Особенности развития ребенка в 3 года

Возрастные особенности детей 3 года жизни.

Возрастные особенности детей 3 года жизни еще в начале XX в. немецкий ученый Эльза Келер, а затем и отечественный психолог Лев Выгодский выделили в особый этап, который впоследствии получил название «кризиса трех лет». Если еще вчера родителям было трудно приучить малыша к самостоятельности, то теперь все чаще он него слышатся слова «сам!», «хочу/не хочу». Стремление ребенка к независимости нередко сопровождается сложными психологическими проявлениями: непослушанием, негативизмом, упрямством, бунтом. В этот непростой период родители должны выстроить с малышом новые отношения, основанные на спокойном реагировании на его поведение, установке разумных ограничений, поощрении самостоятельности и предоставлении права выбора. Проигнорировав это, можно нанести психоэмоциональному развитию ребенка серьезный вред, который впоследствии нивелирует только психотерапевт.

Дети 3 года жизни имеют широкий спектр эмоций. Они уже не только плачут и смеются, но и грустят, смущаются, восхищаются, нередко склонны к мечтательности и задумчивости. Благодаря совершенствующейся долговременной памяти трехлетки становятся любознательны и любопытны. Он начинают отличать красивое от некрасивого, хорошее от плохого, проявлять симпатию к другим детям и некоторым взрослым, ощущать необъяснимые страхи, причина которых – стремительно развивающаяся фантазия, заставляющая додумывать то, что было увидено в мультиках и книжках, встречено в общественных местах. Родители должны чутко реагировать на подобное, доброжелательно и убедительно «гасить» любые страхи ребенка.

Меняются трехлетки и в социальном плане. Постоянно возрастающая независимость часто делает их привязанность к родителям не такой сильной, как прежде. Поэтому большинство малышей спокойно посещаются детсад, школы раннего развития, надолго остаются с воспитателем или няней. Малыши начинают «замечать» других детей, предлагая им пока еще примитивные ролевые игры. Конечно, многое здесь зависит от психоэмоциональных особенностей каждого ребенка: одни предпочитают играть сами с собой, другие любят бегать и лазать по горкам, третьи проецируют в играх домашние ситуации. Но как бы то ни было, родители должны понимать, что социальная изоляция от сверстников не позволит трехлеткам полноценно развиваться.

Занятия для эмоционального и психологического развития

Для эмоционального развития, совершенствования сенсорики и слухового восприятия пригодятся музыкальные занятия и танцы. Показывайте в книжке веселые картинки, учите шуточные стихи и песни. Ведь смех – одна из самых положительных эмоций, а чувство юмора поможет ребенку в будущем позитивно относиться к жизни, справляться с самыми сложными ситуациями. Родителям стоит знать, что у веселых детей возрастные кризисы проходят намного быстрее и легче

Правильное эмоциональное развитие не менее важно для ребенка, чем познавательное. Кроме того, музыка, цветные картинки, книги, способствуют развитию у малышей сенсорных способностей, фантазии, инициативы

Только в творчестве, которое соединено с обучением, дети могут расти и совершенствовать свои навыки.

Очень хорошо развивает мелкую моторику конструктор. Детали его могут быть разных размеров, и больших, и маленьких. Попробуйте вместе с ребенком построить домик из лего, затем поселите в него зайчика, придумайте вместе сказку об этом. Если вы практикуете раннее развитие, вам пригодится азбука, карточки Домана или кубики Зайцева, тетради, альбомы и другой полезный материал, который совершенствует умственные навыки, логику. Алфавит можно изучать и с помощью обычных книжек, с буквами, рисунками и стишками. Развитию математических способностей способствует изучение цифр, последовательных рядов, в три года можно уже начинать обучать ребенка простым арифметическим действиям. Тематическое занятие должно быть интересным, чтобы малыш не заскучал, и не утратил к нему интерес.

  • Развитие речи 2 3 года

    Кол. голосов:  7

    Развитие речи 2 3 года

  • Развитие речи у ребенка 3-4 лет

    Кол. голосов:  6

    Развитие речи у ребенка 3-4 лет

  • Воспитание от 3 до 6 лет

    Кол. голосов:  6

    Воспитание от 3 до 6 лет

Share

Voting

При использовании любой методики важно правильное планирование занятия. Используйте все рекомендации, которые приведены в пособии

Только четкое передерживание инструкции поможет в полной мере достичь результата. И помните, занятия с ребенком должны приносить ему удовольствие. Поменьше спрашивайте его об усвоенном материале, не устраивайте бесконечные тесты, не будьте слишком строгими. Подойдите ответственно к выбору направления занятия, ведь в возрасте трех лет уже начинают проявляться индивидуальные способности малышей. Если ребенок спокойный, ему больше подойдут интеллектуальные и творческие занятия, если он гиперактивный, стоит больше внимания уделить физическому развитию и подвижным играм. Не забывайте читать ребенку книги, учить с ним стихи. Только таким способом можно совершенствовать память, вырабатывать правильную речь и произношение.

Запомните, сайт или женский форум не то место, где вы должны искать советы или оценивать развитие своего ребенка. Помочь выявить проблему может только консультация педиатра или психолога. Все дети особенные, и развиваются по-своему. Нормы являются довольно условными, а отклонения от них не всегда свидетельствуют о серьезной патологии

Регулярные занятия с ребенком, ежедневное обучение в процессе игры, любовь к нему и внимание, вот что помогает малышу расти и познавать мир правильно

Навыки социального общения

Навыки общения с другими людьми приобретают для ребенка все большее значение. Если раньше он довольствовался общением с родителями, то теперь все больше стремится быть в кругу сверстников. Еще недавно дети играли рядом, в возрасте же 3 лет они начинают играть вместе, делясь игрушками, с удовольствием осваивая совместные ролевые игры:

  • ребенок легко знакомится с другими детьми, хотя некоторые все еще предпочитают самостоятельные игры коллективным;
  • воспринимает и подчиняется правилам определенной игры;
  • во время игры видит и понимает опасность, может предотвратить ее;
  • в общении с окружающими употребляет слова «спасибо» и «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания».

Перечисленные умения и навыки – результат познавательных и развивающих игр, активного общения с близкими людьми и сверстниками. День ребенка в этот период должен быть насыщенным и разнообразным, наполненным новыми эмоциональными и тактильными ощущениями. Однако не стоит переусердствовать, иначе не избежать перевозбуждения и плохого сна. Режим для малыша все еще очень важен, а активные игры к концу дня желательно сменять спокойными, не оставляя без внимания чтение на ночь.

Речевые навыки

Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Это уже не корявый односложный разговор, а связные предложения с изменением слов по падежам и склонениям. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них 500-600 слов. Однако не все дети разговаривают свободно, многие не выговаривают шипящие звуки и звук . Обязательные же речевые навыки состоят в следующем:

  • правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей;
  • составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;
  • предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;
  • запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;
  • легко узнает и называет знакомые ему предметы;
  • составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;
  • употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
  • знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;
  • различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);
  • ведет диалог, связно отвечает на вопросы.

Поздравление 3 летием мальчику словами

С днем рождения, малыш, Целых три сегодня. Охраняет пусть тебя Благодать Господня.

***

Славным мальчиком расти, Умным и здоровым, Любопытным, озорным, Добрым и толковым.

***

Уже большой такой мальчишка, Веселый, добрый, озорной, Играешь ты в мячи, машинки, Смешной проказник ты такой!

***

И я тебя спешу поздравить, С тем, что тебе сегодня три, Желаю быть тебе здоровым, Послушным мальчиком расти!

***

Сколько мальчику? Три года! Ты, как солнце с небосвода, Счастьем, радостью сияешь, Все вокруг ты озаряешь.

***

Поздравляем, наш котенок, Светлый, солнечный ребенок! Наш звоночек, наша детка, Любим тебя крепко-крепко!

***

Мы любим тебя, дорогой, всей душой, Наш самый любимый и замечательный! Сегодня три года тебе, ты большой, Крепыш наш серьезный и обаятельный!

***

Желаем здоровым, веселым расти, И с каждым днем новый мир открывать, Ведь столько всего тебя ждет впереди, О чем ты пока и не можешь мечтать!

***

***

Ведь все желания и мечты Сегодня сбудутся, как в сказке, Чтоб всех счастливее был ты, Чтобы сияли твои глазки!

***

Вот, дружок, тебе три года, Ты большой, ещё расти, Пожелай чего угодно — Всё должно произойти!

***

Пусть исполнятся желанья, Радость будет впереди, Солнце встанет утром ранним, Маму ты не подведи —

***

С днем трехлетия тебя Поздравляю от души! Бодрым и веселым будь всегда, У тебя пусть сбудутся мечты.

***

Будут рядом пусть друзья, Настроенье будет классным. Не ругает пусть вовек семья, Будет все пускай прекрасно.

***

Тики-таки ходики. Тебе теперь три годика! Был малюсенький комочек, А теперь большой сыночек!

***

Будь, зайчонок, молодцом. Кушай рыбку с яйцом. Жуй морковку, пей чаек. Стань здоровым как бычок.

***

Бегай шустро по дорожке. Смейся звонко, как звонок. Дружи с Олей и Антошкой. Будь счастливым, паренек!

***

Юный друг, тебя я поздравляю! От души желаю я тебе, Пусть будет ровною дорога При твоей маленькой ходьбе.

***

***

Сколько лет тебе, скажи! Ну-ка, ручку покажи! Спрячь два пальчика, смотри — Их осталось только три! Да, тебе не два, а три! Ты всем так и говори! Веселись и не болей И расти ещё быстрей!

***

Целых три уже мальчишке, Парень очень боевой. Маме с папой сносит крышу — Не соскучишься с тобой.

***

Я желаю быть здоровым, Смелым, шустрым малышом. Пусть судьба тебя согреет Теплым, ласковым лучом.

***

Новых сказочных открытий Пожелаю я тебе. Будь послушным и смышленым, Самым добрым на земле.

***

Оглянуться не успели, Как три года пролетели! Вырос и окреп малыш, И прежних дней не повторишь.

***

Ни первый шаг, ни первый слог Не позабудутся, Все пожелания родных Пусть сбудутся!

***

Зато вперед к свершеньям новым Зовет его теперь судьба, Пусть будет умным и здоровым, Пусть будет счастлив он всегда!

***

Целых три уже мальчишке — Настоящий джентльмен. Детство пусть тебе подарит Много ярких перемен.

***

Ты расти, малыш, здоровым, Сильным, бойким, волевым. Маму с папой только радуй Нравом добрым, но крутым.

***

***

Научился одеваться, Сам садится на горшок. Очень любит умываться И лепить зимой снежок.

***

Пожелаем сил, терпенья. Каждый день — как чистый лист. Ваш мальчишка, без сомненья, Подрастающий артист.

***

С днем рождения, мальчишка, Поздравляю от души. Ты в три года шалунишка, Все проказы хороши.

***

Я желаю быть здоровым И на радость всем расти, Счастье, новые победы Ждут тебя пусть впереди.

***

Три годика — какой большой! Отважный, смелый, наш герой, Но, как и прежде, озорной, Уж не соскучишься с тобой.

***

Тебе желаем мы добра, Здоровья крепкого, тепла, Чтоб кашку кушал и крепчал, Всегда и всюду побеждал!

***

Тебе три годика сегодня, И ты такой большой, малыш. Уже болтаешь так свободно, Проказничаешь и шалишь.

***

Родительскою окружен любовью, Растёшь, ну прямо джентльмен. Тебе желаем мы здоровья, И сказки доброй каждый день.

***

Игрушек много, разных-разных, Друзей хороших, прям как ты. И детства яркого, прекрасного, Чтобы сбывались все мечты.

Учим ребенка убирать за собой

Воспитывая дисциплину, вы можете привить ребенку навык аккуратно складывать вещи по местам, собранности, чистоплотности. В 1,5 — 2 года ребенок должен знать, где хранятся его носки, футболки, машинки, куклы. Привлекайте его к уборке игрушек перед сном, просите достать синюю кофту для прогулки из нижнего ящика. Так в 3 года малыш сможет помогать вам складывать личные вещи по местам и без напоминаний, а сразу после раздевания. Многие родители отмечают, что привычка убирать за собой формирует нежелание раскидывать вещи по квартире.

Молодым родителям стоит понимать, что навыки и умения 3-х летнего малыша не формируются за один день. Прививать правила поведения, обучать действиям ребенка нужно с самого рождения, постепенно увеличивая их сложность.

Advertisement

Кризис трёхлетнего возраста

Для детей от 3 лет свойственно изменение в поведении, которое способно вызвать у большинства родителей панику и непонимание. Однако всё не так страшно. Для детей этого возраста перемены в поведении и характере являются абсолютно нормальными.

Единственно, что успокаивает, что после своего пика кризис быстро проходит, а ваш сын или дочь начинает многое понимать.

Признаки кризиса трёхлетнего возраста:

  • «Нет» – именно это слово малыш повторяет чаще всего в ответ на любое предложение;
  • Ребёнок упрямится и настаивает на собственном мнении;
  • Малыш отказывается выполнять действия, которые до этого спокойно делал, например, убирать за собой игрушки;
  • Отказ от помощи. Даже если у него что-то не получается, он будет настаивать на том, чтобы сделать это самостоятельно;
  • Ребёнок противится всему, что предлагают ему родители или другие взрослые. Своё недовольство может также проявлять в драке;
  • Малыш, который до этого был тихим и спокойным, может начать кричать, драться, ломать вещи и игрушки. Причём делает он это демонстративно;
  • Он начинает ревновать к маме всех. В особенности это касается отца, братьев или сестёр.

Такое поведение связано с тем, что малыш с возрастом начинает понимать, что он может влиять на всё, что происходит вокруг, а также на людей. Кроме того, ему нравится самому решать, что и как делать, куда идти и т.д. Он чувствует себя большим и таким поведением пытается требовать уважения к себе. Бунт, истерики, крики и упрямство тяжело переносятся не только родителями, но и малышом, так как он не понимает, что происходит с ним, и не может самостоятельно справиться с эмоциями, которые на него нахлынули.

В этом возрасте малыш для достижения собственных целей чаще всего прибегает к истерикам. Именно поэтому он начинает их закатывать исключительно в людных местах или же на глазах тех, кто больше всего поддаётся на его манипуляции.

Родителям будет намного проще пережить этот этап жизни, если они прислушаются к следующим советам:

  1. Измените свой подход. Примите то, что он уже вырос и не мешайте ему делать то, что он может сделать и без вашей помощи.
  2. Дайте малышу возможность делать самостоятельный выбор или хотя бы иллюзию этого выбора. Например, спросите его, какой из двух свитеров он оденет сегодня в садик.
  3. Просите его о помощи и не заставляйте делать что-либо. Если он не хочет убирать игрушки, не настаивайте, а попросите вам помочь. Можно в форме игры «Кто быстрее?».
  4. Делайте запас во времени, чтобы малыш успевал сделать всё самостоятельно.
  5. Если он начинает закатывать истерику, то не обращайте на неё внимания, сохраняйте спокойствие и твёрдо скажите «нет». В противном случае, такое поведение будет повторяться довольно часто.
  6. Если ребёнок в истерике решил упасть в лужу или прямо на проезжей части, то перенесите его в место, безопасное для его здоровья и жизни, и оставьте кричать там.
  7. Не кричите на малыша и не ругайте его за истерики. Вместо этого, постарайтесь ему помочь и объяснить, как выражать свои чувства и эмоции словами.

Двигательные навыки

Трехлетние дети очень активны и подвижны. Координация уже полностью развита, малыш свободно контролирует свои движения, проверяя собственные возможности и способности:

  • уверенно и быстро бегает;
  • играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит;
  • легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикальной, чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через ступеньки;
  • сам забирается на горку и скатывается с нее;
  • держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;
  • ходит задом наперед;
  • ездит на трехколесном велосипеде;
  • держит равновесие и прыгает на одной ноге;
  • кувыркается вперед и назад.

Переполняющую малыша энергию лучше пустить в нужное русло, определив его в одну из секций для самых маленьких, где он будет развиваться физически. Очень хорошей тренировкой двигательных функций и координации является плавание. Делать это необходимо под руководством опытного инструктора.

5 лет

Активно начинает общаться со своими сверстниками и пытается построить дружеские отношения, хочет стать частью общества. Поскольку это дошкольный возраст, то учится выполнять задания и развивать мышление.

Что должен уметь ребёнок до 5 лет:

  1. сосредоточиться на чем-то до 30 минут или больше;
  2. знать дни недели и время суток;
  3. использовать абстрактные понятия;
  4. удерживать в памяти несколько историй за раз;
  5. произносить правильно все звуки («р» может быть исключением);
  6. иметь словарный запас до 3 000 слов;
  7. понимать, что другим тоже может быть больно или страшно;
  8. играть в сюжетные игры с другими;
  9. складывать пазлы;
  10. выполнять указания родителей.

Все нормы являются приблизительными, и нужно учитывать, что каждый ребёнок развивается в индивидуальном темпе.

Но если слишком отличается от указанных пунктов, стоит обратиться к специалисту, который поможет родителям и ребёнку наверстать упущенное.

Автор статьи: Марина Домасенко

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Ночные ужасы: почему они случаются и что с ними делать

Что такое ночные кошмары

Ночные кошмары – это нарушения сна, при которых ребенок может внезапно  плакать, кричать, стонать, бормотать в постели с широко открытыми глазами, но без бодрствования. Поскольку она застряла в некой сумеречной зоне между сном и бодрствованием, она не знает о вашем присутствии и вряд ли будет реагировать на все, что вы говорите или делаете. Эпизод  длится от двух до 40 минут, и когда он закончится, ваш ребенок внезапно снова ложится спать без памяти об этом инциденте.

Чем ночные кошмары отличаются от ночных ужасов

Sixtine fights a monster in her bedroom in Laure Fauvel’s “Terreurs”, 2014, in Paris, France. An imaginative photographer has brought to life monsters that haunt children’s nightmares. Armed with sticks, wands and swords the eight and nine year-olds appear to be getting the upper-hand against the villains. Parisian photographer Laure Fauvel, 22, said: I wanted the children not be victims and to fight the monsters. (Photo by Laure Fauvel/Barcroft Media)

В отличие от ночного ужаса, кошмар оставляет вашего ребенка по-настоящему бодрым – она может вспомнить свой сон и иногда говорить об этом. Кроме того, детям снятся кошмары во время сна часто в ранние утренние часы между 2 и 6 часами утра. С другой стороны, они обычно испытывают ночные страхи в первые несколько часов ночи во время глубокого сна без сновидений.

Самый простой способ определить разницу между ночным ужасом и кошмаром – это спросить себя, кто более расстроен этим утром. Если ваш ребенок более взволнован, у него был кошмар. Если вы тот, кто обеспокоен, у нее, вероятно, был ночной ужас.  «Ужас»  длится гораздо дольше у родителя, который наблюдал за ним, чем у ребенка, который его пережил.

Что вызывает ночные кошмары и можно ли их предотвратить

Нет определенного способа предотвратить ночные кошмары, потому что никто точно не знает, что их вызывает. Ночные кошмары могут возникать из-за неустойчивого или недостаточного режима сна или любого типа недосыпания. Они  вызваны стрессом в течение дня или чрезмерной усталостью.  Что будет известно, что, сами по себе, ночные кошмары не значит у ребенка есть психологическая проблема.

Решение любых других проблем со сном, которые есть у вашего ребенка (например, вставание среди ночи ), и обеспечение того, чтобы он регулярно ложился спать с успокаивающим режимом и получал достаточно часов сна, может помочь предотвратить ночные страхи. В некоторых случаях ночные кошмары  вызваны апноэ во сне , серьезное, но поддающееся лечению расстройство, при котором увеличенные миндалины и аденоиды (нормальные ткани в горле) блокируют дыхательные пути во время сна, затрудняя дыхание и побуждая ребенка частично проснуться.

Как развить навыки самообслуживания?

Любой, даже незначительный труд, должен приносить ребёнку радость. Поэтому навыки самообслуживания следует прививать малютке постепенно, в игровой форме и с учётом возрастных особенностей. Примером для подражания должны стать родители.

Чтобы малыш мог самостоятельно одеваться, следует показать, где у колготок пятка, а где носок и как правильно просовывать в них ножку; объяснить, что у кофточки есть лицевая сторона и изнанка.

Карапуз должен самостоятельно умываться, поэтому взрослым следует показать ему, как намыливать руки, затем промывать их, удаляя пену, стряхивать ладошки перед раковиной, чтобы не забрызгать окружающих и протирать их насухо полотенцем.

Обучая кроху владению ложкой, можно разыграть сценку: взять куклу и мишку, изображая, как одна игрушка «учит» другую пользоваться столовым прибором. Аккуратность в еде прививается в процессе сервировки стола. Застелив красивую скатерть, следует предложить ребёнку салфетку, это придаст ситуации торжественности, и малыш сразу станет внимательнее.

Если ребёнок испачкает салфетку, нужно заменить её новой: малютке стает неловко, и он будет впредь есть аккуратно. Такие простые манипуляции воспитывают в детках дисциплинированность и самостоятельность. Освоенные навыки позволят непоседам комфортно чувствовать себя в детском саду, помогут в общении с друзьями.

Прививая ребёнку самостоятельность, родителям нужно учитывать следующие моменты:

избегать поторапливаний и одёргиваний. Малышу нужно время для освоения навыка

Очень важно не ругать кроху публично. Это нанесёт самолюбию ребёнка серьёзный удар и отобьёт желание продолжать учёбу;

не скупиться на похвалу

Когда родители часто восхищаются достижениями крохи, он чувствует мощную поддержку. Важно замечать и одобрять каждое, даже незначительное достижение карапуза, будь то «работа» ложкой во время еды или обычная уборка игрушек. Ребёнок должен чувствовать, что взрослые радуются его успехам и уверены в его силах. Следует помнить, что чрезмерная похвала пагубно влияет на характер малютки;

проявление самостоятельности должно оставаться в рамках общепринятых норм. Например, ребёнок заметил, как папа подарил маме красивый букет и решил сделать также – сорвал с клумбы цветы. Как поступить правильно? Сначала нужно поблагодарить малютку за щедрость, а затем выразить огорчение способом достижения результата. После чего следует совместно с ребёнком искать приемлемые варианты разрешения ситуации: предложить сделать аппликацию, нарисовать цветы или помочь папе выбрать букет. Только так малыш поймёт, что его действия не выходят за рамки принятых правил;

проявлять терпимость. Не стоит второпях собирать игрушки, потому что давно пора спать, или помогать малышу одеваться, поскольку можно опоздать в садик. Надо подождать несколько минут, давая ребёнку возможность самостоятельно справиться с задачей. Не следует нервничать, если в ванной несколько дней царит беспорядок, зато малыш научится умываться самостоятельно. Чем больше будет практики, тем быстрее пойдёт процесс обучения;

помнить про безопасность. Ребёнка нельзя оставлять одного. Нужно обсудить с ним границы дозволенного, объяснив, почему опасно включать плиту или резать хлеб ножом. Запреты крохе вряд ли понравятся, но в результате он усвоит правила.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector