Календарь возрастных кризисов у ребёнка
Содержание:
- Кризис двухлетнего возраста
- Как проявляется кризис 1,5 лет у ребёнка?
- Советы родителям трехлетки
- Какое поведение родителей полезно для ребёнка в кризисе 2 лет
- Методы борьбы с истерическим поведением
- Что категорически запрещается делать?
- Признаки кризиса 1.5 лет у ребенка
- Как пережить кризис двух лет: советы психолога
- Кризис 6–11 лет
- Как легко и правильно пережить кризис 1 года у ребенка?
- Как воспитывать ребенка во время кризиса 7 лет
- 10 советов для родителей трехлеток
- Не стоит устанавливать железную дисциплину
- Причины кризиса 3 лет
- Рекомендации для родственников, родителей
Кризис двухлетнего возраста
Часто мамы детей, достигших двух лет, замечают, что в поведении ребенка вдруг начали происходить перемены, и не в лучшую сторону. Если всего три месяца назад он был послушным и выполнял любые просьбы, то теперь малыша как подменили. Капризы, переходящие в истерики, возникают совершенно необоснованно и по несколько раз в день
Отвлечь орущее дитя, переключить его внимание на другой предмет, как это было раньше, удается все труднее
Истерики в два года – обычное явление
Психология такого поведения ребенка определяется, как кризис двухлетнего возраста.
Характер поведения в переходный период
Истерики могут проявляться в самых разнообразных формах. Решив удовлетворить свое желание, ребенок громко кричит, падает в рыданиях на пол или начинает бить всех окружающих, ломать и раскидывать игрушки. Развитие ситуации выходит из-под контроля. Причины, вызывающие такое неадекватное поведение различны. Родителям они кажутся абсурдными и недостойными внимания, а требования бывают подчас просто невыполнимы.
Истерика в магазине за игрушкой
Например, заходя в магазин, малыш начинает хватать все игрушки подряд. Любые уговоры, положить все на место и взять только мишку или машинку, кончаются плачем, переходящим в истерику.
Причины изменения поведения ребенка
Объясняется такая психология поведения детей в два года несложно. В этом возрасте ребенок начинает чувствовать свою самостоятельность и ему нужно освоить новые отношения с внешним миром. Если раньше он был одним единым со взрослыми, то теперь крохе кажется, что он со всеми задачами справится сам, а родительское воспитание ущемляет его личность. Конечно, желание быть самостоятельным надо приветствовать и поощрять, но только в тех пределах, когда нет опасности для здоровья малыша. Истерики и непослушание детей являются издержками переходного периода.
Проверка границы дозволенного
В возрасте от двух лет дети начинают исследовать границы того, что им будет дозволено. Многие родители замечали, что стоит отказать малышу в каком-то его желании, например, не включить мультфильм, так как пора ложиться спать, он начинает плакать и биться в истерике. Это моментально проходит, если включить телевизор.
Негативизм в два года
Младенец в два года начинает взаимодействовать с окружающим миром и наблюдает за результатом.
Если реакция на его действия каждый раз одна и та же, то память фиксирует ее как нормальную. И следующий раз, пытаясь добиться желаемого, ребенок дергает за привычные веревочки в ожидании привычного результата.
Истерика – это требование внимания
Со временем малыш должен ощущать сопротивление окружающего мира. Если нет сопротивления и ему все дозволено, значит, что-то не так, где-то притаилась опасность.
Разрешение кризисной ситуации
Столкнувшись с таким поведением ребенка, родители начинают искать решение проблемы. Одни закрывают чадо в отдельной комнате с наставлениями поразмыслить над своим поведением, другие дают понять, что утешать его никто не собирается, и на этом заканчивают свое воспитание.
Советы родителям
Многим родителям не приходит в голову ничего лучше, как уступить ребенку, только бы он успокоился. Это неправильный и опасный путь. Привыкнув добиваться криком, дитя станет неуправляемым.
Если возникла кризисная ситуация, и малыш не хочет выполнять просьбы старших, надо успокоиться и твердо пояснить, почему требования не будут выполнены. Если истерика не прекратится, не стоит продолжать спор, а просто надо выйти из комнаты. Оставшись один, ребенок быстро успокоится и снова начнет общение. https://www.youtube.com/watch?v=hBqgIO0If-s
Как проявляется кризис 1,5 лет у ребёнка?
Во время предыдущего скачка малыш научился решать, что он хочет, во что играть, куда пойти гулять. Теперь же он понял, что все вокруг часть некой системы и следуют определённым правилам. Он тоже часть системы – семьи. Он непохож на других детей, его родители отличаются от родителей других детей. Однако теперь он понимает, что его действия имеют последствия, и не каждое его желание торопятся исполнять взрослые. Безусловно, его это расстраивает, поэтому он пытается отстоять свои права.
В этот период начинают формироваться основы ценностей, норм и совести. Поэтому для того, чтобы вырастить доброго человека, следует уже сейчас начать вкладывать в его воспитание. Вскоре вы заметите, что кроха начал поступать иначе в привычных ситуациях. Он смотрит на других людей – как они общаются, как ведут себя? В первую очередь родителям необходимо следить за своим поведением и поступками, ведь она всегда главный пример для своего ребёнка.
Признаки наступления кризиса
- Настроение крохи становится переменчивым, он без повода устраивает истерики, капризничает, ноет.
- Ухудшается сон.
- Может ухудшиться аппетит.
- Постоянно требует внимания, хочет, чтобы его развлекали.
- Ревнует маму, причём ревновать может даже к папе или бабушке.
- Требует больше ласки, стал предпочитать мягкие игрушки остальным, просится на руки.
- Хуже реагирует на привычные и любимые игры.
Советы родителям трехлетки
Совет #1:
Иногда кажется, что теперь так будет всегда. Это не так.
Это период, многие моменты которого позже вы будете вспоминать с улыбкой и смехом.
Совет #2:
У ребенка в это время нет такого умения. У него еще не созрели те участки психики, благодаря которым он может посмотреть на ситуацию со стороны другого человека.
Экспериментом Пиаже было доказано, что раньше 6 лет ребенок не умеет манипулировать. Также, как он не может поднять гантелю весом 15 кг, точно также он не может манипулировать. Поэтому никакие фантазии о том, что ребенок сядет на голову, обнаглеет, будет вить из вас веревки ни к чему не приводят, кроме как к тревожности родителей и их выходу из доминирующей позиции.
Не нужно себя накручивать такими фантазиями.
Нужно адаптироваться и просто пережить это время. Зато потом вы получите весьма послушного и лояльного четырехлетку – пятилетку и отдохнете.
Совет #3:
Поэтому не нужно воспитывать ребенка – нужно раскрывать себя.
Если родитель в ресурсном состоянии, заряжен и гармоничен, его ребенку будет намного проще пройти все кризисы.
Основной недостаток детей – что они быстро вырастают. Поэтому, пока у вас трехлетки, радуйтесь, отдавайте им как можно больше любви и тепла, благодарите их за то, что они есть в вашей жизни.
Чем меньше в отношениях серьезности и надрыва, проецирования на ребенка своих амбиций и желаний и чем больше любви, осознанности и заботы – тем лучше.
Больше о любви и и осознанности читайте здесь.
Какое поведение родителей полезно для ребёнка в кризисе 2 лет
Выстраивание четких границ и формирование разумных ограничений. Не смотря на то, что ребёнок истерит и пытается Вас проломить, на самом деле ему спокойнее в разумных ограничениях. Они формируют безопасность. Раз за разом сталкиваясь с Вашим последовательным «нет», он учится понимать, что можно, а что нельзя и ему становится спокойнее. Поощрение желания ребёнка думать за себя. Какую одежду выбрать, какую игрушку брать на площадку, что есть, в какую игру играть, куда идти и тп. там, где это возможно. Объяснять ребёнку причинно-следственные связи. Почему можно, почему нельзя, как одно влияет на другое. Предоставление достаточного количества информации о событиях, обстоятельствах, действиях и тп. Спокойная уравновешенная реакция на гнев. Обучение экологичным способам проживания гнева, проговаривание чувств. Прямо говорить ребёнку: ты злишься, ты сердишься, ты расстроен. Проговаривать его и свои чувства. В этот период ребёнок учиться понимать, что чувствует он и что чувствуют другие. Создавать безопасную любящую обстановку. Принимать ребёнка безусловно, но ограничивать некоторые действия. Показывать, что ребёнок может думать за себя, а Вы — за себя. Например: «Ок, я услышал, что ты не хочешь кушать, а я чувствую, что я хочу и буду» (у нас случается, что Денис, если не хочет есть, пытается перевернуть и мою тарелку). Заботиться о себе и своём ресурсе
Это очень важно. Срывы случаются у всех, от перенапряжения, от усталости
Важно находить время для себя, своих хотелок и просить помощи.
Из собственного опыта также могу добавить, насколько иногда бывает сложно выдерживать грань между чуткостью и дисциплиной. В желании понять сына, удовлетворить его потребности, быть «хорошей» отзывчивой мамой или из своего безресурсного состояния я иду на поводу у его капризов, требований и тп, а потом сталкиваюсь с собственным накопленным гневом, который может привести к взрыву.
Читай также: Ребенок проверяет родительские границы: что, на самом деле, он хочет сказать?
У нас в обществе в последнее время очень пропагандируется детоцентризм. Но если Вы «скачете» от залюбливания до вспышек гнева, такое поведение для ребёнка очень не полезно. Выстроить некую структуру нашего взаимодействия мне помогла мысль о том, что период симбиоза действительно заканчивается, и ребёнку, точно так же, как и мне нужно собственное пространство.
Я заметила, что если сын не требует сейчас моего внимания, то я спокойно могу заниматься своими делами, а он своими, и сверка, есть ли я где-то рядом происходит через минут 15
Тут действительно важно отпустить и переключиться на своё, потому что если во мне включается комплекс «плохой» мамы и я пытаюсь поиграть с ним из чувства вины или мысли «потому что так надо», тогда всем только хуже от такой игры. И, наоборот, если за эти 15 минут я сделала что-то для себя или спокойно уделила время домашним обязанностям, я более довольная и готовая к хорошему, искреннему взаимодействию с сыном
Также в момент истерики или криков быть уравновешенной мне помогает мысль о том, что за его «нет» стоит потребность заявить о себе и отстоять свою позицию в противовес требованию взрослого. И ему, как и взрослому, просто надо, чтобы его услышали. Из этого понимания я стараюсь договориться, дать время, обьяснить. Не всегда выходит, но мне самой спокойнее, когда я говорю вслух: «Я тебя услышала, я тебя понимаю, но нам нужно выходить, ложиться спать и тп». Если позволяет время, жду смены настроения, предлагаю альтернативы.
Читай также: Истерика у ребенка: 7 простых советов, как ее избежать
Ещё один совет, который даёт Памела Левин: постараться относиться к своему кризисному ребёнку, как к удивительному, а не ужасному двухлетке. Тоже помогает.
Желаю всем мамам терпения, мудрости и побольше отдыха, чтобы легко пройти этот порой сложный период.
Методы борьбы с истерическим поведением
Наилучший способ борьбы с истериками во время кризиса двух лет у ребенка – это их предотвращение. К тому же, такой метод намного проще, нежели попытки прекратить истерику
Родителям двухлетнего малыша следует с особым вниманием прислушаться к следующим советам психологов и педагогов:
Согласие. В том случае, когда предмет или действие, требуемые ребенком, являются безопасными для него самого, его здоровья и окружающих, то родителям можно согласиться с требованием чада.
Переключение внимания ребенка
Очень часто избежать назревающей истерики помогает попытка занять ребенка чем-то другим и отвлечь его внимание от желаемого. Уговоры
Родители могут попробовать уговорить ребенка, доступно объяснив ему причины, препятствующие исполнению его требований.
Однако вряд ли стоит во всем соглашаться с детьми и потакать им лишь ради того, чтобы они не устраивали истерик и были послушными
В случае, когда не удалось предупредить истерику, и она уже началась, важно дать ребенку время, чтобы он успокоился. При этом необходимо сохранять собственное спокойствие
Наилучшей стратегией будет дать ребенку немного времени побыть наедине с собой. Такой подход позволит показать малышу, что его истерика успеха иметь не будет и к желаемому для него результату не приведет. Побыв немного в одиночестве, ребенок быстрее перестанет кричать и плакать, найдет для себя более увлекательное занятие, вероятно, самостоятельно пойдет на контакт со взрослыми.
При кризисе двух лет у ребенка и истериках что делать? Если истерика затягивается надолго, можно снова попробовать успокоить малыша, отвлечь его внимание, пожалеть
Очень важно во время истерики сохранять собственную позицию, не уступать ребенку, не делать так, как хочет он. Необходимо при принятии решений оставаться справедливым, мудрым и последовательным
Это позволит верным способом справиться с истерическим припадком и понять психологию ребенка в 2 года
Необходимо при принятии решений оставаться справедливым, мудрым и последовательным. Это позволит верным способом справиться с истерическим припадком и понять психологию ребенка в 2 года.
Что категорически запрещается делать?
А теперь о том, как не должны вести себя мамы и папы в переходный период. Конечно же, исключаются крик и физические наказания. Если по отношению к малышу применять насилие, это будет деформировать его личность и тормозить развитие. Запреты и правила по отношению к малышу следует достаточно четко разграничивать.
Нельзя сначала что-то запретить, а потом разрешить. Так размоются границы и понятие о безопасности. Кризис двухлетнего возраста у ребенка может проявляться в том, что он будет испытывать чувство злости и не понимать, как ему с ним справиться. Злость обычно проявляется, если малыш не может рассказать о своих чувствах, если ему что-то запретили, если его постигла какая-то неудача.
Не нужно наказывать кроху за это чувство. Лучше обнять ребенка и переключить его эмоцию в положительное русло. Злость в ответ будет создавать порочный круг. Надо следить и за своими эмоциями, потому что малыши-двухлетки легко копируют поведение своих родителей.
Признаки кризиса 1.5 лет у ребенка
- Ребёнок становится плаксивым, ноет и хнычет.
- Настроение часто меняется на противоположное.
- Чаще скучает и требует, чтобы его развлекали.
- Могут случаться истерики.
- Ревнует маму к окружающим.
- С недоверием относится к посторонним.
- Хуже спит.
- Хуже ест.
- Чаще берёт мягкие игрушки.
И правда большинство этих признаков было замечено мной, когда дочке исполнилось 1.5 года. Эта неделя показалась мне ночным кошмаром :)). Иногда трудно понять, что произошло: вот вчера все было отлично, ребенок мог сам поиграть, хорошо себя вел, а сегодня ни с того ни с сего капризничает, постоянно что-то требует, висит на маме. В такие моменты родителям поможет прекрасная и понятная книга про кризисы ребенка — «Капризничает? Значит, развивается!». Советую обязательно скачать ее, благо она распространяется бесплатно. И вы будете в курсе всех переломных моментов в жизни малыша, сможете помочь ему и оставаться адекватной, любящей и понимающей мамой.
Как пережить кризис двух лет: советы психолога
Как и взрослому человеку, ребенку нужно выплеснуть свой негатив, но делать это нужно безопасными во всех смыслах этого слова методами. Вот к примеру:
- Завести в квартире «уголочек злости», где маленькое сокровище может позлиться и покричать вволю. Аналогичную роль может сыграть «мешочек злости», «подушка гнева» или ненужная стопка газет. Так с самых малых лет можно приучить ребенка выражать свои негативные эмоции, не причиняя вреда окружающим и не накапливая его внутри себя.
- Иногда родителям приходится прибегать к ролевым играм: драка подушками, плюшевыми мишками или сражение двух роботов. Предложите малышу варианты разрешения спорного конфликта: путем атаки, компромисса или просто нейтралитета. Такая игра отлично снимает напряжение, а ребенок неосознанно учится видеть исход спорной ситуации.
Еще один способ убрать злость во время кризиса 2 лет – это поговорить с ребенком о его чувствах. Он должен доверять родителям и всегда быть уверенным, что найдет в их лице поддержку, даже если в чем-то не прав. Если на все его капризы все же последовал отказ, то он должен быть твердым и спокойным.
Вот еще несколько советов от сайта supermams.ru, как преодолеть кризис двух лет, сохранив нервы себе и ребенку:
- Не посещайте общественные места, заведомо зная, что ребенку там будет неинтересно или он там быстро переутомляется.
- Определите в семье четкие границы дозволенного: все родственники беспрекословно должны следовать этим правилам.
- Любой отказ со стороны родителей должен быть обоснован.
- Ребенок не должен все время слышать только слово «нет»: иногда родители должны идти на уступки, чтобы процесс познания окружающего мира не был сильно ограничен.
- Ни в коем случае нельзя выплескивать свои негативные эмоции при ребенке. Часто данный этап проходит очень болезненно, когда родители находятся в постоянном конфликте и оскорбляют друг друга.
- Если истерика все же достигла своей кульминации, не отталкивайте капризулю: обнимите его, успокойте, отведите в спокойное место.
Если ребенок во время истерики наносит себе и другим травмы, падает в обморок, начинает задыхаться, у него наблюдается рвота – это серьезный повод для обращения в медицинское учреждение.
А вот этого делать нельзя ни при каких условиях: кричать на ребенка, угрожать ему, унижать, требовать немедленно успокоиться, и уж тем более устраивать публичное наказание. Тогда вы не только потеряете свой авторитет в глазах ребенка и его доверие, но и получите неуверенного в себе и своих возможностях индивида.
Взрослеющий ребенок, пытающийся диктовать миру свои условия – это сложный и одновременно удивительный этап в жизни каждой нормальной семьи
И сейчас важно не противодействовать, а помочь ему уверенно перешагнуть этот рубеж, понимая важность его самостоятельных решений
Поделись полезным:
Кризис 6–11 лет
«Как выжить и приспособиться к миру?»
Возраст 6–7 лет во многих культурах связан с началом обучения. Ребенок идет в школу, он осваивает ту систему знаний, которую накопили предыдущие поколения
Очень важно сделать обучение поддерживающим, а не карающим. Ребенок теряет интерес, когда не видит заинтересованности взрослых (родителей, учителей) самим процессом, когда им важнее академические оценки, шаблоны, стандарты, чем живой блеск в глазах ребенка
Когда в процессе обучения вместо поддержки ребенок слышит от взрослого оскорбления, угрозы «стать дворником», это не только принижает самооценку, но и губит желание учиться.
Родителям важно найти ту область, которая ребенку действительно интересна, и своим поведением убедить его: «Я верю в тебя, ты сможешь, у тебя получится!». Если это не математика, то, возможно, футбол; не футбол, так танцы; не танцы — так бисероплетение
Часто родители видят «успешность» исключительно в пределах школьной программы, но это неправильно. Если же ребенку вообще «ничего не интересно», значит, количество критики уже зашкалило и у малыша сформировалось устойчивое представление о себе как о неумехе и никчемном человеке.
Ребенку важно видеть в своем близком окружении взрослых, которые увлечены своим делом, имеют хобби, получают удовольствие от своих занятий. Это становится источником вдохновения и рождает стремление учиться самому
Если же он слышит ворчание об опостылевшей работе, наблюдает вечное ожидание пятницы и выходных, однообразие и рутину, то ему не с кого брать положительный пример. «Зачем чему‑то учиться, чтобы потом так же мучиться?».
Трудолюбие взращивается через удовольствие, через обретение чувства «я могу!», которые стимулируются поддержкой и заинтересованностью родителей. А чувство неполноценности рождается в результате родительского равнодушия и чрезмерной критики. В итоге, став взрослыми, люди ставят себе совершенно разные по амбициозности планки: кого‑то интересует «журавль в небе», а кто‑то довольствуется «синицей в руках».
Как легко и правильно пережить кризис 1 года у ребенка?
- В период кризиса 1 года следует позволить малышу быть самостоятельным;
Если он хочет держать ложку сам, то стоит разрешить ему это сделать, но годовалый малыш обязательно должен пробовать кушать сам.
О питании ребенка старше года, как научить его кушать чисто и аккуратно, смотрите в интернет-курсе Едим с удовольствием: возвращаем аппетит ребенку>>>
Не препятствуйте, если малыш разбрасывает вещи, которые достал из ящика. Он изучает траекторию полета, учится строить взаимосвязи между предметами.
- Во время кризиса 1 года нужно разрешать ребенку ломать;
Взрослым стоит помогать своим детям набираться опыта. Например, построить с ними вместе башню из кубиков. Годовалый малыш обязательно ее разрушит, а родители, в свою очередь, должны заново построить замок.
Только после того, как ребенок научится ломать, он начнет строить вместе с родителями
Также обратите внимание на статью Как вести себя с ребенком?>>>
Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку
Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку
В кризис 1 года каждое действие с ребенком должно сопровождаться речью
Чем больше вы будете разговаривать с годовалым малышом, тем быстрее у него сформируется полноценная речь;
Еще одно немаловажное умение взрослых во время кризиса 1 года у ребенка – это умение правильно запрещать;. Запрет не должен содержать в себе отрицание
Запрет не должен содержать в себе отрицание.
- Вы наверняка встречали уже такие ситуации, когда годовалому ребенку говорят: «Не лезь в лужу» и он обязательно наступит в нее;
- Мама кричит вдогонку своему малышу: «Не упади» и видит, как тут же, на ее глазах, он совершает падение.
Это происходит потому, что мозг годовалого ребенка слышит вместо «не лезь» наоборот «лезь». А «не упади» воспринимается как «упади» и т.д. Читайте полезную статью по этому вопросу: Как объяснить ребенку, что нельзя?>>>
По возможности, следует стараться меньше произносить таких отрицательных фраз. Лучше заменить слово «нельзя» на слово «опасно».
- Во время кризиса 1 года не должно быть много запретов. Они обязательно должны согласовываться между всеми членами семьи;
Есть ситуации, когда без запретов не обойтись. Потакать во всем ребенку в 1 год конечно не стоит. Но запреты должны быть железобетонными. Если нельзя этого делать сегодня, значит, и завтра должно быть тоже самое.
Вся семья должна четко следовать установленным правилам. Если мама с папой не разрешают кушать шоколад ребенку в 1 год, значит и бабушка с дедушкой не должны покупать.
Помните! Запретов не должно быть больше 10. На одно «нельзя» должно быть три «можно». Это значит, что годовалому малышу стоит по возможности больше разрешать, чем запрещать.
Более подробно о правильных запретах и секретах общения с подросшим ребенком смотрите в интернет-курсе Мама-главная! Как повысить свой авторитет в глазах ребенка и избежать детских капризов>>>
- Во время кризиса 1 года ребенку следует больше позволять;
Детей мало интересуют дорогие игрушки. Они им быстро надоедают. Зато обычные бытовые вещи вызывают у них невероятный интерес.
Не нужно отвлекать ребенка или давать ему играть в детские игрушки, когда вы занимаетесь уборкой или готовите что-то на кухне;
Наоборот, дайте годовалому малышу попробовать пропылесосить или поиграть кусочком теста. Это прекрасно будет развивать его моторику, а значит, улучшит развитие головного мозга и речь.
Также ничего страшно не произойдет, если годовалый малыш потрогает грязь рукой или покопается в песке. Вымыть руки ничего не стоит, а вот сенсорные и тактильные ощущения ребенку в 1 год крайне важны.
Хоть вашему малышу недавно исполнился годик, полезна будет и статья Чем занять ребенка в 1,5 года?>>>
Как воспитывать ребенка во время кризиса 7 лет
Поскольку все перечисленные реакции шестилетки — это его протест против возрастающих требований, родителям нужно как можно более основательно замаскировать свои многочисленные «ты должен». Можно использовать пример авторитетного для ребенка человека, ненавязчиво рассказывая истории из его жизни, или делиться собственным опытом. Так, вместо того чтобы заставлять дошкольника застилать кровать, случайно вспомните, как в детстве одна ваша знакомая не могла уснуть ночью, потому что ей мешали детали конструктора, попавшие днем на разобранную постель.
На седьмом году жизни у ребенка появляется способность к обобщению своего опыта. Используйте ее, когда требуется в чем-то убедить сына или дочку. Например, напоминайте упрямцу, как он замерз в прошлый раз, когда отказался надеть свитер, или как у него болел живот, когда неделю назад он переел конфет.
Антикризисная мантра
Сталкиваясь с детскими кризисами, практически все родители совершают одну ошибку: они немедленно начинают относиться к ребенку как к вышедшему из-под контроля нарушителю правил. Поэтому и возникают раздражительность, гнев, ощущение бессилия и прочие негативные эмоции. Однако, если подавить в себе собственнические чувства, возрастные кризисы не будут восприниматься как трагедия.
Своеобразный аутотренинг для родителей: «Ребенок — не моя вещь, а отдельная личность, которой нужно помогать в развитии. Я не должна требовать от сына (дочери) абсолютного подчинения, потому что иначе он вырастет безвольным человеком. Малышу сейчас также трудно, как и мне, но я взрослый человек и обязательно ему помогу».
Убеждая малыша в необходимости выполнить то или иное требование, подсластите горькую пилюлю, пообещав появление дополнительных прав. Так, самостоятельная уборка в комнате может принести ему бонус в виде возможности чаще приглашать в гости друзей.
На что следует обратить внимание при разрешении конфликтов с шестилеткой?
Возможность спора. Дайте ребенку право выражать свое несогласие с вами: пусть приводит свои аргументы и опровергает ваши — только так можно научиться вести диалог.
Дозированная серьезность. Не требуйте от дошкольника отказа от игр в пользу чтения, чистописания и прочих школьно-подготовительных процессов. Пусть занятия проходят в игровой форме: не превращаясь в скучную училку, вместе пишите разноцветными ручками палочки и крючочки или решайте примеры, перебрасывая друг другу мяч.
Внимание и приятие. При первых признаках конфликта переходите на «взрослый» тон, демонстрируя ребенку, что вы разговариваете с ним как с равным
Например, если дошкольник отказывается ложиться спать, спросите, сколько времени ему потребуется для завершения дел? Пусть думает, что вы советуетесь с ним.
Играйте в сказку. При разрешении конфликтов воспользуйтесь помощью любимых детских персонажей. Так; если ребенок отказывается идти на занятия, скажите ему, что он, как морская свинка из «Миссии Дарвина», отправится туда за секретной информацией.
10 советов для родителей трехлеток
Конечно, нелегко быть хорошими родителями и правильно поддерживать малыша на кризисном этапе. Да, вам придется запастись успокоительными чаями, терпением и… хитрить! Вот десять советов, которые подскажут, как договориться с ребенком.
Играйте словами. Когда малыш не хочет надевать штаны, спросите: «Не хочешь надевать синие или черные?» Отказывается купаться? Тогда поинтересуйтесь: «Не будем купаться с утенком или с не возьмем с собой дельфина?»
Проявляйте креатив. В ситуации, когда малыш норовит сделать то, что не по силам, выдумывайте. Дочка «помогает» мыть посуду? Заведите будильник: что успеет вымыть до сигнала — ее, а дальше — ваше.
Не заставляйте — предлагайте и просите. Например, не тяните ребенка силой с площадки, а попросите «проводить маму, которая так устала, домой».
Позвольте ошибаться. Не вмешивайтесь в личные дела малыша, пока он сам вас не позовет
Пусть набьет пару-тройку шишек — это ЕГО ошибки! Но важно: всякая свобода должна заканчиваться там, где есть угроза жизни или здоровью.
Не «залюбливайте» и не подавляйте. Не требуйте от ребенка беспрекословного послушания — такая авторитарность подавляет волю, самооценку, тормозит развитие
Но и не делайте из ребенка «царя-батюшку», исполняя любые желания. Чрезмерная забота и опека тоже вредна: малыш просто не будет знать, как обходится без посторонней помощи.
Дайте разумную свободу и поощряйте. Позвольте ребенку действовать. Там, где возможно, давайте свободу и разделите с ним радость от познания нового
Когда же запреты и наказания неизбежны, не зацикливайте на этом внимание. Зато любые успехи подчеркнуто поощряйте, а впечатления от «свободных» действий живо обсуждайте.
Не сравнивайте с другими
Другие дети не должны служить примером для вашего малыша. Сравнивая его со сверстниками, вы бьете по самооценке. Лучше строить сравнение на достигнутых ранее успехах самого ребенка.
Будьте мудрее. Не срывайтесь на скандал или «ремень». Спокойствие и терпение — ваш козырь. Малыш сейчас будто проверяет вас на прочность. Отсутствие бурной реакции притупит его интерес к таким экспериментам.
Любите. Даже когда ребенок неправ, сохраняйте доброе отношение. Элементарно просто побудьте рядом: «И в сложные моменты я тоже люблю тебя».
Развлекайтесь вместе. Сейчас кроха осваивает ролевые игры. Помогите ему. Именно через игру в маленьком человеке можно ненавязчиво развивать хорошие качества.
Как пережить кризис 3 лет у детей подскажет и опыт уже прошедших через это испытание родителей. На тематических форумах проблема живо обсуждается. Помните, что ваш ребенок в этой ситуации не первый и не последний. Это как молочные зубы — лезут болезненно и у всех. Вы же не бьете малыша, если ему нездоровится? Вы стараетесь помочь. В случае кризиса тот же принцип
Поддержите, не акцентируйте на сложностях внимание и не критикуйте поведение дитя при посторонних
Не стоит устанавливать железную дисциплину
Жесткий и негибкий родитель может добиться только двух результатов – сломать ребенка, сделав его безвольным и закомплексованным, или усилить и без того имеющийся протест, встав на дорогу нескончаемой перманентной войны с неуправляемым ребенком. Да, родители могут невольно в ответ на демонстративное неповиновение и протест малыша усиленно навязывать ему свое мнение и свои правила. Например, прикрикивать, постоянно тормошить, исправлять. Проследите за собой: не свойственно ли вам контролировать каждую мелочь, поучать без перерыва? Иногда даже во время совместных игр, которые должны доставлять малышу удовольствие, продолжаются назидания и исправления: малышу не позволяется играть по своим правилам, следовать собственной логике, вести и придумывать собственный сюжет. Итог – очередной скандал, протест ребенка.
Причины кризиса 3 лет
Кризис трех лет переживают абсолютно все дети на Земле. Но одним он дается легко и проходит практически незаметно, в то время как другим приходится переживать все этапы взросления сложнее. Главная причина наступления кризиса – стремление к самостоятельности. Это сложный переломный момент в жизни ребенка. И от того, получит он эмоциональную поддержку от родителей или нет, зависит его длительность и интенсивность.
Кризис трехлетнего возраста у ребенка проявляется особенно жестко, если в отношениях со взрослыми присутствуют:
- Гиперопека. Чрезмерная забота о ребенке дает малышу понимание что он сам ничего делать не может и не должен. Ребенок старается всеми силами доказать родным, что он уже взрослый и самостоятельный, а в ответ получает негатив и агрессию. Дети, которых слишком опекают родители, переносят кризис 3 лет длительно и сложно.
- Авторитаризм. Подавление воли ребенка и стремление во всем контролировать его действия, устанавливая жесткие нормы и правила, приводит к тому, что малыш всеми силами начинает сопротивляться и открыто бунтовать.
- Темперамент. Тип нервной системы ребенка оставляет свой след, и малыш с темпераментом меланхолика или холерика будет куда сложнее переживать кризис 3 лет у ребенка, чем тот, у кого другая нервная организация.
- Состав семьи и отношения внутри нее. Если ребенок находится в спокойной обстановке и не подвергается лишнему стрессу, то кризис проходит незаметно и не оставляет следов на неокрепшей психике. Но если дома напряженная обстановка, и малыш постоянно находится в стрессе, то кризис трехлетнего возраста у ребенка будет долгим и сложным.
Кризисные периоды в жизни ребенка
Кризисные периоды развития ребенка делятся на 5 больших отрезков:
- кризис новорожденности (с 2-х месяцев до 1 года);
- кризис 1 года – раннего детства (от 1 года до 3-х лет);
- кризис 3 лет – дошкольный период (с 3-х до 7 лет);
- кризис 7 лет – школьный возраст (с 7-8 и до 12 лет);
- кризис 13 лет – пубертат (с 13 до 17 лет).
Суть кризиса трех лет
Кризис трех лет у ребенка считается самым сложным периодом в жизни. В это время малыш находится между ранним детством и возрастом дошколенка, он должен совершить большую эмоциональную работу для правильного перехода. Этот период знакомит кроху с новым значимым персонажем в его жизни – своим «Я». Малыш начинает понимать, кто он такой и как этим «Я» управлять. Он наконец осознает себя как отдельную от мамы субстанцию и старается проявить самостоятельность.
Всегда ли проявляется кризис 3 лет?
Кризис трехлетнего возраста – это обязательная веха взросления ребенка. Другое дело – интенсивность его прохождения. Мягче этот период будет протекать тогда, когда родители будут учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент и склад нервной системы
В это время важно не стараться загнать кроху в навязанные обществом рамки, а дать самостоятельно пройти сложный путь от раннего детства до дошкольного периода
Некоторые дети легко перешагивают эту финишную черту и обретают новые личностные навыки:
- осознание своего «Я»;
- рассказы о себе в первом лице;
- появление самооценки;
- появление личностных качеств – воли и настойчивости.
Рекомендации для родственников, родителей
Родителям, родственникам малыша, переживающего кризис двухлетнего возраста, следует придерживаться следующих рекомендаций психологов:
Не следует воспринимать кризис как негативную ситуацию. Кризис – невероятно важный и полезный этап в становлении и развитии ребенка с точки зрения психологии, а любое его проявление в соответствующем возрасте является нормальным. В результате подавления их насильственно, может возникнуть много проблем в последующем. Необходимо всегда оценивать поступки ребенка, а не его самого. Нужно дать понять ребенку, что родители могут быть недовольны или могут не одобрять его поступки, но это никак не повлияет на их доверие и любовь. Наказание должно базироваться именно на таком принципе
Важно не отвечать агрессивно со своей стороны в ответ на агрессивное поведение малыша, когда он, к примеру, разбрасывает игрушки, щипается, кусается, кричит, дерется. Злость и гнев в этом случае вряд ли помогут решить проблему
Ребенок должен понять, что некоторые вещи в мире являются постоянными и незыблемыми, не зависят от его ощущений, к примеру, это материнская любовь. Это знание побудит ребенка в будущем меньше прибегать к истерикам и крикам для того, чтобы отстоять собственную точку зрения. Немаловажную роль в определении границ психологического пространства ребенка играют запреты, с которыми ему приходится сталкиваться. Важно помнить, что любой запрет должен быть обоснован, а обоснование, как правило, связано со здоровьем и безопасностью малыша. Идеальным вариантом будет, когда все взрослые люди, с которыми ребенок близко общается, соблюдают эти запреты, не обращая внимания на капризы. Последствия кризиса двух лет всегда напрямую зависят не только от ребенка, но и от отношения родителей к сложившейся ситуации.