Как правильно научить ребенка читать по слогам

Готов ли ребенок учиться читать?

Нельзя сказать точно какой наименьший возраст подходит для начала обучения чтению. Все зависит от самого ребенка и его моральной и физиологической готовности.

Существует несколько признаков, по которым можно определить, готов малыш к обучению или нет:

О готовности к чтению говорит связная и продолжительная речь ребенка. Если ваш малыш умеет изъяснять свои мысли целыми предложениями, гармонично входящими в рассказ – можно подумать об обучении чтению.
Четкое произношение букв и звуков. Ребенок не должен картавить, шепелявить. Правильное произношение буквы ребенком – залог понимания и запоминания букв. Если существуют такое проблемы, то следует обратиться к специалисту, способному исправить речь ребенка. В раннем возрасте (до 5 лет) обращаться к услугам логопеда не рекомендуется. В большинстве случаев малыш сам со временем научится правильно говорить

В этой ситуации изучение «сложных» букв следует отложить.
Для обучения чтению важно развитое логическое мышление и способность ориентироваться в таких понятиях как влево-вправо и вверх-вниз.
Еще одним важным признаком готовности к чтению является заинтересованность малыша. Если ребенок любит, когда ему читают книжки, сам берет их с полки и старается вспомнить прочитанное мамой, или составить рассказ по картинкам – это верный признак того, что на вопрос «Хочешь ли ты научиться читать?», он не ответит отказом.
Усидчивость ребенка и его способность на десять минут сконцентрироваться над занятием – также благоприятный признак
Малышам с рассеянным вниманием обучаться чтению еще рановато.

Советы

Если вы задаетесь вопросом, как научить читать в 6 лет, то вам помогут следующие правила:

занятия должны проводиться в игровой форме, без давления;
начинаю урок, убедитесь, что ребенок в хорошем настроении, он не голоден;
в процессе обучения сменяйте умственные нагрузки другими, можно какое-то время заниматься, а затем поменять род деятельности, например, сделать зарядку, порисовать, поиграть мячом;
первые уроки должны быть совсем короткими, не больше пяти минут, со временем можно будет увеличивать нагрузки, но делать это нужно постепенно;
используйте яркие пособия, которые смогут привлечь внимание малыша к обучению;
пусть в процессе формирования нового навыка, участвует не меньше трех чувств: зрение, слух, тактильное ощущение;
буквы и слова, которые вы изучили можно вешать на специальный ватман, который предварительно необходимо разместить в комнате ребенка, таким образом, малыш сможет наблюдать за своими достижениями;
никогда не применяйте шантаж, угрозы и уж тем более физическое насилие, так вы не только отобьете все желание учиться читать, но и травмирует психику ребенка;
начинаю обучать малыша, нужно его знакомить со звуками, а не с буквами, гораздо проще запомнить то, как звучит буква в каком-то слове, чем то, как она называется;
детям проще дается учить слога, а не отдельные буквы.
информация должна быть дозированной, поступать к ребенку частями;
не забывайте о необходимости закрепления изученного материала;
помните, что ребенка необходимо хвалить даже за самые маленькие достижения, вы видите, как он старается, хвалите уже за это.
если у малыша имеются дефекты в речи, он неправильно произносит отдельные буквы, то рекомендуется показать его дефектологу или логопеду, особенно, если школа уже не за горами.

Обучать ребенка чтению может быть легко, а может и сложно. Будьте готовы к тому, что придется запастись терпением. Не нужно давить на ребенка, требуя от него моментальных успехов. Вы должны понимать, что обучение под давлением может отбить охоту, а также повлияет на психическое здоровье малыша. Желаю вам выбрать самую подходящую методику, также можно их и комбинировать. Пусть ваш процесс обучения будет приятным и уже в ближайшем будущем ваш ребенок научиться читать.

Прочтение слов

Традиционно самыми простыми считаются слова, состоящие из двух повторяющихся двухбуквенных открытых слогов типа «мама» и «папа». Дети, ранее тренировавшиеся читать сложные слоги, без проблем осилят слова, состоящие из одного предложения (кот, рак, сон, хор, лук).

При прочтении слов у детей могут возникать проблемы с расстановкой ударения. Эта проблема не имеет универсального решения. Читая слово, ребенку придется его «узнавать». Обеспечить ему такую возможность можно только одним способом – расширяя его кругозор и словарный запас

Важно, чтобы родитель контролировал понимание его чадом смысла прочитанных слов

Чтение слов по слогам – карточки

Пример: му-ха, лу-на, сло-ны, стру-на. Если подобных проблем у ребенка нет, можно сразу читать слова, написанне слитно.

Второй этап обучения

Данная стадия основывается на словосочетаниях. Для проработки второй ступени вам необходимо произвести анализ слов, которых уже знает  малыш, и подумать, какие словосочетания из них можно составить. Хорошим вариантом будет использования цветов. Например, «зеленый огурец», «белый рис» и т.д. Так ваш ребенок не только будет учиться чтению, но и познавать мир.

По истечению какого-то времени вы поймете, что ребенку начинает это наскучивать, и, что требуется введение нового материала. В таком случае выберите тему антонимов «низкий/высокий», «длинный/короткий» и т.д.

Обговорите с ним это. Опирайтесь на опыт, возраст и уже полученные знания вашего ребенка при выборе групп антонимов.

Методика обучения

Чтобы научить читать по слогам быстро и уверенно, необходимо следовать методическим правилам, разработанным педагогами, и соблюдать последовательность:

  • выучить все буквы одну за другой;
  • произносить правильно слоги из двух букв;
  • произносить правильно слоги из трех букв;
  • учить правильно соединять слоги в простые слова;
  • учить правильно соединять слоги в сложных словах.

Важно! Весь процесс обучения чтению по слогам должен проходить в игровой форме. Нельзя учить ребёнка насильно и ругать за непонимание

Как научить соединять буковки в слоги? Слог всегда состоит из гласных и согласных звуков, поэтому важно сначала научить узнавать и правильно артикулировать гласные звуки. Их мало, и с них легко начинать обучение чтению

Затем необходимо изучить согласные звуки: сначала наиболее распространенные – “м”, “п”, “б” и т. д. Это важно, чтобы малыш смог составить свои первые слова – мама, папа, баба.

Чтобы научить ребёнка составлять слоги и читать по слогам, нельзя называть согласные звуки с дополнительными призвуками. Например, учим звук “п”, но не называем его “пэ”. Пусть малыш скажет “п”, потом соединит его с гласной “а”: получится слог “па”. Затем объясните малышу, что эти два звука нужно произнести слитно (спеть их).

Необходимо научить произносить слог слитно. Большим удовольствием будет для ребёнка составление и произнесение первого в жизни слова из кубиков – “па-па”.

Чтобы процесс обучения получил дополнительный стимул, нужно наглядно показать малышу плоды его стараний. Что следует сделать? Обучите правильно читать и произносить гласные звуки и часть согласных (п, б, м) и объясните, что из этих букв состоит слово “мама” или “папа”. Не нужно учить весь алфавит – сразу переходите к практике! С такой методикой детки пяти/шести лет быстро осваивают чтение.

Важно! Когда малыш освоит слова из повторяющихся слогов (па-па, ма-ма, ба-ба), можно начинать учить сложносоставные слова из нескольких неодинаковых слогов

Какие методы подходят детям?

Родители довольно часто сталкиваются с проблемой, когда ребёнок плохо читает в школе, это существенно влияет на скорость выполнения домашней работы, что не может не отражаться и на общей успеваемости. Ситуация обостряется, когда к тому же ребенок неусидчивый и не может спокойно посидеть за книгой. В этом случае спасением может стать освоение методики скорочтения.

Однако на сегодняшний день не существует единого мнения о том, с какого возраста можно начинать осваивать данную методику. Некоторые специалисты пропагандируют раннее начало занятий, мотивируя свою позицию тем, что в средней школе и старших классах переламывать сформировавшиеся навыки чтения будет намного сложнее

Однако обращаем ваше внимание на то, что для полноценного умственного развития важно не только, чтобы малыш смог прочитать текст, но ещё и понял его. Не стоит забывать и об интонации, которая имеет принципиальное значение при оценивании способности к чтению в начальной школе

Обучение быстрочтению можно начинать лишь в том случае, если ребёнок знает алфавит и уже научился читать словами, а не слогами. Именно поэтому, с логической точки зрения, оптимальным для развития навыков скорочтения возрастом будет период от 7 до 10 лет. В это время большинство детей умеют хорошо читать слова, а кроме того, улавливают суть текста.

Третья группа психологов советует заниматься скорочтением только после того, как ребёнку исполнится 10-12 лет. Считается, что с этого возраста дети начинают запоминать и понимать информацию со скоростью речи. Кроме того, в этом возрасте гораздо лучше развивать память, потому что ученик может не только прочитать текст быстро, но ещё и пересказать его. В любом случае — выбор только за родителями, каждый должен исходить из особенностей развития своего ребёнка и решать вопрос с началом обучения скорочтению индивидуально.

Обучение

Учить малыша чтению нужно вовлекая его в интересный игровой процесс

Сначала следует привлечь его внимание к этому занятию с помощью игр, затем удерживать это внимание посредством различных упражнений

Вот некоторые из них:

  • Изучение алфавита. Новые буквы учим ежедневно. Для этого готовим карточки с яркими иллюстрациями. Пусть малыш ищет сходство букв и предметов. В чтении задействуются звуки, а не буквы, поэтому при изучении алфавита читайте звук, а не название буквы.
  • В любом месте, где бы вы ни находились, тренируйтесь. Попросите ребёнка, например, во время прогулки, называть все встречающиеся предметы на определенную букву. Если ему тяжело, помогайте, подсказывайте.
  • Прикрепите на предметы в доме надписи. Так эти предметы будут связаны в представлении ребенка с определенными словами. Водите пальцем по слову и , например, «ДИВАН», «ЗЕРКАЛО» и т. д.
  • Игра на опознание слова. Заранее подготовьте карточки со знакомыми малышу словами («папа», «мама», «телевизор», «дверь» и т. д. ), положите их перед ним. Кто-то из родителей произносит фразу, а ребёнок ищет среди карточек слово, которое есть в предложении.
  • Составление слов из кубиков или карточек. Выбираются 3-4 буквы, из которых малыш составляет слова. Постепенно добавляем количество букв, усложняя задачу. На карточках могут быть и слоги.
  • Учите с малышом детские стишки и песенки. Это развивает .
  • Игра на опознание буквы. Родители задают букву, а ребенок ищет с ней слова в начале, середине или конце.

Ответы на частые вопросы

За сколько можно научить ребенка читать?

На обучение чтению с нуля может уйти 6–8 месяцев с малышом 4–5 лет. Взрослый ребенок, 6–7 лет, овладевает навыком быстрее, за 3–6 месяцев. Если посещать занятия в развивающем центре, репетитора, дополнительно читать дома, срок уменьшается до 2–4 месяцев.

Хотя в этом видео вы можете познакомиться с реальной историей о том, как ребенка научили читать по слогам за 2 часа.

Как научить читать, если ребенок не хочет?

Категоричный отказ от уроков с книгами, таблицами, кубиками можно побороть усилением мотивации. Заинтересуйте нехочуху яркой книжкой на любимую тему, расскажите, почему уметь читать полезно, необходимо. Ежедневно рассматривайте картинки в книгах, читайте вечером, днем, обсуждайте сюжет.

При появлении первых признаков заинтересованности пробуйте играть с буквами, разгадывайте ребусы, используйте раскраски.

Может ли ребенок научиться читать сам?

Такой вариант возможен, если в семье есть старшие дети. Малыш наблюдает за выполнением домашних заданий, начинает подражать ученикам школы. Когда обнаружится, что кроха сам выучил буквы, родителям нужно только чуть ускорить процесс.

Купите букварь, дайте немного теории, примените несколько методов скорочтения. Если дошкольник склонен к самообразованию, усидчив, покажет хорошие результаты.

Должны ли воспитатели учить ребенка читать?

В обязательную учебную программу детского сада уроки чтения не входят. Воспитатели в подготовительной группе могут дать небольшое количество информации о звуках, буквах.

Читать учат в начальном классе школы. Исключением являются специализированные или частные сады, где родители оплачивают дополнительные занятия по подготовке к первому классу.

Нужно ли учить читать до школы или в школе всему научат?

По нормам ФГОС родители не обязаны учить читать детей до поступления в школу. Учитель не может требовать таких знаний от ребенка. В программу начальной школы заложены часы на изучение букв, звуков, слогов, обучение чтению. Во второй класс все школьники переходят с развитым навыком чтения.

Но так как большинство детей приходит в первый класс уже читающими, количество часов на эти темы резко сократилось по сравнению с советским временем. Первоклашкам с логопедическими, психическими нарушениями, да и многим здоровым ученикам тяжело успеть усвоить этот материал за такой короткий срок. Они начинают отставать от одноклассников.

Поэтому обучая детсадовцев чтению заранее, вы облегчаете процесс адаптации ребенка в школе, повышаете его успешность.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Простые правила успешного обучения

Начните с малого и учите ребенка читать в игровой форме. На детской площадке можно показывать буквы, нарисованные палочкой на песке, дома — пальчиком ребенка с помощью специальных «пальчиковых» красок можно выводить буквы его ручкой.
Замечательно, если ребенок видит родителей с книгой (непонятно, зачем учиться тому, что не любят сами взрослые. Тем более, самые значимые взрослые — родители). Очень помогает традиция семейного вечернего чтения. Рано или поздно ребенку самому станет интересно, как научиться читать.
Начинайте уроки чтения с простых слов, где повторяются слоги: ма — ма, па — па, дя — дя.
Азбуки и Буквари — это очень сложный путь, они, скорее, научат ребенка буквам и звукам, чем чтению. Авторские буквари в этом смысле полезнее классических. Многие учатся читать по книгам Надежды Бетеньковой, Всеслава Горецкого, Дмитрия Фонина, Натальи Павловой.
Обходитесь без насилия, не надо заставлять ребенка

Пытайтесь его заинтересовать.
Педагог и писатель Ирина Лукьянова напоминает: «Важно помнить, что у любого ребенка есть определенные периоды возрастного развития и у каждого такого периода — свои задачи, которые маленький человек в этот момент должен выполнить. Любые предлагаемые взрослыми задания должны согласовываться с задачами его ближайшего развития, помогать справиться с тем, что ему сейчас положено по возрасту

сли положено ребёнку по возрасту познавать материальную среду, значит, нужно вместе с ним осваивать мир на ощупь: копаться в песке, плюхаться в воде, осваивать текстуры и фактуры, перебирать крупу, разбираться в соотношениях веса, тяжести, кусачести, выяснять, что может обжечь, что не может… Ребенок учится понимать свое место в предметном мире – значит, мы будем ему помогать и обеспечивать ему богатую впечатлениями и ощущениями среду».

Несколько способов как научить ребенка читать в домашних условиях

Теперь мы поговорим о технической стороне вопроса.

Ваш малыш стал интересоваться названием магазина, в который вы ходите за различными вкусняшками? Это хороший знак! Не отмахивайтесь, прямо на месте начинайте знакомство с буквами. Только делать это надо по-умному.

Почему в детских садах против того, чтобы обучение проходило дома? Потому что, мы не знаем, как правильно это делать!

Во всяком случае они так думают!

Вот я и вы уже знаете, потому что читаете эту статью.

Благодаря этому, потом будет проще сливать их в слоги.

«Так, с чего же начать, какой метод подойдет именно моему ребенку? А надо ли торопиться?» — это только часть вопросов, которые одолевают современных мам.

Я просмотрела и перечитала уйму информации. Даже испугалась, что запутаюсь, ведь сейчас интернет просто кишит предложениями различных студий, в которых предлагают довольно быстро научить наших детей чтению. Кто говорит правду, а кому выгоднее «продать свои услуги»?

И тут, неожиданно для себя, я наткнулась на очень интересную программу. Поверьте, вздохнула с облегчением! Там как раз разбирали по полочкам все «ЗА» и «ПРОТИВ» раннего обучения.

Мозг ребенка словно губка — впитывает все! Можно практически без труда вложить в его маленькую головку то, что вам хочется. Но человек должен уметь думать сам! А для этого просто необходимо развивать, прежде всего, аналитический склад ума.

Поэтому не пытайтесь показывать картинки и просить у них назвать с какой буквы начинается слово. Для них непонятно, что вы хотите! Малыш не глупый, просто у него еще не успел развиться отдел мозга, который отвечает за это.

Почему важна скорость?

Скорость чтения – непосредственный фактор, влияющий на успеваемость школьника. Считается, что нормальная, адекватная скорость чтения равна скорости разговорной речи, а это 120-150 слов в минуту. Почему же так необходимо обучающемуся стремиться к этому показателю? А дело в простой математике.

Было подсчитано, что в 6-7 классе общеобразовательной школы ученик ежедневно получает устное домашнее задание в размере 8 страниц (все устные задания). Это примерно 6,5 тысяч слов, на которые будет уходить около часа при средней скорости 110 слов в минуту.

Несложно сделать вывод, что плохо читающий школьник либо будет уделять большую часть дня только на уроки, либо попросту не станет себя ими мучить, что скажется на его оценках.

Помимо всего прочего, скорость чтения влияет на процесс развития: улучшается и внимание. А на скорость чтения влияет количество прочитанного: чем больше, тем быстрее

Дружба с книгой на долгие годы

Читать в свое время учили каждого человека. Но у одних в итоге не развилась любовь к литературе, а другие – не могут ни дня обойтись без книги. На это во многом оказал влияние процесс обучения чтению. Поэтому от родителей зависит, подружится ли ребенок с книжкой. Однако не забывайте, что научить читать – это еще не все. После этого вам предстоит поработать над разными сторонами чтения:

Осмысленность. Надо стараться, чтобы ребенок давал правильные ответы по сути прочитанного текста. Пояснял, как он понял содержание.
Запоминание

Умение пересказывать крайне важно не только для усвоения полученной информации, а и для успешного изучения разных учебных дисциплин гуманитарного цикла.
Выразительность. Логические ударения, передача эмоций героев произведений голосом – все это формирует хорошие ораторские способности, а также развивает воображение.

Команда BrainApps желает, чтобы ваш малыш легко и непринужденно освоил все премудрости чтения. А вам, главное, запастись терпением.

Методика Бахтиной

Подходит для детей раннего возраста (с 3-4 лет), которые освоили метод беглого узнавания букв. Обучение по Бахтиной основывается на сочетаниях одной гласной с разными согласными. Например, сегодня вы знакомите ребенка с тем, как буква А подружилась с согласной М. Читаем МА, затем с Г — ГА и так далее. Для одного дня достаточно пары согласных. На следующем уроке действуйте по такой же схеме, не забывая повторить материал прошлого занятия.

Через 5-7 уроков, можно складывать простые слова из знакомых букв: МА-МА, ПА-ПА, НО-ГА. Сложные гласные (Е, Ю, Я, Ё) оставляйте на последние уроки. Их читать лучше с шипящими.

Для уроков используйте самодельные карточки или купите демонстрационный материал в магазине. Практикуйте каждый день, но ориентируйтесь на индивидуальный темп приобретения навыка чтения малышом.

Чтение по складам

Подходит для детей, которым трудно складывать слоги, читающих буквы отдельно друг от друга. Для занятий родителям нужно подготовить следующий раздаточный материал:

Выписать в столбик на отдельный листочек все гласные.

Ребенок должен произносить их бегло. На этой уйдет 1-3 занятия.

  • Сделать еще одну карточку, присоединив к гласным одну согласную. Например, СА, СО, СУ и т.д. Слоги пишутся так же столбиком.
  • Приготовить на будущее карточки со слогами (использовать все согласные).

Когда материал готов, можно начинать учиться. Стройте процесс обучения так. Сначала отрабатывайте легкое узнавание и произношение гласных, затем читайте слоги с одной согласной, после хорошего усвоения материала с другой и так далее. Читать слоги нужно сверху вниз, через один, снизу вверх, слева направо, только первые на нескольких карточках и так далее. Это помогает автоматизировать навык.

После усвоения умения прочтения всех слогов переходите к складыванию простых слов. Если ребенок отказывается учиться, придумывайте игры с куклами, возьмите в помощь кубики Зайцева, показывайте пример сами. Занимайтесь каждый день по 7-15 минут, не больше. Большие перерывы между уроками делать нельзя, максимум 1-2 дня в неделю, иначе навык быстро потеряется, усилия будут потрачены зря.

Advertisement

Влияние на развитие

В 5-6лет большинство дошколят уже умеют прилично считать до 20, а то и до 100. Обучение счету конкретно и математике вообще способствует интеллектуальному развитию малыша в целом. Счет в уме стимулирует работу мозга, заставляет его напрягаться. Запоминание чисел, их состав .

Решая несложные задачки, где нужно посчитать, сложить или вычесть какие-либо предметы, малыш подключает воображение, рисуя в голове различные образы. Проговаривая условия задачи вслух, ребенок тренирует речь

Поэтому важно, чтобы взрослые произносили текст правильно, ведь кроха будет его повторять

Знание чисел даст малышу возможность участвовать в какой-то степени в жизни взрослых: он сможет помогать накрывать на стол, зная, сколько столовых приборов нужно, выполнять мелкие поручения родителей, что будет приучать его к ответственности и многое другое. Это хорошая подготовка к школе. Уже в первом классе ребенок сможет посчитать, сколько ребят присутствует на уроке, называть дату, будет знать, что означает «приготовить для работы два карандаша».

Первое предложение

Обучение чтению почти завершено, и если все идет правильно, то малыш без труда сможет прочитать свое первое предложение. Оно должно быть простым и понятным, например: «Инна мыла раму», причем читать небольшое предложение можно еще до того, как будут изучены все звуки, главное – чтобы в выбранном кусочке были только знакомые малышу слоги.

Как правило, этот этап проходит быстро и весело, ребенку нравится то, что он может прочесть, дети с удовольствием начинают практиковаться и нередко благодаря своей языковой интуиции и удивительной памяти читают даже те буквы, которые с родителями пока не изучались.

Такова пошаговая программа изучения чтения в дошкольном возрасте. Если мама и папа были терпеливы и деликатны, хвалили своего малыша, то уроки в домашних условиях проходили легко и весело, поэтому и успехи порадуют обоих. Тренировки должны проводиться регулярно, но не занимать много времени – прекратить надо еще до того, как малыш устал, обязательно сообщить ему, что уже завтра предстоит знакомство с еще более интересной информацией, тогда он с нетерпением будет ждать следующего занятия.

От простого к сложному

Тренировка по методике скорочтения базируется на умении воспринимать слова целиком, не разделяя их на слоги. На начальном этапе используйте короткие слова, состоящие из двух-трех звуков. Например, «дом», «кот». В будущем малыш не будет их читать, распознавать по буквам. Он увидит это слово в тексте и сразу произнесет. В этом заключается смысл техники быстрочтения.

Подготовка к уроку: напишите простейшие слова на листе бумаги, по одному. Показывайте их друг за другом. В процессе выполнения упражнения постепенно увеличивайте темп смены слов. Трехбуквенные лексемы заменяйте на слова из четырех–пяти–семи букв после прочного усвоения пройденного материала.

Слова («дом», «лес») заменяются на сложные («дерево», «машина»), затем словосочетания и фразы. Предложения составляйте из знакомой ученикам лексики. Например, он умеет отдельно читать «кто» и «дом». Предложите фразу: «Кто в доме», потом прибавьте к этому «живет». Получится предложение.

Приступать к прочтению небольших текстов можно тогда, когда школьник усвоил быстрое чтение фраз и словосочетаний. Темп закрепления навыка у всех детей разный. Не торопите, если школьник замешкался. Иногда нужно возвращаться к простому, уже пройденному материалу. Это повысит интерес к занятиям, снизит эмоциональное напряжение, настроит на успех.

И только в этом случае техника быстрого чтения будет давать результаты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector