Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Программы развивающего ухода

Программы развивающего ухода

Информационно-методический сборник для специалистов 

"Развивающий уход за детьми с тяжелыми и
множественными нарушениями развития"

 

“Когда вы подходите к ребенку с уважением, вы сообщаете ему, что вы намереваетесь сделать, и даете возможность ответить, Вы исходите из того, что он обладает должной компетенцией и вовлекаете его в процесс ухода, позволяя ему, насколько это возможно, решать свои проблемы самостоятельно. Вы даете ему физическую свободу и не торопите его развитие.”

Магда Гербер, ученица Эмми Пиклер и представитель ее философии в США

Мы глубоко убеждены, что каждый ребёнок имеет право быть понятым и принятым нами, принимать активное участие в событиях своей жизни, иметь возможность выражать свои желания. Комплексный подход, совместная работа и ориентация на ценность каждого ребёнка как личности делает возможным переход от медицинской к социально-индивидуальной модели сопровождения – как основе развития максимально возможной самостоятельности детей даже с наиболее тяжёлыми и множественными нарушениями развития (далее с ТМНР).

На текущем этапе в учреждении осуществляется внедрение, отработка, обобщение новых технологий и наиболее эффективных социальных практик сопровождения детей с ТМНР. Опираясь на принципы нормализации жизни (Бенгт Нирье) и заботы с уважением (Эмми Пиклер), в качестве основного подхода был выбран метод развивающего ухода.

Развивающий уход – метод ухода за детьми, имеющими ТМНР, в процессе которого помимо задачи осуществления непосредственного ухода перед лицом, осуществляющим уход, стоит задача установления эмоциональных отношений и развития способностей и возможностей подопечного, а именно, развития собственной активности несовершеннолетнего, развитие коммуникативных способностей ребенка, навыков самообслуживания с целью последующего сокращения помощи со стороны родственников, персонала учреждения, а также повышения качества жизни несовершеннолетнего.¹

Принципы развивающего ухода:

- принцип уважения личности ребенка;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип ориентированности на формирование основных жизненных компетенций;

- принцип развития собственной активности ребенка;

- принцип социальной интеграции.²

         ___________________________

        ¹Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития:информационно-методический сборник для специалистов /под ред. Битовой А.Л., директора РБОО «Центр лечебной педагогики», Бояршиновой О.С., канд. биол. наук – М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2017. - С.85.

          ² Там же. -  С. 8-9.

ПЛАН

мероприятий по внедрению развивающего ухода  за детьми  с  тяжелыми  множественными нарушениями развития (далее ТМНР)

/№

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственные

1

Формирование отделений с учётом тяжести физиологического состояния, реабилитационного потенциала и индивидуальных особенностей детей

Июль 2017 г.

врачебная комиссия

2

Распределение детей по комнатам с учётом родственных связей и гендерных признаков

Июль 2017 г.

Зам. директора Баландина Н.В., зав. отделением социально-педагогической реабилитации

Сосновских Е.В., зав. медицинским отделением Гниненко С.В.

3

Разработка индивидуальных программ физического сопровождения (подбор стабильной и удобной позы для каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, профилактика вторичных нарушений, подбор технических средств реабилитации и средств для позиционирования, обеспечение условий для  спонтанной двигательной активности)

Июль 2017 г. - постоянно

Зав. отделением социально-педагогической реабилитации

Сосновских Е.В., заведующий медицинским отделением Гниненко С.В.

4

Разработка алгоритмов повседневного ухода за детьми с ТМНР

Август – декабрь2017 г.

Зам. директора Баландина Н.В., заведующий отделением социально-педагогической реабилитации

Сосновских Е.В.,

зав. медицинским отделением Гниненко С.В., старшая медицинская сестра Юркова О.Ф.

5

Обучение младшего медицинского персонала приёмам развивающего ухода

Сентябрь  -ноябрь 2017 г.

Зам. директора Баландина Н.В., заведующий отделением социально-педагогической реабилитации

Сосновских Е.В.,

зав. медицинским отделением Гниненко С.В., старшая медицинская сестра Юркова О.Ф.

6

Создание оптимальной  и комфортной среды для жизни и  развития детей с ТМНР (моделирование среды для каждого конкретного случая)

Сентябрь 2017 г. -постоянно

Зав. отделением социально-педагогической реабилитации

Сосновских Е.В., воспитатели

6.1

Создание «маленькой комнаты» для ребёнка с полной потерей зрения

Сентябрь  -октябрь 2017 г.

инженер по ТСР Дергачев И.В., воспитатель Шапочкина И.Н.

6.2

Формирование пилотной группы по семейному типу

Ноябрь 2017г.  -постоянно

Зам. директора Баландина Н.В., зав. отделением социально-педагогической реабилитации

Сосновских Е.В., воспитатель Кунц Е.Г.

7

Оформление игровых и жилых комнат (зонирование пространства, обогащение сенсорной среды, обеспечение доступности)

Сентябрь 2017 г. -постоянно

Зам. директора Баландина Н.В., зам. директора Жильченко Н.А., зав. отделением социально-педагогической реабилитации

Сосновских Е.В., воспитатели

8

Разработка индивидуальных  программ развивающего ухода  для детей с ТМНР

Сентябрь 2017 г. -постоянно

Зав. отделением социально-педагогической реабилитации

Сосновских Е.В., зав. медицинским отделением Гниненко С.В.,

воспитатели

9

Внедрение метода альтернативной коммуникации для детей с ТМНР

Сентябрь 2017 г. -постоянно

Зав. отделением социально-педагогической реабилитации

Сосновских Е.В., воспитатели

10

Обеспечение организованной занятости для детей с ТМНР (утренний круг, групповые и индивидуальные занятия)

Сентябрь 2017 г. -постоянно

Зам. директора Баландина Н.В., зав. отделением социально-педагогической реабилитации

Сосновских Е.В., воспитатели

11

Проведение тестирования для младшего медицинского персонала по приемам развивающего ухода

Ноябрь 2017 г.

Зам. директора Баландина Н.В., заведующий отделением социально-педагогической реабилитации

Сосновских Е.В.,

зав. медицинским отделением Гниненко С.В., старшая медицинская сестра Юркова О.Ф.

12

Оценка реализации внедрения программ развивающего ухода

Май 2018 г.

Доцент кафедры общей и социальной педагогики СФУ, кандидат биологических наук А.В. Чистохина, Попечительский Совет учреждения, директор Бердникова З.В., зам. директора Баландина Н.В., зав. отделением социально-педагогической реабилитации

Сосновских Е.В.,

зав. медицинским отделением Гниненко С.В., старшая медицинская сестра


 

Директор                                         З.В. Бердникова

г. Красноярск  ул. Сады, 4 «ж»

Телефон: 8(391)247-78-53    E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.