Дыхательная гимнастика для детей: эффективные упражнения и техника выполнения

Содержание:

Мнение врачей

На протяжении всей лечебной практики А. Н. Стрельникова подвергалась критике со стороны врачей за противоречащие физиологии дыхания принципы гимнастики и несоблюдение врачебной этики (лечение пациентов без медицинского образования).

После проведения небольшого исследования в 1986 году с тремя группами пациентов результаты были неоднозначными — всего у трети больных наблюдалось некоторое улучшение (большинство их них с заиканием), зато у троих возникли сосудистые катастрофы. Больших исследований с крепкой доказательной базой на тему безопасности и эффективности методики не проводилось.

Тем не менее, существует множество писем пациентов, несколько рецензий врачей, которые свидетельствуют о хороших результатах.

Ошибки и отрицательное влияние на организм

Существуют негативные суждения о механизмах действия гимнастики на организм:

  1. Бронхи в норме расширяются на входе и немного суживаются на выдохе. Вследствие гиперреактивности их стенок, отеке, закупорке слизью при астме воздух проходит на вдохе, а на выдохе возникает препятствие (появляется экспираторная одышка). Делая гимнастику Стрельниковой при тяжелой астме, пациент нагнетает воздух в грудную клетку, тем самым обеспечивает себе эмфизему — повышенную воздушность легких.
  2. Эффект от гимнастики объясняется разрывом альвеолярно-гематического барьера при резком и сильном вдохе и дальнейшем увеличении оксигенации крови. Напротив, при деформации морфофункциональной единицы легких — ацинуса с альвеолами — и нарушении аэрогематического барьера происходит снижение дыхательной функции.
  3. Усиленное дыхание приводит к кратковременному повышению кислорода в крови (в течение нескольких минут). В дальнейшем гипервентиляция способствует обратным процессам: гемоглобин перестает активно отдавать кислород тканям, снижается активность ферментов и витаминов, РН крови сдвигается в щелочную сторону (алкалоз) — возникает парадоксальное кислородное голодание. Сосуды головного мозга на изменение кислотности среды реагируют спазмом, от этого могут возникнуть проявления в виде повышения активности или эйфории или других симптомов.
  4. Сама методика частого и интенсивного дыхания способствует повышению ЧСС, усиленной трате сердечных ресурсов. Сдвиг РН в щелочную сторону может провоцировать аритмии и ишемию миокарда. Это может отрицательно сказаться на состоянии людей, имеющих заболевания сердца.

Положительное влияние

Стрельниковская гимнастика дает следующий положительный эффект:

  1. Повышение общего тонуса организма и иммунитета за счет динамических упражнений.
  2. Ускорение обменных процессов и оксигенации (в первые минуты).
  3. Укрепление мускулатуры, участвующей в акте дыхания. Повышение тонуса мышц приводит к исправлению различных деформаций грудной клетки и позвоночника.
  4. Массаж органов живота. Движения диафрагмы влияют на внутрибрюшное давление.
  5. Восстановление носового дыхания (у детей с затрудненным носовым дыханием развивается умственная отсталость).
  6. Ликвидация некоторых морфологических изменений в легких и бронхах (спайки, застойные очаги и др.).
  7. Усиление крово- и лимфоснабжения органов грудной клетки.
  8. Восстановление нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны ЦНС — возникает новый осознанный стереотип дыхания. Изменение динамического стереотипа дыхания полезно больным бронхиальной астмой при нарушении скоординированного движения дыхательной мускулатуры и спазме диафрагмы, а также пациентам с логоневрозом и потерей голоса.
  9. Положительный эффект у внушаемых и эмоциональных пациентов.

Выполнение упражнений Стрельниковой является действенным методом профилактики заболеваний ЛОР-органов и нижних дыхательных путей, повышения жизненного тонуса и укрепления психофизического состояния детей. При заболеваниях применять парадоксальную гимнастику следует только после консультации специалиста.

Тренировка дыхания, с помощью речевого материала

Овладев правильным выдохом, ребенок должен научиться выполнять задания по развитию речевого дыхания.

Научится правильному произношению слогов и звуков. Для этого потребуется постоянное проговаривание слогов, гласных звуков на одном выдохе.
Выучить маленькие стишки. Лучше для развития дыхания подойдут маленькие стихи четверостишья

При их проговаривании обращаем внимание на комбинацию вдоха и выдоха, полученные ребенком во время проговаривания стиха.. Существуют также специальные игры, содержащие в себе упражнения для дыхательной системы и постановки речи, подходящие для любого возраста

Существуют также специальные игры, содержащие в себе упражнения для дыхательной системы и постановки речи, подходящие для любого возраста.

«Маятник»

Начальное положение – стоим прямо, ноги раздвинуты, руки в замке подняты вверх. Делаем глубокий вдох, наклоняемся в сторону, выход – произносим «Бум». Последнюю букву тянем.

«Вождение»

Начальное положение такое же, руки впереди сжаты в кулаки. Делаем вдох – крутим кулаки как на руле, выдох – говорим «ррр».

«Хлоп»

Ребенок встает на колени, руки вдоль туловища. Делаем вдох – разводим руки, выдох — сводим и хлопаем в ладоши, проговаривая «Хлоп».

Этот комплекс упражнений, проводимый в форме игры, подходит для детей от 2 лет и дошкольного возраста. Их необходимо делать ежедневно по 6–8 раз.

Хорошо развитое речевое дыхание, с помощью упражнений поможет развить произношение звуков и слогов, которые в дальнейшем превратятся в четкие и понятные слова

Поэтому очень важно проводить занятия по дыханию у детей с раннего возраста или только начинающих произносить слова и фразы, для предотвращения речевых дефектов в будущем

https://youtube.com/watch?v=-sDW2YIfFZs

Цели и задачи дыхательной гимнастики в детском саду

Воспитатели ДОУ вводят в занятия с группой дыхательную гимнастику с единой задачей – укрепить дыхательную систему дошколят.

Целей ставится гораздо больше:

  1. Укрепление иммунитета
  2. Развитие мышц гортани, носоглотки и т.д.
  3. Корректировка дефектов речевого дыхания
  4. Повысить уровень кислорода в крови
  5. Улучшить обменные процессы детского организма
  6. Научить детей носовому дыханию
  7. Избавиться от поверхностного дыхания
  8. Развить плавный вдох, длительный выдох
  9. Укрепить физиологическое дыхание дошкольников
  10. Тренировать силу, ритм вдоха-выдоха.

Одновременно с укреплением дыхательного и речевого аппарата воспитатели развивают интеллект малышей в детском саду. Тренировки проводятся под музыку, читаются стихи для создания ритма движений. Все это благотворно влияет на общее развитие детей. По этой причине, говорить о вреде или отсутствии пользы дыхательных тренажеров весьма глупо.

Лечебная гимнастика

Ниже приведен комплекс дыхательной гимнастики для детей, задачей которого является устранение кашля. Все эти упражнения, которые рекомендуются малышам с двухлетнего возраста, развивают речевой аппарат, дыхательную мускулатуру, мышцы позвоночника и рук, а также координацию движений.

1. «Пузырики».
Малыш должен глубоко вдохнуть через нос. Щечки при этом раздуваются, словно пузырики. Затем следует сделать очень медленный выдох через немного приоткрытый рот. Упражнение повторяют два-три раза.

2. «Насосик».
Перед началом выполнения упражнения малышу необходимо поставить руки на пояс. Затем ребенку при вдохе следует слегка присесть, а при выдохе — выпрямиться. Приседания постепенно должны становиться ниже. Вдох и выдох — несколько длительнее. Повторить «Насосик» не менее трех-четырех раз.

3. «Говорилка».
Малыш должен ответить на вопросы взрослого о том, как говорит паровозик (ту-ту-ту) или как сигналит машинка (би-би-би). Можно просто пропеть любые гласные звуки.

4. «Курочки».
Это упражнение взрослый должен делать вместе с ребенком. Следует встать, наклониться, свободно свесить руки и опустить голову. Произнося «так-так-так», нужно одновременно похлопывать по коленкам и делать выдох. На вдохе необходимо выпрямить туловище и поднять вверх руки. Повторить не менее пяти раз.

Эти и другие упражнения дыхательной гимнастики для детей можно чередовать и комплектовать по-своему. Их желательно выполнять малышам с хроническим насморком или при частых ОРВИ. Такие занятия помогут при ларинготрахеитах и гайморитах.

Для чего нужна тренировка дыхания?

Одним из жизненно важных процессов, происходящих в организме человека, является дыхание, отвечающие за обеспечение поступления кислорода в организм и выведение углекислого газа. Однако не всегда этот процесс выполняется правильно, что приводит к возникновению проблем со здоровьем. Поэтому дыхательную функцию организма нужно по возможности развивать.

Существуют разные способы тренировки. Так, могут развиваться такие типы дыхания:

  • верхнее (для увеличения объема легких первоначально вверху грудной клетки проводят вдох, живот напрягается),
  • среднее (грудная клетка и ребра при вдыхании воздуха расширяются, диафрагма понимается),
  • нижнее (дыхание животом),
  • полное (участвуют вся грудная клетка),
  • обратное (на вдохе живот расслаблен, грудная клетка не увеличивает свой объем),
  • с задержкой.

Показания

Для чего нужна дыхательная гимнастика? Польза дыхательной гимнастики для здоровья людей неоценима. Неправильное дыхание может привести к:

  • быстрому утомлению без видимой причины,
  • бессоннице,
  • более быстрому старению организма,
  • снижению иммунитета,
  • депрессиям,
  • головным болям.

Кроме того, именно в нетренированных легких образуется благоприятная микрофлора для развития различных видов инфекций, провоцирующих воспалительные процессы в бронхах и легких. А также неправильное дыхание сказывается на скелетно-мышечной системе человека.

Упражнения на дыхание также используются для лечения болезней, в большинстве случаев связанных с заболеваниями легких, но могут применяться для лечения других болезней. Очень хорошо помогают упражнения для развития легких в комплексе с ЛФК (лечебно-оздоровительной физкультурой).

Тренировать легкие можно как в домашних условиях, так и записавшись на занятия к тренерам в лечебно-оздоровительные или спортивные комплексы (спортзалы).

Занимаясь дома, важно определить, для чего необходима дыхательная гимнастика и уже исходя из этого, выбрать нужный комплекс упражнений дыхательной гимнастики. Дома можно включить спокойную музыку, неплохо помогает приготовиться к дыхательной гимнастике зарядка, что также благотворно влияет на организм, укрепляя иммунитет

Также показано развивать легкие женщинам, мечтающим долго сохранить свою красоту. Натренировать слабые легкие , значит, обеспечить достаточное количество, необходимого кислорода в организме, что позволит придать коже эластичность, здоровый вид, не допустить раннего старения кожи и появления морщин.

Упражнения для дыхательной системы незаменимы при предупреждении и лечении профессиональных заболеваний. Как правильно выполнять такие упражнения и как развить легкие, можно уточнить у врача или воспользоваться готовыми комплексами, например, помочь может тибетская дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения очень полезны для детей, особенно с патологиями органов дыхания. Этот способ является одним из лучших для повышения иммунитета и благоприятного воздействия на эмоциональное состояние ребенка.

Противопоказания

Однако, несмотря на пользу упражнений, стоит помнить, что они, как и любой способ лечения, имеют свои противопоказания. Примерно половине людей нельзя в полной мере применять этот способ профилактики и лечения заболеваний, так как они могут оказать негативное влияние и не только не помочь при лечении заболевания а, наоборот, навредить организму.

Каждый человек имеет свои индивидуальные особенности, исходя из чего, можно сделать, вывод, чем полезна дыхательная гимнастика или чем она вредна для конкретного человека. В любом случае, перед тем как тренировать легкие, необходимо уточнить у врача-специалиста, как делать дыхательную гимнастику правильно.

Кроме индивидуальных, есть общие противопоказания и противопоказания к каждому комплексу отдельно, например, гимнастика Стрельниковой запрещена при сильном повышении давления, после инфаркта, при близорукости.

Беременным женщинам и кормящим матерям не рекомендованы большие нагрузки, включая тренировки дыхания

Дыхательную гимнастику нужно с осторожностью назначать людям с:

  • сердечно-сосудистыми заболеваниями,
  • воспалениями в малом тазу,
  • грыжей пищевода,
  • аденомиозом,
  • обострениями хронических болезней.

Польза дыхательных упражнений для детей

Хотя дыхательная гимнастика для детей состоит из простых упражнений, многие семьи ощутили ее благотворное влияние на здоровье ребенка. Это связано с тем, что во время выполнения упражнений на дыхание для детей кровь активно насыщается кислородом. В результате улучшается работа сердечно-сосудистой системы, головного мозга, легких, нервной системы, органов пищеварения.

Выполнение упражнений для дыхательной гимнастики для детей – отличная профилактика заболеваний органов дыхания. Такая гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, развивает еще не совсем совершенную дыхательную систему малыша. Особенно эффективно зарекомендовали себя дыхательные упражнения у деток, которые страдают бронхиальной астмой, бронхитами, частыми простудными заболеваниями. Дыхательную гимнастику часто назначают врачи в дополнение к лекарственному и физиотерапевтическому лечению болезней дыхательной системы. Ее применение значительно облегчает течение болезни, уменьшает риск развития осложнений.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н.

В основе методики лежит акцент на характере вдоха. Если для вдоха характерно раскрытие грудной клетки, то в гимнастике Стрельниковой она сжимается из-за положения тела. Для этого используются наклоны, сжимания руками, скручивания. После комплекса упражнений у детей налаживается обмен кислорода в организме, способствующий улучшению общего самочувствия. Наступает облегчение при серьезных заболеваниях: астме, сахарном диабете, неврологии, пневмонии.

Характерная особенность упражнений по Стрельниковой – ритм строевого шага. Комплекс состоит из 14 вариантов. В базу входят три основных:

  1. Ладошки. Исходное положение: вертикальное с поднятыми ладонями. Руки до локтей слегка прижаты к туловищу. При носовом вдохе сжимаются кулаки, но только движением кистей. Они повторяются четыре раза в резком темпе. Ребенок, как бы принюхивается. Выдох без движений. С перерывами в 5 секунд упражнение повторяется 24 раза.
  2. При прямой стойке ребенок со сжатием опускает вниз руки. При быстром вдохе он кулачками толкает вниз воображаемый предмет. Отдых после восьми коротких вдохов. Повтор 12 раз.
  3. Насос. Вертикальная, прямая стойка с опущенными руками. Туловище слегка нагибается вперед, спина округляется. Голова и шея не напрягаются. После быстрого вдоха, туловище выпрямляется. Делается 8 вдохов с 12-тью подходами.

Гимнастика по Стрельниковой интенсивная, поэтому сразу весь комплекс делать не стоит. Можно постепенно вводить по одному новому. При ежедневном выполнении занятий по два раза, ребенку обеспечено гармоничное и здоровое развитие.

Занятие по дыхательной гимнастике в детском саду

При проведении занятий дыхательной гимнастикой в ДОУ следует учитывать возрастные особенности дошкольников и уровень сложности упражнений. Выполнение комплекса из 5–7 заданий занимает 8–12 минут. Этапы проведения гимнастики:

  1. Вводная часть: упражнения, не требующие сложных комбинаций движений, вдох-выдох в обычном темпе — 2–3 минуты.
  2. Основная часть: задания с комбинацией темпа вдоха-выдоха и усложнёнными движениями, а также с изменением позы тела — 4–5 минут.
  3. Заключительная часть: упражнения на восстановление ритма дыхания, положение тела статично — 2–3 минуты.

В ходе гимнастики можно использовать разнообразные атрибуты с целью повышения мотивации дошкольников

Видео: занятие по дыхательной гимнастике «Путешествие в лес» в младшей группе

Watch this video on YouTube

Умение правильно дышать крайне важно для ребёнка. Ведь это не только необходимый базис для крепкого здоровья, но и условие для полноценного умственного развития

Задача воспитателя — облечь дыхательную гимнастику в занимательную игровую форму. На помощь придут забавные стихотворения и интересные пособия. Выполнение несложных упражнений постепенно войдёт у дошкольников в привычку и сделает времяпрепровождение в детском саду ещё увлекательнее.

Эффективная методика

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей считается даже несколько парадоксальной. Именно поэтому данный комплекс стоит особняком от других

В основе этой системы находится нетрадиционный подход, который предполагает уделять пристальное внимание не процессу дыхания в целом, а только качеству и характеру вдохов. Иначе Стрельниковой рассматривается и выдох

Его автор уникального метода относит к естественному следствию процесса вдыхания.

Гимнастика Стрельниковой строится на том, что во время вдоха идет не расширение, а сжатие грудной клетки. Это происходит искусственно благодаря обхватыванию ребер руками, наклонам и поворотам корпуса. Насколько этот метод действеннее других, пускай спорят специалисты. Родителей интересуют только полученные результаты.

Как правильно проводить дыхательную гимнастику

С помощью дыхательной гимнастики ребенка учат дышать правильно – при вдохе максимально наполнять воздухом легкие, расширяя грудную клетку, а на выдохе легкие освобождать от остаточного воздуха, буквально выталкивая его сжиманием легких. Ведь в случае, когда ребенок не делает полноценного выдоха, в легких остается немного отработанного воздуха. Этот воздух препятствует поступлению свежего воздуха в необходимом количестве.

Специалисты рекомендуют делать упражнения для дыхательной гимнастики для детей по 10-15 минут два раза в день. После последнего приема пищи должно пройти не менее часа. Можно выполнять дыхательную гимнастику в начале комплекса физических упражнений, утренней зарядки. А можно заниматься дыханием отдельно.

Очень важно заинтересовать ребенка, так как в начале дыхательные упражнения могут ему показаться скучными и сложными. Можно давать веселые или смешные названия упражнениям, проводить занятия в игровой форме, использовать при выполнении упражнений любимые игрушки

В теплое время года дыхательные упражнения для детей лучше всего проводить на свежем воздухе. В холодный период перед началом занятий следует проветрить комнату.

Важно во время выполнения дыхательной гимнастики следить за малышом, чтобы не пропустить симптомы гипервентиляции легких, такие как изменение цвета лица, учащенное дыхание, чувство покалывания в конечностях, дрожание кистей рук. При появлении таких признаков, занятие необходимо прекратить

В случае если у ребенка начинает кружиться голова во время выполнения упражнений, делают следующее: ладошки складывают «ковшиком» вместе, подносят их к лицу и малыш глубоко в них дышит несколько раз. Затем можно продолжать дыхательную гимнастику.

Виды

Существует несколько основных видов, которые получили наибольшее распространение среди детей. Бесспорным лидером считается дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой. Педагог-фониатр изначально придумала комплекс упражнения для тех, кто занимается вокалом, но методика оказалась полезной и для лечения — собственная дочь Стрельниковой, страдающая сердечным недугом, смогла заметно поправить свое состояние, пользуясь методикой матери.

Гимнастику Стрельниковой ценят врачи всего мира, называя ее «русской гимнастикой». Ее рекомендуют для облегчения дыхания при кашле любого происхождения. Гимнастику ценят спортсмены, певцы, актеры. Для детей методика нашла самое широкое применение.

Метод основан на вдохах разной глубины и частоты, на чередовании носовых и ротовых вдохов и выдохов. Правильные вдохи и выдохи по методу Стрельниковой рекомендуются беременным, чтобы избавиться от токсикоза, освоить дыхание в родах. В детском возрасте такая гимнастика имеет свои показания и противопоказания, о них расскажем ниже.

Пример занятия по методу Александры Стрельниковой смотрите в видео ниже.

Еще один вид дыхательных упражнений — гимнастика по К. Бутейко. Константин Бутейко — врач-физиолог, который в середине прошлого столетия открыл собственную методику лечения заболеваний дыхательными упражнениями. Доктор был убежден, что причиной недугов является именно глубокое дыхание, а потому его система основана на подавлении глубоких вдохов и выдохов. Детям метод поверхностного дыхания по Бутейко рекомендуется не с самого раннего возраста. Оптимальным возрастом для начала занятий считается возраст от 4-5 лет и старше. Метод позволяет ребенку не только избавиться от мучащих его респираторных заболеваний, но и от кожных недугов — аллергии, дерматита.

Также некоторые родители вполне успешно практикуют дыхательные упражнения из хатха-йоги, китайской гимнастики цигун и многие другие.

По своему предназначению дыхательные упражнения можно условно разделить на:

  • общеукрепляющие, профилактические;
  • лечебные;
  • логопедические;
  • развивающие.

По технике выполнения все дыхательные упражнения могут быть динамическими и статическими. Первые выполняются строго в движении, сочетаются с зарядкой или гимнастикой. Статические делают в состоянии покоя — дыхательные упражнения в этот момент являются единственной нагрузкой.

Для укрепления иммунитета

Оградить малыша от простуд — задача непростая. Вирусы и микробы часто одолевают ребенка, ослабляя его иммунитет. Каков выход из этой ситуации? Разумеется, можно обратиться к врачу и поить свое чадо таблетками или применить бабушкины рецепты. Однако знайте, что ни то, ни другое не понадобится, если заняться упражнениями дыхательной гимнастики. Вот некоторые из них:

1. «Большой и маленький».
На вдохе малыш должен встать на цыпочки и потянуться руками вверх. Такая поза показывает, какой он большой. Данное положение должно быть зафиксировано в течение нескольких секунд. На выдохе малыш опускает ручки вниз и садится на корточки. При этом он говорит «ух», обхватывает коленки руками, пряча между ними голову. Поза говорит о том, что он маленький.

2. «Паровозик».
С ребенком следует ходить по комнате. Согнутые руки должны имитировать движение колес паровозика. Скорость необходимо постоянно менять. Во время упражнения, которое повторяется пять-шесть раз, «паровозик» произносит: «Пух-пух».

3. «Летящие гуси».
Нужно медленно ходить по комнате. Руками при этом следует махать, словно крыльями. На вдохе они поднимаются, на выдохе — опускаются с произношением звука «г-у-у». Выполнять такое упражнение следует от пяти до восьми раз.

Сегодня большое количество детей имеют различные нарушения в развитии речи и часто болеют. Им порой сложно адаптироваться в детском коллективе. Задача воспитателей заключается в преодолении имеющихся патологических состояний. Чтобы укрепить физическое и психическое здоровье малышей, проводится дыхательная гимнастика в детских садах. Занятия должны проходить с соблюдением следующих требований:

Упражнения выполняются ежедневно по три-шесть минут (их длительность зависит от возраста малышей);

Занятия проводятся в помещении, где открыта форточка, или в проветренной комнате;

Весь комплекс выполняется до еды;

Дети должны быть одеты в свободную одежду, не стесняющую движений.

Дыхательная гимнастика в детских садах должна выполняться при соблюдении определенного темпа.

Дыхательные упражнения для детей с двух лет

  1. Пузырики

Малыш делает глубокий вдох через нос, надувает «щёчки–пузырики» и медленно выдыхает воздух через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

  1. Насосик

Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

  1. Самолет

Вы рассказываете стихотворение, а малыш выполняет движения в ритме стиха:

Самолётик — самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову и делает вдох)Отправляется в полёт (задерживает дыхание)Жу-жу-жу (делает поворот вправо)Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)Я налево полечу (поднимает голову и делает вдох)Жу-жу-жу (делает поворот влево)Жу-жу-жу (выдох, ж-ж-ж)Постою и отдохну (встает прямо и опускает руки).

Повторить 2-3 раза

  1. Мышка и мишка

Вы рассказываете стихотворение, а малыш выполняет движения в ритме стиха:

У мишки дом огромный (ребенок выпрямляется, встает на носочки, поднимает руки вверх, тянется за ними, смотрит на руки и делает вдох) У мышки – очень маленький (присаживается, обхватывает руками колени, опускает голову, делает выдох с произнесением звука ш-ш-ш) Мышка ходит в гости к мишке (ходит на носочках) Он же к ней не попадёт.

Повторить 3 – 4 раза.

  1. Курочки

Родители выполняет движения вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленям. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики для детей 2-4 лет дома — 9 лучших игр для дыхания

В помещении детского сада или дома можно применять следующие игровые элементы:

1. Песенки

Текст песен должен включать как можно больше гласных букв, чтобы на выдохе ребенок долго распевал Аааа, Ээээ, Ююю, Уууу и далее.

Песенки помогают ребенку понять, что такое долгий выдох и глубокий вдох.

2. Веселые бабочки

Вырезают 3-4 цветных бабочки, крепят их на нитки и развешивают на уровне глаз ребенка. После предлагают подуть так, чтобы они начали летать.

Упражнение помогает развить навык непрерывного выдоха. Во время выполнения щеки не должны раздуваться.

Упражнение проводят в течение 10-15 секунд и делают перерыв, чтобы у ребенка не кружилась голова.

3. Мыльные пузыри

Простой и доступный метод выработки резкого выдыхания ртом.

Ребенку следует предложить поиграть в мыльные пузыри (их можно купить, или сделать мыльный раствор самостоятельно), предложив дуть в трубочку для коктейля.

4. Соломинка

Сориентировать малыша на выдох можно при помощи коктейльной трубочки и воды.

Для интереса в воду можно добавить пенящийся краситель.

5. Ветерок

Можно подготовить специальные бумажные палочки с бахромой на конце, их внешний вид должен напоминать деревце или метелочки.

Нужно предложить ребенку стать ветерком, и дуть на изделие до полного выдыхания воздуха.

6. Воздушный шарик

Воспитатель предлагает вдохнуть больше воздуха в грудь, широко раскрыв руки, чтобы превратиться в волшебный шарик.

Затем необходимо шарик «сдуть», произнося длительный звук Ффф и обнимая себя за плечи. *** Надуваем быстро шарик, Он становиться большой. Шарик лопнул, Воздух вышел. Стал он тонкий и худой!

7. Насосы

Педагог предлагает накачать воображаемое колесо от велосипеда, имитируя движение с насосом.

Рекомендуется глубоко вдохнуть, а на выдохе произносить звук «Ссс».

8. Кораблик

В таз с водой поместить бумажный или спичечный кораблик, встать напротив малыша и предложить ему дуть его в противоположную сторону.

Детей может быть несколько, как и корабликов. Игрой можно охватить всю семью.

9. Задувание свечи

Игра может имитировать день рождения игрушки, или просто какой-то тайный ритуал. Для начала зажигают свечу — и предлагают малышу затушить ее своим дыханием. *** Дует Таня на свечу, И я тоже так хочу!

Все эти упражнения можно выполнять и с родителями, при этом их можно всячески совершенствовать. Ежедневные кратковременные игры на дыхание внутри семьи помогают поставить речь и справиться с неуверенностью в себе.

Польза альтернативной разработки

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей впечатляет своими результатами. Простые, но в то же время эффективные упражнения помогают малышам избавиться от целого ряда заболеваний, усиливая результаты как медикаментозных, так и альтернативных способов лечения.

Дыхательная гимнастика для дошкольников по этому методу позволяет устранить такие проблемы:

Болезни носовых пазух хронического характера;

Патологии бронхов и легких, в числе которых пневмония и астма;

Болезни сердца;

Сахарный диабет;

Язвенную болезнь в стадии ремиссии;

Неврологические заболевания.

Гимнастика Стрельниковой усиливает иммунитет, развивает гибкость и пластичность. Замечательным результатом ее использования является устранение нарушений осанки у детей. Это становится возможным благодаря работе практически всех мышц во время выполнения упражнений. Организм ребенка начинает оптимально развиваться. При этом активизируется обмен кислорода в тканях, благодаря чему улучшается работа всех систем и органов.

Дыхательная гимнастика для дошкольников по этой методике позволяет избавить малыша от заикания, которое не поддавалось ни гипнозу, ни какому-либо другому воздействию. Правда, в этом случае к основному комплексу упражнений добавляются индивидуально подобранные.

Комплекс упражнений Cтрельниковой для детей

Методика по Стрельниковой способствует улучшению функционирования не только взрослого организма, но полезна и для детей. В основном она применяется для детей школьного возраста. Дыхание происходит специальным образом.

Положительное влияние техники:

    • улучшается кровообращение в дыхательных путях;
    • улучшает физическую выносливость;
    • устраняет возможные приступы удушья;
    • препятствует возникновению инфекционно-воспалительных процессов;
    • укрепляет иммунитет;
  • улучшает циркуляцию кислорода в легких;
  • повышает умственную способность;
  • снимает боли в горле и дыхательных путях.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой предполагает применение в возрасте в основном от 4 лет, но возможно и более раннее ее использование. Необходима консультация специалиста перед тем, как начинать занятия.

Упражнения из данного комплекса достаточно легки в исполнении и их может повторить любой ребенок. Выполнять их можно как в игровой, так и в обычной форме, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Упражнения — игры, направленные на развитие выдоха

«Веселые снежинки»

Подвешиваем перед лицом ребенка (на расстоянии 10 см) на нитки бумажные снежинки или цветные полоски, и предлагаем ему на них подуть. Делать он должен это стоя и только на выдохе. Затем усложняем задание, отодвигая нити подальше.

«Спортивные фломастеры»

Устраиваем соревнование фломастеров. В упражнении могут принимать участие несколько детей или родители с детьми. Кладем два разноцветных фломастера на стол, определив финишную черту, и дуем каждый на свой фломастер. Первый пришедший к финишу выиграл.

«Праздник»

Организовываем день рождение любимой игрушки. Для этого накрываем праздничный стол из детской или настоящей посуды, рассаживаем гостей игрушек за него и приносим десерт со свечей. Ребенок должен задуть свечу на выдохе, используя большое количество воздуха. Получиться может не с первого раза, повторить упражнение желательно несколько раз.

«Самолетик»

В игре могут участвовать несколько детей. Складываем из бумаги самолетики и ставим их на стол. По команде дети сильно дуют на них, выпуская максимальное количество воздуха. Выигрывает тот чей самолетик улетит дальше.

Комплекс дыхательных упражнений для детей от 2 до 4 лет

«Воздушный шарик». Ребенок ложится на спину, руки на животе. На вдохе медленно надувает животик-шарик, на выдохе – животик-шарик медленно сдувает.

«Волна». Малыш ложится на спину, руки вдоль тела, ноги вместе. Вдох – руки поднимаются вверх и назад, касаются пола. Выдох – руки возвращаются в начальное положение, при этом ребенок произносит: «Вни-и-и-з».

«Часики». Малыш стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Изображая часы, ребенок размахивает прямыми руками назад и вперед, говоря: «Тик-так».

«Водолаз». Ребенок должен представить, что он спускается под воду на море. Делается глубокий вдох, дыхание задерживается так долго, насколько это возможно.

«Паровозик». Ребенок изображает паровоз. Для этого, он идет, делая попеременные движения руками, при этом приговаривая: «Чух-чух-чух». Затем останавливается и произносит: «Ту-ту-тууу».

«Вырасту большим». Малыш стоит прямо, соединив ноги вместе. Руки поднимаются в стороны и вверх. Вдох – подняться на носочки, хорошо потянуться. Выдох – руки вниз, опускается на ступню, при этом произносит: «У-х-х-х».

Данные упражнения нужно выполнять по 4-6 раз каждое. Если ребенок устал, делается небольшой перерыв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector