники. Пастель до сих пор изготавливается вручную, даже старинные инструменты сохранились. Полная цветовая гамма включает 567 цветов. Один такой мелок стоит 12 — 17 евро.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector