Химические опыты для детей в домашних условиях. наборы для школьников: вулкан, chemistry, светофор

Содержание:

Инструкция по созданию камня

Принцип образования кристалла заключается в полном растворении реактива в воде и последующем его выпадении в осадок. Чем медленнее происходит процесс, тем более правильной формы получается камень.

Материалы, необходимые для опыта

Список вещей, необходимых для эксперимента:

  • Вещество, из которого планируется сделать камень.
  • Теплая вода, желательно дистиллированная, но не обязательно.
  • 2 стеклянные или пластиковые емкости. Подойдут стаканы или банки, если вы хотите создать большой кристалл. Они должны быть прозрачными, чтобы можно было следить за процессом.
  • Ложка для размешивания раствора.
  • Стеклянная или пластиковая воронка, заложенная ватой или фильтровальной бумагой.
  • Нитка или проволока для подвешивания затравочной крупинки. Лучше брать медную проволоку, так как она мягкая, легко закрепляется. К тому же у нее гладкая поверхность, поэтому кристаллики не будут беспорядочно расти вдоль ее длины, а сконцентрируются вокруг затравки.
  • Палочка для закрепления нити на емкости. Можно взять карандаш. Но лучше использовать палочку от мороженого, потому что она плоская и не будет скатываться, как это видно на фото.
  • Кружочек бумаги чуть больше горлышка банки.
  • Перчатки, фартук.

Соляной кристалл

Чтобы вырастить свой кристалл, по инструкции нужно сначала сделать затравку, вокруг которой и будут настраиваться новые кирпичики. Для этого поэтапно выполняйте следующие действия:

  1. Налейте в сосуд горячую воду и постепенно добавляйте в нее поваренную соль, помешивая ложкой. Повторяйте процедуру до тех пор, пока пищевая соль не перестанет растворяться, а останется на дне контейнера. Это указывает на то, что вы сделали насыщенный раствор.
  2. Оставьте жидкость на сутки.
  3. В процессе остывания воды на дне контейнера появятся маленькие кристаллики. Выберите наиболее крупный из них – он и будет служить затравкой.

Инструкция для юных алхимиков по выращиванию кристаллов:

  1. Перелейте раствор в другой сосуд через фильтр, чтобы убрать мелкие частицы взвеси. Они могут начать расти, собирая вокруг себя исходный материал. Это уменьшит питание для основного зерна и замедлит его рост.
  2. Возьмите затравочный кристаллик и зафиксируйте его на нитке или проволоке. Длину крепления рассчитывайте так, чтобы камешек не касался стенок и дна емкости.
  3. Другой конец проволоки прикрепите к палочке.
  4. Опустите затравку в отфильтрованную жидкость.
  5. Прикройте банку бумагой, чтобы замедлить испарение влаги и предотвратить попадание в смесь пыли и посторонних частиц.
  6. Поставьте емкость в место с постоянной температурой. Жидкость нельзя взбалтывать и перемешивать.
  7. С каждым днем вы будете замечать, что кристаллик увеличивается в размерах.
  8. Если на дне и стенках емкости начнут образовываться незапланированные крупинки-паразиты, снова отфильтруйте жидкость.
  9. По мере испарения воды доливайте в банку новый соляной раствор той же концентрации, что и изначальный.

Вырастить кристаллы соли в домашних условиях можно любой величины.

Дендрит серебра

Кристаллизация серебра происходит в форме дендрита – сложного древовидного образования с ветвящейся структурой. Процесс основан на реакции замещения металлов и требует участия нитрата серебра, меди (взятой в виде проволоки) и воды.

Для 100 г нитрата серебра требуются:

  • серебро (в форме кусочков или порошка) – 63,5 г;
  • азотная кислота 65% – 114,13 г.

Чтобы вырастить кристаллы серебра в домашних условиях:

  1. Смешайте воду и нитрат серебра в соотношении 100:1. Перемешивать нужно в стеклянном сосуде несколько минут до тех пор, пока не остановится образование газа.
  2. Опустите в раствор закрученную спиралью проволочку из меди.

Цветной камень

Можно вырастить цветные кристаллы из сахарного раствора, добавив в него пищевой краситель. Также для этой цели подойдет медный купорос, который образует камни синего цвета, или соль Мора с бледно-голубыми кристаллами. Удобно пользоваться готовыми наборами для алхимиков:

  • Лучистые кристаллы;
  • Intellectico;
  • Каррас;
  • Lori.

Коробки с наборами содержат все необходимые реактивы и инструкцию для создания оранжевых, зеленых, голубых камней.

Химические опыты для школьников с кислотами

Отличным вариантом заинтересовать школьников на уроках химии, является проведение простых химических опытов, которые объясняют взаимодействие некоторых веществ друг с другом, характеризуя их физические и химические свойства. Ниже представляем несколько химических опытов с кислотами для школьников.

Химические опыты для школьников:

Густой дым. Опыт проводится с выделением большого количества дыма. Необходимо карбонат калия насыпать в небольшую емкость на дно, чтобы он равномерно его покрыл. Необходимо влить 25% раствор аммиака. Дальше, необходимо тонкой струйкой добавить концентрированную соляную кислоту. В результате химической реакции, выходит большое количество белого дыма

Обратите внимание, что этот опыт проводится исключительно в условиях химической лаборатории. Дома проводить опыт нельзя, ведь для его осуществления используются опасные химические вещества.

Пожар из денег

Необходимо взять небольшую купюру, спирт, пинцет, спички. Деньги поместить в раствор со спиртом, чтобы они равномерно пропитались. После этого необходимо зажать купюру пинцетом и поджечь ее. Стоит дождаться, когда огонь погаснет. В результате такого опыта купюра останется целой. Это происходит по той причине, что температура горения спирта гораздо ниже температуры горения бумаги, поэтому купюра не пострадает.

Пожар

Вещества для выращивания

Образовывать кристаллы способны все вещества, имеющие кристаллическую решетку. Однако для опыта нужно выбирать:

  • Нетоксичные. Цианид калия KCN также кристаллизуется в воде. Однако он не подходит для экспериментов, проводимых дома, так как окисляется при контакте с кислородом, выделяя ядовитые газы.
  • Растворимые в воде и вступающие с ней в обратную реакцию.
  • Стабильные — достаточно долго сохраняющие исходный внешний вид и величину. В этом отношении не подойдут хромокалиевые квасцы. Хотя из них образуются красивые камни в форме октаэдра фиолетового цвета, но без раствора они быстро разрушаются в течение нескольких часов.
  • Недорогие, потому что требуются достаточно большие объемы.

Хорошее сырье:

  • Соль. Самый доступный способ — сделать кристалл из поваренной соли. Можно взять морскую.
  • Сахар. В качестве бонуса вы получите сладкое к чаю, что особенно обрадует детей.
  • Двойные соли — квасцы, из которых получаются красивые камни в виде правильного октаэдра. Это недорогой материал и свободно реализуется в аптеках, поскольку является средством для остановки кровотечения.
  • Медный купорос. Образует камни выразительного голубого цвета. Можно приобрести в химических и сельскохозяйственных магазинах. Выглядит как порошок глубокого синего цвета. Зеленоватый и со свалявшимися комочками лучше не брать — это показывает, что он отсырел и имеет слишком много примесей. Выращивать кристалл из такого материала будет трудно.
  • Соль Мора. Представляет собой белый или светло-голубой порошок. Из нее вырастают бледно-зеленые кристаллы. Реализуется в магазинах химреактивов.
  • Нитрат аммония. Из него получаются длинные и плоские бесцветные кристаллы. Продается в магазине для удобрений под названием «аммиачная селитра».
  • Нитрат серебра.

Проверяем яйца на способность плавать на воде

Снова используем банки с водой. В одну из них положите пару ложек соли и размешайте до растворения. Окуните по яйцу в каждую из банок. В соленой воде оно будет находиться на поверхности, а в обычной – опустится на дно.

Проводить дома химические опыты очень увлекательно. Вы сможете почувствовать себя немного экспериментатором, немного первооткрывателем, немного волшебником.

Вот смешивается розовый и прозрачный растворы, в результате получается зеленый. В бутылку на подоконнике залетело облако. При нагревании на чистом листе проступает таинственное послание, а из горящего песка поползли змеи. Скажешь, такое невозможно и без магии дело не обошлось? Но в основе всех этих явлений лежат химические законы. А для их осуществления понадобятся «реактивы», которые есть дома у каждого, или их можно приобрести в обычной аптеке.

Физические

Подобные научные эксперименты заинтересуют любознательного кроху, помогут ему получить новые знания:

  • о свойствах жидкости;
  • об атмосферном давлении;
  • о взаимодействии молекул.

Кроме того, под четким родительским руководством он без труда сможет все повторить.

Наполнение бутылки

Следует заранее подготовить инвентарь. Понадобится горячая вода, стеклянная бутылка и миска с холодной водой (для наглядности жидкость следует предварительно подкрасить).

Порядок действий таков:

  1. Необходимо налить в бутылку горячую воду несколько раз, чтобы емкость как следует прогрелась.
  2. Полностью вылить горячую жидкость.
  3. Перевернуть вниз горлышком бутылку и опустить ее в миску с холодной водой.
  4. Можно будет увидеть, что вода из миски начнет набираться в бутылку.

Почему же так происходит? Благодаря воздействию горячей жидкости бутылка наполнилась теплым воздухом. Остывая, газ сжимается, вследствие чего объем, занимаемый им, уменьшается, образуя в бутылке среду с пониженным давлением. Вода, поступая, восстанавливает равновесие. Этот опыт с водой без проблем можно провести дома.

Со стаканом

Каждый малыш даже в 3-4 года знает, что если перевернуть наполненный водой стакан, жидкость выльется. Однако есть интересный опыт, способный доказать обратное.

Порядок действий:

Налить воды в стакан.
Накрыть его куском картона.
Придерживая лист рукой, осторожно перевернуть конструкцию.
Руку можно убирать.

Удивительно, но вода не выльется – молекулы картоны и жидкости в момент соприкосновения перемешаются. Поэтому лист будет держаться, став своеобразной крышкой. Ребенку также можно рассказать об атмосферном давлении, что оно есть как внутри стакана, так и снаружи, при этом в емкости оно ниже, снаружи – выше. За счет этой разницы вода и не выливается.

Простой опыт с яйцом в домашних условиях

Для этого занимательного опыта нам потребуется 1 вареное яйцо и уксус.

Пошаговая инструкция:

  1. Возьмите достаточно глубокую стеклянную емкость и опустите в нее вареное яйцо в скорлупе.
  2. Залейте яйцо уксусной кислотой до верха.
  3. Понаблюдайте, как с поверхности яичной скорлупы начнут выделяться пузырьки. Реакция началась. Через пару часов яйцо превратится в «ежика», покрытого крупными пузырьками.
  4. Уберите емкость в безопасное место и подождите пару дней.
  5. Через 24 часа скорлупа станет мягкой, а яйцо упругим — словно мячик.
  6. Достаньте яйцо. Не забудьте надеть перчатки.
  7. Сполосните его под струей воды и дайте обсохнуть.
  8. Яйцо превратилось в необычный попрыгунчик.
  9. Возьмите фонарик, и направьте луч света на яйцо. Яйцо-попрыгунчик светится, а внутри у него можно рассмотреть желток.

Предупреждение родителям: этот эксперимент можно проводить только с отварным яйцом. Сырое яйцо для эксперимента не подходит.

Эксперимент 3

Итак, мы узнали, что в картошке крахмал есть, а в огурцах — нет. Как же его теперь оттуда, из картошки, достать?

Полезным отправным пунктом может стать наблюдение того факта, что вода становится мутной, если в нее несколько часов положить продукты, содержащие крахмал. Это становится особенно заметным, если в воде замочить зерна риса. Мутность означает, что из продукта в воду перешло некое вещество. Для того, чтобы показать это ребенку, рекомендуем приготовить образец заранее — например, замочить рис в тарелке с водой.

Необходимые материалы:

  • 3-6 картофелин (в зависимости от размера).
  • 150 г кукурузной муки.
  • Старые кухонные полотенца.
  • 4 пластмассовых чашки среднего размера.
  • 1-2 терки.
  • 2 фарфоровых тарелки или термостойких кристаллизатора.
  • Мерный стакан.
  • Вода.

Выберите один из продуктов (3-6 картофелин или 150 г кукурузной муки), измельчите его на терке, если это необходимо (в пластмассовой или металлической чашке).
Добавьте 300 мл воды к измельченным продуктам в чашке и перемешайте стеклянной палочкой.
Накройте вторую чашку кухонным полотенцем, вылейте смесь на полотенце и отожмите воду (жидкость). Соберите жидкость в чашку.
Поместите оставшуюся смесь в первую чашку, повторите этапы 2 и 3, но используйте только 200 мл воды

Подождите пять минут и осторожно слейте воду. Оставьте белый осадок на дне чашки

Переложите осадок на тарелку и поместите ее в духовой шкаф при температуре 180°C на 20 минут. После этапа сушки на тарелке останется плотное вещество беловатого цвета: крахмал.

Интересные эксперименты с водой

Вода – универсальное средство, при помощи которого можно создавать многие фокусы и удивлять маленьких исследователей. Дополнительно могут потребоваться материалы, присутствующие в каждом доме – бинт, сахар, масло.

Перевернутый стакан

Физика – очень интересная наука. С ее помощью можно показать необычные и удивительные свойства обычной питьевой воды. Например, можно доказать, что вода из емкости не прольется, если прикрыть ее горлышко обычной бумагой. Для этого понадобится стакан, вода и кусок плотной бумаги. Наливаем жидкость в стакан, прикрываем его небольшим куском бумаги и переворачиваем.

Вода не проливается, поскольку бумага прилипла к стакану и не выпускает жидкость.

Фокус с бинтом

Если прикрыть стакан бинтом и перевернуть его, то жидкость будет проливаться. Но можно сделать так, что бинт не будет пропускать воду наружу, не используя при этом дополнительных приемов. Для этого достаточно обернуть стакан или бокал куском бинта полностью.

Так создается пленка поверхностного натяжения, которая из-за небольшого размера отверстий в бинте не рвется под тяжестью жидкости.

Водолазный колокол

Как сделать так, чтобы бумага, помещенная в стакан, который опускают в воду, не промокла? Кажется невозможным. Но это не так. Следует создать водолазный колокол. Для этого в стакан помещают свернутый листок бумаги, чтобы он плотно прилегал к его стенкам. После стакан переворачивают и так опускают его на дно большой емкости с водой.

Вода не сможет пробраться в стакан, поскольку там находится воздух, поэтому бумага останется сухой.

Вода и лед

Вода может находиться в 3 состояниях – жидком, твердом (лед) и парообразном. Чтобы показать детям разные свойства жидкого и твердого состояния воды, можно показать им простой фокус. Для этого нужно заморозить несколько кубиков льда и бросить их в емкость с водой.

Лед не утонет, поскольку он легче воды.

Вода + масло

Постное или растительное масло значительно легче воды. Чтобы это показать и одновременно удивить малыша, можно проделать опыт. Для него потребуются:

  • жидкость;
  • сахар;
  • масло;
  • краситель.

Сначала готовят сахарный сироп и выливают его на дно стакана. Далее краситель растворяют в теплой воде и также аккуратно по стеночке выливают в стакан. Последний слой – растительное масло.

Запомните!При правильном выполнении должна получиться 3-цветная жидкость.

Опыт с сахаром

Используя сахар, можно создать интересное явление – радугу. Для этого потребуются самые простые ингредиенты – сахар, пищевой краситель и вода. Фокус получается при правильном создании сахарного сиропа разной консистенции. Для этого в несколько стаканов помещают разное количество сахара – в первый 1 ложку, во второй 2, в третий 3 и так далее. Воду в каждый стакан с сахаром добавляют в одном и том же количестве – по 3 столовые ложки.

Получившиеся сиропы нужно окрасить в разные цвета – синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый.

Приступаем к созданию радуги. Для этого в отдельный прозрачный стакан или другую емкость вливаем аккуратно сиропы по принципу – от более насыщенного к менее концентрированному. Чтобы цвета не смешивались нужно вливать каждый новый слой медленно по ложечке. В результате должна получиться разноцветная радуга.

Простые опыты на свойства металлов

Химические опыты для детей в домашних условиях можно проводить с металлами.

Для простых опытов будут нужны:

  • огонь;
  • кусочки различных металлов;
  • фольга;
  • медный купорос;
  • нашатырь;
  • кислота.

Для опыта с медной проволокой небольшой кусок металла закручивают в спираль и сильно накаляют на огне. Затем сразу же опускают в ёмкость с нашатырным спиртом. Реакция произойдёт моментально: металл начнёт шипеть, а чёрный налёт, образовавшийся при воздействии огня, сойдёт. Медная проволока снова заблестит. Опыт лучше проделать несколько раз, тогда цвет нашатыря станет синим.

Для следующего опыта потребуется твёрдый йод, измельчённый алюминий, тёплая вода. Йод смешивается с алюминием в равных долях. В смесь добавляется вода. Порошок начинает гореть, выделяя при этом фиолетовый дым.

В другом эксперименте будут участвовать:

  • канцелярская скрепка с хромовым напылением;
  • оцинкованный гвоздь из стали;
  • шуруп из чистой стали;
  • уксусная кислота;
  • 3 пробирки.

Этапы опыта:

  1. Металлические предметы помещают в пробирки, заливают кислотой, оставляют для наблюдений. В 1-ые дни наблюдается выделение водорода.
  2. На 4-ый день кислота в пробирках с металлическими предметами с покрытием начинает краснеть. В пробирке со стальным шурупом кислота приобретает оранжевый цвет, появляется осадок.
  3. Спустя 2 недели в пробирке со скрепкой кислота окрашивается в красный цвет, но только в верхних слоях. Там где находится скрепка, кислота бесцветная. После извлечения скрепки видно, что её внешний вид не изменён.
  4. Кислота в пробирке с гвоздём окрашена с плавным переходом красного цвета в бледно-жёлтый. Гвоздь не изменился.
  5. В 3-ей пробирке наблюдается также слоевое окрашивание жидкости и осадок. Шуруп почернел, верхние микрослои металла разрушились.

Для следующего опыта нужно приготовить синий раствор медного купороса (растворить в воде несколько кристаллов, размешать). Положить в пробирку не ржавые гвозди, залить раствором. Через некоторое время раствор станет зелёным, а гвозди приобрели цвет меди. Это произошло потому, что железо вытеснило из жидкости медь, вытесненная медь осела на металлические предметы.

Для проведения эксперимента «Водородная перчатка» будут нужны:

Последовательность действий:

  1. Солевой раствор и раствор медного купороса одновременно наливаются в колбу. При смешивании получается жидкость цвета морской волны.
  2. Из фольги сделать ком и поместить в отверстие колбы. Сразу же бурно начинает выделяться водород.
  3. Надеть на горлышко резиновую перчатку, моментально её заполняет газ.
  4. При соприкосновении с огнём перчатка разрывается, газ воспламеняется. Жидкость в сосуде постепенно приобретает грязно-серый оттенок.

Опыты для детей «Космический запуск ракеты»

 Для этого опыта и создания натуральности выпуска летального аппарата потребуются предметы:

  • Цветная бумага;
  • Бутылка с прессованной пробкой;
  • Клей ПВА;
  • Ножницы;
  • Питьевая вода – 0,5 стакана;
  • Воронка;
  • Сок, выжатый из одного лимона;
  • Пищевая сода – 0,5 чайной ложки;
  • Туалетная бумага, небольшого размера;
  • Нитки.

Запуск модели ракеты производится в строгой последовательности действий:

  1. Пробка будет служить корпусом космического аппарата. Она не должна слишком плотно закрывать горлышко бутылки. Стеклянная тара является своего рода платформой для старта.
  2. При помощи ножниц и красочной бумаги необходимо сформировать крылья для ракеты. Закреплять клеем. В итоге должен получится макет летального аппарата, который с легкостью входит в горлышко бутылки.
  3. При помощи воронки, в стеклянную емкость наливается вода и лимонный сок. Затем полученная смесь перемешивается и дожидается своего звездного часа.
  4. В кусочек туалетной бумаги всыпается пищевая сода и заворачивается нитками. Клубочек должен получится такого размера, чтобы он без особых усилий смог попасть в подготовленную бутылку.
  5. Место для запуска космолета необходимо продумать заранее. Так как его стремительный полет может погубить люстру на потолке.
  6. Далее, комочек с содовым порошком опустить в бутылку с раствором. А на горлышко надеть макет ракеты. Но при этом вхождение летального аппарата в турбину запуска не должно быть слишком плотным.
  7. Через несколько секунд ожиданий можно лицезреть практически на настоящий космический запуск, отличный опыт для детей.

Удивительная соль

Обычная соль есть сегодня в каждом доме, без нее не обходится ни одно приготовление еды. Можно попробовать сделать красивые детские поделки из этого доступного продукта. Для этого не потребуется специальная лаборатория, так как всё можно сделать дома. Понадобится только соль, вода, проволока и немного терпения.

Соль имеет интересные свойства. Она может притягивать к себе воду, растворяясь в ней, увеличивая при этом плотность раствора. Но в перенасыщенном растворе соль опять превращается в кристаллы.

Для проведения эксперимента с солью из проволоки сгибают красивую симметричную снежинку или другую фигурку. В банке с теплой водой растворяют соль, пока она не перестанет растворяться. Опускают в банку согнутую проволоку, и ставят в тенек на несколько дней. Проволока обрастет в результате кристаллами соли, и станет похожа на красивую ледяную снежинку, которая не растает. То, что получилось в результате опыта, хорошо видно на картинке.

Увлекательные опыты с содой

Пищевая сода найдется в каждом доме. С ее помощью можно продемонстрировать интересные фокусы.

Лимонный вулкан

Для его создания потребуются:

  • 2 больших лимона;
  • сода;
  • красители или краски;
  • жидкое мыло;
  • поддон или мисочка;
  • деревянная палочка для размешивания. 

В 1 лимоне вырезают отверстие и палочкой мнут сердцевину. Из другого фрукта выжимают сок, смешивают его с мылом. Далее в отверстие заливают краску, засыпают соду – появятся пузырьки. Для усиления эффекта внутрь вливают лимонный сок с мылом.

Электрические угри

Такой фокус очень нравится детям дошкольного возраста. Чтобы завести собственных электрических угрей в стакане необходимо:

  1. Приобрести несколько мармеладных червячков и разрезать их пополам.
  2. В стакан с жидкостью добавить соду, поместить туда червячков и оставить на 20-30 минут.
  3. Далее червяков вынимают из раствора соды и помещают в уксус. При этом они начнут шевелиться, как живые.

Бомбочки для ванны

Создать веселые шарики, которые при опускании в воду начинают шипеть и пениться, не сложно. Для этого понадобятся такие материалы:

  • детское масло (1 столовая ложка);
  • пищевая сода (1 стакан);
  • лимонная кислота (половина стакана);
  • краситель.

Для создания бомбочек нужно просто смешать все ингредиенты, тщательно размять и скатать небольшие шарики.

Яйцо с хрустальными жеодами

Молекулярная связь и химия.

Этот эксперимент позволяет выращивать кристаллы внутри яичной скорлупы. Обязательно нужен порошок квасцов, который содержит калий, иначе вы не получите никакого кристаллического роста. Добавьте несколько капель пищевого красителя для цвета. Прекрасно сформированная жеода потребует 12-15 часов, чтобы вырасти, это большой проект на выходные. 

Вот что вам нужно:

  • пластиковый контейнер
  • клей
  • горячая вода (почти кипящая)
  • краситель
  • яичная оболочка, скорлупа яйца
  • квасцы (вы можете найти их в интернете или магазине здорового питания)
  • перчатки

Убедитесь, что скорлупа яйца чистая и сухая, а затем покрасьте её клеем внутри. После нанесения клея на яйцо посыпьте его квасцами и дайте высохнуть в течение ночи или нескольких часов.

Квасцы не стоит оставлять без присмотра: приём внутрь больших количеств квасцов опасен.

На 2 чашки воды берём до 3/4 чашки квасцов, однако квасцы могут быть дорогими, поэтому берите 1 чашку воды и 3/8 чашки квасцов. Итак, берём 1 стакан горячей воды, краситель, перемешиваем до получения однородной массы, а затем добавляем квасцы. Перемешайте снова, пока все квасцы не растворятся, а затем поместите яйцо в эту воду, открытой стороной вверх.

Позвольте яйцу сидеть в этом растворе 12-15 часов. Если вы хотите большие кристаллы, держите их в растворе ещё дольше. 

После того, как вы достанете яйцо из раствора, поместите его на сушилку, дайте высохнуть в течение нескольких часов. Кристалл всё ещё будет хрупким, но уже не таким хрупким, как сразу после раствора. Кристаллам нужно затвердеть на воздухе, а потом при желании из можно вынуть из скорлупы.

Эксперимент 2

В предыдущем эксперименте мы узнали, что при смешивании крахмала с водой образуется липкое вещество. Крахмал является природным сырьем. Как же узнать где есть крахмал, а где его нет?

Итак, в этом эксперименте используется два образца: положительный образец, содержащий кукурузный крахмал, и отрицательный образец, содержащий вещество, которое по виду похоже на кукурузный крахмал (например, сахарная пудра).

Перед началом эксперимента предложите детям подумать о том, какие продукты могут содержать крахмал. Они могут проверить свои предположения, используя метод определения, приведенный ниже.

Необходимые материалы:

  • Раствор Люголя (раствор йода/раствор иодида калия).
  • Одноразовые пипетки.
  • Лабораторные пробирки или небольшие стеклянные емкости, в которых можно смешивать исследуемые вещества с раствором Люголя (вполне подойдет и кухонная утварь — например, рюмки).
  • Кукурузный крахмал и сахарная пудра для контрольных образцов.
  • Пищевые продукты, содержащие крахмал, например, картофель, заранее замоченные зерна пшеницы, кукурузная мука.
  • Пищевые продукты, не содержащие крахмал, например, огурцы.

Используйте лопатку, чтобы поместить небольшое количество кукурузного крахмала в лабораторную пробирку

Добавьте 2 мл (1/2 чайной ложки) воды, осторожно встряхните пробирку. Затем добавьте в пробирку 4 капли раствора Люголя

Что произошло? В образцах, содержащих крахмал, раствор примет характерную синюю окраску.

Присутствует ли крахмал в вашем клеевом карандаше? Теперь вы можете сами проверить это.

Пришло время узнать в каких же продуктах содержится крахмал. Предложите своему ребенку заполнить следующую таблицу:

Продукт Инструкции Крахмал Нет крахмала
Картофель Капните 4 капли раствора Люголя на половинку картофелины.    
Огурец Отрежьте несколько ломтиков огурца и капните на них несколько капель раствора Люголя.    
Рис Раздробите несколько зерен риса и поместите их в пробирку. Добавьтее несколько капель раствора Люголя.    
Кукуруза Раздробите несколько зерен кукурузы в ступке, поместите их в пробирку. Добавьтее несколько капель раствора Люголя.    

Опыты детям 7 лет

Опыт для детей — яйцо в бутылке

Потребуется:

  • отваренное вкрутую куриное яйцо;
  • стеклянная бутылка с широким горлом;
  • бумага;
  • спички/зажигалка.

Процесс проведения:

  1. В бутылку поместить небольшой зажженный лист бумаги.
  2. Очищенное яйцо положить на горловину бутылки острым концом вниз. Яйцо перекроет доступ кислорода, необходимого для обеспечения процесса горения. Пламя погаснет, остывающий воздух начнет сжиматься и яйцо всосется в бутылку.

Опыт для детей — гашение свечи углекислым газом

Данный научный опыт для детей призван продемонстрировать воздействие углекислого газа на процесс горения.

Потребуется:

  • стеклянная чаша;
  • пищевая сода;
  • уксус;
  • плавающая свеча;
  • спички/зажигалка.

Процесс проведения:

  1. Сбоку от чаши поставить зажженную свечу.
  2. В чашу насыпать соду, погасить ее уксусом. В результате реакции в емкости будет скапливаться углекислый газ.
  3. Верхний край чаши аккуратно наклонить в сторону свечи. Углекислый газ не поддерживает горение и гасит пламя.

Опыт для детей — возобновление горения

Опыт демонстрирует важность кислорода для процесса горения. Потребуется:

Потребуется:

  • стакан;
  • перекись водорода;
  • перманганат калия;
  • деревянная шашлычная шпажка/сухая веточка;
  • спички/зажигалка.

Процесс проведения:

  1. В стакан налить перекись водорода.
  2. Всыпать в жидкость немного марганцовки. Начнется бурная реакция, сопровождающаяся выделением кислорода.
  3. Опустить в стакан тлеющую палочку так, чтобы она не погрузилась в жидкость. Из-за большой концентрации кислорода пламя разгорится с большой силой.

Опыт для детей — вулканы

Описанные ниже вулканы могут извергать обильное количество «лавы», поэтому опыт рекомендуется проводить либо в ванной, либо на улице, либо дополнительно использовать большой таз.

Вулкан в колбе

Потребуется:

  • средство для мытья посуды;
  • перекись водорода 30%;
  • жидкие пищевые красители;
  • сухие дрожжи/ йодид калия;
  • колба;
  • защитные перчатки.

Процесс проведения:

  1. Моющее средство смешать с перекисью.
  2. Добавить по паре капель красителей.
  3. Всыпать сухие дрожжи или флакон йодида калия.
  4. Взболтать смесь в колбе. Вулкан готов.

Мини-вулканы

Потребуется:

  • пластиковые стаканчики емкостью 0,2 литра;
  • пищевая сода;
  • пищевые красители;
  • уксус;
  • ложка/палочка для размешивания;
  • защитные перчатки.

Процесс проведения:

  1. В стаканчики насыпать по 2 чайные ложки соды.
  2. Добавить к соде немного красителя, тщательно перемешать полученную смесь.
  3. Поместить стаканчики в ванну или таз.
  4. Влить в каждый стаканчик уксус. Мини-вулканы готовы.

Разноцветный вулкан

Потребуется:

  • вода;
  • пищевая сода;
  • жидкие пищевые красители;
  • маленький пластиковый стаканчик;
  • ложка/деревянная палочка;
  • уксус;
  • защитные перчатки.

Процесс проведения:

  1. Смешать соду с водой в таких пропорциях, чтобы получилась напоминающая влажный песок масса.
  2. Сформировать из содовой массы вулкан, оформить его жерло в виде углубления.
  3. Задекорировать склоны вулкана разноцветными красителями.
  4. В жерло вулкана положить смесь из сухой соды и красного красителя.
  5. Влить в жерло вулкана уксус. В результате вулкан начнет извергать из себя красную лаву.

Для наглядности прилагается процесс выполнения опытов для детей в видео мастер-классе.

Светящиеся пузыри и сухой лед

Сублимация.

Когда вещество переходит непосредственно из твёрдой фазы в газовую, не становясь жидкостью, оно сублимируется. Этот удивительный эксперимент позволяет создать светящиеся пузыри. Пузыри словно из другого мира — они светятся и поднимаются из дыма (который получается при таянии сухого льда, без жидкой фазы). Естественно, мы рекомендуем взрослому человеку самому работать с сухим льдом (его контакт с кожей может вызвать ожог) и проконтролировать этот эксперимент.

Шумный поток дымных пузырьков!

Но для того, чтобы провести этот эксперимент, вам, помимо сухого льда, понадобятся ещё светящиеся палочки. Их можно купить в магазинах Фикс-прайс, целый набор за 50 рублей, это недорого.

Добавим сухой лёд в тёплую воду (достаточно примерно половины льда от объёма воды) и можем наблюдать за красивым белым паром; добавим сухой лёд в мыльный раствор — и получим отличные мыльные пузыри, наполненные углекислым газом! А теперь самое интересное: добавляем в ёмкость немного воды, жидкое мыло и содержимое светящихся палочек — вот так и получаем искомые светящие пузыри в инопланетном тумане!

Благодаря сухому льду можно газировать жидкости и замедлять химические реакции. Именно его используют для создания спецэффектов — густого тумана.

При нажатии на сухой лёд ложкой можно услышать попискивание. Это результат ускоренной сублимации (переход из твёрдого состояния в газообразное). НО: берите его в руки только в перчатках!

Популярные вопросы

Какие меры предосторожности необходимо соблюдать?
Любые опыты с химическими реактивами, огнем должны проводиться под руководством взрослых. При необходимости следует одевать защитные перчатки, маски и другие приспособления.

С какого возраста можно экспериментировать?
Начинать участвовать в экспериментах ребенок может с того возраста, когда он уже начинает понимать и слушаться родителей

Опыты, которые могут быть опасными (с огнем, химикатами), лучше проводить со зрелым ребенком школьного возраста (с 8-10 лет).

Дети очень любят необычные вещи – опыты, фокусы, эксперименты. При этом родители могут не только удивить юного испытателя, но и научить его полезному, а также полюбить такие науки как физика и химия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector