Отдел гуманитарных программ и детских социальных инициатив

Аничкова усадьба

Три четверти века прошло, а традиции, некогда заложенные здесь, всё живут и помогают воспитывать достойную смену — поколение за поколением. Среди выпускников Аничкова дворца множество самых выдающихся деятелей науки, культуры, спорта. Кроме того, для самых одарённых учащихся существует Аничков лицей, где они получают среднее образование. Пышные парадные интерьеры — стиль русского классицизма, они придают торжественности праздничным вечерам и концертам, воспитывают школьников в духе прекрасного. Ни один сорванец, посещающий экскурсии Аничкова дворца, не плюнет в парадном, не испортит лифт или любое общественное помещение посторонними рисунками или надписями.

В анфиладах гостиных, в залах и кабинетах проводятся официальные приёмы, ассамблеи, выставки, пышные балы и камерные концерты. Однако самое сердце детского дворца — Аничкова усадьба, где много сооружений — памятников архитектуры, в том числе и сам дворец. Это, например, здание Кабинета, Сервизный корпус. Есть здесь и современный комплекс «Карнавал» — концертно-театральный. И всё это окружено великолепными садами. Именно здесь, где находится Детский дом творчества — Аничков дворец, — наиболее полно работает лозунг «Всё лучшее — детям!» Несмотря на возраст более чем солидный, это прекрасное учреждение не устаёт развиваться, причём весьма динамично.

Наследники

В Санкт-Петербурге существует комплексная, поддерживаемая государством программа «Наследники великого города», а в её рамках функционирует движение, организованное в 1990-м Владимиром Ильичом Аксельродом. Называется движение «Юные за возрождение Санкт-Петербурга». Целью его стало формирование гражданских и патриотических чувств молодёжи посредством вовлечения их в область краеведения. Основные задачи — создание условий для самореализации всех участников проекта, учитывая и возраст, и интересы, и склонности, а также поддержка краеведческих объединений для детей, обучение приёмам организаторской деятельности, воспитание лидеров детских объединений. Работа проводится огромная и не заключается она в стенах Аничкова дворца, поскольку предполагает выполнение многих взаимосвязанных подпрограмм. Это путь к возрождению города через просвещение, путь к познанию его через игру.

Здесь школьники выступают как экскурсоводы и краеведы-исследователи, они изучают не только многонациональный Санкт-Петербург, но и всю Россию, даже умеют составлять родословные для желающих школьников. Они следят за памятниками города, обихаживают музеи, охраняют святыни Петербурга. Каждая подпрограмма наполнена конкретным содержанием, и ежегодно это содержание дополняется. Реализуется весь проект через городские смотры и конкурсы, лагерные сборы и конференции. Участвуют в этой программе школьники от шестого класса, студенты и учителя-краеведы, все кружковцы Аничкова дворца. В целом Движение включает в себя пятнадцать клубов, более тридцати команд города и двадцать групп юных экскурсоводов. Более семнадцати тысяч детей участвуют во всех программах Движения.

Дворец — лучший свадебный подарок

В 1809 году Александр I подарил Аничков дворец своей сестре —  великой княгине Екатерине Павловне — по случаю её свадьбы с принцем Георгом Ольденбургским. С 1810-х годов в Аничковом дворце жил поэт В. А. Жуковский. Он был воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. Именно здесь А. С. Пушкин читал Жуковскому оконченную поэму «Руслан и Людмила».

В 1817 году Александр I подарил Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I) к свадьбе. Как водится у царей, здание снова принялись перестраивать: 1817-1820 годах этим занимался К. Росси. Он построил Сервизный корпус, два садовых павильона, перепланировал сад. Усадьба вошла в спроектированный Росси единый ансамбль Театральной площади (ныне площади Островского).

В 1825 году князь Николай Павлович стал императором и через год дал Аничкову дворцу статус императорского. Именно при Николае I в Аничковом дворце проходили балы которые презирал А. С. Пушкин, и которые так любила его жена Наталья Николаевна. 

Хозяевами дворца были Александр II, Александр III, а последней хозяйкой усадьбы была мать Николая II, императрица Мария Фёдоровна. Ей в 1897 году здесь демонстрировали кинематограф, а с 1899 года при Аничковом дворце начала работать школа для детей служащих.

Юношеский Университет Петербурга

Юношеский Университет Петербурга был основан в сентябре 1992 года при участии КПО «Институт Петербурга» как Юношеский факультет Университета Петербурга. Первый учебный план ЮУП был разработан известным петербурговедом, лауреатом Анциферовской премии Г.А. Богуславским. 

Авторская образовательная программа Юношеского Университета Петербурга стала лауреатом VI Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования. 

В Юношеском Университете Петербурга реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности, включающая:

лекции: по истории и культуре, археологии и топонимике, военной истории и геральдике, архитектуре и этнографии, литературном и театральном прошлом Петербурга, о русских императорах и замечательных петербуржцах;

экскурсии: по историческим местам нашего города и его пригородов, во дворцы и храмы, библиотеки и архивы, составляющие славу и гордость Петербурга;

занятия: в семинарах, позволяющих приобрести начальные исследовательские навыки историка, краеведа, генеалога, литературоведа и экскурсовода.

Среди лекторов Юношеского Университета Петербурга известные историки, филологи, искусствоведы, этнографы, археологи, музейные работники.

Занятия в Университете проходят на бюджетной основе, рассчитаны на два года, проходят два раза в неделю (лекции и семинары). 

Экскурсии – 4 раза в месяц (по воскресеньям).

Об эффективности работы Юношеского Университета Петербурга свидетельствуют следующие факты:

  • более 80% его выпускников учатся или уже закончили гуманитарные факультеты Санкт-Петербургского государственного университета, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства, Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств (факультет теории и истории изобразительного искусства), Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 
  • 17 выпускников награждены Международной премией «Звезда Прометея» за высокие достижения в исследовательской деятельности;
  • 30 воспитанников становились победителями и призерами региональных и Всероссийских олимпиад по школьному краеведению;
  • более 40 воспитанников – лауреаты финала Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся «Отечество»;
  • 26 воспитанников – лауреаты международной детско-юношеской научной конференции «Санкт-Петербург – Царское Село. Пушкин и культура»;
  • В активе воспитанников ЮУП также более 250 публикаций в сборниках «Наследники великого города», «Родословные школьников Петербурга», «Экскурсии по Санкт-Петербургу и его пригородам с юными экскурсоводами», VII и VIII Анциферовских чтений, Вторых и Третьих Тихоновских чтений и др.

Руководитель

Владимир Ильич Аксельрод – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории; кандидат педагогических наук; Заслуженный работник культуры Российской Федерации; методист; декан Юношеского Университета Петербурга; председатель Координационного Совета культурно-патриотического молодежного движения «Юные за возрождение Петербурга»; руководитель секции педагогов-краеведов ГУМО заведующих отделами, методистов и педагогов дополнительного образования детей по направлению «краеведение» образовательных учреждений Санкт-Петербурга, зам. председателя Санкт-Петербургского Союза краеведов, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга «Лучший педагог дополнительного образования государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга» в 2019 году.

Образование: Ленинградский государственный университет имени А.А. Жданова, учитель русского языка и  литературы.

Реализует образовательную программу «Город в наследство».

Опыт педагогической работы – 50 лет.

Педагоги

Алексей Дмитриевич Ерофеев – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, член городской топонимической комиссии, журналист, ведущий «Радио Петербург».

Образование: Ленинградский книготорговый техникум.

Реализует образовательную программу «Технология исследовательской работы в области петербурговедения».

Опыт педагогической работы – 20 лет.

Леонид Сергеевич Суханов – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, профессиональный экскурсовод.

Образование: Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики.

Реализует образовательную программу «Основы экскурсоведения».

Опыт педагогической работы – 16 лет.

Аничков дворец в XVIII веке

Завершилось строительство здания в 1756 году. Когда граф Разумовский скончался, Аничков дворец перешёл во владение его брата, президента Академии наук, графа Кирилла Григорьевича Разумовского, а затем в 1775 году усадьбу арендовало петербургское купечество, устроившее во дворце большой маскарад на 2500 человек. 

В 1776 году Екатерина II выкупила дворец у Разумовского и подарила его графу Г. А. Потёмкину. В последующие два года дворец был перестроен для Потёмкина по проекту И. Е. Старова — с той поры дворец имеет классический, а не барочный облик. В 1779 году в саду была создана галерея с экзотическими тропическими растениями. В галерее князь устраивал маскарады, на которых играли до сотни музыкантов, и другие увеселительные мероприятия. Затем Потёмкин продал Аничков дворец купцу Шемякину. Решив что от царских подарков отказываться не подобает, Екатерина II снова выкупила дворец и отдала его Потёмкину. Однако в 1785 году усадьба оказывается проданной вновь, на этот раз в казну.

В 1794 году в здании было решено разместить Кабинет Его Императорского Величества. Аничков дворец стал личной канцелярией царя.  В 1795 году в одном из павильонов дворца временно хранили книжное собрание Иосифа Залусского, ставшее основой для создания Публичной библиотеки, а в 1799 году западную часть усадьбы передали Театральной дирекции.

Фото: ipetersburg.ru

История

Дворец начали возводить по указу Елизаветы Петровны в 1741 году. Пришедшая к власти после дворцового переворота, совершившегося при помощи гвардейцев Преображенского полка, императрица впоследствии повелела на месте полкового двора выстроить дворец.

Проект здания в стиле барокко начал разрабатывать Михаил Земцов, однако спустя два года после начала работ он скончался. Какое-то время строительство вел Григорий Дмитриев. Завершал же работу по возведению дворца Франческо Бартоломео Растрелли .

Дворец достроили к 1756 году. Елизавета преподнесла его в дар своему фавориту Алексею Разумовскому. После его смерти дворец перешел во владение младшего брата Кирилла, у которого был выкуплен в 1776 году императрицей Екатериной II. Она также преподнесла дворец в качестве подарка. Удостоился такой чести граф Григорий Потемкин. К подарку Екатерина добавила 100 тысяч рублей, которые были потрачены на перестройку и обустройство дворца.

Царственные владельцы

В конце XVIII века, в 1785 году, Аничков дворец отошел в императорскую казну. Здесь разместили Кабинет Его Императорского Величества.

В 1809 году Александр I подарил его в качестве приданого своей сестре — Великой княжне Екатерине Павловне. Когда в 1816 году княгиня покинула Россию, дворец снова отошел в казну.

В 1817 году император Александр I снова подарил дворец по случаю бракосочетания. На этот раз своему брату — будущему императору Николаю I. Николай часто проживал во дворце во время поста, проводил здесь придворные балы. И даже поселился здесь на время реконструкции главной императорской резиденции — Зимнего дворца. Здесь рос и воспитывался его сын Александр — будущий император Александр II. Одним из его учителей был поэт Василий Жуковский, которому здесь была отведена собственная квартира.

https://youtube.com/watch?v=iGTHPrKcHRk

В 1841 году Николай подарил дворец на свадьбу сыну Александру, который будет коронован на царство в 1856 году. В 1845 году у Александра II родился сын — будущий император Александр III.

Александр III Александрович в 1866 году обвенчался и в свою очередь получил в качестве свадебного подарка Аничков дворец. Его супругой стала датская принцесса Дагмара, которая после обряда венчания была наречена Великой княжной Марией Федоровной. В этом браке появился на свет сын Александра III и Марии Федоровны — император Николай  II, которому суждено было стать последним российским монархом.  В стенах Аничкова дворца прошло детство Николая.

Александр III выбрал Аничков дворец в качестве своей резиденции. Опасаясь террористов, он повелел возвести глухую стену со стороны площади. После смерти Александра III в 1894 году Аничков дворец перешел во владение Марии Федоровны, которая стала его последней царственной хозяйкой.

Дворец творчества юных

После свершившейся в 1917 году Октябрьской революции Аничков дворец национализировали. С разной продолжительностью здесь функционировали Министерство продовольствия и Музей города.

С началом Великой Отечественной войны и блокады во дворце развернули хирургический стационар. Он принимал раненых всю первую блокадную зиму. В мае 1942 года Дворец снова открыл двери для школьников. В тяжелые блокадные годы во Дворце продолжали работать кружки, библиотека. Здесь проходили олимпиады и новогодние праздники. Детский танцевальный ансамбль Дворца пионеров выступал в военных частях и госпиталях. Воспитанникам ансамбля впоследствии были вручены медали «За оборону Ленинграда».

Сейчас здесь функционирует более чем 200 кружков различной направленности, на любые предпочтения и вкусы:

  • наука
  • техника
  • искусство
  • спорт
  • общественная деятельность

Юные петербуржцы развивают таланты и с увлечением занимаются во Дворце. В его стенах:

  • организован свой оркестр, театральная студия и класс хореографии
  • обучают пению и игре на музыкальных инструментах
  • работает студия изобразительного искусства и фотостудия
  • проводят фестивали и конкурсы, олимпиады и научные конференции и многое другое

За более чем 80-летнюю историю существования Дворца в качестве детского образовательного учреждения выпускниками стали будущие деятели науки, искусства и спорта, достигшие выдающихся результатов. А наиболее талантливые школьники имеют возможность завершить среднее образование в Аничковом лицее.

На базе Дворца творчества юных традиционно проводят финал Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

Музей Аничкова дворца и экскурсии

Сотрудники музея истории проводят обзорные экскурсии по дворцу. Самостоятельное посещение дворца невозможно, его можно осмотреть только в составе экскурсионных групп.

Для того, чтобы посетить парадные залы Аничкова дворца, нужно иметь при себе сменную обувь или бахилы.

Экскурсии

Обзорная экскурсия «Дворец царей — Дворец детей» предусматривает посещение Зимнего сада, парадных залов, дубового кабинета Александра III и библиотеки, а также Комнаты сказок, украшенной, подобно шкатулке, росписями палехских мастеров. Опытные экскурсоводы расскажут об истории и современной жизни дворца.

Экскурсия для школьников длится 1 час, а для взрослых — 1,5 часа.

Игорь Алькин

Стоимость экскурсионного обслуживания

  • Студенты и школьники — 80 руб. (необходимо предъявить студенческий или ученический билет).
  • Взрослые — 200 руб.

Предварительная запись на экскурсию не обязательна, однако каждый экскурсионный поток может вместить не более 25 человек.

Для групповых экскурсий необходима предварительная запись и согласование дня и времени по мейлу: anichkovmuz@mail.ru или по телефону: 8 (812) 310-93-80.

Стоимость экскурсионного обслуживания для групп (до 25 человек)

  • Школьники и студенты — 1250 руб. (один сопровождающий может пройти бесплатно).
  • Взрослые — 6500 руб., включая стоимость входных билетов.
  • Иностранные граждане (от 1 до 10 человек) в сопровождении переводчика — 4500 руб. (экскурсии проводятся на русском языке).

Билеты можно приобрести в кассе главного корпуса дворца, то есть в первом здании справа от входа на территорию комплекса.

Расписание экскурсий меняется, его необходимо уточнять на сайте.

Игорь Алькин

ТЮТ

Театру юношеского творчества в Аничковом дворце, созданному в 1956 году театральным педагогом и выдающимся режиссёром М. Г. Дубровиным, удалось за это время стать уникальным театром, не просто детским. Это прежде всего учреждение, исполняющее воспитательную роль с помощью драматического искусства. Эту миссию ТЮТ Аничкова дворца успешно выполнял всегда, и даже если его воспитанники не связывали дальнейшую жизнь с театром, они его любили всю жизнь, и личность каждого выпускника ТЮТа получалась развитой и гармонично выстроенной. Сейчас здесь занимаются около трёхсот школьников, а в преподавательском составе — двадцать пять превосходных учителей актёрского мастерства, движения, сценической речи, здесь работают и режиссёры, и мастера производственных цехов.

Уже многие тысячи юных петербуржцев получили высочайшие нравственные уроки, выросло много поколений любителей театра. Шестьдесят лет успешно работает стройная и сложная система воспитания, которая включает в себя овладевание целым рядом театральных профессий — и гримёры тут обучаются, и осветители, и костюмеры, и театральные художники. Многие из окончивших ТЮТ работают, возглавляя постановочные части главных театров Санкт-Петербурга и Москвы, все они выросли в высококлассных специалистов в своей области. Примером может послужить получивший три национальные премии Г. Фильштинский — художник по свету. ТЮТ проводит Международные фестивали детских театров, региональные и международные семинары и конференции, посвящённые детскому театральному творчеству.

Аничков лицей

Чистякова Альвина

Клуб юных геологов им.академика В.А.Обручева

Дворец — это совершенно особенный мир, в котором чудесным образом находится все то, что так интересно, притягательно и желанно. Это и захватывающие занятия, и чудесные преподаватели, которые их ведут, и самые близкие, надежные друзья. Здесь встречаешь людей, которые улыбаются в ответ и всегда готовы помочь. Сам Дворец, его атмосфера, интерьеры, почти домашнее тепло и уют каждый раз вдохновляют на создание нового, открытие для самого себя чего-то удивительного и прекрасного. Наверное, именно поэтому хочется возвращаться сюда снова и снова. 

Волжин Дмитрий

Сектор археологии 

Дворец творчества юных — одно из тех мест, где не только обучают детей и подростков различным научным дисциплинам, прививают им определенные навыки и создают условия для общения со сверстниками, с преподавателями, которые всегда готовы поддержать ребенка в его начинаниях, направить на верный путь

Во многих кружках и секциях такая атмосфера, в которой люди становятся ближе, сплоченнее, что не просто важно для детей, но может играть решающую роль в их жизни. . Лично я посещаю занятия не первый год, участвую в различных мероприятиях, выездах, что дало мне не просто знания и друзей, а некое воспитание, ведь именно здесь я понял многие вещи, научился брать на себя ответственность, решать свои и чужие проблемы, если это потребуется

Более того, именно здесь я выбрал свой жизненный путь, именно здесь у меня появился интерес ко многим темам, ко многим вопросам. 

Лично я посещаю занятия не первый год, участвую в различных мероприятиях, выездах, что дало мне не просто знания и друзей, а некое воспитание, ведь именно здесь я понял многие вещи, научился брать на себя ответственность, решать свои и чужие проблемы, если это потребуется. Более того, именно здесь я выбрал свой жизненный путь, именно здесь у меня появился интерес ко многим темам, ко многим вопросам. 

Хочу сказать, что каждый, кто придет сюда, получит куда больше, чем ожидал сначала. 

Коньков Роман

Юношеский клуб космонавтики им.Г.С.Титова 

Прежде всего, Дворец для меня — это Юношеский клуб космонавтики им.Г.С.Титова. Это то место, где я получил все те знания и умения, которые имею сейчас. Это сбывшиеся мечты и достигнутые цели (порой самые невероятные). И, конечно же, это друзья, которые всегда будут рядом и поддержат в трудную минуту. Оглядываясь сейчас назад, я понимаю, что не смог бы пройти весь этот длинный путь без наших педагогов.

С уверенностью могу сказать, что Клуб, а вместе с ним и Дворец, стали для меня вторым домом, где мне всегда рады, и куда я буду приходить всегда. 

Отдел техники

Шарова Анна

Радиоуправляемые модели, беспилотные летательные аппараты

Дворец для меня — это место, где я занимаюсь любимым делом, здесь царит веселая и дружеская атмосфера. В такой непринужденной обстановке за чашкой чая рождаются замечательные идеи, а воплощать их в жизнь помогают наши педагоги. Дворец дает нам массу возможностей проявить себя. Создавая свои модели, я не только обучаюсь техническим навыкам, но и развиваюсь как личность, общаясь с творческими и увлеченными людьми. Поэтому я прихожу сюда снова и снова. 

Арнаутова Валерия

Детский дизайн-центр

Для меня Дворец — это словно второй дом. Место, где тебе всегда рады и, где тебя всегда поддержат. Приходя сюда, забываешь о тревогах и проблемах, полностью отдаешься любимому делу. Дружеская атмосфера, царящая во время занятий, дарит положительные эмоции. С большинством ребят мы знакомы с самого первого дня, поэтому они для меня стали очень близки. Мы помогает друг другу и делом, и советом, не отказываем ни в чем, и всегда готовы протянуть руку помощи. Наши преподаватели очень добрые и отзывчивые — они поддерживают наши идеи, и верят в нас. А ведь чтобы достичь цели, вера в собственные силы очень важна. Таким образом, весь коллектив Дизайн-центра для меня — это семья, а Дворец — наш дом. 

Лукаш Ксения

Детский дизайн-центр

Для меня Дворец — это второй дом. Когда мне было 7 лет, мама впервые привела меня во Дворец на дизайн. Первое время я не могла привыкнуть к совершенно другой, не такой как в школе, атмосфере: здесь я занимаюсь тем, что мне нравится, меня окружают интересные, творческие и увлеченные люди. Спустя некоторое время я поступила в Аничков лицей, и Дворец занял еще большее место в моей жизни. Было очень много дворцовских мероприятий, в которых мне бы хотелось поучаствовать, но такой возможности не было. И в этом мне помог клуб «Стажер». К этому времени количество моих друзей-дворцовцев увеличилось в разы, а территория Дворца для меня теперь стала включать волшебный мир «Зеркального». Дворец помогает мне находить и раскрывать в себе новые таланты, реализовывать возможности, приобретать новых друзей и чувствовать, что я живу полной и насыщенной жизнью. 

Никитин Никита

Морской клуб «Юнга»

Дворец для меня — это место, где можно заниматься тем, что тебе близко и интересно, где у тебя есть верные друзья и товарищи, которые без лишних слов готовы поддержать тебя в трудную минуту, и с которыми просто интересно. Дворец – это место, где есть кто­то, кто нужен тебе, и кто-то, кто в тебе нуждается. Когда я пришел сюда, моя жизни очень круто изменилась: я нашел друзей, интересный мне род деятельности, цель в жизни. Дворец научил меня многому новому, научил тому, что для совершенствования себя и получения знаний нужно прилагать усилия и быть в этом заинтересованным. Я очень благодарен этому месту и людям, которые здесь учатся и работают. 

Дворец для меня — это друзья и педагоги — все вместе в стенах одной лаборатории! 

Дворец для меня — это дом, где живут высокие технологии, оснащенный современным оборудованием, а также это замечательные люди: мои преподаватели, сокурсники и друзья. За годы, проведенные в стенах Дворца, он стал для меня родным домом, где я получил путевку в жизнь с бесценным багажом знаний. 

Аничков лицей

В лицее сначала было образовано восемь классов, где, помимо основного и среднего общего, даётся и дополнительное образование по особым программам. Именно поэтому места в лицее исключительно востребованы. С года создания (1989) здесь обучают комплексно, а поступают в лицей дети, плотно занимающиеся научным и техническим творчеством в кружках и секциях Аничкова дворца. С 1993 года здесь занимаются и девятиклассники. Учебный план в основном академический, но значительно расширен

Особое внимание обращается одинаково на все без единого исключения учебные дисциплины, поэтому за четверть века существования лицей выпустил воспитанников с очень высоким уровнем подготовки. Сегодня здесь обучаются чуть более двухсот лицеистов, которым пришлось выдерживать конкурс в пять-шесть человек на одно место

Обучение результативно: учащиеся побеждают в предметных конкурсах любого уровня — от городских до всероссийских. Сто процентов выпускников Аничкова лицея поступают в вузы Москвы, СПб и любых других городов, непременно продолжая начатые здесь научные изыскания. После окончания вузов они становятся видными учёными и в России, и за рубежом. Основанием для поступления в Аничков лицей являются результаты обязательных вступительных испытаний. Приём ведётся в восьмой и десятый классы. Для желающих попробовать свои силы на сайте лицея представлены примеры заданий, которые будут присутствовать на вступительных испытаниях. После успешной сдачи экзаменов следует зачисление по рейтингу, где льготные категории не учитываются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector