Как увлечь ребёнка чтением? никакой магии, а 8 простых шагов

Содержание:

Любовь к чтению – пример родителей

Ребенок – во многом отражение своих родителей. С самого рождения дети пытаются копировать поведение взрослых, походить на них.

С приобщением к чтению также – родитель должен показывать на своем примере, что книга – это интересный мир, а чтение – лучший досуг. Трудно объяснить малышу, что книги – это интересно, если он не видит, что взрослые читают.

Необходимо подавать правильный пример, проводить с ребенком беседы о пользе литературы, о том, как замечательно она влияет на нашу жизнь, о том, какой это прекрасный досуг. И не давить, не использовать книгу, как рычаг давления, если ребенок не любит читать.

Так же для приобщения ребенка к книгам важно учитывать то, насколько хорошо у него развит навык чтения. Чем быстрее дети читают и лучше понимают текст, тем проще им будет знакомиться с литературой и развивать любовь к ней

Особенности работы мозга при чтении и просмотре гаджетов

Ученые доказали, что при чтении активизируются высшие нервно-психические функции, и  это,  безусловно,  приводит к утомлению ребёнка.  Собственно именно отсюда произрастает “любовь” к гаджетам. Подача информации в виде картинки, видеоряда освобождает мозг от необходимости  думать.

В процессе чтения текста мозгу необходимо трудиться. Ему нужно распознать букву, сопоставить распознанный знак и понять, какое же звучание стоит за этим знаком. Связать воедино несколько буквенных символов и интерпретировать полученный буквенный ряд со звуковым рядом и символами, которые соответствуют этим рядам. Это серьёзная и трудная работа.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

А вот при просмотре видеоряда мозгу не нужно ничего интерпретировать. Он распознаёт изображение и сразу получает информацию.  Наш организм так устроен, что он всегда  работает по принципу  наибольшей энергоэкономии.

Учитывая это, можно сделать вывод, что мозг, конечно, предпочтёт просмотр видео чтению книг. Если добавить сюда задействование центров получения удовольствия и выработку эндорфина и адреналина во время компьютерных игр, то становится  понятно, почему мозг не хочет читать, а, следовательно, не даёт сигналов своему владельцу о получении удовольствия от процесса чтения.

И, конечно, ребёнок, не получающий сигналов от мозга, что чтение это здорово, при этом уставая от чтения, начинает его избегать.

С какого возраста начинать обучение?

Педагоги предлагают различные методы, и возраст детей варьируется исходя их этого. В книге «Как научить ребенка читать» Федины отмечают, что оптимальный возраст – 4-5 лет. В этом возрасте ребенок проявляет наибольший интерес к обучению.

Можно снизить планку до 3 лет, но в этом случае занятия не должны быть более 10 минут. Первые уроки лучше сделать по 5 минут, чтобы не отбить у ребенка желание к чтению. Затем смотреть на поведение малыша и увеличивать длительность занятий. В любом случае, для трехлеток они не должны превышать 10 минут, для детей 5–6 лет один урок должен быть не дольше 20 минут.

На первых порах заниматься можно не каждый день, и обязательно в игровой форме. Не следует делать перерывы более 4 дней. Занятия нужно прекратить сразу при первых признаках рассеянности, усталости, потери интереса у ребенка. Обучение должно стать для малыша увлекательным и радостным процессом.

2 Метод Искры Даунис (письма от любимого персонажа)

Ребенок просыпается утром, а под подушкой лежит письмо от сказочного персонажа, например, Карлсона. В этом письме Карлсон сообщает ребенку, что у него есть подарок, описывается место, где он лежит. Ребенок действительно в указанном месте находит подарок

На следующий день письмо становится немного длиннее, Карлсон рассказывает интересные истории из своей жизни или пишет о чем-то важном из жизни ребенка. Каждый день письма удлиняются, читать их становится все легче и интереснее

А чтение ассоциируется с удовольствием и радостью.

Здесь мне вспоминается собственный детский опыт. Я не любила читать в детстве, не видела в этом процессе ничего интересного. Но однажды мне подарили книжку-раскраску с веселыми заданиями, которые читать приходилось самостоятельно. Нужно ли говорить, что прочитана она была максимум за два дня?

Пока малыш не умеет читать

Многие думают, что покупать и предлагать ребенку книжки нужно, когда он уже умеет читать – а иначе они просто будут валяться на стеллаже. Это в корне неверный подход. Чем раньше малыш познакомится с книгами, тем более естественной и неотъемлемой частью его жизни они станут (как, например, ложка или полотенце). Соответственно, как только он научится реагировать на интонации и яркие картинки (а это намного раньше годовалого возраста), мама может начинать читать ему книжки. Особенно полезно делать это перед сном. Так вырабатывается своеобразный ритуал укладывания, что значительно облегчит засыпание.

До года это должны быть небольшие четверостишия (или даже двустишия), забавные прибаутки, потешки, которые не утомят малютку. При этом лучше, если сами книжки будут не только яркими, с крупными картинками, но и очень плотными – малыши обожают их грызть и сосать.

С годовалыми детками и малышами немного старше уже можно пробовать рассматривать и описывать картинки в книжках, просить их повторить простые звуки (завыл ветерок, замычал бычок). При таком подходе ребенку через время будет легче (да и интереснее) научиться читать самому.

Можно периодически посещать книжные магазины и библиотеки, выбирать какие-то книги для себя и предлагать малышу сделать свой выбор. Выбор у него должен быть обязательно!

Что еще важно в младшем дошкольном возрасте? Конечно, игра! Это для малыша — главное средство естественного познания мира, отношений, характеров, причин и следствий. Поэтому отношения его с книгами должны стать увлекательной игрой

Что можно придумать?

  • Проигрывать прочитанное в домашнем кукольном театре (или театре теней).
  • Устроить соревнование малыша с его ровесниками (непременно с призами) – кто больше найдет на картинке (в корзинке, коробке) предметов или персонажей из прочитанного произведения.
  • Сочинить свои истории по мотивам прочитанного произведения, придумать ему свой финал.
  • Нарисовать персонажей сказки, слепить, вырезать или смастерить из подручных материалов.
  • Изобразить настроение или характер героев сказки пантомимой, танцем.
  • Проводить эксперименты, проверяя явления, описанные в книжке.

Возможно, находчивые родители придумают и свои варианты игр. Главное, чтобы ребенок тут же не выбросил из головы прочитанное, а держал в памяти, вспоминал, представлял, анализировал. То есть закреплял материал.

Книги разные нужны, книги всякие важны

Пожалуй, зря я так о «Гарри Поттере». Не самое плохое чтиво. «Плохих книг для детей вообще не бывает», – говорят психологи. Бывают книги не по возрасту и неинтересные именно этому ребенку, подростку. Так что если ваше чадо читает хотя бы журналы о машинах или девчоночьих штучках – это уже что-то. Да, вы в таком возрасте зачитывались научной фантастикой и приключенческими романами, а сыну-подростку интересны только комиксы с «Людьми-Х». А, может, не только? И почему его увлекает именно это? Расспросите, вместо того, чтоб сразу критиковать.

Но ладно «внеклассное чтение», есть ведь еще и обязательная школьная программа. А там – «скучный» Толстой, «депрессивный» Достоевский, «попсовый» Пушкин и еще какой-то Фет! О, как достается иногда гениям слова от юных «критиков». Хотя и они смягчаются, когда видят Толстого в «спортивках», с шуточной цитатой: «Не сдавайся, на 500-й странице откроется второе дыхание». Или когда Чехов предлагает сделать «3 подхода по 7 страниц». Я – о серии картинок, что гуляли по интернету, помните? Там классики литературы в тренерской форме мотивировали молодежь повысить «читательские» нагрузки. Апгрейд удался: авторы нетленок заслужили лайки и репосты. Но до книг их добрались далеко не все: нажать на «сердечко» проще, чем прочесть.

Читаем первое слово

Чтобы чтение для дошкольников не превратилось в наказание, родителям важно не забывать хвалить малыша, а вот делать ему замечания следует как можно реже. Когда слоги уже хорошо прочитываются и составляются на магнитной доске, можно переходить к следующему заданию – прочесть свое первое слово

Оно должно быть простым и понятным, например «мама».

Для этого урока родитель готовит две карточки – на одной слово разделено на два слога – «ма» и «ма», а вторая карточка разрезана на эти слоги. Необходимо предложить ребенку прочитать слоги один за другим: ма-ма. Далее спросить, что получилось, какое слово? Сначала ему показывается первая карточка, затем – вторая. Малыш, скорее всего, ответит правильно, это будет его маленькое открытие – если прочитать слоги слитно, получится слово! Похожим образом строится последующая работа по чтению слов по слогам, ребенку даются пока самые простые комбинации: собака, дорога, рыбалка.

На этом этапе мы учимся не только читать, но и составлять слова из слогов, поэтому можно предложить ребенку всевозможные пазлы: сложи слово из отдельных слогов, отгадай загадку и сложи ответ из карточек.

Как научить читать — делаем первый шаг к пониманию своего малыша

Можно пытаться применять разные методики и даже водить по разным центрам развития ребенка. Но самое главное в развитии любого малыша — это эмоциональный контакт с мамой. Если мама читает сама, увлечена этим, то она сумеет вовлечь и увлечь чтением своего ребенка. Тогда он быстро научится читать.

Правильно подобранный подход к ребенку во время обучения чтению станет залогом успеха, поможет стать ему настоящим ценителем художественной литературы, значение которой в развитии и воспитании ребенка остается важным во все времена.

Когда вы понимаете, что стоит за словами, действиями, капризами ребенка, научить его читать очень легко. Вы легко поддерживаете ребенка на уровне его бессознательных желаний и действуете, исходя из его природных задатков. Уважаете его интересы и желания.

Понять, как правильно научить ребенка читать, не сложно, гораздо сложнее занимать этим регулярно и соблюдать ту самую волшебную атмосферу. Как лучше понять своего малыша, как легко вовлечь его в мир сказок и чтения, можно узнать на ближайшем бесплатном онлайн-тренинге Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Корректор: Наталья Коновалова

Пособия

Насколько бы эффективными ни были современные методики, привычный букварь еще никто не отменял. Вы можете сравнить несколько пособий и выбрать что-то одно.

  • Хорошие отзывы оставляют родители об «Азбуке для малышей» О. Жуковой. Известный логопед и педагог предлагает нестандартный метод обучения чтению. Детям очень интересно и легко следить за смешными человечками, которые бегут от буквы к букве, помогая складывать слоги. Предложите ребенку тянуть звук, пока человечек доберется до следующего: «А-а-а-а-у». Можно использовать не только букварь, но и машинки, кукол. Передвигайте их от буквы к букве, а ребенок пусть произносит звуки.
  • Предлагает поиграть и пособие Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать». В качестве обучения чтению авторы используют поездку на поезде. Вагончик перемещается по рельсам с написанными согласными, на нем пустое окошечко, а рядом – гласная. Нет необходимости зубрить скучные слоги, достаточно назвать «станцию»: БА, МА, ГУ и т. д.
  • Автор Букваря для малышей Е. Бахтина использует свою методику: для каждой буквы заготовлен свой забавный образ, они дружат между собой, и малышу интересно участвовать в играх вместе с ними.

Конечно же, это не полный список пособий. Использовать можно несколько в комплексе. Запаситесь терпением. И запомните самое главное — нельзя ругать и наказывать, если что-то не получается. Отложите занятия на некоторое время, а потом попробуйте снова. И не забывайте хвалить, ведь похвала вызывает желание двигаться дальше.

Плюсы и минусы обучения на дому

Среди положительных моментов в домашнем обучении чтению можно выделить:

  1. Плавающее расписание. Маме с ребенком не нужно торопиться, подстраиваться под расписание педагога или курсов.
  2. Возможность использовать разные методики. Обычно учитель, обучающие центры специализируются на узком направлении. Например, занимаются с детьми только с кубиками Зайцева, или по методике Жуковой. Дома путем проб и ошибок можно выбрать самую эффективную методику именно для вашего сорванца. Но на это уходит время.
  3. Индивидуальный подход. Дома занимаются не группами, а тет-а-тет. Можно посвящать теме именно столько времени, сколько необходимо единственному ученику, не поджидая отстающих и не торопясь за убегающими вперед.
  4. Сохраняется контакт с родителями. Дошкольнику эмоционально комфортно находится в сложные моменты рядом с родителями, а обучение чтению — это ответственное мероприятие.

Отрицательных моментов не так много, но они есть. Среди минусов домашнего освоения чтения можно выделить:

  • Необученность родителей
    К сожалению, мамы и папы, не имеющие специального образования, совершают массу ошибок при обучении чтению Например, называют буквы с призвуком, делают паузы между фонемами в процессе складывания слогов, слов. Дети привыкают к неправильному чтению, а переучить их очень сложно.
  • Ребенок не социализируется
    В педагогических центрах малыш общается с другими взрослыми, привыкает к школьной обстановке, ответственности, учится поведению. Дома он такой опыт не получит.

Где и как учить ребенка читать, выбирать родителям. Если у вас затрудненное материальное положение, то остается только домашний вариант. В этом случае, потратьте время на изучение книг, методик работы с дошколятами. Это поможет качественно научить детсадовца читать, привить любовь к литературе.

Варианты мотивации

Приучение к книге начинается не в первом–втором классе или детском саду, а еще в младенчестве. Если родители декламируют грудничкам стихи, показывают после 6 месяцев красивые иллюстрации из сборников прибауток и потешек, то взрослый ребенок привыкает к ежедневному чтению быстрее.

Покажите пример. Отпрыски с детства копируют взрослых. Если папа проводит свободное время за гонками в планшете, то сын поступит так же. Читайте сами, сделайте это семейным ритуалом.
Заведите домашнюю библиотеку. Обязательно выделите полку для детских книг. Наполняйте ее по мере взросления детсадовца.
С раннего детства учите с малышом стихи.

Заученные фразы развивают связную речь, облегчают восприятие написанного в книгах. Это упражнение помогает избежать механического чтения.

Читайте то, что интересно ребенку. Классическую литературу, списки книг для развития интеллекта, кругозора возьмите на вооружение позже, когда чтение станет ежедневной привычкой.
Сочиняйте истории вместе. Придумывайте продолжение уже прочитанных рассказов, пересказывайте сказки по-новому, добавляйте своих героев в сюжет. Это упражнение развивает воображение, необходимое для восприятия текстов. Чтобы найти источник для фантазии, малыш будет самостоятельно тянуться к новым книгам.
Устраивайте домашние спектакли по мотивам сказок. В 4 года детсадовцам необходимы ролевые игры. Предложите разыграть сценки из любимой книги. Участвовать в представлении должны все члены семьи. Когда запас историй закончится, ребенок попросит новую книгу.
Если дошкольнику совсем не нравится читать самому, предложите делать это вслух по очереди. Возьмите сказку с большим количеством диалогов. Распределите роли. Читайте в театральной, игровой манере, тщательно проговаривайте интонацию речи персонажа. Это должно быть смешно, интересно. Через несколько недель совместного чтения малыш захочет посмешить родных и покажет, чему научился.
Ведите беседы о том, что уметь читать — это здорово. Не нужно нудных нотаций, делайте это исподволь, без истерик. Например, когда малыш задаст вопрос, скажите, что в этой книге на него есть ответ. Если бы ты умел читать, то обязательно все знал.

Если ребенок читает плохо, отвлекается, используйте диафильмы

Картинки с текстом держат внимание сконцентрированным, помогают развивать воображение.
Играйте с книгой. Используйте метод иллюстрирования, копирования картинок из сборника

Малыш почувствует себя сопричастным к созданию книги.

Часто родители путают понятия «любовь к книге» и «необходимость ежедневного чтения». Запугиваниями, истериками привить восторженное отношение к литературе нельзя. Дайте малышу понять, что книга — источник таких знаний и ощущений, которые нельзя получить из телевизора, компьютера. Любите чтение сами, тогда ваше чадо последует примеру взрослых.

А вот, что советует детский психолог Марина Романенко.

Чего делать нельзя?

Как научить ребенка читать быстро? Многие родители думают, что для этого нужно заставлять прочитывать за раз много страниц. Но в итоге вы рискуете наткнуться на сопротивление, что может привести к замкнутости и усугубиться нежеланием учиться дальше. Не нужно подавлять волю ребенка!

Сколько давать читать? Главное не предъявлять требования и нормативы к детям, которые плохо это делают. Ребенок должен читать столько, сколько у него это не вызывает отторжение.

Итак, нужно читать:

  • короткие слова тем, кто только научился (3 и 5 букв) и столько, сколько сможет сам;
  • короткие тексты тем, кто читает 30 слов, постепенно наращивая объем;
  • 1-2 страницы тем, кто читает 60-80 слов, начиная с одной страницы и, если ребенок не устал, можно давать вторую; этим детям разрешайте читать про себя;
  • 2-8 страниц тем, кто читает более 120 слов, начиная с двух страниц и постепенно прибавляя их количество.

Если в школе задали 10 страниц, а для вашего ребенка это многовато, можно с ним меняться — он читает одну страницу, вы следующую и так далее. Таким образом, вы будете давать ему возможность отдыхать, и процесс не вызовет в нем неприязнь.

Простые правила успешного обучения

Начните с малого и учите ребенка читать в игровой форме. На детской площадке можно показывать буквы, нарисованные палочкой на песке, дома — пальчиком ребенка с помощью специальных «пальчиковых» красок можно выводить буквы его ручкой.
Замечательно, если ребенок видит родителей с книгой (непонятно, зачем учиться тому, что не любят сами взрослые. Тем более, самые значимые взрослые — родители). Очень помогает традиция семейного вечернего чтения. Рано или поздно ребенку самому станет интересно, как научиться читать.
Начинайте уроки чтения с простых слов, где повторяются слоги: ма — ма, па — па, дя — дя.
Азбуки и Буквари — это очень сложный путь, они, скорее, научат ребенка буквам и звукам, чем чтению. Авторские буквари в этом смысле полезнее классических. Многие учатся читать по книгам Надежды Бетеньковой, Всеслава Горецкого, Дмитрия Фонина, Натальи Павловой.
Обходитесь без насилия, не надо заставлять ребенка

Пытайтесь его заинтересовать.
Педагог и писатель Ирина Лукьянова напоминает: «Важно помнить, что у любого ребенка есть определенные периоды возрастного развития и у каждого такого периода — свои задачи, которые маленький человек в этот момент должен выполнить. Любые предлагаемые взрослыми задания должны согласовываться с задачами его ближайшего развития, помогать справиться с тем, что ему сейчас положено по возрасту

сли положено ребёнку по возрасту познавать материальную среду, значит, нужно вместе с ним осваивать мир на ощупь: копаться в песке, плюхаться в воде, осваивать текстуры и фактуры, перебирать крупу, разбираться в соотношениях веса, тяжести, кусачести, выяснять, что может обжечь, что не может… Ребенок учится понимать свое место в предметном мире – значит, мы будем ему помогать и обеспечивать ему богатую впечатлениями и ощущениями среду».

Зеркало результатов: как научать ребенка скорочтению и технике чтения?

Даже самый маленький шаг на пути к достижению цели заслуживает похвалы. Создайте над рабочим столом школьника табличку с результатами и не забывайте интересоваться его успехами в прохождении онлайн-игр на тренировку памяти и внимания.

Не стоит подгонять ребенка в обучении – принцип «быстрее, выше, сильнее» далеко не всегда дает положительный результат. Вместо этого разработайте свою формулу успеха:

  • Готовьтесь к новой вершине вместе: читайте тексты по очереди, думайте о буквах-шутницах, вычеркивайте определенную букву и делайте пересказ.
  • Забудьте о сравнении ребенка с одноклассниками и знакомыми.
  • Не возлагайте все надежды только на учителя. Урок ограничен по времени, поэтому под его чутким присмотром читать детям не всегда удастся.
  • Не занимайтесь дольше 30 минут в день без остановки. Не стоит читать через силу, иначе дети утратят интерес к этому процессу. Лучше разделите занятие на два блока, с перерывами.
  • Узнайте нормативы техники чтения и регулярно проверяйте свои результаты на предмет соответствия им.

Чтобы изучить скорочтение, заинтересовать детей словом и научить осмысленно проглатывать книги, следите за результатами малышни. Не требуйте, а интересуйте. Не проговаривайте, а читайте молча. Не спешите смотреть мультфильмы, а сначала ознакомьтесь с оригинальным произведением. И тогда все получится!

Действия взрослых: помочь или навредить?

Взрослым, выросшим в то время, когда чтение превалировало над другими способами подачи информации, трудно смириться с тем, что их дети не любят читать книги. К тому же школьная программа не отменяла чтение, и уроки литературы все еще присутствуют в расписании учеников. От навыков чтения напрямую зависит хорошая успеваемость. Вот почему родители ищут способы, как заставить ребенка читать.

Следует заметить: если ставить вопрос ребром, можно только навредить. Любой психолог скажет, что заставлять читать нельзя

Важно развивать любовь к чтению уже с малых лет, для этого нужно заинтересовать ребенка. Невозможно заставить полюбить чтение

Агрессивные методы приведут к обратному результату – ребенок возненавидит этот процесс.

Ответы на частые вопросы

За сколько можно научить ребенка читать?

На обучение чтению с нуля может уйти 6–8 месяцев с малышом 4–5 лет. Взрослый ребенок, 6–7 лет, овладевает навыком быстрее, за 3–6 месяцев. Если посещать занятия в развивающем центре, репетитора, дополнительно читать дома, срок уменьшается до 2–4 месяцев.

Хотя в этом видео вы можете познакомиться с реальной историей о том, как ребенка научили читать по слогам за 2 часа.

Как научить читать, если ребенок не хочет?

Категоричный отказ от уроков с книгами, таблицами, кубиками можно побороть усилением мотивации. Заинтересуйте нехочуху яркой книжкой на любимую тему, расскажите, почему уметь читать полезно, необходимо. Ежедневно рассматривайте картинки в книгах, читайте вечером, днем, обсуждайте сюжет.

При появлении первых признаков заинтересованности пробуйте играть с буквами, разгадывайте ребусы, используйте раскраски.

Может ли ребенок научиться читать сам?

Такой вариант возможен, если в семье есть старшие дети. Малыш наблюдает за выполнением домашних заданий, начинает подражать ученикам школы. Когда обнаружится, что кроха сам выучил буквы, родителям нужно только чуть ускорить процесс.

Купите букварь, дайте немного теории, примените несколько методов скорочтения. Если дошкольник склонен к самообразованию, усидчив, покажет хорошие результаты.

Должны ли воспитатели учить ребенка читать?

В обязательную учебную программу детского сада уроки чтения не входят. Воспитатели в подготовительной группе могут дать небольшое количество информации о звуках, буквах.

Читать учат в начальном классе школы. Исключением являются специализированные или частные сады, где родители оплачивают дополнительные занятия по подготовке к первому классу.

Нужно ли учить читать до школы или в школе всему научат?

По нормам ФГОС родители не обязаны учить читать детей до поступления в школу. Учитель не может требовать таких знаний от ребенка. В программу начальной школы заложены часы на изучение букв, звуков, слогов, обучение чтению. Во второй класс все школьники переходят с развитым навыком чтения.

Но так как большинство детей приходит в первый класс уже читающими, количество часов на эти темы резко сократилось по сравнению с советским временем. Первоклашкам с логопедическими, психическими нарушениями, да и многим здоровым ученикам тяжело успеть усвоить этот материал за такой короткий срок. Они начинают отставать от одноклассников.

Поэтому обучая детсадовцев чтению заранее, вы облегчаете процесс адаптации ребенка в школе, повышаете его успешность.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Книги по теме

Без книг, сборников с текстами при обучении чтению в домашних условиях никак не обойтись

Обратите внимание на следующую подборку полезных пособий

Федины Ольга и Сергей «Как научить ребенка читать»

Учебник для дошкольников с 4–-5 лет. Авторы методики взяли за основу слоговой метод, который, по мнению родителей, является самым эффективным, легким способом обучения чтению. К книге прилагаются полезные советы по проведению занятий, уроки разбиты на блоки, каждый сопровождается яркими картинками.

Узорова О. В., Нефедова Е. А. «100 познавательных текстов для обучения детей чтению»

Сборник текстов подходит для подготовки шестилетних–семилетних детей к школе. Учебный материал сопровождается занимательными заданиями, упражнениями для развития кругозора, памяти, внимания, мелкой моторики. Для удобства чтения слова в тексте поделены вертикальными чертами на слоги. Небольшие рассказы посвящены животному миру, рыбам. В начале или в конце текста есть раскраски.

Баранова Е. Е., Разумовская О. К. «Как научить вашего ребенка читать»

Сборник заданий подойдет детям с 4–5 лет. Авторы используют слоговой метод обучения чтению, предлагают детям играть в паровозик с буквами. Нужно самостоятельно вырезать бумажную игрушку из книги, посадить в нее карточки с буквами и играть в слоги. Занятия проходят в игровой форме, поэтому информация запоминается быстро, легко.

Жукова Н. С. «Букварь»

Учебное пособие построено на традиционной послоговой методике чтения. Приступать к урокам можно без знания звуков, букв. Изучение алфавита идет параллельно формированию навыка складывать буквы в слоги. Книга написана крупным шрифтом, иллюстрирована яркими картинками. Букварь Жуковой рекомендован Минобром РФ, используется в детских садах, развивающих центрах более 10 лет.

Домашняя библиотека

Однако нужно также прививать малышу уважение к книгам, не разрешать портить их, рвать и калечить. Отличным способом воспитать бережливое отношение к библиотеке будут сеансы скорой помощи. Можно привлечь сына или дочь к простой, но интересной работе: склеиванию порванных страничек, или попросить стереть ластиком карандашные пометки с полей.
Постоянный доступ к домашней библиотеке – важный элемент воспитания. Однако большинство родителей игнорирует этот факт. Об этом говорят и результаты исследования, из которых следует, что больше 60% населения желает привить своим детям любовь к чтению. При этом почти все респонденты признались, что не покупают и не хранят книги в своем жилище.

Не заставлять, а увлекать!

Наказывать и подкупать – худшее, что можно придумать. Ладно, если вы время от времени поощряете ребенка за покорение новых литературных рубежей. Но когда «плата» за чтение входит в привычку, этот процесс сам по себе теряет всякую ценность

И не важно, подкупаете вы ребенка деньгами, разрешением подольше погулять или походом куда-нибудь. Другая провальная тактика – заставлять и угрожать: «не прочтешь то, что задали, в выходные будешь сидеть дома /лишишься карманных денег /не пойдешь с друзьями в кино и т.д.»

Услышав такое, отпрыск, может, и прочтет то, что нужно, а, может, решит схитрить. Пробежится по краткому содержанию книги, глянет цитаты – вроде как почитал.

В любом случае, читая «из-под палки», книги не полюбишь. Как точно сказал об этом детский писатель Григорий Остер! «Заставлять детей читать нельзя <…> Их необходимо соблазнять, провоцировать ситуацию, когда чтение покажется им увлекательным делом». Так бывает, когда ребенку попадается «та самая» книга, после которой хочется читать еще и еще.

– Мам, а у тебя была такая книга?

– Была. «Остров великанов» называлась. Мне было лет девять, когда твоя бабушка принесла эту книгу из библиотеки. Я и сама туда ходила, выбирала какие-то книжки, листала их и быстро возвращала обратно. Мама это заметила и нашла для меня тот самый «Остров великанов». А потом уж я втянулась. Но не у всех так сразу появляется потребность в чтении. Постигая этот процесс, дети могут испытывать трудности, ощущать внутреннее сопротивление новому и пока сложному. Это нормально.

Общие принципы

Книжных пособий по обучению чтению множество: от методов, по которым еще учились бабушки, до современных разработок. Все они основываются на каких-то определенных принципах:

  • фонетических, когда акцент делается на изучение звуков и букв;
  • лингвистических, когда чтение начинается с с часто употребляемых слов;
  • на принципе целого слова, где слова воспринимаются как целые единицы.

Методика Зайцева, например, основывается на пропевке слов и букв. М. Монтессори делает акцент на интуитивном чтении. Метод Мура предполагает одновременное чтение и печатание слов. В пособии «Как научить ребенка читать» Фединых предлагается 7-ступенчатое обучение – от знакомства со звуком до чтения текстов.

Конечно, все методики создавались с учетом физиологических и психологических особенностей детей. Опытные педагоги и практики оставили множество пособий по обучению чтению, но только родителям решать, какой из методов подходит их ребенку.

Подведем итоги: что делать, если ребенок не читает книгу?

Если вы хотите, чтобы ваши дети увлеклись чтением и начали больше читать, необходимо помнить, что все дети разные. В первую очередь, вам нужно не сравнивать себя самого с ребенком, не рассказывать, что мама с папой в детстве читали очень много книг. Такой подход не работает, времена довольно сильно изменились, ребенку сложно сравнивать себя с родителем. Лучше поинтересуйтесь, чем увлекается чадо. Иногда, если ребенок не хочет читать книгу по художественной литературе, его больше заинтересует энциклопедия или какие-нибудь научные издания, написанные специально для детей. Вполне возможно, что чтение ребенку, конкретно в вашем случае, должно приносить практическую пользу.

Самое главное – не заставляйте ребенка читать. Пусть он не ассоциирует книги с обязаловкой и чем-то таким, что его заставляют делать. Последний совет на сегодня: дарите ребенку книги. На праздники и в моменты, когда хотите похвалить и поощрить. Так юному читателю будет проще осознавать ценность книг, он научится им радоваться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector